Триумфальные ворота в Москве
С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армией Наполеона, выступил Николай I. Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове. Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».
В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину, который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв: «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, — это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966–1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Московские Триумфальные ворота. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев
Описание триумфальной арки
Николаевская арка представляла собой архитектурное сооружение в русско-византийском стиле на 4 каменных опорах, переходящих в нарядные выложенные из кирпича колонны-пилястры. На этих опорах покоились четыре стрельчатых арочных пролета. Венчал арку восьмигранный купол-шатер с красно-синим шахматным орнаментом и двуглавым золоченным орлом на вершине. Декоративное кирпичное узорье, «грановитый» руст и затейливые кокошники на куполе придавали массивной каменной арке изящность и легкость.
Первая каменная триумфальная арка во Владивостоке. Вид с бухты Золотой Рог
В створе малой арки, обращенном к морю, мозаикой выложен образ святого Николая Мирликийского Чудотворца. Сверху начальная фраза из тропаря – краткой песенной молитвы – «Правило веры и образ кротости». Под изображением дата – 11.05.1891 – день приезда Николая II во Владивосток.
Изображение на южной обращенной к рейду стороне арки
На противоположной стороне первый герб Владивостока и дата присвоения ему статуса города (28 апреля 1880 г.). Если смотреть на арку цесаревича сверху с ул. Светланской, то справа размещен герб Приморской области с датой ее образования (14 ноября 1856 г.), а слева – герб морской крепости Владивосток с датой присвоения городу статуса крепости (30 августа 1889 г.).
- Сторона, обращенная к городу
- Западная сторона арки
Вторая триумфальная арка
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. советская власть проводила в городе «чистку» от памятников имперской эпохи. К ним были отнесены и Николаевские ворота, взорванные в 1930 г.Спустя почти 70 лет горожане настояли на том, чтобы начались работы по восстановлению уникальной достопримечательности. Средства выделил местный меценат и предприниматель А. Ермолаев. Историки несколько лет изучали архивные источники, особенно фотографии и чертежи. На их основе составлен проект, который разработали В. Обертас, В. Моор и А. Гаврилов. Им значительную помощь оказывали инженеры, художники и скульпторы, занимавшиеся облицовкой и декорированием стен новой арки.Закладка фундамента состоялась в самом начале 2000-х гг., а через несколько лет были открыты «вторые» Николаевские ворота. Официально это событие приурочили ко дню рождению Николая II (135 лет) и его смерти (85 лет). В честь этих событий арку называют часовней, поскольку в ней проводятся службы по отпущению грехов, прощению и покаянию.
Демонтаж арки
В 1935 году советским правительством был утвержден масштабный Генплан развития Москвы. В нем предусматривались мероприятия по снесению некоторых зданий, расширению и обновлению проспектов и улиц, возведение новых сооружений, необходимых городу.
Именно в свете выполнения этого плана было осуществлено невиданное ранее для столицы действо: некоторые московские дома были сдвинуты в сторону, освобождая место транспортным магистралям.
Над проектом реконструкции Тверской заставы, ставшей к этому времени крупным транспортным узлом, работала группа архитекторов под руководством А.В. Щусева. Триумфальную арку решили разобрать на время производства земляных работ, и восстановить по их завершении.
С этой целью к демонтажу сооружения подошли со всей ответственностью. Каждый снимаемый элемент подлежал зарисовке, описи, замеру и складированию. Но началась война, которая нарушила многие планы. Все колонны из чугуна (кроме одной) были отправлены на переплавку – воюющей стране нужен был металл.
В декабре 1965 года на заседании Моссовета было принято решение о восстановлении Триумфальной арки, как значимого исторического и художественного объекта.
Скульптуры арки
Осип Иванович Бове, работая над проектом, видел все сооружение в целом, включая элементы декорирования. Он сделал множество рисунков, набросков, эскизов фигур и других элементов, которыми пользовались скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев.
Скульптуры из чугуна были отлиты на Мышечском заводе (г. Алексин Тульской губернии). Черный цвет декора выгодно контрастировал с белой облицовкой арки. После демонтажа в 1936 году все сохраненные части были переданы в Музей Архитектуры.
На воссозданной Триумфальной арке часть скульптур – копии, они были изготовлены по гипсовым слепкам. Подлинные композиции и рельефы – колесница с Победой, фигуры воинов, образы Твердости и Храбрости, а также летящие Славы вернулись на памятник после реставрации.
Неиспользованные элементы декора арки Бове выставлены в экспозиции в Скульптурном дворике Музея архитектуры по адресу: ул. Воздвиженка, 5/25.
Композиция «Изгнание французов»
На горельефе изображен жестокий рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Под натиском русских воинов французы бегут, бросая оружие и оглядываясь в ужасе. На первом плане – могучий воин с мечом в руке, на его щите – герб России, у ног – поверженный враг с обнаженным торсом.
Фигуры на переднем плане композиции и в ее глубине отличаются по размерам, что обеспечивает объемность сцены. Крупные части горельефа выполнены тщательно, почти ювелирно, создавая ощущение живых тел и напряженность обстановки.
Композиция «Освобожденная Москва»
Красивая женщина-Москва, одетая в сарафан, с короной на голове полулежит в свободной позе. Фоном служат кремлевские зубчатые стены. Она опирается на щит с изображением Георгия-Победоносца, поражающего копьем змея.
Москва окружена мифологическими богами и простыми людьми: старцами, отроками, женщинами. Ее рука с благодарностью протянута к Александру I, освободившему город и народ от захватчика-Наполеона.
Занимательные факты
История о достопримечательности даётся кратко в википедии. Но в некоторых книгах можно отыскать и другую интересную информацию о Триумфальной арке:
- В период советской власти москвичи называли богиню Нику «бабой с калачом», поскольку им была ближе русская женщина с традиционной выпечкой, а не богиня из древнегреческого мифа.
- Когда арку реставрировали в 2012 году, работники нашли записку от 1968 года. Её автором был Фёдор Давыдов. Он написал, что был последним работником, который ушёл после воссоздания памятника.
- После ремонта арки в 2012 реставраторы заложили капсулу времени потомкам. Они указали имена всех 232 человек, которые занимались работами. Откроют капсулу в 2062.
- В 1832 году на мероприятие по открытию Триумфальных ворот пригласили митрополита Филарета, чтобы он освятил памятник. Но он не стал этого делать, поскольку украшавшие арку скульптуры изображали языческих богов.
- Монумент считается главным символом Филёвского автобусно-троллейбусного парка.
- Недалеко от арки расположен каток с искусственным льдом, который популярен среди московских детей и молодёжи.
Триумфальная арка: разрушение и вторая жизнь
Радикальные перемены в истории страны отразились на судьбе триумфальной арки. Во время
Гражданской войны постройку разграбили. В 1923-м при установившейся советской
власти с нее сняли гербы Российской Империи и православные символы. Сооружение
переименовали в Комсомольскую арку. В 1927-м николаевские ворота снесли как не
представляющие исторической и художественной ценности и мешающие проезду по
улице Первого Мая (ныне Петра Великого).
Идея восстановить утраченную
достопримечательность родилась еще в 1998-м у владивостокского предпринимателя
Александра Васильевича Ермолаева, позднее краевого депутата от «Российской
партии Пенсионеров». На собственные средства он нанял коллектив специалистов,
которым предстояло возродить исторический памятник. Поскольку оригинальные
чертежи не сохранились, облик сооружения восстанавливали по старинным
фотографиям и рисункам.
20 марта 2002 состоялась торжественная закладка Николаевских триумфальных ворот. Церемония сопровождалась молебном. Место строительства освятил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Арка увековечивает память о пребывании во Владивостоке последнего русского императора Николая II. Арка цесаревича ныне стоит на пешеходной части улицы Петра Великого рядом с часовней Андрея Первозванного. Арка представляет точную копию разрушенной, хотя и смещена на несколько метров относительно первоначального положения.
Открытие Николаевских ворот состоялось 16 мая 2003 года. Церемония сопровождалась освещением и молебном.
Новая триумфальная арка увековечила память о визите во Владивосток цесаревича Николая
Триумфальная арка «Грозный»
Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова. Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова. Арка является главными вратами в город Грозный.
Триумфальная арка «Грозный» в Чечне. Фото: Commons.wikimedia.org / Станислав Гайдук
В лучах багряного заката
Поднимитесь сюда в вечернее время, чтобы застать часть дня, а затем стать свидетелями торжественного ухода великого светила, и вы сможете сделать невероятно красивые фото с Триумфальной арки. Солнце садится степенно, даже пафосно, окрашивая небо в пурпурные тона и проходя сквозь врата Ла-Дефанс, соединяя их золотыми лучами с аркой Наполеона.
Закат в Париже
На несколько мгновений солнечные лучи объединяют своды в одно целое, нанизывая их, и одновременно заливая улицу волшебным сиянием, которое множится, отражаясь от сотен тысяч окон. А если развернуться на 180 градусов, центральная улица увлечет вас к самому роскошному королевскому дворцу – Лувру, купающемуся в теплых красках уходящего дня.
Не пропустите момент, когда на Эйфелевой башне с наступлением сумерек зажигаются фонари. Этому моменту предшествует небольшое шоу с мигающими огнями, длящееся 3 минуты. Зимой представление начинается в 21:00, летом – в 22:00. Это трогательное и очень красивое зрелище, на которое обязательно стоит посмотреть.
Проблема установки грандиозного памятника
Триумфальные ворота были установлены на Кутузовском проспекте, одной из самых оживленных автомагистралей столицы, носящей имя великого главнокомандующего. В 60-е годы прошлого века место возведения памятника вызвало среди специалистов большие споры. За прошедшие полтора века первопрестольная изменилась неузнаваемо.
Прежде всего, город значительно вырос вверх. Послевоенное строительство домов большой этажности подавляло, делало не столь грандиозным триумфальное сооружение. Кроме того, город расширил свои границы – то, что прежде было окраиной, сегодня оказалось почти центром.
В 1962 году неподалеку от Поклонной горы было открыто новое здание панорамы-музея «Бородинская битва». Полотно работы Ф. Рубо, написанное в 1911 году, было изъято из запасников, отреставрировано и размещено в 23-метровом цилиндре здания. Поклонная гора – историческое место, где в 1812 году Наполеон ждал русскую депутацию с ключами от покоренной столицы, от Кремля. Ждал напрасно.
Решив установить в историческом месте третий объект, напоминающей о Победе русского оружия над Наполеоном, архитекторы предварительно подготовили площадку. Чтобы зрительно сохранить высоту сооружения, были проведены земляные работы по снижению окружающих холмов.
Арку было решено отдалить от многоэтажных зданий, стоящих по обе стороны проспекта. Расширенную в этом месте магистраль разделили площадкой-островом, на которой и установили ворота. Триумфальная арка не проездная, поток автомобилей огибает ее с двух сторон, а площадка, на которую ведут подземные переходы, отдана полностью во власть туристов и отдыхающих.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
- Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
- Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
- Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2020. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.
Амурские ворота в Иркутске
Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского, который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.
Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org
Музей, время работы и цены на билеты
Оказавшись в Париже, не откажите себе в удовольствии посетить музей внутри столь величественного памятника. Впервые он был открыт в 1929 году, а затем после реставрации в 2008.
Работает он ежедневно (10:00 – 23:00), за исключением государственных праздников, которые приходятся на 25 декабря и 1 января в зимние месяцы, 1 мая, 14 июля, а также осенью 11 ноября.
Триумфальная арка музей
С октября по первый месяц весны время для посещений сокращается на полчаса, а касса прекращает продавать билеты за полчаса до завершения работы. Чтобы войти, предстоит раскошелиться на 10 евро за обычный билет, для льготников – 6 евро, а вот особам до 18 лет вход свободный.
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
- была заменена часть облицовки;
- произведена чистка оставленного облицовочного камня;
- восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
- отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
- железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
- черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Красные ворота в Москве
Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.
В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским. Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов .
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…