История возведения храма
Место для строительства храма было выбрано неслучайно: именно здесь, в Царском Селе, с конца девятнадцатого века стояли деревянные казармы Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. Царская охрана состояла из людей глубоко верующих, которые не раз обращались к государю с просьбой построить храм, куда они могли бы ходить, чтобы помолиться. Николай и его супруга, императрица Александра Федоровна, были ревнителями православия и с пониманием относились к таким просьбам. Церкви Царского Села, в том числе и церковь Александра Невского, возведенная в Малиновой гостиной Александровского дворца, были открыты для всех прихожан и моментально наполнялись народом. Царская охрана продолжала настаивать: они заслуживают на свой собственный храм, построенный по велению государя.
Тогда Николай решил построить здесь целый архитектурный комплекс, стилизованный под старину. Его квинтессЭнцией должен был стать собор: царь лично выбрал поляну и отмерил ее шагами – на этом месте и возвели Феодоровский храм.
Строительство собора было приурочено к памятной дате – трехсотлетнему юбилею правящего дома Романовых. Назван собор был в честь Феодоровской иконы Божьей матери, которой царь Михаил Федорович – первый в монаршей истории Романов – был венчан на царство в 1613 году.
Первоначально проект был доверен архитектору Померанцеву. Зодчий замышлял построить грандиозный собор, взяв за основу проекты церквей архитектора Константина Тона. Но вскоре стало понятно, что его видение будущего храма совсем не совпадает с желанием императора. Поэтому Померанцева сменил Владимир Александрович ПокрОвский, который основывался на чертежах оригинального Благовещенского собора в Москве, еще не измененного последующими пристройками. Покровский считал необходимым в своих работах ориентироваться на памятники старины – позиция, с большим энтузиазмом встреченная императором.
Возведение одноглавого собора завершилось в 1913 году. Внешне строгий и простой, храм изнутри поражал великолепием: за настенную роспись отвечал специальный комитет во главе с Ширинским-Шихматовым. Во время строительства возникла идея создать и нижнюю церковь – пещерный храм, где впоследствии часто бывала царская семья. Николай активно следил за процессом возведения храма: ему предоставляли эскизы настенной росписи и ярких мозаик, отражавшие забытые некогда традиции старорусского зодчества. Царская семья лично финансировала строительство храма, выделив 150 000 рублей – по тем меркам, это была огромная сумма. Тогда Николай даже представить себе не мог, что быть прихожанином храма ему придется очень недолго…
Федоровская икона
Собор посвящен одному из самых почитаемых на Руси образов – Федоровской иконе. По преданию, автором изображения Богородицы с маленьким Иисусом на руках был евангелист Лука. Эта икона появилась на Руси в XII веке, и для нее была построена деревянная часовня в Городце. Спустя век, здесь выросла мужская Богородице-Федоровская обитель.
Знаменитая икона получила свое имя в честь святого великомученика Федора Стратилата. Она считалась едва ли ни главной святыней рода Романовых. Именно с этой иконой в 1613 году был призван на царство родоначальник династии – Михаил Романов. В настоящее время древняя святыня хранится в Богоявленском соборе города Костромы.
Памятник Дому Романовых
Собор, ставший памятником эпохи правления Дома Романовых, был возведён из железобетона на основе новой по тем временам технологии. Средства на его постройку – полмиллиона рублей, что составляло огромную по тем временам сумму, были полностью собраны из народных пожертвований, поступавших со всей России. Это, поистине народное детище, в обиходе стало именоваться «Романовской церковью».
Феодоровский собор – величественное сооружение высотой в сорок семь с половиной метров и увенчанное традиционным для российской храмовой архитектуры пятиглавием, — вмещал одновременно более трёх с половиной тысяч человек. Они могли без труда разместиться на площади его внутреннего помещения, составлявшей триста шестьдесят квадратных метров.
Оригинальной архитектурной находкой являлась стена, примыкавшая к колокольне, и напоминавшая своим обликом стену Московского Кремля. По замыслу автора, она должна была символизировать единение главных российских городов Санкт-Петербурга и Москвы – двух столиц великой империи.
Место для будущей постройки
Следует отметить, что выбор места для строительства собора на пересечении Миргородской и Полтавской улиц явился довольно случайным. Он стал результатом энергичных действий настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря, чьё подворье находилось как раз на этой территории. Желая расширить принадлежавший подворью земельный участок, а заодно и соорудить на нём за казённый счёт большой и вместительный храм, настоятель сумел склонить членов комиссии к нужному ему решению.
Впоследствии выбор места, на котором был возведён Феодоровский собор, подвергался критике многих высокопоставленных лиц, и, в частности, московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского, заявившего, что храм, по его мнению, построен на окраине города.
С таким категоричным заявлением едва ли можно согласиться. Расположенная в непосредственной близости от Николаевского вокзала и прилегающей к нему одноименной площади, даже в начале XX века, когда границы города были значительно уже, чем в настоящее время, постройка находилась вблизи его исторического центра.
Архитектура
В дни строительства собора нижний придел освятили в честь благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины, боковые прославили во имя святого Филарета и великомученицы Марфы. В своем плане архитектор намеревался имитировать новгородский стиль XIII столетия, но воплотить идею в жизнь не удалось.
Интерьер нижнего храма
- Художественным оформлением нижнего храма во время периода реставраций занимался архимандрит Зинон, умелый иконописец. Именно он предложил соорудить алтарную преграду и установить фрески в апсидах.
- На восточной стене выделяется изображение причащающихся апостолов, над сенью помещены символичные образы животных, относящихся к авторам четырех Евангелий. Алтарная зона отделена невысокими ступенями, а на горнем месте, в центре, располагается трон епископа. Гармонично сочетаются цвета фресок и каменных фрагментов. Значительное оживление в общую атмосферу привносит комплекс мраморных вкраплений. Полированная плита престола покоится на массивном столбе.
- Необыкновенной достопримечательностью считается мраморная купель, где проходят крещение взрослые люди, а также лабиринт – олицетворение пути к Господу. Пол нижнего собора выложен керамикой, на стенах и столбах размещены священные образы, написанные за счет пожертвований благотворителей.
Николай II, увидев новоявленный Феодоровский собор, отметил, что он высок, изящен и замечательно светел. Даже вечером высокие окна и белоснежные стены, а также отсутствие колонн в центре, придавали строению особой яркости. Мраморный пол выложен в шахматном порядке. Интерьер верхнего придела дополняется посредством двух нефов. В этот притвор ведет лестница из нижнего храма, отсюда также можно перейти в колокольню по крытой галерее.
Внутри второго яруса Феодоровского собора располагается три престольных алтаря. Изначально большой иконостас смастерили из липы и декорировали позолотой. Однако этот оригинал был уничтожен, в новейшее время его воссоздали по старым чертежам.
Иконостас верхнего храма Феодоровской иконы Божией Матери
В центре верхнего собора на цепях находится ажурное паникадило, удивляющее размером (диаметр 6,5 м.). Воссозданы также два киота, Голгофа и горнее место. Дополнительный объем создается за счет обширных хоров (продолговатых, четырехугольных пространств), рядом с которыми находятся помещения одной из башен.
Экстерьер
Церковь создали в неорусской стилистике по чертежам С. Кречинского. В образе можно различить церковные постройки древних городов Руси, здесь сочетаются мотивы старины и модернизма, что позволяет говорить о неповторимости фасадов.
Феодоровская церковь располагается на твердом железобетонном фундаменте, центральный купол опирается на четыре арки. Стилистической особенностью выступает часто повторяющаяся асимметричность. По периметру стоят три башни, но ни одна не похожа на другую. Храмовые стены с наружной стороны облицованы известняком и украшены специфическим орнаментом. На восточном фасаде выделяются врезанные в стену кресты, — этот архитектурный ход типичен для русской древности.
Кровлю Феодоровского собора покрывает симбиоз двух материалов: здесь частично выложена медь, остальное — черепица зеленого оттенка. Во время реставрационных работ удалось провести позолочение куполов, чего не сделали во время первого сооружения. Северный фасад храма считается главным, именно здесь размещается высокое майоликовое панно. Значимым украшением собора является мозаичная икона Иисуса Христа над центральными вратами.
«Федоровский» означает «с царским размахом»
Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской. И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.
Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.
Восстановление Феодоровский собора
В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.
Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.
Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.
В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века — с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.
Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.
Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.
Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской — это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598–1613 годов.
По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».
Убранство фасадов собора
Как явствует из сохранившихся документов, собор Феодоровской иконы Божьей Матери имел снаружи богатую декоративную отделку, выполненную в технике мозаики и майолики. В частности, на северном фасаде, выходившем на Миргородскую улицу и покрытым белым старицким камнем, размещалось майоликовое панно, изображавшее Пресвятую Богородицу, простиравшую Свой Покров над царствующим Домом Романовых.
На той же стене можно было увидеть Феодоровскую икону Божьей Матери, а также древо с портретами царей последних трёх столетий. Обе эти композиции были выполнены в мозаичной технике. Купола храма были выполнены из позолоченной меди и, в редкие для Санкт-Петербурга солнечные дни, сияли нестерпимым блеском.
Интересные факты
- Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
- У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
- В соборе несколько раз в году проводится детская литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
- Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение
- В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового цвета.
Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.
Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.
Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.
Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.
Автор статьи
Анастасия
Живу в Великом Новгороде. С удовольствием провожу время в Санкт-Петербурге. Люблю писать об истории и культуре этих двух городов.
Написано статей
4
Дальнейшая судьба
После расстрела царской семьи в 1918 году часть имущества Феодоровского собора была передана Екатерининскому дворцу, еще часть впоследствии получил Русский музей. Советская власть, словно безжалостный палач, искореняла в народе символы христианской веры, и подавляющее большинство церквей и храмов было разрушено или стало использоваться совсем в других целях. Не избежал этой участи и Феодоровский собор, который закрыли в 1933 году. Верхний храм превратился в кинотеатр, нижний же служил помещением для хранения документов и кинопленки.
Еще большим ударом для собора стала Великая Отечественная война: он серьезно пострадал от обстрелов. Была разрушена часть стен, сгорела церковная утварь. Доподлинно неизвестно, как использовали храм после окончания войны: говорят, что в его помещениях хранились овощи. Реставрацией полуразрушенного памятника русского зодчества занялись лишь в 1985 году, а в 1991 собор наконец-то вернули Русской Православной Церкви.
Дальнейшая судьба
После расстрела царской семьи в 1918 году часть имущества Феодоровского собора была передана Екатерининскому дворцу, еще часть впоследствии получил Русский музей. Советская власть, словно безжалостный палач, искореняла в народе символы христианской веры, и подавляющее большинство церквей и храмов было разрушено или стало использоваться совсем в других целях. Не избежал этой участи и Феодоровский собор, который закрыли в 1933 году. Верхний храм превратился в кинотеатр, нижний же служил помещением для хранения документов и кинопленки.
Еще большим ударом для собора стала Великая Отечественная война: он серьезно пострадал от обстрелов. Была разрушена часть стен, сгорела церковная утварь. Доподлинно неизвестно, как использовали храм после окончания войны: говорят, что в его помещениях хранились овощи. Реставрацией полуразрушенного памятника русского зодчества занялись лишь в 1985 году, а в 1991 собор наконец-то вернули Русской Православной Церкви.
История
На территории, где в настоящее время расположен Феодоровский собор, во второй половине XIX века находилось подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии. Здесь, по инициативе Александра III, было решено построить храм. По результатам конкурса был выбран проект русского архитектора Семена Кричинского. Средства на строительство собирали по всей России, свои пожертвования внесли самые разные организации и многие частные лица, всего было пожертвовано более 500 тысяч рублей.
Храм заложен в 1911 году, основные работы продолжались более трех лет, Дом причта был построен в 1915–1916 годах.
Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери, главный придел нижнего храма посвящен Александру Невскому, покровителю императора Александра III (освящение предположительно прошло в 1920 году).
Приход существовал до 1932 года, пока советские чиновники не придумали разместить в храме базу объединения «Союзмолоко». Здание перестроили, купола снесли, а в подвале была устроена настоящая помойная яма. В 1972 году к визиту президента США Никсона с крыши изуродованного здания были убраны и барабаны, в итоге храм стал похожим на кубик.
Это интересно…
На семьдесят пятую годовщину расстрела царской семьи возле собора был установлен бронзовый памятник Николаю Второму. Легенда гласит, что последний русский император когда-то посадил на этом месте пять дубков – по количеству своих детей, которые, увы, разделили горькую участь своих родителей. Император был первым, кто заложил камень в фундамент будущего собора.
Примечательно, что царская семья очень часто бывала в храме, посещая его не только во время церковных праздников, но просто, чтобы найти утешение в святом месте. Многие почитатели Николая и Александры, причисленных после смерти к лику святых, часто приезжают в Царское Село. Они обязательно посещают Феодоровский собор, чтобы побывать там, где когда-то молились последние царствующие Романовы.
Проект собора-памятника
Для реализации этих планов в 1909 году под августейшим покровительством великого князя и родного брата императора Николая II – Михаила Александровича — был учреждён особый комитет, который возглавил один из видных государственных деятелей тех лет генерал-майор Д. Я. Дашков.
Свою работу комитет начал с рассмотрения нескольких десятков архитектурных проектов, присланных в столицу со всех концов страны. Лучшей была признана работа петербургского зодчего С. С. Кричинского, спроектировавшего Феодоровский собор в стиле нижневолжских храмов XVI-XVII веков. Его проект и был принят к реализации.
Новая жизнь
Сегодня службы в Феодоровском соборе совершают ежедневно. Приход храма занимается и активной внебогослужебной деятельностью. При Феособоре действуют:
- Воскресная школа для детей
- Религиозно-просветительские курсы
- Школа библейской филологии
- Богословско-философский семинар
- Группы взаимопомощи для зависимых
- Общество трезвости
- Школа пения
- Социально-информационный прием
- Экскурсионная служба
- Швейная мастерская
Кроме этого в Феодоровском соборе:
Осуществляется полноценная работа по воцерковлению детей и взрослых
Уделяется серьезное внимание подготовке желающих принять Таинство Крещения
Ведется благотворительная деятельность, молодежное и семейное служение
Устраиваются регулярные встречи для совместного изучения Библии
Проходят приходские собрания «Женщины в свете Писания»
Читаются лекции по богословию, истории, искусству
Проводятся концерты духовной, а также классической музыки
Великое освящение престолов верхней церкви
День 15 сентября 2013 года вошел в новую историю собора Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых (его официальное название) как один из самых знаменательных. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения трех его престолов в верхнем храме. На богослужении присутствовали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, министр культуры Владимир Мединский, председатель Попечительского совета Борис Грызлов и прихожане.
Карта расположения:
← Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра | Храм Спаса-на-Крови (Собор Воскресения Христова) → |
Архитектурные особенности
Затейливое здание Федоровского собора возведено в неорусском стиле, по образцу православных храмов Ростова Великого, Юрьева-Польского, Суздаля и Ярославля, которые строили во времена царствования государя Михаила Федоровича. Питерский собор сделан из железобетона и стоит на цельной железобетонной плите. Его купола светятся приятной позолотой.
Необычный храм сочетает древние мотивы с модерном, имеет высоту 48 м и вмещает 3,5 тысячи верующих. По периметру здания возвышаются три непохожих друг на друга башни. Стены облицованы белым известняком и украшены затейливой резьбой. На них легко найти райскую птицу Сирин, российского двуглавого орла, птицу Феникс, льва и единорога.
На парадном фасаде с северной стороны красуется мозаика с изображением Богоматери, русских святых и представителей дома Романовых. Она сделана из майолики и имеет высоту 8 м.
Главный вход в собор украшает мозаичная икона Иисуса Христа. Более ста лет назад мастера Академии художеств изготовили необычную икону по рисунку Василия Михайловича Васнецова. К сожалению, в годы советской власти оригинальный мозаичный образ был уничтожен. Под толстым слоем штукатурки сохранилось только несколько разрозненных фрагментов. Современный художник-мозаист Виктор Татаренко использовал их в качестве образца и воссоздал красивую мозаику заново.
Крытый переход, который похож на краснокирпичную стену Московского Кремля, связывает основное здание со стройной шатровой колокольней. Все, кто идет со стороны Московского вокзала, видят на восьмигранном куполе аккуратную черепичную кровлю. В проемах колокольни висят 11 колоколов, общий вес которых составляет 17 тонн.
Возрождение
После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.
За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.
Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.
Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.
В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.
Собор оживает «Романовским звоном»…
Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви. Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка. К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг. Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.
Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…
К настоящему времени почти все из восстановительных работ выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.
История храма
В начале прошлого века, за несколько лет до знаменательной даты в России стали готовиться к празднованию юбилея царствующей династии. Городские власти Санкт-Петербурга решили построить новый храм, который был бы похож на самые красивые допетровские церкви Верхневолжья.
В 1909 году младший брат царя Николая II – великий князь Михаил Александрович Романов стал покровителем строительного комитета. Проект церкви подготовил талантливый русский зодчий, мастер эклектики Степан Самойлович Кричинский. Устроители нашли подходящее место возле Николаевского вокзала, на территории подворья Федоровской мужской обители, и собрали для будущей стройки 500 тысяч рублей.
Летом 1911 года в городе провели торжественную церемонию закладки фундамента. Высокие гости из правительства и священники опустили в подготовленную яму старинные монеты, а великий князь Михаил Александрович положил туда несколько редких монет начала XVII века.
Вид Федоровского собора с Полтавского проезда
Строительство шло споро – уже через 2,5 года в Романовской церкви провели обряд освящения. Торжество получилось пышным и многолюдным. На нем присутствовали император, его дочери, мать Николая II – Мария Федоровна, княгиня Елизавета Федоровна, несколько министров и председатель Государственной Думы.
Новый собор стал выполнять роль монастырского подворья и одновременно был приходским храмом для служащих Николаевского вокзала. Его статус был очень высоким. До революции при храме жили архимандрит и 11 священников.
После прихода новой власти, в январе 1918 года собор перестал быть подворьем обители и остался только приходской церковью вокзала. Несколько лет здесь сохраняли воскресную школу, в которой дети учились грамоте и счету. Страна бурлила от преобразований, и негативные перемены были неизбежны.
Несколько раз Романовскую церковь хотели закрыть, а здание отдать под клуб железнодорожников или кинематограф. Настоятель архимандрит Досифей насколько мог противился этому. Чтобы сохранить святыню, он вынужден был передать управление храмом общине верующих-обновленцев, которые поддерживали советскую власть.
Вид Федоровского собора с улицы Миргородской. Слева расположен храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских
Богослужения в соборе шли до начала 1930-х годов. Когда в стране развернули активную кампанию против церкви, храм закрыли, а здание стали использовать для молокозавода. Под сводами собора, где раньше молились люди, перерабатывали и фасовали молочные продукты. Чтобы купола не портили вид нового индустриального мира, их попросту снесли.
Бывший храм смотрелся сиротливо и быстро оброс уродливыми пристройками. О прежнем величии напоминали только высокие обезглавленные барабаны. В 1970-годы СССР принимал президента США Ричарда Никсона. Перед приездом лидера зарубежного государства в Ленинград город стали приводить в порядок. Власти решили, что храмовые барабаны портят вид постройки, и их спешно снесли.
В 1993 году было принято решение перевести молочное производство на новое место и вернуть храм верующим. Молокозавод занимал церковь 73 года, и православная община получила здание только в 2005 году. Реставрация заняла несколько лет. Она была завершена в 2013 году, к 100-летию постройки Романовской церкви.
Вид на северный фасад Феодоровского собора
Советские годы
В 1918 году подворье постигла та же участь, что и другие монастыри – его ликвидировали, а храм стал действовать только в качестве приходского. Однако, несмотря на утрату собором монастырского статуса, монахи продолжали в нем служить. Более того – они организовали Александро-Невское братство, которое заботилось о бедных, больных и заключенных, устраивало различные лекции и беседы, издавало книги. В это общество входили не только монашествующие, но и миряне – рабочие и интеллигенция.
В 20-е годы Александро-Невское братство действовало фактически в подпольных условиях, находясь в постоянной опасности от новых властей. Но о его деятельности большевики все-таки проведали. В 1932 году братство прекратило свое существование. Многих людей арестовали и отправили в лагеря. В том же году был закрыт и Феодоровский собор.
Можете представить что на этом месте был молочный завод?
ДаНет
В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.
В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.
Святыни
Главной реликвией церкви является Феодоровский образ Богородицы. Именно этим святым изображением Ксения Романова благословила собственного сына Михаила на великое царствование в России. Об иконе известно с XII столетия, изначально она хранилась в небольшой часовне, расположенной неподалеку от деревни Городец.
Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня храма
Вскоре здесь построили Богородичный монастырь, где на смертном одре принимал схиму Александр Невский. После благословения Михаила на правление Феодоровская икона стала главной святыней семьи Романовых.
На заметку! Оригинал святого образа пребывает в Костромском Успенском храме.