Дворец белосельских–белозерских

История шедевра

История здания берет свое начало с петровских времен. Тогда, сразу после основания Санкт-Петербурга государь щедрой рукой раздавал земли своим соратникам в окрестностях новой столицы. Удостоились этой чести и участки, расположенные вдоль реки Фонтанки.

В начальный период застройки северной столицы Невский проспект еще не существовал, как таковой, и берега рек были единственными ориентирами для определения будущих улиц.

Первым владельцем участка стал князь Шаховской. В дальнейшем, хозяева менялись, и вот, в начале 19 века хозяином становится сенатор — граф И. А. Нарышкин. Он то и построил добротный дом с главным фасадом на Фонтанку.

В 1797 году княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская покупает у сенатора участок вместе с домом и становится первой княжеской владелицей этого поместья.

Дом, построенный Нарышкиным, вскоре был снесен и вместо него в 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов строит скромный трехэтажный особняк в стиле классицизма.

Однако, вскоре этот дворец-«скромняга» перестает устраивать своих хозяев, и они начинают считать, что он своим видом не отвечает их высокому общественному статусу. Белосельские-Белозерские решают перестроить здание.

Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города

Особняк сразу становится центром культурной жизни Санкт-Петербурга. Здесь часто устраиваются балы и литературные вечеринки. На регулярных вечерних концертах играют Ференц Лист и А. Рубинштейн. Говорили, что их послушать приходил сам П. Чайковский.

Император с удовольствием проводил вечера за партией в вист, в то время как государыня самозабвенно плясала в Зеркальном зале. Она слыла безудержной любительницей танцев и царю приходилось идти на ухищрения, чтобы выманить ее из танцевального зала.

Лишь, когда оркестровая ложа полностью пустела, государыня начинала понимать, что бал на сегодня закончен и пора сказать «спасибо» хозяевам за прекрасный вечер. Могла ли она знать, что вскоре хозяйкой дворца станет она сама…

Князья Белосельские-Белозерские имели возможность устраивать такие шикарные приемы вплоть до 1880 года. В дальнейшем, кризис металлургической промышленности тех лет значительно подорвал их фамильный бизнес.

Несмотря на государственные кредиты и близость к императору им пришлось продать дворец за долги государству. Покупателем оказался император Александр III… ну или государство в его лице. Самое время государыне плясать в своем дворце до утра, но кураж был уже не тот…

Залы Дворца Белосельских-Белозерских

Залы особняка привлекают любителей старинной архитектуры и исторических интерьеров. К счастью, после революции и национализации комнаты сохранились практически в первозданном виде. Конечно, в некоторых помещениях поменяли цвет стен, а роскошная отделка с годами потускнела, но в ходе последней реконструкции, проводимой в 2015 году, эти недочеты исправили. Залам Дворца Белосельских-Белозерских вернули былое великолепие: провели реставрацию живописных панно, восстановили оригинальное цветовое решение, задуманное Штакеншнейдером, и подлинные интерьеры.

Гости могут посетить Дубовый зал (бывшая библиотека), Картинную галерею (фойе), Парадную столовую, Бежевую гостиную, Зеркальный (Концертный зал), Золотую (Малиновую) гостиную и Парадную лестницу.

Панорама парадной лестницы:

Зеркальный или Концертный зал имеет прекрасную акустику и изначально задумывался как площадка для балов, театральных выступлений и концертов. Сегодня он по-прежнему выполняет эту функцию.

План Дворца Белосельских-Белозерских и схема Концертного зала

Зеркальный (Концертный) зал, Оф. сайт дворца

Мифы и предания

Здание не овеяно таким большим количеством преданий, скандалов и мифов, как другие достопримечательности города. Но некоторые факты можно выделить:

  1. Скульптор Йенсен, который работал над созданием кариатид и атлантов, довольно своеобразно понимал тяжесть их ноши. Атланты изображены с удивительным напряжением, при этом кажется, что женские фигуры совершенно не чувствуют тяжести — у них на лицах абсолютное спокойствие.
  2. При князе Константине на балах нередко присутствовал Александр Третий с женой. Марии Федоровне очень нравилось танцевать во дворце. Есть легенда, что, решив закончить бал, царь подзывал к себе по одному музыканту после каждого танца. Очень скоро оказалось, что музыкантов практически не осталось и играть некому — только так царь смог убедить жену покинуть бал.
  3. Участок пересечения площадей, на котором находится дворец, издавна имеет магическую репутацию «района двойников». Предания гласят, что тут можно увидеть свое второе «Я», которое свидетельствует о скорой кончине. В разную эпоху с двойниками около этого района столкнулись писатель Петр Вяземский и царица Анна Иоанновна.

Дом Белосельских-Белозерских — это здание, в котором можно соприкоснуться с роскошью и историей светской жизни Питера XIX столетия. Великолепные внутренние убранства вызывают восхищение у гостей, а Зеркальный зал сегодня опять является местом проведения концертных и театральных представлений.

Другие владельцы

Владельцы особняка неоднократно менялись. В разное время ими становились:

  1. Сын Эспера Белозерского Константин. Он переехал в поместье с супругой в 1864 году. Этот период был расцветом поместья — оно являлось самым светским в Питере, а балы по масштабу только незначительно уступали царским в Зимнем дворце. Здесь часто присутствовал Александр Третий с женой, на концертных мероприятиях играли Лист, Рубинштейн, Чайковский. Но через время материальное положение Кочубея значительно ухудшилось, поэтому Константину пришлось расплатиться с долгами дворцом.
  2. Брату царя Александра III князю Сергею Александровичу в 1885 году здание подарили на свадьбу с Елизаветой Федоровной. В то время поместье получило название «Сергиевский». В 1895 г. тут проживала сестра Елизаветы Алиса Гессен-Дармштадтская — будущая жена Николая Второго. В 1906 г. Сергей Александрович скончался после нападения эсера Каляева.
  3. Княжна Елизавета Федоровна стала владеть поместьем после смерти князя. Но она почти тут же ушла из дворца, став монашкой в московском Марфо-Мариинском монастыре.
  4. Племянник князя Дмитрий Павлович получил здание от тетушки в 1912 г. После убийства Распутина, где Дмитрий Павлович брал участие, князь короткое время был в особняке под арестом, а после его выслали из России.

Интерьеры и внутреннее убранство

Пожалуй не так поражает форма дворца, как его содержание. По богатству внутренней отделки здание вполне может конкурировать с любым императорским дворцом. В интерьерах здания используются элементы и барокко и рококо.

Посетителей дворца встречает широкая парадная  лестница украшенная скульптурами. В ажурные решетки перил вмонтированы вензеля с инициалами владельцев. Мраморные камины в залах  украшены изящными узорами. На потолках и стенах очень много лепнины.

Множество зеркал, витражи, резные деревянные панели  — многообразие форм декора поразит воображение даже  опытного искусствоведа.

Особенности архитектуры

Здание в изначальном варианте было сооружено в 1800 году, но современный вид получило только через полвека. Архитектор Штакеншнейдер к 1845 году являлся «придворным строителем», он стал автором многих императорских зданий, среди которых:

  1. Фермерский дворец.
  2. Мариинский дворец.
  3. Летняя резиденция Лейхтербергских.

Есть версия, что прототипом здания являлся Строгановский замок — пример русского барокко XVIII столетия. При этом дом Белозерских является первым зданием в городе в стиле необарокко. Здесь можно увидеть классические элементы барокко:

  • скульптуры атлантов, которые подпирают балконы с коваными решетками;
  • арочные оконные проемы с фигурной лепниной;
  • двухцветный фасад — розовое основание оттеняет белый фон;
  • рустованный первый этаж;
  • циркульные фронтоны;
  • необычная расстановка трехчетвертных колонн коринфского общества.

Но зданию несвойственна классическая живописность для барокко, его линии больше графичны, а элементы дробны. Его отличия от традиционного барокко:

  1. Этажность.
  2. Фасады, которые выходят во внутренний двор, не имеют украшений. Дворы — «черный» и «чистый» — относительно малы.
  3. Сложный план внутренних залов. Здание в архитектурном плане похоже на доходный дом, где помещения сгруппированы около коридоров.

https://youtube.com/watch?v=vPic0NtlieI

Интересные факты

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты. Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены. Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

Интересные факты:

Участок под нынешним дворцом Белосельских-Белозерских первоначально принадлежал семейству Нарышкиных, пока в конце XVIII века его не купила княгиня А. Г. Белосельская. Сначала здесь был построен деревянный дом, потом каменный дворец в классическом стиле. В 1846 году князь Э. А. Белосельский-Белозерский поручает А. И. Штакеншнейдеру капитально перестроить дворец, в результате чего на углу Невского и Фонтанки появляется новое здание с парадными фасадами и новыми флигелями во внутреннем дворе.

Дворец является типичным образцом зрелого русского барокко XVIII века, хотя он был построен уже в следующем столетии. Фасады украшены атлантами и колоннадами, использованы полукруглые лучковые фронтоны, наличники окон имеют сложный рисунок со скульптурными картушами, в оформлении дворца использовано большое количество скульптур работы Д. И. Иенсена. Дворец Белосельских-Белозерских долгое время считался одним из красивейших частных домов Санкт-Петербурга.

Интерьеры дворца обладают большой художественной ценностью, примечательно, что они неплохо сохранились до нашего времени. Владельцы дворца любили роскошь, поэтому большинство помещений (Парадная лестница, Кабинет, Золотая гостиная, Бежевая гостиная, Зеленая гостиная, Зеркальный зал, Концертный зал, Театральный зал, Читальный зал, Картинная галерея и другие) имеют богатое оформление, украшены лепниной и скульптурой, обставлены изысканной мебелью и красивыми коллекционными предметами.

Когда князья Белосельские-Белозерские попали в трудное финансовое положение, с 1884 года дворец отошел в казну и вскоре стал подарком к свадьбе брата Александра III – великого князя Сергея Александровича (именно поэтому у дворца существует второе название — Сергиевский).

Дворец Белосельских-Белозерских часто служил местом проведения балов и приемов, музыкальных и поэтических вечеров. В этом дворце впервые встретились и познакомились Николай и Александра, последняя императорская чета из династии Романовых.

В советское время дворец Белосельских-Белозерских был местом расположения партийных органов, после распада СССР в нем одно время находился Муниципальный культурный центр, и был открыт Исторический музей восковых фигур. Сегодня здание принадлежит Управлению делами президента РФ, однако, он открыт для посещения — здесь регулярно проводятся экскурсии.

Дворец Белосельских-Белозерских включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 41.

Дворец Белосельских-Белозерских на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Безымянном острове на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки.

Ближайшие станции метро — «Гостиный Двор», «Маяковская». Наземный транспорт — остановки «Дворец творчества юных», «Литейный проспект».

Интерьеры дворца

Однако была и другая сторона медали – это интерьеры дворца. Если говорить, что внешний вид здания современникам понравился, то от его интерьеров они были в восторге!

И, действительно, во дворце есть на что посмотреть. Роскошная парадная лестница, встречая посетителей, создает атмосферу царской резиденции. Вензеля на ажурных решетках лестничных пролетов и великолепные скульптуры недвусмысленно подчеркивают высокий общественный статус владельцев.

Архитектор в отделке интерьеров использовал сочетание стилей рококо и барокко, и эта гремучая смесь пышности и изящества дала необыкновенные результаты.

Во дворце множество залов, каждый из которых имеет свое предназначение:

  • Парадная столовая – для торжественных застолий и званых ужинов;
  • Картинная галерея – для прекрасной княжеской коллекции европейских шедевров;
  • Дубовый зал – для проведения малых концертов;
  • Зеркальный зал – шикарный танцпол 19 века с великолепной акустикой и размахом.

Бежевый зал, Золотая Малиновая гостиная – каждое помещение обладает своим индивидуальным образом и единством стиля. Богатство внутренней отделки помещений дворца действительно впечатляет.

Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с высокохудожественной резьбой – все элементы интерьера создают ощущение роскошного праздника.

Князья Белосельские-Белозерские слыли поклонниками искусства. Они ценили музыку, театр, литературу и каждый из представителей этой семьи чем-нибудь увлекался.

Будучи заядлыми коллекционерами, они собрали прекрасные коллекции живописи, фарфора и серебряных изделий. Многие свои приобретения они использовали для оформления помещений.

Новый дворец Белосельских-Белозерских

За эту творческую работу взялся придворный зодчий А. Штакеншнейдер. В 1846 году был готов проект нового здания в стилизации русского барокко с главным видом на Невский проспект.

В силу того, что изменение облика центра столицы требовало высочайшего разрешения, архитектору пришлось утверждать этот проект у самого императора Николая I. После разрешения государя перестройка началась: были переделаны фасады, выходящие на Невский и на Фонтанку, построены новые флигеля и сделана перепланировка интерьеров. Архитектор использовал весь арсенал стиля барокко для того, чтобы придать зданию побольше величия и значимости.

Гармонично сочетая различные формы и пластику линий, он создал запоминающийся облик здания. Изогнутые формы на фронтонах и полукруглые наличники, многочисленные колонны и изящные кариатиды – все художественные элементы придают дворцу нарядный и статусный вид.

Для создания впечатляющих атлантов, поддерживающих колонны, был приглашен знаменитый датский скульптор Давид Йенсен. В результате, здание удалось.

Дворец удачно вписался в архитектурный ансамбль у Аничкова моста на Фонтанке. Когда в 1848 году он был построен, то сразу понравился современникам. О нем много писали в прессе, сравнивали с величественным итальянским палаццо, называли совершенством. А некоторые считали, что зодчий совершил архитектурный подвиг, воздвигнув этот шедевр.

По внешнему виду княжеский особняк напоминает Строгановский дворец, возведенный на Невском в середине 18 века гениальным Растрелли. Легкое сходство, несомненно, присутствует, но это только подчеркивает красоту нового творения Штакеншнейдера, ведь многие считали его преемником великого зодчего.

История появления

В конце XVIII столетия участки около Фонтанки активно начали передаваться лицам знатного рода, близким ко двору. В то время первым хозяином участка, на котором сейчас находится музей, был сенатор Шаховской — территорию ему подарила Анна Иоанновна. Во время царствования Екатерины II участком владел князь Мятлев, а после — князь Нарышкин, который построил здесь небольшую усадьбу.

В 1797 году поместье вместе с территорией у Нарышкина выкупила княжна Анна Белосельская-Белозерская, точнее, усадьба была куплена ее супругом Александром Михайловичем.

В 1798 году новые хозяева снесли маленькое здание и возвели на его месте трехэтажный дворец в стиле классицизма с титульным фасадом, который выходил на Невский проспект. В 1841 г. границы города поменялись, и дворец стал находиться почти в центре Питера.

После этого сын Анны Эспер посчитал, что находящийся дом не подходит их семейному статусу, поэтому в 1841 г. он велел архитектору Штакеншнейдеру создать новый проект здания. В 1847—1849 годах он был реализован. Архитектор перестроил оба фасада и добавил 2 флигеля. Интерьер полностью изменили с учетом нового стиля дворца.

Эспер скончался от тифа в 1847 г., когда здание находилось на стадии фундамента, дальнейшими работами начала заниматься его супруга. Сама она вышла замуж за князя Кочубея и жила у него, здание же использовалось для светских мероприятий и проведения балов.

https://youtube.com/watch?v=0DetBV1wQjE

Оформление залов

Уникальный облик здания складывается из неповторимого стиля оформления всех залов. Краткое описание помещений:

  1. Зеркальный (концертный) зал — это «сердце» дворца. Зал в стиле рококо делится на сцену и зрительские места. Названием помещение обязано трем зеркалам, которые находятся на стене с левой стороны. Они сделаны из цельных серебряных пластин. Три оконных проема с правой части по форме точно повторяют контуры зеркал.
  2. Парадная гостиная и столовая начинают галерею парадных помещений на втором этаже. Серовато-зеленые поверхности стен столовой выделяют полотна на стенах и белоснежную лепнину.
  3. Библиотека или Дубовый зал. Основное украшение этого помещения — панели из деревянного массива с книжными полками. В комнате находится второй этаж с небольшим балконом и ажурными перилами. В зале установлен резной камин из мрамора.
  4. Картинная галерея находится за столовой, соединяясь с Зеркальным залом и библиотекой. До 1918 года тут располагалась коллекция полотен Белосельских, сейчас на стенах только несколько картин, а сама галерея переделана в театральное фойе, которое примыкает к концертному залу.
  5. Зеленая гостиная. Тут помимо роскошного внутреннего убранства можно посмотреть предметы мебели фабрики Мельцера и картину «Праздник Венеры».
  6. Малиновая и Бежевая гостиные. Тут посетители смогут полюбоваться декором в стиле рококо и великолепными люстрами.

Фото и описание

Еще в начале XVIII века участки на берегах Фонтанки были переданы во владение знатным вельможам и активно ими осваивались. В конце этого же века один из участков был приобретен семейством Белосельских-Белозерских. Владельцы дворца с XVI века принадлежали к старейшему российскому княжескому роду, ведущего своё начало от Владимира Мономаха, чьи представители всегда занимали высокие государственные посты.

Здесь сразу же был возведен новый дом в стиле классицизма с главным фасадом, выходящим на Невский проспект. Но спустя несколько десятилетий особняк стал неудобен для его владельцев, его скромный классический фасад не соответствовал высокому положению, занимаемому ими в обществе. Проектирование нового дворца Белосельских-Белозерских поручили архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Строительство дворца закончилось в 1848 году, и он стал последним из частных дворцов, построенных на Невском проспекте. Современники очень высоко оценили это сооружение, называя его «величественным палаццо», » в своем роде совершенством».

Архитектурным прототипом дворца Белосельских – Белозерских послужил Строгановский дворец на Невском проспекте, возведенный по проекту Растрелли в середине восемнадцатого века. Они даже расположены на похожих угловых участках: одно на углу Фонтанки, другое – на углу Мойки.

Фасады дворца отделаны в стиле пышного барокко, который царил в российской архитектуре в середине восемнадцатого века, тогда, когда строился Строгановский дворец. Овальные окна, полукруглые фронтоны, вычурные наличники, фигуры атлантов, многочисленные колонны, нарядная окраска в три цвета – всё это делают внешний вид дома незабываемым.

Внутренняя отделка благодаря использованию мотивов западноевропейской и русской архитектуры первой половины восемнадцатого века так же является удачной стилизацией барокко и рококо.

В конце девятнадцатого века дворец стал собственностью сына императора Александра II — великого князя Сергеем Александровичем. С 1911 года дворец принадлежал великому князю Дмитрию Павловичу, одному из участников убийства Григория Распутина.

После революции здание национализировано. Здесь размещались в разные годы различные общественные организации, в частности Куйбышевский РК КПСС. Во время Великой отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов и бомбежек и было реставрировано уже после войны.Во дворце сохранились подлинные интерьеры, особенно хороши помещения второго этажа. Среди них бывшая библиотека — Дубовый зал, который использовали как малый концертный зал, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Картинная галерея, Зеркальный бальный зал, имеющий прекрасную акустику, изначально предназначавшийся и который до сих пор используется для проведения концертов, Золотая Малиновая гостиная. Во всех залах сохранена художественная отделка второй половины девятнадцатого века: светильники, камины, зеркала, лепнина, мебель, картины и многое другое. С 2003 года здание находится под юрисдикцией Управления делами президента РФ.

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер –  известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района.  Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии. Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов. В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: