История
Была образована в 1742 году, при строительстве Тверской заставы Камер-Коллежского вала. К воротам примыкают Грузинский Вал и Бутырский Вал. Позже строятся типовые симметричные кордегардии (караульни).
В 1814 году на площади строится деревянная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским войсками.
В 1827—1834 годах архитектор Осип Бове воздвигает на площади Новые Триумфальные ворота (старые триумфальные ворота располагались на Триумфальной площади). Площадь стала называться площадью Новых Триумфальных Ворот.
В XIX веке сносятся укрепления Камер-Коллежского вала, около площади строятся дешёвые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах.
19 сентября 1870 года происходит торжественное открытие Смоленского вокзала (сейчас известен как Белорусский), ставшего шестым в Москве.
В 1872 году открыто регулярное движение конки от Иверской часовни до Тверской заставы.
В 1899 году открылось движение электрического трамвая от вокзала до Петровского путевого дворца, позднее на площади устраивается трамвайный круг.
15 мая 1910 года на месте старого вокзала открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор И. И. Струков.
С 1904 по 1912 год Струков также строит Тверской путепровод через железную дорогу.
В 1914 году на территории примыкающего к площади со стороны Бутырского вала квартала по проекту А. М. Гуржиенко начинается строительство старообрядческого храма.
В 1932 году площадь переименована в площадь Белорусского Вокзала.
В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Были разобраны кордегардии и Триумфальные ворота, последние планировалось вновь установить после завершения реконструкции площади, но сделано этого не было — только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы. В 1945—1946 годах по проекту архитекторов Н. И. Ермолина и И. Л. Ройтенберга был реконструирован Тверской путепровод — под ним устроили сквозной проезд.
В 1950-х годах на месте разобранного строительного квартала был разбит сквер, в центре которого был установлен памятник Максиму Горькому.
В 1990 году площади возвращено название Тверская Застава. Площадь застраивается множеством торговых ларьков.
В 2002 году проводится конкурс на проект реконструкции площади.
В 2007 году началась реконструкция площади, строительство подземного торгового центра и парковки. Инвестор строительства — «Автостоянка Тверская застава», заказчик — «Стройинком К». Объём инвестиций — около 300 млн долларов. Проектировщики — ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова.
В 2011 году проект остановлен. От планов строительства торгового центра решено отказаться. Памятник Горькому перенесен в парк Музеон и был возвращен на свое историческое место лишь 31 июля 2017 года.
Аничков мост
Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.
В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.
- Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
- Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
- Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
- Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.
Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.
Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку
К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.
Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.
Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):
- у главных ворот королевского дворца в Берлине;
- на территории королевского дворца в Неаполе;
- у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
- в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.
Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.
Фото и описание
В Санкт-Петербурге находится много памятников, посвященных победам русской армии. Особенно впечатляют Нарвские триумфальные ворота, которые были построены в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Представляют собой памятник архитектуры в стиле ампир. Находятся на площади Стачек неподалеку от станции метро «Нарвская».
Первые ворота были построены из дерева и алебастра в конце июля 1814 года. Идея принадлежит известному архитектору Джакомо Кваренги. И уже 30 июля через них в торжественной обстановке прошли воины-победители, которые возвращались из Европы. Ворота были установлены за Обводным каналом, в самом начале Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву, и поэтому местное население стало называть ворота Нарвскими.
Через 10 лет ворота сильно обветшали, и император Александр I издал указ о возведении новых ворот из более прочного материала на берегу реки Таракановка (позже была засыпана), немного южнее прежнего места. Проектом стал заниматься архитектор Василий Петрович Стасов. В целом он сохранил замысел Кваренги и в конце августа 1827 года, в годовщину Бородинской битвы, был заложен I камень. Особенностью проекта новых Нарвских ворот было то, что конструкция была создана из кирпича, обшиваемого медными листами. Из медных листов образована и скульптурный ансамбль: шестерка коней (скульптор Пётр Карлович Клодт) и фигура Славы (скульптор Степан Степанович Пименов).
Искусствоведами отмечено, что для скульптуры Нарвских ворот характерна строгость и простота, здесь нет аллегорической усложнённости образов, которыми отличаются монументально-декоративные произведения этого времени.
Новые ворота были открыты в середине августа 1834 года. Их высота составляет 23 метра, вместе со скульптурой Победы – свыше 30 метров, общая ширина – 28 метров.
В нишах между колоннами коринфского ордера можно увидеть 2 статуи древнерусских витязей, выполненных по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовлена из кованой меди. В центре аттика, на обоих фасадах имеется надпись золотыми буквами: «Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834». Ниже располагается та же надпись на латинском языке.
Архитектор Стасов во внутренних помещениях ворот думал создать мемориальный музей, в котором бы хранились подлинные вещи и документы, рассказывающие о войне с армией Наполеона. Этим планам не суждено было сбыться. Внутреннее пространство было использовано под казарму для солдат Нарвской заставы, контролировавших въезд и выезд людей из города. Здесь служил гвардейский офицер и будущий знаменитый художник-живописец Павел Андреевич Федотов.
Медь, эффектная на первых порах, уже через некоторое время после открытия в ситуации петербургского климата подверглась коррозии. К концу XIX столетия ворота отреставрировали, поменяв медные листы на железные, но это только усилило коррозию.
9 января 1905 года Нарвские ворота стали очевидцами несчастного события в истории России – Кровавого воскресенья. Здесь некоторые участники мирной демонстрации были расстреляны. И по этой причине после октябрьских событий 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой установлены ворота, станет называться площадью Стачек.
В 1925 году была организована новая реставрация ворот, но ее прервала Великая Отечественная война, во время которой они сильно пострадали от бомбежек и артобстрелов. После войны ворота снова подвергались реставрации: в 1949-1951, в 1979-1980 и 2002-2003 годах.
Торжественное сооружение
Место для возведения Николаевских триумфальных ворот было выбрано на морском берегу – прямо у входа в бухту Золотой Рог. Выбор его не был случайным: Николай приехал во Владивосток по морю и именно через эту бухту зашел в город.Прибывая во Владивостоке, цесаревич заложил первые пути железной дороги, названной Транссибирской. Рядом были залиты фундаменты будущего здания вокзала, сухого дока, где должен проходить ремонт кораблей. В бухте же открыт памятник, посвященный известному адмиралу императорского флота – Геннадию Ивановичу Невельскому.Со строительством арки связана интересная история. Проект ворот разработал архитектор и военный инженер Николай Коновалов. Согласно плану работ, основным строительным материалом выбран камень. К началу апреля 1891 г. подготовили только цоколи будущей арки.Приезд цесаревича планировался приблизительно на начало мая, поэтому закончить каменные ворота к сроку было нереально. Как следствие, на возведенные цоколи поставили арку, сделанную из дерева. Только после отъезда будущего императора проект был завершен полностью, но в каком году это точно произошло – точно учеными не установлено.Местное население считало новопостроенные ворота важным городским сооружением, которое иногда называли восточным входом в Российскую империю.
Особенности архитектуры
Как уже отмечалось, основным строительным материалом выступил камень, использовался и кирпич. Данное обстоятельство позволило создать изящный памятник архитектуры, выполненный в традициях русско-византийского стиля.Николаевские ворота – это четыре столпа, выполненные из камня. На них располагались стены, имеющие серо-желтый цвет. Самый верх стен декорировали цветным орнаментом, сделанным по канонам древнерусского зодчества. Ворота венчает крыша светло-голубого цвета, на которой расположены синие гребни. Кровля имеет красивую форму восьмигранника, выполненного в форме пирамиды. На ней находится двуглавый орел, покрытый позолотой. Ворота имеют большую полуарку, которая лицевой стороной обращена к берегу моря. В нише располагается образ Николая Чудотворца. В воротах также сделаны еще три полуарки, где находятся гербы Приморского края, Владивостокской крепости и современного города.
Здания и сооружения
Старообрядческий храм Св. Николая Чудотворца на фоне офисного центра «Белая площадь» (фото 2009)
- Белорусский вокзал (1902—1912, архитектор И. И. Струков) — объект культурного наследия регионального значения
- Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (Заставный пер., д. 3/8, стр. 1 или Бутырский вал, д. 8/3, стр. 1) — объект культурного наследия федерального значения
- Тверской путепровод (1902—1912, архитектор И. И. Струков; 1945—1946, архитекторы Н. И. Ермолин, И. Л. Ройтенберг) — ожидается присвоение статуса вновь выявленного объекта культурного наследия
- Техническое училище Московско-Брестской железной дороги (Тверская застава, 3). Учреждено в 1878 году. В постановке здания на госохрану отказано, в августе 2020 года начался снос.
Объекты, культурного наследия народов РФ и имеющие статус выявленных (имеющих признаки)
- Станция Белорусская Московского метрополитена Кольцевой линии, 1952 г., арх. Н. А. Быкова, А. А. Марова, И. Г. Таранов, З. Ф. Абрамова, Я. В Татаржинская.
- Станция Белорусская Московского метрополитена Горьковско-Замоскворецкой линии, 1938 г., арх. Н. Н. Андриканис, Н. А. Быкова, инженер-конструктор В. И. Дмитриев.
- Дом купца Шерупенкова (Лесная ул., д.1/2), построен в 1870-х годах. В 1890-х годах в доме размещалось Миусское городское начальное училище.
- Жилой дом для инженерно-технических работников построен в 1932—1939 годах по проекту архитектора М. И. Синявского (1-я Тверская-Ямская улица., 36, стр.1). Во время постройки дом обозначал начало улицы Горького, оформляя границы площади. Его этажность — одиннадцать этажей вместо семи, принятых по нормативу для зданий главной улицы Москвы, была связана с необходимостью скрыть стоявший на Миусской площади массивный Александро-Невский собор.
Николаевские Триумфальные ворота
Рекомендовать место
4
Николаевские триумфальные ворота являются одним из самых красивых и монументальных сооружений Владивостока. Они были построены в 1891 году в честь визита в город наследника царского престола Николая Александровича, который спустя три года вступил на престол как Николай II. Он посетил приморскую столицу в рамках своего кругосветного путешествия, которое, по мнению его отца императора Александра III, было необходимо для расширения кругозора будущего правителя Российской империи.
Морской этап путешествия цесаревича заканчивался во Владивостоке. Узнав об этом, местные власти решили встретить его высочество как подобает и, воздвигнув триумфальную арку, подчеркнуть торжественность события. Место для арки выбирали очень тщательно. Учитывая, что Николай Александрович прибывал в город морем, триумфальные ворота решено было строить на Адмиральской пристани. Это место примечательно еще и тем, что рядом находится берег бухты Золотой Рог, где высадились первые основатели Владивостока.
Во время своего визита в город наследник царского престола заложил железную дорогу с каменным вокзалом, сухой док для ремонта кораблей и памятник адмиралу Невельскому – все они сохранились до наших дней. Многие историки полагают, что этот визит способствовал быстрому развитию Владивостока в дореволюционное время.
Арка, легкая, ажурная, изящная, построена из камня и кирпича и выдержана в строгом русско-византийском стиле. Сами ворота представляют собой четыре каменных основания, на которых покоятся серо-желтые стены, украшенные древнерусскими цветными орнаментами. Их покрывает лазурная крыша с гребнями, напоминающая высокую восьмигранную пирамиду, на вершине которой находится золоченый двуглавый орел.
В большой полуарке, обращенной к морю, находится образ святого Николая Чудотворца – покровителя моряков. В трех остальных размещены гербы разных времен: Приморской области (времен основания Владивостокского поста), крепости и современного Владивостока.
В 1930 году с приходом к власти большевиков арка Цесаревича – как символ ненавистного царского прошлого – была взорвана. Ее восстановили только в 2003 году. С тех пор Николаевские триумфальные ворота считаются подлинным украшением Владивостока. А еще местные жители говорят: того, кто пройдет под сводами арки, ждет счастье. Если будете во Владивостоке, проверьте обязательно!
Координаты: 43.11439700,131.89250500
Николаевские ворота
Восточная мудрость гласит — «Есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни».
Видимо пришло время собирать камни. Во Владивостоке, как и в других городах России, восстанавливают исторические памятники архитектуры, уничтоженные в свое время.
Одним из таких уникальных памятников, восстановленных несколько лет назад, является Триумфальная арка цесаревича Николая.
Последний русский царь Николай II, будучи еще цесаревичем и наследником престола, в 1890 отправился в кругосветное путешествие.
Это путешествие было завершающим этапом его блестящего образования. На тот момент ему исполнилось 22 года. Началось путешествие в итальянском порту Триест на крейсере «Память Азова» и продолжалось больше года.
За это время молодой цесаревич побывал в разных странах — Египет, Тайланд, Индия, Сиам, Китай и других странах.
Большое впечатление на него произвела Япония, он был просто очарован этой страной, но именно там на него было совершено покушение.
Триумфальная арка в начале 20 века
Япония долгое время была закрытой страной, не принимавшей иностранцев, там культивировали ненависть ко всему иностранному.
В японском городе Оцу на цесаревича Николая набросился фанатично настроенный против всего иностранного полицейский. Саблей он нанес ему удар по голове, спас цесаревича джинрикша, который бросился под ноги нападавшему и околыш фуражки будущего императора, удар пришелся вскользь и рана была незначительная. Кстати по просьбе цесаревича Николая, смертную казнь нападавшему заменили пожизненным заключением.
Это покушение стало причиной того, что визит в Японию был прерван и наследник престола направился во Владивосток.
Там уже готовились к его прибытию, в его честь была построена Триумфальная арка в византийско-русском стиле, с иконой Николая Чудотворца на створе арки, с неугасимой лампадой и изображением гербов Владивостока и Приморской области.
Торжественная встреча
Это было значимое событие для города, молодой цесаревич должен был заложить долгожданную Транссибирскую магистраль, что он и сделал, причем лично нагрузил землей первую тачку земли и отвез ее к началу строительства.
За время пребывания во Владивостоке наследник участвовал во многих мероприятиях — закладка памятника адмиралу Невельскому, закладка железнодорожного вокзала, закладка сухого дока для ремонта кораблей, знакомился с городом и его жителями посетил экипаж сибирской флотилии и общество изучения Амурского края, вручил золотую булавку Николаю Соллогубу, основателю и редактору первой газеты во Владивостоке.
Открытка с Триумфальной аркой
В советские годы Триумфальная арка была разрушена, но по инициативе энтузиастов любителей родного края в 2003 году ее сумели восстановить.
Главным инициатором этого стал Александр Васильевич Ермолаев, предприниматель, который вложил не только силы, но и свои деньги, он собрал команду, заразил своей идеей большое количество людей, была проведена огромная работа по сбору архивных данных, создан новый проект, который получил высокую оценку не только на Российских архитектурных фестивалях, но и серебряный диплом с международного смотра архитектуры 2002г.
Сколько любви и труда было вложено в этот проект и сегодня она украшает наш город. Новая арка даже лучше прежней, на строительстве использовались более прочные материалы, гербы Владивостока и Приморской области, первоначально просто нарисованные краской, теперь выложены цветной мозаикой, над новой аркой трудились скульпторы и художники, ученые и музейные работники, мастера художественной ковки и множество других людей.