Захватывающая биография крейсера «аврора»

Дозорный

ВМФ РФ опроверг слухи о продаже крейсера «Аврора» сети фастфуда

На родную Балтику «Аврора» возвратилась лишь в 1906 году. После капитального ремонта корпуса, механизмов и частичного перевооружения крейсер стал учебным судном. «Аврора» вместе с сестрой «Дианой» (третий корабль серии «Паллада» был потоплен, потом поднят и вошел в состав японского флота) и «Богатырем» составили «отряд заграничного плавания», предназначенный для прохождения практики гардемаринами Морского корпуса и Морского инженерного училища. Корабль побывал практически во всех портах Северного и Средиземного морей, ходил в Атлантическом и Индийском океанах, даже участвовал в торжествах по случаю коронации короля Сиама в Бангкоке.

Перед мировой войной крейсер еще раз прошел перевооружение, в ходе которого получил возможность принимать на борт до 150 мин. Количество орудий главного 152-миллиметрового калибра увеличилось до 10, а торпедные аппараты были демонтированы. Уже в начале военных действий на борту были установлены и только вошедшие в обиход зенитные пулеметные установки.

Войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота вместе с «Олегом», «Богатырем» и «Дианой». Их главной задачей было патрулирование на подступах к Кронштадту на случай появления немецких линкоров и дредноутов. Впрочем, Балтийское море было так густо усеяно минами, что последнее представлялось почти нереальным.

Ситуация изменилась, когда на театре военных действий появились немецкие подводные лодки. 11 октября 1914 года, всего через несколько месяцев после начала войны, на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 под командованием капитан-лейтенанта фон Беркхейма обнаружила два русских корабля: завершавший дозорную вахту новенький броненосец «Паллада» (он унаследовал имя погибшего крейсера) и подошедшую ему на смену «Аврору». Естественно, немец атаковал более новое и мощное судно. От попадания торпеды на «Палладе» сдетонировал боезапас, и корабль камнем пошел ко дну, унеся с собой весь экипаж. Чтобы не повторить печальную участь, «Аврора» вынуждена была немедленно уйти в шхеры — моряки крейсера даже не имели возможности помочь погибающим товарищам.

аврора


Повреждения носовой части крейсера «Аврора» после возвращения на родную Балтику в 1906 году

Фото: commons.wikimedia.org/Общественное достояние

Сергею Шойгу пожаловались на «Аврору»

Группа ветеранов флота из Петербурга возмутилась расстановкой экспонатов в музее на крейсере и попросила вмешаться министра обороны

После этого случая патрулирование большими кораблями в открытом море прекратилось. «Аврору» снова довооружили, доведя число 152-миллиметровых орудий до 14. Для морского боя эти пушки были слабоваты, зато для поддержки операций на суше подходили идеально. И в 1916 году крейсер действительно не раз поддерживал огнем русские полки.

Музей «Авроры»

Обычно период эксплуатации военных крейсеров не превышает 25 лет. Однако судно прослужило 45 лет. За это время «Аврора» поучаствовала в обороне Кронштадта от фашистов. На вечную стоянку крейсер отправили только в 1948 году.

С момента «выхода на пенсию» судно стало музеем. За годы его существования в нем побывали Юрий Гагарин и Валентана Терешкова, принцесса Монако, Маргарет Тэтчер и многие другие.

Советские космонавты Валентина Терешкова и Андриян Николаев с дочерью Еленой во время визита на крейсер «Аврора»

МАММ/МДФ/russfoto

Музей состоит из шести залов. Пускают даже в машинное и котельное отделения. На борту крейсера хранятся более 500 экспонатов: уникальные фотографии, боевые снаряды и корабельное обмундирование, предметы из жизни на корабле.

Во время капитального ремонта судна, его подводную часть пришлось полностью заменить. Однако есть и то, что сохранилось до наших дней в своем первоначальном виде, например, кают-компания.

Гулльский инцидент

Во время похода на Тихий океан экипажи русских кораблей находились в напряжении и ожидали встречи с японцами в любом месте. Орудия эскадры были на постоянной изготовке. В ночь с 8 на 9 октября в 100 км от берегов Британии на отмели Банка Доггер появилось неизвестное трёхмачтовое судно в сопровождении флотилии, двигавшееся пересекающим курсом. Транспорт «Камчатка» запросил помощи, так как ему показалось, что их атакуют.

«Аврора», «Дмитрий Донской» и другие корабли включили прожекторы и начали обстреливать неизвестные суда. Когда две флотилии перемешались, «Авроре» досталось 5 снарядов от своих, так как в темноте крейсер был принят за японский корабль. В дальнейшем оказалось, что русские суда столкнулись с английскими рыболовными кораблями. В результате инцидента двое людей погибло. Произошедший случай осложнил дипотношения между Британией и Россией.


Рис.3 Гулльский инцидент

Современные реалии

В 1984 году Аврору поставили на первый крупный ремонт с 1917 года — непосредственно подводная часть пришла в полную неисправность и была срезана подчистую, а на её место поставили «новодел» — такой себе сварной корпус. И хотя Аврора «переродилась» заново, многие будут помнить ее еще много лет.

Ремонт

В начале третьего тысячелетия название крейсера не единожды фигурировало в новостях в связи с различными скандалами. Первым из них стала проведенная на Авроре вечеринка Русский пионер (отечественный журнал). Затем крейсер не единожды использовали для привлечения внимания активистские организации Санкт-Петербурга. В 2012 году Президенту РФ было передано обращение от городских властей Санкт-Петербурга. В нем содержалась просьба о возвращении легендарному крейсеру статус первого корабля в составе ВМФ России. Утверждение данного решения означало бы также и обеспечение Авроры военным экипажем. Спустя 2 года ее отбуксировали к Кронштадтскому морскому заводу. На место стоянки крейсер возвратился в 2016 году.

Аврора на набережной

Последний ремонт знаменитого корабля был по большей части косметическим. От изменений в корпусной части было решено отказаться по 2 основным причинам:

  1. Сохранение исторического внешнего вида (насколько это было возможно после предыдущих вмешательств).
  2. Отсутствие серьезных повреждений и корродирования металла.

На сегодняшний день крейсер Аврора представляет собой готовым к работе кораблем, который может в случае необходимости до 20 суток находится в автономном режиме при работе всех необходимых механизмов и систем. В связи с этим за ним закреплен постоянно действующий военный экипаж. При этом в мирное время Аврора исполняет роль филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга.

Аврора вечером

Летом 2018 года на борту крейсера Аврора открыли православный храм. Его несколько месяцев восстанавливали по дореволюционным снимкам и сохранившимся чертежам. Как изначально и предполагалось, храм расположился в центральной части корабля.

В качестве музейного экспоната крейсер ежегодно привлекает большое количество туристов и остается одним из наиболее посещаемых мест северной столицы РФ. Примечательно, что почти весь жизненный путь Авроры прошел именно здесь, в городе, где корабль был спущен на воду. Спустя почти 120 лет он остается гордостью страны и его жителей. Службы на крейсере удостаиваются лишь лучшие учащиеся военных училищ РФ, а самый ответственный и почетный наряд для них – четырехчасовая служба у знаменитой пушки, ознаменовавшей начало революции 1917 года.

Борт

Сегодня посмотреть на крейсер Аврора может каждый желающий. Крейсер стоит на у Петровской набережной. По пути следованию к кораблю, можно будет посмотреть еще на другие судна на причале.

Рекордсмены по погрузке угля

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Экипаж не уронил честь флага

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата.

Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.

Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина.

К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Историческая справка

Крейсер был построен на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» и спущен на воду 11 мая 1900 года. Свое название судно получило в честь парусного фрегата «Аврора», участвовавшего в обороне Петропавловска-Камчатского в период Крымской войны. Спустя три года он участвовал в построении боевых кораблей флота России.

В 1905 году крейсер вступил в первый бой в Цусимском сражении на Дальнем Востоке. После Русско-японской войны он долго плавал в качестве учебного корабля. В годы Первой Мировой войны крейсер активно принимал участие в боях на Балтийском море. А в 1917 году экипаж судна поддерживал революционеров в февральских и октябрьских событиях.

Именно холостой залп с «Авроры» был сигналом к началу штурма Зимнего дворца. В 1927 году крейсер был награжден орденом Красного Знамени.

Вид с набережной на крейсер «Аврора» на панораме Google

С началом Великой Отечественной войны экипаж корабля стал на защиту Ленинграда. В период блокады крейсер получил множество повреждений и лег на грунт. Усилиями команды в июле 1944 года «Аврору» подняли и отправили на ремонт. После ремонта судно пришвартовали на вечную стоянку у Петроградской набережной, и до 1956 года крейсер использовался в качестве учебной базы Нахимовского училища.

Позже на «Авроре» был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. В июле 1992 года над крейсером был поднят Андреевский военно-морской флаг, символизирующий морскую силу России.

В сентябре 2014 года корабль впервые за 27 лет покинул стоянку у Петроградской набережной. В течение двух лет на нем проводили плановый ремонт в доке Кронштадтского морского завода. Кроме замены старых деталей, модернизации системы безопасности и установки видеонаблюдения, на крейсере значительно расширили экспозицию музея, включив в нее не только события Октябрьской революции, но и всю историю российского флота.

Схема музея на сайте крейсера «Аврора»

Дмитрий Шаренко

Стоимость входной платы для посетителей с 1 января 2021 года:

Порядок возврата билета (билетов)

В свободное посещение в условиях минимального или максимального спроса экскурсионного обслуживания от 1 до 250 посетителей

1.1. Входной билет (основная экспозиция)

Категории посетителей

Стоимость

Взрослые

400 рублей

Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) —  при предъявлении соответствующего удостоверения

200 рублей

Дети до 7 лет, инвалиды I, II группы (справка МСЭ)

Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года

1300 рублей

Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер «Аврора» (на 2 дня)

Взрослые

700 рублей

Учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения)

300 рублей

Обзорная экскурсия – верхняя палуба и 6 залов

Категории посетителей группа от 6 до 25 человек Стоимость
Взрослые 250 рублей для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
Пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗовРФ и СНГ (очной формы обучения), дети до 7 лет, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений)

200 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Группа до 5 человек включительно (индивидуальная экскурсия):  2000рублей с группы + входные билеты

Расширенная экскурсия

Категории посетителей
Группа с 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 1. Верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 60 минут).

Взрослые

800 рублей для каждого посетителя + входной билет

Детский (только от 10 до 18 лет)

400 рублей для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия (маршрут 1)
(до 5 человек включительно, дети только от 10 до 18 лет)

2500 рублей с группы + входные билеты

   Индивидуальная (авторская лекция-экскурсия)

Категории посетителей
Группа до 5 человек включительно, взрослые, дети (от 10 до 18 лет)

Стоимость,

Маршрут 2. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + историческое машинно-котельное отделение + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 90 минут)

3000 рублей
с группы + входные билеты

Маршрут 3. Средний мостик + верхний переходной мостик + носовой мостик правого борта + ходовая рубка (3D-комплекс виртуальной реальности) + носовой мостик левого борта + боевая рубка + верхний переходной мостик + верхняя палуба + 6 залов музея + историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) (время проведения экскурсии: 120 минут)

5000 рублей
с группы + входные билеты

Тематическая лекция-экскурсия 

Категории посетителей
Группа от 6 до 10 человек включительно

Стоимость

Маршрут 4. Историческое машинно-котельное отделение + история медицины на русском флоте (зал №8) + флотская медицина на кораблях во время РЯВ (мультимедиа в зале №9) + свободное посещение верхней палубы и 6-ти залов музея (время проведения экскурсии: 40-50 минут)

Взрослые

400 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Дети (от 10 до 18 лет)

300 рублей
для каждого посетителя + входной билет

Индивидуальная экскурсия
(до 5 человек включительно)

2000 рублей
с группы + входные билеты

Дети до 7 лет обслуживаются только в сопровождении (5 дошкольников + 1 взрослый)

Бой при Цусиме

Накалившаяся военно-политическая ситуация на дальнем Востоке требовала незамедлительного укрепления Тихоокеанского флота. Из балтийских кораблей образовали отряд, куда включили «Аврору», урезав сроки её испытания. 25 сентября 1903 года крейсер снялся с якорей Большого Кронштадтского рейда. На протяжении всего пути постоянно проявлялись недочёты корабля, которые команда устраняла на ходу.

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила от берегов Вьетнама в направлении Владивостока. «Авроре» досталось второе место в порядке построения кораблей и надлежало идти по кильватерному следу крейсера «Олега». Спустя две недели далеко за полночь 14 мая российская эскадра вошла в воды Корейского пролива. Там их уже поджидали японские корабли, которые были обнаружены в 6:30. С 10:30 завязался бой с головными военными судами.

«Аврора» вступила в сражение в 11:14. Сначала молодой корабль поддерживал огнём крейсер «Владимир Мономах», который доминировал в перестрелке с японским бронепалубным крейсером «Идзуми». На протяжении часа японцы усилились подкреплением, и вся мощь вражеского огня досталась «Авроре». Особенно тяжко пришлось к 15:00.

Рис. 2 «Аврора» в Цусимском сражении

Кораблю удавалось лавировать от вражеских торпед. Но не удалось избежать множественных повреждений от вражеских артиллерийских залпов. Один снаряд угодил в рубку, где осколками посекло всех находившихся. Смертельно ранило в голову капитана. Носовой отсек затопило. Мачта с флагом сбивалась и поднималась 6 раз.

К 19:00 уцелевшие российские суда отряда адмирала Энквиста: «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», отступали в хаотичном порядке на юго-запад, покидая Корейский пролив. Поражение стало очевидным. Путь на Владивосток был закрыт. Японцы планировали добить остатки эскадры в ночи. Но российским судам удалось оторваться. На «Авроре» погибли: 1 офицер (командир судна капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев) и 8 членов команды. Отремонтированный в Маниле крейсер возвратился на Балтийское море в 1906 году.

Как добраться до крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге?

  • Адрес: Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2.
  • Ближайшие станции метро: «Горьковская» и «Площадь Ленина».
  • От «Горьковской» — на трамваях № 6, 40; от «Площади Ленина» — на трамвае № 6.
  • Из центра Петербурга от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 49, остановка на углу Невского проспекта и Садовой улицы.
Как добраться до «Авроры» от ж/д вокзала или аэропорта Пулково в Петербурге?

Если вы прибываете в Санкт-Петербург поездом на Балтийский, Витебский или Московский вокзалы, и сразу хотите попасть на крейсер «Аврора», вам нужно будет сделать пересадку на станции «Технологический институт».

От Ладожского вокзала тоже придётся ехать с пересадкой на станции «Достоевская». С Финляндского вокзала лучше всего дойти пешком. Если же вы собираетесь отправиться до крейсера «Аврора» прямо из аэропорта, на автобусе из Пулкова можно доехать до метро «Московская», которая находится на той же синей линии, что и «Горьковская».

Как добраться из аэропорта «Пулково» до центра города?

Как пройти к крейсеру «Аврора» от ст. м. «Горьковская»?

Чтобы попасть на крейсер «Аврора» при выходе из станции метро «Горьковская», она находится на синей линии, нужно повернуть направо и выйти через Троицкую площадь и Александровский парк на набережную Невы. Далее следует повернуть налево и идти вдоль Невы по Петровской набережной. Минут через 15-20 вы выйдете прямо к крейсеру «Аврора».

По пути вам встретятся корабль-ресторан и легендарные скульптуры Ши-Цза. Также советуем посещение крейсера «Аврора» совместить с посещением Петропавловской крепости и музея «Домик Петра I», будет и интересно, и полезно.

Как пройти к крейсеру «Аврора» от ст. м. «Площадь Ленина»?

Добраться до крейсера «Аврора» можно и от Финляндского вокзала, рядом с которым находится станция метро «Площадь Ленина». Чтобы попасть на крейсер «Аврора» нужно выйти из вокзала или из вестибюля метро, перейти через площадь на Пироговскую набережную Невы и повернуть направо.

Вскоре вы выйдете к одному из рукавов главной реки Петербурга и к стоящему на приколе крейсеру «Аврора». Взойти на его борт можно по находящемуся недалеко Сампсониевскому мосту.

Стоит отметить, что эта дорога занимает несколько больше времени, чем, если добираться до «Авроры» от станции метро «Горьковская».

Вдоль Петроградской набережной расположен один из популярных символов города – крейсер Аврора. Этот уникальный корабль служил долгое время во благо родины и участвовал во многих исторических событиях. А началось все в далеком прошлом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: