Белая троица тверь затьмачье (троицкая церковь)

Обретение мощей преподобного Макария Клязинского

Непосредственно причастен к обретению мощей святого дмитровский купец Михаил Воронков. Он занимался строительство каменного храма на месте разрушившегося деревянного.

При рытье рва под фунтами был обнаружен нетленный гроб. Из него исходило сильное благоухание. По вскрытии гроба было обнаружено не тронутое тленом тело преподобного Макария Клязинского. Непосредственно по обретению мощей многие стали получать от них исцеление.

Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI — начало XVII века. Дерево, темпера. Национальный музей Дании, Копенгаген

О том, что мощи преподобного Макария обретены, игумен Троице-Сергиевой лавры Иосаф сообщил Дмитровскому князю Юрию Ивановичу. После этого об обретении мощей узнал Великий князь Московский Василий Иванович IV.

Он послал в Калязинский монастырь архимандрита Чудова монастыря Иона. Им было подтверждено нетленность мощей. Далее они были помещены в Троицком храме, и по этому поводу была составлена рукописная служба.

Праздник обретения мощей преподобного Макария стал в Калязине великим праздником. На богомолье в этот день приезжали великие князья и российские цари. Царь Борис Годунов преподнёс в дар святому Макарию украшенную серебряную раку.

Во времена Смуты поляки под руководством пана Лисовского иссекли палашами раку и выбросили из неё мощи святого. После погрома тверчане чудом обнаружили их на пепелище. Благодаря этому к концу XII века Троице-Сергиева лавра была восстановлена.

И.Ф. Никольский (1898 — 1979). Фотография взята с сайта Клязинского краеведческого музея. Долгие годы он возглавлял его. Благодаря ему были спасены мощи преподобного Макария

В 1700 году мощи были помещены между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В 1919 году рака с ними была вскрыта. Сохранению мощей весь православный мир обязан директору Калязинского музея И.Ф. Никольскому.

В 1988 голу мощи вместе с ракой были возвращены Русской православной церкви и помещены в соборе Белой Троицы. Они там храниться и сейчас.

Как проходят богослужения

Храм открыт для посещения ежедневно с 8:00 до 20:00. В зависимости от события и дня недели, богослужения происходят каждый день.

Торжественные богослужения в храме:

  1. Престольный праздник – день Святой Троицы, отмечается в пятидесятый день после Пасхи.
  2. Особо отмечается память мученицы Татьяны (25 января), преподобного Ефрема Новоторжского (28 января, 24 июня – обретение мощей), святого Арсения Тверского (15 марта).
  3. Празднование Собора святых совершается в первую неделю (в первый воскресный день) после 12 июля (дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла).

Здесь также проходят архиерейские службы, посвященные важным событиям православной жизни. В будние дни ее служат учиненные священнослужители, священники и диаконы, а в праздничные и воскресные дни – сам Тверской митрополит. Церковнослужители (чтецы и певчие) во время богослужений находятся вне алтаря, на клиросе, читая и исполняя богослужебные песнопения и тексты. Как и в Древние времена, эти люди живут на пожертвования прихожан.

Церковь Святителя Арсения Тверского

Рекомендовать место

5

Святитель Арсений, епископ Тверской – очень почитаемый святой в Тверской области. Родился в Твери, а постриг принял в Киево-Печерской лавре. Через некоторое время был назначен на Тверскую кафедру, был великим миротворцем, прекратил многие раздоры в Тверском княжестве. Умер Святитель Арсений в 1409 году, а в 1483 его мощи стали нетленными.

В честь этого известного святого в Твери была построена церковь. В 2004 году сначала был установлен на месте строительства Поклонный крест. А в 2006 году владыка осветил новый храм и звонницу. Храм находится в поселке Пролетарский города Твери. С апреля 2007 года церковь Святителя Арсения Тверского открыта ежедневно для прихожан. При храме работает церковно-приходская школа, которую посещают взрослые.

Церковь небольшая, строгой формы, белого цвета, построена в стиле классицизма.

Белая Троицу построил московский купец Тушинский

Основал Храм Троицы Живоначальной московский купец Гаврила Андреевич Тушинский. В конце XV — начале XVI века он был переселён в Тверь из Москвы. Архитектором собора — знаменитый тверской зодчий Г.Д. Маков.

На месте собора в древние времена размещалась деревянная церковь, но следы от неё не сохранились.


Гавриил Иванович Яковлев?. «Портрет купца».1840-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Именно такие люди возводили храмы типа «Белой Троицы» в Твери

Строить начали в 1575 году, но из-за нехватки средств приостановили.

Достраивали собор на деньги другого купца — Петра Ламина.

1575

в этом году началось строительство Белой Троицы

Несмотря на данное обстоятельство, именно Тушинский считается основателем собора.

На западной его стороне до сих пор сохранилась надпись с именем основателя храма — ктитора. Через восемь лет по окончании строительства храма Тушинский завещал его вместе со своим домом Сергиево-Троицевой лавре.

Соборная церковь Вознесения Господня

Рекомендовать место

6

Соборная церковь Вознесения Господня в Твери принадлежит к Архиерейскому подворью, находится в самом центре города. Это один из самых известных храмов Тверской области, сейчас в нем находится Тихвинская икона Божией Матери и икона «Тучная гора». Оригиналы икон были утрачены, это новописанные иконы, но от этого не менее почитаемы прихожанами.

Церковь была построена в 1749-1760 годах в камне. А ранее на этом месте стояла деревянная Церковь Вознесения, которая в 1747 году сгорела от пожара. В XVIII веке два тверских купца — И.Ф. Татаринцев и Ф.Н. Бобров выделили средства для перепланировки церкви. Она была перестроена по проекту архитектора И.Ф. Львова. Стиль архитектуры храма — поздний классицизм.

Как и многие церкви, храм был закрыт после революции в тридцатых годах и использовался, как склад. Потом храм передали музею, а в семидесятых годах из него сделали выставочный зал. 1993 год — год возвращения храма православной Епархии. Сейчас храм действующий.

Церковь Троицы Живоначальной

Рекомендовать место

7

1

Церковь Живоначальной Троицы расположена на берегу озера, рядом с ныне нежилым селом Бросно. Полуразрушенное здание церкви, заброшенные дома деревни и озеро с легендами о живущем в нем чудовище прекрасно подойдут любителям уединенного отдыха и постапокалиптических видов.

Построенная в 1761 году, церковь является одним из лучших культовых памятников региона. Сооружение было возведено из кирпича, сохранились некоторые детали декора фасада в барочном стиле. Вход в храм располагался в северной части фасада, к нему вела белокаменная лестница.

Внешняя и внутренняя отделка стен не сохранилась, можно наблюдать лишь голые кирпичные стены. Интерьер церкви ничем не выделяется, но позволяет оценить размеры храма и представить его былую красоту.

История церкви

Российский историк, исследователь русской архитектурной старины Юрий Иванович Шамурин в своей книге «Культурные сокровища России. Тверь. Тула. Торжок», изданной в 1913 году, писал: «… изучая тверскую старину, нельзя обойти молчанием Белую Троицу. Она принадлежит интереснейшей эпохе русского зодчества, по мнению многих — золотому веку русского творчества середины XVI столетия. Каменные памятники этого времени были сравнительно немногочисленны, и совсем немногочисленны дошедшие до нас в хорошей сохранности. К Белой Троице многое добавлено, но мало нарушено; это делает её особенно ценным памятником». Далее автор отмечает, что в церкви сохранилось очень много бытовых черт XVI века. Существует мнение, что храм первоначально имел три главы, но был перестроен в XVII веке и стал семиглавым. К центральной главе с севера и юга примыкают меньшие по размеру главки, еще две поставлены на западных углах, а на восточных углах размещены самые маленькие маковки, которые, нарушая симметрию, придают оригинальный ритм всей постройке. Основная часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, с элементами местной художественной традиции.

Спустя 8 лет после постройки храма Г.А. Тушинский завещал его и свой двор Троице-Сергиеву монастырю.

В 1787 году к основному кубическому объему церкви пристроили Ефремовский предел, в 1812 году — двухъярусную колокольню, которая позже была надстроена, а в 1864–1867 годах добавили придел святителя Арсения, епископа Тверского и мученицы Татианы.

Церковь Белая Троица

Основные моменты

О старинном храме сложено несколько городских преданий. Согласно одной легенде, у церкви Белая Троица существовал подземный ход протяженностью 250 сажень. Здесь хранилось ценное церковное имущество, и в случае набега неприятеля могли спрятаться местные жители. Таинственное подземелье много раз пытались обнаружить, но найти его пока никому не удалось. В соборе освящены четыре престола и хранятся ценные иконы XVI века, а также старинная богослужебная утварь. Здесь можно увидеть резной иконостас XVIII столетия, росписи на стенах, выполненные на рубеже XVIII-XIX веков, и раку с мощами почитаемого тверского чудотворца Макария Калязинского (1402-1483).

Совсем недавно церковь Белая Троица была отреставрирована. В наши дни она имеет статус кафедрального собора Тверской митрополии и управляется правящим архиереем. Двери храма открыты для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 20.00, а богослужения в нем проходят по расписанию.

История церкви Белая Троица

Первые поселения в Затьмачье возникли в XIV-XV веках. Территорию деревянного посада, выросшего в стороне от древнего Тверского кремля, ограничивали правый берег Волги и левый берег реки Тьмаки. В летописях остались записи о большом пожаре 1483 года, от которого на посаде выгорело более 40 дворов.

Церковь Белая Троица появилась в городе в 1564 году. Деньги на ее строительство выделил купец из Москвы Гаврила Андреевич Тушинский, которого Иван Грозный направил в Тверские земли собирать торговые пошлины. В самом начале эта церковь была трехглавой и обладала фигурным подзакомарным покрытием. Каждую из трех апсид также покрывала отдельная полусфера. В XVII столетии храм перестроили и добавили еще две главки.

В конце XVIII века у церкви Белая Троица появился Ефремовский придел, а щелевидные оконные проемы растесали, чтобы внутри было больше света. В 1812 году возле храма построили стройную колокольню в два яруса, а к концу XIX столетия к ней добавили третий ярус и высокий шатер.

В 1777 году Затьмацкий посад перепланировали, в результате чего церковь Белая Троица оказалась на окраине Твери, возле Старицкой заставы. Она выполняла роль «парадных ворот» города для всех, кто подъезжал к Твери со стороны Старицы. Потом рядом с храмом вырос целый квартал жилых домов, и он стал занимать центральное место в Затьмачье. На перекрестке двух улиц, проложенных рядом, обустроили Троицкую площадь, а улицу, ведущую в сторону Тверского кремля, по названию храма стали именовать Троицкой.

В годы советской власти многие храмы в Калинине, так тогда называлась Тверь, были закрыты или разрушены, поэтому с 1962 года церковь в Затьмачье на протяжении четверти века оставалась единственной в городе.

Особенности архитектуры

Церковь Белая Троица возведена из белого камня и кирпича, отштукатурена и побелена. Вместе с куполом и крестом она поднимается на 27,7 метра. Среди окружающей одноэтажной застройки высокий храм смотрится очень величественно.

Гармоничный церковный комплекс состоит из кубического двухсветного храма, одноэтажной трапезной и трехъярусной шатровой колокольни. Сам храм покрыт четырехскатной кровлей, над которой возвышаются семь выразительных шлемовидных куполов – один большой в центре и шесть малых вокруг него.

Архитектуру церкви Белая Троица отличает ясность и простота форм, а также сдержанный декор. Стены храма расчленяют строгие лопатки, а верхняя часть постройки украшена трехчастным карнизом.

Как добраться

Церковь Белая Троица стоит в центре Твери, на улице Троицкой, 38. К храму можно подъехать на троллейбусах № 2 и 4, автобусе № 20 или маршрутках № 6, 7, 9 и 52. Выходить нужно на остановке «Первая городская больница».

Церковь «Троица за Волгой»

Рекомендовать место

7

2

Каменная церковь «Троица за Волгой» была построена в XVIII веке. Неподалёку от нее находится Успенский собор. В солнечную хорошую погоду купола церкви ярко переливаются золотом. Церковь Троицы за Волгой — это, пожалуй, один из самых лучших памятников на территории Тверской области, который относят к нарышкинскому стилю. Отличается она особым нарядным убранством фасадов.

Строительство храма затеялось в неурожайный год на деньги местных купцов Арефьевых Алексея и Матвея, которые, таким образом поддержали голодающих, дав им работу. Находившуюся на этом месте Троицкую деревянную церковь разобрали и увезли в село Бор. Новый храм с фасадным белокаменным декором и кирпичными оштукатуренными стенами был освящён в 1737 году.

По проекту И.Ф. Львова в 1848 году был выстроен южный придел храма. Уже позднее трапезную немного расширили, её крыльцо переделали, а своды расписали заново. В 30-е годы главы над алтарями в храме разобрали, а также ярус звона колокольни. Впрочем, колокольня спустя полвека была восстановлена. Именно купола этого храма были впервые позолочены в годы советской власти.

В 2010 году храм передали Русской Православной Церкви, и сейчас производится его реставрация.

История собора

Тверская епархия считается древнейшей на Руси. Первый её епископ по имени Симеон изначально служил в деревянной часовне, расположенной на территории городского кремля. При этом святителе (XIII век) князь Михаил заложил Спасо-Преображенский храм, первое каменное религиозное строение после вторжения монгольских племен.


Воскресенский собор Христорождественского женского монастыря в Твери

В 1914 г. в память о 300-летней годовщине правления династии Романовых на территории Христорождественской обители воздвигли Воскресенский храм. Большую часть денег на строительство пожертвовал Николай II. Ритуал освящения проводил преподобный Серафим, которого позже РПЦ прославила в лике священномучеников. В ритуале также приняла участие княгиня Елизавета, вскоре претерпевшая смерть ради Христа.

Церковь Бориса и Глеба

Рекомендовать место

8

2

Церковь Бориса и Глеба в Твери расположена недалеко от реки Волги. Это Затьмацкая часть Твери. Церковь возвели в 1760 году на средства прихожан. А в XIX веке к церкви пристроили северный придел. Храм сооружен из кирпича, белого цвета, с двумя этажами, много окон с наличниками. На первом этаже располагалась зимняя церковь — теплая, а на втором — летняя, холодная. Стиль постройки — барокко. Считают, что церковь принадлежит к постройкам «нарышкинского барокко». У зданий этого типа похожи стиль построек и практически одинаково время возведения.

В 1917 году церковь закрыли. А разместили технические службы реставрационной мастерской, они находятся здесь и сейчас. В семидесятые годы здание церкви Бориса и Глеба отреставрировали.

Успенская церковь в селе Николо-Рожок

Рекомендовать место

2

2

Само село Николо-Рожок очень старое. В IX веке на его территории вели бурную торговлю кривичи. Сначала это была небольшая стоянка, которая потом переросла в отдельный населенный пункт.

В XV веке территорией владел Дмитрий Донской. Жители слободы обратились к нему с просьбой о строительстве церкви. Князь не отказал и воздвиг деревянную Никольскую обитель Николая Чудотворца. Церковь прослужила некоторое время и постепенно пришла в упадок. Сельчане снова отправились просить за храм, но в этот раз уже не к князю, а в духовную консисторию. Так, в 1768 году Успенская церковь была заново отстроена.

Здание выполнено в стиле барокко. Это заметно по увенчанному пятиглавию и четверику. Огромная колокольня работает до сих пор. Храм заметен издалека, потому что величественно возвышается на холме.

В 2008 году церковь была отремонтирована.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского

Рекомендовать место

6

Ранее, в 1749 году, на этом месте находился храм Воскресения Христова, который построили на деньги, пожертвованные прихожанами. Но после Литовского нашествия храм был разрушен.

В 1775 году купец из Твери, Григорий Богданов, заложил на этом месте храм из камня, который в последствии и был назван именем преподобного Сергия Радонежского. После строительства, в 1780 году, у храма был теплый предел в честь Илии Пророка. После были построены еще два передела, в которых располагалась трапезная и колокольня из трех ярусов.

Во время Советского Союза церковь закрыли и снесли западный притвор и верхние ярусы колокольни. Но, в 1977 году отреставрировали нижнюю часть церкви и завершили ее строительством барабана с луковичной главкой.

С октября 2004 года богослужения в церкви возобновили.

Белая Троица: появление названия и создание

До сегодня неизвестно, почему она получила такое название, поэтому существует несколько версий:

• В далеком XVI веке храмовый комплекс был обелен от пошлин и сборов, поэтому и стал Белым; • Здание имело белоснежную поверхность, а кровля покрывалась черепицей белого цвета.

Строительство Троицкой церкви происходило в 1564 г. Меценатом в данном случае выступил известный купец из Москвы Гаврила Тушинский, которого сам И. Грозный направил в Тверь, чтобы собрать пошлину за ведение торговли. Зодчим сакрального места стал горожанин Григорий Маков. Под возведение был выделен тихий участок в Затьмацком посаде, который находился достаточно далеко от центра. Он располагался низко над водой, поэтому высокий, 28-метровый храм просматривался со всех сторон, по сравнению с ним другие дома и древние особняки казались низкими и малыми.

Воскресенский кафедральный собор г. Тверь

Местная религиозная организация православный Приход Воскресенского кафедрального собора г. Твери Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)Расписание богослужений: Смотреть на сайте собора

История и описание:

Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора М.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых, освящен в 1916 г. Выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковской архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери.

Престола три: главный Воскресения Христова, правый Святителя и Чудотворца Николая и Святителя Московского Алексия, левый Благоверной Княгини Анны Кашинской.

По статусу — кафедральный собор митрополии и епархии.

В 1936 г. храм закрыли.

В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 г., был освящен малым чином в 1992 г. После восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010).

В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

Почитаемые святыни – иконы Божией Матери «Выдропужская», «Державная», «Отрада и Утешение», «Феодоровская», «Грузинская» и др.

Настоятель, председатель приходского совета – протоиерей Александр Любавин.

К кафедральному собору приписаны собор «Белая Троица», храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского, часовня на кладбище в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Священники несут послушание в домовых храмах и часовнях в честь «Споручицы грешных» в СИЗО №1, Ангела-хранителя в областном доме для престарелых и инвалидов, святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской в епархиальном православном детском саду, преподобномученицы великой княгини и инокини Елисаветы Феодоровны в областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Постоянные участники богослужений – члены Тверского городского союза инвалидов православного исповедования во имя Всемилостивого Спаса «Завет».

В соборе работает Воскресная школа для взрослых.

Приписные храмы:

  1. Собор «Белая Троица», г. Тверь

Духовенство

  • Агапит (Евдокимов Артемий Сергеевич), иеромонах — врио настоятеля
  • Иов (Тараканов Алексий Николаевич), игумен — клирик
  • Сергий (Швырков Виктор Георгиевич), архимандрит — клирик
  • Георгий Николаевич Белодуров, протоиерей — клирик
  • Борис Витальевич Жолобов, иерей — клирик
  • Сергий Николаевич Губский-Борисов, иерей — клирик
  • Михаил Николаевич Королев, протоиерей — клирик
  • Сергий Александрович Будков, иерей — клирик
  • Антоний Александрович Пласичук, иерей — клирик
  • Роман Владимирович Соколов, протодиакон — клирик
  • Михаил Сергеевич Мельник, протодиакон — клирик
  • Иоанн Алексеевич Зорин, диакон — клирик / архиерейский диакон
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: