6 древнейших храмов новгородчины

Чудотворные Иконы

В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».

икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Церковь Успения на Волотовом поле

Рекомендовать место

8

1

Округа села Волотова, неподалеку от Великого Новгорода был населен издавна, и здесь не раз находили пологие языческие курганы. Предание гласит, что в одном из них погребен легендарный Гостомысл, пригласивший на княжение Рюрика с дружиной. Существует версия,согласно которой название «Волотово» связано с названием легендарных старославянских богатырей — Волотов. Поэтому место, которое было избрано для строительства храма, далеко не случайно.

В 1352 году здесь, в самом центре деревни, расположившейся на берегу Малого Волховца, по инициативе новгородского архиепископа Моисея, возведена богатая по тем временам каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский храм в Волотово является традиционным для новгородской архитектуры того времени. Он представляет собой небольшой, одноглавый, четырехстолпный храм с трехлопастным позакомарным завершением фасадов. Как и все древние новгородские храмы, он не был оштукатурен снаружи. Это делалось специально для того, чтобы продемонстрировать разнообразие кладки, соединявшей в себе и каменные блоки, и традиционный кирпич. Стены были расписаны только спустя 11 лет, в 1363 году.

Около 200 композиций украшали стены храма до 1941 года, а в первые месяцы войны памятник был разрушен. Стены сохранились на высоту всего-навсего от одного до полутора метров. Восстановление храма и возвращение фресок на исконное место ведется на протяжении нескольких десятилетий. На стенах до сих пор видна памятная линия, которая показывает степень разрушения времен войны. Эту линию специально оставили реставраторы, чтобы потомки могли оценить масштаб той катастрофы. За восстановление церкви Успения архитекторы Л.Е.Красноречьев и Н.Н.Кузьмина были удостоены звания лауреатов Государственной премии РФ.

Архитектура

Храм в 2010 году.

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фёдоровский ручей с церковью Фёдора Стратилата на фото 1930-х гг.

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком.
Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

Роспись

Дошедшая до нашего времени стенная роспись Знаменского собора Великого Новгорода была сделана в самом начале XVIII века при митрополите Иове. Для художественного оформления пригласили иконописцев из Костромы, которыми руководил знаменитый в то время художник Иван Бахматов.

Из всех фресок наибольшую известность получило изображение ведомых в ад грешников. Среди всех присутствующих на фреске людей резко выделяется высокий человек, одетый в немецкое платье. Вероятно, художники отождествляли этого персонажа с Петром I.

На других фрагментах росписи можно разглядеть волхвов, четырех всадников Апокалипсиса, сцены из Страшного суда.

Сохранившаяся фреска «Волхвы»,

Церковь Благовещения в Аркажах

Рекомендовать место

4

2

В окрестностях Великого Новгорода, в Аркажах, на юге берега озера Мячино, около дороги в Юрьев монастырь, расположена Церковь Благовещения. Она была построена на заказ архиепископа Илии Новгородского в 1179 году. Ее строительство длилось 70 дней и окончилось в день 10-летия победы новгородцев над войском суздальским.

Церковь выглядит как четырехстолпное сооружение с одним куполом. Она состоит из известняковых плит и кирпича. Она утратила свой первоначальный вид, от прежнего облика осталась только нижняя часть. Когда-то давно купол, верхние оконечности стен и своды обрушились, но в XVII веке они были восстановлены. Изначально кровля была посводной, а фасады завершали полуциркульные закомары. В XVII веке, во время восстановления, кровля стала восьмискатной. У храма сохранились три аспиды, но они имеют не всю свою первоначальную высоту, оконные проемы были также восстановлены и украшены наличниками.

Внутри церкви хранится фресковая роспись, принадлежащая к 1189 году. Она сделана в стиле новгородской школы с использованием резкого контурного рисунка и яркой палитры.

В 1941 – 1944 годах здание оккупировали немцы, они уничтожили большую часть фресок. Около южной аспиды расположена общая могила графини Орловой-Чесменской и архимандрита Фотия.

Реставрация церкви проходила в 1959 – 1961 годах по проекту архитектора Красноречьева Л. Е. В 2009 году состоялись малярные работы, было заменено покрытие купола и кровля. Сегодня уже храм является одним из объектов Новгородского объединенного музея-заповедника.

Как добраться до Знаменского собора в Великом Новгороде

Церковь Знамения находится рядом с другой популярной достопримечательностью города — Спасо-Преображенской церковью на Ильине улице. Точный адрес: ул. Ильина, 26.

Ближайшая остановка общественного транспорта — «Ильина». Здесь останавливаются автобусы № 2к, 12, 13, 16 и 17.

Если добираться на автомобиле, на улицу Ильина проще всего выехать через улицы Михайлова, Славная или Большая Московская. Теми же путями можно дойти пешком.

Также есть вариант вызвать такси. Например, через мобильные приложения Яндекс Такси и Uber.

Знаменский собор Великого Новгорода на Яндекс-панораме:

Церковь Андрея Стратилата

Рекомендовать место

6

1

Это небольшая церковь появилась в юго-восточной части новгородского Кремля в конце XVII столетия и была освящена в честь Андрея Стратилата. По результатам археологических изысканий 1969 года выяснили, что этот храм был построен на месте когда-то существовавшего собора Бориса и Глеба (1167 — 1173 гг.).

До наших дней сохранилась внутренняя лестничная башня, а само строительство приписывалось купцу Сотко Сытничу, ассоциирующийся с героем былин — Садко. Церковь Андрея Стратилата представляет собой белокаменное строение, имеющее крышу на два ската и небольшую главку на глухом граненом барабане. Однопролетная звонница возвышается над фронтоном западного фасада.

Огромный культурологический интерес представляет сохранившийся фрески XVI столетия. В северной части храма, на стене, изображена процессия святых, в том числе и Андрей Стратилат, а в западной – Богородица и библейский царь Давид. Частично сохранившееся композиция «Вознесение Христа» располагается в западной части верхнего регистра, а на южной – Двенадцать Апостолов, изображенных в полный рост и Богоматерь с двумя ангелами.

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках

Рекомендовать место

7

3

Церковь Иоанна Предтечи на Опоках была построена в 1127—1130 годах по указу князя Всеволода Мстиславича — внука Владимира Мономаха.

Однако в результате борьбы новгородцев с княжеской властью в 1136 году церковь была передана Ивановской общине купцов-вощаников. Здесь стали совершаться торговые сделки, заседал купеческий суд, который разбирал тяжбы по торговым делам. Хранились в церкви и общеновгородские эталоны мер.

В 15 веке церковь была разобрана, и на ее фундаменте выстроена новая. Восстановлена церковь на Опоках в 1952—1956 годах. При реконструкции был повторен её основной архитектурный облик — несмотря на большие размеры, храм имеет одну главу.

Что касается слова «опоки», то оно обозначает сероватую глину, которую добывали в этих краях.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках

Рекомендовать место

9

2

Если прогуливаясь по Великому Новгороду, выйти за северный участок вала Окольного города, то можно увидеть целый ансамбль древних памятников зодчества. Этот район в летописи фигурирует как «Кожевники», и название не случайно — в древности здесь располагались многочисленные кожевенные мастерские. И именно здесь находится одна из лучших новгородских построек — построенная в 1406 году церковь Петра и Павла в Кожевниках. Она входит в число наиболее зрелых, художественно целостных памятников зодчества XV века.

Стены храма сложены из крупных известняковых блоков, а все декоративное убранство выполнено из кирпича. Благодаря тому, что здание не оштукатурено, оно выглядит именно так, как столетия назад выглядели все древнерусские храмы. Осиновый лемех, которым покрыт купол и трехлопастное завершение фасадов, в сочетании с насыщенным красным цветом кирпичной кладки, создает совершенно удивительный цветовой эффект. Благодаря своим точеным формам и игре света на фасадах церковь Петра и Павла великолепно вписана в окружающий ее ландшафт.

В годы Великой Отечественной войны церковь Петра и Павла была сильно повреждена, но уже в 1959 году ее восстановили в первоначальных формах. Иконостас XVI века практически полностью сохранился и сейчас представлен в экспозиции Новгородского музея.

Церковь Дмитрия Солунского

Рекомендовать место

6

1

Церковь Дмитрия Солунского была заложена в 1381 году. Позже храм был освящён в честь победы Дмитрия Донского в Куликовской битве. Дмитрий Солунский считался небесным покровителем Дмитрия Донского.

Непростой была судьба храма – как многие церкви, она пострадала от пожаров, а после одной из реконструкций буквально за несколько дней рассыпалась и лишь через год заново была воздвигнута. Отличает храмовое сооружение великолепные кирпичные орнаменты верхних частей стен.

Церковь Дмитрия Солунского стала первым храмом Великого Новгорода, переданным Новгородской Епархии. Это событие состоялось в июле 2012 года.

Голубь на крыше собора

На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.

Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.

Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

  • 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
  • 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
  • Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
  • 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
  • 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Церковь Власия на Волосовой улице

Рекомендовать место

5

5

Церковь Власия на Волосовой улице – церковь в Великом Новгороде. Находится недалеко от Новгородского детинца. Стоит на пересечении трех улиц: Волосовой, Власьевской и Большой Власьевской. Предполагается, что на месте церкви в старинные времена было святилище языческого бога Велеса. Однако летописи уже в 1111 году сообщают о нахождении здесь деревянной церкви, посвященной Власию. Каменную белоснежную церковь, которую мы видим сейчас, построили в 1407 году.

Название церкви связали со Святым мучеником Власием, который на Руси всегда был покровителем скота. В XIX веке церковь подвергалась небольшим изменениям и перестройкам. Сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны, практически была разрушена. С помощью реставрационных работ церкви вернули исторический вид.

Церковь Иоанна Богослова в Радоковицах

Рекомендовать место

7

2

На берегу небольшой речки Витки в 1384 году был построена церковь Иоанна Богослова. Храм поначалу входил в состав городского женского монастыря, который впоследствии был упразднен.

Это один из немногих хорошо сохранившихся до наших дней памятников новгородской храмовой архитектуры. Уникальность этой церкви — в нетипичной для новгородских храмов композиции: три окна с двумя узкими нишами, расположенными на южном фасаде сооружения.

В 2001 году церковь Иоанна Богослова передана новгородской общине Русской православной старообрядческой церкви, которая на собственные средства провела большие реставрационные работы храма.

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 как Плотницкий. Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. В 1950-х годах Л. М. Шуляк проведена полная реставрация фасадов с восстановлением трёхлопастного завершения и первоначального декора.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей. Верх колокольни XVII века был повреждён во время боевых действий 1940-х гг., позднее восстановлен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: