Суздальский кремль
Суздальский кремль — это одна из самых древнейших достопримечательностей города, здесь в излучине реки Каменки началось строительство и развитие Суздаля. Самые главные постройки кремля — это Рождественский собор, деревянная Никольская церковь и Архиерейские палаты. Крепостных стен и башен, присущих каждому кремлю, в Суздале уже не увидеть, сохранились только земляные валы и рвы. Впервые приехав в Суздаль некоторые туристы принимают за кремль внушительные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря.
Собор Рождества Богородицы
Величественный белокаменный храм Рождества Богоматери с синими куполами и золотыми звездами — это главная жемчужина Суздаля. Он был построен на месте первого каменного собора на Владимиро-Суздальской земле — в честь Успения Божией Матери (XI век). Этот храм предполагается был заложен Владимиром Монамахом, но из-за слабого фундамента обрушился. Второй храм построенный вместо первого тоже не сохранился, до нас дошел храм построенный в 1222 — 1225 годах. Новый храм был переименован из Успенского в Богородице-Рождественский и был построен из пористого туфа и резного белого камня.
В 1445 году после татарского набега храм сильно пострадал от пожара, его своды обрушились. Много лет главный храм Суздаля был в руинах, только в 1530 по приказу Василия III его восстановили, при этом вместо трех глав сделали пять. Надо отметить, что нижняя часть храма до аркатурно-колончатого пояса сохранилась неизменной, отстроена была только верхняя часть, но уже не из камня, а из кирпича.
Достопримечательности храма — Златые врата, созданные суздальскими мастерами в технике «огневое золочение» в XIII веке и фрагменты фресок 1233 года, найденные во время реставрации 1938 года под руководством А.Д. Варганова, а также иконостас и церковная утварь XVII века. В храме есть некрополь с захоронениями сыновей Юрия Долгорукого и бояр из рода Шуйских, Бельских и других.
Архиерейские палаты
Архиерейские палаты были построены в XV-XVIII веках. Сначала это были многочисленные жилые и хозяйственные постройки, трапезная палата и домовая церковь. В конце XVII века с помощью переходов и галерей они были объединены в единый комплекс.
Крестовая палата
В это же время была построена огромная бесстолпная Крестовая палата с 9-метровыми потолками для торжественных приемов. Размер палаты — 338 квадратных метров. До наших дней своды палаты не сохранились, они были восстановлены по проекту Варганова А.Д. во время реставрации в 1967-1970 годах.
Никольская церковь
Нужно упомянуть еще об одной достопримечательности Суздаля и в частности кремля — Никольской церкви (1766). Она была привезена из села Глотово Юрьев-Польского района, установлена на месте сгоревшей деревянной церкви. Именно с Никольской церкви началось создание музея деревянного зодчества в Суздале.
Комплекс архиерейских палат
Суздаль был резиденцией епископов. Деревянный епископский дворец не сохранился, зато сохранились архиерейские палаты. Они были построены в XV веке из кирпича. К ним примыкала Благовещенская церковь и восьмигранная колокольня. Колокольня была украшена часами-курантами, которые сохранились до нашего времени. Этот часовой механизм был создан суздальскими мастерами. Его несколько раз чинили и подновляли, но основа механизма сохранилась в рабочем состоянии до сих пор — часы ходят.
Окончательный вид весь комплекс получил на рубеже XVII-XVIII веков при митрополите Илларионе: к колокольне была пристроена алтарная часть, она была соединена с архиерейскими платами галереями, и в итоге весь комплекс составил замкнутый двор.
Центром стала огромная крестовая палата, сделанная без поддерживающих столпов, с девятиметровыми потолками и общей площадью более трехсот кв. метров. Это парадная зала, предназначавшаяся для официальных церемоний, оглашения царских и епископских указов, торжественных архиерейских обедов. Сейчас здесь воспроизведен интерьер XVII века.
Архиерейские палаты были переданы музею в 1922 году, а в 1923 году здесь открылась первая экспозиция. Первым директором стал В. Романовский, историк и преподаватель, посвятивший себя сохранению исторического наследии суздальского края, которое после революции подвергалось разорению. Сюда было свезено множество ценностей из закрывающихся храмов и монастырей, который были таким образом спасены от конфискации и уничтожения.
Сейчас здесь расположено несколько музейных экспозиций. Основная, восходящая еще к 1970-м годам — «История Суздальской земли». Она занимает девять залов и не так давно была заново оформлена современными дизайнерами. Экспозиция рассказывает не только о самом Суздале, но о тех монастырях, которые находились в его окрестностях. Последний зал посвящен сегодняшнему Суздалю и проблеме сохранения исторической застройки и памятников архитектуры.
В Благовещенской церкви сейчас располагается экспозиция, посвящённая иконописи. Здесь собрано более пятидесяти икон начиная с XV века, собранных из церквей владимиро-суздальского края. Большинство из них было создано местными живописцами, но есть иконы из Новгорода, Ростова и Москвы, принадлежащие к другим иконописным школам.
На колокольне проходит выставка одного экспоната — Иорданской сени XVII века. Это деревянный балдахин, который был изготовлен по заказу митрополита Иллариона и находился над его престолом. Его высота — 8,5 метров и он выполнен из 260 деревянных деталей. Хранился он в разобранном состоянии и собирался только несколько раз в год по самым большим праздникам. Экспозиция интерактивна и сопровождается компьютерными изображениями устройства сени и всех ее деталей.
Еще один уникальный экспонат суздальского музея — огромное рукописное Евангелие в серебряном окладе, которое сейчас принято называть «Царь-книгой». Гравировку оклада создал в XVII веке известный гравер Афанасий Тухменский. Это самая большая рукописная книга в России, и вторая по величине книга Европы, она весит более 35 килограмм и богата украшена миниатюрами. Предание говорит, что это был дар Рождественскому собору от царевны Софьи.
Кроме того, в архиерейских палатах действует детский музейный центр. Это красочная интерактивная экспозиция, которая рассказывает о старом Суздале начала XX века. Здесь проходят детские мастер-классы, занятия и праздники.
Суздальская крепость
Поселение на месте нынешнего Суздаля существует с XI века. Тогда же здесь появляется первая крепость — земляные валы и деревянные укрепления на них. Первое упоминание в летописи датируется 1054 годом, когда, протестуя против крещения, восстало местное языческое население. Крепость так и осталась деревянной на протяжении всей истории города. Статус Суздаля меняется, он находится в составе разных княжеств, пока в 1392 году не входит в великое княжество Московское. Укрепления горели и разрушалась много раз. В 1445 году здесь случилась большая битва, в ходе которой в татарский плен попал московский князь Василий II, а город был сожжен.
После этого стены обновляются и отстраиваются заново. Валы становятся выше и город обносится новой деревянный стеной с пятнадцатью высокими башнями. Это крепость успешно выдерживает военные действия в период Смутного времени. Суздаль поддержал Василия Шуйского и долгое время оборонялся против Москвы в 1608-1610 гг., а потом в 1612 году выдержал польскую осаду. Крепость после этого подновляется, но в дальнейшем ставка делается скорее на окружающее город кольцо каменных крепостей-монастырей.
В XVII-XVIII веках в центральных областях уже никаких военных действий не ведется, кремль потихоньку ветшает. В 1719 году, после очередного пожара, его разобрали окончательно. До настоящего времени сохранились высокие валы и соборный комплекс.
Фото и описание
Ансамбль архиерейского двора Суздальского кремля складывался на протяжении нескольких столетий, с 15 по 18 вв. Первые палаты из кирпича духовного суздальского владыки появились в 15 в. рядом с Рождественским собором. В 16 в. немного поодаль была построена Благовещенская трапезная церковь. А в 1635 г. прямо напротив собора возвели восьмигранный столп шатровой колокольни с часами-курантами, в ее среднем ярусе размещалась домовая церковь.
Самые серьезные перестройки, которые радикальным образом изменили облик архиерейского двора, произошли при Илларионе, в период с 1682 по1707 гг. Митрополит Илларион создал практически заново стилистически богатый и сложный архитектурный ансамбль архиерейского двора.
Архиерейский дом представляет собой внушительных размеров и сложной планировки здание, которое гармонично сочетает в себе регулярную геометрию и размах дворцовых палат и камерность «хоромного строения». Постройка 15 в. органично включается в угловой, юго-восточный корпус. Северный же корпус Крестовой палаты, разделяющий на две части обширный двор, был заново построен при Илларионе.
Центром ансамбля архиерейского двора является Крестовая палата, представляющая собой парадную залу архиерейского обихода. Она отличается огромными размерами и имеет площадь 338 кв. м. Высота сводов составляет 9 м. Бесстолпный свод, двухмаршевая лестница, высокие большие окна с двух сторон, просторные «сени» – все это составляет внутреннее убранство палаты, которым она отходит от канонов древнерусского зодчества и приближается к европейскому стилю. Северный корпус здания под углом соединен со зданиями более ранней постройки. С внутренней стороны – с трапезной церковью, восстановленной в формах 16 в. – с восьмискатным покрытием, редким для Суздаля, с одностолпной трапезной палатой, маленькой главкой и живописной арочной галереей и крыльцом, покрытым черепичным шатром. Подобным крыльцом оформлен вход со стороны колокольни. С угловым корпусом колокольня соединена красивой арочной галереей. Вдоль стен палаты установлены дубовые скамьи, которые покрыты, алым сукном, как и подоконники.
Первоначально Крестовая палата имела калориферное отопление, которое в середине 18 в. заменили печным, когда и появились изразцовые узорчатые печи. Интерьер дополнен иконами и портретами царских и духовных лиц. Здесь представлены портреты 18 в. Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, Петра Алексеевича, торжественный портрет митрополита Илариона 18 в. В Крестовой палате раньше висели живописные географические карты (ландкарты), которые были необходимы митрополиту в период визитов духовенства. Сейчас здесь находятся экспонаты, которые являются копиями карт 1709 г. в гражданской типографии Москвы Василием Куприяновым. На возвышении в центре палаты установлено кресло архиерея, стулья и стол 18 в., на столе – перья, чернильницы, ларцы-«теремки», песочница, бумага, ларец для печати, книги. Для церковной утвари, хранения книг и риз был уставлен шкаф-«ризница», сундук, украшенный вязью.
Крестовая палата – это приёмное парадное помещение, где зачитывали царские указы, рассматривались челобитные, происходило хиротонисание, давалось благословение. В праздничные дни здесь накрывали столы, подавали меды, рейнское и церковное вино.
Комплекс зданий архиерейского двора находится во владения Владимиро-Суздальского музея. В зданиях архиерейского двора расположена экспозиция икон. Она размещается в трёх залах Благовещенской церкви и включает в себя 56 икон 15-17 вв. Иконы привезены из монастырей и храмов Суздаля, Владимира и других мест владимирской земли. Эта экспозиция в Архиерейских палатах открылась в 1972 г. после крупной реставрации. Очередная реставрация проводилась в 2008-2009 гг.
Осмотр начинается с помещения трапезной. Здесь выставлены произведения первой половины 15-середины 16 вв. Экспозиция открывается иконой «Богоматерь Владимирская». Во втором зале представлены иконы середины 16-17 вв. В центре – редкие иконы-таблетки, которые написаны на загрунтованном с двух сторон холсте.
Краткая история
Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.
Схема Покровский монастырь
Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь.
Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя.
Покровский монастырь с высоты птичьего полёта
Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку.
Вид на постройки Покровского монастыря
Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.
Краткая история возникновения Музея
Музей Деревянного зодчества в Суздале был создан в 1960-1970-е гг. по специальному проекту Анисимова В. М. — ведущего архитектора региональной ремонтно-реставрационной мастерской. Этот необычный музей представляет обзору посетителей большую партию экспонатов, расположенных под открытым небом.
Музей Деревянного зодчества в Суздале это целая сельская улица с зданиями русского типа. В XI в. на этом месте находился старый архаичный Дмитриевский монастырь, закрытый в 1964 г. и впоследствии разобранный из-за ветхого состояния. Когда в 1968 г. исполком Совета народных депутатов Владимирской области одобрил создание Музея, то организаторы приступили к работе, которая заняла по времени целое десятилетие. На территории края было обследовано почти 60 населённых пунктов.
Из обнаруженных 38 строений, достойных внимания своей необычностью, для перевозки в Суздаль были выбраны только 11. Реставрация, отправка и установка объекта уже непосредственно в музее — процесс непростой, и поэтому занимает достаточно длительное время.
Собор Рождества Богородицы
Храм на этом месте существует уже с XII века. Ученые спорят о том, в каком году точно он был построен и сколько раз был разорён и поставлен заново. Фундамент и нижняя часть нынешнего здания сохранились с 1222 года — тогда по приказу владимирского князя Юрия Всеволодовича был построен новый храм с тремя главами, на месте какого-то старого, о котором мы мало что знаем. Собор неоднократно горел, разрушался, подновлялся, и в конце концов в 1528 году вся его верхняя часть была разобрана и заменена на новую, пятиглавую, и заново были выполнены росписи. От старого собора осталось несколько фрагментов фресок XIII века на нижней части стен и белокаменный резной нижний пояс собора с лицами и звериными масками, похожий по стилистике на резьбу владимирских храмов.
Уникальными являются золоченые западные и южные ворота храма. Эти ворота выполнены из дуба и покрыты медными пластинами с позолоченными изображениями на них. Такая техника называется «огневое золочение» и иногда используется до сих пор. Так же были сделаны и знаменитые «Золотые ворота» Владимира, но их створки не сохранились, а в Суздале можно увидеть двое таких ворот, украшенных позолоченными иконами. Одни из них полностью посвящены изображениям, связанным с архистратигом Михаилом, другие содержат праздничные иконы Христа и Богородицы. Царские врата собора выполнены в XVII веке, а пятиярусный иконостас — в XVIIII.
Собор служил усыпальницей суздальских князей и епископов. Здесь похоронены дети Юрия Долгорукого, святые епископы Феодор и Иоанн — первые епископы Суздаля. Здесь был похоронен св. Арсений Элассонский — грек по происхождению, который стал московским архиепископом в период Смутного времени и принимал участие во всех происходящих тогда событиях. Именно он венчал на царство Михаила Романова в 1613 году. Он был канонизирован в 1982 году, но сейчас его мощи лежат не здесь, а в Успенском соборе, но место погребения обозначено. Здесь похоронен и самым известный суздальский епископ — Илларион, умерший в 1708 году. Официально он не канонизирован, но суздальцами стал почитаться почти сразу после смерти.
С 1923 года здание собора было передано музею. В Благовещенском пределе еще некоторое время продолжаются богослужения, но вскоре закрылся и он.
В XX веке собор дважды реставрировался — в 1954-1964 гг под руководством архитектора-реставратора А. Д. Варганова, и в 2010-х годах под руководством современного владимирского архитектора В. Анисимова. Эти перестройки вернули ему первоначальный вид после всех напластований и изменений XVIII века.
С 1992 года храм входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С этого же года он возвращен церкви и сейчас используется совместно с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.