Аничков мост

История Аничкова моста

В истории Аничковой переправы через реку Фонтанку выделяют несколько этапов.

Деревянный мост

Деревянный Аничков мост возвели через Фонтанку по указу Петра I в 1715 году. Это была многопролетная балочная конструкция на свайных опорах шириной около 6,5 м. Для прохода судов в одном из пролетов моста были предусмотрены подъемные щиты. Их убирали и ставили на место вручную.

Почти за полвека деревянный Аничков мост неоднократно реставрировали, перестраивали, усиливали. А в 1744 году его оснастили разводными железными механизмами.

Каменный мост

В середине XVIII века Петербург активно застраивали каменными домами и сооружениями. Не стала исключением и территория Фонтанки. Набережные замостили камнем, сделали спуски к воде, а берега объединили каменными мостами с деревянными судоходными пролетами. Подъем разводных частей осуществлялся с помощью тяжелых цепей.

С этого времени сохранилось лишь два моста — Ломоносова и Старо-Калинкин. Аничков мост был полностью перестроен.

Современный мост

В 1839 году возникла необходимость расширить Аничков мост, так как возросла активность движения по Невскому проспекту. Проект нового сооружения разработал И. Ф. Буттац. Все строительные работы завершили за рекордные полгода.

Уже в 1843 году в конструкции моста были обнаружены серьезные дефекты, повлекшие за собой деформацию сводов. Разрушения планомерно фиксировались вплоть до 1902 года! Именно тогда ограничили нагрузку на мост — не более 600 пудов или 9,82 тонн.

С 1904 и до 1908 года под контролем специально сформированных комиссий производился ремонт Аничкова моста, его усиление. Там проложили трамвайные пути, организовали освещение. Но во время блокады Ленинграда мост сильно пострадал, а в 1951 году по нему прекратили движение трамваев.

В 1991 году Аничков мост в Санкт-Петербурге начали реставрировать, а в 2007-2008 году провели его капитальный ремонт.

Зимняя канавка

Одно из самых романтических и мистических мест в Санкт-Петербурге — арка над зимней канавкой. Наверное, все помнят оперу Петра Ильича Чайковского «пиковая дама». Так вот Лиза, от которой убегает сошедший с ума Герман, именно с нее бросается в воду.

Через небольшую Зимнюю канавку переброшенытри моста: Первый Зимний, Второй Зимнийи Эрмитажный (бывший Зимнедворцовый)

Призрак самоубийцы

Самый короткий канал в Петербурге (ширина не более 20 м, длина — 228 м) появился в 1718 г. рядом с Зимним дворцом Петра I. Всегда затененный, он производил удивительное впечатление: каждый шаг здесь сопровождался усиленным эхом. Почти сразу же место приобрело романтическую славу. Здесь назначали друг другу свидания влюбленные, а придворные фрейлины облюбовали его для тайных встреч.

Графиня Варвара Николаевна Головина рассказывала князю Петру Андреевичу Вяземскому, что самые счастливые мгновения своей жизни она испытала именно во время тайных и недолгих прогулок вдоль берегов Зимней канавки с лейб-гвардии майором Раичем. Однако Зимняя канавка стала не только пленительной декорацией для романтических встреч, но и сценой для трагедии. Осенью 1869 г. в одной из городских газет появилось сообщение, которое взволновало весь Санкт-Петербург: «Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина.

Портрет графини Варвары НиколаевныГоловиной. Элизабет Виже-Лебрён. 1797–1800

Модест Ильич Чайковский вспоминал, что во время работы над оперой его брат делился воспоминаниями о графине Голицыной. Якобы той перед смертью тоже являлся офицер, который изрядно ее напугал. Говорили, что это был ангел смерти.

Проклятие «пиковой дамы»

Вышеописанная история с утопленницей невероятно впечатлила Петра Ильича Чайковского, работавшего в тот момент над оперой «Пиковая дама». Он отправил своему брату Модесту вырезку из старой газеты и попросил изменить уже готовое либретто, чтобы вставить туда сцену самоубийства несчастной Лизы. Все это время композитор жаловался друзьям, что опера «язвами источила душу» и что он весь истерзан дурными предчувствиями. Чайковский постоянно думал и писал о смерти и роке, а перед премьерой долго гулял вдоль Зимней канавки.

—>

Портрет Петра Ильича Чайковского.Николай Дмитриевич Кузнецов. 1893

Желая отвлечься, Пётр Ильич надолго уехал из Санкт-Петербурга, но в 1893 г. вновь вернулся в Северную столицу и поселился в доме № 13 на углу Малой Морской и Гороховой улиц. Здание располагалось напротив старинного особняка, в котором больше полувека назад жила княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая, по мнению многих, прообразом старой графини в повести «Пиковая дама». На новом месте Чайковский прожил всего 15 дней. 24 октября 1893 г. его состояние резко ухудшилось — он впал в тяжелое забытье. Модест Ильич Чайковский вспоминал, что во время работы над оперой его брат делился воспоминаниями о графине Голицыной. Якобы той перед смертью тоже являлся офицер, который изрядно ее напугал.

И как ни влечет к себе красота этого места, ни туристы, ни влюбленные здесь надолго не задерживаются. Через какое-то время всех одолевает неясная тревога и тоска, а мирная гладь канала кажется зловещей…

В XVIII в. набережная Зимней канавки называласьПочтовой, поскольку неподалеку от нее, на нынешнейМиллионной улице, располагался Почтовый двор

Более века в стройках и перестройках

Спустя 5 лет после постройки Аничкова моста, в 1726 году, в Канцелярию городских дел уже докладывали об обветшании деревянной переправы. Реконструкцию поручили инженеру Герману ван Болесу, позднее прославившемуся как мастер разводных мостов. Проект Аничкова моста стал его первой работой в этом направлении,  а уже реализацией занимался Доменико Трезини. В результате реконструкции появился разводной пролет, позволяющий поднимать крылья моста при помощи специального рычажного устройства и цепей.

Так как мост был пограничным и через него въезжали желающие попасть в город, то в целях предосторожности рядом с ним  построили караульный дом и утроили шлагбаум, ночью перекрывающий проход. Днем же на заставе проходила проверка паспортов, здесь же взимали плату за въезд – деньгами либо булыжниками, необходимых для мощения улиц

Еще один капитальный ремонт мост пережил в 1742 году: тогда под переправу подвели новые сваи. Немногим позднее, в 1749, архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, правда, мало чем отличающийся от мостов того времени, но основательно укрепленный. По сведениям тех лет, это было необходимо для переправы подарка царю: по мосту должны были пройти слоны, посланные персидским шахом. Так, благодаря этим величественным животным оформленный под гранит и обшитый досками, мост перестал быть разводным.

А для украшения при въезде на переправу на высоких столбах водрузили фонари. Тогдашний мост был в 4 раза больше современного – более 200 м.  

1780-1789 годы… Это время посвятили обустройству Фонтанки: возвели каменные береговые стены, обустроили спуски к воде.  А уже в 1783 году по проекту Жана Перроне перестроили и Аничков мост. Теперь он был трехпролетным, гранитным, лишь средний разводной пролет остался прежним деревянным. Мощные каменные парапеты ограждали переправу. Правда, служили они не так уж и долго: на заре XIXвека на замену им поставили каменные тумбы, которые в точности повторяли ограду набережных.

Шли года, Санкт-Петербург все больше расстраивался, главная улица расширялась и обрастала новыми объектами, и вот уж Аничков мост стал узок и невместителен. К тому же и деревянная часть переправы стала приходить в негодность. Так пришло решение о ее конструктивной перестройке.  В конце 1840 года утвердили и проект, ранее разработанный плеядой инженеров Андреем Готманом, Александром Редером  и Иваном Буттацом. За строительные работы взялся подрядчик Макар Пименов.

Ломать – не строить, и в первую очередь разобрали  старую переправу, а уже весной 1841 года заложили первый камень нового Аничкова моста. Проезжая часть нуждалась в срочном восстановлении, ведь для движения транспорта временно построили обходной непрочный деревянный мост. Мастера старались, и работа продвигалась довольно быстро: за короткий срок в несколько месяцев выложили три арки. Кирпичные своды даже облицевали розовым гранитом, что существенно приукрасило мост. Осенью все работы были окончены. На все про все для постройки одного из красивейших мостов понадобилось 6 месяцев. Дело оставалось за малым: для пущей красоты возвести скульптуры. И в ноябре на Аничковом мосту установили перила, гранитные пьедесталы и ограду. Последняя создавалась по рисункам немецкого зодчего Карла Шинкеля. Подобное изображение русалочек и морских коньков в свое время использовали при постройке берлинского дворцового моста.

Итак, работа завершилась, итоги подведены, и Министерство финансов представило отчет: строительство нового моста потянуло из казны более 195 тысяч рублей серебром. Но обновленный каменный мост стоил того! На торжественное открытие в ноябре 1841 года стекались толпы, дабы поглазеть на невиданное доселе чудо. Удивительные пропорции сооружения, единственные в своем роде скульптуры лошадей – все это в целом производило неизгладимое впечатление. Народ восхвалял строителей, поэты слагали стихи…

В январе 1842 года движение на Аничковом мосту было открыто.

Мосты через Неву

Мосты через Неву – это украшение города, его гордость и его отличительная черта. Разводные мосты – визитная карточка Санкт-Петербурга.

Благовещенский мост, открытый в 1850 году является первой переправой через главную реку города, он же первый от Финского залива. По первоначальному проекту часть моста не поднималась, а отводилась подобно воротам, и располагалась она ближе к Васильевскому острову. После перестройки в 1938 году подъем стал электромеханическим, а ввысь устремились 2 крыла моста посредине. Угол подъема крыльев – 72 градуса.

Литейный мост – следующий по дате открытия мост через Неву. В 1879 году открылся шести пролётный мост, носивший тогда название мост Александра II. Уникален он тем, что стал первым мостом с электрическим освещением, а в начале XX века ручной механизм поднятия крыла моста было заменено на водяную турбину, не имеющую аналогов. Мост выполнен не из чугуна, а из стали, что дало ему большую прочность и позволило сократить количество пролетов.

Троицкий мост – красивейший из мостов Санкт-Петербурга был открыт в 1903 году и стал третьей постоянной переправой через Неву. Построен французской компанией «Батиньоль» по проекту французских архитекторов. Мост был призван закрепить русско-французский союз, поэтому в Париже в этот же период возводится «побратим» — мост Александра III через Сену. Визуально мосты действительно похожи, главным образом, из-за роскошных фонарей-канделябров.

     

Большеохтинский мост открыт в 1911 году, спроектирован в популярном в то время архитектурном стиле, отсылающим к проектам Гюстава Эйфеля. Является самым удобным для судоходства мостом, в том числе благодаря двум башням-маякам, освещающим подход к мосту.

Дворцовый мост как постоянный мост через Неву возведен к 1916 году, до этого ближе к Исаакиевскому собору существовал его плашкоутный предшественник. Разведенный дворцовый мост является визитной карточкой Сакнт-Петербурга. В ночное время суток он выглядит невероятно красиво

Однако, в дневное время обращает внимание простота отделки на главном, казалось бы, мосту города. Это связано с тем, что открытие моста пришлось на период Первой мировой войны, поэтому введена в эксплуатацию только конструктивная часть, без отделки

Ее выполнили уже в советское время – отсюда и символика со звездами на перилах моста.

Большой Обуховский мост, который в народе просто называют Вантовым, — последний из возведенных мостов через Неву. Открытием в 2004 году ознаменовал окончание эпохи «мосты разведены, домой не попасть». Это единственный не разводной мост через Неву, его высота позволяет судам проходить под ним. Это самый большой мост через Неву и один из самых длинных мостов в России.

История строительства

Строительство моста длилось 5 лет. Его история была сложной. Ему предшествовал длительный поиск и согласование проекта, сбор денег и поиск тех, кто возьмется за исполнение работы. Война 1914 года «заморозила» сдачу его в эксплуатацию.

Ранее по Большой Неве не проходило никакой переправы. Лишь выше по течению на Сенатской площади стоял наплавной мост «Исаакиевский». Он первым соединял 2 части города. Все началось с объявления о конкурсе на проект моста в 1901 году. Результаты первых 27 проектов были неудовлетворительны. Поэтому конкурс был продлен еще на 3 года.

На рассмотрение поступили следующие 19 чертежей. Но из-за Русско-японской войны и революции проектирование застопорилось. В это время обсуждалось место прокладывания моста и были внесены некоторые поправки. Красота моста должна была ничуть не уступать внешнему облику зданий рядом с ним, и езда проектировалась только по верху.

Поступили новые 9 проектов. В конечном итоге выбрали проектный эскиз от «Общество Коломенских заводов» А. П. Пшеницкого.

Разработка проекта и архитектурные особенности

За архитектурное оформление отвечал Р. Ф. Мельцер. Он предложил оформить мост пышно и торжественно с множеством декоративных элементов из железа, необыкновенно высокими фонарными стоблами с объемной скульптурой у их основания, императорскими орлами и т. д.

В начале февраля 1911 года был подписан договор о начале строительства. Планировалось закончить в ноябре 1913 года. По документам, все материалы для моста должны были быть только из отечественного сырья, а работы вестись исключительно русскими специалистами.

Тогда Роман Мельцер подготовил более простой вариант украшения моста.Он должен был освещаться 12-ю более низкими фонарями без каких-либо скульптур. Официальное утверждение оформления состоялось в 1915 году, как только ситуация в стране улеглась.

Этапы строительства моста, конструкция

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге преступили возводить в 1911 году. Основными элементами служили арки из чугуна, производимые на Коломенском заводе. Арки перевозили по водным путям и сразу устанавливали.

Из-за нехватки финансирования металл поставляли не стабильно и перевозки задерживались. К тому же рабочих рук было недостаточно. Это не давало возможности придерживаться установленного плана работ. Строительство еще более затянулось в связи с затоплением опор и началом Первой мировой войны.

В ноябре 1915 для пешеходов открыли дорогу на мосту. Однако строительство продолжалось. И в 1916 году его серьезно испытала грузовая техника. По нему одновременно пустили 34 грузовика, набитых грузом до 10 т. Испытание прошло успешно. 23 декабря того же года мост наконец полностью открыли. Обошлось без торжества. Все прошло скромно. Вместо главы города пришел заместитель.

Из приглашенных гостей прибыло лишь 10%. Никто из царской семьи тоже не явился. К сожалению, мост так и не достроили. У него были деревянные перила. Кладка опор не закончена, сверху отделана деревом. Парапеты с устоями временно обшили фанерой. Архитектурное оформление полностью отсутствовало.

Мост из металла, пятипролетный. Серединная его часть разводится. Стационарные пролеты перекрыты фермами, которых в каждом пролете по 8 штук. Между ними — 3,6 м. Ими соединены ветровые связи и балки.

Под автомобильной дорогой и под тротуарами настелены листы котельного железа. Сверху налит бетон и дорожное покрытие из мелкозернистого асфальтобетона, как и на пешеходных тротуарах.

Создание внешнего вида

После открытия моста по прошествии времени его устройство завершилось уже при СССР. К примеру, сегодняшних решетчатых перил из чугуна с характерными орнаментами не было до 1939 года. Это значит появились они только спустя 23 года с момента, как мост начал полностью функционировать. На них изображена типичная советская символика – пятиконечная звезда с пучками колосьев.

Этому оформлению также предшествовал конкурс. Лучший рисунок предоставил Л. А. Носков. Формы отлил скульптор И. В. Крестовский. Ленмостотресту в 1932 году понадобился проект по скульптурному оформлению моста. Его разработкой занялся Институт пролетарского искусства. По их замыслу должно было быть 8 семиметровых чугунных скульптур.

История

Главная магистраль Санкт-Петербурга — Невская Першпектива (ныне Невский проспект) была проложена в 1710-х годах. Она соединила Адмиралтейство (промышленный центр новой столицы) и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру — монастырь, заложенный в те же годы Петром I.

Первый мост через Фонтанку по оси Невской Першпективы был сооружен по указу Петра I от 1715 года. Император повелел «за Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост». В мае 1716 года был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, пересекавший как саму реку, так и заболоченную пойму Фонтанки с островами и заводями.

Длина моста составляла около 170 метров, ширина — около 6,5 метров, судя по докладу от 15 мая 1716 года: «На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья». Для проводки по Фонтанке мачтовых судов подъёмные щиты снимали, а затем возвращали на место вручную.

Строительство моста обошлось казне в 50 рублей. Переправа сооружалась силами инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался неподалеку, в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой». По имени своего строителя получил название и Аничков мост (произносится с ударением на второй слог).

В течение XVIII века по реке Фонтанке проходила граница города. На Аничковом мосту стоял шлагбаум, а рядом, на левом берегу Фонтанки, в 1726 году построили Караульный дом. Здесь находилась «рогатка» — застава, где у въезжающих в Санкт-Петербург проверяли документы и брали плату за въезд, в качестве которой могли быть как деньги, так и камни, необходимые городу для мощения улиц.

В 1730 году рядом с Аничковым мостом, в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, была установлена триумфальная арка. В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы – Елизаветы Петровны, а в 1751 году — разобрали.

Скульптуры коней

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа, но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне. Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  •  В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в  четырех скульптурных группах:

Первая группа в западной части Аничкова моста — «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв  его за узду.

Смежная группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.

В третьей группе, расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.

И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное.

Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в сквере у Аничкова дворца и на постаменты их возвратили накануне 1 мая 1945 года. Еще раз они покинули мост во время реставрации в 2001–2002 годах и были отреставрированы к 300-летию Северной столицы.

Иоанновский мост

Иоанновский мост обязан своим попаданием в этот рейтинг своей истории и зайцу. Вот так

Обойти этот мост вниманием невозможно, ведь с него началась история мостов Северной Венеции: город начался с Петропавловской крепости, и первый городской мост, названный Петровским, соединял Заячий остров с Петроградским островом (тогда — Городовом). Иоанновским он стал в 1738 году по названию Иоанновских ворот одноименного равелина, от которых он и начинается

На свае рядом с мостом стоит фигурка зайца, в которую все, пришедшие на остров, пытаются попасть монеткой. Если монетка удержится на свае — загадываем желание. По неофициальной версии все зайцы Заячьего острова напоминают о спасшихся от наводнения зверюшках.

Скульптурные группы с лошадьми

Петр Клодт был увлеченным творчеством и очень талантливым человеком. Его всегда интересовали лошади, красота их движений. Часами наблюдая за этими животными, он постарался передать их грацию в скульптурах на Аничковом мосту.

Всего их четыре, и они олицетворяют этапы укрощения коня человеком:

  1. Поверженный водничий, с трудом удерживающий разъяренного и вздыбленного коня. Его попона почти скинута, а копыта готовы в любой момент ударить юношу.
  2. Водничий, стоя на одном колене, почти накинул на коня его попону. Он уже слегка осадил животное и выглядит увереннее.
  3. Водничий поднялся с колен. Ему больше не нужно прикладывать много усилий, чтобы сдерживать коня.
  4. Водничий уверенно держит укрощенного коня. Он подчинился юноше и позволил укрыть себя попоной.

История появления скульптур на Аничковом мосту Санкт-Петербурга довольно непростая. Изначально его должны были украшать статуи не только коней, но и быков. Впоследствии от идеи отказались, как отказались от установки скульптурных групп на набережной Адмиралтейства.

Интересно, что фигуры коней были отлиты несколько раз, так как скульптуры неоднократно дарили — в Берлин, Сицилию. Позже их копии отправили в Петергоф, Стрельну, усадьбу Голицыных.

Обратите внимание! Два коня, движение которых направлено в сторону Адмиралтейства, подкованы, а два других — нет. Это связано с тем фактом, что на территории нынешней площади Восстания действительно можно было подковать коней

Такая вот ненавязчивая реклама-указатель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: