Спасо-преображенский мужской монастырь в ярославле

Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь

Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 70 до 250 руб. и от 35 до 100 руб. соответственно.

Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 60 до 200 руб. для взрослых и от 30 до 100 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.

Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:

  • малыши до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие-срочники;
  • представители многодетных семей;
  • инвалиды;
  • музейные работники;
  • студенты училищ культуры.

В последнюю среду месяца лицам в возрасте до 18 лет на территорию Спасо-Преображенского монастыря предоставляется свободный доступ.

Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 100 до 500 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.

Настоятельские покои, Эна

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекса можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Посетителям с домашними животными вход в комплекс запрещен!

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:45 круглый год. Кассы закрываются в 17:00. Последний допуск — в 17:15. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 17:45, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 13, 14, 16, 41б, 72, 97с;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2, 8к, 19к, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

История Толгского монастыря в Ярославле

Свято-Введенская обитель была учреждена в начале XIV столетия святителем Прохором, носившим тогда сан епископа. По пути к Ярославлю преподобный остановился на ночь недалеко от города. Внезапно проснувшись ото сна, он увидел большой столп света, исходящий с другого берега Волги. Утром на том месте был обретен святой лик Пресвятой Девы Марии, а к полудню возведена первая церковь во имя Богородицы. Вскоре было дано благословение на построение Свято-Введенского монастыря и назначен настоятель.

Свято-Введенская обитель была основана в XIV столетии

16 сентября 1392 года образ Божьей Матери замироточил, и к нему потянулись паломники. Однако уже через несколько лет лавра сильно пострадала от пожара. Единственной сохранившейся святыней была чудотворная икона, которую повторно обрели за стенами обители в кедровой роще. Сам скит не упразднили, как многие с такой же судьбой, а отстроили заново.

В середине XVI столетия Толгский монастырь посетил Иоанн Грозный. Царь, у которого на тот момент были скованны болезнью ноги, долго молился перед святым образом, слезно прося Богородицу об исцелении. Вскоре он уже смог вставать, а его здоровье пошло на поправку. Благодарный владыка отчислил Свято-Введенской лавре немало денег из казны и велел возвести каменный собор на территории обители.

В первые десятилетия XVII века монастырь был почти полностью разорен, однако вновь святой лик Царицы Небесной остался нетронутым. После прихода игумена Гордиана (конец XVII ст.) скит снова начал процветать. Тогда был возведен Введенский собор и закончено строительство главных ворот. Вскоре лавра обзавелась еще одной церковью – во имя Нерукотворного Образа Христа. Рядом с ней построили двухэтажный жилой корпус. В середине XVIII столетия там было устроено офицерское общежитие, а потом из него сделали больницу. С 1806 года помещение отдали под духовную семинарию.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

На протяжении двух веков монастырь посещали царские и высокопоставленные особы. Сюда приезжала Екатерина Великая, Николай II, преподобный Игнатий. В 1914-м скит отметил свое 600-летие, а спустя 14 лет его закрыли, передав монашеские кельи под пользование горожанам.

Второе рождение Свято-Введенской лавры началось с 1987 года, когда ее начали активно восстанавливать.

История[править | править код]

Спасо-Преображенская церковь находится на территории Толшевского монастыря. Монастырь известен с середины XVII века под названием Константиновская пустынь по имени первого отшельника Константина, поселившегося здесь в первой половине XVII века. Точная дата возникновения монастыря не определена, различные источники указывают разное время — от 1615 до 1646 года. В исследовании Петра Никольского, опубликованном в 1901—1902 годах, можно прочитать:

Первая деревянная церковь Толшевского монастыря была построена в 1694 году и с тех пор монастырь стал называться Спасо-Преображенским или Спасским. Другая деревянная церковь монастыря, освященная в честь Зосимы и Савватия, сгорела в сильном пожаре 1706 года. В 1752 году, по благословению воронежского владыки преосвященного Феофилакта (Губанова), вместо деревянного Спасо-Преображенского храма была заложена каменная церковь с двумя приделами: во имя Николая Чудотворца и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Церковь была освящена в 1759 году в честь Преображения Господня и сохранилась по сей день. Храм был великолепно расписан, обновлены иконостасы, сделана железная кровля. Позже была построена каменная колокольня. В 1799 году церковь перестроили. В 1832 году правый придел трапезной церкви вместо преподобных Зосимы и Савватия был освящен во имя святителя Митрофана. В 1884 году по проекту воронежского губернского архитектора В. Шебалина храм был вновь перестроен с главным престолом в честь Преображения Господня. Приделы в новой церкви были освящены: правый — в честь святителя Николая, а левый — во имя святителя Митрофана и Тихона. В 1885—1886 годах к храмовой части Преображенской церкви пристроили одноэтажную трапезную с помещениями для ризницы и библиотеки. Монастырская библиотека насчитывала немало книг ХYII и XYIII веков. После революции 1917 года монастырь был полностью разграблен. В 1932 году монастырь, а вместе с ним и церковь были закрыты. Территория со всеми постройками была передана Графскому заповеднику. В храме была размещена библиотека, а затем клуб. В июне 1994 года по благословению Священного Синода началось возрождение Толшевского Спасо-Преображенского монастыря, преобразованного в женский. Был заново отреставрирован разграбленный и изуродованный храм, у которого не сохранилось даже купола, заново расписаны его своды.

История

История этой чудесной святыни начинается в XII веке. К сожалению дата его точного основания не известна.  Впервые о нем упоминается в летописи в 1186 году. Первоначально храм был построен из дерева. Но спустя 30 лет князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения.

Справедливости ради нужно отметить, что «с руки» князя был построен не только храм, но и Спасо-Преображенский монастырь, первое на Руси духовое училище и многое другое.  Говоря о святой обители нельзя не упомянуть тот факт, что он имел достаточно большую библиотеку, в которой было много греческих и русских рукописных книг. Сама же святыня играла роль религиозного и культурного центра данного края.

Святые стены стали частью достаточно сильной оборонительной линии вокруг города. Они выполняли защитные функции в основном с западной стороны.  Это была едва ли не самая безопасная и защищенная часть города.  Обитель пользовалась популярностью не только среди местных и московских князей, в него любил приезжать и сам Иоанн Грозный. Каждый раз по своему приезду он оставлял жалованные грамоты.

Не прошло много времени как владения монастыря стремительно начали расширятся, а богатства расти. Со временем она превратилась в феодала.  В ее владения входило около пяти сел и более двухсот деревень.  Несмотря на то, что монастырю принадлежали доходные соляные варницы и другие прибыльные места, он был освобожден от денежных повинностей. Такую привилегию он имел потому, что в его стенах от тяжких хворей излечилась жена Иоанна Грозного, по этой же причине и сам Иоанн давал постоянную поддержку храму.

В тяжелые времена для государства город был разорен врагами полностью. Не удалось разорить только монастырь. Он чудом остался не тронутым. После смутных времен стены святыни значительно укрепили, их высота достигала 10 метров, а в ширину они достигали почти километра.

Набережная и Церковь Богоявления

И было утро, и было жарко, а город звал и манил неизведанными улочками, речными просторами и старинными церквями. И это чувство внутри – предвкушение открытия, слегка щекочущее нос и растягивающее в улыбке губы.

Выхожу на Которосльную набережную, впереди уже виднеется башенка Кремля и Американский мост, считающийся самым старым мостом Ярославля. Уже давно перестроена конструкция, давшее название «Американский» и представляющая собой крытый железный каркас, однако имя прижилось.

Перед мостиком  поворачиваю к церкви Богоявления – одной из древних и выдающихся святынь земли ярославской. Годом основания считается 1684. До нее здесь располагался деревянный храм XVI века.

Отличается церковь особой росписью, показывающей историю земного служения Иисуса Христа и необычным для Ярославля архитектурным решением. Впрочем, вы всё сможете осмотреть сами. Вход в храм свободный.

Для меня такие места, пропитанные вековой историей, притягательны. Входя внутрь, как будто погружаешься в другое пространство/время, и это ощущается всем существом. Хочется побыть подольше, продлевая то чувство соприкосновения веков.

Отмечу еще одну интересную деталь – с обратной стороны храма (вид от Кремля) на стене сквозь краску проявилось лицо. Что и кто это для меня загадка:

Лицо над рыжеватым пятном

А это вид на храм сверху, с колокольни, расположенной в Кремле, куда я и отправляюсь.

Богоявленская площадь и по центру – Ярослав Мудрый.  И вот тут ну нельзя не достать из кошелька тысячу рублей и сравнить.

Ярослав Мудрый является основателем города, памятник ему был воздвигнут в 1993 году. Лицом скульптура обращена к въезжающим со стороны Москвы, символизируя тесные связи со столицей.

На  одном из заборчиков площади обнаружена выдра и информация о том, что данные зверьки здесь были не редкостью. Табличка гласит, что у выдры 10 жизней, и если ее погладить, то она поделиться своей жизненной энергией. Заяц Пипус, конечно же, познакомился с сим обитателем ярославской земли.

Здесь же расположен вход в Кремль, всего их несколько. Однако сначала определимся с терминологией, а Кремль ли это? В  народе называют данное место Кремлем, хотя на самом деле это Спасо-Преображенский монастырь, или историко-архитектурный заповедник. Кремль когда-то существовал в Ярославле на месте основания города, месте слияния Волги и Которосли, но он был деревянным и давно сгорел.

Для простоты  изъяснения, продолжу называть данный заповедник за каменными стенами Кремлем.

Спасо-Преображенский монастырь XIX в.

В 1823 г. в стенах бывшего монастыря была обретена новая святыня — чудотворный образ Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Теперь это был Архиерейский дом, соответственно постройки монастыря переделывались под новые нужды. Спасо-Преображенский монастырь Церковь Ярославских Чудотворцев. В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 — 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.

Звонница Надстройка XIX века.

Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими «солнышками», раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.
Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям «благообразный» вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.Спасо-Преображенский монастырь

Богоявленская башня.

Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена. Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю. В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.

Современное состояние Толгской святыни

Теплый Крестовоздвиженский храм стал основным хранителем христианских святынь обители. В нем можно поклониться Толгской иконе Богородицы и помолиться у раки со святыми мощами Святителя Игнатия, святым Киево-Печерской лавры и другим.

Подклеть храма украшает церковь святой Варвары, построенная в честь 1700-летия смерти мученицы. Там же находится библиотека обители.

Введенская церковь считается летней, в зимнее время там богослужения проводятся редко. Постройки этого храма датируются 1683-1690 годами, сбереглась даже монументальная табличка с датой освящения храма в честь праздника Введения во храм Богородицы.


Интерьер Воздвиженской церкви Толгского монастыря

Из-за своей малой вместимости в Спасской и Никольской церкви, расписанных руками самих монахинь, не часто проводятся богослужения.

На заметку! Юго-восточную часть Монастырского подворья украшает знаменитая кедровая роща, благодаря которой Толгская обитель считается самой благоустроенной среди подобных монастырских строений.

Предание гласит, что кедровая роща появилась в XVI столетии. Для питания деревьев водой были вырыты пруды, которые в настоящее время засохли. Посаженные полукругом в 2 ряда кедры образовали высокую стену.

Монахини с любовью насаждают в саду дорогостоящие растения и цветы, создавая настоящий заповедник.

В 1893 году этим садом был очарован будущий царь Николай Второй.

Внимание! В настоящее время попасть в кедровый рай можно только с экскурсией, для всех желающих кедровая роща открыта один день в году, 21 августа, дата, когда была явлена Толгская икона Божьей матери. Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю

Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:

Духовенство и правительство России оказываются поддержку Толгскому Введенскому монастырю. Сам Патриарх Всея Руси Алексий Второй 4 раза в разное время проводил богослужения в храмах обители:

  • 13 мая 1993 года — молебен в Свято-Введенском храме у раки святого Игнатия;
  • 17 декабря 1993 года — литургия в церкви святой великомученицы Варвары в день ее поминовения;
  • 21 августа 1994 года — Торжественная литургия в честь 680-летия монастыря;
  • 21 августа 1997 года — 10-летие церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста и освящение креста для нее.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Крестовая церковь

  1. /
    /
    /

Объект не принадлежит Православной Церкви / Музей

Церковь. Не действует. Престолы:Рождества ХристоваГод постройки:Ссылки:Адрес:

Россия, Ярославская область, г. Ярославль, Богоявленская пл., д. 25

Координаты:57.6212, 39.8888

На территории Спасо-Преображенского монастыря

Дмитрий Лоптев
28 июня 2013

Дмитрий Лоптев
28 июня 2013

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Чупринин Михаил
4 июня 2011

Чупринин Михаил
30 мая 2009

Турбаев Роман
9 декабря 2017

Дмитрий Лоптев
28 июня 2013

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Чупринин Михаил
4 июня 2011

Влад
14 июня 2008

Дмитрий Филиппов
1 мая 2007

Павел
3 мая 2003

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Чупринин Михаил
30 мая 2009

Настоятельские покоиДмитрий Лоптев
28 июня 2013

Настоятельские покои Дмитрий Лоптев
28 июня 2013

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Юрий Верещагин
21 апреля 2012

Черниховский Дмитрий
17 декабря 2006

Карта и ближайшие объекты

Фильтр объектов

Показать только действующие

Яндекс-карты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps

дороги

  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Статью добавил(а): Елена Григорьева, 
8 апреля 2019

Церковь при кирпичной монастырской трапезной, построенной в XVI в. Первоначально Христорождественская с Рождество-Богородицким приделом, переосвящена в Воскресенскую в 1809 г., тогда же перестроена и увенчана купольной кровлей. В XIX в. служила домовым храмом при архиерейских покоях. В 1918 г. выгорела после обстрела. Здание трапезной отреставрировано, принадлежит музею, в нём выставочные залы.

https://svyatsy.org/churches/yaroslavskaya_oblast/yaroslavl/centralnaya_chast_v_granicah_zemlyanogo_goroda/cerkov_voskreseniya_hristova_krestovaya_v_spaso-preobrazhenskom_monastyre/

Трапезная палата Спасо-Преображенского монастыря является наиболее древним зданием на территории обители. Образцом для строительства трапезной палаты явилась Грановитая Палата Московского Кремля.

Трапезная Спасо-Преображенского монастыря представляет собой типичное для 16 в. здание. Первый этаж конструктивно повторяет верхний. Здесь размещалась поварня. В средней части Трапезной палаты расположен огромный зал, перекрытый системой парусных сводов, которые в центре опираются на четырехгранный массивный столп. Этот зал предназначался для трапез монастырской братии и торжественных приемов высоких гостей. Стены и своды трапезной богато украшены фресками. Этот зал был одним из самых красивых в Ярославле тех времен.

По своей благоустроенности Трапезная превосходила даже столичные здания того времени: ее помещения имели отопление от кухонных печей – через специальные отдушины от очага; приготовленные блюда подавали через специальные люки прямо из поварни. Помимо кухни, в нижнем этаже располагались другие хозяйственные помещения: квасоварня, хлебная, различные кладовые. На втором этаже размещалась жилые покои.

К Трапезной с востока примыкает Христорождественская (Воскресенская, Большая крестовая) церковь. В 16 в. она представляла собой небольшой одноглавый четырехстолпный храм, поднятый на высоком подклете. Эту церковь монахи использовали для ежедневных богослужений, поскольку в Спасо-Преображенском соборе проходили только праздничные торжественные службы.

Изначально церковь была посвящена Рождеству Христову, в 1809 г. её переосвятили в Воскресенскую, тогда же и перестроили. В 19 в. церковь являлась при пристроенных к зданию Трапезной палаты Архиерейских покоях домовым храмом. В 1918 г. после обстрела в ходе Ярославского восстания церковь сгорела.

Сейчас здание Трапезной палаты отреставрировано, оно относится к историко-архитектурному музею Ярославля. Здесь расположены выставочные залы.

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13386

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор является самым древним ярославским храмом, возведенным из камня. Он был основан в 1216 году, а после пожара 1501-го — восстановлен. Богослужения были прекращены в 1918 году. Позже храм реставрировали, в результате чего был частично сохранен иконостас и фрески, относящиеся к середине XVI века.

Древние фрески монастыря, Мария Чахнашвили

Однокупольная церковь Чудотворцев Феодора, Давида и Константина построена на месте двух древних церквей. В XIII был возведен Входоиерусалимский храм, который в начале XVII столетия заменили новым строением. Нынешняя церковь появилась в первой половине XIX века на фундаменте предыдущего храма. До 1919 года здесь хранились мощи канонизированных ярославских князей, в честь которых была освящена церковь. Богослужений не проводятся с конца 1920-х гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в первой половине XVI века при монастырской трапезной. Изначально она называлась Христорождественской, но в начале XIX столетия храм переосвятили. Долгое время он использовался в качестве домовой архиерейской церкви. Во время пожара, начавшегося после обстрелов 1918 года, здание серьезно пострадало.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена над Святыми воротами, расположенными со стороны Которосльной набережной. Кирпичное строение возвели в 1621 г. В XVIII веке церковь упразднили, а ворота долгое время ассоциировались с парадным въездом в монастырь.

Вид на Святые ворота и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Мария Чахнашвили

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: