Отдел искусства фотографии
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
г. Москва
Отдел искусства фотографии был организован в 2009 году. Основной задачей отдела является хранение и коллекционирование уникальных фотоматериалов по искусству мировой и российской фотографии.
Одно из основных направлений деятельности отдела — проектно-выставочная работа, основанная на взаимодействии с крупными международными культурными институциями (музеи, галереи, фонды), располагающими собраниями материалов фотографического жанра.
Экспозиции, посвящённые искусству фотографии, были организованы в Музее уже в первые десятилетия ХХ века. Так, в 1924 году прошла выставка «Фотографий русского фотографического общества», а в 1937 — «Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства».
В ГМИИ экспонировались работы таких известных мастеров, как Йозеф Судек (1985), Хельмут Ньютон (1989), Август Зандер (1994), Питер Линдберг (2002), Борис Игнатович (2002).
В лектории ГМИИ регулярно проходят лекции и творческие встречи с ведущими российскими фотографами.
Отдел планирует экспонировать работы известных фотомастеров, особенно интересными обещают стать выставки, представляющие зарубежных авторов мирового уровня, а также молодых отечественных фотографов.
Страница Отдела искусства фотографии Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Facebook
Центр фотографии им. братьев Люмьер
г. Москва
Центр фотографии имени братьев Люмьер открылся 2 марта 2010 года на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и включает в себя три выставочных зала, галерею коллекционной фотографии, книжный магазин PhotoBookPoster, библиотеку и кафе.
Все экспозиции посвящены советскому, российскому и зарубежному фотографическому искусству ХХ века.
Арт-площадка занимает более 1 000 кв. метров старого особняка на Болотной набережной и предназначена для работы с профессиональными фотографами, фотографическими коллекциями и фотовыставками. Три просторных выставочных зала позволяют экспонировать более 400 фотографий.
На территории Центра работает открытая библиотека, где представлена лучшая литература по фотографии за последние 80 лет.
Книжный магазин PhotoBookPoster предлагает широкий и постоянно обновляющийся ассортимент книг по искусству и истории фотографии, а также открыток, фотопостеров и журналов.
Кроме регулярного проведения фотографических выставок, Центр занимается обучением, исследовательской деятельностью, проводит собственную издательскую программу и формирует базу для создания российского «Музея фотографии».
Музей-заповедник «Павловск»
Выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца XVIII – начала XIX веков стал летней резиденцией императора Павла I и его семьи. Кстати, это один из самых крупных в Европе пейзажных парков — его площадь 600 гектаров.
Целых 50 лет воздвигался на берегах извилистой реки Славянка ансамбль дворца и парка. Владельцы Павловска много путешествовали по Европе в 1781-1782 года. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.
Место: город Павловск, улица Садовая, 20
Галерея Классической Фотографии
г. Москва
Галерея классической фотографии — музейно-выставочное пространство, созданное группой московских фотографов.
Являясь одним из крупнейших музеев современного искусства в Москве, специализированным на фотографии, Галерея стремится представлять лучшие образцы фотографических работ, поэтому в трёх залах галереи — Малом, Среднем и Большом — наравне с известными фотографами выставляются и талантливые новички.
В галерее регулярно проводятся семинары и мастер-классы известных профессиональных фотографов, в том числе и зарубежных.
На базе Галереи создан первый в России общедоступный музей старинной оптики и библиотека фотографической литературы, где собраны альбомы и книги, относящиеся к фотоискусству.
Есть собственный лабораторный комплекс, а также специальная техника для различных форм ручной печати. Любители и профессионалы могут ей воспользоваться и напечатать свой шедевр.
Работает тематическое кафе, вы здесь спокойно выпьете кофе или чай с пирожным, неспешно полистаете имеющиеся фотоальбомы и книги.
В магазине фотографии можно купить редкие фотоизображения, в том числе из частных коллекций, а также книги, открытки и постеры, сопровождающие выставки.
Долой музей-классику! Даешь музей-аттракцион, музей-театр!
Не знаем, как у остальных, а у нашего МИФа есть пролог: однажды в Санкт-Петербурге – в Художественном училище, носящем имя Николая Рериха, свои сокровища презентовала широкому зрителю необычная экспозиция. Ее автором выступил признанный знаток мира фотографии, известный коллекционер Владимир Платонов. Судя по всему, успех экспозиции был огромен, ибо спустя некоторое время, в августе 2003-го года, на Петроградской стороне открыл свои двери для всех желающих Музей истории фотографии. Его вдохновителями стали Владимир Платонов (он же – главный хранитель музея) и фотограф Дмитрий Шнеерсон. Все, что, по их мнению, посетители должны знать о фотографии, Платонов и Шнеерсон уместили в 4-х залах на двух этажах. Довольно-таки долгое время (8 лет) устроители музея «играли» в классику, не отходя от принятых правил организации экспозиций, и вот в 2011-м… Стоп! Хватит классики, провозгласили, МИФ нуждается в игре! В аттракционе, в инсталляции, в театре, наконец! Попав в царство фотографии, посетитель не только должен стать свидетелем совершенствования технологий, но и пройти «сквозь» время.
ФОТОДОК
г. Москва
ФОТОДОК — выставочная, дискуссионная и образовательная площадка для всех, кто интересуется современной документальной фотографией.
ФОТОДОК проводит регулярные творческие встречи, мастер-классы, слайд-шоу и дискуссии, организует фотографические конкурсы.
Главная задача ФОТОДОК — популяризация документальной фотографии как актуального современного искусства и как инструмента изучения социальных проблем, поиск новых имен, объединение всех интересующихся документальной фотографией
Особое внимание ФОТОДОК уделяет социально значимым визуальным проектам
ФОТОДОК регулярно проводит выставки лучших российских и зарубежных мастеров документальной фотографии, поддерживает фотографов, представляет зрителю редкие архивные материалы.
Основные труды сотрудников музея
Монографии
- Бренева И. В. История инструментальной палаты Петербургской Академии наук. СПб., 1999.
- Карпеев Э. П., Шафрановская Т. К. Кунсткамера. СПб., 1996.
- Карпеев Э. П. Русская культура и Ломоносов. СПб, 2005.
- Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова / Сост. В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова. М.; Л., 1961.
- М. В. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Э. П. Карпеева. СПб., 1999.
- Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. М.; Л., 1950.
- Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л., 1953.
- Ченакал В. Л. Очерки по истории русской астрономии. М.; Л., 1951.
- Ченакал В. Л. Русские приборостроители первой половины XVIII в. Л., 1953.
- Chenakal V.L. Watchmakers and clockmakers in Russia 1400 to 1850. London, 1972.
- Karpeev E.P. Der grosse Gottorfer Globus. St.-Petersburg, 2000.
Статьи
- Кондрашова Е. А. Минц-Кабинет Петербургской Кунсткамеры // Сборник МАЭ. СПб., 2004. Т. XLIX.
- Моисеева Т. М. Научные инструменты Петербургской Кунсткамеры: От «курьезных экспериментов» до экспериментальных наук // Вопросы истории естествознания и техники. М., 2008. № 1. С.65-80.
- Моисеева Т. М. Первая астрономическая обсерватория // Наука и жизнь. 2004. № 7. C. 72-78.
- Моисеева Т. М. Петровская Кунсткамера и кунсткамеры Европы // Наука и техника. Вып. XII. СПб., 1996. С. 54.
- Моисеева Т. М. Эйлер и становление метрической системы в России // Леонард Эйлер и современная наука. СПб., 2007. С. 340—346.
- Ченакал В. Л. Зажигательные стекла и зеркала Чирнгауза в России // Труды ИИЕТ. М., 1960. Т. 34.
- Moiseeva T. The Chemical laboratory of Lomonosov is the First Scientific and Educational laboratory in Russia // XXV Scientific Instrument Symposium. Krakow, 2006. P.71.
- Moisejeva T., Smirnova O.A. Die Ursprünge des russischen Porzellans // Keramos. Heft 202. Düsseldorf, 2008. S. 57-64.
- Moisseeva T. Das Lomonossov Museum // Palast des Wissens. Bd 1. München, 2003. S. 177—189.
- Moisseeva T. Das Reform der Zeitmessung in Russland und die St.Petersburger Akademie der Wissenschaften // Palast des Wissens. Bd 2. München, 2003. S. 243—248.
- Moisseeva T. Scientifica of the Petersburg Kunstkamera as the instruments for the introduction of the new European knowledge in Russia // XXIII Scientific Instrument Symposium. Dresden, 2004. P. 67.
- Moisseva T. Les Suisses et la création de l’Académie Pierre le Grand // Suisse-Russie: Des Siècles d’Amour et d’Oubli 1680—2006. Fribourg. 2006. P.35-42.
- Moisseva T. Pierre le Grand, De la Moscovie ả L’Empire // Du Tsar ả l’Impereur. Bruxelles, 2005. P. 116—126.
Музей российской фотографии
г. Коломна
Музей Российской Фотографии расположен в Коломне. Музей организован по частной инициативе Михаила Голосовского, Галины Лукьяновой и Ирины Аликиной и входит в структуру Музея Органической Культуры.
Музейная коллекция насчитывает около 7 000 произведений (дагерротипы, стеклянные пластины, негативы, слайды и фотографии) авторов, чья фотографическая деятельность связана с Россией. Более 120 предметов фототехники от Magic Lantern до Leica.
Деятельность музея направлена на публичное представление русской художественной фотографии с 1840-х годов по настоящее время и включает в себя научные исследования и образовательные программы для детей и взрослых.
За последнее время широкой публике представлено более 20 проектов научной, художественной и документальной фотографии в столичных и региональных выставочных залах.
МРФ осуществляет создание публичной и электронной библиотеки.
Жаждешь МИФической практики? «Прояви меня!»
Еще одна уникальная реальность Санкт-Петербургского МИФа – возможность исполнить роль пускателя легендарных «птичек». Вы не могли себе представить, как из таких устройств получалось фото? Вас всегда интересовало, почему в самый ответственный момент фотограф нырял под черную ткань? Как в начале века справлялись с морщинками и родинками без такого родного сегодня «Фотошопа»? В Музее истории фотографии вам преподадут настоящий мастер-класс, дающий ответы на эти и многие другие вопросы. Свой урок творцы МИФа назвали «Прояви меня», и они готовы рассказать всем желающим о том, как сотворить фото без фотоаппарата, как «не испугать» при обработке светочувствительные материалы, что такое «мокрая» печать и как можно экспериментировать с композицией.
Музей-заповедник «Царское Село»
Блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века, над которым работало целое созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев. Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.
Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец — великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и «Золотая анфилада» парадных залов, среди которых — всемирно известная возрожденная Янтарная комната.
На территории Екатерининского и Александровского парков расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, многочисленных мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в подражание готической, турецкой, китайской архитектуре, придающих уголкам парков романтический характер.
Место: город Пушкин, Садовая улица, 7
Фотографический музей «Дом Метенкова»
г. Екатеринбург
10 августа 1998 года «Дом Метенкова», ставший филиалом Музея истории Екатеринбурга, официально открыл двери для посетителей.
Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова — это более 10 000 объектов — техника, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое.
Сегодня собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.
Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события.
На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.
Архитектурные особенности площади
Центр полуциркульной площади Ломоносова в плане представляет собой правильный круг, от которого под углом 45° отходят две перспективы – улица Зодчего Росси и Торговый переулок. Основная визуальная ось идет от моста под три арки здания напротив, причем две арки являются дверями в помещение и лишь одна – сквозная – предусмотрена для проезда на улицу Ломоносова.
Это типичный творческий прием К. Росси. Такие же арки украшают здания Главного штаба, Синода и Сената.
Вскоре на площади появляются общественное строения — здания, где находится Дирекция императорских театров и два министерства, иностранных дел и народного просвещения.
Созданная Росси площадь сыграла важную роль в развитии этого района — здания, расположенные вдоль набережной Фонтанки, включили в общую систему городских коммуникаций.
Музей-заповедник «Ораниенбаум»
Загородный участок, на котором теперь расположен Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику великому князю А. Д. Меншикову. Который начал строительство большой усадьбы, названой «Ораниенбаумом», что в переводе означает «померанцевое дерево».
Кстати, Ораниенбаум — это единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века.
В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годов XVIII века.
Место: Ломоносов, Дворцовый проезд, 48
ФотоДепартамент
г. Санкт-Петербург
ФотоДепартамент начал свою работу осенью 2006 года, когда был открыт Информационный центр по фотографии на Невском проспекте.
Фонд занимается выставочными, образовательными и информационными программами в области современной фотографии, базируется в Санкт-Петербурге, но ведёт свою деятельность на территории России и мира.
Галерея «ФотоДепартамент» была открыта в 2008 году. Галерея показывает современную российскую фотографию, представляя как новые имена российской фотографии, так и известных фотографов.
Образовательные проекты включают в себя годовую образовательную программу ФотоДепартамент.Институт, авторские курсы обучения у профессиональных практикующих фотографов и ежегодные международные летние фотосеминары.
Фонд ведёт активную выставочную деятельность, с начала работы ФотоДепартамент организовал более 100 персональных и кураторских выставок российских и международных авторов.
Коллекция книг и журналов, входящих в библиотеку, является уникальной для российского фотопространства, она включает в себя библиотеку современных голландских фотокниг с выставки UNDERCOVER, которая проходила в Петербурге в музее «Эрарта» в ноябре 2013 — январе 2014 г.
Из старенького фотоателье – в коммуналку, от камеры-обскуры – к легендарной «Лейке»
У многих в памяти сохранилась картинка из советского прошлого: поздно вечером отец удаляется в одну из специально «отобранных» комнат. На несколько часов она превращается в нечто таинственное, темное, но очень уютное, куда даже одним глазком не заглянуть – в фотомастерскую.
Есть такое «святое» место и в МИФе: по уюту оно не уступает импровизированным фотомастерским наших отцов и дедов, света в нем, правда, куда больше. Эта комната – ателье петербургского фотоволшебника 2-й половины ХІХвека. В ее центре расположен ящик. Ящик непростой – светонепроницаемый, с отверстием в одной стенке и экраном в другой (роль экрана исполняет тонкий белый лист бумаги или матовое стеклышко). Имя ящику – камера-обскура. Вы приглядываетесь к экрану и видите, как лучик света, прорезая отверстие, создает на экране изображение «вверх тормашками». На полках в этом ателье можно увидеть настоящий раритет – первые в мире фотографии, называемые «дагерротипами».
Будь ты талантливейший из фотографов, без специальных принадлежностей мастерство свое тебе не проявить. Чем пользовались мастера в начале ХХ века, дабы фото вышло качественным, можно узнать во втором зале Музея истории фотографии. Непосильная задача – удержаться от соблазна потрогать-пощупать все это фотобогатство: когда-то каждый уважающий себе «ловец мгновений» считал огромной удачей владеть хотя бы одним из представленных в этом зале аппаратов. А стереоскоп, расположенный здесь же, позволял на заре ХХ столетия просмотреть объемные фото – своего рода тогдашнее 3D.
Если в стареньком фильме шпион, проникший в логово врага, торопясь, щелкает заветные бумаги, глядя в глазок фотоаппарата, не сомневайтесь: в его руках, как пить дать, Leica. В далеком 1925-м в продажу поступила премьерная партия фотоаппаратов ставшей впоследствии легендарной немецкой фирмы. И находитесь вы непросто в зале № 3, а в иностранном фотоагентстве тех времен.
Что же, играть – так играть, театр – так театр! Добро пожаловать в обычную ленинградскую коммуналку (или зал № 4, как вам будет угоднее)! Разрешите представить: владелец всего, что вы здесь видите, – обычный советский коллекционер, собиратель интереснейших экземпляров фототехники прошлого. Истинные знатоки фотоискусства утверждают: эти «Зениты», «Искры», «Зоркие», «Чайки» «ФЭДы» и подобные им раритеты во многом «дадут фору» самым современным аппаратам. Как раз тот случай, когда проверенное «ретро» не потеряло высшего качества.
Экскурсии
Посетить обсерваторию и Готторпский глобус можно только с экскурсией. Для 4 человек это стоит 2 700 руб., если в группе 3 взрослых и 1 ребенок, то стоимость составляет 2 300 руб.
Сотрудники музея во время тематических и обзорных экскурсий рассказывают посетителям о научных достижениях М. В. Ломоносова, его жизни, а также об историческом развитии астрономической обсерватории.
В архиве музея находятся документы времен Ломоносова, а в библиотеке – 10-томный альманах Ломоносов, а также старинные и новейшие издания XIX – XXI вв., рассказывающие о многогранной личности ученого, и все его сочинения.