Музей Достоевского: богатейший фонд, которому нет цены
В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено два этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского.
Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя.
Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция программ и театральных афиш по инсценировкам Достоевского.
К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича – 117 экземпляров, и архив Александра Порецкого в виде рукописей – 272 предмета.
На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя.
За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр, имея в своем штате до 50 сотрудников, 15 из которых – научные работники. В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения «Достоевский и мировая культура». Здание также располагает театральным залом, где проходят спектакли по произведениям великого писателя. Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского.
Удобное расположение уютного Музея в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 тысяч посетителей. Здесь, в старинном районе, вы как нельзя лучше сможете ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского.
История дома-музея
Здание было построено в 30-х годах XVII века. На протяжении многих лет он переходил из рук в руки и неоднократно перестраивался. В начале 1800-х он стал двухэтажным, а деревянные интерьеры на первом и втором этажах появились после 1887 года. Спустя десять лет этот дом купила семья Набоковых и в апреле 1899-го здесь родился Владимир Владимирович. При них был достроен третий этаж и произведен капитальный ремонт.
С точки зрения архитектуры фасад дома Набокова крайне интересен. Ярким элементом является мозаика работы В. А. Фролова (мастера, работавшего над интерьерами Спаса на Крови). Также можно отметить витражные окна в стиле петербургского модерна.
После революции 1917 года Набоковы покинули свой дом и эмигрировали. А в здании разместился военный комиссариат. Впоследствии здесь находились другие службы и компании, а улица была переименована в Герцена. Историческое название ей вернули в 1993 году, а музей открылся в 1999-м, к столетию со дня рождения писателя. Сам Набоков после эмиграции в дом не возвращался.
Сегодня музей занимается не только выставочной деятельностью, СПбГУ использует помещение как филиал для проведения лекций, конференций, круглых столов. Ежегодно здесь проводятся Набоковские чтения. Анонсы мероприятий можно посмотреть на официальном сайте дома-музея В. В. Набокова.
Музей Набокова работает с понедельника по субботу с 10:00 до 17:00, среда и пятница до 20:00, суббота с 12:00 до 20:00. Вход — 200 рублей, льготный — 100 рублей.
Новости музея Набокова
Oleg Anisimov
Экспозиция в доме-музее Достоевского
Достоевский снимал в этом доме квартиру в 1846 году, в 1878-80-х создавал «Братьев Карамазовых» и именно здесь он с семьей провел последние 28 месяцев своей жизни (писатель умер через два месяца после публикации романа).
Часы в рабочем кабинете писателя
На часах в рабочем кабинете так и застыли навечно дата и время смерти – 28 января (по старому стилю) 1881 года. Возможно, этот факт накладывает на весь интерьер музея, литературной экспозиции и театра, расположившегося в этих же стенах, гораздо более мрачный отпечаток, нежели тот, который содержало в себе само творчество Федора Михайловича, несущее нам свет его прозрений.
Автопортрет. Фото с сайта
Вот так же, столбиком, помнится, и сам Достоевский вел подсчеты расходов на полях рукописей своих гениальных романов (надо сказать, как и Дюрер – великий художник – на полях своих дневников, как и Ван Гог…), — жизнь полна и высокой литературы, и совершенно прикладной математики. Причем не только в наших, на первый взгляд, обывательских историях, но и, как видите, у гениев.
Интерактивная экскурсия по музею
вроде бы изучен до последнего камешка, но исследователи умудряются находить все новые и новые факты из биографии Федора Михайловича и его современников. В музее проводятся литературные чтения, организуются театральные постановки, и вы также можете принять участие во всех этих мероприятиях.
Литературные чтения
Конечно, говорить, что в музее все прямо-таки дышит великим писателем, не приходится, особенно, зная историю реконструкций доходного, а потом и коммунального дома. Вид из окон традиционно петербургский, но вполне современный.
Вид из окна гостиной
А вот интерьер комнат, воссозданный по фотографиям, заботливо собранный музейными работниками с помощью воспоминаний вдовы, современников и родственников писателя, уже позволяет уловить край его плаща…
В прихожей нас встречают оригинальной конструкции настенная вешалка, зонтичница, трюмо, геридон, на котором – под футляром шляпа Федора Михайловича.
Прихожая
Детская
Далее, гостиная, где Достоевский выкуривал сигаретку перед тем, как приняться за работу.
И, наконец, кабинет творца, его письменный стол.
Кабинет Достоевского
Письменный стол писателя
Ручка, бумажник – подлинные, книги – из личной библиотеки писателя. В день смерти коробка из-под табака фирмы «Лаверн» находилась в кабинете, и дочь Федора Михайловича написала на ней: «28-го января 1881-го г. умир папа, в 3 четверти 9-го» (орфография Любови Федоровны).
Кабинет писателя воссоздан в точности благодаря тому, что вдова сразу после смерти великого пророка пригласила фотографа Владимира Таубе, чтобы запечатлеть для потомков интерьер таким, каким он был при жизни Достоевского.
Кабинет. На стене литография с картины `Сикстинская Мадонна` Рафаэля
Литография с картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля — подарок жены Алексея Константиновича Толстого. Анна Григорьевна вспоминала, что в Дрезденской картинной галерее «Федя придумал стать на стул перед Мадонной, чтобы ближе ее рассмотреть». И этот кусочек «Флоренции на Эльбе» Федор Михайлович очень ценил и любил. В Дрездене были написаны «Бесы»…
Сегодня много говорят о том, что Достоевский предвидел грядущую революцию, что хотел написать второй том «Братьев Карамазовых», чтобы предостеречь современников, чувствовал в себе силы, имел большие замыслы, но, вероятно, нашей стране зачем-то нужно было пережить весь этот грандиозный опыт ХХ века с его революциями, войнами, чтобы на излете вновь вернуться к аксиоме мыслителя о слезе невинного ребенка… А у истоков века ХХI опять скатиться к военной риторике. Не укладывается в голове только одно – как мог Федор Михайлович, пережив столь многое, сохранить вот этот любящий взгляд на человечество, на каждого отдельно взятого, ничтожного, зачастую озлобленного и сам вид человеческий потерявшего homo sapiens.
Экспонаты литературной экспозиции
Экспонаты литературной экспозиции
Наверное, так мог бы смотреть на нас Христос, чей образ писатель так или иначе дал нам в князе Мышкине (роман «Идиот») – любимом своем персонаже. Недостижимая для обычного человека высота духа. Но, только соприкасаясь с биографией человека необычного — философа, художника, творца, восхитившись, мы, может быть, станем хотя бы задумываться об этой недосягаемой Вечности…
Светлана Цыркунова
Побывать не только в музее, но и других связанных с жизнью творчеством великого писателя местах можно, заказав литературную экскурсию «Достоевский в Петербурге»:
Все началось с жены…
Жена Достоевского упоминала, что их квартира состояла из шести комнат, огромной кладовой для книг, передней и кухни. Анна Григорьевна была для писателя не только любящей и всепонимающей женой, но и верным соратником – его личным секретарем. Сам Федор Михайлович в знак высокой оценки подобной деятельности жены посвятил ей главный роман своей жизни – «Братья Карамазовы».
После смерти мужа Анна Григорьевна вынашивала идею увековечения памяти Федора Михайловича. Уезжая из родного города, она сдала все вещи из дома, где в последние годы жила их семья, на хранение на склад. К сожалению, все это богатство пропало, и лишь некоторые материалы позднее оказались в государственных архивах.
В 1960-е годы прошлого столетия идейным вдохновителем музея стал архитектор-художник Георгий Владимирович Пионтек. Именно он был инициатором превращения здания в Кузнечном переулке в мемориальный дом-музей. Не следуя предубеждениям советской идеологии относительно творчества Достоевского, Пионтек обратился к тогдашнему министру культуры Фурцевой. Письмо стало решающим в эпопее с началом организации музея.
В рамках этого доброго начинания планировалось не только показать жизнь и творчество великого писателя, но и создать в Кузнечном переулке некий культурный центр, где могли бы собираться современные деятели культуры и поклонники творчества Федора Михайловича. А также дабы в этих стенах было удобно проводить просмотры фильмов и спектаклей по произведениям Достоевского. Все сложилось довольно удачно, и планы реализовались в жизни.
История музея
Музей этого по истине выдающегося человека-гения располагается в старом доме, находящимся недалеко от Смольного, в большой светлой семи комнатной квартире, где Козлов проживал с 1912 года после того, как женился во второй раз на Е.В. Пушкарёвой, ставшей несколько позже отличным учёным-орнитологом. Но организация музея началась лишь спустя пятьдесят четыре года с того момента, как умер путешественник благодаря инициативной позиции многих организаций и заметных ученых-академиков. Таким образом, все работы, включающие в себя создание научной выставки, начались со второй половины 1990-х годов и завершились они в конце 2002 года. Музей-квартиру П.К. Козлова можно причислить к одному из самых молодых академических музеев Санкт — Петербурга, который имеется лишь в одном «экземпляре».
Коллекция музея Набокова
После эмиграции семьи Набоковых ценные вещи из их дома были переданы в городские музейные фонды, часть была утеряна, а некоторые предметы удалось сохранить у друзей и родственников, проживающих в Петербурге. Благодаря им удалось собрать коллекцию для музея. Так, сын писателя — Дмитрий Владимирович Набоков — передал учреждению письменные принадлежности отца — карандаши, рукописи, а также личные предметы — пенсне, сачок для ловли бабочек и др. Много ценных вещей поступили от американских друзей и коллег В. В. Набокова, например, первые издания его произведений.
На выставке представлена коллекция бабочек, собранная самом Владимиром Владимировичем — писатель серьезно увлекался энтомологией, собрание произведений на русском и английском языках, рисунки Набокова, его личные вещи — одежда, посуда и другие предметы быта.
Некоторые вещи хранятся в музее-усадьбе «Рождествено» в Гатчинском районе. Усадьба досталась Владимиру Набокову по наследству от дяди — В. И. Рукавишникова. Это имущество было также национализировано после революции. С 2002 года в музее Набокова в «Рождествено» открыта экспозиция, рассказывающая о судьбе усадьбы и жизни писателя.
Подробнее об экспонатах на сайте музея Набокова
Залы дома-музея
Учреждение занимает первый этаж дома. Здесь можно посмотреть сохранившиеся комнаты, где сотрудники постарались воссоздать утраченные интерьеры. Одно из помещений, которые хорошо сохранились — это библиотека. В ней представлена коллекция произведений Набокова, а также редкие книги писателей XIX века и несколько экземпляров из семейного собрания с экслибрисами.
Также для посетителей открыты Зеленая гостиная, Столовая, Комитетская, Будуар Елены Ивановны и Кабинет Владимира Дмитриевича.
Поскольку значительная часть помещений была перестроена в советский период, а интерьеры изменены, увидеть как выглядели комнаты в годы проживания здесь Набокова, можно только с помощью визуальной реконструкции, выполненной по сохранившимся чертежам, фотографиям и другим документам.
Alex_Bakharev
Личность П.К. Козлова
Многие знают Петра Кузьмича Козлова, которого по праву можно отнести к одним из самых выдающихся и именитых путешественников-исследователей, направлявших свою деятельность на Центральную Азию в период со второй половины 19 – начала 20 столетий. Козлов всю свою жизнь учился у талантливого во многих вещах Н.М. Пржевальского, а также у П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Им лично было организовано 6 экспедиций. Его многочисленные и довольно таки значимые для науки коллекции стали прекрасной «находкой» для естествознания и археологии. За свою жизнь Петр Козлов никогда не сидел на месте, он был полон энтузиазма и страсти, когда дело касалось науки. Из-под его пера вышло приблизительно семьдесят научных работ, в числе которых находятся познавательные статьи и мудрые книги, раскрывающие со всех сторон его насыщенную жизнь, полную разнообразных путешествий не только туда, где были практически все, но также и в малоизученные места азиатского материка. Козлов довольно долго завоевывал признание и симпатию людей, ведь всемирная известность пришла к нему тогда, когда он совершил раскопки и открыл «мёртвый город» Хара-хото, находящийся на одной из окраин пустыни Гоби. Кроме этого, ему принадлежит раскрытие гуннских могильных курганов в горах под названием Ноин-ула, что на севере Монголии. Именно их считают самыми значительными достижениями археологии в 20 веке. Особенно бесценными стали его харахотинские находки, которые дали уникальную возможность учёным создать вновь историю угасшей еще в 14 столетии тангутской культуры.
Знакомьтесь: Достоевский и его Петербург
В дом на Кузнечном Федор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил три года вплоть до самой своей смерти.
Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли ровно к 150-летию рождения, в 1971 году. Заведение включает в себя мемориальную часть – саму квартиру, и зал – так называемую литературную экспозицию.
Благодаря архивным планам, а также воспоминаниям современников, устроители смогли восстановить квартиру Достоевского, а по фотографии – реконструировать его кабинет.
Экспозиция содержит множество интереснейших экспонатов, некоторые из которых просто уникальны. К примеру, на карте «Петербург Достоевского», выполненной художником Борисом Костыговым, отмечены адреса мест проживания писателя и его героев. Дома можно даже рассмотреть на изображениях по бокам карты.
Первый зал экспозиции посвящен биографии Федора Михайловича: в нем представлены материалы с 1821 по 1864-й год. От биографических сведений посетители могут плавно подойти к изучению творчества писателя и его основным романам. Во втором зале представлены материалы, касающиеся периода жизни с 1865 по 1881-й год.
Основой Музея стала бесценная коллекция, собранная внуком писателя – Андреем Федоровичем. О своем знаменитом предке не забыла и его внучатая племянница Мария Владимировна Савостьянова: для развития Музея она передала некоторые семейные реликвии.
Экспозиции музея
Музейную экспозицию можно визуально разделить на прихожую, рабочий кабинет Петра Кузьмича, а также на исторические комнаты русских экспедиций в центр Азии, комнаты тибетской истории, и, конечно же, комната, которая предназначена для временных экспозиций. При входе в парадную дома вы заметите бронзовую мемориальную доску. А в вестибюле взорам посетителей предстанет укреплённый с левой стороны бюст «хозяина» музея, который будто бы радушно зазывает своих гостей внутрь дома. У данного памятника свой специальный статус — это первый мемориальный знак, скажем так, своеобразный пролог всей экспозиции, которая развёрнута в помещениях большой по своим масштабам семи комнатной квартиры под №32. После того, как все предметы вышеперечисленных помещений будут внимательно осмотрены, непременно стоит подняться на третий этаж, где сразу же посетители попадут в прихожую, в которой они как бы окажутся на «перекрёстке» двух тем. Так, здесь загадочным образом переплетены предметы Центральной Азии, мир далеких и таинственных странствий, а также история самой петербургской квартиры и её жителей
Подбираясь все ближе к одному из самых интересных помещений в этом музее — в мемориальный кабинет Козлова – вы непременно обратите свое внимание на огромного распластавшего свои могучие крылья орла, который является в некотором роде почетным «стражником» кабинета. Существует занимательное предание, по которому этого самого орла подстрелил лично Н.М
Пржевальский на озере Иссык-куль.
Рабочий кабинет Петра Кузьмича — это единственное мемориальное пространство музея, занимающее самую обширную площадь квартиры. Создатели музея максимально точно старались сохранить его изначальную обстановку, ведь здесь все продумано до мелочей. Так, на большом массивном столе, на котором творил свои будущие познавательные работы великий путешественник, можно обнаружить один из уникальных предметов быта кабинета – настольные китайские солнечные часы, сделанные из слоновой кости, украшенные латунными деталями. П.К. Козлов в 1923 году принял их в дар от своего бурятского друга Ц.Г. Бадмажапова. Аналогов таким часам сейчас вряд ли можно найти в музеях северной столицы. Фонд музея-квартиры сейчас состоит приблизительно из десяти тысяч единиц хранения, в числе которых можно обнаружить архивы самого путешественника, его жены, богатейшую библиотеку, картографическую коллекцию. На многих книгах имеются дарственные подписи всевозможных авторов, а также ценные маргиналии. Все эти достопримечательности музея доступны абсолютно для всех. Примечательно, что планировка и интерьеры квартиры П.К. Козлова, располагающие большой информацией, дают отличное представление о быте научной интеллигенции начала 20 столетия в нашей стране. Квартирой в последнее время начало интересоваться все большее число кинематографистов. Так, в личном кабинете Петра Кузьмича не раз проводили съёмки художественных и документальных фильмов.