Происхождение
Аничков мост был открыт в 1716, выполнен из дерева, и уже спустя пять лет был видоизменен и превращен в подъемный. Этому способствовало расчистка дна Фонтанки, являвшейся заболоченной рекой.
До 18 века он также являлся пограничным пунктом на границе со Швецией. Однако затем город стал еще больше. Параллельно с этим его перестроили в камне. А также придали ему новый дизайн, добавив известных «Укротителей коней».
Во время блокады Ленинграда Аничков мост был целью налетов и обстрелов. Однако основная конструкция осталась целой. До сегодняшних дней Аничков прошел несколько успешных обновлений, однако каждая его деталь сохранила дух того времени.
Современный период
В процессе эксплуатации, в разные годы второй половины XX века, проводились плановые реставрационные работы, и конструкции моста постоянно поддерживались в рабочем состоянии.
В середине 1990-х годов были обновлены перила моста. Они были отлиты заново в городе Снежинск на предприятии Федерального Ядерного Центра. На перилах есть эмблема Центра в виде снежинки и ядра атома с вращающимися протонами.
В 2008 году были проведены капитальные восстановительные работы по реставрации арочных пролетов.
И сейчас, мост продолжает исправно «трудиться» на благо города и радовать своим обликом жителей и гостей северной столицы.
Великолепный архитектурный шедевр можно найти по адресу: Невский проспект на пересечении реки Фонтанки. Ближайшая станция метро «Гостиный двор».
График разводки мостов Санкт-Петербурга
Если вы выходите ночью в город, важно знать график разводки мостов, потому что вы можете встретить один из таких мостов, и вы не сможете его пересечь. В этом случае вам придется искать альтернативные маршруты
Чтобы узнать расписание, лучше всего заглянуть на сайт «Мостотреста» — государственного учреждения, осуществляющего техническое обслуживание городских мостов и другой общественной инфраструктуры, такой как тоннели или пешеходные переходы.
На «Мостотресте» можно посмотреть графики открытия и закрытия мостов. Просто зайдите на главную страницу этого сайта, чтобы посмотреть расписание мостов по одному на каждый день.
Что касается графиков разводки, то важно иметь в виду следующее:
- В то время как некоторые мосты открываются и закрываются только один раз ночью (например, с 1:20 до 4:50), другие мосты (например, Дворцовый мост) открываются и закрываются дважды в течение ночи, так что после первого открытия (например, в 1:10) происходит закрытие (в 2:50), чтобы пропустить автомобили через мост, а затем происходит второе открытие (3:10) и закрытие (4:55).
- Поскольку мосты открыты для прохода судов, некоторые мосты могут закрыться раньше, чем ожидалось, если последний корабль уже прошел через них. По этой же причине возможно также, что второго открытия может и не быть.
- Бывают дни, когда мосты могут и не открыться. Это может произойти в важные дни, такие как День города Санкт-Петербурга (27 мая) или ночь фестиваля «Алые паруса«.
- Так как Нева зимой замерзает, корабли ходят только с конца апреля по ноябрь.
История
До 1715 года никто и не планировал строительство моста через реку Фонтанку, но вдруг выходит приказ Петра I, в соответствии с которым в кратчайшие сроки должна быть возведена переправа через водоем. В мае 1716 года на месте нынешнего моста появилась деревянная конструкция шириной в 6,5 метров и длиной в 150 метров. Она была оснащена подъемным механизмом — необходимая мера, так как в те времена Фонтанку бороздили суда разных размеров. Правда, приводился он в действие исключительно вручную.
На некоторых картинах 17 века можно увидеть, что люди переправлялись на другой берег по льду, и это стало одной из причин для постройки моста
Прошло всего 5 лет после запуска переправы, как неожиданно было принято решение полностью переделать мост. В этот раз к работе подключился инженер из Голландии Харман ван Болес, а за архитектурный стиль отвечал швейцарец Доменико Трезини. Совместными усилиями они расширили пролеты, перила из дерева выкрасили в красный цвет. Следующая масштабная реконструкция Аничкова моста пришлась на 1737 год. Архитекторы спроектировали более широкую проезжую часть. Позже в 1744 году модернизировали подъемный механизм. Его изготовили в Сестрорецке уже из железа.
Изначально мост был деревянным и довольно узким, но впоследствии его расширили и реконструировали
Во второй половине 18-го века Санкт-Петербург постепенно стал разрастаться. И в какой-то момент Аничков мост перестал быть окраиной города. Территорию возле него благоустроили — организовали набережные и спуски к реке
Но наиболее важное изменение произошло с самим объектом — на месте деревянных конструкций появились каменные в соответствии с проектом, выполненным инженерами Фридрихом Бауэром, Иваном Герардом, Петром Сухтеленом и Карлом Модерахом, а также архитекторами Юрием Фельтеном и Василием Баженовым
Помимо основных скульптур, на Аничковом мосте можно увидеть интересные работы других архитекторов, например, гиппокампы в форме мифических животных
Со временем проезжая часть Невского проспекта стала заполняться транспортными средствами, в результате чего узкий мост попросту не мог справиться с потоком. В 1839 году пришло окончательное понимание, что необходима масштабная реконструкция, в том числе и увеличение ширины пролетов. Официальное открытие обновленного моста состоялось только в ноябре 1841 года. Позже он еще несколько раз подвергался изменениям. Последний раз капитальный ремонт объекта производился в период с 2007 по 2008 год.
Под Новый год Аничков мост украшен серебряными гирляндами и прогулка по нему становится похожа на сказку
Легенды о Петре Клодте и его произведении искусства
- Ходят легенды, что Петр Клодт специально подковал только двух из четырех лошадей. Так он хотел показать, что два коня следуют уже из кузницы, тогда как их «коллеги» только направляются за подковами.
- Экскурсоводы рассказывают весьма увлекательную историю о портрете на яйцах одного из коней, входящих в композицию Петра Клодта. Якобы скульптор изобразил на гениталиях животного своего соперника, который едва не увел у него жену. Кто-то видит там просто лицо мужчины, тогда как другие утверждают, что это сам Наполеон. Зимой портрет виден особенно ярко.
- Часто детям рассказывают историю о том, что когда-то мост назывался Анечкиным в честь девушки с непростой историей любви. Но это не более чем легенда.
Одна из легенд о конях Аничкова моста рассказывает о том, что по задумке скульптора подкованы только две лошади из четырех
Сколько раз перестраивали
Начиная с 1716 года, Аничков мост перестраивался несколько раз:
-
в 1719 году его пришлось укрепить;
-
в 1726 году он стал подъемным, средний пролет убирали вручную;
-
в 1741 году его снова перестроили: укрепили и удлинили до 200 м, это сделано для того, чтобы по нему смогли пройти слоны, которых подарили императрице;
-
в 1747 году средний пролет сделали разводным, для чего специально были изготовлены железные механизмы;
-
в 80-е годы XVIII века мост снова переделали, сделав его каменным, но оставили старый разводной пролет;
-
в начале XIX века мостовую вымостили булыжником, на въезде поставили фонари;
-
к середине XIX века получилось, что для Невского проспекта мост стал очень узким, и его расширили;
-
в 40-е годы XIX века украсили чугунными решетками и скульптурами;
-
в начале XX века своды стали деформироваться, мост снова укрепили, к тому же по нему проходила трамвайная линия;
-
после войны реставрировали ограждения, поврежденные бомбежками;
-
в 2000 году реставрировали скульптуры;
-
в 2007 году провели реконструкцию самого моста: ремонтировали кирпичную кладку сводов, тротуарную плитку и решетки, заменили гидроизоляцию и асфальтовое покрытие.
История моста
Поводом к началу строительства стал указ Петра 1. Работы по сооружению начались в 1715 году. Сначала мост возвели в целях перекрытия протока реки Фонтанки. Первоначально мостик представлял собой деревянное строение, укрепленное на сварных опорах. Работы по строительству окончены в мае 1716 года. В период с 1726 по 1742 годы неоднократно проводились работы по ремонту сооружения. К концу 18 века Аничкин мост в Питере приобрел постоянный вид — стал трехпролетным каменным. В 1841 году мост расширен до красной линии Невского проспекта. Пролеты сделали арочными.
Во время второй мировой войны Аничков мост в Санкт-Петербурге получил серьезные повреждения. Были разрушены большие участки ограждения. К 1 маю 1945 года разрушения ликвидировали.
Аничков мост в Питере
Аничков мост: пример того, как надо «угонять» коней
Мост, сдается, соорудили, оставалось дело за малым: эстетически его оформить. «Небесная канцелярия» распорядилась следующим образом: как раз в это время местный скульптор-анималист Петр Клодт работал над фигурами коней, которых планировалось пристроить у Адмиралтейского бульвара. Но скакунам выпало иное предназначение – их переместили к Фонтанке: оригиналы установили на западном берегу, а с востока – гипсовые копии, мастерски оформленные под бронзу. В течение года Клодт создавал вторую пару конных групп, но, увы, те «ускакали» в Берлин в качестве подарка прусскому королю. Бронзовые фигуры на Аничковом мосту ветшали, а замена им появилась лишь в конце 1843 года. Но и тут, как оказалось, не судьба: три года на своем месте, а затем в путь – в этот раз к королю Сицилии. Неизвестно, послужило ли это своего рода знаком для скульптора, но в очередной раз Клодт создал абсолютно новую композицию. Наконец, в 1850 году скульптурная группа украсила мост. Четыре образа – четыре этапа обуздания животных человеком.
С момента водружения на постоянное место жительства, скульптуры еще дважды покидали «обжитую» площадь: во время войны их закапывали в саду Дворца пионеров, а в 2000 – отправляли на реставрацию к юбилею города.
Более века в стройках и перестройках
Спустя 5 лет после постройки Аничкова моста, в 1726 году, в Канцелярию городских дел уже докладывали об обветшании деревянной переправы. Реконструкцию поручили инженеру Герману ван Болесу, позднее прославившемуся как мастер разводных мостов. Проект Аничкова моста стал его первой работой в этом направлении, а уже реализацией занимался Доменико Трезини. В результате реконструкции появился разводной пролет, позволяющий поднимать крылья моста при помощи специального рычажного устройства и цепей.
Так как мост был пограничным и через него въезжали желающие попасть в город, то в целях предосторожности рядом с ним построили караульный дом и утроили шлагбаум, ночью перекрывающий проход. Днем же на заставе проходила проверка паспортов, здесь же взимали плату за въезд – деньгами либо булыжниками, необходимых для мощения улиц
Еще один капитальный ремонт мост пережил в 1742 году: тогда под переправу подвели новые сваи. Немногим позднее, в 1749, архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, правда, мало чем отличающийся от мостов того времени, но основательно укрепленный. По сведениям тех лет, это было необходимо для переправы подарка царю: по мосту должны были пройти слоны, посланные персидским шахом. Так, благодаря этим величественным животным оформленный под гранит и обшитый досками, мост перестал быть разводным.
А для украшения при въезде на переправу на высоких столбах водрузили фонари. Тогдашний мост был в 4 раза больше современного – более 200 м.
1780-1789 годы… Это время посвятили обустройству Фонтанки: возвели каменные береговые стены, обустроили спуски к воде. А уже в 1783 году по проекту Жана Перроне перестроили и Аничков мост. Теперь он был трехпролетным, гранитным, лишь средний разводной пролет остался прежним деревянным. Мощные каменные парапеты ограждали переправу. Правда, служили они не так уж и долго: на заре XIXвека на замену им поставили каменные тумбы, которые в точности повторяли ограду набережных.
Шли года, Санкт-Петербург все больше расстраивался, главная улица расширялась и обрастала новыми объектами, и вот уж Аничков мост стал узок и невместителен. К тому же и деревянная часть переправы стала приходить в негодность. Так пришло решение о ее конструктивной перестройке. В конце 1840 года утвердили и проект, ранее разработанный плеядой инженеров Андреем Готманом, Александром Редером и Иваном Буттацом. За строительные работы взялся подрядчик Макар Пименов.
Ломать – не строить, и в первую очередь разобрали старую переправу, а уже весной 1841 года заложили первый камень нового Аничкова моста. Проезжая часть нуждалась в срочном восстановлении, ведь для движения транспорта временно построили обходной непрочный деревянный мост. Мастера старались, и работа продвигалась довольно быстро: за короткий срок в несколько месяцев выложили три арки. Кирпичные своды даже облицевали розовым гранитом, что существенно приукрасило мост. Осенью все работы были окончены. На все про все для постройки одного из красивейших мостов понадобилось 6 месяцев. Дело оставалось за малым: для пущей красоты возвести скульптуры. И в ноябре на Аничковом мосту установили перила, гранитные пьедесталы и ограду. Последняя создавалась по рисункам немецкого зодчего Карла Шинкеля. Подобное изображение русалочек и морских коньков в свое время использовали при постройке берлинского дворцового моста.
Итак, работа завершилась, итоги подведены, и Министерство финансов представило отчет: строительство нового моста потянуло из казны более 195 тысяч рублей серебром. Но обновленный каменный мост стоил того! На торжественное открытие в ноябре 1841 года стекались толпы, дабы поглазеть на невиданное доселе чудо. Удивительные пропорции сооружения, единственные в своем роде скульптуры лошадей – все это в целом производило неизгладимое впечатление. Народ восхвалял строителей, поэты слагали стихи…
В январе 1842 года движение на Аничковом мосту было открыто.
Мост через Фонтанку, один из самых известных мостов города
1 оценило
Аничков мост — это мост через реку Фонтанку, один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.
Аничков мост в Санкт-Петербурге
История Аничкова моста
История моста начинается с постройки Невского проспекта, когда возникла необходимость обустроить переправу через Фонтанку (в то время — Ерик).
В 1716 году был построен деревянный мост, в 1721 году перестроен и расширен. Среднюю часть сделали подъёмной, так как появилась необходимость пропускать суда.
Этот мост реконструировался в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м по проекту архитектора Семёна Волкова был построен новый деревянный мост, который был уже неразводным. У моста в то время находился пропускной пункт.
Каменный мост через Фонтанку по линии Невского проспекта был построен 1785 году и был разводным.
В 19-м веке Невский проспект был расширен, поэтому потребовалось расширение и мосту. В 1841 году старый мост был разобран, а на его месте за 7 месяцев построили новый. В январе 1842 года новый Аничков мост был открыт.
В 1843 обнаружилось, что мост разрушается из-за ошибок в расчетах, в 1902 году мост был признан аварийным.
В 1906—1908 проходила реконструкция моста под руководством архитектора П. В. Щусева.
Скульптуры Аничкова моста
Скульптуры на Аничковом мосту
На мосту в 184 году были размещены конные скульптуры, созданные скульптором Петром Клодтом:
- «Конь с идущим юношей»
- «Юноша, берущий коня под уздцы»
В настоящее время на мосту 4 парных скульптуры.
Название Аничкова моста
Своим названием мост обязан Аничковой слободе, которая была названа в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, чей чей батальон во времена Петра Великого находился за Фонтанкой (Ериком).
- Россия
- Санкт-Петербург
С архитекторами враждовать опасно… Интересные факты
В Санкт-Петербурге в XVIII веке лошадей подковывали на Литейном проспекте. С этим фактом связывают отсутствие подков у лошадиных скульптур, стремящихся к Литейному, и наличие их у лошадей «идущих» в обратную сторону.
Имея в своем кругу и друзей, и кровных обидчиков, Петр Клодт своеобразно отомстил одному из них. Он изобразил физиономию этого человека на самом «почетном» месте: под хвостом одного из коней. Говорили, лицо несчастного было довольно узнаваемым. Другие источники указывают, что скульптор изобразил Наполеона, в такой форме проявив любовь к России.
После одной из реконструкций в XIXвеке на переправе появилась табличка «Аничкин мост». Сие название очень уж пришлось по душе петербуржцам, тем более и легенда имелась соответствующая – трагическая любовная история, связанная с некой Анечкой и кем-то из строителей.
Подобное новшество не прошло мимо потомков подполковника Аничкова – они требовали незамедлительно исправить ошибку. Жалоба из городской управы добралась до думы, и название справедливо вернули.
Аничков мост — мифы и легенды
Мост является уникальным в связи с наличием только на его перилах изваяний необычных морских коньков и единственных в своем роде русалок. Нигде в мире больше не встречаются изображения морских дев, имеющих одновременно и хвосты, и ноги с копытами. Нарисовал такие шедевры Карл Шинкель. Именно поэтому Аничков мост и фото, которые любят делать местные жители и приезжие гости так популярен и красив.
Существует мнение, что статуи коней сделаны автором по подобию реально существующих животных, которые были запряжены в экипаж П. Клодта и обогнали карету с самим императором. Из-за сложившихся на этой почве напряженных отношений законченные скульптуры для моста не раз были подарены Николаем Первым другим лицам. Поэтому архитектору пришлось несколько раз переделывать всю работу с начала.
Согласно одной из версий питерских легенд, во время работы над скульптурой Клодт вывел под хвостом одного из коней обидевшего его высокопоставленного чиновника и таким образом унизил. По другой версии — там изображен Наполеон, которого ненавидел скульптор. Еще одна версия рассказывает, что на одной из гениталий коня написаны вылепленные непристойности.
Распространённая байка гласит, что скульптуры на мосту имеют отношение к старому гвардейскому городу. На копытах двух из них имеются подковы, а у двух их нет.
Подкованные лошади глядят на Конногвардейский манеж, а без подков обращены к Смольному. В XIX веке там существовали кузницы для объезженных лошадок.
Аничков мост в Санкт-Петербурге, вызывает немалый интерес у посетителей Петербурга, завораживает своей историей. Огромное количество необычных ситуаций вокруг архитектурных элементов ансамбля породило разнообразные легенды, выдумки, шутки, частушки и прочие проявления народного творчества.
Мост в XVIII столетии
В начале XVIII века возникла необходимость в прокладке Невского проспекта. На пути строителей возникло препятствие — Безымянный Ерик (ныне известный как река Фонтанка). Вышел указ императора, предписывавший построить мост через эту реку.
Приказание монарха было исполнено очень быстро. Спустя короткое время берега реки были соединены деревянным мостом. Новый мост стоял на сваях. Он был балочным, состоял из множества пролетов. Мост был весьма длинным, так как ширина реки составляла около двухсот метров. Чертежи этого сооружения не сохранились до нашего времени, не осталось и подробных описаний. Тем не менее, историкам известно, что, скорее всего, мост был раскрашен «под камень» (чтобы выглядел более солидно). Строился мост тем самым батальоном, фамилия командира которого сохранилась до наших дней в названии моста.
В 20-е годы XVIII века сооружение было перестроено. Часть моста стала подъемной, так как река к тому времени была углублена, по ней ходили суда. В середине 20-х годов и в начале 40-х годов XVIII столетия на мосту проводились серьезные ремонтные работы. В конце 40-х годов он был заменен новым мостом, также деревянным. В настоящее время неизвестно, как именно выглядело это сооружение (существуют различные точки зрения).
Нужно отметить, что долгое время мост находился как раз там, где заканчивалась территория города (границей являлась река). Возле него располагалось помещение пропускного пункта.
В 80-е годы XVIII века мост был перестроен в камне. Его украсили башенки. Пролеты, из которых он состоял, были одинаковы по величине, их перекрывали каменные своды. Один из пролетов был деревянным — тот, который мог раскрываться, пропуская суда (мост был разводным). Раскрытие этой части моста осуществлялось при помощи тяжелых цепей, протянутых между гранитными башенками. Имя автора проекта этого сооружения историкам неизвестно.
Подробнее о скульптурах
Расскажем подробнее о статуях, украшающих знаменитый мост. Первые две из них появились на мосту в начале 40-х годов XIX века. Бронзовые статуи были установлены с западной стороны моста.
На противоположной стороне были установлены временные, гипсовые скульптуры. Они являлись точными копиями двух первых статуй и были выкрашены бронзовой краской. Позже они были заменены статуями из бронзы, но обстоятельства сложились так, что процесс их замены занял много времени и состоял из нескольких этапов, зачастую несколько неожиданных:
- Две бронзовые скульптуры, только что отлитые, едва успевшие остыть, были отправлены не на мост (как это предполагалось изначально), а… подарены российским императором королю Пруссии, который был в восторге от этих статуй. В наше время их можно увидеть в столице Германии. Кстати, ответным подарком прусского короля стали две крылатые скульптуры, символизирующие победу. Сегодня их можно увидеть в Санкт-Петербурге на Конногвардейском бульваре.
- В середине 40-х годов две гипсовые скульптуры на мосту были заменены на бронзовые, но эти новые статуи простояли там совсем недолго. Они были подарены российским императором сицилийскому монарху. Этот подарок являлся проявлением благодарности: в середине 40-х годов XIX века супруга российского императора путешествовала по Италии, где ей было оказано всяческое гостеприимство. Так две бронзовые скульптуры, отлитые для моста, находящегося в северной российской столице, оказались в одном из итальянских городов.
- Судьба следующих двух скульптур, изготовленных для знаменитого моста, также сложилась неожиданно. Они оказались в Петергофе, в парке, возле павильона, принадлежавшего императрице. Но в 40-е годы XX столетия, в военное время, они оттуда исчезли. Судьба их неизвестна.
- Еще две аналогичные бронзовые скульптуры оказались во дворце князя Орлова. Точнее, они были установлены перед фасадом здания, недалеко от пруда. Эти статуи также исчезли в 40-е годы XX века, в период фашисткой оккупации.
- Следующие две бронзовые скульптуры были установлены в усадьбе князей Голицыных, неподалеку от Музыкального павильона. Там они находятся и по сей день.
Всякий раз две бронзовые статуи снимались со своих постаментов на мосту и заменялись копиями из гипса. Но в 50-е годы XIX века скульптор, которому нужно было изготовить очередные две бронзовые копии невероятно востребованных статуй, решил подойти к задаче по-другому. Он не стал делать копии (создавать которые ему, вероятно, к тому времени уже порядком надоело), а изготовил совершенно новые скульптуры. Они украсили восточную сторону моста. На этот раз они прочно стояли на своих постаментах, никто не пытался получить их для своего дворца или парка. Видимо, они настолько хорошо вписались в общую композицию моста и городского пейзажа, что никто не решился нарушить эту гармонию. Скульптуры находятся на мосту и в настоящее время.
Впрочем, в 40-е годы XX века, в суровое военное время, статуи все же покинули свои пьедесталы. Они были зарыты в саду одного из городских дворцов: так их старались уберечь от вражеских обстрелов. В годы войны статуи не пострадали, после окончания военных действий они вернулись на свои места.
В начале XXI столетия скульптуры вновь покинули мост — были увезены на реставрацию. Спустя короткое время они были возвращены на постаменты.