Интересные факты
История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:
- 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
- 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
- 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
- 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
- 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
- 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
- 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
- В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
История собора
История Крестовоздвиженского собора началась ещё в XVIII веке. Именно в это время на месте, где сегодня стоит собор, располагалась небольшая деревянная часовня. В 1800 году ее разобрали и построили церковь Воздвижения Честного Креста. Однако через несколько десятков лет храм пришёл в упадок из-за ветхости. На его месте заложили фундамент и благословили на строение новой церкви, на этот раз из камня. Случилось это в 1848 году.
Благодаря щедрым пожертвованиям жителей города и, в частности, петрозаводского купца Пименова, строительство Крестовоздвиженского храма началось практически сразу после появления фундамента. Всем процессом руководил архитектор губернии Тухтаров. Уже в 1852 году собор был построен. Его освятили и начали использовать для нужд верующих. На протяжении следующих лет проводились дополнительные работы по обновлению и дополнению самого здания и его интерьера. Так, был поставлен еще один Святой Престол, построен архив и ризница. В 1896 году в при храме начала функционировать церковно-приходская школа.
Мощи св.прп Елисея Сумского в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска, Semenov.m7
В 1924 году Крестовоздвиженская церковь перешла под управление так называемых «обновленцев». Именно в это время ее стали называть «собором». В 1930 году священники были арестованы, а затем и расстреляны. По этой причине до 1937 году богослужения проводили сами верующие. В период Второй Мировой Войны церковь несколько лет была закрыта. Свою деятельность она возобновила только в 1944 году, сразу после того, как Петрозаводск освободили от фашистских захватчиков.
Несмотря на антирелигиозную деятельность советской власти, Крестовоздвиженский храм оставался «фактически действующим». Подобного статуса были удостоены только две церкви Петрозаводска. После развала СССР в храме была восстановлена епархия, а вначале 2000-х годах проведены реставрационные работы. Современным настоятелем собора является Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин.
Панорама у входа на территорию храма со стороны ул. Волховская
Интерьер северного храма
Внутреннее убранство церкви Преображения со временем изменялось Прежний интерьер, знакомый нынешним посетителям, реставраторы вернули в 50-е годы XX века.
Полы уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Потолки в прирубах храмовой части из плах также врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропилами в виде «неба» с круглым медальоном посередине. Над «небом» – внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика.
В центре – аналой, на который возлагались иконы. В зависимости от дня облачение аналоя было ежедневным или праздничным. Ткани на облачение жертвовали прихожане.
Часть храма, где размещались иконы разнообразного содержания – дарственные образы, пожертвования, иконы, перемещенные из иконостаса, называется кафоликоном. В восточной части кафоликона – солея, возвышение на одну ступень выше основного помещения.
По краям солеи – клиросы, где стояли певчие и чтецы. На клиросах устанавливали хоругви и фонарь, которые использовали во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенском храме были столь велики, что рядом с клиросом размещались монументальные киоты с резьбой, позолотой и скульптурой с иконами «Спас Всемилостивый» и «Успение».
Иконостас – грань между временным и вечным, которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма. Для совершения Евхаристии в алтаре находится жертвенник и престол – освящённые столы прямоугольной формы, облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, необходимые для Литургии – главной церковной службы.
В алтаре – горнее место, выносные иконы, выносной крест, а также иконы на стенах, шкаф для одежды. В центре иконостаса – резные царские врата с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлены 7 икон.
Резная иконостасная рама обрамляет 104 иконы XVII-XVIII веков, которые раскрывают евангельскую историю Христа. Изогнутый иконостас, излучающий праздничность и торжественность, оформлен орнаментом из виноградной лозы. Между иконами – объёмные резные золочёные колонки дополняют богатство мерцающего золотого орнамента.
«Небо» украшено 16 иконами-клиньями с изображением Серафимов, Херувимов и Ангелов, которые окружают Новозаветную Троицу.
С детьми
В Петрозаводске работают разные культурные и развлекательные учреждения, способные занять современного ребенка: театры, городские детские площадки, игровые центры, батуты и многое другое.
В хорошую погоду можно отправиться в Парк культуры и отдыха. Одна из его частей — аттракционы для детей и взрослых: разнообразные «Гуси-лебеди», «Веселые паровозики», а также 27-метровое колесо обозрения с чудесным видом на Онежское озеро. Там же находится ЭкоПарк ПКиО — небольшой, но душевный зоосад с конем Нуриком, яком Малыш, оленем Олежа, лисичкой, козами, кроликами, индюками и другими домашними зверушками.
Маленький мишка из «Трех медведей» на СямозереФото: calipsik
Еще один зоопарк «Зоолесье» занимает лесную зону парка Патриот и является филиалом загородного зоокомплекса «Три медведя» на Сямозере. В нем живут самые настоящие лесные звери — рыси, зайцы, волки, лисы, медведь, енот, и птицы — глухарь, фазан, сова. Недалеко него среди зеленого парка разместился Norway Park Karelia — самый большой в Карелии веревочный парк, где с удовольствием проводят время и дети, и взрослые.
Если решите посетить «Трех медведей» в окрестностях города, по дороге будет вотчина карельского Деда Мороза Талви Укко. Не удивляйтесь, различные объекты резиденции работают и летом.
Олени в резиденции Талви УккоФото: acvazul-v2010
Если погода испортилась, всегда можно отправиться на закрытые площадки. В ТЦ «Лотос Plaza» работает современный развлекательный центр «Боше-парк» с батутами, лабиринтами, лазалками, сухими горками для детей от мала до велика. Еще одна площадка торгового центра — «Муравейник», в которой можно поиграть в автоматы, искупаться в бассейне с шариками или поучаствовать в занимательных мастер-классах и праздниках.
Культурная программа ждет тех, кто посетит Театр кукол Петрозаводска. Среди постановок встречаются как самые популярные сказки — Муха-цокотуха», «Кошкин дом», «Волшебная лампа Алладина», так и довольно редкие.
Еще больше вариантов, чем заняться с ребенком в столице Карелии, ищите в отдельном совете:
История создания
Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.
В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.
Что говорят защитники сквера на Долгоозерной спустя шесть лет
Непосредственно рядом с храмом находятся пять десяти- и двенадцатиэтажных домов. Это типовые постройки разных серий, их возвели на излете СССР, в 1989-1991 годах. Судя по данным на портале «Наш Санкт-Петербург», в пяти домах в совокупности проживает 4,2 тысячи человек — сравнимо с предельной вместимостью собора. В основном это горожане, которых в статистических отчетах называют «мужчинами и женщинами трудоспособного возраста»; другая большая группа — пожилые женщины.
В 2013 году многие местные жители и сочувствующие им активисты из других районов выступили против стройки в сквере. Они подали в суд на Смольный, выделивший участок на Долгоозерной, 2, и даже одержали промежуточную победу. Но в мае 2014-го Верховный суд признал законным постановление городского правительства.
Шесть лет назад в группах во «ВКонтакте» — например, здесь и тут — шли горячие дискуссии в духе «сквер vs храм». Сегодня их нет. Большинство участников, выступавших за сохранение сквера, не ответили на запрос The Village о комментарии. Один из местных жителей пояснил, что сейчас, когда храм почти достроили, он не видит смысла «впутываться в данную тематику» — особенно «с учетом современных трендов и реалий». Остальные защитники сквера рассказали, что с 2014-го не изменили мнение о стройке. Они по-прежнему против собора, но считают, что можно было бы оставить деревянную церковь: «Это бы не вызвало таких протестов, сохранился бы вид местности, архитектурно, думаю, она смотрелась бы лучше», — поясняет менеджер Дмитрий.
Юлия живет в микрорайоне с 1993 года, в сквере бывает с детства, иногда гуляет там с собакой. Она верующая, но считает, что для общения с богом храм не нужен. Больше всего Юлию, как эколога, возмущает вырубка деревьев под стройки: «Да, конечно, Приморский район достаточно зеленый. Но за почти 30 лет моего там проживания зелени убавилось в разы. А сейчас он на третьем месте по загрязненности воздуха. Сажать нужно, а не вырубать. Даже если под храм. Бог, что ли, будет дополнительный кислород создавать? Или святые отцы?»
Знаменитости
В соборе похоронены архиепископ Петрозаводский Венедикт (Григорович, 1850 г.) и К.И. Арсеньев (1865 г.) – ученый в степени академика Петербургской Академии наук.
Петрозаводское кладбище – одно из самых старинных мест захоронения, на котором были погребены тела многих именитых горожан, в том числе и купцов-меценатов Аврамова П. А., Пименова М. П. и Пименова Е. Г. Сегодня кладбище для захоронений закрыто. На этом кладбище также находится «Братская могила советским воинам, погибшим от рук ненавистных врагов с 1939 по 1940 и 1941 по 1945 гг.», а также надгробный памятник «Жертвам политических репрессий».
Казанский собор
Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.
Собор является кафедральным.
Казанский собор был построен по задумке императора Павла I, на месте, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы, в которой хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Закладка храма произошла 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 год в присутствии императора Александра I — сына Павла I. Возведение собора велось по 1811 год по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как кафедрального собора города для хранения иконы Божией Матери Казанской.
Сегодня Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником российской истории, архитектуры и изобразительного искусства.
Центр собора венчает большой и стройный купол с крестом. Главным фасадом с колоннадой, двумя радом стоящими памятниками и раскинувшимся одноименным сквером с фонтаном, собор выходит на Невский проспект.
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн на три нефа (коридора).
Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной. Подробнее о Казанском соборе…
Адрес Казанского собора: Невский проспект, 25х / Казанская площадь, 2.
Координаты Казанского собора: 59°56′03″ с.ш. 30°19′28″ в.д. (59.934167, 30.324444).
Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Посетить Казанский собор можно как самостоятельно, так и с одной из экскурсий