Экскурсии
Можно по предварительному заказу посетить обзорную экскурсию по мемориальной квартире и литературной экспозиции, посвящённую жизни и творчеству писателя. Экскурсовод расскажет о жизни Фёдора Михайловича, о его семье, о годах, которые были проведены именно в этой квартире. Можно будет узнать много интересного об особенностях домашний жизни писателя, о чём мы знаем из мемуаров жены и дочери Фёдора Михайловича.
Есть и экскурсии для детей, которые учитывают особенности интересов школьников. Музей организует также три городских экскурсионных маршрута, которые вполне можно посетить при желании. Это экскурсии «По следам героев романа «Преступление и наказание», «Владимирская площадь ее окрестности в жизни и творчества Достоевского» и «Достоевский на Невском».
Долгожданный монумент
И только 30 мая 1997 года состоялось открытие памятника, созданного руками известного скульптора Любови Михайловны Холиной. Стоит немного рассказать об истории, которая предшествовала этому замечательному событию.
Идея создания памятника человеку, творчество которого было неразделимо связано с Петербургом, давно искала своего воплощения. Мастер Холина еще в 1956 году разработала первый макет, но реализовать его так и не удалось. А все потому, что шестьдесят лет назад партийные руководители Ленинграда были категорически против увековечивания памяти реакционного писателя.
Историческая справка
Точная дата основания фотоателье в доме на Невском проспекте неизвестна. Историки считают, что это произошло до 1858 года. Музей носит имя своего последнего частного владельца Карла Буллы. После Октябрьской революции фотосалон национализировали, одного из сыновей Карла Буллы отправили в ссылку, второго — расстреляли.
Карл Булла считается основоположником репортажной фотографии, он прославился не только своими пейзажными фотографиями Санкт-Петербурга и портретами известных современников, но и известен как настоящий мастер светописи.
Известно, что до Буллы хозяевами ателье были несколько человек. О первом владельце — Карле Людвиговиче Кулише практически не сохранилось информации, кроме нескольких фотопортретов его работы. Второй владелец — Иван (Джованни) Бианки стал одним из первых городских фотографов, работающих в жанре репортажа.
dualia1
Фотосалон работал непрерывно даже в период блокады в годы Великой Отечественной войны. В начале 2000-х помещение снова вернулось в частные руки. Его новый владелец — Валентин Евгеньевич Эльбек — вернул фотосалону не только исторический облик, но и имя последнего хозяина. А также создал фонд исторической фотографии.
Сегодня фотосалон-музей имени Карла Буллы проводит выставки фотографий, картин, книг, участвует в международных фотоконкурсах. Самый известный из них — «Эпохи зримые черты» — проводится один раз в два года. В нем участвуют фотографы из разных стран, представлены несколько номинаций. Следить за анонсом событий можно на официальном сайте музея Карла Буллы, а также в группе ВКонтакте.
dualia1
Знакомьтесь: Достоевский и его Петербург
В дом на Кузнечном Федор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил три года вплоть до самой своей смерти.
Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли ровно к 150-летию рождения, в 1971 году. Заведение включает в себя мемориальную часть – саму квартиру, и зал – так называемую литературную экспозицию.
Благодаря архивным планам, а также воспоминаниям современников, устроители смогли восстановить квартиру Достоевского, а по фотографии – реконструировать его кабинет.
Экспозиция содержит множество интереснейших экспонатов, некоторые из которых просто уникальны. К примеру, на карте «Петербург Достоевского», выполненной художником Борисом Костыговым, отмечены адреса мест проживания писателя и его героев. Дома можно даже рассмотреть на изображениях по бокам карты.
Первый зал экспозиции посвящен биографии Федора Михайловича: в нем представлены материалы с 1821 по 1864-й год. От биографических сведений посетители могут плавно подойти к изучению творчества писателя и его основным романам. Во втором зале представлены материалы, касающиеся периода жизни с 1865 по 1881-й год.
Основой Музея стала бесценная коллекция, собранная внуком писателя – Андреем Федоровичем. О своем знаменитом предке не забыла и его внучатая племянница Мария Владимировна Савостьянова: для развития Музея она передала некоторые семейные реликвии.
«Если они спилят хотя бы одно дерево, мы встанем под экскаваторы»
Пока же предварительный проект уже вызвал много вопросов. Первая претензия: фасад второго корпуса музея плохо вписывается в архитектурный стиль XIX века. «Я в этом районе вырос и прекрасно эту застройку знаю. Считаю такое вмешательство в историческую среду недопустимым», — говорит депутат Законодательного собрания Борис Вишневский.
Ранее парламентарий обратился к вице-губернатору Игорю Албину с просьбой заморозить проект и вынести его на обсуждение совета по сохранению культурного наследия. При этом сам Вишневский против строительства нового корпуса ничего не имеет: по его мнению, единственная проблема — это фасад будущего дома, диссонирующий с архитектурным окружением. Как считает депутат, есть два решения: первое — найти другое фасадное решение, второе — не строить новый корпус, а просто выкупить квартиры, которые делят здание с музеем, и расселить их, что для инвесторов может выйти даже дешевле.
Другие настороженно восприняли участие в проекте Андрея Якунина. В музее Достоевского как таковых мемориальных вещей очень мало — об этом прямо говорится в пояснительных музейных слайдах . По словам же Евгения Герасимова, площадь пятиэтажного здания рядом с памятным домом будет около полутора тысяч квадратных метров. В результате второй корпус кажется наблюдателям избыточным. Отсюда — распространенная версия: под прикрытием Достоевского Якунин может построить совсем не музей, а очередной бизнес-центр в Центральном районе города.
Мы будем протестовать, мы полезем под экскаваторы, если они хотя бы одно дерево решат спилить. Недопустимо превращать Петербург в каменные джунгли
Еще одна проблема — сквер на месте снесенного в советские годы дома № 7, который попадает в зону строительных работ. 10 апреля у Смольного прошли два пикета против уничтожения скверов и садов в историческом центре Петербурга. 11 апреля такой же пикет был у Законодательного собрания, а 12-го числа — в Кузнечном переулке.
«В Центральном районе есть 50%-ная нехватка зеленых насаждений, а во Владимирском муниципальном округе, где планируется строительство, вообще один квадратный метр зеленой зоны на человека вместо шести. И мы будем протестовать, мы полезем под экскаваторы, если они хотя бы одно дерево решат спилить. Недопустимо превращать Петербург в каменные джунгли», — говорит координатор движения «Центральный район за комфортную среду обитания» Ярослав Костров.
Проектировщики, в свою очередь, сквер за сквер не признают: по их наблюдениям, никто там не гуляет и не отдыхает, кроме студентов, которые используют благоустроенную территорию как место для курения.
Вид на новый корпус музея с улицы Марата
«Страшная теснота и давка»
Подозрения в строительстве бизнес-центра авторы идеи расширения музея отметают. «Бизнес-центр на полторы тысячи квадратных метров не имеет права на существование», — отвечает Андрей Якунин. «Если люди думают, что полторы тысячи квадратных метров — это рентабельный бизнес-центр, значит, они профаны», — вторит Евгений Герасимов.
Если Смольный передаст территорию под застройку фонду, то участок перейдет организации по целевому назначению. В свою очередь, соучредители фонда уверяют, что новый культурный комплекс будет передан музею согласно уставу фонда.
В Петербурге более десятка адресов, связанных с Достоевским. Однако мемориальная квартира только одна — в Кузнечном переулке
На совете по инвестициям, где впервые публично прозвучали первые идеи и цифры нового проекта, Игорь Албин обратил внимание на другие здания, в которых жил писатель. По словам вице-губернатора, их тоже надо как-то отметить
Однако речи о том, чтобы этим занялся фонд «Петербург Достоевского», не было.
«Действительно, я часто слышу: „Зачем строить еще одно здание? Просто выкупите и расселите соседние квартиры“. Но дело в том, что на черную лестницу, которая является и внутренней лестницей музея, выходят всего три квартиры. Их суммарная площадь — около 350 квадратных метров. Фонд планирует предложить собственникам продать их квартиры. Но эта площадь не решит проблем музея», — рассказывает Герасимов.
У нас страшная теснота и давка, когда собираются две экскурсионные группы и больше: людям практически негде находиться
Наталья Ашимбаева объясняет, почему даже нескольких сотен квадратных метров музею явно недостаточно: «Когда мы говорим о проблемах нашего музея, в первую очередь обозначаем общественно значимые стороны его работы. Но дело в том, что есть и внутренняя деятельность, которая, как правило, никому не интересна и находится в страшном утеснении. У нас страшная теснота и давка, когда собираются две экскурсионные группы и больше: людям практически негде находиться. Это же касается и наших работников. У научных сотрудников есть всего одна общая комната, и, когда они все вместе в ней собираются, вернее, ютятся, все сидят друг у друга на головах. Это помещение совершенно непригодно для вдумчивой, индивидуальной работы».
По закону фонд должен компенсировать городу исчезновение сквера созданием нового благоустроенного участка в том же районе. Соучредители фонда предложили администрации муниципалитета облагородить территорию в районе от Свечного переулка до Разъезжей улицы. Сейчас там только плешивый газон, который, по словам местных жителей, едва ли годится для выгула собак. Однако, если местные власти откажутся от этого варианта, фонд не отчаивается: его организаторы уверены, что в историческом центре достаточно неблагоустроенных скверов.
Что можно увидеть в квартире
Музей состоит из нескольких отделений. Во-первых, это мемориальная квартира писателя, во-вторых, литературная экспозиция и, наконец, театр, в котором проводятся спектакли, по преимуществу по произведениям писателя.
Мемориальная квартира воссоздана по воспоминаниям современников и описаниям Анны Григорьевны Достоевской, вся жизнь которой после смерти ее мужа была посвящена изданию его книг и сохранению его наследия. К сожалению, не очень много удалось сохранить, ведь сразу после революции творчество Фёдора Михайловича было не в чести у нового правительства. Его религиозные искания и отношение к личности человека приходили в глубокое противоречие со взглядами коммунистов. Так что музей Достоевского в Кузнечном переулке был открыт только в 1971 году. Многие экспонаты были к тому времени утрачены. Тем не менее и сейчас в мемориальной квартире можно увидеть многие предметы, прежде принадлежавшие писателю. Это подарки любителей его творчества, коллекционеров, вещи, сохранившиеся у его родственников.
Мемориальная квартира выглядит частично так, как она выглядела при жизни писателя. После прихожей сразу находилась умывальная комната, а затем детская. У Фёдора Михайловича и Анны Григорьевны Достоевских было четверо детей; но старшая дочь умерла в трехмесячном возрасте; умер и Алёша, когда ему было 3 года. Двое других детей, Люба и Фёдор, прожили довольно долгую жизнь.
Дочь Достоевского Любовь Фёдоровна тоже стала писательницей; сын был специалистом по коневодству, у него было двое сыновей, и внук Достоевского, Андрей Фёдорович, внёс наибольший вклад в создание музея, передав в него ценную коллекцию, посвященную памяти писателя. Правнуки Достоевского живут сейчас в Петербурге.
Из детской можно попасть в комнату Анны Григорьевны, жены Фёдора Михайловича, которая посвятила жизнь своему мужу: она была его секретарем, агентом, вела все денежные дела. Интересно осмотреть столовую и гостиную, где часто собиралась семья Достоевских.
Кабинет Достоевского воссоздан по фотографии, которая была сделана после смерти писателя. Тут есть как мемориальные предметы, так и те, которые были просто воссозданы. В книжных шкафах находится книги, которые найдены в различных коллекциях и собраниях в соответствии со списком, представленным Анной Григорьевной.
В кабинете у Достоевского бывали только самые близкие люди; он не любил, когда кто-то заходил в эту комнату, и особенно его раздражало, если кто-то трогал и перекладывал его вещи. Именно в этом кабинете были написаны роман «Братья Карамазовы», знаменитая Пушкинская речь и другие произведения последних лет, некоторые из которых были изданы уже после смерти Достоевского.
Музей-квартира Достоевского: адрес, фото, описание
По адресу Кузнечный переулок 5/2 могут прийти все поклонники гениального русского классика. Сориентироваться будет несложно – на углу дома находится спуск в подвальное помещение. По указанному адресу Федор Михайлович жил и творил в последние годы жизни. Здесь были написаны, например, «Дневник писателя», «Речь о Пушкине», легендарные «Братья Карамазовы».
Музей-квартира Достоевского в Санкт-Петербурге
Квартира писателя достаточно обширна. Она состоит из прихожей, умывальной комнаты, гостиной, кабинета, столовой, личной комнаты жены Достоевского, детской комнаты. Во время путешествия по всем этим помещениям можно увидеть предметы, которыми пользовался писатель сам лично – их преподнесли в дар музею его родственники. Интерьеры восстановлены с потрясающей точностью.
Конечно же, первым делом благодарные читатели должны обратить внимание на литературную экспозицию. Многочисленные книги, изданные еще при жизни писателя, рукописи всегда вызывают повышенный интерес
Как и фотографии с автографами.
Также присутствуют изображения так называемого «Петербурга Достоевского». То есть многочисленные фотографии и иллюстрации, навсегда запечатлевшие город, в котором творил классик.
Шляпа из музея-квартиры Достоевского накрыта специальным защитным колпаком
Столовая квартиры-музея выглядит очень уютно
Детская комната музея-квартиры Достоевского
Мемориальная квартира
Посетители музея Достоевского в Санкт-Петербурге смогут осмотреть комнаты, в которых жил и работал писатель. Здесь сохранился интерьер и личные вещи Федора Михайловича и его семьи. Экспозиция состоит из 6-ти комнат: прихожая, детская, комната жены Анны Григорьевны, столовая, гостиная, кабинет писателя, где Достоевский написал свой последний роман «Братья Карамазовы».
Интерьеры мемориальной квартиры создавались по описаниям жены, родственников и близких друзей творца. Музей до сих пор собирает памятные вещи, связанные с жизнью и творчеством великого писателя.
Большой интерес представляет литературная экспозиция, где собраны более 24 тыс. томов с произведениями Достоевского на разных языках, а также уникальная коллекция графики, фотографий, театральных афиш и буклетов.
Одна из комнат музея:
Месторасположение
В конце 1988 года был дан старт конкурсу на лучший проект монумента Достоевскому. Скульптор Любовь Михайловна Холина приняла в нем участие и предложила свой вариант гранитного изваяния. Изначально планировалось установить его в месте слияния каналов Грибоедова и Крюкова. Таким способом Холина хотела создать иллюзию того, что трехметровая фигура писателя вырастает из гранитной набережной города. Эта идея не получила одобрения у членов государственной комиссии.
Окончательное компромиссное решение скульпторов, архитекторов и властей города об установке памятника Достоевскому в небольшом сквере, напротив ворот собора Владимирской иконы Божией Матери, где писатель любил проводить свободное от работы время, петербуржцам пришлось по душе.
Предполагалось, что изображение Федора Михайловича должна стать составляющей частью внешней экспозиции его квартиры-музея. Долгая история создания монумента, наконец, получила свое счастливое завершение. Но, и в него, пришлось внести некоторые коррективы, изменив материал скульптуры, гранит на бронзу.
Музей Достоевского: богатейший фонд, которому нет цены
В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено два этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского.
Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя.
Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция программ и театральных афиш по инсценировкам Достоевского.
К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича – 117 экземпляров, и архив Александра Порецкого в виде рукописей – 272 предмета.
На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя.
За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр, имея в своем штате до 50 сотрудников, 15 из которых – научные работники. В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения «Достоевский и мировая культура». Здание также располагает театральным залом, где проходят спектакли по произведениям великого писателя. Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского.
Удобное расположение уютного Музея в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 тысяч посетителей. Здесь, в старинном районе, вы как нельзя лучше сможете ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского.