История федоровского городка в царском селе

Последние проекты Русского стиля

     В начале войны для защиты царского дворца был организован особый Авиационный отряд. Архитектору В. Максимову поручили построить деревянный городок в национальном стиле. Проект Максимова отличается от стилизаций К. Тона и И. Ропета своей функциональностью, отражающей бытовые потребности людей XX века, причем выдержан в традиционном русском стиле.
     Неосуществленным оказался проект казарм Железнодорожного полка. Разработка проекта началась с середины 1915 года

Полку отвели территорию 15 гектаров, примыкающую к Царскому Вокзалу; проект должен был завершить формирование вида привокзальной площади в Русском стиле, что было важно для приема приезжающих к русскому Государю почетных гостей.
     На сохранившейся панораме зданий полка виден русский городок с соборной площадью и улицами посада. Рядом с внушительным собором высится колокольня, которая должна была стать доминантой окружающего пространства.
     После революции даже чертежи этого проекта были уничтожены новой властью.
     Еще одним творением Максимова явился Гостиничный ансамбль для размещения иностранных правительственных делегаций, сочетающий древнерусскую тему с классической планировкой

На парадный двор выходит здание дворцового типа, а за ним на внутреннем дворе особо охраняемый дворцовый корпус. По сторонам несколько второстепенных дворов. Разнообразны украшающие детали в русском стиле. Разные по высоте и протяженности чертоги увенчаны крышами прихотливых профилей, перемежающиеся с башенками.
     В 1916 году первой премии был удостоен проект «Здравницы» архитектора Н. Васильева. Контрастное противопоставление глубоких проемов и белых стен, мотивы арки, национальные элементы декора, купола домовой церкви в центре здания — создают характерный для русского стиля облик.
     Ближе к Пулковской обсерватории должен был быть насыпан памятный курган «Дивинец». Н. Рерих писал в те годы: «Славный подвиг должен запечатлеться местом особым, местом великим. Великая смена жизни должна быть отмечена курганами Великой войны… Около Петрограда, около Царского Села есть холмы. И на них запечатлеется память героев. И придут люди к курганам. И прочтут на валунах священные слова. И обновятся духом».
    На въезде в Царское Село со стороны Петербурга, у моста через р. Кузьминку, планировалось сооружение Триумфальной арки «Белые ворота». Проект был составлен В. Максимовым в конце 1916 года. Это последний проект Русского стиля, который должен был венчать победу России в Великой войне. Теперь этот проект венчает победу Русского стиля, бессмертного для русского народа.

История храма

В начале прошлого века, за несколько лет до знаменательной даты в России стали готовиться к празднованию юбилея царствующей династии. Городские власти Санкт-Петербурга решили построить новый храм, который был бы похож на самые красивые допетровские церкви Верхневолжья.

В 1909 году младший брат царя Николая II – великий князь Михаил Александрович Романов стал покровителем строительного комитета. Проект церкви подготовил талантливый русский зодчий, мастер эклектики Степан Самойлович Кричинский. Устроители нашли подходящее место возле Николаевского вокзала, на территории подворья Федоровской мужской обители, и собрали для будущей стройки 500 тысяч рублей.

Летом 1911 года в городе провели торжественную церемонию закладки фундамента. Высокие гости из правительства и священники опустили в подготовленную яму старинные монеты, а великий князь Михаил Александрович положил туда несколько редких монет начала XVII века.

Вид Федоровского собора с Полтавского проезда

Строительство шло споро – уже через 2,5 года в Романовской церкви провели обряд освящения. Торжество получилось пышным и многолюдным. На нем присутствовали император, его дочери, мать Николая II – Мария Федоровна, княгиня Елизавета Федоровна, несколько министров и председатель Государственной Думы.

Новый собор стал выполнять роль монастырского подворья и одновременно был приходским храмом для служащих Николаевского вокзала. Его статус был очень высоким. До революции при храме жили архимандрит и 11 священников.

После прихода новой власти, в январе 1918 года собор перестал быть подворьем обители и остался только приходской церковью вокзала. Несколько лет здесь сохраняли воскресную школу, в которой дети учились грамоте и счету. Страна бурлила от преобразований, и негативные перемены были неизбежны.

Несколько раз Романовскую церковь хотели закрыть, а здание отдать под клуб железнодорожников или кинематограф. Настоятель архимандрит Досифей насколько мог противился этому. Чтобы сохранить святыню, он вынужден был передать управление храмом общине верующих-обновленцев, которые поддерживали советскую власть.

Вид Федоровского собора с улицы Миргородской. Слева расположен храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских

Богослужения в соборе шли до начала 1930-х годов. Когда в стране развернули активную кампанию против церкви, храм закрыли, а здание стали использовать для молокозавода. Под сводами собора, где раньше молились люди, перерабатывали и фасовали молочные продукты. Чтобы купола не портили вид нового индустриального мира, их попросту снесли.

Бывший храм смотрелся сиротливо и быстро оброс уродливыми пристройками. О прежнем величии напоминали только высокие обезглавленные барабаны. В 1970-годы СССР принимал президента США Ричарда Никсона. Перед приездом лидера зарубежного государства в Ленинград город стали приводить в порядок. Власти решили, что храмовые барабаны портят вид постройки, и их спешно снесли.

В 1993 году было принято решение перевести молочное производство на новое место и вернуть храм верующим. Молокозавод занимал церковь 73 года, и православная община получила здание только в 2005 году. Реставрация заняла несколько лет. Она была завершена в 2013 году, к 100-летию постройки Романовской церкви.

Вид на северный фасад Феодоровского собора

Примечания[править | править код]

  1. Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — С. 299. — ISBN 5-85991-043-6.
  2. Кузнецов В. В. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. «Вспоминаю наш храм…» // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 77—87.
  3. ↑ Пояснительная записка капитана Д. Н. Ломана по оборудованию церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — С. 8—12.
  4. Черновская Л. Ф. Государев Собор // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 88—95.
  5. ↑ Пещерный Храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. — М.: Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ», 1915. — Т. . — С. 12, 30, 46—90.
  6. Крашенинников А. Ф. Зодчий русской национальной школы Владимир Николаевич Максимов (1882-1942) // Лица: Биографический альманах. — М.; СПб.: Феникс-Атенеум, 1992. — С. 44—77.
  7. Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 50—53. — ISBN 5-9900655-3-1.
  8. Воейков В. Н. С Царём и без Царя. — М.: Родник, 1994. — С. 17.
  9. Церковной «двадцаткой» в исторической литературе принято называть лиц, заключивших договор с местными властями на использование храмового здания. Они выполняли функции приходского собрания. Как правило, количество лиц в списке составляло около 20-ти человек.
  10. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. — СПб.: Сатисъ, 2006. — С. 323—327. — ISBN 5-7868-0076-8.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2009.
  12. Несмотря на то, что собор был построен на самом высоком месте, помещения постоянно были сырыми.
  13. Икона XVI века. К ней по древним новгородским подлинникам Н. С. Емельяновым были приписаны клейма с житием святителя.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2009.
  15. Бохонский Д. О. Духовенство и церковнослужители Феодоровского Государева Собора // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 96—99.
  16. Протоиерей Андреев Николай Алексеевич — Собственный Его Императорского Величества сводный пехотный полк. Ранее — полковой священник Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка. Умер на 68 году жизни. Похоронен 26.10.1916 на Царскосельском братском кладбище.
  17. . globus.aquaviva.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019.
  18. Кадры можно увидеть на 43-й минуте фильма.

Федоровская икона

Собор посвящен одному из самых почитаемых на Руси образов – Федоровской иконе. По преданию, автором изображения Богородицы с маленьким Иисусом на руках был евангелист Лука. Эта икона появилась на Руси в XII веке, и для нее была построена деревянная часовня в Городце. Спустя век, здесь выросла мужская Богородице-Федоровская обитель.

Знаменитая икона получила свое имя в честь святого великомученика Федора Стратилата. Она считалась едва ли ни главной святыней рода Романовых. Именно с этой иконой в 1613 году был призван на царство родоначальник династии – Михаил Романов. В настоящее время древняя святыня хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

История возведения храма

Место для строительства храма было выбрано неслучайно: именно здесь, в Царском Селе, с конца девятнадцатого века стояли деревянные казармы Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. Царская охрана состояла из людей глубоко верующих, которые не раз обращались к государю с просьбой построить храм, куда они могли бы ходить, чтобы помолиться. Николай и его супруга, императрица Александра Федоровна, были ревнителями православия и с пониманием относились к таким просьбам.  Церкви Царского Села, в том числе и церковь Александра Невского, возведенная в Малиновой гостиной Александровского дворца, были открыты для всех прихожан и моментально наполнялись народом. Царская охрана продолжала настаивать: они заслуживают на свой собственный храм, построенный по велению государя.

Тогда Николай решил построить здесь целый архитектурный комплекс, стилизованный под старину. Его квинтессЭнцией должен был стать собор: царь лично выбрал поляну и отмерил ее шагами – на этом месте и возвели Феодоровский храм.

Строительство собора было приурочено к памятной дате – трехсотлетнему юбилею правящего дома Романовых. Назван собор был в честь Феодоровской иконы Божьей матери, которой царь Михаил Федорович – первый в монаршей истории Романов – был венчан на царство в 1613 году.

Первоначально проект был доверен архитектору Померанцеву. Зодчий замышлял построить грандиозный собор, взяв за основу проекты церквей архитектора Константина Тона. Но вскоре стало понятно, что его видение будущего храма совсем не совпадает с желанием императора. Поэтому Померанцева сменил Владимир Александрович ПокрОвский, который основывался на чертежах оригинального Благовещенского собора  в Москве, еще не измененного последующими пристройками. Покровский считал необходимым в своих работах ориентироваться на памятники старины – позиция, с большим энтузиазмом встреченная императором.

Возведение одноглавого собора завершилось в 1913 году. Внешне строгий и простой, храм изнутри поражал великолепием: за настенную роспись отвечал специальный комитет во главе с Ширинским-Шихматовым. Во время строительства возникла идея создать и нижнюю церковь –  пещерный храм, где впоследствии часто бывала царская семья. Николай активно следил за процессом возведения храма: ему предоставляли эскизы настенной росписи и ярких мозаик, отражавшие забытые некогда традиции старорусского зодчества. Царская семья лично финансировала строительство храма, выделив 150 000 рублей – по тем меркам, это была огромная сумма. Тогда Николай даже представить себе не мог, что быть прихожанином храма ему придется очень недолго…

Государева Ратная палата

     Следующим этапом утверждения русского стиля в Царском Селе явилось строительство Ратной палаты по проекту архитектора С. Сидорчука и князя М. С. Путятина.
     В 1911 году Е. Третьякова передала императору Николаю II собрание исторических документов, освещающих военную историю России с древнейших времен. Для хранения этой коллекции и было решено создать музей, названный Ратной палатой. Третьего мая 1913 года состоялась закладка в присутствии Государя.
     Государева Ратная палата в плане представляет неправильный пятиугольник. Главный корпус состоит из большого зрительного зала на 400 человек. Для чтения лекций устроена эстрада, отделенная аркой, снабженная устройствами для световых и кинематографических картин. В башне-ротонде была библиотека. Росписи Ратной палаты осуществил Н. Пашков по эскизам И. Билибина. В главном корпусе на сводах были изображены гербы русских городов, а на потолке круглой башни изображена центральная часть иконы «Благословенно воинство Царя Небесного»: царь Иван Грозный возвращается из Казанского похода, архангел Михаил возглавляет русское войско, Богородица посылает ангелов с венцами.
     На фасаде главного корпуса было создано лепное изображение двуглавого орла с крыльями, опущенными, как при царе Михаиле Романове, а над входными воротами герб Рюриковичей — трезубец громовержца, в христианское время символизирующий Святую Троицу, освященный крестом. Искусно выполненные орнаменты из узорного кирпича сохранились до наших дней. Сохранились на фасадах и выкованные из чугуна древнерусские руны.
     Трофейная комиссия провела большую работу: было зарегистрировано 40 000 подвигов русских солдат за всю историю войн, 2 000 рисунков русских и иностранных знамен, всего 59 000 карточек архива.
     С началом I мировой войны цели изменились, и Ратная палата должна была стать Музеем текущей войны. Начали создание портретной галереи Георгиевских кавалеров. Все трофейные знамена решено было передать на хранилище в Ратную палату. 15 февраля 1917 года Николай II лично принимал и осматривал собрание рисунков и фотографий.
 

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.

Архивы  свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре. Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока». Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.

Участь отца Льва была  тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных  событий  он  был арестован и расстрелян.  2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…

Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века — с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской — это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598–1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

Примечания

  1. Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — С. 299. — ISBN 5-85991-043-6.
  2. Кузнецов В. В. Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. «Вспоминаю наш храм…» // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 77—87.
  3. ↑ Пояснительная записка капитана Д. Н. Ломана по оборудованию церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — С. 8—12.
  4. Черновская Л. Ф. Государев Собор // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 88—95.
  5. ↑ Пещерный Храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. — М.: Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ», 1915. — Т. . — С. 12, 30, 46—90.
  6. Крашенинников А. Ф. Зодчий русской национальной школы Владимир Николаевич Максимов (1882-1942) // Лица: Биографический альманах. — М.; СПб.: Феникс-Атенеум, 1992. — С. 44—77.
  7. Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 50—53. — ISBN 5-9900655-3-1.
  8. Воейков В. Н. С Царём и без Царя. — М.: Родник, 1994. — С. 17.
  9. Церковной «двадцаткой» в исторической литературе принято называть лиц, заключивших договор с местными властями на использование храмового здания. Они выполняли функции приходского собрания. Как правило, количество лиц в списке составляло около 20-ти человек.
  10. Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. — СПб.: Сатисъ, 2006. — С. 323—327. — ISBN 5-7868-0076-8.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 октября 2009.
  12. Несмотря на то, что собор был построен на самом высоком месте, помещения постоянно были сырыми.
  13. Икона XVI века. К ней по древним новгородским подлинникам Н. С. Емельяновым были приписаны клейма с житием святителя.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2009.
  15. Бохонский Д. О. Духовенство и церковнослужители Феодоровского Государева Собора // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2001. — Вып. 24. — С. 96—99.
  16. Протоиерей Андреев Николай Алексеевич — Собственный Его Императорского Величества сводный пехотный полк. Ранее — полковой священник Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка. Умер на 68 году жизни. Похоронен 26.10.1916 на Царскосельском братском кладбище.
  17. . globus.aquaviva.ru. Дата обращения: 28 ноября 2019.
  18. Кадры можно увидеть на 43-й минуте фильма.

Настоятели[править | править код]

Настоятели собора
Даты Настоятель
15 (28) июля  — 24 октября (6 ноября)  протоиерей Николай Алексеевич Андреев (1849—1916)
24 октября (6 ноября)  — 21 октября протоиерей Афанасий Беляев (1845—1921)
1922 — 28 декабря 1930 протоиерей Алексий Кибардин (1882—1964)
21 октября 1931 — апрель 1932 иеромонах Варсонофий (Юшков) (1900—1938)
апрель 1932 — июль 1933 протоиерей Александр Перкатов (1865 — после 1933)
30 июля 1933 — 17 сентября 1933 иеромонах Серафим (Иванов) (1880—…)
19 сентября 1933 — 29 января 1934 иеромонах Феодор (Козлов) (1893—…)
1934—1991 период закрытия
декабрь 1991— ноябрь 1995 игумен Сергий (Кузьмин) (1953—2007)
29 ноября 1995 — 14 марта 2019 епископ Маркелл (Ветров) (1952—2019)
19 марта — 25 ноября 2019 протоиерей Геннадий Зверев (род. 1955)
25 ноября 2019 — по н. вр. иерей Герман Ранне (род. 1985)

Почётным настоятелем собора был протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский.

Литература[ | код]

  • Церковь Собственного Его Величества конвоя и Собственного Его Величества Сводного пехотного полка в Царском Селе (Проекты, разрезы, планы) // Ежегодник общества архитекторов-художников. — 1910. — Вып. 5. — С. 109—112.
  • Церковь Собственного Его Величества конвоя и Собственного Его Величества Сводного пехотного полка в Царском Селе (Внутренний вид) // Ежегодник общества архитекторов-художников. — 1912. — Вып. 7. — С. 98—102.
  • Погожев Е. Н. Храм в духе царя Алексея Михайловича (Церковь Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка в г. Царском Селе). — СПб., .
  • Подробное описание церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в Царском Селе. — СПб., 1912.
  • Пояснительная записка капитана Д. Н. Ломана по оборудованию церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — , XVI,  с.
  • Церковная и ризничная опись Серафима Саровского чудотворца при Собственном Его Императорского Величества Сводном пехотном полку в г. Царском Селе. — СПб., 1912. — 67 с.
  • Пещерный Храм во имя преподобного Серафима Саровского чудотворца // Феодоровский Государев Собор в Царском Селе. — М.: Московская художественная скоропечатня «Товарищества «Левинсонъ», 1915. — Т. . — 80 с.
  • Прокофьев В. Феодоровский Государев собор // Русский паломник. — 1916. — № 18. — С. 273—285.
  • Алексеев Ю. В., Барановский А. В. Феодоровский собор: Историческая справка. — , 1992.
  • Ласточкин С. Я., Рубежанский Ю. Ф. Царское Село — резиденция российских монархов: Архит. и воен.-ист. очерк. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Тип. «Правда», 2000. — ISBN 5-85991-043-6.
  • Кузнецов В. В. «Вспоминаю наш храм…» // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — СПб., 2001. — Вып. 24. — С. 77—87.
  • Черновская Л. Ф. Государев собор // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — СПб., 2001. — Вып. 24. — С. 88—95.
  • Бардовская Л. В., Ходасевич Г. Д. Феодоровский Государев собор: Русский уголок Царского Села. — СПб.: Изд-во Зимина, 2002. — 27,  с. — ISBN 5-93522-020-2.
  • Крекшина Е. Феодоровский Государев собор в Царском Селе. — СПб.: «Поли Медиа Пресс», 2003.
  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 50—53. — ISBN 5-9900655-3-1.

ТРУДНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ

Сам владыка пришел в собор игуменом и «возрастал» вместе с возрождением храма.

Молельня императрицы Александры Феодоровны в любимом всей царской семьей пещерном храме преподобного Серафима Саровского

 

— Государев собор был сильно руинирован. О серьезной реставрации мы могли лишь мечтать, поэтому основная задача была приспособить храм для богослужения. Денег хронически не хватало, многие работали, как говорится, «во славуБожию». Но этот соборный духовный порыв позволял ощутить близость Господа. Нередко бывало так: нужно 50 000 рублей (по курсу 1995 года) на очередной ремонт, помолимся вечером, а утром после Литургии находим в кружке ровно 50 000 рублей, — рассказывает Ирина Горбачёва, член общины с начала восстановления собора. — Нужны кастрюли в трапезную, посетуем, что денег взять негде, на следующий день приходит прихожанка и спрашивает: «Вам кастрюли не нужны?» Удивительное было время, в прямом смысле чудесное!

Вместо бумажных икон для нижнего храма отдали настоящие, изъятые при попытке вывезти их контрабандой под крышей поезда. Чудесным образом находили дорогу к храму иконы, бывшие здесь изначально, например два образа из пророческого ряда иконостаса верхнего храма. Но в результате самый большой вклад в реконструкцию храма внесла российская строительная компания ЛСР, лично Андрей Молчанов.

— Для меня ценно, что эти стены видели всё — старую историю, новую и новейшую, — делится настоятель. — Видите этот цвет, я сам его подбирал по образцу… — владыка показывает одно из многочисленных помещений нижнего храма Серафима Саровского.

Владыка Маркелл является настоятелем Феодоровского Государева собора уже 21 год

Эта церковь, согласно планам храмоздателей, вообще могла не сохраниться до наших дней. Еще когда «большой» собор только проектировался, была построена временная церковь, освященная в честь дивеевского святого. По замыслу строителей, ей предстояло исчезнуть после завершения работ — но в итоге её полностью перенесли в нижний придел и сделали пещерным храмом.

— Когда мы начали служить в нижнем храме, на потолок пришлось натянуть сетку, чтобы кирпичи не падали людям не голову, — вспоминает владыка Маркелл. — А иконостас соорудили из фанеры. До Феодоровского Государева собора я семь лет служил в Спасо-Преображенском соборе. Он никогда не закрывался. Там было и тепло, и комфортно. А здесь мне приходилось поначалу оставаться ночевать в нижнем храме, спать на лавке с зажженным фонарем, чтобы отпугивать крыс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: