Музей-квартира ф. м. достоевского в санкт-петербурге

Фото и описание

В 1971 году, к 150-летнему юбилею со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, в Петербурге открылся новый литературно-мемориальный музей. Располагается он в доме в Кузнечном переулке, там, где великий писатель провел последние, но и самые плодотворные годы жизни, там, где родился роман «Братья Карамазовы».

После революции об этой квартире забыли, превратили её в коммуналку. И только в 1956 году, на этом доме вывесили мемориальную доску. В 1968 году здесь был проведен капитальный ремонт, а в 1971-ом наконец-то открыли музей. Экспонаты для такого музея собирать было непросто, делалось это буквально по крупицам. Кабинет писателя воссоздавался по воспоминаниям современников и редким сохранившимся фотографиям. Остальную обстановку мемориальной квартиры воспроизводили по архивным данным, пытаясь добиться соответствия даже в мельчайших деталях вплоть до иконы Богородицы в кабинете писателя и коробочки из-под лекарств на его рабочем столе. В свое время супруга писателя, выполнявшая при нём еще и обязанности секретаря и стенографистки, составила каталог книг, принадлежащих Достоевского. По этому списку библиотека писателя была кропотливо воссоздана.

Помимо личных вещей писателя, которые удалось собрать, в двух залах квартиры демонстрируется экспозиция, отражающая творчество и литературную деятельность Достоевского. В первом зале посетители знакомятся с биографией писателя, а во втором – с историей создания наиболее знаменитых произведений и с творческой стороной его деятельности. Самым интересным экспонатом литературной экспозиции музея-квартиры, является карта «Петербург Достоевского». На ней отмечены места и адреса, где живут и действуют герои писателя и где когда-то жил он сам. Во втором зале литературной выставки воспроизводится атмосфера пяти выдающихся романов Достоевского: «Подросток», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Здесь же есть и сами книги, демонстрируются фотографии мест, в которых происходят события романов, вещи и предметы, описание которые есть в его произведениях, вывешены портреты современников Достоевского, которые стали прототипами его книжных героев.

Основой музея стала коллекция, которую собрал внук писателя, Андрей Федорович, и реликвии семьи писателя, переданные в дар музею его внучатой племянницей. В музее можно увидеть коллекцию программок и афиш к театральным спектаклям, которые ставились по произведениям Достоевского, увидеть фильмы, снятые по его романам.

В музее-квартире Достоевского проводятся научные конференции, литературные вечера, выставки, посвященные памяти великого писателя. В музее царит совершенно особая, незабываемая атмосфера.

Начало учения

На ломберном столе лежит Библия, раскрытая на «Книге Иова», изданная в 1815 году. Все ветхозаветные истории читала детям любимая матушка Мария Федоровна, которая вышла из купеческой среды и выросла в Боровске. Она и была первым учителем своих ребятишек.

Первым учебником для всех детей были «Сто четыре священные истории». С экземпляром этой книги Федор Михайлович не расставался и берег его всю жизнь, как святыню. Здесь же стоят немногочисленные детские игрушки, в которые дети играли под присмотром мамы, занимавшейся рукоделием. Так выглядит одна из двух комнат в квартире-музее Достоевского.

Литература[ | ]

  • Лурье Л. Я. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель. — СПб: БХВ-Петербург, 2012. — 352 с. — ISBN 978-5-9775-0748-6.
  • Боград Г. Л., Рыбалко Б. Н., Тустановская Е. М. Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. — Л: Лениздат, 1981. — 104 с.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания. / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. С.В. Белова и В.А. Туниманова. — М: Правда, 1987. — 544 с.
  • Тихомиров Б. Н. Адреса Достоевского в Петербурге: критический анализ источников и экспертиза краеведческих публикаций // Неизвестный Достоевский : журнал. — Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2015. — № 1. — ISSN 2409-5788. — doi:10.15393/j10.art.2015.1.

История

За время жизни в Петербурге Фёдор Михайлович Достоевский сменил 28 квартир, но квартира №10 в Кузнечном переулке 5/2 имеет особое значение. В этом помещении автор на заре писательской карьеры пишет повесть «Двойник» и здесь же в 1880 г., уже будучи всемирно известным и получив международное признание, Фёдор Михайлович заканчивает роман «Братья Карамазовы».

После ухода мужа из жизни, жена писателя, Анна Григорьевна, и многочисленные поклонники таланта Фёдора Михайловича выступают с инициативой вывесить памятную доску и открыть музей писателя. Лишь в 1892 г. Анне Григорьевне удаётся выхлопотать несколько комнат в московском Историческом музее для организации памятной экспозиции.

В Ленинграде открытие литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского происходит почти на 100 лет позднее, в 1971 году. Квартира в переулке Кузнецком тщательно восстанавливается по фотографиям, сделанным Анной Григорьевной, и воспоминаниям друзей четы Достоевских. В основу новой экспозиции легла коллекция предметов, собранная внуком писателя, А.Ф. Достоевским.

Архитектурный проект будущего музея предоставил Г.В. Пионтек, художественное оформление принадлежит Т.Н. Воронихиной, первые экспозиции созданы под руководством Н.М. Перлиной.

В наши дни

Современный музей Достоевского в Санкт-Петербурге известен среди экскурсантов, как одно из наиболее уютных выставочных пространств с особенной атмосферой. В анналах музея более 50 000 экспонатов, рассказывающих о становлении классика и перипетиях его жизни.

Дом Бакалеева

Вознесенский проспект, 22

Бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова: «Это на Вознесенском,… там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит… Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!»

Здесь же располагалась кондитерская Миллера, где Иван Петрович встретил старика Смита: «Посетители этой кондитерской большею частию немцы. Они собираются сюда со всего Вознесенского проспекта – все хозяева различных заведений: слесаря, булочники, красильщики, шляпные мастера, седельники – все люди патриархальные в немецком смысле слова. У Миллера вообще наблюдалась патриархальность.»

О музее

Музейный комплекс представляет собой необычное сочетание двух небольших музеев:

  • квартира, в которой проживала семья Достоевских, обставленная по воспоминаниям и свидетельствам родственников великого писателя и соседняя квартира, где представлена литературная выставка, в которой хранятся рукописи писателя и документы, относящиеся к творчеству
  • выставочные залы и театральный зал, где проводятся выставки и спектакли, в которых участвуют артисты Белого театра

После принятия окончательного решения об открытии музея, концепцию экспозиции поручили разработать художественному мастеру Пионтек Георгию.

Описание:

Телефон:Адрес:Проезд:Режим работы:*Входная плата:*Интернет:

афиша, события и экскурсии

Памятные даты и ежегодные мероприятия:    дата открытия   — 11.11.1971

    11 ноября — День рождения Ф.М.Достоевского
    9 февраля — День смерти Ф.М.Достоевского

Описание:    Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был открыт к 150-летию со дня рождения писателя в 1971 году. В этом доме была его последняя квартира. Здесь написан роман «Братья Карамазовы».

    Интерьеры комнат мемориальной квартиры воссозданы по воспоминаниям современников и архивным материалам. Здесь представлены подлинные вещи из семьи писателя; книги, подаренные музею его потомками. Большая литературная экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Достоевского. За годы своего существования музей стал научным и культурным центром. Здесь проводятся ежегодные международные чтения «Достоевский и мировая культура». В выставочных залах регулярно открываются выставки современных художников; в кинозале демонстрируются фильмы, снятые по произведениям Достоевского; проводятся литературные и музыкальные вечера.

Основные экскурсии:    Экскурсия по литературной экспозиции: «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского»    Пешеходная экскурсия по местам романа «Преступление и наказание»
Дополнительные услуги:В организации имеются коллективы:Туристические маршруты:Местные достопримечательности:

профессионалу

Основные должностные лица:*Тел. дирекции:Адрес дирекции:Даты открытия и основания:Бюджетный статус:Организационно-правовая форма:Тип организации:Классификация организации:Площади организации:Количество сотрудников:Среднее кол. посетителей в год:В структуре организации имеются:Вышестоящая организация:Организации партнеры:Спонсоры, меценаты и грантодатели:Единиц хранения:

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:    Коллекция современных иллюстраций к произведениям Достоевского — около 2000 предметов     Коллекция прижизненных изданий Ф.М.Достоевского — 117 предметов     Архив А.У.Порецкого (рукописи) — 272 предмета    наиболее интересные предметы фондов

Крупные выставочные проекты:Выездные и обменные выставки:

Издания, выпущенные организацией:    Семь музеев Достоевского. Лицей, 1998.     В.Бирон. Петербург Достоевского. — Ленинград: Свеча, 1990.     Н.Ашимбаева, В.Бирон. Музей Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге, путеводитель. — СПб.: Серебряный век, 2006.
www.museum.ru

Как добраться

Расположение музея Достоевского крайне удачное. Он находится всего в 500 метрах от Невского проспекта, между Владимирской площадью и улицей Марата. Точный адрес: Кузнечный переулок 5/2, (пересечение с улицей Достоевского).

В шаговой доступности находится множество других достопримечательностей — Владимирский собор, музей Арктики и Антарктики, музей-квартира Л. Н. Гумилева, Доходный дом Макрова, перекресток Пять углов и др.

Метро

Рядом с музеем Достоевского есть две станции метро — «Владимирская» (красная ветка) и «Достоевская» (оранжевая ветка). Они находятся возле Владимирской площади.

Карта пешеходного маршрута от метро до музея:

Возле входа на станцию «Владимирская» можно увидеть памятник знаменитому писателю.

Схема метро Санкт-Петербурга

Общественный транспорт

Остановка наземного транспорта «Владимирская площадь» находится в пешей доступности от музея. Здесь ходят троллейбусы № 3, 8, 15; маршрутки № 25, 90, 177, 258.

Еще одна автобусная остановка «Кузнечный переулок» находится в 500 метрах, на Лиговском проспекте. Тут останавливаются автобусы № 3, 26, 54, 65, 74, 76, 91, 141 и трамваи № 16, 25, 49.

Портал общественного транспорта Санкт-петербурга

Сайт музея Ф. М. Достоевского

Автомобиль

Напротив музея и на соседних улицах много велопарковок, а вот с автостоянками в центре Санкт-Петербурга ситуация сложная. Ближайшие бесплатные парковки на Большой и Малой Московской улицах, а также на Свечном переулке почти всегда заняты. Поэтому рекомендуется заказывать такси, если поездка на общественном транспорте не подходит. Это позволит не тратить время на поиск парковочного места, а сразу перейти к осмотру достопримечательностей.

Такси в Санкт-Петербурге можно заказать через смартфон, достаточно скачать приложения Яндекс.Такси, Везет, Gett, Maxim или Uber.

Виртуальная экскурсия по музею Ф. М. Достоевского: видео

Экспозиция в доме-музее Достоевского

Достоевский снимал в этом доме квартиру в 1846 году, в 1878-80-х создавал «Братьев Карамазовых» и именно здесь он с семьей провел последние 28 месяцев своей жизни (писатель умер через два месяца после публикации романа).

Часы в рабочем кабинете писателя

На часах в рабочем кабинете так и застыли навечно дата и время смерти – 28 января (по старому стилю) 1881 года. Возможно, этот факт накладывает на весь интерьер музея, литературной экспозиции и театра, расположившегося в этих же стенах, гораздо более мрачный отпечаток, нежели тот, который содержало в себе само творчество Федора Михайловича, несущее нам свет его прозрений.

Автопортрет. Фото с сайта

Вот так же, столбиком, помнится, и сам Достоевский вел подсчеты расходов на полях рукописей своих гениальных романов (надо сказать, как и Дюрер – великий художник – на полях своих дневников, как и Ван Гог…), — жизнь полна и высокой литературы, и совершенно прикладной математики. Причем не только в наших, на первый взгляд, обывательских историях, но и, как видите, у гениев.

Интерактивная экскурсия по музею

вроде бы изучен до последнего камешка, но исследователи умудряются находить все новые и новые факты из биографии Федора Михайловича и его современников. В музее проводятся литературные чтения, организуются театральные постановки, и вы также можете принять участие во всех этих мероприятиях.

Литературные чтения

Конечно, говорить, что в музее все прямо-таки дышит великим писателем, не приходится, особенно, зная историю реконструкций доходного, а потом и коммунального дома. Вид из окон традиционно петербургский, но вполне современный.

Вид из окна гостиной

А вот интерьер комнат, воссозданный по фотографиям, заботливо собранный музейными работниками с помощью воспоминаний вдовы, современников и родственников писателя, уже позволяет уловить край его плаща…

В прихожей нас встречают оригинальной конструкции настенная вешалка, зонтичница, трюмо, геридон, на котором – под футляром шляпа Федора Михайловича.

Прихожая

Детская

Далее, гостиная, где Достоевский выкуривал сигаретку перед тем, как приняться за работу.

И, наконец, кабинет творца, его письменный стол.

Кабинет Достоевского

Письменный стол писателя

Ручка, бумажник – подлинные, книги – из личной библиотеки писателя. В день смерти коробка из-под табака фирмы «Лаверн» находилась в кабинете, и дочь Федора Михайловича написала на ней: «28-го января 1881-го г. умир папа, в 3 четверти 9-го» (орфография Любови Федоровны).

Кабинет писателя воссоздан в точности благодаря тому, что вдова сразу после смерти великого пророка пригласила фотографа Владимира Таубе, чтобы запечатлеть для потомков интерьер таким, каким он был при жизни Достоевского.

Кабинет. На стене литография с картины `Сикстинская Мадонна` Рафаэля

Литография с картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля — подарок жены Алексея Константиновича Толстого. Анна Григорьевна вспоминала, что в Дрезденской картинной галерее «Федя придумал стать на стул перед Мадонной, чтобы ближе ее рассмотреть». И этот кусочек «Флоренции на Эльбе» Федор Михайлович очень ценил и любил. В Дрездене были написаны «Бесы»…

Сегодня много говорят о том, что Достоевский предвидел грядущую революцию, что хотел написать второй том «Братьев Карамазовых», чтобы предостеречь современников, чувствовал в себе силы, имел большие замыслы, но, вероятно, нашей стране зачем-то нужно было пережить весь этот грандиозный опыт ХХ века с его революциями, войнами, чтобы на излете вновь вернуться к аксиоме мыслителя о слезе невинного ребенка… А у истоков века ХХI опять скатиться к военной риторике. Не укладывается в голове только одно – как мог Федор Михайлович, пережив столь многое, сохранить вот этот любящий взгляд на человечество, на каждого отдельно взятого, ничтожного, зачастую озлобленного и сам вид человеческий потерявшего homo sapiens.

Экспонаты литературной экспозиции

Экспонаты литературной экспозиции

Наверное, так мог бы смотреть на нас Христос, чей образ писатель так или иначе дал нам в князе Мышкине (роман «Идиот») – любимом своем персонаже. Недостижимая для обычного человека высота духа. Но, только соприкасаясь с биографией человека необычного — философа, художника, творца, восхитившись, мы, может быть, станем хотя бы задумываться об этой недосягаемой Вечности…

Светлана Цыркунова

Побывать не только в музее, но и других связанных с жизнью творчеством великого писателя местах можно, заказав литературную экскурсию «Достоевский в Петербурге»:

История создания

Идею открыть музей-квартиру в этом помещении, выдвигала ещё вдова писателя в начале прошлого века, но первая мировая война, последующие за ней революция и гражданская война не позволили осуществиться данному замыслу.

После начала революционных событий женщине пришлось покинуть город, оставив вещи и семейные реликвии в городе, охваченном революционной смутой.


Во время революции личные вещи писателя и его семьи были разграблены и утеряны

В доме по этому адресу писатель прожил два периода своей жизни – период раннего становления, когда был написан роман «Двойник», и заключительные годы своей жизни, увенчав свой цикл «Пятикнижие» знаменитым произведением — «Братья Карамазовы».

Ваше отношение к творчеству Ф. М. Достоевского

Это гениально!Тяжело для восприятия…

Построен дом в начале XIX века, точный год не установлен, архивы не сохранились. В 1882 году к перестройке дома приложил руку сам великий архитектор Витт Василий Васильевич.

Суровый нрав города на Неве, лабиринты темных улиц, арки и нависающие мосты, тёмная вода и отсутствие солнечного света несомненно оказали большое влияние на мировоззрение писателя, заслужившего славу социалиста и каторжника, игрока и инженера, солдата.


Под владения музейного комплекса в доме выделен блок из нескольких квартир, одна из которых именно та, в которой писатель закончил свой земной путь

Остальные помещения заняли музейные хранилища и временные экспозиции. Большой вклад в создание экспозиции музея и воссоздание обстановки тех времён внесли родственники великого писателя, они же подарили музею личные вещи семьи. Открытие приурочили к знаменательной дате — 11 ноября 1971 года исполнилось 150 лет со дня рождения Достоевского.


Вид из окна квартиры Фёдора Михайловича Достоевского

Современность и перспективы[править | править код]

Деятельность музеяправить | править код

Должность директора музея в данный момент занимает Наталья Ашимбаева. Также в штат музея входит три заместителя директора, главный хранитель и шесть научных сотрудников.

Музей осуществляет научную литературоведческую деятельность по теме творчества Достоевского и его влияния на литературные традиции. Ежегодно музей проводит международную научную конференцию «Достоевский и мировая культура».

Музей проводит для посетителей экскурсии — общие обзорные, а также специализированные для детей. Кроме того, на базе музея проводятся экскурсии по Петербургу с тремя маршрутами: по следам героев романа «Преступление и наказание», «Владимирская площадь и её окрестности в жизни и творчестве Достоевского» и «Достоевский на Невском». В экспозиционных помещениях периодически проводятся временные выставки — преимущественно, посвящённые самому Достоевскому. К примеру, в конце 2013 и начале 2014 года действовала выставка театрального костюма «Карнавал героев Достоевского», где экспонировались костюмы героев произведений Достоевского из спектаклей театра музея. В 2016 году музей демонстрировал выставку «Перерыть все вопросы в этом романе», приуроченная к 150-летию романа «Преступление и наказание». В конце того же года проводилась выставка «Любить Достоевского. Фёдор и Анна», посвящённая браку Достоевского с его женой Анной. Особенно примечательным экспонатом этой выставки было обручальное кольцо, принадлежавшее Анне. В ноябре-декабре 2017 года — выставка «Фантастические миры Достоевского», приуроченная к 140-летию рассказа «Сон смешного человека». Также часть выставок посвящена и смежным с самим Достоевским темам — к примеру, писателям, на которых повлияло творчество Достоевского. Так в 2013 году музей представил выставку, посвящённую Даниилу Хармсу «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение». А в 2014 году — выставку «Солженицын и Достоевский. Скрещения судеб и творчества», которая осветила параллели в биографии и творческом пути двух писателей разных столетий.

При музее действует театр, ставящий спектакли по произведениям Достоевского. С 1997 года при музее действует общественная организация «Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд друзей Музея Достоевского», членами которой являются организации, вносящие тот или иной вклад в деятельность музея, в его поддержку и развитие. Музей сотрудничает с Международным Обществом Достоевского.

Планы строительства нового корпусаправить | править код

Внешние изображения

В 2015 году появились планы строительства для музея Достоевского нового здания. Предполагается построить его по соседству с существующим зданием, в пространстве между ним и домом № 9 по Кузнечному переулку, который занимает экономический университет. К 2017 году был разработан проект будущего здания, а в 2016 году Правительство Санкт-Петербурга поддержало выделение Фонду поддержки и развития музея Достоевского участка земли под новый корпус. Здание будет иметь пять этажей и общую площадь 2099 м². Корпус вместит театральный зал, литературное кафе, интерактивную библиотеку, лекционные залы, книжный магазин, хранилища и зимний сад. Завершить строительство планируется к 2021 году, когда будет отмечаться 200-летие со дня рождения Достоевского. Автором проекта стал архитектор Евгений Герасимов. Стоимость проекта оценивается примерно в 600 миллионов рублей. 26 мая 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель фонда «Петербург Достоевского» Андрей Якунин подписали соглашение о реализации этого проекта.

Утверждённый проект нового корпуса музея вызвал критику со стороны ряда петербургских градозащитников, а также жителей близлежащих домов. Основные претензии сводятся к факту застройки на месте зелёных насаждений, а также к архитектурному облику будущего здания, которое, по мнению критиков проекта, дисгармонирует с исторической застройкой. В частности, заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов утверждает, что новый корпус музея нарушит сложившуюся историческую среду, и тем самым только нанесёт ущерб мемориальной среде, связанной с жизнью Достоевского в этом месте. В Кузнечном переулке в апреле 2018 года проводились одиночные пикеты против строительства здания. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский заявил о недопустимости строительства «очередной коробки» на месте сквера в историческом центре города.

Вознесенский мост

В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать на каком именно мосте происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего это был именно Вознесенский мост.

Вознесенский мост

Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.

«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом

Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».

Вознесенский мост, где стоял Раскольников после преступления, вид на Кокушкин мост

В это время его отвлекает сцена — Афросиньюшка бросилась с моста топиться. Городовой ринулся её спасть. У Раскольникова появились мысли, а не сделать ли тоже самое. Ему стало противно и он отбросил эти мысли. Суть в том, что после убийства он не почувствовал облегчения и не ощутил собственной значимости.

Вознесенский мост, где стоял Раскольников и увидел как бросилась в воду Афросиньюшка, вид на Подьяческий мост

И деньги ему стали не нужны. Он пошел по Вознесенскому проспекту, чтобы найти место куда их спрятать. По адресу Вознесенский дом 3-5 (доходный дом Гавриловой) он находит выемку под камнем и оставляет там деньги. Украденным он так и не воспользовался.

Чуть ближе, по адресу Вознесенский 22 была гостиница Блюмера, где разместились его мать и сестра. Разумихин снял для них там самый дешевый номер. Как отзывался сам Раскольников — здесь грязь и вонь. 20 июля он идёт туда с ними прощаться перед походов с повинной в полицию.

Это день Илии пророка. Идёт очистительный дождь. Свидригайлов из-за отвергнутой любви застрелился, а Раскольников раскаялся.

Примечания[ | ]

  1. 12 Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского(неопр.) . Музеи России. Дата обращения 10 июня 2020.
  2. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского (неопр.) . Культура.рф. Дата обращения 10 июня 2020.
  3. 12 Фонд «Петербург Достоевского»(неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 19 июня 2020.
  4. 123 Лурье, 2012, с. 327—341.
  5. 123 Боград, Рыбалко, Тустановская, 1981.
  6. 1234 История Музея(неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 10 июня 2020.
  7. 12 Тихомиров, 2020, с. 47—83.
  8. К юбилею Георгия Пионтека (неопр.) . Градозащитный Петербург. Дата обращения 12 июня 2020.
  9. 12 Литературная экспозиция(неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 12 июня 2020.
  10. 12Инга Дроздова. Достоевский в черном свете(неопр.) . Известия (9 февраля 2009). Дата обращения 11 июня 2020.
  11. Достоевская, 1987.
  12. 123 Мемориальная квартира(неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 13 июня 2020.
  13. Лурье, 2012, с. 334—337.
  14. Лурье, 2012, с. 337—341.
  15. 12 Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. Наиболее интересные предметы фондов(неопр.) . Музеи России. Дата обращения 16 июня 2020.
  16. Новая литературная экспозиция в день памяти Ф.М.Достоевского (неопр.) . Музеи России (9 февраля 2009). Дата обращения 14 июня 2018.
  17. Музей Достоевского (неопр.) . Петербург Центр. Дата обращения 15 июня 2020.
  18. Сотрудники (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 18 июня 2020.
  19. Конференции (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 18 июня 2020.
  20. Экскурсии (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 17 июня 2020.
  21. Карнавал героев Достоевского закружил зрителей в Санкт-Петербурге (неопр.) . Regnum (30 декабря 2013). Дата обращения 18 июня 2020.
  22. Елена Кузнецова. Попасть внутрь «Преступления и наказания»(неопр.) . Фонтанка.ру (16 января 2016). Дата обращения 18 июня 2020.
  23. Елена Кузнецова. Петербуржцам демонстрируют заложенное Достоевским обручальное кольцо(неопр.) . Фонтанка.ру (17 октября 2016). Дата обращения 18 июня 2018.
  24. Ольга Штраус. Роман на двоих. В музее Достоевского открыта выставка, посвященная судьбе его жены(неопр.) . Российская газета (23 октября 2016). Дата обращения 18 июня 2018.
  25. Фантастические миры Достоевского (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 18 июня 2020.
  26. Выставка «Случаи и вещи: Даниил Хармс и его окружение» (неопр.) . Бумага (8 октября 2013). Дата обращения 18 июня 2020.
  27. Инга Бугулова. Рифмы судеб. В Петербурге провели параллели в творчестве Достоевского и Солженицына(неопр.) . Российская газета (8 октября 2014). Дата обращения 18 июня 2018.
  28. Театр (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 18 июня 2020.
  29. Фонд друзей музея (неопр.) . Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Дата обращения 18 июня 2020.
  30. 123Ксения Юркина. В Петербурге изменят облик культового исторического квартала(неопр.) . РБК (3 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  31. Ксения Юркина. Музей Достоевского в Петербурге получит новое здание(неопр.) . РБК (2 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  32. Новое здание для музея Достоевского в Петербурге построят к 2021 году (неопр.) . ТАСС (3 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  33. Новое здание музея Достоевского построят в Петербурге (неопр.) . Известия (26 мая 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  34. Ксения Юркина. Застройка сквера в центре Петербурга оборачивается конфликтом(неопр.) . РБК (11 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  35. Лидия Арцишевская. Вы и убили-с. Музею Достоевского улучшат условия – за счет уничтожения Петербурга Достоевского(неопр.) . Новая газета (9 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  36. У Смольного спросили о «бетонной коробке» в Петербурге Достоевского (неопр.) . Regnum (10 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.
  37. Сергей Феофанов. В Петербурге раскритиковали проект нового здания Музея Достоевского(неопр.) . The Village (10 апреля 2018). Дата обращения 19 июня 2020.

Аничков мост

Аничков мост

В «Бесах» один мрачный товарищ «в летнем пальто в глубокую осень, встретил вдруг случайно у Аничкова моста своего бывшего protégé „Лембку”».

Маршрут Раскольникова

Как пишет Достоевский, от ворот дома Раскольникова до дома старухи-процентщицы было ровно 730 шагов. Как раз столько получится, если идти напрямик: из ворот дома Иохима по Гражданской улице сразу в сторону Вознесенского проспекта, пересечь наискось Вознесенский мост и далее, вдоль канала Грибоедова, до Средней Подьяческой улице до ворот дома Вальха – 728 шагов.

Но, во-первых, маршрут о котором идет речь, – это путь из первой главы, когда Раскольников «шел делать пробу своему предприятию».

В день убийства он отправился к Кокушкину мосту по Столярному переулку, т.е. специально сделал крюк через Садовую улицу мимо Юсупова сада, чтобы «подойти к дому в обход, с другой стороны».

Во-вторых, 730 шагов Родиона Романовича явно не соответствуют современным 730 шагам.

Для уточнения воспользуемся абзацем про Соню: «Она ужасно рада была, что наконец ушла; пошла потупясь, торопясь,… чтобы пройти как-нибудь поскорей эти двадцать шагов до поворота направо в улицу». Сейчас до угла дома на перекрестке Гражданской улицы и Столярного переулка получается 29 шагов, т.е. настоящий путь Раскольникова согласно пропорции (730 * 29 / 20) будет соответствовать 1058 шагам.

Осталось определить, где он переходил «канаву»: по Кокушкину или по Вознесенскому мосту? Через Кокушкин мост получается 1097 шагов, а через Вознесенский – 1095, т.е. всего на два шага оказывается ближе к расчетным 1058, но т.к. поворачивать за угол Столярного переулка на набережную канала Грибоедова очень удобно, то считаю именно такой путь (через Вознесенский мост) верным:

«Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать».

Список литературы помимо произведений Достоевского:

  • Петербургские адреса Достоевского;
  • Петербург Достоевского. Адреса и места, связанные с великим русским писателем;
  • Архитектурный сайт Петербурга;
  • Саруханян Е. П. Достоевский в Петербурге. – Лениздат, 1972.
  • Тихомиров Б. Н. «А живу в доме Шиля…». Адреса Ф. М. Достоевского в Петербурге, известные и неизвестные. 1837–1881. – СПб.: Серебряный век, 2016.
  • Тихомиров Б. Н. Петербургские адреса и адресаты Достоевского (К проблеме краеведческого комментирования адресных записей писателя) // Неизвестный Достоевский. – 2017. – №4.
  • Тихомиров Б. Н. Петербургские адреса и адресаты Достоевского (К проблеме краеведческого комментирования адресных записей писателя). Статья вторая // Неизвестный Достоевский. – 2018. – №3.
  • Достоевская А. Г. Воспоминания. — М.: Правда, 1987.
  • Фёдорова Ольга Ф. М. Достоевский и район Песков // Журнальный мир. — Аврора, 2018. — №2.
  • «Нагрянь к Рогожину, найди князя Мышкина», гид по петербургским местам «Идиота»;
  • .

Английская версия статьи: Dostoevsky in Saint Petersburg.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: