Никольский морской собор

Архитектура и внутреннее убранство

За образец храма был взят Астраханский собор, весьма понравившийся Петру I при посещении города. Он вознамерился построить такой же в Санкт-Петербурге, но преждевременная кончина императора помешала исполнению задуманного. Однако сходство этих соборов ограничивается, пожалуй, лишь пятиглавием. Это было редкостью для Петербурга того времени, поскольку уже пол-столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора — одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов рассматривалось как возвращение к русской православной традиции.

Руководил строительством собора архитектор С.И. Чевакинский с помощью каменных дел мастера Михаила Алексеевича Башмакова. Чевакинский предусмотрел постройку православного храма «в два апартамента» (в два этажа) со сводами, имеющего форму равноконечного креста. Здание изящно декорировали колоннами, установленными по три на высоких постаментах. Церковь венчали пять великолепных башен с позолоченными куполами и ажурными крестами, из коих центральная восьмигранная — чуть выше боковых — четырехгранных.

Чевакинским был сделан эскиз иконостасов верхнего и нижнего храмов и составлен перечень необходимых икон. Написание необходимых икон для иконостаса верхнего храма было поручено Федоту Лукичу Колокольникову. Братья Колокольниковы — Федот, Мина и Иван – были хорошо известны в Петербурге как лучшие живописцы, они принимали участие в росписи многих храмов и дворцов, писали образа для дворцовой церкви в Царском селе.

Написание образов для иконостаса нижнего храма было поручено Мине Колокольникову. Предполагалось написать 42 образа, но сюжеты их были не так сложны и не так велики, как в верхнем храме. Как только строительство было завершено и подготовлен сам иконостас иконы были доставлены в храм и помещены в него.

Резные иконостасы, выполненные в едином стиле, для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков во главе с Игнатием Филимоновичем Канаевым. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Работа по установке иконостасов была полностью окончена в обоих храмах к середине 1760 года.

Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства Петербургских храмов XVIII века и являются типичным примером соединения приемов иконописи со светской западноевропейской живописью. Кроме того в иконостасе верхнего храма ясно читается государственная тема. В правой части иконостаса среди храмовых икон расположен образ св. ап. Петра напоминающего о Петре Великом, а в левой части — находятся иконы небесных покровителей императрицы Елизаветы Петровны — святой Елисаветы; наследника цесаревича Петра Феодоровича (будущего Петра III) — святого Иануария (по дню рождения) и супруги его Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) — святой Екатерины, а также икона святителей Климента Римского и Петра Александрийского — на день их памяти приходится восшествие на престол Елизаветы Петровны.

Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны делят храм на 7 нефов различной длины. Резные царские врата напоминают золотое кружево. В центре храма на ближайшем к иконостасу северном столпе установлена проповедническая кафедра, с которой в древние времена зачитывались царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столпа устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно малиновым бархатом. Здесь часто бывали русские цари и царицы.

В парусах центрального барабана, вместо традиционного изображения евангелистов помещены Российский императорский герб, поддерживаемый ангелами — в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е I» — в юго-восточном и северо-западном. В самом барабане под световыми окнами в 1830 году были написаны изображения четырех евангелистов и четыре живописных сюжета: Преображение Господне, восхождение на огненной колеснице пророка Илии, Воскрешение Лазаря и Исцеление расслабленного.

Привлекает внимание и трехъярусное паникадило. Прямо под ним парит ангел с пальмовой ветвью и венцом в руках

В первом ярусе расположены литые скульптуры Спасителя, Иоанна Предтечи и четырех евангелистов. Высота фигур около 35 сантиметров. Во втором ярусе помещены 6 ангелов, а в третьем — шесть урн с пламенем. Венчает конструкцию стоящий на облаке ангел. Паникадило было привезено из Нюрнберга и было сделано из меди. Золотили паникадило уже в Петербурге.

Интерьер и ценности

Интерьер собора повторяет его наружную отделку и является уникальным, так как предметы того времени в Санкт-Петербурге почти полностью утрачены.

Внутреннее убранство

Резные, позолоченные иконостасы, выполненные по эскизам Саввы Чевакинского, расположены в верхнем и нижнем храмах. Их украшают иконы работы мастеров Колокольниковых. Великолепную резку по дереву выполнил мастер Игнатий Канаев. Серебряная утварь для храма была изготовлена неизвестным столичным ювелиром.

Верхняя церковь отличается особо богатым интерьером:

  • своды украшает медное позолоченное паникадило, изготовленное в Германии
  • врата, ведущие в алтарную часть, напоминают золотое кружево
  • устроено «царское место», оформленное золотой резьбой и обитое бархатом малинового цвета

Святыни

В соборе хранится около трех десятков образов особо почитаемых святых, среди которых:

  • Тихвинский образ Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Владимирская икона Божией Матери
  • икона великомученика и целителя Пантелеимона
  • икона святой блаженной Ксении Петербургской

Частицу мощей, которая находится в медальоне, преподнес в дар митрополит Гор Ливанских в 1947 году. В алтарной части нижнего храма хранится частица ковчега святителя Николая.

Еще одной ценностью собора является мощевик с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых:

  • Иоан Предтеча
  • Андрей Первозванный
  • целитель Пантелеймон

В центре мощевика находится частица Животворящего креста Господня, которую в 2010 году передал в собор Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Наружное убранство Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге

Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.

В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.

Из истории храма

Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца. Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.

Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца. Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.

modelena

Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось. Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским. Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.

Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.

Фотографии Никольского собора

Никольский собор: Фото Карта

Страны мираРоссияГородаСанкт-ПетербургДостопримечательностиНикольский собор

В данной подборке находится 21 фотография Никольского собора в хорошем качестве, которые сделаны туристами, местными жителями и фотографами. На нашем сайте также можно найти фото других достопримечательностей Санкт-Петербурга и России, для этого Вам необходимо перейти в соответствующий раздел на странице объекта. Помимо Никольского собора, наши посетители часто ищут фото Аничкова дворца, Воронцовского дворца в Петербурге, Спаса-на-Крови, Исаакиевского собора и Парка Победы в Санкт-Петербурге.

вконтакте facebook twitter

Фото Санкт-Петербурга и его достопримечательностей Фото Санкт-Петербурга Фото Зимнего дворца Фото Кунсткамеры Фото Эрмитажа в Санкт-Петербурге Фото Исаакиевского собора Фото Медного всадника Фото Петропавловской крепости Фото Спаса-на-Крови Фото Летнего сада Санкт-Петербурга Фото крейсера Аврора Фото Казанского собора в Санкт-Петербурге Фото Юсуповский дворец Фото Васильевского острова Фото Метро Санкт-Петербурга Фото Смольный Фото Фонтанки Фото Обводного канала Фото Мариинского театра Фото Московского вокзала Фото Михайловского театра Фото Аничкова моста Фото дворца Меншикова Фото Музея воды Фото Александро-Невской Лавры Фото Английской набережной Фото Александровской колонны Фото Адмиралтейского района Фото Никольского собора Фото Александринского театра Фото Михайловского замка Фото Домика Петра I Фото Таврического дворца Фото Сенатской площади Фото Дворцовой площади в Петербурге Фото Океанариума Санкт-Петербурга Фото Смольного собора Фото Михайловского дворца Фото Мраморного дворца Фото Музея Ломоносова Фото Филармонии в Санкт-Петербурге Фото Литераторских мостков Фото Зоопарка в Санкт-Петербурге Фото Государственного Русского музея Фото Дворцовой набережной Фото Парка Победы в Санкт-Петербурге Фото Аничкова дворца Фото Санкт-Петербургского монетного двора Фото Университетской набережной Фото Строгановского дворца Фото Музея Суворова Фото Адмиралтейской набережной Фото Пулковской обсерватории Фото Центрального военно-морского музея Фото Музея истории Санкт-Петербурга Фото Дворца Белосельских-Белозерских Фото Мариинского дворца Фото Летнего дворца Петра I Фото Николаевского дворца Фото Петровской набережной Фото Шуваловского дворца Фото Музея Анны Ахматовой Фото Музея современного искусства Эрарта Фото Музея Достоевского в Санкт-Петербурге Фото Елагина дворца Фото Смоленской церкови Фото Мечети Санкт-Петербурга Фото Музея Набокова Фото Музея театрального и музыкального искусства Фото Памятника Екатерине II Фото Музея политической истории России Фото Воронцовского дворца в Петербурге Фото Музея-квартиры Римского-Корсакова Фото Музея-квартиры Блока Фото Музея Зощенко Фото Музея-усадьбы Державина

Показать все альбомы

Никольский собор

Описание Фото Погода Карта

Интерьер собора

Интерьеры собора представляют собой тонкое единство сакрального, возвышенного стиля и дворцового, при всей пышности и роскоши — мирского. Столь спорный синкретизм весьма распространён в традиции русского храмового строительства, а в случае с Никольским собором и особенно уместен: военная, морская тематика храма неотделима от светскости, ведь морякам приходится стоять на страже всего мира — и духовного, и мира мирского, светского.

Нижняя трёхпридельная церковь храма освящена именем св. Николая Чудотворца — покровителя всех странствующих, путешествующих и плавающих. Однопрестольная верхняя церковь освящена именем Богоявления Господня. В этих церквах до сей поры сохранены иконостасы XVIII века авторства С. Никулина и И. Канаева с образами, писанными братьями Колокольниковыми — Федотом (в верхней церкви) и Мином (в нижней церкви).

Особого внимания заслуживает колоннада верхней церкви — признанный шедевр декоративного искусства, чей проект был разработан Чевакинским в 1755 году. В композиции, выборе мотивов, орнаментов, колористике колоннады и иконостаса чудным образом сплелись веяния барокко (европейского по сути изобретения) и традиции старой русской иконописи.

Архитектура

Собор спланирован и поставлен с оглядкой на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле: главный храмовой купол упирается в массивные апсиды, ровные ряды колонн сделаны в византийском стиле, все убранство тоже соответствуют концепции традиционной базилики.

Внутреннее убранство


Кстати, во время посещения туристов было значительно больше, чем верующих. Поэтому столько фотографий — чувствуешь себя намного комфортнее без осуждающих взглядов

Пол был устлан мраморной мозаикой в виде представителей флоры и фауны и различных морских суден. Окна большие и вытянутые по форме, были украшены богатыми витражами работы братьев Франк. На тот момент это были самые большие и красивые окна во всей дореволюционной России.

Внешнее убранство

На фасаде здания – кирпичная, гранитная и терракотовая облицовка. Купола расписаны медными рельефами, двери храма – орнаментами.

Особого внимания заслуживает мозаика:

  • изображения Спаса Нерукотворного
  • картины из жития Николая Чудотворца
  • различные православные святые
  • образ Божией Матери
  • многочисленные орнаменты

Жизнь храма в наши дни

Ранее ему отводилась роль обычной церкви, но вскоре он стал неким мемориалом заслуг флота России. В нем проводились празднования побед русского флота. Очень важным остается то, что храм сохранил свой облик не смотря на 250 лет своего существования.

В наше время храм работает с 6.30 до 21.00 каждый день. Богослужения проводят на протяжении всего года:

  • ранняя и поздняя литургия – утром,
  • вечерня и утреня с акафистом — вечером, а в Великом Посту повечерие.

Кроме этого постоянно проводятся молебни за упокой тех, кто погиб на воде. Есть даже некий уголок, где представлены сведения о самых больших катастрофах кораблей. Очень красивым и торжественным есть выступление хора Николо-Богоявленского морского собора. Многие отмечают, что от их пения бегут мурашки по коже, а душа возносится к свету.

Лучшая статья для Вас, переходите: Иоанновский монастырь на Карповке

Колокольня Николо-Богоявленского Морского собора в Санкт-Петербурге

Напротив главного входа в собор, украшенного полуциркульным портиком с двойными колоннами, на берегу Крюкова канала соорудили высокую трехъярусную колокольню с золоченым куполом, башенкой, еще одним золоченым куполом и шпилем с крестом. Архитектура колокольни выполнена в одном стиле с собором. То, что квадратная в плане колокольня с полуциркульными проемами выходит на набережную Крюкова канала и отражается в его водах, придает этому месту особое романтичное настроение. На колокольне расположено 13 колоколов разного веса и размеров, на верхней башенке установлены часы-куранты.

История церкви

Один из самых красивых соборов и храмов Санкт-Петербурга тесно связан с историей морского флота России. Еще при Петре I между Мойкой и Фонтанкой образовалась Морская слобода, где поселились те, кто трудился над созданием мощного российского флота. Одноэтажные казармы занимали моряки, служившие на военных кораблях. На память об этом сохранились старые названия – Канонерская улица и Канонерский переулок.

Для духовного окормления моряков в 1714 году «в светлицах» полкового двора сделали часовню, куда приходили священники из Александро-Невской лавры. В 1733 году для моряков устроили новую полотняную церковь в большой рубленой избе.

Через 10 лет на плацу Морского полкового двора, рядом в будущим Крюковым каналом, поставили деревянный храм и разбили возле него небольшое кладбище. К большому приходу было приписано почти 3,5 тысяч моряков, не считая их родителей, жен и детей.

В 1752 году князь Михаил Голицын попросил российскую императрицу Елизавету Петровну поставить в городе новую каменную церковь и освятить ее в честь небесного покровителя моряков и странников – Святителя Николая. Для строительства предполагалось использовать средства Морского ведомства, «мостовые» деньги и частные взносы.

Проект здания поручили Савве Ивановичу Чевакинскому. Талантливый зодчий был учеником самого Франческо Бартоломео Растрелли и служил штатным архитектором в Адмиралтейств-коллегии. Как образец он использовал красивый собор в Астрахани, который в свое время очень понравился Петру I.

В первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге возводили одноглавые храмы со шпилем, подобные Петропавловскому собору. Идея Чевакинского построить пятиглавый собор вызвала удивление. Новый Никольский храм ознаменовал возвращение православной архитектуры к традициям допетровского зодчества.

В первоначальном проекте Чевакинского собор был небольшим. Но сильные наводнения на Неве внесли коррективы. Чтобы пол не заливала речная вода, постройку решено было поднять над землей и значительно увеличить в размерах. Закладка нового храма прошла летом 1753 года. Первый камень в основание собора заложил архиепископ Сильвестр.

Всю церковную утварь для богослужений купили на средства Адмиралтейств-коллегии. Изящное медное паникадило привезли из Нюрнберга. Иконы для собора написали известные изографы Мина и Федот Колокольниковы, а резной иконостас сделал искусный мастер Игнатий Канаев. Металлические конструкции для глав изготовили в Туле на заводе П. А. Демидова, колокола отлили на московском заводе Мозжухина.

Нижний храм был освящен в 1760 году, а верхний – в 1762 году. Присутствовавшая на торжественном событии императрица Екатерина II повелела именовать храм «Морским собором». Так была определена его особая роль в жизни русских моряков. Год за годом здесь праздновали долгожданные военные победы, служили благодарственные молебны и панихиды по погибшим. Кроме того, Екатерина II подарила собору 10 икон в дорогих золоченых ризах.

Шли годы, но первоначальный вид церкви почти не менялся. В XIX столетии и начале прошлого века при храме существовали женская богадельня, школа, приют и благотворительное общество. В 1901 году на втором этаже собора соорудили печи, поэтому помещения стали теплыми.

Октябрьская революция и последовавшие за ней события напрямую сказались на положении старинного собора. В 1918 году храм получил статус приходского. Через несколько лет из здания изъяли все церковные ценности — серебряные и позолоченные сосуды, ризы и кресты весом 328 кг. Часть храмовых реликвий удалось выкупить прихожанам, но взамен они внесли в казну равное по весу количество серебра.

В 1933 году в Ленинграде приняли решение прекратить колокольные звоны. Через год с колокольни Никольского собора сняли все 13 колоколов общим весом более 20 тонн и отправили их на переплавку. На долгие годы собор остался «безголосым».

Вид на соборную колокольню

При советской власти храм не закрывался. В годы войны прихожане собрали много пожертвований в фонд обороны города. Общая сумма взносов превысила 4,7 млн рублей. Чтобы здание меньше страдало во время вражеских налетов, его маскировали сеткой, а купола и кровлю окрашивали в защитный цвет. До 1999 года собор выполнял роль кафедрального храма города.

Вход в собор и время для его посещения

Сюда вы можете войти совершенно бесплатно и практически ежедневно с 6.45 до 20.00

Я только привлеку ваше внимание к тому, что верхний храм можно посетить лишь во время вечерней службы в субботу и перед церковными праздниками (с 18.00), а также с 10.00 (с момента утренней литургии) по воскресеньям и праздничным дням

А подняться сюда, на мой взгляд, вам очень даже стоит! Ведь именно здесь находятся мемориальные доски, посвященные экипажам российских судов, в том числе подлодок «Курск» и «Комсомолец».

Не забывайте, пожалуйста, о правилах поведения в храме и постарайтесь иметь соответствующий внешний вид

Для соблюдения этих правил обращаю ваше внимание на подсказку, находящуюся здесь

Как лучше добираться

Попасть в храм не составит труда. Добраться до него можно как на собственном авто (в этом случае лучше использовать навигатор) или на такси, так и в составе экскурсионной группы. Кроме того, приехать сюда можно и общественным транспортом.

  1. Что касается метро, ближайшая к храму станция – это Спасская. Впрочем, достаточно удобно добираться сюда с Сенной площади либо Садовой.
  2. Чтобы попасть в собор, следует выйти на улицу Садовую и двигаться по мере увеличения нумерации строений.
  3. По дороге вы сможете полюбоваться прекрасным Семимостьем, то есть увидеть сразу семь питерских мостов.
  4. Далее следует пройти по пешеходному мостику через Грибоедовский канал.
  5. Так вы окажетесь рядом с колокольней, где и находится вход в храм. Добраться от метро можно и общественным транспортом.
  6. До собора доезжает трамвай №3, 49 и 181 автобусы, а также несколько маршруток: К-212, К-7, К-195, К-124.

Расписание богослужений Никольского собора в Санкт-Петербурге

День Служба Начало
Понедельник Литургия Освящение воды Вечерня 7 и 10 утра 8.00 18.00
Вторник Литургия Вечерня 7 и10 утра 18.00
Среда Литургия Вечерня, Акафист Николаю 7 и10 утра 18.00
Четверг Литургия Вечерня, Акафист Дмитрию и Феодосию 7 и 10 утра 18.00
Пятница Литургия Освящение воды Вечерня 7.00, а также 10.00 8.00 18.00
Суббота Литургия Бдение (всенощное) 7 и 10 утра 18.00
Воскресенье Литургия Акафист 7.00, а также 10.00 18.00

Решив посетить Никольский собор, который находится в Санкт-Петербурге, обратите внимание, что расписание служб во время праздников или постов может меняться. Ежедневно здесь можно исповедаться в утреннюю пору – без четверти семь и десять

Также в храме можно побеседовать со священником (когда нет богослужений), заказать поминальный молебен. Обратите внимание, что в воскресные дни раннюю литургию совершают в нижней, а позднюю – в верхней церкви

Ежедневно здесь можно исповедаться в утреннюю пору – без четверти семь и десять. Также в храме можно побеседовать со священником (когда нет богослужений), заказать поминальный молебен

Обратите внимание, что в воскресные дни раннюю литургию совершают в нижней, а позднюю – в верхней церкви

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: