Новгородский софийский собор

Архитектурные особенности

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Архитектура

Главный зал Владычной (Грановитой) палаты

Серебряная монета из серии: «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО: Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей»

Детинец стоит на холме, расположенном над уровнем Волхова на высоте 10 м. Имеет форму неправильного овала, вытянутого с юга на север и несколько вогнутого с прибрежной стороны. Наружный периметр его стен 1487 м, наибольшая длина с севера на юг 565 м, ширина с запада на восток 220 м. Общая площадь внутри стен 12,1 га.

Стены и башни Детинца

Стены сооружены из камня и кирпича на известковом растворе. Её толщина 1—2,5 кирпича. Каменная кладка состоит из известняка и булыжника. Толщина крепостных стен в разных частях неодинакова — от 3,6 до 6,5 м. Высота колеблется от 8 до 15 м. Отличительной чертой новгородского Детинца было строительство надвратных церквей. В возведении надвратных храмов Детинца главная роль принадлежала новгородским архиепископам, а князья в строительстве уже не участвовали. В настоящее время большая часть стен, реставрированных в 1950—1960 гг. под руководством А. В. Воробьева, имеет облик XV в.

Не все принятые ныне названия башен исторические. Наименования «Дворцовая», «Княжая», «Кокуй», «Митрополичья» введены авторами краеведческой литературы на рубеже XIX—XX вв. (в материалах XVII—XVIII вв. устойчивых названий у них не было). Внутри каждая башня разделялась на пять или шесть ярусов. Ярусы башен соединялись между собой деревянными лестницами. Каждая из башен имела выходы на боевой ход крепостной стены. Нижние ярусы могли использоваться для хранения боеприпасов. Башни, кроме того, были снабжены устройствами для подъёма орудий и боеприпасов.

Башни Детинца

Фрагмент Михайловской иконы «Знамения Божией Матери», конца XVII века.

Некоторые башни были разрушены, причём вместо Пречистенской и Воскресенской башен устроены широкие проездные арки.

Стоимость посещения

За вход на территорию Новгородского кремля плата не взимается, но вход в музеи платный – от 200 до 250 рублей. К групповой экскурсии можно присоединиться за 240 рублей. Студенты и пенсионеры оплачивают 180 рублей.

Стоимость индивидуальной экскурсии – от 3300 рублей, продолжительность осмотра – до двух часов. Прокат аудиогида с наушниками обойдется в 400 рублей на 4 часа. В комплект входит подробная карта достопримечательностей кремля.

Территория музейного комплекса открыта для посещений с 06:00 до 00:00. Осмотр интерьеров Софийского собора, экспозиций Грановитой палаты и других музеев доступен с 09:00 до 18:00.

Софийский собор в Великом Новгороде — издали и в деталях

Расположение храма полностью соответствует канонам христианства – алтарные апсиды на востоке, главный вход с запада. Четверик основного объема, увенчанный пятью куполами, с запада, севера и юга имеет галереи из 2-х этажей. Входная башня южнее главного входа имеет собственный, шестой купол, который отличает Софийский собор в Великом Новгороде от других храмов.

Другой отличительной особенностью новгородской Софии, возникшей предположительно в ходе стройки, является вытянутый вертикально объем. Эта устремленность ввысь, видная снаружи и особенно внутри, стала фирменной чертой местного храмового строительства. Софийский собор в Великом Новгороде внешне отличен своими куполами в форме русских боевых шлемов серого цвета, кроме позолоченного центрального. Есть и другие отличия, о них далее.

Святой героический князь

Памятная доска на стене собора напоминает о том, что отсюда уходили войска князя Александра Невского на судьбоносные сражения. Знаменитый полководец и его дружинники разбили шведов на Неве, откуда потомок Мономаха и Рюрика получил свое прозвище, ставшее фамилией. К его заслугам относятся освобождение ряда городов от тевтонских захватчиков – немцев, в том числе легендарная победа на Чудском озере (Ледовое побоище).

Новгородским князем Александр Невский был до 1251 года, когда стал великим князем Владимирским. Известно, что он отверг предложение Папы римского о переходе в католичество, а во взаимоотношениях с Золотой Ордой проявил себя тонким дипломатом. Был канонизирован православным святым, а Сталиным объявлен национальным героем, его именем назван один из почетнейших орденов.

Фреска и ворота

Весьма примечателен западный фасад, которым Софийский собор в Великом Новгороде обращен внутрь пространства Владычного двора. Здесь сохранен и снабжен специальным укрытием фрагмент фрески XI века, позволяющий представить хотя бы тональность древнего оформления. Различимы некоторые образа по периферии выделенного участка, содержание основного изображения можно только угадывать, либо узнавать из статей ученых.

Другим замечательным экспонатом западного фасада считаются Магдебургские врата, имеющие еще несколько названий, как и версий приобретения. Высказывалось мнение о том, что это военный трофей новгородских дружинников XII века, вывезенный из древней шведской столицы (отсюда наименование Сигтунские). Другие источники говорят о подарке немецких мастеров либо покупке местными торговцами.

Не вызывает разночтений только немецкое происхождение изделия, причем на металле отображены даже фамилии литейщиков из Магдебурга и их фигуры с инструментами в руках. Достаточно четки изображения сюжетов из Библии, включая людей, животных и архитектурные элементы, с подписями на латинском языке. Есть и добавление по-русски о собравшем врата мастере Аврааме с его фигурой.

Многие века Магдебургские врата в западном фасаде были повседневным входом в Софийский собор в Великом Новгороде. Сейчас их используют лишь по праздникам, когда в богослужении участвует архиепископ. Повседневный проход как прихожан на церковную службу, так и любознательных поклонников старины осуществляется через южный вход, ворота там тоже не новые, но не чета парадным.

Здесь на одной из обычных деревянных створок укреплена бронзовая литая табличка. На ней современным русским языком указан высокий статус Кафедрального собора, часы посещения как музея и время проведения богослужений. К элементам украшения можно причислить разве что дверные ручки, изготовленные из бронзы литейным способом. Проводя визит в общедоступное время, мы убедились в набожности значительной части музейных посетителей.

Святые мощи

В православии особую роль имеют особые останки людей, которые называют мощами. Обычно они нетленны. Им причисляют многочисленные чудеса спасения и исцеления, почитают так же, как и чудотворные иконы. Почитать мощи начали еще в 787 году по решению Седьмого Вселенского Собора.

Мартириева паперть Софийского собора

Одними из самых известных мощей в Софийском соборе являются останки пресвятого Саввы. Он относится к лику преподобных. Его память почитают 5 декабря, в день смерти. Его останки относят к нетленным.

Также в соборе находятся мощи членов княжеской фамилии, которых причислили к святым. А именно княгини Ирины, её мощи передали в собор только в 1991 году. И ее сына Владимира, почитается в день смерти 4 октября. А также двух князей Федора (почитается 5 июня) и Мстислава Храброго. Епископа Никиты (почитается 31 декабря) и Архиепископа Иоанна, мощи которого извлекли только в 1919 году.

Примите к сведению: мощи святого князя Владимира, что хранятся в Храме, попали туда почти сразу после его возведения. Царь умер в 32 года, прожив после освящения строения всего 20 дней.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Краткое описание Софийского собора в Новгороде. Ни один храм не может похвастаться подобным возрастом и сохранностью. Если называть строгие цифры, это 5 нефов, три апсиды, 2-этажные крытые галереи (позднее были заложены), 5 свинцовых глав в виде шлемов русичей и 6-я золотая глава над хорами для знати, весь собор 27 м длиной, 24,8 м шириной. Форма храма отсылает нас конкретно к XI в. Стены состоят из почти неотесанного цветного известняка, а вот арки и своды выложены кирпичом.

Ворота Софийского собора в Новгороде (Магдебургские и Васильевские). На протяжении столетий именно через западные ворота входили в собор. Памятные бронзовые двери обжились 4 названиями: их именуют Магдебургскими (по месту ковки), Корсунскими (по легенде, привезены из Корсуни), Сигтунскими (в память о походе на Сигтуну) или Плоцкими (первоначально предназначались храму в Плоцке)

Пройти мимо этих ворот просто невозможно: внимание приковывает их поверхность, полностью покрытая 48 сюжетами на библейскую тематику. Мне особенно нравится шведская версия происхождения ворот: мол, пошли в 1187 г

новгородские молодцы на столицу шведов Сигтуну и привезли домой завоеванные кованые ворота. И так жалели об их потере шведские короли, что несколько веков спустя хотели вернуть их домой, но безуспешно. Так и остались ворота на главном религиозном сооружении Новгорода. Делали их для Сигтуны немецкие литейники, портреты которых можно найти на воротах.Васильевские ворота уже побогаче: они медные, и рисунки из Евангелий на них нанесены в старинной русской технике (золотая наводка). Хотя они специально были заказаны для Софийского собора в Новгороде, их увез Иван Грозный, и теперь погладить их поверхность можно в Успенском монастыре.

Фрески Софийского собора в Новгороде. Этого богатства в соборе много и относятся росписи к разным временным пластам. Особо ценные нашлись только в XX в. в ходе реставрации: например, фреску на сухой штукатурке «Константин и Елена» родом из XI в. (есть ассоциация с Владимиром и Ольгой) прятали более поздние картины, а на центральном куполе можно разглядеть теперь росписи XII в., правда, это части фигур апостолов. По данным летописей, расписанным храм стал в 1109 г. Но то, что главным образом украшает Софийский собор в Новгороде внутри, – работа художников XIX в.

Голубь на кресте Софийского собора в Великом Новгороде. Свинцовая фигура этой птицы, украшавшая наивысший крест собора, одновременно является символом Святого Духа, сошедшего на Христа, и символом стабильности Новгорода. Тут ходит легенда: когда Иван Грозный громил Новгород в XVI в., на крест сел голубь и превратился в камень, если он оживет и улетит – город лишится защиты. Правда, однажды исчез голубь вместе с крестом. Было это во время Второй мировой: сбитый крест испанцы увезли на родину как военный трофей. Вернули после переговоров голубя на кресте только в 2004 г., и теперь он находится внутри Софийского собора.

Звонница Софийского собора в Великом Новгороде. Не стоит думать, что колокольня такая же старинная, как и собор. Вовсе нет, она перекроенная пару раз, начиная с XV в. Дальнейшие ее перестройки связаны с весом колоколов, которые можно потрогать и перед входом и внутри 5-пролетной звонницы. Купленный билет дает возможность увидеть Новгород с высоты, пройтись по ближайшей стене и посмотреть в башне, как выглядело в старину оружие.

Информация для посещения

Изначально все рассчитано на то, что вы будете спускаться с пешеходного моста от Кремля, там расположена карта-схема, несколько развлекательных стендов и продажа сувениров.

Тут Новгород большие молодцы, потому что продают все-таки не китайский ширпотреб, а местный колорит — брелоки из бересты, картины на бересте, а также все продавцы одеты в древнерусские одежды. Смотрится все это очень здорово.

Советую прочитать мои 2 статьи:

  • Маршрут по Великому Новгороду на 1-2 дня
  • Комплексный билет или как сэкономить 30% на экскурсиях

Схема Ярославова Дворища в Великом Новгороде Если вы на машине, то рядом есть небольшая и бесплатная парковка.

Парковка тут:

Вход бесплатный и работает круглосуточно. Также отсюда открывается потрясающий вид на ночной Кремль. А вот в церкви вход платный и работают они далеко не всегда. Еще один важный момент — тут нет туалета.

Святыни

  • Есть среди икон Софийского собора в Новгороде особо почитаемая и чудотворная, по общему мнению православных верующих. Это икона «Знамение» Богородицы. Считается, это ей обязан Новгород спасением от захвата города Андреем Боголюбским в XII в.: во время крестного хода с ней тьма накрыла вражье войско, и они отступили. Даже праздник такой ввели в Новгороде и до сих пор отмечают. Расположена эта икона над Успенским иконостасом. А вот на втором, Рождественском, выделяются два старинных образа – «Тихвинская Богоматерь» (копия, XV в.) и «Спас на престоле» (XI в.)
  • Мощи святых. К ним относятся останки лиц голубых кровей: Владимира Ярославовича, отдавшего приказ строить собор, Ирины (его мать и супруга Ярослава Мудрого), Мстислава (дед Александра Невского), Федора (брат Александра Невского), архиепископов Никиты и Иоанна. Кроме этой шестерки, в соборе немало других почетных захоронений.

Иконы Софийского собора в Новгороде

На сегодняшний день в божественном храме присутствуют несколько иконостасов: главный Успенский, а также Рождественский. Перед первым иконостасом можно узреть чудотворный лик Богоматери «Знамение».

А вот на втором иконостасе присутствуют сразу несколько божественных образов, которые также считаются чудотворными, а именно:

  • «Спас на престоле» — представленный лик был написан еще в 16 веке, поверх еще более древнего чудотворного образа, которое также сохранилось и посмотреть на которое можно через специально выполненные окошка небольшого размера.
  • образ «Тихвинская Богородица» – является наиболее почитаемым божественным ликом в православной религии. Такой образ является доподлинной копией такой же другой иконы. Принято считать, что такого рода список, всецело перенимает от оригинала все чудотворные свойства. Дата же его написания приходится приблизительно на конец 15-го века или начало 16-го века.

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Историческая справка

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия известен больше как Юрьев монастырь.  Он расположен в нескольких километрах от Великого Новгорода и стоит в месте, где река Волхов берет свое начало из озера Ильмень.

Основал его Ярослав Мудрый в 1030 году. Ярослав Мудрый в крещении носил имя Георгий,  а Юрий —  его диалектная форма на Древней Руси.

Изначально все строения были деревянными, первый каменный храм — сегодняшний Георгиевский собор — заложили лишь в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся главным и самым богатым в Новгородской республике. Ему принадлежало 4654 крепостные души и 4416 десятин земли.

Зодчий Петр, который руководил строительством Георгиевского собора, является первым русским архитектором, чье имя зафиксировано в летописях.

В 1611-1617 годах монастырь разорили шведы. В этот период солдаты интервентов раскапывали могилы в поисках драгоценностей. И в 1614 году, вскрыв очередное погребение, они нашли нетленные останки. Шведы вытащили тело из могилы и поставили к крепостной стене. Оно оказалось абсолютно неразрушенным и  выглядело как живой человек. Так церковь обрела мощи святого князя Федора Ярославича, которые сейчас хранятся в Софийском соборе.

В  XVIII веке в Георгиевский собор перенесли мощи святителя Феоктиста, которые со временем были утеряны. Но во время раскопок в 2015 году гробницу обнаружили. Мощи поместили в Спасский собор.

В начале XIX века при поддержке государя и помещиков монастырь реставрируется, а заодно обзаводиться новыми церквями и корпусами. Но при советской власти обитель закрыли, ценности уничтожили или разграбили. Во время Великой Отечественной войны монастырь занимали немецкие и испанские части. Позже на его территории  размещались почта, училище, антирелигиозный музей и приют. Восстановление былого величия началось только в 1990-х годах и длится по настоящее время.

Путеводитель 1974 года называет монастырь «крупнейшим очагом религиозного мракобесия» и сообщает о намерениях открыть гостиницу в кельях монастыря и  ресторан в трапезной. Но эти планы не воплотили в жизнь.

Памятники и другие достопримечательности

На территории Новгородского Кремля расположены различные памятники и достопримечательности.

К наиболее пользующимся спросом среди туристов сооружениям относятся:

  • Боевой ход;
  • Владычная, или Грановитая, палата;
  • памятник «Тысячелетие России»;
  • Соколиный двор.

Боевой ход Кремля

Боевой ход — это путь защитников Новгорода. Сегодня туристы имеют возможность пройтись по стенам Кремля, проходя сквозь башни. Кроме того, с Боевого хода открывается красивый вид на сам Кремль и его окрестности.

Владычная (Грановитая) палата

Владычная палата — это памятник готического стиля в России. В нашей стране подобных сооружений мало. Владычная палата являлась главной постройкой Детинца. Здесь располагался кабинет владыки, хранились церковные ценности. Во Владычной палате устраивали торжественные мероприятия, принимали послов, проводили религиозные церемонии.

https://youtube.com/watch?v=pFX4jcEEjwM

Памятник «Тысячелетие России»

Памятник располагается в Новгородском Детинце напротив Софийского собора. Монумент был построен в 1862 г. и знаменовал собой тысячелетнюю дату с летописного года призвание варягов на Русь. Памятник имеет форму колокола, а его главным элементом является большой державный шар.

Соколиный двор

Эта достопримечательность появилась в музее всего несколько лет назад. Соколиный двор — выставка хищных птиц, обитающих на территории новгородской земли. На выставке можно не только увидеть птиц, но и узнать историю соколиной охоты, которая издавна была востребована на Руси.

История Знаменского собора Великого Новгорода

Собор был заложен в 1682 году по инициативе митрополита Корнилия. Прежде на его месте находилась деревянная церковь Знамения Богородицы, возведенная в 1354 году специально для размещения иконы «Богоматерь Знамение». Согласно преданию, в 1170 году Знаменская Богоматерь спасла город от многочисленной армии суздальцев, с тех пор она особо почитаема новгородцами.

Во второй половине XVII века деревянный храм обветшал и был разобран. Средства на строительство нового храма выделил Дом Святой Софии. Каменными работами были заняты стрельцы из Москвы. А плотницкие работы выполняли местные плотники.

Уже в 1688 году храм Знамения был освящен и открыт для верующих. Однако через 10 лет сооружение сильно пострадало от пожара, из-за чего его пришлось перестраивать. Именно после этой реконструкции в алтарной части и пределах появились иконостасы с резными рамами.

За почти 350 лет истории Знаменская церковь еще не раз страдала от пожара. В результате многочисленных реконструкций сооружение частично лишилось первоначального облика.

Juliette17

Не меньший вред храму нанесла Великая Отечественная война. Оккупировавшие город немцы превратили здание в казармы, уничтожили часть внутреннего убранства и вывезли большую часть икон. Примечательно, что судьба пропавших икон до сих пор неизвестна.

Восстановлением храма в послевоенный период занимались сотрудники Новгородской научно-реставрационной мастерской. Их стараниями в 1950-х годах удалось реализовать аварийно-ремонтные работы, а в последующие десятилетия провести реставрацию.

Сегодня Знаменский собор входит в состав Новгородского государственного музея-заповедника. Здание обладает отличной акустикой, поэтому в его стенах периодически проводятся концерты духовной хоровой музыки.

Икона Божией Матери «Знамение» находилась в соборе несколько веков. Но затем ее перенесли в Собор Святой Софии.

Колокольня рядом с собором, Иван Кучин

Чудотворные иконы Софийского собора

Иконы всегда играли особую роль в жизни православных людей. Издавна их почитали верующие. Изображения святых имели сакральный смысл и считались посредником между простыми смертными и Божественной силой.

Большинство росписи относится к XIX веку, но сохранилось несколько древних фрагментов, в том числе фреска со святыми равноапостольными Константином и Еленой

В храме располагаются три иконостаса. Присутствуют здесь и чудотворные иконы. Одной из самых знаменитых является икона Знамение Пресвятой Богородицы. Имеет средние размеры 59 на 53 сантиметра. На ней изображена Пресвятая Богородица вместе с младенцем на груди, который вписан в круг. Писание произведения относят к 12 веку, иконографическому типу Оранта. В него включают изображения Божией Матери с поднятыми руками в молитве. Празднование в честь нее проводится до сих пор дату 27 ноября.

Главная святыня Новгородской земли — икона Божией Матери Знамение

Это интересно: в 1170 году, при осаждении Новгорода, стрела попала в чудотворную икону со святой Богородицей, и та, повернув свой лик к врагам, замироточила, заплакала как живая. В страхе захватчики бежали, город был спасен.

Еще одной прославленной чудесами иконой в этом Храме является София Премудрость Божия. Она была написана в 15 веке. В центре изображен огненный ангел, справа Иоанн креститель с пергаментом, слева Богоматерь с младенцем. Наверху золотой трон и раскрытая книга – символ Божьего присутствия и благословляющий Спаситель с коленопреклонными ангелами. По древнему приданию эта икона обладает силой чудодейственного исцеления. Каждый год в день празднования восхваления этой иконы, 15 августа, тысячи людей стекаются в Храм, чтобы отдать дань уважения и попросить о помощи.

Тихвинская икона Богородицы, не менее знаменита по всему миру, чем остальные. Её создание относят примерно к 1383 году, именно тогда она была обнаружена. Относится к иконографическому типу Одигитрия. По приданию это канон изображения Богородицы задал еще сам святой Лука. На ней Сын Христос находится на руках Богородицы. Левая рука находится у Него в благословляющем жесте, а в правой Он держит свиток со святым писанием.

Возьмите на заметку: по легенде, во время Великой Отечественной Войны, в Тихвинскую икону Богородицы стреляли почти в упор и все пули от нее отскочили, оставив лишь едва заметные следы.

Также икона была с Новгородцами, помогая им заключить Столбовский мир. Когда Шведы, выигрывая по численности, вдруг испугались невидимой мощи и сбежали, город был спасен. Сейчас эта святыня находится в Рождественском иконостасе Новгородского Храма.

Основные чудотворные святыни и мощи

В храмовых постройках находится 3 великолепных иконостаса и множество отдельных икон.

По преданию, именно икона Богородицы «Знамение» стала защитницей новгородского края в битве 1169 года между суздальцами и жителями Великого Новгорода. Суздальцы решили захватить земли вольного города и осадили его огромным войском. Все жители славного города понимали, что своими силами им не справиться и стали молиться, пребывая в покаянии и посте.


Икона Божией Матери «Знамение»

Через три дня настоятелю Иоанну было повеление установить икону «Знамение» на стене Новгорода. Во время выноса «Знамения» колокола собора Софии зазвонили сами по себе.

Как только святой лик появился на стене, в него вонзились вражеские стрелы, тогда произошло чудо, «Значение» само повернулось лицом к жителям Новгорода. Все увидели, как из глаз Божьей Матери катятся слезы. В то же время густая тьма спустилась на захватчиков, они в панике начали нападать друг на друга, вражеское войско в страхе бежало с новгородской земли.

Историки XX века провели анализ состояния иконы и подтвердили, что там есть следы от стрел. Отличительной чертой святого лика Божьей Матери Премудрости новгородской, относящейся к XV веку, является красный цвет, который символизирует очищающую и защищающую кровь Иисуса Христа.

Интересно! Особо чтимой является икона Божьей Матери «Тихвинская», украшающая Рождественский иконостас, как помощница и защитница при заключении Столбовского мира. Ризу для этого образа заказала сама царевна София Алексеевна.

Сам Вседержитель был основателем этой российской святыни. По преданию перед греческими мастерами, ведущими роспись свод церкви Спаса Вседержителя, было поставлено задание изобразить Спасителя с открытой рукой, благословляющей всех присутствующих в храме. Все было сделано по рисунку художника, но каково было удивление мастеров на следующий день, когда они увидели, что благословляющая рука сжата в кулак.

Трижды перерисовывали мастера образ Христа, и трижды чудо повторялось. Затем в помещении прозвучал голос, повелевавший оставить все как есть, ибо Сам Господь держит в Своей руке Великий Новгород.

Святой лик Богородицы «Успение» уникален тем, что в нем хранится часть мощей Нифонта. Список выполнен в 1914 году в Киеве-Печерской Лавре в качестве подарка Софии, поэтому в ней и поместили мощи святого.

Святитель Нифонт был архиепископом Новгородским, по его молитвам в 1135 году были прекращены распри между жителями Киева, Новгорода и Чернигова. Будучи архиепископом Софийским, способствовал возведению церкви Божьей Матери и много внимания уделял украшению внутренних помещений софийского сбора.

Мощи святителя хранятся в Киево-Печерской Лавре, хранителями их стали Антониевские пещеры.

Во время войны жители города вывезли икону из города, от страшной бомбежки именно состав новгородцев чудным образом не пострадал. Только в 1994 году святой лик был возвращен храму, а в 1995 году на нем укрепили «Звезду Девства».

Уникальной исторической ценностью Софии является Алексеевский крест, установленный на западных стенах архиепископом Новгородским Алексием.

Внимание прихожан привлекает высокий уровень исполнения креста, изготовленного в 1359-1376 годах. По одним сведениям, уникальную святыню изготовили в честь прекращения междоусобной вражды в самом Новгороде. По другой версии — в честь подавления бунта стригольников, третье предположение связывает появление креста с победой Куликовской битвы


Богослужение в Софийском соборе Великого Новгорода

Живые цветы украшают надгробия священных особ, среди которых:

  • княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого;
  • князь Владимир;
  • князь Мстислав;
  • князь Федор;
  • архиепископ Никита;
  • архиепископ Иоанн;
  • архиереи XVIII-XIX веков.

В свое время царь Борис Годунов подарил храму великолепное, полное величия паникадило.

Церковь Параскевы-Пятницы на торгу

Рекомендовать место

8

1

Церковь Параскевы-Пятницы была построена в 1207 году. Заказчиками выступили новгородские купцы, торговавшие за морем. Отсюда и название церкви: Параскева-Пятница считалась покровительницей новгородского купечества.

В 1345 году церковь была восстановлена после пожара. А в 16 веке она еще раз подверглась крупной переделке – в этом случае заказчиками выступали уже московские купцы.

Церковь Параскевы-Пятницы отличает нетипичная для Великого Новгорода архитектурная композиция – элементами здания являются круглые столбы, что скорей характерно для храмов древнего Смоленска.

Церковь была реставрирована после Великой Отечественной войны, сегодня здесь можно увидеть участки оригинальной кладки 13-14 веков.

Координаты: 58.52660200,31.29884700

Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу

Рекомендовать место

4

1

Церковь великомученицы Параскевы, расположенная на Торговой стороне Великого Новгорода между Никольским собором и храмом Успения. Является уникальной постройкой, так как стала одним из первых зданий XIII века, имеющих необычный для того времени пирамидальный вид.

Первая деревянная церковь была построена в середине XII века в честь покровительницы новгородских купцов Параскевы-Пятницы. Именно благодаря купцам, часто бывавшим в различных русских землях и в Европе, в новгородском зодчестве конца XII – начала XIII веков стали появляться новые решения постройки различных зданий.

При строительстве церкви Параскевы-Пятницы на Торгу мастера отошли от традиционных византийских канонов, в результате чего новый храм выделялся среди остальных как внешним крестообразным обликом, так и внутренним интерьером.

Церковь множество раз горела, из-за чего часто перестраивалась и сегодня имеет вид, сильно отличающийся от первоначального, что вовсе не уменьшает ее исторической ценности и красоты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: