Документы, литература
- Лаврентьевская летопись, ПСРЛ, т. I, М., 1962, стлб. 351.
- РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 411, л. 2-8.
- Татищев В. Н., История Российская, т. III, М.-Л., 1964, 295.
- Доброхотов В., Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями, М., 1852, 77.
- Dartein F. de., L`Etude sur L`architecture Lombarde et sur des origins l`architecture romanо-byzantine. Atlas des planches, Paris, 1865–1882, pl. 39, 41, 56, 61.
- Древности. Труды Московского археологического общества, т. VII, М., 1877, «Протоколы,» 17.
- Карнеев А., Материалы и заметки по литературной истории «Физиолога», СПб., 1890, 162.
- Боголюбов монастырь и приписные к нему Покровский и Николаевский Волосов, Вязники, 1891, 53.
- Zimmermann M. G., Oberitalische Plastik im fruhen und horen Mittelalter, Leipzig, 1897, Abb. 3, 15; Abb 25, 46; Abb. 28.
- Косаткин В. В., Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия, ч. I «Монастыри,» Владимир, 1903, 35.
- Малицкий Н. В., «Покровский упраздненный монастырь на реке Нерли,» ВЕВ, 1910, № 23, 24.
- Porter A. K., Lombard Architecture. V. IV. Plates, New Haven, London, Oxford, MDCCCCXVII, pl. 120.
- Столетов А. В., «Конструкции владимиро-суздальских белокаменных памятников и их укрепление,» Памятники культуры, М., 1959, 192.
- Афанасьев К. Н., Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими, М., 1961, 140-141, рис. 85.
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков, т. I, М., 1961, 262-301, 325-327, 330-332, 335-336.
- Quintavalle A. C., Il Duomo di Modena. Album, Firenze, 1965.
- Комеч А. И., «Рабочий метод зодчих Владимиро-Суздальского княжества XII в.,» СА, 1966, № 1, 86, 89.
- Вагнер Г. К., Скульптура Древней Руси. Владимир. Боголюбово. XII век, М., 1969, 80-82, 102, 138, 146, 150-152, 162, 182-183.
- Плугин В. А., Храм Покрова на Нерли, Л., 1970.
- Воронин Н. Н., Путеводитель. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Кидекша, Юрьев-Польской, М., 1974, 122-135.
- Новаковская С. М., «К вопросу о галереях белокаменных соборов Владимирской земли,» КСИА, М., 1981, № 164, 42-46.
- Раппопорт П. А., Русская архитектура X-XIII вв. Каталог памятников. Археология СССР. Свод археологических источников, Л., 1982, 58.
- Иоаннисян О. М., «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XIII вв.,» Дубов И. В., Города, величеством сияющие, Л., 1985, 153-154.
- Лидов А. М., «О символическом замысле скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII – XIII вв.,» ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII век, СПб., 1997, 174, 178, сн. 54.
- Тимофеева Т. П., Лежит в развалинах Твой храм…, Владимир, 1999, 95.
- Иоаннисян О. М., «Владимиро-суздальское зодчество и ломбардская романика (к проблеме происхождения мастеров Андрея Боголюбского),» Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции, Москва, 17-19 октября 2000 г., СПб., 2000, 19-23.
- Иоаннисян О. М., Зодчество Северо-Восточной Руси времени Андрея Боголюбского (конец 50-х – середина 70-х гг. XII в.) и романская архитектура. Происхождение мастеров и особенности развития (рукопись).
Храм Покрова на Нерли — архитектура
Фундамент церкви заложили на глубину 1,6 метра, затем было построено основание стен из тесаного камня высотой 3,7 метра. После этого, стены дважды обсыпали снаружи и внутри глинистым супесчаным грунтом и затем плотно утрамбовывали. Так вырос искусственный холм высотой 5,3 метра, надежно прикрывавший от весеннего разлива лежащее в его массиве основание храма.
Кроме того, строители облицевали поверхность холма белокаменными плитами и проложили каменные желоба для отвода осадков.
В XII веке это удивительное строение казалось сверхъестественным чудом. Только мастера, обладавшие настоящим талантом и смелой инженерной мыслью, могли создать храм, вот уже более 800 лет стоящий на холме над бурными водами разлива Нерли и Клязьмы.
Архитектура церкви несложна: это одноглавый крестово-купольный четырехстолпный храм высотой 20 метров, его отличительная черта — изысканность пропорций и простота композиции. Отдельные строительные приемы позволили создать впечатление легкости, устремленности ввысь и воплотить совершенно новую художественную идею — победы духа над материей.
Среди оригинальных строительных находок, позволивших зрительно увеличить высоту здания, можно отметить следующие:
- Большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий, созданных с помощью узких высоких окон, удлиненных колонок аркатурного пояса и вытянутого барабана купола
- Стены церкви слегка наклонены внутрь, что также зрительно увеличивает высоту здания.
Мир / Европа / Россия / Церковь Покрова на Нерли, разлив рек Клязьма и Нерль
Идея снять знаменитый памятник древнерусской архитектуры, церковь Покрова на Нерли, возникла спонтанно. В новостях по радио я услышал о том, что под Рязанью ввели режим чрезвычайной ситуации: из-за небывалого паводка подтопило около 500 домов.
Церковь Покрова я уже снимал с воздуха в 2010 году. Опросил местных друзей о ситуации с паводком под Владимиром. Довольно оперативно мне прислали очень многообещающие фотографии — луг, через который в прошлый раз мы шли пешком, был залит водой до полотна железной дороги. Стало понятно, что выезжать на съемку нужно срочно, прямо сейчас, пока вода не начала спадать. Серьезной проблемой было отсутствие в нашем арсенале лодки. Друзья сказали, что нанять лодку на месте практически нереально. Все эти сложности я описал компаньону — Диме Моисеенко и спросил, готов ли он бросить все свои дела (девушек и фейсбук) и поехать под Владимир. Дима оказался готов как пионер. Вторым «пионером», готовым к авантюрам ради красивого кадра, стал Денис Синяков — штатный фотограф агентства Reuters.
Выезжать решили немедленно, в эту же ночь, чтобы быть на месте к рассвету. Нужно было срочно искать плавсредство. Купленную в интернете лодку Диме привезли домой за час до выезда — около полуночи. Через 3,5 часа борьбы с не очень хорошей дорогой и сном мы оказались около железнодорожной станции Боголюбово. В 4 утра на улице было темно и малолюдно. После нескольких попыток прочтения инструкции в свете тусклого фонаря и коллективного мозгового штурма мы, наконец, собрали лодку и, перетащив через железнодорожную насыпь, произвели ее торжественный спуск на воду. В спешке совершенно забыли про традицию с разбиванием бутылки с шампанским, которой у нас, впрочем, и не было.
Воды, как и обещали, было очень много. Из-за опустившегося на реку тумана складывалось ощущение, что мы стоим на берегу моря: до горизонта — только вода, противоположного края совершенно не видно. В тот момент, когда мы уже практически отправились в плавание, на берегу появилась группа фотографов. У них было много фототехники, штативы, но не было главного инструмента для съемки разлива — лодки. Фотографы посмотрели на воду, на нас и нашу лодку, повздыхали и побрели куда-то в туман по железнодорожной насыпи… Мы же, не мешкая, отчалили.
Я опущу подробности нашего славного плавания сначала через лес, потом по полям-лугам. Только скажу для полноты представления, что из всех трех участников съемки болотные сапоги были у одного лишь Дениса, а Дима, сев грести на весла, минут через десять признался, что делает это первый раз в жизни.
Итак, поплутав в тумане по протокам примерно час, мы увидели смутный силуэт церкви как раз к моменту рассвета. Солнце окрасило небо и воду такими нереальными красками, что мы чуть не забыли, зачем сюда приплыли.
Ребята схватились за фотоаппараты, я сел на весла и около получаса тишину нарушали только щелчки затворов. Фотографы настолько увлеклись, что лишь угроза нецелевого использования лодочных весел позволила мне все же оторвать Диму от видоискателя камеры и сосредоточиться на съемке воздушных сфер, которые вы теперь можете посмотреть в сегодняшнем туре…
Тест и фотосъемка Станислав Седов, Дмитрий Моисеенко
28.04.2012
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) у села Боголюбово — величайший памятник русской архитектуры. Входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Эта выдающаяся достопримечательность России построена на рукотворном холме в месте слияния рек Нерль и Клязьма. Разливам реки противостоит фундамент особой конструкции, уходящей на пять метров вглубь холма. Удивительно, что храм был возведен всего за год — в житии Андрея Боголюбского указано: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Из летописи следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на булгар и гибелью сына князя Андрея — княжича Изяслава.
До нашего времени храм уцелел чудом. В конце XVIII века игумен Боголюбского монастыря, к которому относилась церковь Покрова Богородицы, решил разобрать здание церкви — та была убыточна, а монастырю нужен был кирпич для строительства колокольни. К счастью, игумену не хватило денег, чтобы начать работы. К сожалению, не уцелели внутренние росписи храма — при обновлении в 1877 году они были полностью утрачены.
Цитата из блога «Журнал Другого»
Внутреннее оформление
При оформлении внутреннего пространства зодчие также стремились подчеркнуть устремленность ввысь. Своды поддерживаются четырьмя столбами, которые слегка суживаются к верху, благодаря чему, высота строения зрительно увеличивается.
Ранее на куполе находилось изображение Христа-Пантократора с архангелами и серафимами, пол был покрыт цветными майоликовыми плитами, а стены расписаны фресками. Росписи были уничтожены во время обновления церкви в 1877 году.
Храм Покрова на Нерли является шедевром мирового зодчества, он, словно воин в серебряном шлеме и в белокаменной рубахе стоит на небольшом пригорке.
Весной он похож на лебедя, возвышающегося над гладью вод, а зимой, словно памятник, выглядывает из снежных сугробов. С приходом лета легкая и сверкающая белизной церковь, словно свеча, возвышается среди зелени обширного заливного луга.
Храм Покрова на Нерли приписан к Боголюбовскому монастырю. После реставрации он приобрел практически первоначальный облик и в настоящее время совместно используется церковью и музеем-заповедником.