Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма.
С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.
Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.
Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием “Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.
Монастырская звонница
С XVI — XVII века были построены сооружения, являющиеся звонницей, которая расположена возле главного входа в храм. В XVI веке возвели девятигранную церковь Иоанна Предтечи, где были колокола, которые пожаловали Василий Третий и его супруга.
Со временем, у церкви были возведены звоновые арки, образовав трехпролетную галерею с красивыми элементами декора в виде узоров. С помощью не большой башни, было произведено соединение храма и аркады, где и разместили часы с боем. Колокола того времени к сожалению не были сохранены. Теперь, ежедневно, доносится звон более десятка колоколов.
Хорошо, что современные люди могут наблюдать многие сохранившиеся величественные церковные строения, ведь это такая реликвия и память.
Никопольская больничная церковь
Никопольская церковь и находящаяся рядом больница, были построены вблизи Спасо-Преображенского собора. Тут происходил молебен монахов и заключенных. Из-за этого декорация церкви выполнена довольно скромно.
История
Женский монастырь на правом берегу реки Каменки основал князь Дмитрий Константинович еще в XIV веке, 1364 году. Постройки того времени были деревянными и потому не сохранились до нашего времени.
В XVI веке при Василии III монастырь был перестроен, ансамбль принял именно тот вид, в котором он существует и по сей день. Василий III пожертвовал для монастыря большую сумму денег, на которые были созданы Покровский собор и Святые врата. В это же время монастырь стал местом заточения бывших аристократок, постриженных в монахини, а первой из них стала жена самого Василия III, преподобная София Суздальская. Ее мощи являются главной святыней монастыря.
В XVI–XVII веках Свято-Покровский женский монастырь считался одним из самых крупных русских монастырей. За эти годы здесь были заточены и погребены дочь Ивана III, жена Ивана Грозного, вдова Василия Шуйского. Более подробная история некрополя есть на сайте монастыря.
В 1923 году монастырь упразднили и разорили, а затем расположили там военную биологическую лабораторию, занимавшуюся разработкой биологического оружия.
В 50-60-х годах монастырь отреставрировали и открыли в его стенах музей, вернув ему изначальный исторический вид, а также гостиничный комплекс с концертным залом, рестораном и баром.
В 1992 комплекс возродили как монастырь, с того момента он считается действующим.
Уникальная роспись
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря на своих стенах имеет изумительные картины, примеры работы знаменитых в то время художников. В 1689 году мастера г. Костромы приступили к росписи стен собора. Руководителем группы был Гурия Никитин, удостоенный звания «Живописец 1 статьи». Их руками украшены были и многие храмы Москвы, Ростова, Ярославля.
Картины на стенах в основном представляют эпизоды из жизни Христа, он здесь изображен и как человек, и как божий сын. Для художников костромской школы было характерно употребление ярких, теплых цветов, удивительная точность изображения деталей одежды, жестов, мимики. Помимо сцен деяний Иисуса Христа, в центре повествования находится и святой Евфимий, настоятель монастыря. Одной из особенностей творений мастеров Костромы было изображение представителей царской семьи, их образы размещены на столпах залы.
Спасо-Евфимиев монастырь — история, написанная не на бумаге, это наследие русской культуры, которое заставляет гордиться своим народом. Что и подтверждает всевозрастающий интерес к этой христианской святыне со стороны русских и зарубежных туристов.
Спасо-Евфимиев монастырь сегодня
Глядя на стены этого величественного сооружения, на красоту и изящность ансамбля, трудно представить, что сотни лет здесь существовала тюрьма. Сейчас все строения комплекса входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Сам Спасо-Евфимиев мужской монастырь уже не функционирует, строения доступны для осмотра туристами, которых становится все больше.
Комплекс постоянно перестраивался и реконструировался, однако даже спустя сотни лет не потерял своей первозданной красоты. Стены и башни, окружающие монастырь, находятся в отличном состоянии, само это место хорошо оборудовано для защиты: с одной стороны — река, с другой — овраг. Самая большая башня — 22 метра в высоту, сейчас она служит местом прохода на территорию монастыря. В ней расположена касса по продаже билетов и книжная лавка.
Самая старинная из построек — собор Спасо-Евфимиева монастыря, ранее он носил имя Преображения, но после того как деревянный храм сгорел в XVI века, на его месте был выстроен потрясающий архитектурный образчик мастерства русских зодчих.
Покровский собор
Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.
Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.
В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.
Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).
Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.
Достопримечательности России
Ох, богата Россия-матушка на диковины исторические! Наша страна имеет свою особую судьбу, где-то драматичную, когда-то победоносную. На протяжении последнего тысячелетия русский народ живет христианством, не формально, для статуса — духовность в крови у людей. Мы и сейчас видим наследие далеких предков.
История каменными исполинами встает в любом селе, деревне и городе страны. Каждая церковь имеет свое лицо и особую судьбу, которая тесно переплетается с народом и национальными духовными ценностями.
Туристический маршрут «Золотое кольцо России» охватывает десятки городов и селений (в которых многое не менялось уже столетиями), богатых потрясающими архитектурными и историческими сооружениями. Так, в одном из старейших культурных центров России — Суздале — есть удивительный по красоте Спасо-Евфимиев монастырь.
Самый старинный женский монастырь Суздаля — Ризоположенский монастырь
Ризоположенский монастырь — самая старинная обитель на Суздальской земле. Обитель была создана в 1207 году. На самом деле этому монастырю принадлежат и многие другие рекорды, это то, что храмы стоят на самой высокой точке древнего города.
Ризоположенский монастырь — самая старинная обитель на Суздальской земле. Обитель была создана в 1207 году
Здесь также находится самая большая колокольня, которая имеет высоту 72 метра, именно благодаря этому монастырь виден отовсюду. Высокое здание было построено в стиле классицизма, в 1819 году, после окончания войны с войсками наполеона.
История обители очень сильно переплетается с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской. Это довольно известная святая, которая прославилась как монахиня-подвижница и целительница. По преданиям, именно благодаря молитвам Ефросинии, монастырь не тронули армии хана Батыя.
История Ризоположенской обители очень сильно переплетается с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской. Это довольно известная святая, которая прославилась как монахиня-подвижница и целительница
В самом начале все постройки были сделаны из дерева, но позднее первым каменным храмом на территории обители — стал Ризоположенский собор. В 1923 году монастырь закрыли. С него сняли все колокола и отправили на переплавку. Даже несмотря на это, этот храм остается памятником архитектуры. Чуть позднее здесь расположили электростанцию.
Только в 1969 году закончились реставрационные работы храма, ему вернули первоначальную форму. С 1999 года территорию монастыря возвратили церкви и передали женской монашеской общине.
Каждый монастырь города Суздаля по-своему красив и неповторим. Их строили великие люди, именно так они оставили свой отпечаток в истории государства Российского.
Пенитарный этап в истории монастыря
Тюремный корпус – свидетельство несколько иного, чем богослужение, прошлого монастыря. В свое время, по личному распоряжению императрицы Екатерины II, это произошло в XVIII веке, часть помещений монастыря начали использовать для заточения неугодных царской воле арестантов. Позже, в период советской власти – здесь содержались политические заключенные (тюрьма НКВД) и немецкие пленные, в числе которых Фридрих Паулюс. После войны здесь была организована колония для несовершеннолетних нарушителей. В качестве пенитарного заведения монастырь прекратил свою деятельность с 1967 года.
Спасо-Евфимиев монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Вид с Зачатьевской трапезной церкви Покровского монастыря. Фото: Павел Сухов, 2021 год.
Монастырь основан в 1350 году Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Расположен в северной части города Суздаля на высоком левом берегу реки Каменки. На территории монастыря сосредоточено множество разноплановых памятников. Двенадцать башен ограды, из которых одна двадцатидвухметровая – входная – с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. В настоящее время монастырь используется как большой музейный комплекс.
Главный храм
Весь огромный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря содержит девять исторически значимых зданий. Главная церковь — Преображенский собор. Построен он на месте захоронения первого игумена, православного святого. Не раз он перестраивался, дополнялся новыми зданиями и окончательный свой вид обрел лишь в конце XVIII века. На стенах храма почти полностью сохранились фрески XVII в., изображающие деяния Христа и его апостолов. Именно под его стенами лежат останки Дмитрия Пожарского.
Спасо-Евфимиев монастырь раньше был огражден деревянными стенами, и въездными воротами служила арка Надвратной Благовщенской церкви. При постройке каменной крепости собор оказался на территории ансамбля. Имеет один купол, а над проездной частью располагается икона. Сегодня пропускную функцию выполняет массивная башня высотой более 20 м.
Архимандритский корпус
Слева от Благовещенской церкви расположен двухэтажный Архимандритский корпус, построенный между 1628 и 1660 годами. Первоначально на первом этаже размещались приказ монастырских дел, присутственная камора и монастырский архив, на втором этаже — казённые и приказные палаты, казначейская келья. Архимандритскими палаты становятся лишь к концу XVIII века. В наши дни первый этаж здания занимает выставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий», второй — «Книга шести столетий».
Архимандритский корпусВыставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»Икона «Воскресение — Сошествие во ад» с праздниками, XIX век, эмальВыставка «Русская икона XVIII — начала XX столетий»Древнерусские книгиАрхангельское Евангелие, 1092 год. Обнаружено в Архангельске. Одна из первых датированных древнерусских рукописей. Факсимильное издание 1912 года. Подлинник хранится в Российской государственной библиотеке в МосквеНотная рукописьКраткий обзор всеобщей истории, составленный на основе библейских легенд и византийских источников, XVI векЕвангелие. Вильно, 1575 год. Издано Петром МстиславцемЭкспозиция, посвященная книгам XVIII векаПисьменные принадлежности, XVIII векЭкспозиция, посвященная книгам XIX — начала XX векаЖурнал «Нива»Первые советские книгиЕ.М.Ярославский. Библия для верующих и неверующих, 1925 годБалкон-гульбище Архимандритского корпуса
История Спасо-Ефимьевского монастыря
Монастырь основан как крепость в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, для защиты города от врагов и изначально был Спасо-Преображенским. Уже позже стал именоваться в честь святого преподобного Евфимия Суздальского — Спасо-Евфимиев.
Первоначальные деревянные постройки до нашего времени не сохранились, существующий ансамбль монастыря построен в XVI—XVII веках на пожертвование князей, крупные вклады в строительство монастыря были сделаны князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и остальными.
7 июля 1445 года возле монастыря была битва русских войск Василия II с казанскими царевичами Махмудом и Якубом и их войсками.
В конце XVI века построен главный Спасо-Преображенский собор, который сохранился до наших дней.
По приказу Екатерины II в 1766 году в монастыре была организована тюрьма для «безумствующих колодников», посему сюда ссылали различных неугодных власти людей:
- с 1820 содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который умер в 1832 году;
- в 1829 году здесь умер сошедший с ума декабрист Фёдор Шаховской;
- в 1826 году здесь был заточён предсказатель Авель, по приказанию императора Николая I, а 29 ноября 1841 года он здесь умер и был похоронен в Никольской церкви;
- с 1869 года сюда был сослан лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, скончался здесь же в 1877 году;
- с 1894 по 1902 год в монастырской тюрьме сидел архангельский благотворитель Василий Рахов;
- в 1900 году четыре месяца в тюрьме провёл основатель движения чуриковцев — Иван Чуриков;
- в XIX веке сюда сслыались раскольнические (старообрядческие) священнослужители, такие как: Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий.
Судьба монастыря в советское время
В 1923 году Спасо-Ефимьев монастырь стал политическим изолятором, а в 1935 году — тюрьмой особого назначения. Сюда, также как и до революции, ссылались политзаключённые.
В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастырской тюрьме организовали проверочно-фильтрационный лагерь, где проходили проверку военные, побывавшии в плену и окружении противника. Всего за годы работы через него прошли более 8 тысяч человек.
В 1943 году тюрьма стала лагерем военнопленных.
В 1946 году в монастыре была организована воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников, сначала для мальчиков, а после бунта в 1947 году — для девочек.
С 1968 года монастырь работает как музей: были отреставрированы корпуса, восстановлены колокольни.
Смотровая площадка около Спасо-Евфимиева монастыря
После посещения монастыря стоит пройти на смотровую площадку, расположенную на высоком берегу реки Каменки. Отсюда открываются великолепные виды на Суздаль.
Закладной камень в честь памятного знака «Золотое кольцо»
На другом, низком берегу Каменки виднеется Свято-Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче. Как и Спасо-Евфимиев монастырь, Покровский монастырь был одним из крупнейших на Руси. Вероятно, на ранних этапах своего существования оба монастыря имели единое хозяйство. С XVI века сюда ссылали опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий.
Панорама Суздаля и Свято-Покровский женский монастырь
Современное состояние
На сегодняшний день Спасо-Евфимиевский монастырь является недействующим. Посетить его можно как интересный историко-архитектурный музей, собравший множество экспонатов и выставок.
Так, помимо рассмотренных выше церквей и комплексов, стоит обратить внимание на проездную башню. Не заметить ее сложно, поскольку в высоту она вырастает на 22 метра
Ее основание квадратное, что делает строение очень мощным и строгим. В середине расположились музейные кассы.
Пройдя через проездную башню, можно попасть в большой монастырский двор. Тут можно увидеть целый аптекарский огород и сад с фруктовыми деревьями. В века процветания монастыря выращивание целительных растений и уход за деревьями были важными элементами монашеского послушания и труда.
Часовня Пожарских Спасо-Евфимиева монастыря
Любителям истории будет интересно взглянуть еще на один объект древнего монастырского комплекса — гробницу князя Дмитрия Пожарского. Это очень важная личность в истории России, знаменитый полководец, под руководством которого были изгнаны иностранные захватчики в 1612 году. На сегодняшний день отстроен целый мавзолей подле места захоронения князя, обрамление содержит в себе элементы первоначальной гробницы, полностью сохранить которую до наших дней не удалось.
Посмотреть все достопримечательности обители и ознакомиться с выставками можно ежедневно с 10:00 до 18:00 (кроме понедельника) по адресу: г. Суздаль, ул. 3 Интернационала. Вход на территорию музейно-исторического комплекса платный.
Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале