ОБЩИНА В ОБЩЕНИИ И СЛУЖЕНИИ
Несмотря на то, что приходского дома у храма нет, приходская жизнь у него есть, и весьма активная. Хорошо развито социальное служение. Молодежь навещает больных прихожан и подопечных психоневрологического интерната в Петергофе, детские дома и многодетные семьи, нуждающиеся в помощи и духовной поддержке. Духовенство уже более 20 лет окормляет «Дом надежды на Горе» — реабилитационный центр для людей, страдающих алкогольной зависимостью. Приход был одним из соучредителей этого центра. Методика исцеления в «Доме надежды на Горе» строится на перемене сознания зависимого, что невозможно без личной встречи с Богом, стремления к Нему — в основу лечения положено воцерковление, катехизация. Владыка вместе с духовенством посещает и заключенных нескольких следственных изоляторов, в том числе знаменитых «Крестов». Окормляют они и узников, и сотрудников исправительных учреждений.
Продолжая традиции собора, владыка поддерживает связь и с другими учреждениями органов правопорядка, например с военной полицией, с Военным инженерно-техническим университетом, Академией тыла и транспорта. А Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева присвоила ему звание почетного доктора; владыка также награжден медалями.
Кстати, владыка Маркелл — председатель епархиального отдела по взаимодействию со спортивными организациями. Сам он большой любитель футбола. Это увлечение сложилось еще во времена его учебы в Духовных школах, когда будущие священники играли с военными из расположенных неподалеку частей и учащимися спортивного техникума. Поэтому неудивительно, что именно епископ Маркелл — духовник епархиальной футбольной сборной.
— На самом деле футбол лишь повод для общения, — объясняет настоятель. — Святитель Николай Японский сказал: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе». Прежде всего нужно сделать так, чтобы тебе доверяли. Образно говоря, чувствовать, когда человеку нужно предложить «стакан воды». Чтобы к Церкви было доверие, необходима самоотдача.
Регулярно проводятся турниры с командами других конфессий, со сборными Правительства Санкт-Петербурга, прокуратуры, актеров, врачей, детских колоний, реабилитационных центров, ветеранов, с зарубежными командами, сборными епархий многих городов, в том числе Москвы. Владыка общается и с игроками, и с фанатами. Перед выездными матчами фанаты приходят помолиться на службу в Казанский собор или в Александро-Невскую лавру. Во время самой игры к епископу может подойти любой болельщик, и порой бывает, что какой-нибудь фанат в порыве радости нарушает субординацию и приветствует епископа по-своему, так, как может.
Народный артист России Сергей Мигицко — иподиакон Феодоровского собора
Это интересно…
На семьдесят пятую годовщину расстрела царской семьи возле собора был установлен бронзовый памятник Николаю Второму. Легенда гласит, что последний русский император когда-то посадил на этом месте пять дубков – по количеству своих детей, которые, увы, разделили горькую участь своих родителей. Император был первым, кто заложил камень в фундамент будущего собора.
Примечательно, что царская семья очень часто бывала в храме, посещая его не только во время церковных праздников, но просто, чтобы найти утешение в святом месте. Многие почитатели Николая и Александры, причисленных после смерти к лику святых, часто приезжают в Царское Село. Они обязательно посещают Феодоровский собор, чтобы побывать там, где когда-то молились последние царствующие Романовы.
Екатерининский собор
Одним из основных храмов в Пушкине является Екатерининский собор. Это самый крупный храм в Царском Селе. Он должен был быть главным городским храмом города. Одновременно здесь могут поместиться до 2 тысяч прихожан.
Он был построен в 1840 году по личному указу Николая I. Это был каменный храм. Здание собора построено в стиле старых русских церквей. Здесь явно заметны византийские нотки в архитектуре. Здание достигает 50-метровой высоты. Вершину храма украшает пять куполов с темно-золотым покрытием, подчеркивающим размещенные на них кресты. Основным элементом стен собора являются арки, украшенные изображением ангелов. На восточной стене присутствует большое изображение святой Екатерины. Для внутренней отделки приглашались лучшие мастера и художники. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов.
Вокруг собора, сразу после его возведения был разбит небольшой парк с двенадцатью дорожками. Уже через три года после его открытия здесь были высажены две сотни голландских тополей. При соборе действовала школа.
После революции богослужения в храме продолжались до 1938 года, хотя и не собирали такого количества прихожан. На следующий год храм был уничтожен. На месте храма поставили памятник Ленину.
В 2006 году было принято решение о восстановлении храма. Для воссоздания достоверного вида собора Институтом истории материальной культуры РАН были проведены раскопки, обнаружившие фундамент и некоторую церковную утварь. Возведение нового здание заняло два с половиной года (с февраля 2007 по август 2009). Освящение храма состоялось в 2010 году. В подвале действует музей Царскосельского благочиния, посвященный церквям Пушкина.
ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Совмещать служение настоятеля собора и викарного епископа митрополии — непростое дело. Как и вначале, владыка по-прежнему вникает во все детали восстановления храма.
— Если владыки самого нет при каких-то работах, он просит сфотографировать и послать ему фото, — рассказывает чтец Алексей Гонтарчук. — Звонит узнать, как прошла служба, если из-за дел не может присутствовать сам.
После службы люди буквально «ловят» владыку в коридоре: у кого-то вопрос, кто-то делится переживаниями, другой предлагает помощь нуждающимся членам общины. Владыка разговаривает со всеми, его долго не хотят отпускать.
— Он часто сам замечает, когда что-то не так, и тут же хочет узнать, что случилось, — говорит чтец и иподиакон Алексей. — Расспрашивает, интересуется, дает совет.
Епископ Маркелл убежден, что часто именно в глазах простых людей можно увидеть настоящую сущность христианства. «Простые люди дают мне вдохновение на служение, — говорит он. — Я считаю, что Церковь — для людей, а не люди для Церкви».
Регент собора Наталья Медведь рассказывает: «Моя задача состоит в том, чтобы выучить с хором ноты, соотнести их с текстом и сделать из всего этого молитву»
Скорбященская церковь
Военная служба женщин была не принята в Российской империи, однако все желающие могли помочь Родине как сестры милосердия. Женские гражданские организации также имели свои храмы. В том же году что и Иулиановская церковь в Царском Селе был создан женский комитет Красного Креста. Сначала они снимали особняк на Гегелевской, но в 1905 их под свое крыло взяла царица. В 1905 году, когда императорская семья переехала в Царское Село, императрица взяла сестер милосердия под свою опеку. Через три года комитет получил в свое распоряжение новый корпус, где разместилась больница и общежитие для сестер. В 1912 построили новое каменное здание при котором разместили церковь Всех Скорбящих. Старое здание полностью отдали под больницу. В новом храме было размещено много священных старинных икон. Стены расписывались Пашковым по эскизам Васнецова.
К началу Первой мировой здесь разместился госпиталь для раненых солдат. Здесь же проводилось обучение всех желающих женщин медицинским специальностям. Императрица и ее дочери тоже прошли подготовку и работали здесь.
ШКОЛА В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Воскресная школа ютится в одном из помещений, прилегающих к офицерскому крыльцу. Руководит школой Вахтанг Пертая, а основы хорового и церковного пения в ней ведет его супруга Юлия Пертая. Кроме регулярных занятий в школепроводятся занятия театрального кружка. В течение двух лет исполненная в жанре театра теней рождественская мистерия школы Феодоровского Государева собора «В ожидании Рождества» была представлена не только в Царском Селе, нои в Петербурге. А до этого спектакль «Курочка Ряба», в котором было задействовано 30 детей, получил первый приз на фестивале Александро-Невской лавры «Ангельские лики» за лучший живой звук. Эту номинацию пришлось создать специально ради этой постановки: дети действительно пели сами, без фонограммы, что оказалось уникальным решением на том фестивале.
Примечания[править | править код]
- Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — С. 299. — ISBN 5-85991-043-6.
- ↑ Кузнецов В. В. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. «Вспоминаю наш храм…» // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 77—87.
- ↑ Пояснительная записка капитана Д. Н. Ломана по оборудованию церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — С. 8—12.
- ↑ Черновская Л. Ф. Государев Собор // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 88—95.
- ↑
- ↑ Пещерный Храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. — М.: Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ», 1915. — Т. . — С. 12, 30, 46—90.
- ↑ Крашенинников А. Ф. Зодчий русской национальной школы Владимир Николаевич Максимов (1882-1942) // Лица: Биографический альманах. — М.; СПб.: Феникс-Атенеум, 1992. — С. 44—77.
- ↑ Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 50—53. — ISBN 5-9900655-3-1.
- Воейков В. Н. С Царём и без Царя. — М.: Родник, 1994. — С. 17.
- Церковной «двадцаткой» в исторической литературе принято называть лиц, заключивших договор с местными властями на использование храмового здания. Они выполняли функции приходского собрания. Как правило, количество лиц в списке составляло около 20-ти человек.
- Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. — СПб.: Сатисъ, 2006. — С. 323—327. — ISBN 5-7868-0076-8.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2009.
- Несмотря на то, что собор был построен на самом высоком месте, помещения постоянно были сырыми.
- ↑
- Икона XVI века. К ней по древним новгородским подлинникам Н. С. Емельяновым были приписаны клейма с житием святителя.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2009.
- Бохонский Д. О. Духовенство и церковнослужители Феодоровского Государева Собора // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 96—99.
- Протоиерей Андреев Николай Алексеевич — Собственный Его Императорского Величества сводный пехотный полк. Ранее — полковой священник Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка. Умер на 68 году жизни. Похоронен 26.10.1916 на Царскосельском братском кладбище.
- . globus.aquaviva.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019.
- Кадры можно увидеть на 43-й минуте фильма.
Расписание и как добраться
В храме служат каждый день:
- по будним дням вечерня начинается в 17-00;
- Божественная литургия в 9-00;
- в воскресенье и праздники литургия в 10-00;
- всенощная также в 17-00.
Дополнительно информацию об изменении расписания можно посмотреть на сайте храма.
Добраться до храма не так сложно: если на электричке, то до станции Пушкино, а если на метро то надо высадится на станции «Купчино», «Звездная», «Московская», а далее на маршрутном такси или автобусе до улицы Московской, так как храм находится по адресу г. Пушкин, Соборная площадь, д. 1.
Собор святой великомученицы Екатерины в Царском селе
История собора
Город Пушкин раньше назывался Царское Село, на его месте находилась так называемая Царская мыза, которая была подарена императором Петром I своей жене будущей императрице Екатерине I. Произошло это в 1710 году, это дата основания города.
Екатерининский собор в Пушкине
В дальнейшем город развивался так:
- в 1718-1724 гг. здесь была построен двухэтажный каменный дворец;
- с 1716 года мыза стала именоваться Царским Селом, здесь появляются первые улицы, слободы ремесленников;
- императрица Елизавета Петровна с помощью архитектора Ф. Б. Растрелли полностью перестраивает Екатерининский дворец, превращая Царское Село в летнюю резиденцию русских императоров;
- в 1810 году здесь был открыт Царскосельский лицей, привилегированное учебное заведение для дворянских детей, в нем учился великий русский поэт А. С. Пушкин;
- К 1837 году в Царском Селе было 400 домов и было 44 улицы.
Идея строительства собора святой Екатерины в Пушкине принадлежала императору Николаю I. Именно он в 1835 году выделил из императорской казны деньги на строительство собора и попросил архитектора К. А. Тона составить проект храма и надзирать над его строительством.
Интересный факт! Собор великомученицы Екатерины в Пушкине стал самым высоким зданием в городе, он буквально господствовал над всей местностью.
Храм был построен за пять лет и освящен 6 декабря 1840 года. В дальнейшем его история складывалась следующим образом:
- в 1862 году собор пострадал от крупного пожара, особенно позолота глав, она так и не была восстановлена;
- начиная с 1865 года приход храма и причт, пытались обустроить отдельную колокольню, но сделать этого так и не удалось;
- 13 ноября 1917 года большевиками был расстрелян один из священников храма отец Иоанн Кочуров, он стал одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви.
В 1938 году по решению местных властей собор святой великомученицы Екатерины в городе Пушкине был закрыт, а в 1939 году взорван. На месте храма был устроен сквер и в 1960 году поставлен памятник В. И. Ленину.
Возрождение
В 1990-е годы начались разговоры о том, что Екатерининский храм надо восстановить. Путь к этому оказался длинным. В 2006 году начались археологические раскопки на месте, где стоял собор. Был раскрыт сохранившийся фундамент старого храма. Одновременно проводилась масштабная работа в архивах.
года был заложен первый камень и установлен памятный знак. На протяжении всего 2007 года велись подготовительные работы, необходимые для начала строительства. 7 декабря того же года благотворительный фонд собора объявил о начале акции «Именной кирпич — в стену храма», и уже к 23 декабря в ней поучаствовала первая тысяча человек! Воистину, восстановление храма стало общенародным делом.
В августе 2009 года на здание храма установили пять глав, а уже в декабре того же года отслужили первую литургию. В феврале 2010-го на звонницу водрузили колокола — точную копию тех, что были когда-то утрачены. Фасад храма украсила мозаичная икона Святой Екатерины и, когда года праздновалось трехсотлетие Царского Села, совершили чин великого освящения храма.
Церковь преподобного Сергия Радонежского
Другим храмом, построенным для нужд военных является Храм Сергия Радонежского. Этот святой в свое время благословил на битву Дмитрия Донского и особо почитается воинами. Храм был построен для 2-го стрелкового батальона. Первый храм был возведен в 1557 из дерева. Затем здание церкви перешло в пользование лейб-гвардии. Здесь хранились почитаемые военными иконы, сопровождавшие их в походах. Для полевых служб использовали складной иконостас.
2-му батальону было построено новое здание на Софийском плацу, также названная в честь Сергия Радонежского. В начале прошлого века в церкви был достроен алтарь и колокольня.
После революции храм был закрыт и долгое время не использовался. Здание церкви серьезно пострадало во время войны. От него остались только руины. В 1972 во вновь отстроенном корпусе разместили водительские курсы. Так храм использовался до 2009 года, когда был поднят вопрос о возвращении здания церкви. Ныне храм восстановлен и вновь освящен. Здесь проводятся церковные службы.
История
Родительницей этого храма есть никто иная как сама Екатерина Великая: таким образом она решила увенчать славные победы русских над турками. Воплощать в жизнь Высочайший Указ было поручено зодчему-иноземцу Камерону (позже к нему присоединился россиянин Старов).
На возведение собора у них уйдет около шести лет. Задумывая проект в 1872-м, архитекторы не стремились подарить миру очередной образец строгой классики. Византийское было тогда еще не в моде – ориентировались большей частью на итальянцев. Памятуя о принадлежности храма к православию, в его облике было решено органично соединить классицизм и каноны исконно русские. В мае 1788-го после освящения, на котором присутствовала и Екатерина II, собор стал полноценной Божьей обителью на земле.
Спустя 29 лет свое служение людям и Господу он продолжил в статусе полковой церкви. Постоянными прихожанами стали лейб-гвардии гусары. Имелся в соборе и дар воистину царский – крест и церковная утварь от Николая II. В 1903-м Его Величество распорядился изготовить точные копии презентов, которые Екатерина Великая преподнесла храму в день его освящения (в 1812-м дары Екатерины перенесли в другой собор, опасаясь прихода в Петербург французских полчищ). На заре ХХ века собор обзавелся колокольней, в нижнем ярусе которой расположилась церквушка во имя преподобного Серафима Саровского.
Разграбленное убранство, разбитый уникальный иконостас, сорванные и уничтоженные мемориальные доски… В 1934 году Софийский собор (к тому времени – приходской храм) закрыли. А, снявши замки, устроили в нем склад одной из механизированных бригад. Потом пришла война: она окончательно уничтожила храмовый интерьер.
Творение талантливых зодчих Великой Екатерины вновь станет собором лишь в 1989-м. Софийский собор войдет в список федеральных архитектурных памятников, а в 1999-м будет полностью освящен. За первой литургией последует реставрация колокольни, далее вятские мастера изготовят копии дореволюционных иконостасов.
Знаменская церковь
Самым первым храмом, построенным в Царском Селе является Знаменская церковь. Ее возведение начали еще в 1710 вместе с первыми постройками Екатерининского дворца, когда Сарская мыза (тогдашнее название поселения) была подарена императором своей жене Екатерине. В 1714, вместе с ростом числа прихожан, было решено возвести отдельный храм. А к 1724 произвели новое расширение здания.
Сначала храм был деревянным, однако пожар 1728 уничтожил строение. Чтобы этого не повторилось, восстанавливать церковь решили уже из камня. Строительство нового здания затянулось на 13 лет. К этому времени на престол взошла Елизавета, велевшая именовать новую церковь Знаменской, в честь почитаемой ею иконы, перенесенной в этот храм.
Знаменская церковь считается самым старым зданием в Пушкине и первым, возведенным из камня.
Софийский собор
Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание, к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.
Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет. Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.
Завоевание Константинополя так и не состоялось, однако собор так и остался военным символом — в 1817 он стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. Вскоре, в собор добавили еще один престол в честь Великомученицы Екатерины. В 1832 году здесь проводились службы и для кирасирского полка (у которых еще не было своей церкви).
В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.
После революции, церковное использование собора прекратилось. По некоторой иронии, военный собор был отдан под военные нужды — в 1934 здесь разместили военный склад. Но и такое использование собора было недолгим, в 1960 здесь разместили гаражный кооператив. Службы здесь возобновились только в 1989. А на следующий год, радом установили бюст Александра Невского. Внутреннее убранство храма так и не вернулось в исторический вид. Внутри все довольно аскетично (хотя тут и раньше было просто). Восстановлены алтари и иконостасы. Собор вернул и свое военно-религиозное значение: здесь и сегодня принимают присягу и устраивают молебны для военных.
Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.