Дальнейшая судьба дворца
В период строительства и благоустройства дворца граф Воронцов стремительно продвигался по карьерной лестнице. После возникшего конфликта с А. П. Бестужевым-Рюминым Михаил Илларионович не стал искушать судьбу и на некоторое время отправился путешествовать по Европе. Вернувшись в 1758 году, он сразу же получил место канцлера, а вскоре занял пост сенатора.
К тому времени внутренние оформление дворца уже было почти закончено. Длительное возведение и отделка, балы и светские мероприятия потребовали больших материальных затрат и привели практически к полному разорению Воронцова. Поэтому в 1763 году ему не оставалось ничего другого, как передать дворец в казну, получив за него 217 600 рублей. С того времени имение сменило множество хозяев.
С 1770 года здесь жил брат короля Пруссии Фридриха II – принц Генрих, который в тот период пытался договориться с Екатериной II о том, чтобы разделить польские земли. В 1798 году император Павел I, пришедший на престол после Ее Величества Екатерины II, передал в дар имение Мальтийскому ордену. После этого дворцу было присвоено новое название – Замок Мальтийских рыцарей. Над воротами появились символичные атрибуты в виде герба Мальтийского ордена. Этот символ олицетворяет христианские добродетели (справедливость, умеренность, мужество и благоразумие).
Русское ответвление Мальтийского ордена завершило деятельность в период правления великого Александра I. В конце XVIII столетия на огромной площади поместья были воздвигнуты два величественных храма. Великолепная роспись внутреннего убранства Мальтийского храма, скульптура и оформление стен дорогим искусственным мрамором сохранились и сегодня. Интерьеры христианской церкви отличались скромностью. Церковь и капелла относятся к числу уникальных памятников стиля русской классики.
После произошла передача Воронцовского дворца Пажескому корпусу, организованному Екатериной II для получения достойного образования пажей, что повлекло за собой перестройку сооружения, в ходе которой и была навсегда утрачена первоначальная отделка внутренних интерьеров. В 1827 г., по проекту знаменитого архитектора А. Е. Штауберта, постройка была перепланирована для военного учебного центра. В стенах дворца обучали математике, военной теории, философии, правоведению, истории и прочим необходимым наукам.
Особенности архитектуры Воронцовского дворца
Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.
Шуваловский корпус
Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.
Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий.
Башни западного входа
Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы.
Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.
Молельня
Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.
Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус
Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).
Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик
Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.
Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.
Шуваловский проезд с видом на западные ворота
Но основным мотивом оформления дворца являются арки самой разнообразной формы – они и пологие, и килевидные, и подковообразные, и стрельчатые. А увидеть их можно везде, начиная от балюстрады балконов и заканчивая убранством портала южного входа в Воронцовский дворец. Кроме того, архитектурный ансамбль, возведенный по заказу генерал-губернатора, имеет и свою «изюминку» — это 6 одинаковых строк на арабском языке, свидетельствующих о том, что победителем является только аллах. Увидеть надпись можно в нише, декорированной тюдоровским цветком и индийским лотосом.
Выход из двора
Краткая история
Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.
Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.
1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.
Воронцовский дворец с высоты птичьего полёта
Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.
Общий вид на Воронцовский дворец
Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.
Северный фасад главного корпуса
И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей.
Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов
Английский парк
Английский парк дворца — произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.
Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта — Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.
Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма — более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.
Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело — многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.
Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов… А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам — Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.
Это интересно: Ялта – уголок Крыма с удивительными достопримечательностями
Что посмотреть в музее-заповеднике
Хочется сразу порекомендовать осматривать Основную экспозицию дворца в составе экскурсии
Во-первых, экскурсовод обратит внимание на наиболее значимые и важные моменты истории и архитектуры строения, во-вторых, только с экскурсией можно выйти на Львиную террасу, находящуюся со стороны Южного фасада – там заканчивается экскурсионный маршрут и есть возможность сфотографировать уникальных львов на фоне Ай-Петри. Отсюда также открываются прекрасные морские пейзажи и вид на садово-парковую территорию.
Выйти на Южную террасу можно только после экскурсионного осмотра дворца
Сегодняшние посетители замечательного памятника архитектуры – Воронцовского дворца — в его Основной экспозиции смогут познакомиться с 10 парадными комнатами первого этажа (Столовой, Голубой и Китайской комнатами, Бильярдной и т.д.), в которых сохранился почти первозданный интерьер, а также прогуляться по прекрасному Зимнему саду.
Оригинальных предметов мебели сохранилось мало, но они присутствуют. Здесь можно познакомиться с историей первых хозяев дворца и с интерьерными особенностями первой половины 19 века, а также узнать о бытовых традициях домочадцев и историю многих оригинальных предметов.
Интерьер Китайской комнаты, покрытой соломкой, впечатляет до сих пор
Кроме осмотра Основной дворцовой экспозиции можно посетить и другие не менее интересные выставки. Прежде всего, нужно сходить в Дом графа А.Шувалова, который расположен в Шуваловском флигере, где можно увидеть подлинные вещи Воронцовых и их потомков, в том числе и различные произведения искусства.
О временных метаморфозах дворцового существования расскажут Кабинеты Графа Воронцова-Дашкова и коменданта Государственной дачи. Кроме того, здесь находится постоянная экспозиция «Дар профессора В.Голубева», «Парижский архив» и прочие выставки.
Столовая Дома Шувалова соответствует духу 19 века
Есть в музейном комплексе и другие экспозиции. Туристы могут ознакомиться с экспонатами «Воронцовской кухни» и «Квартиры дворецкого», расположенными в Хозяйственном корпусе. В выставочных залах – «Под платаном», в Конференц-зале и «Садовом домике» проходят тематические выставки художественной живописи.
Увидеть кухонное царство дворца будет интересно не только женщинам
Таким образом, чтобы ознакомиться со всем богатством этого дворцового музея, любознательному туристу понадобится целый день. Если же такого времени нет, то достаточно ограничиться экскурсией по Основной экспозиции и немного погулять по парковой территории.
Прогулка по парку откроет много неповторимых рукотворных уголков
История дворца
Дворец был возведён в центре Санкт-Петербурга в средине XVIII-го века известным на те времена архитектором Бартоломео Франческо Растрелли. Воронцов был близок к царице Елизавете и считал, что такое положение обязывает его жить в роскоши. Исходя из этих побуждений, Михаил Воронцов занялся организацией строительства дворца.
Создание дворца требовало колоссальных вложений. После строительства здание был просто роскошным. Некоторые источники гласят, что мебель для дворца Воронцова была подарена королём Франции Людвигом XVI, а плафоны в парадном зале были итальянскими. Несмотря на то, что Воронцову хватило средств на строительство, содержать его он так и не смог. Прожив там всего лишь пять лет, он признался в банкротстве, вследствие чего петербургский особняк был передан в казну.
Интересный факт! Царица Елизавета Петровна всячески помогала Воронцову и даже выделила ему 40 тысяч рублей из казны на содержание особняка, но в конечном итоге это не помогло.
Воронцовский дворец
После этого назначение особняка изменялось множество раз, вследствие чего его изначальный интерьер был видоизменён. Сначала он служил гостевым домом для высоких чинов и известных личностей. В его просторных залах часто проводились различные концерты и маскарады. В конце XVIII-го века Павел I решил основать здесь резиденцию Мальтийского ордена, вследствие чего дворец приобрел новое название – «Замок мальтийских рыцарей».
История также гласит, что немного позже в усадьбе располагался Пажеский корпус, где проходили обучение известные декабристы и даже сыновья Пушкина. Также здание использовалось пехотным училищем имени Кирова, а с середины XX века и по сегодняшний день в нём располагается Суворовское училище. Ведь любимым местом известного российского полководца Александра Суворова был именно Воронцовский сад, в котором он проводил довольно много свободного времени.
Граф Михаил Воронцов
Бильярдная
Бильярдная
Гости и владельцы особняка развлекались и играли в бильярдной. При оформлении помещения использовался английский стиль.
- Внутри располагается ореховый гарнитур, стол выполнен из натурального красного дерева.
- На стенах представлены картины известных европейских художников.
Южный фасад дворца направлен в сторону моря, он всегда освещается солнечными лучами. Для оформления использованы элементы мусульманской архитектуры: характерные арки, ниши, большие окна, веранды с ажурными решетками, арабские надписи по карнизу. Массивную лестницу, по которой Воронцовы и их гости спускались к морю, украшаются шесть мраморных белоснежных львов.
Парадная столовая
Парадная столовая
Эта комната Воронцовского дворца является самым просторным и красивым помещением. Столовая напоминает средневековые рыцарские залы.
- Площадь столовой составляет 150 м2, высота потолков-8 метров.
- Над оформлением помещения работал известный дизайнер Эдвард Блор. Характерные элементы парадной столовой: дубовый потолок в виде готических сводов, окна-эркеры, строгие цвета. Архитектор дополнил интерьер красивыми панно художника Ребера в резных рамах.
- Между каминами установлен комнатный фонтан, над ним сделан балкон для музыкантов.
- В столовой установлены обеденные столы, поставлен сервант с резными львиными ножками, повешены хрустальные люстры, поставлены огромные вазы, сделаны канделябры с уральскими самоцветами.
История дворца
Первоначальный проект дворца был создан архитекторами Ф.Боффо и Т.Харрисоном в неоклассическом стиле. Был уже даже возведен фундамент. Но впоследствии Воронцов перезаказал исполнение проекта дворца известному английскому архитектору Э.Блору, который был знаком с алупкинским рельефом только по присланным ему наброскам и рисункам местного ландшафта. Блор – автор знаменитого лондонского Букингемского дворца, не приезжая ни разу на место строительства, сумел создать проект удивительного строения, имеющего свой неповторимый образ и весьма логично вписанный в окружающую действительность.
Так выглядел Воронцовский дворец в первой половине 19 века. Литография
Строили дворец, конечно же, крепостные, которых сюда было привезено более 80 тысяч. Везли их из Московского и Владимирского регионов. Трудилось здесь и множество опытных каменотесов и камнерезов, которые частенько работали целыми потомственными династиями. Их труд был ручным, а орудия труда весьма примитивными. Дело в том, что диабаз, из которого строился дворец – это продукт застывшей лавы, который по твердости раза в два превосходит гранит. И этот диабаз обтачивался металлическим топором, зубилом и т.д. вручную. Каменотесов собирали по России из наиболее талантливых создателей храмовой архитектуры.
Герб Воронцовых на дворцовой стене из диабазовых плит
Строительство началось с возведения Столового корпуса, почти одновременно с ним возводился и Главный корпус. В начале 40-х годов появляется бильярдная, как пристрой к столовой, Гостевой и Восточный корпуса, оформляются дворцовые башни и хозяйственные корпуса с Парадным двором. Самым последним дворцовым сооружением стал корпус Библиотеки, ведь граф М.Воронцов был заядлым и потомственным библиофилом.
Библиотека М.Воронцова была одной из богатейших частных в России
Дворцовый комплекс в Алупке строился очень долго — почти полных двадцать лет! Только к лету 1848 года были завершены все отделочно-оформительские работы. И последним аккордом явилось оформление Львиной террасы, которую украсили прекрасные львиные скульптуры работы известного итальянского мастера Д.Боннани.
Надо иметь в виду, что параллельно возведению дворцового ансамбля шло создание прекрасного парка, который являлся неотъемлемой частью всего Воронцовского комплекса.
Львиная терраса расположена у Южного фасада дворца
Окончательно оформленный дворец с середины 19 столетия и вплоть до революционных событий служил семье Воронцовых. Первый его хозяин, Михаил Воронцов, был вскоре переведен на Кавказ, а во дворце осталась жить семья его дочери. После смерти графа Дворец перешел в собственность к его сыну Семену Михайловичу, который детей не имел. Его вдова впоследствии переехала жить в Европу, и дворцовое имение стояло некоторое время бесхозным.
В начале 20 столетия приведением заброшенного дворцового хозяйства занялись Воронцовы-Дашковы, которые построили на пустующих землях при имении сотню дачных домиков для сдачи в наем, а часть земель сдали в аренду под санатории и пансионаты. Все закончилось с началом революционного переворота в России. Но национализированный дворец уже с 1921 года начал функционировать как музей.
Судьба дворца, построенного под Ай-Петри, временами была очень трагична
В годы Великой Отечественной войны и фашистской оккупации дворец чудом не был разрушен, но его экспонаты в большинстве своем были вывезены за границу. Ущерб от похищенного в те времена оценивался в районе 5 млн.рублей. После войны сотрудники музея предпринимали попытки найти похищенное, но вернуть получилось очень немногое.
В феврале 1945 года в Крыму проходила известная Ялтинская конференция с участием трех глав великих держав – России, Америки и Англии. Проходила она в Ливадийском дворце, где была размещена американская делегация во главе с Рузвельтом. Русскую делегацию со Сталиным разместили в Юсуповском дворце Кореиза. А вот резиденцией английской делегации во главе с Черчиллем стал на время конференции именно Воронцовский дворец.
Английская делегация Ялтинской конференции жила в Воронцовском дворце
После войны некоторое время дворец был государственной дачей для высших правительственных чиновников и партийной элиты. Но уже в 1956 году в дворцовых залах расположилась экспозиция Музея Изобразительного искусства, который к началу 90-х присоединился к Алупкинскому Дворцово-парковому музею-заповеднику.
История
Как следует из названия дворца, он был сооружен для графа Михаила Илларионовича Воронцова, а разрешение на его строительство дала сама Елизавета Петровна. Императрица была благодарна графу за его участие в дворцовом перевороте 1741 года, в результате которого она пришла к власти, отстранив от царствования годовалого Ивана VI (Воронцов склонил на сторону императрицы лейб-гвардии Преображенский полк).
Отметим, что после смерти Анны Иоанновны страной фактически управляли регенты: сначала курляндский герцог Бирон, а затем мать Ивана VI, Анна Леопольдовна. Придя к власти, Елизавета Петровна сослала бывшую правительницу сначала в Ригу, а затем в Холмогоры.
Строительство Воронцовского дворца началось в 1747 году, вместе с тем, из-за финансовых трудностей сооружался он достаточно долго (около 10 лет) и графу даже пришлось обращаться за помощью к Елизавете Петровне.
Наконец, когда городская усадьба была построена, состоялось новоселье. На торжественном вечере присутствовала и императрица. Она выделила для Воронцова крупную сумму денег — 40000 рублей, а также назначила его своим канцлером, взамен попавшего в опалу Алексея Бестужева.
На содержание дворца, маскарады и балы, пышные приемы, которые регулярно проводились в усадьбе, требовались большие деньги. Императрица помогала Воронцову. Но в 1762 году после очередного дворцового переворота царствовать стала Екатерина II, отстранив от власти своего супруга Петра III. С этого времени граф не получал материальной поддержки высочайших особ и сдал усадьбу в казну, получив компенсацию в 217600 рублей.
В 1798 году Павел I принимает титул мальтийского рыцаря и Воронцовский дворец становится основной резиденцией Мальтийского ордена. Со стороны сада по проекту Джакомо Кваренги была пристроена Мальтийская капелла. Храм отличался строгими линиями, но благодаря архитектурным элементам, а также росписи и скульптуре выглядел торжественно. На втором этаже архитектор устроил скромную церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи.
Храмы являются уникальными памятниками стиля русской классики. Освящены в 1800 и в 1801 году соответственно.
Храмы Воронцовского дворца особенно ценны тем, что в них сохранились интерьеры, созданные Кваренги. В других помещениях первоначальное оформление было или безвозвратно утеряно, или сильно изменено.
Более 100 лет, с 1810 по 1918 год, Воронцовский дворец занимало престижное учебное заведение, готовящее пажей, — Пажеский корпус.
В советское время здесь находились военные учреждения, в том числе школа Красных курсантов и пехотные училища. С 1955 года и по настоящее время в историческом здании расположено Суворовское военное училище.