История троице сергиевой лавры

Михеевский храм (1734)

Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм. Престол церкви освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого был преподобный Михей.

Небольшое по размерам здание Михеевской церкви завершено сложной «голландской» кровлей и миниатюрной главкой с крестом. Изящность пропорций Михеевской церкви особенно подчеркивает расположенный рядом с ней монументальный Трапезный храм. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX в.

В храме установлен миниатюрный резной иконостас XVIII в. из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Стены церкви внутри украшены масляной росписью XIX в.

Главной святыней Михеевской церкви являются покоящиеся в ней под спудом мощи преподобного Михея, в день памяти которого, 6/19 мая, в ней совершается Божественная литургия.

Монастырь в наши дни

Сейчас большинство построек остались в хорошем состоянии, многие росписи можно увидеть в первозданном виде. В монастыре живет две сотни монахов, а колокольня лавры считается самой высокой в мире. Правда, в звоннице стало меньше колоколов чем было до революции. В храмах лавры регулярно совершаются богослужения, монахи ведут послушания и заняты многими полезными делами. У лавры есть свой сайт, на территории проводятся праздники.

Троице-Сергиева лавра

Те, кто приехал в монастырь, могут остановиться в гостиницах, которые находятся в непосредственной близости от монастыря, в историческом центре Сергиево Посада. На территории лавры функционируют трапезные, в которых можно поесть очень вкусной еды. Монахи выпекают хлеб сдобную выпечку, всегда можно отведать монастырского кваса.

Рекомендуем прочитать:

Достопримечательности Скопина

Великий реформатор и великий монастырь

Ещё одна страница истории Троице-Сергиевой лавры связана с Петром Первым. Оказывается, не будь Лавры, может быть, и русского флота не было бы, и Санкт-Петербург бы не построили! А почему? А потому что, когда Пётр был ребёнком, в Москве случилось восстание стрельцов. Наследника престола могли убить! Но он дважды спасался… в монастыре Сергия Радонежского!

Петр I

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

Основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так началась история Троице-Сергиевой Лавры.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

История создания

Свое начало этот удивительный монастырь берет в тридцать седьмом году четырнадцатого века, когда Сергий Радонежский стал жить на холме Маковец. Несколько лет этот человек жил в одиночестве, однако потом пришли новые насельники, заселили пустыню. Так и появился монастырь. Данное объединение сыграло очень большую роль в жизни России. Монастырь оказывал влияние на политическую жизнь, народ всегда знал что можно обратиться за помощью именно сюда. Служители монастыря предпринимали активные действия для изменения политической ситуации в стране, например, против татаро-монгольского ига. Позже монастырь поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей. Во многом, он смог играть такую значительную роль благодаря своему расположению – по пути от сердца страны к Северу. Поэтому его заслуженно включили в систему обороны столицы.

Троице-Сергиева лавра

Сам Сергиев Посад не существовал бы без монастыря – он вырос вокруг Троицо-Сергиевой лавры, поэтому их пути неразрывно связаны. По мере своего развития, монастырь приобретает все большее количество земель. Благодаря активному росту и своему влиянию, он получает звание лавры в середине восемнадцатого века. Спустя три десятка лет поселение, образовавшееся вокруг него, называют городом, именуемым Сергиев Посад.

Монастырь, который впечатляет и сейчас, рос и множился в течение не одного века. Сама лавра получала и получает поддержку очень значительных лиц. Сейчас на территории монастыря находится около полусотни строений.

Первым из них стал Троицкий собор. Под ним находится гроб основателя этой великой лавры, Сергия Радонежского. Собор был возведен в начале двадцатых годов пятнадцатого столетия. Ранее на земле, которой сейчас располагается храм, была возведена деревянная церковь. Для того чтобы построить Троицкий собор, привлекли знаменитых архитекторов. Последние отлично справились с задачей, храм полностью соответствовал архитектурным веяниям тех времен. Храм имеет крестово-купольную форму, сложен из блоков белого камня. Собор имеет скромные размеры и совсем мало декора.

Троицкий собор

Интерьер данного сооружения расписывали знаменитые сейчас художники-иконописцы: Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно они были руководителями артельи иконописцев. Знаменитая икона “Святая Троица” была написана Андреем Рублевым именно здесь, для этого собора. Она находилась Троице-Сергиевой лавре вплоть до тридцатых годов двадцатого века, когда была передана в Третьяковскую галерею. К сожалению, все росписи собора не дожили до наших дней, во многом это произошло из-за сильных разрушений, которым они подверглись.

История продолжается

К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.

В 1917 году в нашей стране произошла революция. Через год новые власти превратили монастырь в трудовую артель, а ещё спустя год вообще закрыли. При бывшей обители создали Комиссию по охране памятников истории и старины. Работники Комиссии узнали, что власти хотят вскрыть мощи преподобного Сергия и уничтожить их. Несколько человек отважились похитить голову святого и сохранить её до лучших времён.

Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения.

Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Колокольня (1741 – 1768)

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д. В. Ухтомский. Пятиярусная колокольня, отличающаяся исключительной стройностью и изяществом, изысканностью убранства, является одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в.

Колокольня достойно завершила формирование уникального архитектурного лаврского ансамбля, став его высотной доминантой и объединив тем самым все другие архитектурные сооружения Соборной площади.

На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, сильно пострадавшее в 1930 г., когда были разбиты 25 колоколов, в том числе и самый большой на Руси Царь-колокол, весом 4 тыс. пудов (64 т.). Вес вновь отлитого в 2003 г. для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.

На заднем плане, кроме уже упомянутой Сени над крестом, можно разглядеть Обелиск (1792).
Памятный обелиск был установлен в 1792 г. по распоряжению митрополита Платона (Левшина) посреди Соборной площади. Сужающийся кверху четырехгранник обелиска поднят на высокий постамент, украшенный четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. На южной, западной и восточной сторонах обелиска размещены солнечные часы, а его вершина увенчана позолоченным шаром.

Музеи

Разнообразные аспекты культуры и быта, царившего за стенами Сергиевой лавры семь столетий, вмещают музейные архивы. Осмотреть все за один день не получится, их количество для небольшого города очень прилично. Советуем выбрать один-два самых притягательных для себя по теме.

Крупнейшим является Сергиево-Посадский музей-заповедник, названный «Эрмитажем русской культуры» и собравший впечатляющие коллекции русского искусства: живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, графику, книги, матрешки («Музей русской матрёшки»)

Они находятся в основном здании на пр. Красной Армии, в краеведческом на пер. Отважном, в Конном дворе и в лавре — «Ризница» с монастырскими сокровищами

Из экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедникаФото: Лукьянов А.В.

Вкусным и интересным событием для хозяек и их детей будет визит в музей «Сергиевская кухмистерская». Театрализованная экскурсия расскажет о причудливой и красивой посуде XIX—XX вв., популярных блюдах и сладостях прошлого. В кафе и лавке гости смогут приобрести понравившиеся кондитерские изделия.

Музей крестьянского быта «Жили-были» включает давно забытую утварь и игрушки. Интересную коллекцию дополняют душевная атмосфера и занимательный рассказ хозяина.

В кухмистерскойФото: Lyudmila_Klyopova

Крупное собрание кукол и игрушек представлено в Музее игрушки имени Н. Д. Бартмана. Экспонаты собраны со всего мира и ценны высокой художественностью, занимательны не только для детей.

О том, куда еще можно сходить в Сергиевом Посаде с детьми, ищите в разделе:

Подробная информация о всех выставках в городе имеется странице:

В Музее игрушки БартманаФото: acvazul-v2010

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор

Лавра Сергиева Посада славится еще одним уникальным собором. Его строительство началось в 1559 году и было завершено в 1585-м. Иоанн Грозный, крестившийся в Лавре, задумал создание представительного Успенского собора, который должен был с точностью повторять очертания одноименного храма Московского Кремля. Но новое строение не стало копией уже существующего храма.

Пятиглавая постройка огромных размеров выглядит очень компактно и органично вписывается в архитектуру комплекса. Ее верхнюю часть украшают фрески. Здание состоит из большого верхнего этажа, а также подклета с двумя приделами. Оформлял иконостас собора знаменитый мастер Симон Ушаков, над фресками работали выдающиеся представители иконописной школы Москвы. У стен Успенского собора находится захоронение Бориса Годунова.

Служба в лавре (Сергиев Посад)

Согласно православному канону, монастыри не проводят обряды венчания, отпевания, крещения, но в лавре все желающие могут заказать заздравные и заупокойные молитвы за своих близких и родных.

Для паломников ежедневные службы проводятся в Троицком соборе: заутреня начинается в 5 часов, затем каждые 2 часа следуют акафисты преподобному Сергию. В праздничные дни дополнительную нагрузку на себя принимает Успенский собор. С 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя служба, а в 8:30 – Поздняя литургия. Во время Великого поста и на Пасху расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуют заранее уточнять информацию в справочной службе монастыря.

Успенский собор

Сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря, но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает Соборную площадь с востока.

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).

К сожалению, в момент нашего посещения собор был закрыт на реставрацию к 700-летию Сергия Радонежского.

Вид от входа:

Тут перед собором мы видим Сень над крестом (1872). Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 г. на Соборной площади, между Надкладезной часовней и обелиском. В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.

Перед собором находится Усыпальница Годуновых (1782).
Усыпальница Годуновых находится с западной стороны Успенского собора, слева от парадного его крыльца. Усыпальница в виде небольшой палатки была поставлена в 1782 г. над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в Троицкий монастырь в 1606 г., а также дочери – царевны Ксении, в иночестве Ольги, умершей в 1622 г.

Еще один вид на собор. Перед ним Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.).
Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора, над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.

Часовня по форме подобна миниатюрному четырехъярусному храму, увенчана куполом и крестом и, как другие постройки монастыря конца XVII в., богато украшена резьбой и покрыта многоцветной росписью. Строгие белые стены величественного Успенского собора, рядом с которым расположена Надкладезная часовня, подчеркивают праздничность ее убранства.

Стенная роспись интерьера часовни и иконы относится к XIX в.

Завершаем обход:

Свято-Троицкая Сергиева Лавра — старые фотографии, изображения, рисунки, гравюры, схемы, эскизы

Троице-Сергиева лавра Х За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.Читать далее… основана в 1345 г. (по другим сведениям в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю Х Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название.Читать далее… России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизни идеи нестяжательства и трудолюбия.

Особый этап в истории монастыря — канонизация его основателя Сергия Радонежского Х Сергий Радонежский

Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина…Читать далее… в 1422 г. Это событие было отмечено торжественной закладкой белокаменного Троицкого собора Х Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю…Читать далее… над гробом Сергия.

В 1608-1610 гг. шестнадцать месяцев Троице-Сергиев монастырь находился в осаде 30-тысячного отряда польско-литовских интервентов. Ратный подвиг защитников монастыря приобрел широкую известность в стране и способствовал дальнейшему росту авторитета обители.

В 1744 г. указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра» В середине XVIII в. Троице-Сергиева лавра по количеству принадлежавших ей земель и душ была первой не только среди духовных, но и среди светских феодалов. Во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны.

Правила поведения в лавре

Троице-Сергиева лавра — действующий монастырь, поэтому к внешнему виду и поведению посетителей здесь предъявляют довольно строгие требования. Женщинам следует надеть юбки или платья, закрывающие колени, без декольте. В день экскурсии откажитесь от макияжа и повяжите голову платком.

Мужчинам в шортах и бриджах на территорию монастыря входить запрещено. В кафе и гостиницах лавры запрещено употреблять алкоголь и курить. Фотосъемка имеет некоторые ограничения: нельзя снимать монахов, даже просто проходящих по территории, и службу, внутри строений запрещено пользоваться фотовспышкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector