Дом-музей достоевского в санкт-петербурге: в гости к великому писателю. что посмотреть и как добраться? фото квартиры достоевского

Петербург Достоевского

Для иностранных туристов имя Достоевского часто служит ассоциативным образом Северной столицы. Как, впрочем, и для русских людей. Посвятить свою прогулку памяти Федора Михайловича Достоевского обязательно нужно каждому культурному человеку. Поскольку та сила, с которой он смог раскрыть духовную сущность и трагизм человеческого бытия – достойна изучения каждого мыслящего современника.

Места, связанные с его именем есть по всему городу. Роман «Белые ночи» он писал, проживая по адресу Вознесенский проспект, 8. В квартире 4 по Малой Мещанской улице, дом 1 были написаны «Записки из Мертвого дома». В доме по адресу 3-я Красноармейская, 5 он писал страницы романа «Униженные и оскорбленные».

Петербург Достоевского – это более чем литературные персонажи и места, с ними связанные. Это еще и культурные памятники, дань человечества заслугам русского писателя Ф.М. Достоевского. Недалеко от метро «Достоевская» установлен памятник писателю, его прах покоится в Александро-Невской Лавре.

Федор Михайлович Достоевский это по праву один из культурных символов Петербурга, всей России. Музей-квартира может стать отправной точкой путешествия к тайнам русского духа, а гидом в этом путешествии послужит все творчество и жизнь гениального писателя.

Юсуповский сад

От Кокушкина моста выходим на Садовую улицу и поворачиваем направо.

К Садовой от Кокушкина моста

Идём до Юсуповского сада.

Юсуповский сад

Этот яркий оазис среди городской застройки расположен в начале проспекта Римского-Корсакова. Как раз в 1863 году его сделали доступным для всеобщего посещения. И это не осталось без внимания Достоевского. Тогда в Петербурге увлекались уплотнительной застройкой и было не продохнуть. Поэтому очень часто в интеллигентной среде обсуждались вопросы благоустройства города. Достоевский также любил порассуждать на эту тему.

Юсуповский сад, одно из любимых мест отдыха Достоевского

Вот и в романе «Преступление и наказание» следую к месту преступления вдруг неожиданно думает о таких отвлечённый вещах:

«…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Это лишний раз говорит о том, что Раскольников шёл на преступление скорее не из-за денег, а просто хотел поднять свою значимость.

В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Они сняли эту квартиру, чтобы у их дочери была возможность гулять в саду в жаркие июльские дни.

Римского-Корсакова дом 3 , (левее желтого дома), здесь недолго жил Достоевский с семьёй

Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Именно там жил Разумихин, человек с которым у Раскольникова было самое тесное общение

В последствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил тот самый «кабальный» издатель из реальной жизни Достоевского.

Доходный дом Кушелёва, Садоввая 49, здесь жил Разумихин из романа Преступление и наказание

Но мы выходим из Юсуповского сада и следуем далее по маршруту Петербург Достоевского — по Садовой до «Дома со шпилем».

Из Юсуповского сада налево по Садовой до дома со шпилем

Об истории создания музея-квартиры Ф.М. Достоевского

Дом на Кузнечном связан не только с периодом когда писался роман «Братья Карамазовы» в последние годы жизни. Здесь писатель жил и в самом начале творческой карьеры, в 1846 году в стенах этого дома создавалась его первая повесть «Двойник». Позже, Достоевский арендовал жилье в разных местах Петербурга, собственного у него не было. Около 20 адресов связаны с именем Федора Михайловича.

Чтобы глубже понять духовность Санкт-Петербурга, так тонко переданного Достоевским через судьбы своих героев, обязательно нужно однажды посетить музей в Кузнецком переулке. Если выйти со станции метро «Владимирская», то по правой стороне переулка надо двигаться в сторону Кузнечного рынка и улицы Достоевского, где на пересечении расположен дом, в котором открыт музей им Ф.М. Достоевского. Вход находится на углу этого легендарного дома. Часы работы музея — с 11 до 18, в понедельник и последнюю среду он закрыт для посещения.

Открытие квартиры-музея состоялось в 1971 году в дату 150-летия со дня рождения Достоевского. Музей с момента открытия постоянно пополняется памятными экспонатами, переданными в дар наследниками и почитателями автора. Здесь не только сохранились предметы быта, фотографии, памятные элементы гардероба семьи Достоевского, его личные вещи – немые свидетельства творческого процесса, подарившего миру шедевры художественного творчества.

Дом на Кузнечном остаётся источником живого вдохновения, возможностью понять суть Санкт-Петербурга эпохи Достоевского для нашего поколения. Действует театр музея, есть возможность посмотреть видеоматериалы, в которых представлены биографические материалы, раскрываются интересные факты творческого этапа в жизни Федора Михайловича.

Будет интересно после знакомства с музеем-квартирой Достоевского продолжить творческую прогулку по памятным местам, связанным с жизнью его литературных героев. Все вместе позволит с головой окунуться в эпоху Достоевского, иначе понять смыслы, символы и свидетельства Петербурга, которые благодаря мастерству автора приобрели мировую известность и привлекают ежегодно сотни туристов со всего мира.

Исследователи творчества Достоевского не всегда сходятся во мнении в отношении описанных мест и событий в произведениях Достоевского. Однако принято определенные сюжетные линии связывать с реальными питерскими местами, некоторые из них даже обозначены мемориальными досками.

Дом Раскольникова на Гражданской 19

На следующем перекрестке по Столярному переулку в угловом доме на Гражданской 19 и поселил Достоевский своего главного героя Родиона Раскольникова.

Дом Раскольникова на Гражданской 19 Горельеф на доме Раскольникова

Район этот был депрессивный и один из самых бедных. Он и сейчас выглядит не парадно, однако по сравнению с 1990-ми здесь довольно уютно и чисто, есть общественные центры, уютные чистые ресторанчики. В двух шагах, например, Бертгольд центр со смотровой площадкой на крыше. Сейчас депрессивным район не назовёшь.

Бертгольд центр в двух шагах от дома Раскольникова

На учёбу Раскольников ходил через Благовещенский мост, что далеко отсюда. Но комнату для съема он выбрал здесь не только из-за дешевизны, но и ещё и просто из-за нехватки денег на приличную одежду

В более богатом районе он бы привлекал внимание своей нищенской одеждой. А здесь он просто сливался с толпой

Раскольников очень переживал по поводу своей бедности. Он был на грани ухода из университета, так как просто не в чем было ходить. Но в момент обдумывания преступления мысли его резко поменялись. Как-то он шёл по улице в вычурной шляпе и один кучер обозвал его «немецким шляпником», и вместо того чтобы расстроиться из-за своего внешнего вида, он подумал, а действительно, нельзя идти в такой заметной шляпе на преступление, заметят же.

Гражданская улица, пересечение с Вознесенским проспектом, Раскольников мог пойти к старухе здесь и сократить путь, но пошёл в обход, чтобы запутать следы

В доходных домах обычно первые этажи не заселяли, на втором селились побогаче, выше — бедняки, а на мансарде — совсем нищие. Раскольников жил на мансарде. У реального дома нет мансарды, возможно и тогда её не было.

Гражданская улица, «Достоевский квартал», вид от Вознесенского проспекта

Ещё одна деталь, чтобы ощутить всю депрессивность тогдашнего района. Летом здесь была страшная вонь, так как канализации не было и всё скидывали в выгребные ямы. Если зимой это всё замерзало, то летом в жару был сплошной смрад. Запах доходил даже до императорского двора, неоднократно предпринимались попытки как-то бороться с этим. Но безуспешно. Все кто побогаче на всё лето уезжали из Петербурга за город на дачи. А таким как Раскольников приходилось жить и гулять среди всего этого смрада.

Ну и собственно теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя можно было пройти наискосок раза в два быстрее.

Столярный переулок, путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова

Итак, идём от дома Раскольникова по Столярному переулку до Кокушкина моста.

Все началось с жены…

Жена Достоевского упоминала, что их квартира состояла из шести комнат, огромной кладовой для книг, передней и кухни. Анна Григорьевна была для писателя не только любящей и всепонимающей женой, но и верным соратником – его личным секретарем. Сам Федор Михайлович в знак высокой оценки подобной деятельности жены посвятил ей главный роман своей жизни – «Братья Карамазовы».   

После смерти мужа Анна Григорьевна вынашивала идею увековечения памяти Федора Михайловича. Уезжая из родного города, она сдала все вещи из дома, где в последние годы жила их семья, на хранение на склад. К сожалению, все это богатство пропало, и лишь некоторые материалы позднее оказались в государственных архивах.

В 1960-е годы прошлого столетия идейным вдохновителем музея стал архитектор-художник Георгий Владимирович Пионтек. Именно он был инициатором превращения здания в Кузнечном переулке в мемориальный дом-музей. Не следуя предубеждениям советской идеологии относительно творчества Достоевского, Пионтек обратился к тогдашнему министру культуры Фурцевой. Письмо стало решающим в эпопее с началом организации музея.

В рамках этого доброго начинания планировалось не только показать жизнь и творчество великого писателя, но и создать в Кузнечном переулке некий культурный центр, где могли бы собираться современные деятели культуры и поклонники творчества Федора Михайловича. А также дабы в этих стенах было удобно проводить просмотры фильмов и спектаклей по произведениям Достоевского. Все сложилось довольно удачно, и планы реализовались в жизни.

Части целого

Подробное описание всего Дома-музея займёт не одну страницу, стоит только отметить, что 6-комнатная квартира, в которой прошли последние годы Фёдора Михайловича, — это всего лишь часть огромного музейного комплекса, включающего библиотеку, театр, выставочные залы, конференц-зал.

Это интересно! Библиотечный фонд составляет 24000 экземпляров, и он постоянно увеличивается.

Ежегодно экспозиции и литературный фонд пополняются, меняются тематики выставок, 3D технологии покорно служат музейным работникам. И только старая квартира, воссозданная по фотографиям XIX столетия, остаётся в первозданном виде. Всё также в кабинете, где создавался последний роман «Братья Карамазовы», стоит письменный стол, на нём — бумажник, коробочка с лекарствами, а в углу кабинета — икона Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Кабинет писателя в первозданном виде

Для детей

Несмотря на сложившийся стереотип о том, что «Достоевский — для взрослых», детям будет крайне интересно окунуться в жизнь Петербурга XIX в., побывать в гостях у Любы и Феди — детей писателя — и даже на время стать переписчиками рукописей.Несколько познавательных экскурсий и мастер-классов для детей от 7 до 12 лет ежедневно проводятся здесь, среди них:

  • «В гости к писателю» — группа ребят побывает на интерактивной экскурсии, где узнает о быте и традициях типичной петербургской семью того времени, «познакомится» с детьми Федора Михайловича и узнает, какие письма они писали своему отцу. Позже им самим предоставится такая возможность.
  • Отыскать «лошадиные следы» в старинном Петербурге предложат участникам другой интерактивной экскурсии. Здесь ребята узнают, какую роль в жизни классика играли лошади, чем ямщик отличался от извозчика, почему стучали тростью по карете и много ещё интересного.
  • Мастер-класс по рукописям проведут ведущие специалисты музея для ребят от 7 до 12. Здесь дети научатся писать пером, узнают много о сказках и даже сами попробуют написать свою.

Дети участвуют в мастер-классе

Только под Рождество возможно побывать на экскурсии «Рождественские истории в доме Достоевских». На ней ребята узнают о том, какие игрушки украшали ёлку писателя, какими сладостями угощались дети и гости дома. А ещё им расскажут о традициях празднования этого светлого праздника в семье Федора Михайловича и в самом Петербурге. В конце предоставится возможность самим сделать новогоднюю игрушку наподобие той, что видели в гостях у Любы и Феди.

Внимание! На все экскурсии и мастер-классы для детей необходимо записываться заранее по электронному адресу [email protected] или по телефону (812) 571-40-31. Стоит также предварительно уточнить стоимость участия

Стоимость посещения Санкт-Петербургского музея Достоевского

Цена билета и стоимость экскурсии зависит от гражданства посетителей, также имеются льготы и бесплатные билеты для определенных категорий лиц.

Все посетители до 18 лет могут пройти в музей бесплатно каждый 3-й четверг месяца. Кроме того, все желающие посетить учреждение бесплатно, могут сделать это в следующие дни:

  • 9 февраля — День памяти Ф. М. Достоевского,
  • 18 мая — Международный день музеев,
  • 11 ноября — День рождения Ф. М. Достоевского.

Столовая, Ludvig14

Входные билеты:

  • Граждане РФ и Республики Беларусь — 250 рублей;
  • Иностранцы — 250 рублей;
  • Пенсионеры, студенты, учащиеся (7–18 лет) — 100 рублей;
  • Участники ВОВ, жители Блокадного Ленинграда, военнослужащие, инвалиды, многодетные семьи, сотрудники музеев, члены ИКОМ, дети до 7 лет — бесплатно.

Для самостоятельного осмотра можно взять аудиогид (продолжительность экскурсии — 1,5 часа). Русскоязычный аудиогид стоит 150 рублей, на иностранном языке — 250 рублей.

Michael Shilyaev

Экскурсии:

  • Граждане государств-членов ЕАЭС (группы до 20 чел.) — 2000 рублей + входные билеты на русском языке, 2500 рублей + входные билеты на английском языке.
  • Иностранные граждане (группы до 20 чел.) — 2500 рублей + входные билеты на русском языке, 3000 + входные билеты на англиском языке.

Темы пешеходных экскурсий:

  • «Достоевский и его герои в окрестностях Владимирской площади»;
  • «Достоевский на Невском»;
  • «Петербург в романе „Преступление и наказание“».

Чтобы заказать экскурсию, необходимо сделать предварительную заявку (по будням с 11:00 до 17:00) по телефону +7 (812) 571-40-31 или по электронной почте [email protected].

Полная информация об экскурсиях на официальном сайте музея Достоевского

Сайт музея Ф. М. Достоевского

Сенная площадь

Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.

Сенная площадь

Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.

Суета на Сенной площади

На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.

Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова

Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104

Далее мы подходим снова каналу Грибоедова, но с другой стороны. Идём мы к тому самому месту преступления. Дом где жила старуха процентщица, ростовщица Алена Ивановна — канал Грибоедова 104. Дом находится прямо у Харламова моста.

Внешне дом напоминает утюг, его так и прозвали — «дом-утюг».

Дом старухи процентщицы, канал Грибоедова 104

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…».

Раскольников зашёл во двор со стороны Средней Подьяческой улицы.

Прямо — Проспект Римского-Корсакова, налево за домом 104 улица Средняя Подьяческая, туда и свернул Раскольников

Вы и сейчас можете пройти в открытую арку. Дом после ремонта, двор выглядит очень чисто, стены покрашены свежей краской, везде стеклопакеты. Так-что сейчас ничего общего с той обстановкой.

Двор дома старухи процентщицы Двор дома старухи процентщицы

Со двора выходим через другую арку на канал Грибоедова, как и сделал Раскольников.

Выход со двора на канал Грибоедова

Внешне, со стороны канала Грибоедова, всё выглядит исторически достоверно.

Вход в арку со стороны канала ГрибоедоваНабережная канала Грибоедова, вид на Харламов мост со стороны дома старухи процентщицы

Доходный дом купца Ивана Алонкина на Казначейской 7 — дом Достоевского

Наш путь лежит к дому, где жил Достоевский с 1864 по 1867 год. Это дом купца Н.И. Олонкина на улице Казначейская 7.

От Сенной площади переходим на другую сторону канала Грибоедова по Сенному мосту. Этого моста не было в те времена, поэтому наши герои обычно ходили по Кокушкину мосту, но мы к нему ещё вернемся.

Сенной мост

Через первую же арку левее от моста выходим дворами на Казначейскую улицу.

Арка за Сенным мостом

Можно пройтись и по Столярному переулку, но дворами будет более аутентично.

Дом Достоевского находится на углу Столярного переулка и Казначейской улицы. Он любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так как именно там можно было наблюдать «сгусток жизни», а в перекрёстке писатель видел символ креста — искупления грехов.

Казначейская ул., слева дом Достоевского

На доме висит мемориальная табличка.

Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский

Здесь он и писал «Преступление и наказание». Также с этим домом связано написание романа «Игрок». Как-то во время поездки в Баден-Баден он подчистую проигрался в карты. Вернувшись в Россию ему пришлось подписать кабальный контракт с одним издателем, по которому если он не успеет сдать роман к определенному сроку, то должен будет отдать всё, что у него есть.

Вот тогда ему и посоветовали нанять стенографистку Анну Сниткину, благодаря которой он и успел написать за 26 дней роман «Игрок». Впоследствии она стала его женой. Правда любовь была не взаимной, он скорее женился на ней из сострадания.

Музей Достоевского: богатейший фонд, которому нет цены

В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено два этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского.

Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя. 

Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция  программ и театральных афиш по инсценировкам Достоевского.

К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича – 117 экземпляров, и архив Александра    Порецкого в виде рукописей – 272 предмета. 

На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя.

За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр, имея в своем штате до 50 сотрудников, 15 из которых – научные работники. В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения «Достоевский и мировая культура». Здание также располагает театральным залом, где проходят спектакли по произведениям великого писателя. Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского.

Удобное расположение уютного Музея в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 тысяч посетителей. Здесь, в старинном районе, вы как нельзя лучше сможете ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: