Аничков дворец и современность
При Советской власти в Аничковом дворце открылся Дворец Пионеров имени Жданова. В 1991 году заработал Дворец творчества юных. Здесь работают кружки и секции, коллективы самодеятельности, проводятся праздники, смотры и олимпиады, молодежные конференции. Дворец стал школой развития интересов и знаний детей.
В 1991 году здесь открыт Музей Аничкова дворца. Величайшие люди современности помогали детям узнавать мир.
- Секцию шахмат вел Михаил Ботвинник.
- Ансамблем песни и пляски руководил Исаак Дунаевский.
- Прививал любовь к путешествиям, рассказывал о далеких странах детям востоковед Василий Струве.
- В тайны географии и зоологии детей посвящал академик Лев Берг.
- Иосиф Орбели открыл мир искусства.
Музей истории Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных
Уважаемые петербуржцы и гости города!
В связи с проведением реставрационных работ в Аничковом дворце обзорные экскурсии «Дворец царей, дворец-музей, дворец детей» временно не проводятся до окончания реставрационных работ.
Предлагаем вам тематические экскурсии:
«Дворец счастливого детства» (история Ленинградского Дворца пионеров – Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных). На экскурсии вы узнаете об истории Аничковой усадьбы, о её прежних владельцах и о последней реконструкции, после которой в исторических интерьерах разместился Ленинградский Дворец пионеров. Вы сможете увидеть Танцевальный зал, Дубовый кабинет и библиотеку Александра III, а также Комнаты сказок – выдающийся памятник монументальной живописи художников Палеха, появившийся во дворце в 1936 году. В залах музея представлены уникальные экспонаты, рассказывающие о первых годах работы Ленинградского Дворца пионеров и жизни блокадного города. В завершении экскурсии мы расскажем, что сейчас представляет собой Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.
- 5 октября в 12:00, 14:00 на день открытых дверей на тематическую экскурсию «Ленинградский Дворец пионеров – Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». Бесплатно, запись по телефону 314-95-55 с 10:00 до 19:00, кроме воскресенья.
5 октября в 12:00, 14:00 на день открытых дверей на тематическую
экскурсию «Ленинградский Дворец пионеров – Санкт-Петербургский городской
Дворец творчества юных». Бесплатно, заявки принимаются по электронной
почте [email protected]. Подтверждение записи или отказ из-за
отсутствия свободных мест присылаются в ответном письме.
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Экскурсии проводятся в соответствии с указанным расписанием текущего месяца.
Предварительная запись на экскурсию не требуется.
Стоимость экскурсионного обслуживания (на период проведения реставрационных работ):
- взрослые – 200
руб.
- школьники и студенты – 50
руб.
ГРУППОВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ
Принимаются заявки по предварительной записи и согласованию даты и времени по телефону 310-93-80 или по электронной почте
[email protected].
Стоимость экскурсионного обслуживания для групп до 20 человек:
- взрослые – 6500 руб.
- дети, студенты — 1250 руб.
Справки об оплате групповых экскурсий по телефону 310-45-88.
Продолжительность экскурсии:
для взрослых – 1,5 часа, для детей – 1 час.
Посещение Дворца без экскурсионного обслуживания не предусмотрено.
Посетители допускаются во Дворец в средствах индивидуальной защиты, при входе измеряется температура, выдаются бахилы, соблюдается социальная дистанция 1,5 м
Кабинет Его Императорского Величества
С 1794 по 1809 года Аничков дворец использовало ведомство, которое занималось всем личным имуществом императорской семьи. Екатерина II учредила в нем отдельную канцелярию статс-секретарей для того, чтобы они занимались только ее делами. Например, разбирали челобитные и прошения на имя императрицы.В 1803-1809 годах для Кабинета перед дворцом построили два специальных отдельных корпуса в два этажа в форме буквы «П». Строительством занимался архитектор Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Оба корпуса он выстроил в стиле зрелого классицизма. Единственное неудобство заключалось в том, что новые здания закрыли обзор дворца со стороны Аничкова моста. В 1811 году оба корпуса расширили пристройкой со стороны дворца и официально передали во владения Кабинета, куда переехали работать все служащие.
Предыстория строительства Аничкова дворца
Город Петра возник не в одночасье. Постепенная застройка заболоченной местности продолжалась как при жизни государя, так и после его смерти. Замысел Великого Реформатора претворили в жизнь его преемники, превратив Санкт-Петербург не просто в красивый город, но и в величественную столицу с великолепными дворцово-парковыми ансамблями, один из которых — Аничков дворец — заслуженно находится в списке главных достопримечательностей Петербурга.
С 1710 года обширные пустующие земли болотистой поймы Безымянного Ерика (будущей реки Фонтанки) начали застраиваться домами вельмож. На месте Аничкова дворца в 1724 году располагался участок Антона Мануиловича Девиера — зятя любимца Петра I Алексашки (Меньшикова) с деревянным домом, хозяйственными службами и собственным прудом. После ареста А. Девиера участок конфисковали в императорскую казну и позднее его владельцем стал купец и лесоторговец Дмитрий Лукьянович Лукьянов.
В 1739 году специальной комиссией по обустройству города было вынесено решение о застройке Невского проспекта каменными домами, что было предложено и купцу Д. Лукьянову. Но тот, посчитав нецелесообразным строительство на отдаленном от центра тогдашнего Петербурга участке, продал его императрице Елизавете Петровне.
Дочь Петра Великого, оказавшаяся на российском престоле в результате государственного переворота при содействии братьев Разумовских, начала на приобретенном у купца Д. Лукьянова участке возведение большого каменного дворца, предназначавшегося, как поговаривали злые языки, для фаворита императрицы графа Алексея Разумовского.
История
Возведение данного императорского дворца началось в 1741 году по проекту архитектора М.Земцова, но из-за смерти автора строительство продолжил и закончил Б.Растрелли в 1753 году. Место строительства определила вошедшая на престол Елизавета Петровна. Дело в том, что до будущего дворца здесь размещался Преображенский полк, сыгравший существенную роль в воцарении на престоле Елизаветы. Память об этом и должен был увековечить новый дворец.
Здание относилось к распространенному в то время стилю барокко, и своей красотой дворец призван был украшать столицу со стороны въезда в нее от пограничной окраины города — реки Фонтанки. К дворцу, стоящему боком к проспекту (который в те годы еще не был полноценным проспектом) была прорыта гавань от Фонтанки. И именно к этой гавани лицом и стоял новый дворец. Позади дворца в сторону Садовой улицы был организован сад с фонтанами, скульптурами и цветниками.
Аничков дворец при Разумовском
Аничкову дворцу было суждено стать вечным «подарком». Почему-то его очень любили дарить сильные мира сего своим фаворитам и родственникам. Первым хозяином дворца был фаворит Елизаветы Петровны, ее тайный супруг – Алексей Разумовский, которому дворец сразу же и был подарен. Далее, Екатериной Второй этот дворец, выкупленный у Разумовских, был преподнесен в дар опять-таки фавориту Г.Потемкину. При нем в конце 70-х годов 18 века дворец превращается в сооружение строгого классического стиля – исчезли разноэтажность, декоративные лепнины и гавань.
Аничков дворец в конце 18 веке
К концу 18 века Дворец (опять выкупленный императорской казной) служил местом размещения Кабинета Его Императорского Величества. Тогда были сооружены отдельные дворцовые корпуса, выведшие дворец к набережной Фонтанки (дома 39Б и 39В). Но уже в 1809 году Александр Первый преподносит дворец в качестве свадебного подарка своей сестре Екатерине, а после ее отъезда с супругом за границу, вновь выкупает дворец в казну, чтобы подарить его на свадьбу брату Николаю (Первому).
При новом хозяине происходят очередные видоизменения дворца. Архитектором Росси усовершенствуются интерьеры, увеличивается территория дворца за счет пристройки на южной стороне дугообразного корпуса (39К), а на западе двух одноэтажных павильонов (39Г и 39Е). Сам же дворец с придворцовой территорией композиционно вливается в ансамбль площади Александрийского театра (сегодня площадь Островского).
Николай Первый дольше всех пользовался дворцом, в котором или проживал с семьей или устраивал в нем балы. Здесь рос его сын Александр Второй, которого обучал поэт В.Жуковский, имеющий при дворце свои апартаменты. В этот дворец в ноябре 1936 года приходил А.Пушкин, вызванный императором с целью отменить намечающуюся дуэль.
Аничков дворец в 19 веке
В 1841 году дворец опять становится очередным свадебным подарком – теперь уже Александру Второму, а к середине 60-х годов (опять-таки к свадьбе) — Александру Третьему, который делает дворец своей резиденцией. При нем также происходит ряд внутренних изменений дворца, а окна украшаются витражами русского мастера В.Сверчкова. После смерти Александра Третьего здесь проживала его вдова Мария Федоровна.
Комплекс Аничкова дворца в Питере сегодня
После октября 1917 года Дворец какое-то время использовался в качестве музея. А в 1937 году в нем обосновался Дворец пионеров, ставший сегодня Дворцом творчества юных. Первой блокадной зимой во Дворце пионеров был оборудован временный хирургический госпиталь.
Современный Дворец творчества открывает юным жителям Северной столицы миры различных увлечений. В нем проводятся тематические конкурсы, фестивали, олимпиады и семинары. А еще во дворце существует Аничков лицей, где самые способные дети могут получить среднее образование.
Аничков дворец в Санкт-Петербурге фото внутри
Самим осмотреть дворец не представляется возможным, но его вполне реально посетить с небольшой 1,5 часовой экскурсией, которая проводится сотрудниками Музея Аничкова дворца. Во время экскурсии можно пройти по торжественным залам дворца, зимнему саду, дубовому кабинету и т.д., а также услышать интересные истории о бывших царственных владельцах этого уникального дворцового сооружения и о сегодняшних днях Дворца, принадлежавшего ныне юным дарованиям.
Дворец сегодня
В настоящее время Аничков дворец — это центр олимпиад и крупнейшее государственное внешкольное образовательное учреждение Санкт-Петербурга. Здесь действуют детские спортивные секции и 1300 различных кружков. В ДДЮТ проводятся научные конференции, различные конкурсы и мероприятия для детишек. В парадных гостиных и залах проходят концерты и праздничные вечера. Сегодня каждый талантливый ребёнок может заниматься в таких образовательных секциях или принимать участие в творческих вечерах и сценических постановках.
В одном из корпусов особняка располагается молодежная театрально-концертная студия «Карнавал». Эта детская творческая площадка и кружки для юных талантов открыты в 1986 году. Тут имеется концертный зал на 735 мест, еженедельно проводятся интересные детские и взрослые выступления и театральные постановки. На базе СПБГДТЮ создан Музей истории, по которому сотрудники комплекса проводят чрезвычайно интересные и увлекательные экскурсии.
Аничков дворец при императоре Александре III
Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей
Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на
Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания.
Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на
императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья.
В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток. Здесь собирались дети и государь
охотно возился с ними и играл в снежки».
В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева
«Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал
гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина. И если катильон продолжался
слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь
придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел,
пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала. Все оглядывались,
в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».
Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой —
пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто.
Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на
рукавах цветным узором.
Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат
министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие
заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.
Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным
коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Приобретения Александра III — картины,
предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов. Собранная
им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.
О Дворце
В самом центре Петербурга, там, где Невский проспект встречается с Фонтанкой, расположен великолепный памятник русской архитектуры XVIII-XIX столетий – Аничков дворец.
Облик дворцового ансамбля складывался постепенно, под влиянием сменяющих друг друга эпох, архитектурных стилей, аристократических владельцев. В разное время Дворец принадлежал фаворитам императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, становился резиденцией императорской семьи. Являясь старейшим на Невском проспекте, дворец пережил многочисленные переделки. В проектирование и строительство зданий на территории Аничковой усадьбы свою лепту внесли многие известные архитекторы: М.Г. Земцов, Ф.Б. Расстрелли, И.Е. Старов, Л.Руска, Дж. Кваренги, К.И. Росси, А.И. Штакеншнейдер и другие.
Сегодня некогда императорская резиденция принадлежит детям. С 12 февраля 1937 года здесь размещается главный детский дворец города – Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных (до 1990 года – Ленинградский Дворец пионеров).
Дворец продолжал свою работу даже в тяжелые блокадные годы: были открыты кружки, детская площадка, библиотека, состоялась городская олимпиада детского творчества и даже новогодняя елка. Концертные бригады из учащихся художественного отдела и танцевального ансамбля Дворца пионеров под руководством балетмейстера А.Е. Обранта выступали в военных частях и госпиталях. 70 воспитанникам детского фронтового ансамбля были вручены медали «За оборону Ленинграда».
Двери Дворца всегда открыты миру увлечений юных петербуржцев: искусство, наука, техника, спорт, общественная деятельность и многое другое. Круглый год здесь проходят фестивали и конкурсы, игровые программы и спектакли, предметные олимпиады и научные конференции. Каждый день – новое событие! Дворец является постоянным местом встречи участников различных городских и всероссийских педагогических конференций и семинаров, фестивалей и конкурсов.
Дворец и сегодня продолжает традиции, заложенные три четверти века назад. Среди его выпускников несколько поколений выдающихся деятелей культуры, науки, спорта. В стенах Дворца наиболее одарённые школьники завершают среднее образование в Аничковом лицее. Концерты, вечера, праздники проходят в пышных парадных интерьерах Аничкова дворца. Анфилады гостиных, залы, кабинеты, оформленные в стиле русского классицизма, – прекрасное место для проведения официальных приемов, ассамблей, выставок, балов, камерных концертов.
Аничкова усадьба – сердце Дворца. Здесь расположены памятники архитектуры: Аничков дворец, Сервизный корпус, здание Кабинета, другие сооружения. На этой территории также находятся красивейший сад и современный театрально-концертный комплекс «Карнавал». Дворец творчества юных, несмотря на свой уже солидный возраст, – динамично развивающееся учреждение. За 82 года он шагнул далеко за стены Аничковой усадьбы. В курортной зоне на Карельском перешейке расположен Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» – излюбленное место отдыха ребят и педагогов. Гордость Дворца – два современных комплекса, открытых уже в XXI веке: эколого-биологический центр «Крестовский остров» с современными лабораториями, теплицами и вольерами и учебно-оздоровительный комплекс, включающий в себя бассейн с четырьмя дорожками, тренажерные залы, залы для гимнастики и хореографии.
С честью помня о достижениях, сохраняя традиции, сегодня Дворец готов покорять новые высоты!
Описание дворца
В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила
строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу
заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.
Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами.
Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.
Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами –
ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад
был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон. Посреди парадного двора была вырыта
прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к
ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы. На месте Александринского
театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея
Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы.
На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где
росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном
вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.
Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны.
Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей
красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда
выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.
После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу
Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила
его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.
В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность
постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид. В конце XVIII века дворец был
откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого
впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание,
которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.
В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал
некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского
театра (ныне площадь Островского). В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру,
будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему
императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции.
В это время была построена глухая стена со стороны площади.
Особенности интерьеров Аничкова дворца
В формирование ансамбля интерьеров внесли вклад многочисленные зодчие, создавая неповторимый облик, изменяя, добавляя, заново переделывая. Архитекторы Земцов, Дмитриев, Растрелли обновили и украсили дворец.
Для отделки фасада использовали итальянский мрамор, оникс и травертин (древний отделочный камень), лепнину и мраморные статуи, позолоченные украшения.
В отделке интерьеров Аничкова дворца главную роль играет мебель и убранство стен. Изделия из хрусталя, стекла, фарфора, яшмы создают уют и неповторимый колорит залов. Украшает интерьер зелень в горшках и в специально отведенных местах по всей комнате.
Дворец пионеров
После грянувшей в 1917 году революции Аничков дворец новая власть национализировала, а с октября 1918 года по 1934 год в нем размещался Музей города. За это время бывшую императорскую резиденцию посетило несколько десятков тысяч человек. Постепенно многие предметы быта и коллекция произведений искусства были распроданы, остальные вывезены из дворца и рассортированы по разным хранилищам.
В 1935 году в судьбе Аничкова дворца снова произошли изменения – его реконструировали в Дворец пионеров, для чего по проекту советских архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского разобрали своды в цокольном этаже, несколько несущих стен и перегородок, помещения переоборудовали в игровые комнаты, в бывшей церкви устроили кинолекционный зал на триста мест.
Две комнаты дворца советские художники расписали сказочными сюжетами по мотивам сказок А. С. Пушкина и произведений М. Горького. К зданию Императорского Кабинета архитекторы пристроили новые корпуса, в которых разместились студии творчества, учебные лаборатории и классы.
Дворец пионеров действовал до самого начала Великой Отечественной войны, пока в октябре 1941 года в нем не оборудовали военно-полевой госпиталь, проработавший без малого полтора года. Дворец часто обстреливали, и в результате прямого попадания артиллерийского снаряда в Главный корпус была значительно повреждена его кровля и полностью разрушен Зимний сад, созданный еще в 1874 году архитектором К. Рахау.
После прорыва блокады города в 1944 году поврежденные здания ансамбля Аничкова дворца были восстановлены и в них вновь зазвучали детские голоса – Дворец пионеров возобновил свою работу.
В 70-х годах минувшего столетия здание бывшего Манежа реконструировали и в нем разместились спортивные помещения для фехтовальщиков, боксеров и гимнастов.
В настоящее время бывшая императорская резиденция называется Дворцом творчества юных, преобразованным из Дворца пионеров в 1990 году. С 1989 года в Сервизном (Конюшенном) корпусе усадьбы располагается Аничков лицей – престижная общеобразовательная школа с научным уклоном. С 1991 года в усадьбе работает Музей истории, который ежегодно посещает огромное количество людей, открывая для себя эту страничку прошлого России.
Хозяева в разные годы
На протяжении двух веков дворец менял хозяев. В знак любви и признательности императрицы преподносили его фаворитам. Елизавета Петровна подарила дворец графу Разумовскому, Екатерина Великая – Григорию Потемкину. Дворцом владели императоры Екатерина II, Николай I, Александр I и Александр III. Александр I дарил дворец сестре, а затем брату.
Особы царской фамилии получали его как свадебный подарок. В XIX веке Аничков дворец – резиденция Александра III. Страстный собиратель живописи, император устроил в Аничковом дворце собственный музей. Собранная коллекция – основа Государственного Русского музея. Император лично устраивал ледяные горы и каток детям и охотно играл с ними. Балы, проводимые во дворце, становились наказанием для царя. Радушно приняв гостей, он удалялся в кабинет.
Способы добраться до дворца
Ближайшее метро — «Гостиный двор» и «Маяковская». Выйдя из вестибюля станции, необходимо двигаться по Невскому проспекту в направлении реки Фонтанки, и около набережной можно увидеть огромное здание дворца. Также добраться сюда можно на троллейбусах номер 1, 7, 10 и 11, автобусах номер 3, 7, 22, 27, 191. Остановка общественного транспорта «Дворец творчества юных».
На электронной карте города и бумажных путеводителях адрес резиденции значится как одна из главных достопримечательностей города. Поэтому каких-либо сложностей добраться сюда из отеля у туристов гарантированно не возникнет. Нужно лишь помнить о предварительном бронировании билетов, что позволит сэкономить время и деньги.
Время советской власти
Сразу после революции во дворце был открыт Музей старого Петербурга, который просуществовал буквально 8 лет. Почти на десятилетие это сооружение было закрыто и заброшено, и лишь в 1937 году в здании был размещен Дворец пионеров (ГДТЮ), в котором собиралась молодёжь со всего Ленинграда. В Великую Отечественную войну, в первый год блокады, в нескольких парадных залах действовал хирургический госпиталь, однако уже в мае 1942 года тут вновь разместили корпуса Дворца пионеров и Отдела образования Ленинграда (ГЦРДО).
В годы советской власти Аничков дворец постепенно ветшал и приходил в упадок, ещё в послереволюционное время была продана вся старинная мебель и дорогостоящие предметы интерьера, а в 70−80 годах уже потребовалась полная реконструкция и восстановление здания, которое пребывало в разрушенном состоянии.
В конце прошлого века историки по крупицам собирали старинную мебель и воссоздавали по фотографиям лепнину и декор. Реставраторам удалось восстановить внешний вид парадных залов императорского дворца. В экспозиции музея собраны предметы интерьера, которые имеют отношение к императору Петру и его дочери Елизавете.
После ремонта в обновлённых залах расположили небольшую экспозицию, также тут открылся петербургский юношеский Аничков лицей, в котором одарённые старшеклассники со всего города могли обучаться в стенах старинного екатерининского дворца.
Экскурсии и выставки
На сегодняшний день предлагается несколько тематических и обзорных экскурсий, где можно не только познакомиться с архитектурой этого интересного сооружения, но и своими глазами увидеть всё богатство интерьера, в которых проживали монаршие особы. Программа «Дворец царей» подразумевает посещение парадных залов, небольшого зимнего сада, библиотеки и кабинета Александра Третьего. Опытные экскурсоводы во время такой экскурсии расскажут о современной жизни и истории этого дома.
Расписание экскурсий и их стоимость можно уточнить непосредственно на сайте «Музей истории Аничкова дворца». Тут же можно зарезервировать билеты, так как в туристический сезон отмечается наплыв экскурсионных групп, поэтому часто приходится выстаивать многочасовые очереди в кассах. Средняя стоимость экскурсии составляет 200 рублей, предлагается также групповое обслуживание. Можно подобрать англоговорящего гида, что будет востребовано для иностранных туристов, у которых Anichkov считается одной из главных достопримечательностей города.
Во дворце на постоянной основе действует выставка под названием «Живое искусство Палеха». Она включена в общую обзорную экскурсию, а профессиональные гиды расскажут о тех или иных полотнах и росписях стен, которые выполнялись известными в прошлом мастерами. Можно приобрести отдельный недорогой билет исключительно в картинную галерею, при этом никто не запрещает одновременно осмотреть и другие залы дворца.
История
?ачал строиться в 1741 по указу императрицы Елизаветы, только
что восшедшей на престол в результате очередного переворота. Проект
разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним
из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал
строительство в стиле высокого барокко уже Б. Ф. Растрелли.
Аничков дворец — @ Web
В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект
был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в
столицу в том направлении, в котором пролегает наш маршрут. От
Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у
входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца,
стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец,
напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками
Петергоф, Елизавета подарила Разумовскому, своему фавориту и
морганатическому мужу. Впоследствии дворец неоднократно выступал в
качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол
Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, она сочла
более всего уместным подарить его также своему фавориту графу
Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей
на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в
1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма,
поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была
уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец
стал более строгим, но и монотонным.
Reinigung — SebastianBerlin @ Flickr
В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время
в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого
впоследствии на набережной перед дворцом Фонтанки архитектором
Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор
дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре
великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с
принцом Георгом Ольденбургским (чуть раньше в порыве любви с
Наполеоном хотел даже выдать Екатерину за Наполеона). В 1817 в
дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нем зодчий
Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил
дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского
театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и
переезда в
Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же
проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец
реконструировался после страшного пожара, августейшая семья
переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время. После смерти
императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский»,
однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и его сын
Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг
Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную
квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру
Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был
приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал
воздержаться от дуэли.
В 1841 Николай подарил опять же на свадьбу дворец сыну
Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также
на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь
террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции.
После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925
он был закрыт и только в 1937 году свои двери распахнул Дворец
пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время
Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров
был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую
блокадную зиму ,приняв значительное количество ранненых людей.
Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае 1942
года Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
svd819 @ Flickr
Интересные факты
- В 1786 году в садовой галерее обществу представили в Аничковом дворце рояль – новый музыкальный инструмент.
- Здесь проводили торжественные приемы и придворные балы, на которых блистала супруга Пушкина Наталья Николаевна.
- В ноябре 1836 года Александр Пушкин приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, чтобы предотвратить дуэль с Дантесом.
- В 1838 году на средства, вырученные лотереей во дворце, из крепостной неволи выкупили Тараса Шевченко.
- На правах наставника наследника престола в личных апартаментах жил поэт Василий Андреевич Жуковский.
- Здесь впервые показали немое кино и открыли школу для детей служащих.
- Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.
- В 1936 году во дворце появились залы, расписанные по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.
История строительства императорской резиденции
В те времена река Фонтанка (Безымянный Ерик) являлась границей города и величественный дворец должен был стать украшением въезда в столицу со стороны финской слободы.
Немного ранее берега Фонтанки соединил деревянный мост, выстроенный батальоном моряков под началом полковника Михаила Аничкова, что дало название не только самому мосту, но и новому императорскому дворцу, означенному в документах на строительство «дворцом, что у Аничкова моста».
Проект каменного строения составил главный архитектор Петербурга Михаил Земцов, тяготевший к архитектурному стилю «раннее барокко». По замыслу зодчего императорская резиденция должна была выглядеть представительно. Поэтому М. Земцов сделал ее состоящей из трех частей — центрального двухэтажного корпуса с большим двусветным залом и двумя трехэтажными флигелями, соединенными с основным корпусом крыльцами.
Вблизи дворца были разбиты цветники, высажен сад и устроены фонтаны, что сделало новую императорскую резиденцию поразительно схожей с дворцово-парковым ансамблем Петергофа. К зданию, формой напоминающему вытянутую буквы «Н», со стороны, обращенной к Фонтанке, примыкал канал, завершавшийся гаванью, к которой причаливали лодки именитых гостей.
Спроектировавший и начавший в 1741 году строительство Аничкова дворца Михаил Земцов в 1743 году умер. Возведение резиденции продолжил другой петербуржский зодчий — ученик М. Земцова — Григорий Дмитриев, после кончины которого с 1746 года уже завершал постройку итальянец Бартоломео Растрелли.
Благодаря полету фантазии итальянца, и без того пышный дворец заиграл новыми красками — над боковыми флигелями появились многогранные купола, обрамленные множеством декоративных вазонов, большой парадный зал с широкой лестницей и скульптурами, часовня и парадные покои, украшенные пышными плафонами.
Во втором и третьем этаже одного из боковых флигелей зодчий расположил церковь Воскресения Христова с трехъярусным резным с позолотой иконостасом и богатой церковной утварью. В настоящее время этот иконостас украшает Владимирский храм, расположенный на Владимирской площади города.