Никольский собор, как памятник российской морской воинской славы
С приходом на Российский престол Императрицы Екатерины II Никольский собор ее высоким соизволением приобрел новый статус – главного в Российской империи Морского собора. В храме, ставшем памятником морской воинской славы России, стали проводиться богослужения в честь морских побед Российского флота, возвращения Российских эскадр из дальних походов, по поводу спуска на воду новых кораблей. В 1770 году в Морском соборе особенно торжественно был отпразднован полный разгром турецкого флота русской эскадрой под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова у крепости Чесма. Императрица Екатерина II даровала собору 10 икон в память о победах Российского флота в войнах со Швецией и Турцией. Никольский собор приобрел мемориальный статус. В память о погибших моряках в Николо-Богоявленском Морском соборе установили памятные доски. В 1908 рядом с Никольским собором был установлен обелиск, посвященный памяти моряков, погибших в сражении при Цусиме в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов.
Деятельность прихода
Собор имеет воскресную школу не только для детей, но и для взрослых. Также есть Молодежный союз для людей, которые интересуются изучением православия.
Воскресная школа для взрослых
Собрания проходят еженедельно в пятницу в 5 ч вечера. На собраниях служители церкви поднимают вопросы изучения христианской церкви и традиций богослужений, а также вопросы истории общецерковной церкви. На занятиях могут присутствовать абсолютно все желающие.
Воскресная школа для детей
Еще с 20 в. в соборе находится воскресная школа для детей. Основная цель обучения — помочь детям стать достойными христианами. Уроки проходят каждое воскресенье с 13:00 по 14:00.
Школу посещают дети с 7 до 14 лет. Также есть специальный класс для детей помладше. Преподают в школе священнослужители храма.
К церковным праздникам ученики готовят постановки или спектакли. В школе есть дополнительные занятия по:
- бисероплетению;
- рисованию;
- изучению английского языка.
Дети участвуют в паломнических поездках. Во время поездок детям рассказывают историю святых мест Санкт-Петербурга. Набор в школу совершается с 1 сентября, директором, школы протоиереем Богданом.
Детский хор
На занятиях дети учат богослужебные песнопения, после этого они поют их на богослужениях. Для учащихся 1 раз в 2 месяца проводится Литургия, на которых детей обучают. Мальчики, которые получили благословение настоятеля, могут быть помощниками на богослужениях.
Свято-Никольский Молодежный союз
Начал действовать с 2010 г. по благословению протоирея Богдана. Люди, которое хотят изучать Вероисповедание и участвовать в деятельности храма, присоединяются к этому клубу. В большинстве случаев, участники этого клуба прихожане Никольского собора.
Молодежный союз имеет цели:
- Возможность общения. Чтобы молодые люди не чувствовали себя одинокими, клуб помогает найти друзей и общий язык между молодыми людьми.
- Духовное образование. Для участников союза проводятся лекции по Христианскому вероучению. На лекциях рассматривают такие стороны церкви, как: изучение православия, познание Священного писания.
- Деятельность просвещения. Целью является ознакомить неверующих с православием или помочь сомневающимся.
- Благотворительность. Активная помощь нуждающимся людям. Посещение и помощь для немощных, престарелых и одиноких людей, детей в детских домах.
Встречи клуба проходят каждый месяц.
Архитектурные особенности
Стиль является уникальным образцом монументального барокко. Его еще называют елизаветинским барокко из-за правившей в то время Елизаветы Петровны.
Большая часть архитектурных произведений, возведенных в этом стиле, имеют характерный уровень масштабности строений, а также вычурность внутреннего и внешнего оформления.
Царские врата Святителя Николая Чудотворца и Богоявления
Важно знать: в 1975 году настоятелем был назначен Протоиерей Борис Глебов, ставший впоследствии настоятелем Исаакиевского.
Само здание имеет классическую для этого стиля крестообразную планировку, а также пятиглавую компоновку главных декоративных элементов верхнего яруса. Лицевая часть здания выполнена в двухцветном ярко-декоративном образе, присущим для архитектурного стиля русского барокко.
Самым основным элементом являются пять куполов, которые расположены над крышами определенных частей здания. Рядом с основным зданием находится большая четырёхъярусная колокольня, имеющая высокий остроконечный шпиль.
Неподалеку от церкви расположена четырехъярусная колокольня, образующая единый архитектурный ансамбль
Первоначально данное сооружение обозначалось везде в качестве «морской полковой церкви». Именно это определило то, что он вошел в историю, как основной символический храм, который объединяет моряков России.
Через определенное время рядом был также возведен мемориальный обелиск. Он был построен в честь всех погибших моряков в морских сражениях.
Также к концу XX века в храме было решено поставить памятные знаки и иконы экипажу, погибшему в советской подлодке «Комсомолец», а также всем тем служителям, кто в свое время не вернулся домой из моря. Ежегодно в августе проводится поминальная служба. Она посвящается тем морякам, которые погибли на подлодке «Курск».
Примите к сведению: Никольский собор хоть и является старейшим, однако он не является единственным, возведенным для моряков.
Современность
С XVIII по XXI век собор не прекращает свою деятельность в рамках духовных мероприятий. Помимо богослужений, внутри обители происходят разнообразные церковные события.
Люди, как и в Российской империи, приходят в церковь, чтобы помолиться и попросить помощи у иконы святого Николая.
До современности дошли многие старинные иконы и мощи, привезенные правителями дореволюционного государства, — частица древа с креста Господа, икона Николая Чудотворца.
Примечательно, что после событий 1917 года религиозное сооружение не было подвергнуто каким-либо мародерским и пагубным действиям со стороны большевиков.
Мы наблюдаем собор в том виде, каким он был в 1762 году.
История строительства храма
В СЗАО столицы насчитывается около 25 действующих православных церквей (20 еще строятся). Однако Никольский храм на Лодочной вошел в строительную программу, задачей которой является обеспечение жителей города церквями и соборами, расположенными недалеко от дома.
Храм Николая Чудотворца в Тушино
Храм располагается на северо-западе столицы, на берегу Химкинского водохранилища. В 2013 г. началось проектирование Никольского храма, а зимой 2014 г. патриарх Кирилл дал благословение на его строительство.
Разработка проекта осуществлялась в лучших традициях древнерусского зодчества и курировалась Федеральным агентством морского и речного транспорта. Архитектором здания был назначен профессор МААМ и МАРХИ Д. В. Прокофьев, а проектировщиком общество с ограниченной ответственностью «СЕНАБ ПРОЕКТ».
Место для строительства было выбрано на ул. Лодочной. Освящение и закладка первого камня будущего здания произошли в конце марта 2021 г. Работы по возведению начались уже в конце осени этого же года.
Строительство велось в ускоренном темпе:
- к сентябрю 2021 г. были закончены работы по возведению монолитных каркасов здания храма и приходского дома;
- кирпичная кладка стен и сводов завершилась в марте 2021 г., а в апреле на Светлой седмице состоялось освящение колоколов и крестов для строящегося храма;
- строительство приходского дома и здание храма было завершено в июле 2021 г., а в августе-октябре закончены тепловой контур, работы по тепло-, водо- и электроснабжению.
В период строительства богослужения проходили в помещении временного храма-часовни в честь Иоанна Богослова. Шатровый храм был выполнен из бревен в традиционном северорусском стиле. С 2014 г. в нем проводились молебны для первых прихожан строящегося собора.
Богослужения проходили во временном деревянном храме до 06.11.2018 г. Вечером 6 ноября произошел умышленный поджог. Пожарная служба приехала быстро, однако деревянному зданию был нанесен непоправимый ущерб: полностью сгорели крыша, полы и алтарь, сильно пострадали окна и молельный зал.
Поэтому уцелевшие части строения разобрали, а неповрежденным пожаром бревнам и кресту нашли применение при строительстве другого культового здания. В связи с тем, что временный храм не подлежал восстановлению, праздничные и воскресные богослужения стали проходить в новом строящемся каменном здании.
Это было крайне неудобно, так как на некоторое время останавливались все строительные работы, а прихожанам необходимо было перед каждой службой убирать храм от строительного мусора, устанавливать иконостас, размещать иконы, благоустраивать алтарь. После службы приходилось все вновь аккуратно складывать и уносить до следующего богослужения.
В 2021 г. в еще не завершенном храме отслужили в Пасхальную ночь первую Божественную литургию.
Отделка храма была выполнена к концу апреля 2021 г. К этому времени в иконостас установили иконы, подготовили церковную мебель, светильники (хоросы, подсвечники, бра). Уникальность всех этих предметов состоит в том, что все они имеют символику, характерную для морской профессии: штурвалы, компасы, якоря, а крест в лодке – это основной символ, украшающий Николаевский храм на Лодочной.
Накануне профессионального праздника (5.07.2019 г.) управляющий Северо-Западного викариатства столицы епископ Фома Бронницкий совершил чин малого освящения Свято-Никольского храма в Тушине.
На освящении присутствовало много гостей, среди которых находилась глава одного из благотворительных фондов О. Н. Куликовская-Романова, вдова Т. Н. Куликовского-Романова (племянника Николая II). Она принесла в дар Свято-Никольскому собору аналойную икону из своей личной коллекции.
В этом же году храм был передан в ведение прихода.
История создания Никольского собора
Официальное наименование — Николо-Богоявленский собор образовано наименованием церквей. Одна освещена во имя Богоявления Господня, а другая в честь Николая Чудотворца. Постройка храма была закончена в 1762 году.
Начало закладки Никольского собора, объединяют с посещением Петра Великого Астрахани. Там поразившись великолепием Успенского собора захотел построить аналогичный в Санкт-Петербурге. Всё же во время жизни императора воплотить замысел не удалось.
В 1743 году на площади Московского полкового двора построили церковь из дерева, обветшавшую вскорости из-за высокой влажности. Находясь на троне, Елизавета по просьбе князя Голицына, постановила о начале строительства нового собора. Решено было взять за основу, понравившийся Петру, Астраханский Успенский собор. Каменный храм обязан был получить статус основной православной святыней морского флота России.
Проектировка собора была доверена архитектору С.И. Чевакинскому. Закладка храма состоялась в середине 1753 года. Спустя некоторое время в западной части возвели колокольню. Зодчий предугадал постройку канала и в конце 18 века колокольня очутилась прямо на набережной. Являясь учеником Расстрелли, который задумывал 140 метровую высоту, Чевакинский, планировал постройку в соответствии с его чертежами, уменьшенными, однако в масштабе. Первоначально была освящена нижняя часть храма Святителя Николая, а позднее верхняя часть Богоявления Христова.
Во исполнение указания Екатерины Великой собору подарили 10 образов, именующих виктории в морских сражениях отечественного флота против османов и шведов. Это положило традицию одарять церковь, что стали делать множество известных людей, в том числе знаменитых деятелей искусства.
Появилась традиция по богослужению в соборе каждого события, связанного с российским флотом.
В последствии близ храма организовали сад, в проектировке которого принимал участие Чевакинский. В близи храма открылся сквер для общественного посещения, здесь в 1908 годуустановили монумент матросам и офицерам, отдавшим жизни во время Цусимского сражения. В церкви поминали всех моряков, отдавших жизни в период русско-японской войны.
В послереволюционный период храм подвергся разорению, но все же деятельность не прекратил. Когда в период Второй мировой войны блокадный город не умер, в соборе каждый день проходили службы. Почти до конца 20 века он почитался кафедральным собором, где обитал будущий глава церкви Алексий II.
В храме выставлены доски памяти моряков, отдавших жизни за Родину. Для увековечивания, оставшихся на подводной лодке К-278 в храме, установили доску. Аналогичную доску с перечислением погибших установили в 2000 году после гибели АПК «Курск». В тот же период освятили часовню у колокольни.
Тяжелые времена
В годы Октябрской революции Никольский морской собор вынужден был изменить свой статус. В здании проводились собрания и заседания большевиков. Весной 1922 года из церкви были изъяты все ценности. Общий вес конфискованной на благо советской власти утвари составил около 330 килограмм.
Никольский морской собор и его служители переживали сложные времена. Перед священниками то и дело вставала угроза ареста в связи с донесениями о подстрекательстве и измене родине. В октябре 1922 года епископа Алексея и наместника Николая сослали в Среднюю Азию за публичный доклад о произволе советской власти. Многочисленные жалобы прихожан не увенчались успехом. Мало того, вскоре из храма были вынесены все оставшиеся иконы и оклады. В 1934 году были сняты все колокола, вес которых составил более 20 тонн. Продолжались аресты священнослужителей и прихожан.
Полное восстановление работы храма началось только летом 1941 года, после того как собор получил статус кафедрального. Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны в здание собора не попало ни одного снаряда, а во время блокады в нем жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея Руси Алексий I.
Никольская церковь в середине XVIII века
Так как число прихожан постоянно увеличивалось, на месте разобранной часовни была построена более просторная деревянная Никольская церковь. К середине XVIII века деревянный храм обветшал. По прошению президента Адмиралтейств-коллегии князя М. М. Голицына Императрица Елизавета Петровна в 1752 году издала указ о возведении каменного храма во имя Святителя Николая-Чудотворца на территории бывшего плаца Морского полкового двора. Существует пред история создания Никольского Морского в Санкт-Петербурге. В начале XVIII века царь Петр I посетил город на Волге Астрахань, ему очень понравился тамошний собор. Петр захотел построить такой же в столице, но его смерть не дала осуществиться этим планам. Решение строить храм во имя Святителя Николая-Чудотворца было принято Императрицей Елизаветой Петровной не случайно. Однако минуло полвека, архитектурная мода изменилась. Новый собор был спроектирован архитектором С. И. Чевакинским в стиле позднего русского барокко. Сходство с Астраханским собором было лишь в одном – храм был задуман пятиглавым.
Изюминка Смольного собора
С этим утверждением туристов трудно не согласиться. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей, посетивших собор, считают главной достопримечательностью Смольного собора — его чарующе великолепный вид, создающий ощущение некоторого парения в небесах. Скорее всего, подобное ощущение складывается из-за цвета стен строения и формы его архитектуры, которая просто «тянется в безоблачную высь».
Второй момент — это его смотровые площадки. Оттуда открывается удивительный вид на город, при чем, с разных площадок — свой.
Совет. Постарайтесь попасть в собор в первые часы после его открытия. Так вы сможете насладиться его красотой без обычной туристической суеты и толкотни.
Если вам выпало счастье попасть в музей, но с экскурсоводом получилась накладка — не беда! Смотровые площадки оборудованы внешними динамиками, которые транслируют аудиозапись, описывающую все ключевые моменты. Также, на смотровой площадке есть бесплатный бинокль, через который посетители могут любоваться Северной столицей с прекрасной обзорной точки.
Совет. При начале восхождения к смотровым площадкам трезво оцените свои силы! Подъём вас ожидает достаточно трудоёмкий, а лифтов или эскалаторов там нет. Примерная высота восхождения — уровень 17-го(!) этажа. Во время подъёма вас будет сопровождать классическая музыка, льющаяся из динамиков. Примерное время потраченное на подъём составит 50 минут.
Внутреннее убранство ничем особенным не выделяется. Но, несомненно, истинные любители древностей найдут и там нечто для себя интересное. Взобравшись на смотровую площадку и вдоволь насладившись видами Санкт-Петербурга, вы сможете отдохнуть в парке, находящемся рядом. В вечернее время суток Собор подсвечивается, его прекрасно видно с другого берега Невы.
Внутреннее убранство и святыни собора
Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:
- выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
- множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
- установлены три иконостаса
- церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
- ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя
masteryonok_ermak
umbram_catiline
streamersx
ivan___parhomenko
lina_popova_life
tanais7788
gavrilova3429
До упразднения собора в годы советской власти он владел ценными иконами:
- Черниговской Божией Матери, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями
- Мощевой иконой Спаса Нерукотворного
- образами киево-печерских чудотворцев
Все иконы и ценные предметы внутреннего убранства были разграблены после закрытия собора в 20-х годах прошлого века. Сейчас из реликвий в Смольном соборе хранятся иконы, написанные русским живописцем Алексеем Венециановым:
- Воскресение Христово
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
Никольская часовня в начале XVIII века
С самого начала основания Санкт-Петербурга велись энергичные работы по возведению жизненно важных объектов. Петропавловская военная крепость строилась на Заячьем острове близ правого берега Невы, Кронштадтская военная крепость – на острове Кроншлот в Невской губе Финского залива. Адмиралтейство – главная судоверфь была сооружена на левом берегу Невы напротив Петропавловской крепости. Позади Адмиралтейства за рекой Мойкой простиралась обширная по территории Морская слобода. Строительством кораблей занималось большое количество русских православных мастеровых людей, для духовного окормления которых на территории Морской слободы была построена часовня. Ее освятили в честь Святителя Николая-Чудотворца – небесного покровителя моряков.
Фото и описание
История Никольского Морского собора началась в начале 18 века, когда на месте, где сейчас стоит храм, находился плац Морского полкового двора, а вокруг него располагались казармы элитной части российского флота — лейб-гвардии флотского экипаж, а также дома чиновников морского ведомства. В 1743 году тут был построен деревянный храм, освященный во имя покровителя всех странствующих святителя Николая Чудотворца. Греческие купцы подарили этой церкви ценную византийскую икону Николая чудотворца, которая до сих пор является главной святыней церкви, а также фрагмент его мощей. Но сырой климат Петербурга очень скоро привел в негодность деревянную постройку. И тогда по высочайшему распоряжению императрицы Елизаветы Петровны на месте старого храма было начато строительство нового каменного собора по проекту и под руководством архитектора С.И. Чевакинского, ученика Растрелли. Строительство собора велось почти десять лет — с 1753 по 1762 год.
Собор в плане представляется собой равноконечный крест и венчается пятью куполами с крестами, покрытыми позолотой, которые сияют под скупым северным солнцем и видны издалека. Это – позднее барокко, для которого характерна особенная пышность и богатое убранство. Никольский собор состоит из двух частей. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Чудотворца. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Так образовалось полное наименование собора — Николо-Богоявленский собор.
После революции собор сильно пострадал от разорения, но он, тем не менее, один из немногих храмов Петербурга, который никогда не был закрыт и в нём никогда не прекращалось богослужение. Более того, почти шестьдесят лет в двадцатом веке он был кафедральным собором города.
В апреле 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящения Богоявленской церкви после осуществлявшейся в течение года на деньги прихожан реставрации, которой не проводилось с самого её строительства в XVIII веке. После этого храму вернули святыни — иконы братьев Колокольниковых и ковчег с мощами святых разных веков, начиная с первохристианских мучеников.
При освящении собора он был назван «Морским», поэтому тут всегда праздновались победы российского флота в морских сражениях.
В храме также продолжают традицию поминовения всех погибших на водах. В Богоявленской церкви размещены доски с именами моряков, погибших во время русско-японской войны на эскадренном броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре, на атомной подводной лодке «Комсомолец» и других затонувших советских субмарин. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков АПЛ «Курск».
Голубая окраска здания и великолепная белая лепнина в любую погоду создает атмосферу праздничности и торжественности. Собор действительно один из самых красивых храмов северной столицы. А в нескольких десятках метров от собора украшает набережную Крюкова канала взметнувшаяся в небо четырехъярусная колокольня, увенчанная острым шпилем. Высокая, стройная, отраженная в воде, колокольня превращает этот уголок Петербурга в исключительно романтичное место. Недаром её вид вдохновил и продолжает вдохновлять творчество многих живописцев.
Иконостас и внутренняя отделка
В интерьере Николо-Богоявленского собора «галантный век» отразился не столь явно, как в его внешнем облике. Многое здесь напоминает о традиционном убранстве православных храмов. Чтобы заметить тенденции, модные во времена Елизаветы и Екатерины II, следует внимательно всмотреться в иконы. Авторами их были братья Колокольниковы, Федот и Мина. Оба они входили в число лучших художников тех лет.
«Неопалимая купина» нарисована явно не без влияния европейской живописи XVIII века. То же самое можно сказать и про многие другие иконы, например, про «Сретение Господне».
Примечателен также подбор образов святых для расположенного на втором этаже собора Богоявленского храма. Среди них легко заметить небесных покровителей правившей династии — Петра, Елизаветы и Екатерины.
Примечательной деталью интерьера являются резные иконостасы. Их первоначальным автором был И. Ф. Канаев, однако в начале XIX века потребовалось выполнить реставрацию, поскольку дерево сильно обветшало. Мастера старались во всем следовать исходному образцу, но полной копией оригинала теперешний иконостас назвать, к сожалению, нельзя.
Архитектор
Большую роль для строительства этой великолепной обители сыграл человек, которому принадлежит работа над чертежами, архитектурными замыслами, воплощенными в соборе.
В нашем случае, такой искусный архитектор — Савва Иванович Чевакинский.
Произведения его архитектурного искусства относятся к временам правления Елизаветы Петровны.
Если углубиться в биографию этой исторической личности, то мы узнаем, что Савва современник Петра, ибо родился в 1713 году, на заре правления первого императора.
Детство будущего архитектора проходило в Тверской губернии, откуда он был направлен на учебу в 1729 году.
Он прилежно учился в Морской академии, судьба юного талана была предопределена. За успехи в технических науках, а именно в геометрии, Чевакинского направили в класс гражданской архитектуры. Савва прилежно учился, и выпустился из академии с прекрасным образованием в архитектурной сфере деятельности.
От чина поручика Чевакинский дошел до звания архитектора морского ранга. Это время, когда Савва начал проявлять себя, как архитектор. Самым значимым творением стал Никольский морской собор. (см. Архангел Михаил — кто он такой?)
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
Сад
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
- проложили дорожки, устланные дерном
- подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
- установили деревянную изгородь
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Архитектура
Если смотреть на церковь с высоты, то можно понять, что она выполнена в виде креста с четырьмя равными концами.
Благодаря стилю елизаветинского барокко, мы наблюдаем множество лепных скульптур. В их число входят цветочки, листочки — маленькие изваяния, скульптуры, выполняющие декоративную функцию, и колонны, пришедшие из античности.
Собор, по давнему русскому обычаю, имеет пять глав. Все главы сделаны из золота, чтобы во время ясного солнечного дня сверкать позолотой, привлекая христиан внутрь.
Группы трех античных колонн располагаются по выступающим углам церкви.
Радостный, эстетичный вид собора создает его цветовая гамма, прекрасно сочетающаяся с куполами. Золото смотрится богато и красиво на фоне голубых стен религиозного сооружения. На стенах церкви тоже присутствует позолота, в виде кованых решеток, выполненных из золотого материала. Ими украшены балконы, находящиеся на фасадах.
Рядом с собором имеется колокольня, которая выполнена из четырех ярусов. Нижние ярусы представляют собой прекрасные римские колонны, а верхний держит купол. Шпиль, которым увенчан купол, тонкий, что придает колокольне мягкий, утонченный вид.
Николо-Богоявленский Морской храм СПб: как добраться
Троицкий собор в Санкт-Петербурге
Карта дорог к храму
Адрес храма: Никольская пл., 1-3.
Телефон: +7 (812) 714-7085.
Рядом проходят ул. Садовая, ул. Глинки и Никольская пл.
В пешей доступности расположена Сенная площадь (20 мин.).
По границе территории собора протекает Крюков канал.
С любой точки Питера проще всего добраться до Никольского храма на метро:
- до ст. метро «Садовая» и по Садовой ул. порядка 700 м. нужно пройти до сквера собора;
- можно от ст. метро «Садовая» пройтись по набережной Канала Грибоедова – этот путь также ведет к храму, и хотя он немного длиннее предыдущего, зато дарит обзорную экскурсию по 7 мостам канала. От Харламова моста храмовый комплекс расположен всего в 100 м;
- от ст. метро «Сенная площадь» можно пройтись пешком, а можно проехать на маршрутках К19, К212, К195 или на автобусе №№ 49, 181. Дорога занимает всего 10 мин. и выйти нужно на ост. «Никольская площадь»;
- от ст. метро «Спасская» следует выйти на Садовую ул. и идти (как описано в первом примере) в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с Крюковым каналом. Здесь по дороге любоваться 7 мостами, затем пересечь канал Грибоедова по Красногвардейскому пешеходному мостику и пройти до колокольни собора — именно здесь расположен вход.
Это наиболее близкие транспортные развязки по направлению к Никольскому храму.