Описание дворца
Дворец был освящён 22 июля 1822 года.
Экипажи, подъезжающие к парадному входу могли созерцать фигуры львов-охранников, безмолвно взирающих на гостей. Противоположный фасад обращен к Средней Невке. В центре фасада можно увидеть плавно скругленный выступ, который повторяет очертания Овального зала. Над залом расположилась церковь Николая чудотворца.
Центральный выступ украшают колонны, а по бокам, как и на главном фасаде, расположены четырех колонные портики. Широкая лестница изящным полукругом двумя маршами спускается в сад. По обеим сторонам, лестница украшена вазами из белого мрамора чередующимися с плоскими корзинами для цветов.
Парадные залы
Помещения первого этажа представляют собой анфиладу.
Туалетная императрицы Марии Федоровны (южная сторона). Стеновые поверхности отделаны мрамором белого цвета, искусственного происхождения. Используется техника тональной градации (гризайль), сюжетные композиционные изображения, содержащие амуров, причудливые орнаменты, камеи. Березовые двери с бронзовым декорированием, дубовый паркет. Обстановка относится к концу 18 века – началу 19 века.
Опочивальня имеет купольный потолок с полихромной росписью: камеи, музыкальные инструменты, цветы, танцующие музы. Стены задрапированы шелковой тканью, обрамленной рамами с позолотой. Мебельный комплект с элементами из бронзы был произведен мастерами предприятия И. Баумана.
Убранство Фарфорового кабинета оформлено соответственно стилю интерьерного дизайна жилья аристократии Древнего Рима. На стеновых, потолочных поверхностях белого мрамора изображены танцующие античные женские образы, амуры, любимые птицы императрицы павлины, являющиеся символом семейного очага.
Стены Голубой гостиной оформляют шелковые штофы (1950, по эскизам Росси). Гармонию создает сочетание белого мрамора, голубого шелка, лепнины, позолоты, произведений французской бронзы начала 19 века. Композиционным решением является симметричное расположение каминов черного итальянского мрамора с большими зеркалами.
Центральное положение анфилады занимает Овальный зал, являвшимся местом проведения торжественных приемов, балов. Свод купола декорирован кессонами с лепниной, по центру массивная бронзовая люстра (60 свечей). Оригинал люстры был произведен мастерской А. Шрейбера. Вдоль стен располагаются 16 мраморных полуколонн.
Стены Малиновой гостиной ранее были покрыты бумажными обоями соответствующего названию цвета, сейчас шелковыми штофами, обрамленными позолотой. На потолке изображения по сюжету «Триумф Аполлона и Венеры».
Под Столовый зал, предназначавшийся для торжественных приемов пищи, отведена северная сторона анфилады. Желто-белая цветовая палитра, четырехгранные столбы, венчающиеся скульптурными образами женских голов, зеркала, расположенные противоположно окнам, создают атмосферу торжественности и, одновременно, легкости.
Парадную Переднюю украшают скульптурные изображения дев-жриц храма Весты, хранительницы семейного уюта. Скульптор А.А. Пименов выполнил изваяния, держащие софиты. Из Передней посетители могут подняться в жилые помещения 2-ого уровня. Далее 3-ий уровень являет собой церковь Николая Угодника.
Другие выставки
В музее работают фонды графики, камня, живописи и скульптуры. Они малочисленны, но в их коллекцию входят редкие экземпляры русского и западноевропейского прикладного искусства, позволяющие заполнять залы дворца вещами прошлых столетий. На неповторимые экспонаты из фондовой экспозиции можно посмотреть в парадных палатах Елагинского и его выставочных залах второго этажа, где проводятся выставки на тему истории русского интерьера с периода классицизма до начала XX в.
Особым достоянием музея считается постоянная экспозиция «Парадные залы Елагиноостровского дворца», выставляющая интерьеры, спроектированные К. И. Росси. Вся отделка этих великолепных залов, начиная с мебели, росписи плафонов и заканчивая дверными ручками, декором дверей и окошек, была выполнена по его эскизам. Интересным фактом является то, что уникальность этой выставки состоит в отсутствии перепланировки внутреннего убранства с момента его появления, а также в точном восстановлении начальной задумки славного зодчего после роковой бомбардировки.
Экспозиции и парадные помещения Елагина неоднократно служили съёмочными площадками для многих режиссёров. Наверное, нигде не было кинопостановок больше, чем в Елагинском. Здесь работали известнейшие мастера киноискусства:
- В. Мережко,
- А. Сокуров,
- А. Учитель,
- П. Лунгин и другие.
Фондовые коллекции
За всё время работы музея сотрудники накопили коллекции, состоящие из 15 тыс. экспонатов. Главной особенностью этого предприятия всегда оставалось предпочтительное формирование фондов:
- стеклянных изделий;
- фарфора;
- деревянной мебели;
- ценных металлов и т. д.
Работы стеклодувов
Музей активно пополняет коллекцию стекольных произведений, благодаря чему в фонде начали появляться работы стеклодувов, трудящихся не только на Ленинградском предприятии художественного стекла, но и на иных подобных производствах. Сейчас стеклянная коллекция фонда состоит из 8 тыс. экземпляров и представляет весь диапазон русских произведений конца XX — начала XXI вв.
Предметы мебели
Основными экземплярами фонда дерева являются талантливые работы мебельного искусства, отражающие всю историю развития этого мастерства в XVIII — начале XX вв. Коллекция содержит множество неповторимых экземпляров мебели, созданных по наброскам именитых умельцев и выполненных придворными мастерами Петербурга.
Собрание фарфора
Этот фонд собрал уникальные расписные произведения конца XIX — начала XX вв. В его состав вошли экспонаты Императорского завода фарфора, Королевской фабрики Копенгагена, частных российских предприятий. Не остались без внимания и экземпляры, созданные на фарфоровых производствах СССР. Также коллекционируются работы авторской керамики конца XX — начала XXI вв., в основном здесь представлены изделия петербургской школы.
Металлические экспонаты
В фонде металла выставлены приборы освещения, пластика Западной Европы и России, различные столовые принадлежности. Коллекцию ценных металлов представляет работы русских ювелирных мастерских начала XX в., в их числе экспонаты фирмы В. Хлебникова, братьев Грачёвых, К. Фаберже и т. д.
Снаружи и изнутри
Жемчужиной острова является, конечно, Елагин дворец. Белоснежное трёхэтажное здание в палладианском стиле с двумя парадно оформленными фасадами и портиком из 6 коринфских колонн обращено к Масляному лугу. Росси сумел гармонично объединить величественность классического стиля архитектуры с изяществом внутреннего убранства.
Помимо центрального здания в дворцовый ансамбль входят 5 корпусов (Конюшенный, Кухонный, Оранжерейный, Кавалерийский и Фрейлинский); дом садовника, 4 павильона (Под флагом, Музыкальный, Гауптвахта и Островной) и Западная стрелка. В парковый комплес входят: Масляный луг, Роща, Новый и Старый английские сады и Собственный сад.
В Елагиноостровском дворце
Жемчужиной музейных экспозиций является постоянная выставка «Парадные залы Елагиноостровского дворца», воссозданная с ювелирной исторической точностью. Передняя, туалетная и опочивальня императрицы, фарфоровый кабинет и, конечно, Овальный зал с поддерживающими потолок кариатидами скрупулезно воссоздавались в течение нескольких десятков лет.
На втором этаже дворца и в корпусах находятся постоянные и временные экспозиции мебели, стекла, ювелирных изделий XVIII-XXI веков, творческая дача для взрослых и детей. Здесь же проходят костюмированные балы.
История
История Елагина острова, каким его поныне знают петербуржцы, началась с 1777 года, когда Мишин остров, сменив 9 владельцев, оказался в собственности И.П. Елагина. Новый хозяин в течение нескольких лет обустроил островное имение: создал дренажные и водоотводные системы, разбил великолепный парк, выстроил дом-дворец в стиле раннего классицизма. Хлебосольный обер-гофмейстер разрешил доступ на остров любому «нарядно одетому» посетителю, чем обеспечил народную любовь к этому месту.
В первой трети XIX века Елагин остров откупается у очередного владельца, Г.Р. Орлова, императором Александром I и становится летней резиденцией престарелой императрицы Марии Фёдоровны. Главным архитектором назначен неаполитанец К.И.Росси. Задача обустройства острова не отличалась простотой. Помимо реконструкции зданий необходимо было осуществить ландшафтное проектирование, создать новые хозяйственные постройки и привести в соответствие с ними уже имеющиеся.
С 1818 до 1822 года велись строительные и отделочные работы, приуроченные к празднеству тезоименитства императрицы. Белокаменные постройки, изящные интерьеры Росси вкупе с живописными уголками природы, облагороженными садовником Дж. Бушем-младшим, сделали Елагиноостровский дворец Санкт-Петербурга одной из самых красивых резиденций дома Романовых.
Елагин дворец при СССР
Во времена СССР Елагин остров со всеми постройками был национализирован и преобразован в Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКиО). «ЦыПочКа», как ласково называли парк горожане, становится любимым местом летнего отдыха граждан Ленинграда. Здесь обустраивают аттракционы, детские площадки, зоны отдыха. На дорожках появляются скульптуры маститых советских ваятелей. Здания Елагина острова последовательно выполняют функции филиала института, однодневного курорта, музея быта. В 34 году XX века парк переименован в честь С.М. Кирова.
В годы блокады здание дворца сильно пострадало. Зажигательный снаряд, попавший в дымоход, выжег дотла несколько помещений. Лишь благодаря сотрудникам комплекса оставшиеся ценности были сохранены и использованы в последующей реставрации.
Елагиноостровский дворец был одним из первых памятников дворцовой архитектуры, восстановленных после ВОВ. Работами руководил архитектор В.М. Савков. С 1961 года дворцово-парковый ансамбль вновь открывает двери для посетителей. Основное здание и флигеля использовались для музейных экспозиций, а второй этаж был отведён под однодневный курорт. Лишь в 1987 г, во время реставрации 80-90 годов XX века Елагину острову был присвоен статус музея декоративно-прикладного искусства и интерьера.
В наши дни
В настоящее время Елагин остров – восстановленный дворцово-парковый ансамбль, музейный центр, социокультурное пространство и любимое место отдыха для горожан и гостей Санкт-Петербурга.
Бесплатные и льготные билеты
Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) в соответствии с графиком работы музеев и выставочных залов на основании бесплатного билета предоставляется следующим категориям граждан:
- Участники и инвалиды ВОв;
- Жители блокадного Ленинграда;
- Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»;
- Ветераны и инвалиды боевых действий;
- Лица, удостоенные звания Герой Советского Союза, звания Герой Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
- Один сопровождающий инвалида I группы или ребенка-инвалида;
- Переводчик с русского жестового языка, сопровождающий посетителя с ограниченными возможностями;
- Воины-интернационалисты;
- Учащиеся художественных школ и художественных высших и средних специальных учебных заведений РФ;
- Студенты факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности высших учебных заведений РФ, обучающиеся по очной форме обучения;
- Сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ, руководители «народных музеев», члены союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области; члены Международного совета музеев (ИКОМ);
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, школах-интернатах;
- Граждане, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
- Дети в возрасте до 7 лет;
- Члены союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ;
- Члены многодетных семей;
- Члены Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации;
Бесплатные среды
- Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) на основании бесплатного билета каждую среду предоставляется следующим категориям граждан:
- Лица, не достигшие 18 лет;
- Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.
Интерьер дворца
Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.
Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.
Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором- Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.
При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.
Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.
Дворец в ХХ веке
С приходом советской власти дворец, как и многие другие царские постройки, получил статус Музея истории быта. В 1930-х годах большинство художественных ценностей дворца были изъяты, а сам музей был закрыт.
Вся коллекция декоративно-прикладного искусства, в том числе и уникальная мебель, выполненная по эскизам Росси была перераспределена или распродана. Часть отправилась в собрание Государственного Эрмитажа, Русского музея, Гатчины, другая часть отошла к различным учреждениям. Многие предметы были проданы.
К огромному сожалению весь интерьер дворца был уничтожен огнем в 1942 году. Реставрационные работы не смогли вернуть прежнее величие и красоту второго и цокольного этажей.
Наиболее близкими по своей сути остались отделка парадных залов первого этажа, церкви и кабинета Александра I. Сейчас в залах второго этажа Елагина дворца проводятся выставки декоративно-прикладного искусства.
История Елагинского дворца
Пятым владельцем острова и всего имения был историк, государственный деятель, поэт Иван Перфильевич Елагин. Его фамилия послужила окончательным названием имению на одноименном острове.
Исследователи выдвигают версию, что спроектировал оригинальный дворец архитектор итальянского происхождения Джакомо Кваренги.
Начало XIX века. Александр Первый делает подарок своей матери Марии Федоровне в виде покупки, дальнейшей перестройки дворца на Елагином острове, являвшем собой образец палладианского стиля в русской архитектуре.
Другой русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси стал зодчим современного вида Елагина дворца. Под его руководством была создана дворцово-парковая летняя резиденция, состоявшая из трехэтажного дворцового сооружения, нескольких павильонов, корпусов: Кухонного, Конюшенного, Оранжерейного.
Над внутренним декорированием строения потрудились талантливые представители российской промышленности и искусства различных направлений:
- В. Демут-Малиновский, С. Пименов (скульптура);
- С. Модерни, Ф. Трискорни (обработка мрамора);
- А. Виги, Б. Медичи, Дж.-Б. Скотти (декоративная живопись);
- Я. Щенников (работы по искусственному мрамору);
- И. Дипнер, А. Шрейбер (работы по бронзе);
- И. Бауман, В. Бобков, Г. Гамбс, А. Тур (изготовление мебели) и др.
Революция 1917. Резиденция, принадлежавшая императорской семье, переходит к Совнаркому города Петрограда.
1918-1929. Здание отдается под экспозицию Музея «История и быт».
1930. Музейная коллекция частично распределяется по другим музейным объектам: Гатчинский дворец, Русский музей, Эрмитаж, частично распродается. Здание становится местом функционирования Института растениеводства, филиала Академии наук.
1941-1945. Елагиноостровский дворец претерпевает серьезные разрушения. Бомбежки, пожары уничтожают исторические экспонаты, разрушают кровельные перекрытия.
Послевоенное время. Изучается, систематизируется историческая информация для проведения реставрационных работ. Архитектор В. М. Савков работает над восстановлением внутренней отделки залов.
1952-1960. Проводится дальнейший восстановительный процесс, которым руководит архитектор М.М.Плотников.
1961. Начинается функционирование базы отдыха:
- этаж – выставочные залы,
- этаж – комнаты отдыха, бильярдные,
- этаж – танцевальный зал.
1987. Елагиноостровский музей восстанавливает свой статус. Возвращаются уникальные экспонаты исторической обстановки.
На текущий момент организуются экскурсии, выставки, мероприятия, проекты познавательного, развлекательного характера.
Елагин дворец и его достопримечательности
Главной достопримечательностью дворцово-паркового ансамбля является непосредственно сам дворец.
У входа Елагина дворца туристов встречают сторожевые львы. Росси украшает парадный вход двумя хищниками из чугуна, созданными казенным литейным заводом Санкт-Петербурга (1822), о чем свидетельствуют надписи на постаментах. Львы представляют собой точное воспроизведение животных флорентийской Синьории.
При мимолетном взгляде, кажется, что звери идентичны. Но при детальном рассмотрении видно, что имеются некоторые различия: поворот головы, выражение глаз, различная степень свирепости, положение шара, на который опирается лапа животного.
Экскурсии, билеты и цены
Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.
Наименование | Цена билетов | ||
1 взрослый + сопровождение экскурсовода | 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода | 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода | |
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) | 400 RUR | 260 RUR | 250 RUR |
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) | 200 RUR + 50 RUR | 75 RUR + 25 RUR | 100 RUR + 30 RUR |
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) | 250 RUR | 120 RUR | 130 RUR |
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) | 120 RUR + 60 RUR | 50 RUR + 50 RUR | 75 RUR + 55 RUR |
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) | 100 RUR | 50 RUR | 60 RUR |
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) | 70 RUR | 50 RUR | 40 RUR |
Павильон под флагом | 50 RUR | 30 RUR | 40 RUR |
Легенды и тайны Елагина дворца
- С Елагиным островом связана самая мистическая фигура XIX века – граф Калиостро. Великий Шарлатан был личным гостем И.П. Елагина. Хозяин острова выделил под лабораторию мага подвальные помещения, откуда, согласно легендам, можно было попасть в подземный зал, расположившийся глубоко под павильоном Пристань. Зал служил местом собраний масонов Петербурга и тайной лабораторией Калиостро. Елагинское поместье так полюбилось «великому магу», что дух его после смерти перенёсся на брега Невы. Согласно преданиям фигуру Калиостро с масонскими символами можно увидеть в зеркалах Елагина дворца и по сей день.
- В одном из прудов острова якобы лежат осколки позолоченного Будды из Петербуржского дацана, скинутые после изъятия религиозных ценностей.
Интересные факты
- До сих пор ведутся споры об авторстве первоначального архитектурного проекта виллы Елагина. Предположительно архитектором был Дж.А.Д. Кварнеги, наиболее плодовитый представитель палладианского стиля в северной столице..
- Стрелка Елагина острова получила известность благодаря графине Ю.П. Самойловой, первой красавице Петербурга. Император Николай I недолюбливал образованную и прекрасную графиню. Многие любимцы государя предпочитали Царскому селу усадьбу «царицы салонов», Графскую славянку. После ультимативной просьбы продать усадьбу, Юлия Павловна, разгадав мотивы императора, сказала: «Ездили не в Славянку, а к графине Самойловой» и отправилась на безлюдную стрелку Елагина острова, обронив: «сюда будут приезжать к графине Самойловой». Спустя некоторое время стрелка стала излюбленным местом прогулок петербургской знати.
- Всё пространство Елагина острова входит в фонд наследия ЮНЕСКО.
- Масляный луг получил своё название из-за проходивших на лугу традиционных масленичных гуляний.
- Отсутствие окон на стилизованном фасаде Кухонного корпуса объясняется тем, что ни один солнечный луч не должен был проникать в помещения, где готовилась и хранилась пища. В наши дни используется для хранения музейных фондов.
- Чугунные львы Елагина дворца стали «родоначальниками» всех львов Петербурга. Вскоре статуя льва стала одним из символов северной Пальмиры.
Современный музей
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.