Судьба дворца в XX – XXI столетиях
До 1917 года Елагин дворец был собственностью фамилии Романовых, но после смены государственного строя и прихода к власти большевиков, его национализировали и открыли Музей истории и быта, действовавший до 1928 года. Сюда свозили ценные экспонаты из закрывшихся усадеб Крестового и Каменного островов.
Но после того, как в начале 30-х годов XX столетия были созданы организации «Госфонд» и «Антиквариат», музей был закрыт, а уникальная мебель, выполненная по эскизам К. Росси, и дворцовые художественные ценности постепенно были утеряны – часть передана в другие музеи, часть продана.
После этого некоторое время здания дворца были заняты филиалом Института растениеводства АН, а в 1932 году — однодневной базой отдыха (после открытия Центрального парка культуры и отдыха). Музыкальный павильон переоборудовали в молочный буфет, Кухонный корпус – в базу отдыха пионеров и школьников, Конюшенный корпус – в ресторан. Для отдыха трудящихся перепланировали парк: проложили новые дорожки, выстроили здание летнего театра, беседки и киоски.
В годы противостояний с фашистской Германией в начале 1942 года Елагин дворец был почти полностью разрушен. Снаряд, попавший в подвал здания через трубу дымохода, привел к сильному пожару, в результате которого обрушилась кровля и перекрытия между этажами, из-за огня были утеряны великолепные интерьеры.
Сразу по окончании Великой Отечественной войны талантливый ленинградский реставратор Василий Савков по крупицам собрал уцелевшие куски мрамора и фрагменты росписей и лепнины, сделав эскизы утраченных интерьеров. Именно эти эскизы стали той основой, по которой в 1952 – 1960 годах командой архитекторов-реставраторов, художников, паркетчиков, мастеров прикладного искусства под руководством Михаила Плотникова были проведены ремонтно-реставрационные работы, позволившие полностью восстановить в первоначальном виде парадные залы I этажа и, по отдельным архивным документам – интерьеры II и III этажей.
В 1961 году Елагин дворец открыл свои двери для посетителей, вниманию которых были представлены выставочные залы с коллекциями фарфора, художественного стекла, вышивки, изделий из металла и дерева на первом этаже, бильярдные залы и комнаты отдыха на втором, и танцевальный зал, разместившийся в помещении бывшей дворцовой церкви — на третьем.
Современный музей
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.
История
История Елагина острова, каким его поныне знают петербуржцы, началась с 1777 года, когда Мишин остров, сменив 9 владельцев, оказался в собственности И.П. Елагина. Новый хозяин в течение нескольких лет обустроил островное имение: создал дренажные и водоотводные системы, разбил великолепный парк, выстроил дом-дворец в стиле раннего классицизма. Хлебосольный обер-гофмейстер разрешил доступ на остров любому «нарядно одетому» посетителю, чем обеспечил народную любовь к этому месту.
В первой трети XIX века Елагин остров откупается у очередного владельца, Г.Р. Орлова, императором Александром I и становится летней резиденцией престарелой императрицы Марии Фёдоровны. Главным архитектором назначен неаполитанец К.И.Росси. Задача обустройства острова не отличалась простотой. Помимо реконструкции зданий необходимо было осуществить ландшафтное проектирование, создать новые хозяйственные постройки и привести в соответствие с ними уже имеющиеся.
С 1818 до 1822 года велись строительные и отделочные работы, приуроченные к празднеству тезоименитства императрицы. Белокаменные постройки, изящные интерьеры Росси вкупе с живописными уголками природы, облагороженными садовником Дж. Бушем-младшим, сделали Елагиноостровский дворец Санкт-Петербурга одной из самых красивых резиденций дома Романовых.
Елагин дворец при СССР
Во времена СССР Елагин остров со всеми постройками был национализирован и преобразован в Центральный Парк Культуры и Отдыха (ЦПКиО). «ЦыПочКа», как ласково называли парк горожане, становится любимым местом летнего отдыха граждан Ленинграда. Здесь обустраивают аттракционы, детские площадки, зоны отдыха. На дорожках появляются скульптуры маститых советских ваятелей. Здания Елагина острова последовательно выполняют функции филиала института, однодневного курорта, музея быта. В 34 году XX века парк переименован в честь С.М. Кирова.
В годы блокады здание дворца сильно пострадало. Зажигательный снаряд, попавший в дымоход, выжег дотла несколько помещений. Лишь благодаря сотрудникам комплекса оставшиеся ценности были сохранены и использованы в последующей реставрации.
Елагиноостровский дворец был одним из первых памятников дворцовой архитектуры, восстановленных после ВОВ. Работами руководил архитектор В.М. Савков. С 1961 года дворцово-парковый ансамбль вновь открывает двери для посетителей. Основное здание и флигеля использовались для музейных экспозиций, а второй этаж был отведён под однодневный курорт. Лишь в 1987 г, во время реставрации 80-90 годов XX века Елагину острову был присвоен статус музея декоративно-прикладного искусства и интерьера.
В наши дни
В настоящее время Елагин остров – восстановленный дворцово-парковый ансамбль, музейный центр, социокультурное пространство и любимое место отдыха для горожан и гостей Санкт-Петербурга.
Интерьер дворца
Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.
Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.
Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором- Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.
При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.
Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.
Интересные факты
- До сих пор ведутся споры об авторстве первоначального архитектурного проекта виллы Елагина. Предположительно архитектором был Дж.А.Д. Кварнеги, наиболее плодовитый представитель палладианского стиля в северной столице..
- Стрелка Елагина острова получила известность благодаря графине Ю.П. Самойловой, первой красавице Петербурга. Император Николай I недолюбливал образованную и прекрасную графиню. Многие любимцы государя предпочитали Царскому селу усадьбу «царицы салонов», Графскую славянку. После ультимативной просьбы продать усадьбу, Юлия Павловна, разгадав мотивы императора, сказала: «Ездили не в Славянку, а к графине Самойловой» и отправилась на безлюдную стрелку Елагина острова, обронив: «сюда будут приезжать к графине Самойловой». Спустя некоторое время стрелка стала излюбленным местом прогулок петербургской знати.
- Всё пространство Елагина острова входит в фонд наследия ЮНЕСКО.
- Масляный луг получил своё название из-за проходивших на лугу традиционных масленичных гуляний.
- Отсутствие окон на стилизованном фасаде Кухонного корпуса объясняется тем, что ни один солнечный луч не должен был проникать в помещения, где готовилась и хранилась пища. В наши дни используется для хранения музейных фондов.
- Чугунные львы Елагина дворца стали «родоначальниками» всех львов Петербурга. Вскоре статуя льва стала одним из символов северной Пальмиры.
Мифы и легенды
Согласно легендам, Елагин дворец посещал сам граф Калиостро. Считается, что некоторые из своих опытов он проводил в его подвалах. При перестройке дворца архитектором Росси подвалы остались нетронутыми. Тогда родился миф о призраке графа Калиостро, блуждающем по тёмным коридорам дворца.
Другая история дворца связана с русским масонством. Как известно, Иван Перфильевич Елагин являлся одним из первых масонов в России. Бытует мнение, что именно на Елагином острове проходили их собрания.
До того, как островом стал владеть Иван Елагин, остров называли Мишиным (Мишкиным). Согласно легенде, солдаты, которые шли этим островом, повстречали на своём пути медведя, да такого большого, что они, испугавшись, бросились врассыпную. С тех пор за островом закрепилось название «Мишин».
Дополнительные услуги для туристов
На территории острова есть несколько небольших кафе и ресторанов, где можно перекусить или плотно пообедать. Кроме того, туристы смогут приобрести множество различных сувениров в специальных лавках, купить мороженое в специальном киоске или продукты для перекуса в магазине. Желающие могут воспользоваться водными аттракционами для совершения прогулки по каналам и водоемам — в это время можно покормить уточек, лебедей и другую живность, которая совсем не боится людей и с удовольствием принимает угощение.
Прогулка по аллее с тюльпанами, под тенистыми деревьями, увлекательные экскурсии и мастер-классы не оставят равнодушными ни одного посетителя. Это интересный и доступный отдых, который оставляет приятные впечатления и развивает кругозор всех посетителей независимо от возраста.
* Цены указаны по состоянию на август 2018 года.
Каменный остров
С Аптекарского острова на Каменный ведёт красивый Каменноостровский мост, украшенный бронзовыми барельефами и гранитными обелисками. Каменный остров дал название главной улице Петроградской стороны, а также дворцу, который находится на острове. Каменноостровский дворец был построен в 1776 году по заказу императрицы Екатерины Великой для её сына Павла. Затем здание перешло по наследству к Александру I. Именно здесь император Александр жил во время войны с Наполеоном. Сейчас в этом дворце находится военный санаторий.
Вы можете заглянуть сквозь ограду, чтобы увидеть портик с колоннами, лестницу, спускающуюся к воде, и английский парк. Красивый фронтон хорошо виден с северной стороны. Рядом расположена церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная в неоготическом стиле по проекту архитектора Юрия Фельтена. Тот же архитектор руководил и постройкой дворца. После Великой Отечественной войны церковь превратили в спортивный зал. В 1990 году она была вновь открыта как церковь, а сейчас стала выставочным залом. Первоначально, при Петре I, Каменный остров был владением канцлера Гаврилы Головкива.
Каменный остров
Позже остров перешёл к Алексею Бестужеву-Рюмину. Этот владелец пригнал сюда с Украины множество крепостных. Они осушили землю и построили набережные. К концу XVIII века на острове было несколько летних резиденций аристократов. В 1832 году старейший в России знатный род – Долгоруковы – заказал архитектору Шустову построить особняк в 200 метрах к западу от Каменноостровского моста (Набережная Малой Невки, дом 11). Пройдя немного дальше по набережной, вы окажетесь возле двух зелёных с золотом греческих сфинксов. В небольшом сквере рядом с ними приятно посидеть и отдохнуть.
Большой канал
Если вы хотите совершить более длинную пешую прогулку, то идите к дереву Петра. Это дерево, по преданию, посажено самим государем. Оно растёт на перекрёстке возле моста на Крестовский остров. Затем идите по дороге, ведущей на Елагин остров, чтобы посмотреть на Каменноостровский театр, который был построен в 1820-е годы. В глубине острова стоят окружённые высокими оградами виллы правительственных чиновников, дипломатов и бизнесменов.
История Елагина острова, XVIII век
Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель. На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Первоначальное его название звучало по фински «Мистула-саари». На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин. По легенде, это название закрепилось за островом после того, как дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Наименование «Мишин» сохранялось в течение всего XVIII века как официальное. Свое нынешнее название остров получил по имени своего пятого владельца — Ивана Перфильевича Елагина (1725–1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством. Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших паркостроителей и цветоводов. Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты.
Иван Перфильевич Елагин
История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге
Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.
Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами. Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.
В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818–1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.
После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.
В 1920–1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.
Елагин дворец при Романовых
После смерти И. П. Елагина в 1794 году остров еще несколько раз перепродавался. В 1807 году его купил граф Григорий Орлов — сын младшего из известных братьев Орловых – Владимира. У него в 1817 году и выкупил усадьбу за 350 тысяч рублей государь Александр I, решивший подарить этот тихий и уютный уголок Петербурга своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне.
Для государыни, постоянно проживающей в Павловском дворце – подарке супруга, императора Павла I, посещение загородного Гатчинского дворца давалось с трудом. Вот для ее нужд и был куплен еще один дворец, ставший летней резиденцией Романовых.
Непростая задача — перестроить Елагин дворец для императорской фамилии — была возложена на российского зодчего с итальянскими корнями Карла Ивановича Росси. Эта работа стала для архитектора первым самостоятельным проектом, который он вместе с единомышленниками — скульпторами, живописцами, декораторами-лепщиками профессионально воплотил в жизнь.
Карл Росси сохранил стены елагинского господского дома, реконструировав его в великолепный трехэтажный, увенчанный куполом дворец, который соединил в себе и пышность императорской резиденции, и уют немецкого загородного дома. Помимо этого, в усадьбе появились служебные помещения (Кухонный и Конюшенный корпуса) и живописный пейзажный парк по английскому типу, созданный мастером-садоводом Джозефом Бушем. Были очищены пруды, разбиты новые дорожки, посажено огромное количество кустов сирени (вдовствующая императрица любила их аромат), а также благоустроены музыкальный павильон и павильон у пристани, оранжереи елагинских времен, в которых росли любимые цветы государыни Марии Федоровны — розы.
Все здания архитектурного ансамбля, живописно разбросанные по парку, визуально объединила между собой площадь Масляного луга – большое луговое пространство, на котором устраивались массовые гуляния на Масленицу.
В центре композиции расположился новый трехэтажный императорский дворец, увенчанный куполом, главный фасад которого украсили портики с колоннами, а парадный вход – пышная лестница с чугунными фигурами львов у самого ее начала и широкие пандусы для въезда конных экипажей. Противоположной части дворца, обращенной к саду, зодчий придал форму ротонды, также украсив ее портиками с колоннами и большими окнами, и расположив в ней великолепный Овальный зал. Третий этаж над ним заняла дворцовая Свято-Николаевская церковь. Из Овального зала открывался чудесный вид на Среднюю Невку и сад, к которому вела широкая двухмаршевая полукруглая лестница, украшенная декоративными мраморными вазами.
Достопримечательности острова
Елагин остров в Санкт-Петербурге представляет собой живописный зеленый уголок в самом центре Питера, расположенный у Невы. Здесь можно отлично отдохнуть всей семьей, выбраться на пикник с друзьями или уделить время интересным прогулкам с любимым человеком. Остров расположен чуть осторонь от популярных туристических маршрутов, поэтому туристов тут обычно немного.
По всей территории острова раскинулся Центральный парк отдыха. Это тихое и уютное место, где можно хорошо провести время, арендовав лодку или катамаран. На территории работает небольшой зоопарк, где проживают ручные животные — знаменитые белки стали известны на весь город, поскольку сами прыгают в руки людям.
Главной достопримечательностью парка культуры является дворец-музей — тот самый, который в свое время основал И. Елагин, и который был перестроен в 19-м столетии. К сожалению, сооружение сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, но многие экспонаты и ценные коллекции еще до этого были переданы многим музеям, а потому сохранились в целости и постепенно возвращаются на остров.
При посещении острова обязательно надо побывать в этом дворце-музее. Однако это не единственная достопримечательность, которая привлекает туристов. Здесь также есть:
Выставки. На них можно познакомиться с историей жизни дворянства в 19-м столетии. Лучше всего быт людей тех времен передает экспозиция «Обаяние прошлого». Тут можно увидеть и восстановленные интерьеры парадных комнат. На территории дворца работают и временные выставки, проводящиеся регулярно.
Костюмированные балы. Конечно, они проводятся не каждый день, но, отслеживая мероприятия на официальном портале острова, на них вполне можно попасть и от души повеселиться.
Музей художественного стекла. В 1966 году был официально закрыт Ленинградский завод, поэтому вся коллекция экспонатов, хранившихся там, была передана на остров. Всего насчитывается более 7 000 всевозможных предметов.
Кухонный и Конюшенный корпуса
Это необычайные архитектурные памятники, на которые непременно стоит обратить внимание.
Дополнительная информация! Парк рассчитан на длительные пешие прогулки, поэтому целесообразно позаботиться о наличии удобной обуви.
Парк на Елагином острове
Другие выставки
В музее работают фонды графики, камня, живописи и скульптуры. Они малочисленны, но в их коллекцию входят редкие экземпляры русского и западноевропейского прикладного искусства, позволяющие заполнять залы дворца вещами прошлых столетий. На неповторимые экспонаты из фондовой экспозиции можно посмотреть в парадных палатах Елагинского и его выставочных залах второго этажа, где проводятся выставки на тему истории русского интерьера с периода классицизма до начала XX в.
Особым достоянием музея считается постоянная экспозиция «Парадные залы Елагиноостровского дворца», выставляющая интерьеры, спроектированные К. И. Росси. Вся отделка этих великолепных залов, начиная с мебели, росписи плафонов и заканчивая дверными ручками, декором дверей и окошек, была выполнена по его эскизам. Интересным фактом является то, что уникальность этой выставки состоит в отсутствии перепланировки внутреннего убранства с момента его появления, а также в точном восстановлении начальной задумки славного зодчего после роковой бомбардировки.
Экспозиции и парадные помещения Елагина неоднократно служили съёмочными площадками для многих режиссёров. Наверное, нигде не было кинопостановок больше, чем в Елагинском. Здесь работали известнейшие мастера киноискусства:
- В. Мережко,
- А. Сокуров,
- А. Учитель,
- П. Лунгин и другие.
Экскурсии, билеты и цены
Свободный проход на территорию паркового комплекса предусматривается с понедельника по пятницу. Платным посещение становится по субботам, воскресеньям или праздникам: лица старше 18 лет платят 100 RUR, обучающиеся школ — 30 RUR.
Наименование | Цена билетов | ||
1 взрослый + сопровождение экскурсовода | 1 обучающийся школы + сопровождение экскурсовода | 1 пенсионер + сопровождение экскурсовода | |
Общий билет (Дворец + основные подразделения дворцово-паркового комплекса) | 400 RUR | 260 RUR | 250 RUR |
Музей «Художественное стекло» (Оранжерейный корп.) | 200 RUR + 50 RUR | 75 RUR + 25 RUR | 100 RUR + 30 RUR |
Общий билет (Все помещения Конюшенного корп.) | 250 RUR | 120 RUR | 130 RUR |
Экспозиция Большого зала (Конюшенный корп.) | 120 RUR + 60 RUR | 50 RUR + 50 RUR | 75 RUR + 55 RUR |
Выставочные залы 1-ого этажа (Конюшенный корп.) | 100 RUR | 50 RUR | 60 RUR |
Выставочные залы 2-ого этажа (Конюшенный корп.) | 70 RUR | 50 RUR | 40 RUR |
Павильон под флагом | 50 RUR | 30 RUR | 40 RUR |
Как доехать до Кировских островов
На восточную оконечность Каменного острова можно проехать на маршрутном такси от Каменноостровского проспекта (№ К-46) или от Кронверка (К-134), либо пройти 10 минут пешком от станции метро «Чёрная речка» на Выборгской стороне. Чтобы попасть на Крестовский остров, сядьте на маршрутное такси № К-222 от станции метро «Петроградская» или прогуляйтесь от станции метро «Крестовский остров». На Елагин остров можно попасть от Приморского проспекта. Для этого нужно пройти 2,5 километра к западу от станции «Чёрная речка». По дороге можете осмотреть буддийский храм. Другой вариант: подъехать на трамвае № 2 по улице Савушкина или на автобусе № 411 по набережной.
Метро «Крестовский остров»
История дворца
Елагин дворец построен между Большой и Средней Невкой. В начале 18 века на острове были расположены загородные усадьбы. Его первым владельцем стал государственный деятель Петр Павлович Шафиров, которому Петр І подарил его в знак расположения. Позднее, остров сменил еще несколько владельцев.
Так, ими были генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский, сенатор Алексей Петрович Мельгунов, в 1777 году остров был продан Григорию Александровичу Потемкину, который, в свою очередь, продал его обер-гофмейстру двора Екатерины ІІ Ивану Перфильевичу Елагину. С тех пор остров стал носить имя своего хозяина – Елагин.
В начале 19 века остров был выкуплен у Григория Владимировича Орлова за 350 тысяч рублей Александром І с целью построить дворец для своей матушки императрицы Марии Федоровны. Создание дворцового ансамбля велось с 1818 по 1822 годы, это первая самостоятельная работа Карла Ивановича Росси.
Согласно сметам архитектора, на создание этого шедевра было потрачено более 2 миллионов рублей. В ансамбль построек, кроме дворца, вошел новый кухонный корпус, конюшни, оранжереи, павильон у пристани, музыкальный павильон и гауптвахты. Все здания утопали в зелени парка, не имея какой-либо системы, однако они объединялись пространством Масляного луга.
Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге
Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.
Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.
Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.
Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.
Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку. Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.
Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.
Елагин остров сегодня
На сегодняшний день Елагин остров в Петербурге – это место, куда можно прийти, чтобы погулять, отдохнуть и даже культурно обогатиться. Администрация парка старается аккуратно и гармонично развивать территорию, при этом сохраняя культурно-исторический статус парка.
Стоит отметить, что Елагин остров является объектом культурного наследия ЮНЕСКО и имеет статус Особо Охраняемой Природной Территории.
Летом Елагин остров превращается в площадку для многочисленных мероприятий и фестивалей. Здесь проводятся такие мероприятия, как музыкальный опен-эйр Stereoleto, фестиваль тюльпанов, фестиваль уличных театров и музыкальный фестиваль Усадьба Jazz.
Современный музей
Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.
За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.
Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.
Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.
Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.
Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.
Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.
Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.
Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.
Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.
В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.