Первый дворец на Невском проспекте
Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако после дворцового переворота 25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета, которая и приказала построить дворец на месте полкового двора преображенцев. Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского.
Созданием проекта и собственно строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли.
Аничков — первый дворец на Невском проспекте. Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на проспекте, главный фасад обращён не в его сторону — это говорит о том, что в начале 1740-х годов Невский проспект ещё не воспринимался как главная улица города. Многие гости прибывали во дворец по воде, а потом и главная сторона здания обращена на Фонтанку, ко времени постройки дворца — границу города.
Дворец — лучший свадебный подарок
В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре — великой княгине Екатерине Павловне — по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму «Руслан и Людмила».
В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе. Как водится у царей, здание снова принялись перестраивать: 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).
В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского. Именно при Николае I в Аничковом дворце проходили балы которые презирал А. С. Пушкин, и которые так любила его жена Наталья Николаевна.
Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.
Строительство Аничкова дворца
Когда по приказу императрицы в 1741 году начали строительство нового дворца, Санкт-Петербург не был еще тем великим городом, который мы знаем сейчас. Многих тогда удивило решение государыни, так как в то же время возводили Зимний дворец и Петергоф в Царском селе. В те времена на месте Невского была простая просека, а сам будущий дворец находился на окраине города. По замыслу Елизаветы он должен был стать украшением въезда в столицу. Его фасад обращен к Фонтанке. С этой же стороны были бассейн с пристанью. Аничков дворец стал первым из множества построенных в этом районе.Первоначальный проект дворца в стиле барокко и в виде разноэтажного здания в форме растянутой «Н» и создал Михаил Григорьевич Земцов. Но он умер в 1743 году так и не закончив строительство. Продолжал курировать работы его ученик Григорий Дмитриевич Дмитриев, а завершил все – Бартоломео Франческо Растрелли. Последний архитектор внес довольно много правок к первоначальному проекту Михаила Земцова.Центральная часть дворца имела три этажа. Она была соединена крыльцом с боковыми флигелями той же высоты. На них расположились ребристые купола в виде луковиц. Парадный двор украшал бассейн, а задний с западной стороны – регулярный сад. Его обустраивал в 1743 году Людвиг Киндер Тапера, англицский садовник, которого специально для этого пригласили из Стрельны. Фасады дворца украшали высокие по тем временам крыльца с портиками и балконами. Внутри дворца было много росписи. Ее выполняли Алексей Петрович Антропов, Иван Яковлевич Вишняков, братья Бельские и другие умелые художники того времени. После окончания отделочных и ландшафтных работ дворец стал немного похож на Петергоф.В 1751 году после окончания большей части строительных работ провели освящение домовой церкви Аничкова дворца, расположенной на втором и третьем этаже бокового флигеля по стороне Невской перспективы. Она отличалась необычайным богатством отделки: терхярусный резной иконостас с позолотой и барочными орнаментами достигал одиннадцати метров. Официально годом завершения строительства Аничкова дворца считается 1751, но на протяжении последующих десятилетий его неоднократно перестраивали согласно вкусам новых владельцев.
История строительства
Строительство Аничкова дворца началось в середине XVIII века, когда после дворцового переворота на престол взошла императрица Екатерина. Город Санкт-Петербург в те времена был гораздо меньше нынешнего. Невский проспект представлял собой небольшую узкую просеку, а городской район, где сегодня располагается это сооружение, был удалённой окраиной. Екатерина распорядилась построить неподалеку от реки Фонтанки большой дворец, который служил бы украшением на въездной дороге в столицу.
Проект здания разрабатывал архитектор Михаил Земцов, а после его смерти — знаменитый итальянец Бартоломео Растрелли. Сооружение планировалось построить в популярном в то время стиле барокко, а вокруг разбить небольшой парк с деревьями, цветами, фонтанами. В последующем был обустроен мраморный бассейн Аничкова дворца. Строительство этого гигантского комплекса заняло без малого 12 лет — с 1741 по 1753 г.
Для отделки фасада использовался следующий декор:
- редкий итальянский мрамор;
- оникс и травертин;
- лепнина и мраморные статуи;
- позолоченные украшения.
Задержки в строительстве Аничкова дворца в Санкт-Петербурге объясняются как организационными вопросами, так и нехваткой времени у Екатерины контролировать возведение сооружения. Спустя несколько лет после начала строительства умер его главный архитектор, и практически на год все работы во дворце остановились.
Фото и описание
В 1710 году для дальнейшего расширения вновь строящегося города в Петербурге начали раздавать земельные участки по берегам Фонтанки под строительство загородных дворов. В 1724 году один из них достался зятю А. Д. Меншикова Антону Девиеру, тот самый, на котором позднее был возведен Аничков дворец. В 1727 г., после падения великого сподвижника Петра I его родственники также были арестованы и сосланы в Сибирь. Участок был конфискован.
Следующий его владелец, купец Лукьянов, после выхода указа о застройке Невской перспективы каменными домами, счёл для себя более выгодным продать его Елизавете Петровне, дочери Петра I, которая распорядилась построить на нём дворец, ставший первым каменным сооружением Невского проспекта.
Названием своим дворец обязан находящемуся рядом деревянному мосту, который был построен солдатами адмиралтейского батальона под руководством офицера Аничкова.
Строительство дворца осуществлялось по проекту архитектора М.Г. Земцова с 1741 года на правом берегу Фонтанки в стиле высокого барокко. Через полтора года Земцов умер, и руководство работами по возведению дворца было передано его ученику Г.Д. Дмитриеву, а затем Б.Ф. Растрелли, который существенно изменил первоначальный замысел. К весне 1751 года в основном завершилась отделка дворца, и это позволило освятить его церковь. Здание имеет Н-образный план. Центральная его часть — трехэтажная с большим двусветным залом. Крыльцом она соединяется с боковыми трехэтажными флигелями, которые венчают ребристые купола с луковичными главками. Центральным фасадом дворец был повернут к Фонтанке, а не к Невскому проспекту. Здесь же находится парадный двор, в котором был устроен бассейн, связанный с Фонтанкой каналом. Противоположный, западный, фасад дворца выходил к регулярному саду с павильонами и скульптурами. Высокие крыльца с портиками, поддерживающими балконы, украшают оба фасада.
Отделка помещений дворца осуществлялась согласно чертежам и под непосредственным наблюдением Растрелли. Живописные работы были выполнены Антроповым, Вишняковым, братьями Бельскими. Очень тщательно был продуман интерьер церкви, которая занимала третий и второй этажи бокового флигеля, параллельного Невскому проспекту. Её одиннадцатиметровый позолоченный резной трехъярусный иконостас славился богатством барочной орнаментики.
Более двухсот лет дворец постоянно менял своих хозяев: в восемнадцатом веке императрицы преподносили его своим фаворитам, а в начале девятнадцатого века, когда он снова стал собственностью семьи Романовых, появилась новая традиция — особы царской фамилии стали получать его в качестве свадебного подарка. После революции здесь был открыт Музей истории города, а позднее тут был устроен Дворец пионеров. В это время убранство дворца пострадало особенно сильно. Теперь здесь работают Дворец творчества юных и Аничков лицей.
Также в залах Аничкова дворца располагается Музей истории Аничкова дворца, который был открыт в 1991 году. В музее регулярно проходят выставки, где лучшие педагоги и воспитанники Дворца творчества юных делятся своими профессиональные успехами.
Подарки императоров
Как было принято в те далёкие времена, императрица часто дарила построенные дворцы своим фаворитам. Так, в частности, Аничков был подарен графу Алексею Разумовскому. Затем Екатерина выкупила свой подарок только для того, чтобы отдать его ещё одному фавориту — Григорию Потемкину. Новоиспеченный хозяин решил перестроить ближайший сад и провести внутри реставрационные работы. В результате облик сооружения полностью преобразился.
В период с 1776 по 1778 г. дворец под руководством архитектора Старова был перестроен в стиле классицизм. Убрана гавань, с фасада сняли всю лепнину, также исчезла характерная для барокко многоэтажность строения. В конце XVIII века Екатерина вновь решила выкупить резиденцию, разместив в нем Кабинет правительства. В это же время были построены два отдельных корпуса, которые предназначались для проживания чиновников и работников канцелярии.
Аничков принадлежал следующим императорам:
- Екатерине Великой.
- Александру Первому.
- Николаю Первому.
- Александру Третьему.
В начале XIX века император Александр Первый подарил Аничков дворец своей сестре Екатерине Павловне в качестве приданого на свадьбу с принцем Ольденбургским. Однако уже после второй женитьбы великой княгини и её отъезда из России это огромное сооружение вновь было выкуплено в казну. С годами здание постепенно ветшало, поэтому император Александр распорядился о проведении ремонта. Архитектор Росси выполнил полную перепланировку дворца, построив знаменитый дугообразный «сервисный корпус», была сделана роскошная ограда и размещено несколько новых садовых павильонов.
https://youtube.com/watch?v=dckI0O07P2Y
Судьба Аничкова дворца в советскую эпоху
Сразу после революции Аничков дворец национализировали — сначала в нём работало министерство продовольствия, в 1918-1935 годах во дворце функционировал музей города (не только Ленинграда). В корпусах Кабинета с 1918 года работали Отдел коммунальной и социальной гигиены, библиотека Музея города.
12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова здесь был открыт Дворец пионеров, самый большой в СССР. Аничков дворец был реконструирован по проекту архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Корпуса Кабинета приобрели форму каре. Открылось более сотни детских кружков, и особенно знаменитым стал шахматный, который посещали Виктор Корчной, Борис Спасский, Марк Тайманов. Кроме того, Дворец пионеров посещали Станислав Жук, Лев Додин, Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова.
Дворец Пионеров не прекращал работу всю блокаду, и 28 июня 1942 года здесь провели торжественный вечер выпускников ленинградских школ, а к 1945 году дворцовый комплекс был отреставрирован.
В 1990 году Дворец пионеров преобразован в Дворец творчества юных.
Фото: saint-petersburg.com
С архитекторами враждовать опасно… Интересные факты
В Санкт-Петербурге в XVIII веке лошадей подковывали на Литейном проспекте. С этим фактом связывают отсутствие подков у лошадиных скульптур, стремящихся к Литейному, и наличие их у лошадей «идущих» в обратную сторону.
Имея в своем кругу и друзей, и кровных обидчиков, Петр Клодт своеобразно отомстил одному из них. Он изобразил физиономию этого человека на самом «почетном» месте: под хвостом одного из коней. Говорили, лицо несчастного было довольно узнаваемым. Другие источники указывают, что скульптор изобразил Наполеона, в такой форме проявив любовь к России.
После одной из реконструкций в XIXвеке на переправе появилась табличка «Аничкин мост». Сие название очень уж пришлось по душе петербуржцам, тем более и легенда имелась соответствующая – трагическая любовная история, связанная с некой Анечкой и кем-то из строителей.
Подобное новшество не прошло мимо потомков подполковника Аничкова – они требовали незамедлительно исправить ошибку. Жалоба из городской управы добралась до думы, и название справедливо вернули.
Последняя хозяйка
После смерти Александр III в Аничковом дворце осталась проживать его супруга, вдовствующая императрица. Расходы по его содержанию взял на себя их сын, Николай II.В 1897 году здесь впервые показывали кинематограф. А с 1899 года при дворце работала школа, открытая специально для детей служащих. Последнее знаменательное событие императорской семьи Аничков дворец «видел» в 1914 году: венчание княжны Ирины Александровны с князем Феликсом Феликсовичем Юсуповым.На этом «царская летопись подарков» Аничкова дворца закончилась. Дальше началась совсем другая эпоха – Советское время.