Трапезная палата с Воскресенской церковью Спасо-Преображенского монастыря: что рядом?
Трапезная палата с Воскресенской церковью Спасо-Преображенского монастыря находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.
Спасо-Преображенский монастырь ~ 0,0 км. Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря ~ 0,0 км
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря ~ 0,0 км
Звонница Спасо-Преображенского монастыря ~ 0,0 км
Стены и башни Спасо-Преображенского монастыря ~ 0,1 км
Часовня Казанской Богоматери ~ 0,1 км
Церковь Богоявления ~ 0,2 км
Памятник Ярославу Мудрому ~ 0,2 км
Церковь Михаила Архангела ~ 0,2 км
Спасо-Преображенский монастырь XIX в.
В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня — чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды. Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских Чудотворцев. В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.
Звонница Надстройка XIX века.
Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими «солнышками», раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям «благообразный» вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.Спасо-Преображенский монастырь
Богоявленская башня.
Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю. В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.
Внутреннее оформление храма
Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.
Информационный текст храмолетописи
Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.
Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.
Изображение Крылатого Иоанна Предтеча
Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов.
Росписи центрального купола
Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.
Фрагмент росписи храмовых столпов
Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным.
Стеновая роспись Спасо-Преображенского храма
Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.
Сюжетная композиция фресковой росписи
Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов.
Крупномасштабный образ Саваофа
При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.
Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.
Мелкомасштабная роспись
В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.
Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.
К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время — практически в течение всего 20 столетия.
Одна из уникальных фресок Спасского собора
Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее время – с мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
История
Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).
На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.
В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.
Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI–XVII веков был временем расцвета обители.
В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.
В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.
История Спасо-Преображенского монастыря с XII по XVII века
Точная дата основания обители не известна. Но предполагают, что это произошло в конце XII века. Монастырские стены стали частью хорошо спланированной оборонительной линии вокруг Ярославля, защищая его западные рубежи. Это была едва ли самая укрепленная часть города, поскольку ярославский кремль никогда не был окружен собственными каменными стенами.
Новый монастырь рос и развивался стремительно. В самом начале XIII века в нем открыли духовное училище, где готовили православных священнослужителей – Григорьевский притвор. Он был первым учебным религиозным заведением в Северо-Западной Руси. Спустя время, его перевели ближе к митрополиту — в Ростов.
Слева направо: Церковь Ярославских Чудотворцев, звонница
Почти сразу же в обители стали собирать библиотеку и занимались перепиской книг
В честь важного события — создания Ярославского княжества, в монастыре во времена царствования Василия III возвели из камня Спасо-Преображенский собор
Обитель пользовалась благоволением не только ярославских, но и московских князей. Здесь любил бывать Иоанн Грозный. Каждый раз, приезжая в Ярославль, царь оставлял обители жалованные грамоты. Монастырские владения ширились, и богатства росли. Обитель превратилась в крупного феодала и владела 6 селами и 239 деревнями. Ей принадлежали места для ловли рыбы и доходные соляные варницы. Кроме того, монастырь был освобожден от денежных и хозяйственных повинностей, принятых в Ярославле, имел судебный иммунитет, а на его территории издавна хоронили представителей правящей элиты Ярославских земель.
Слева направо: Звонница, церковь Ярославских Чудотворцев, Спасо-Преображенский собор
Такие привилегии он получил от государя за то, что здесь супруга Иоанна Грозного вылечилась от тяжелой болезни. Постоянную поддержку оказывал монастырю и Федор — сын Иоанна IV.
Когда пришли непростые для России Смутные времена, Ярославль был разорен польско-литовскими войсками. Только Спасо-Преображенской обители, выдержавшей месячную осаду, удалось не покориться. И отрядам неприятеля пришлось уйти ни с чем. Примечательно, что именно от стен этой обители направилось на Москву второе земское ополчение, возглавляемое К. Мининым и Д. Пожарским, которое и спасло Россию от вторжения. А весной 1613 года в монастыре гостил Михаил Романов, который подписал здесь грамоту, где обозначил свое согласие на престол. Позже первый государь из династии Романовых также отправлял в монастырь богатые дары.
После Смутных времен монастырь значительно укрепили. Периметр его мощных трехметровых стен превышал 800 м, а их высота достигала десяти с половиной. Для обороны на каменных стенах и башнях разместили пищали, карабины и бочки с порохом. В Ярославле, вдоль дороги, ведущей к Угличу, выросло несколько принадлежащих монастырю слобод. Экономическое и политическое влияние обители в те времена не уступало Ярославскому посаду.
Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы