Дворцовая набережная

Пристань и стенки в XVIII веке

В том же 1762 году напротив Зимнего дворца возвели каменную пристань, вверх и вниз от которой в 1763-м начали строить каменную стенку набережной по проекту И. Л. Росси с оригинальными полукруглыми спусками.

Во второй половине XVIII века построили участок набережной — от Зимней канавки до реки Фонтанки. Напротив Летнего сада в 1760-1770 годах забили деревянные сваи основания стенки и засыпали грунтом, отодвинув тем самым линию берега на 70 метров.

Стенка у Зимнего дворца уже к 1770 году начала разрушаться, что заставило зодчих её перестроить. Участок восстановили в 1772-1784 годах, стенка была вынесена в сторону реки.

Где находится и как добраться

Здание Адмиралтейства располагается по адресу Адмиралтейский проезд, дом 1 аккурат напротив Зимнего дворца, между Дворцовой и Сенатской площадями.

Ближайшая станция метро носит имя верфи — «Адмиралтейская». Есть два пути, чтобы добраться от выхода из вестибюля метро до здания Адмиралтейства. Можно выйти прямо, пройти по Малой Морской до Невского проспекта, повернуть налево и пройти по проспекту и через Александровский сад. А можно повернуть по выходу из вестибюля сразу налево, пройти до улицы Гороховой, повернуть на ней направо и дойти до пешеходного перехода. Во втором случае вид на Адмиралтейство со стороны Гороховой будет самым эффектным, ведь здание расположено точно в створе улицы. В любом случае пешая прогулка будет приятной и не займет более 10 минут.

Мозаика станции метро Адмиралтейская

Также до здания Адмиралтейства можно добраться по Невскому проспекту в течение 20 минут от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» на любом автобусе или троллейбусе или пешком.

Памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный в Александровском саду у фонтана перед Адмиралтейством

Чтобы сделать красивые фотографии центральной части здания, лучше запланировать осмотр Адмиралтейства на утро буднего дня. В это время в Александровском саду немного посетителей. Фасад выходит на юго-восток, и если вам повезет с погодой, ярко-желтое здание с белоснежной лепниной и золоченым шпилем будет полностью освещено утренним солнцем. А вот фотографировать панораму Адмиралтейства со стороны Университетской набережной лучше уже во второй половине дня.

Читайте далее:

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Десятки купелей для крещенских купаний в Санкт-Петербурге подготовили в 2020 году

Фестиваль огня «Рождественская звезда»

Фестиваль военных оркестров 2019 в Петербурге

Освещение и «пение» моста

Дворцовый Мост освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.

Первый раз Дворцовый мост с музыкальным сопровождением был разведён в июле 2016 года. Это новшество так пришлось по душе петербуржцам и по вкусу туристам города, что организаторы приняли решение «Поющие мосты» сделать новой ежегодной традицией и визитной карточкой Северной столицы.

Тогда, в 2016 году, «Поющие мосты» посетили свыше 2-х миллионов человек. Шоу вошло в Топ-10 самых значимых и интересных событий Санкт-Петербурга. Дворцовый мост в ту ночь был разведён не под фонограмму, а в сопровождении живого оркестра.

Уникальное музыкальное шоу прошло в 2019 году — в ночь с 26 на 27 мая. Событие было приурочено ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Началось светомузыкальное шоу в тот день, как и было запланировано, в 23:30.

В течение всего сезона навигации можно было наслаждаться этим зрелищем каждую ночь. Расписание проекта «Поющих мостов» совпадает с графиком развода Дворцового моста. Эту переправу разводят в сопровождении классической и современной музыки.

Горячо любимое музыкальное шоу мостов традиционно проходит в Санкт-Петербурге с конца мая по сентябрь. «Поющие мосты» стали уже визитной карточкой города на Неве. Новый сезон шоу обычно открывается к празднованию Дня города — 27 мая.

В этот период Дворцовый мост в Петербурге разводится под симфоническую музыку и собирает тысячи зрителей и слушателей со всей России и мира. Уникальная система распределённого звука позволяет получить от всего зрелища неподражаемые впечатления.

Звучание уже можно услышать за несколько секунд до разводки моста. Начинается разводка в 01:10 и длится 5 минут. Шоу совершенно бесплатно. Ожидание разводки создаёт у публики эмоциональное напряжение и интригу перед предстоящим красочным зрелищем. Время звучания плей-листа до 25 минут. Каждую неделю меняется программа шоу. В ротации находится несколько плейлистов.

23 декабря 2016 года Дворцовый мост — всемирно известный символ Санкт-Петербурга — отпраздновал свой 100-летний юбилей. В праздничный день более 8000 тысяч жителей и гостей города приняли участие в интерактивных играх и акциях. В 2021 году любимой переправе исполнилось 105 лет.

Места рядом

Адмиралтейская набережная сама по себе приятное место для прогулок. Рядом с ней находится ещё несколько интересных мест — можно посетить их во время прогулки. Самым знаковым из них является Исаакиевский собор (Исаакиевская пл., д. 4). Адмиралтейская набережная соседствует с Дворцовой, на которой находится ещё одна знаменитая достопримечательность Санкт-Петербурга — Государственный Эрмитаж.

В окрестностях Адмиралтейства, в шаговой доступности от метро находится множество кафе и ресторанов, в которых можно перекусить и просто отдохнуть во время прогулки.

Вид на разведение Дворцового моста,  a.v.komova

Для гостей северной столицы здесь же, на набережной находятся отели и хостелы. В одном из флигелей Адмиралтейства находится Военно-морской политехнический институт (Адмиралтейский проезд, д. 2).

Примерно в километре от Адмиралтейства, вниз по течению Невы, на Английской набережной находится ЗАГС.

Знаменитые здания Дворцовой набережной

Дворцовая набережная, являясь объектом культурного наследия России федерального значения, находится под охраной государства. Вдоль набережной расположена сплошная историческая застройка с пропусками каналов, впадающих в Неву.

На Дворцовой набережной расположены знаменитейшие достопримечательности Санкт-Петербурга — здания и сооружения Государственного Эрмитажа: Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Эрмитажный театр, Эрмитажный мост, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж, а также филиалы и объекты Русского музея: Мраморный дворец, Летний сад и другие.

Тут же находится Сад Зимнего дворца. На Дворцовой набережной расположены известные дома и дворцы Северной столицы — дом Бецкого, дом Салтыкова, особняк Громова (Ратькова-Рожнова), доходный дом Жеребцовой, Ново-Михайловский дворец, дворец Владимира Александровича.

Интересные факты и известные жильцы

Для основной части Александровской колонны, которая расположена на Дворцовой площади, использовался особый причал на Дворцовой набережной. Этот гранитный монолит весом 600 тонн был добыт в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне.

Корабельный инженер полковник Гласин занимался вопросами перевозки. Он сконструировал и построил специальный бот, имя которому дали «Святой Николай». Его грузоподъёмность составляла до 1100 тонн. Для выполнения разгрузочных работ построили специальную пристань.

Выгрузка производилась на деревянную платформу на конце мола, которая совпадала по высоте с бортом судна. Возглавлял работы по добыче и доставке подрядчик, купеческий сын Яковлев, который нёс ответственность за всю часть операции с начала и до момента выгрузки монолита на берег.

Среди знаменитых жителей Дворцовой набережной стоит отметить представителей правящей династии Романовых. Они занимали Летний дворец Петра I, Зимний дворец Петра I, Зимний дворец, великокняжеские дворцы.

По Дворцовой набережной в доме № 2 проживали: личный секретарь императрицы Екатерины II и деятель русского Просвещения Иван Иванович Бецкой; известный баснописец и библиотекарь Императорской библиотеки в Петербурге Иван Андреевич Крылов; принц Пётр Ольденбургский.

В доме № 30 в разное время жили: русский государственный деятель, министр путей сообщения и министр финансов Cергей Юльевич Витте; русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников Константин Егорович Маковский; российский и советский историк, педагог, академик АН СССР Евгений Викторович Тарле (квартира 4).

В доме № 32 по Дворцовой набережной проживали: архитектор, рисовальщик, акварелист и ведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре Джакомо Кваренги; советский востоковед и общественный деятель, академик Академии наук СССР, директор Эрмитажа (1934—1951) Иосиф Абгарович Орбели; известный российский и советский нумизмат, востоковед-арабист Рихард Рихардович Фасмер.

Туристам на заметку: на Дворцовой набережной расположены причалы прогулочных судов: «Летний сад» (городской причал) и «Дворцовая пристань».

История моста

Первая переправа здесь появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.

В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По просьбам горожан наплавной мост перенесли к Зимнему Дворцу, где то тех пор действовал лодочный перевоз. Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год. В 1863 году открылась конная железная дорога. По мосту были проложены рельсы. Конка, а затем трамвай ходили по Дворцовому мосту до 1997 года.

К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1901 году объявлен конкурс на лучший проект моста, но из предложенных 27 проектов ни один не был принят. В числе участников конкурса была французская фирма «Батиньоль», которая проектировала Троицкий мост. Ее проект также был отклонен, и комиссия объявила новый конкурс.

Итоги были подведены в 1909 году. Победителем признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Договор подряда заключили с «Обществом Коломенских заводов». Согласно контракту, на стройке работали только российские специалисты и использовались только отечественные материалы.

Возведение Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен к концу 1916 года. В середине декабря была проведена проверка конструкций на надежность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов (9600 кг) в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты. Мост выдержал. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.

Торжество по поводу открытия оказалось скромным — шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.

Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки, хотя по проекту она планировалась очень пышной. Перила, фонари, павильоны управления — все это сделали уже при советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский.

В годы Великой отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 года вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.

В 1957 году были установлены гранитные парапеты на устоях и промежуточных опорах. До конца 1970-х годов некоторые элементы конструкции Дворцового моста были деревянными. В 1978 году в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту. 

В 1997 году проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни». Подсветку включили под пушечный залп Петропавловской крепости, состоялся фейерверк и бальные танцы на мосту в старинных костюмах.

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 года был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.

В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012, а завершился 19 октября 2013 года. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен.

Ремонт набережной в городе

За долгие годы эксплуатации набережная не могла не претерпевать деформации. Её стенки и другие элементы с годами требовали ремонта. Так, в 1925 году отремонтировали Эрмитажный спуск.

На большом участке набережной последовательно произвели капитальный ремонт стенки, затрагивающий свайное основание, в 1925-1929 годах. А 1950-х был отремонтирован участок, который не планировали реконструировать в 1929 года, — от Троицкого моста, вниз по течению, до Дома Учёных.

В 1962 году на участке, примыкающем к устою Дворцового моста, в существующее свайное основание со стороны реки, были забиты 2 ряда наклонных деревянных свай.

История

Предшественником нынешнего Дворцового моста, соединяющего стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство и Зимний дворец, был плашкоутный мост. Как временная переправа над Невой он появился в 1856 году, но через некоторое время жители этого района Санкт-Петербурга и общественные деятели стали обращаться в Городскую Управу с просьбами о возведении постоянного сооружения над рекой.

Сначала эти просьбы оставались без внимания. В 1896 году плашкоутный мост из-за обустройства сквера у Зимнего дворца перенесли на 53 м ниже его месторасположения. И всё-таки в 1900 г. городские власти задумались о проектировке постоянного моста и даже объявили международный конкурс, победитель которого должен был получить право на проведение инженерных работ, связанных с сооружением будущей конструкции.

В процессе конкурсного отбора, проходившего в 1901 г., представители Городской Думы рассмотрели 27 проектов, однако ни один из них не смог произвести на них должного впечатления. Хотя среди них и выделялся один, достойный рассмотрения. Это был проект от фирмы «Батиньоль», который так и не стал основой для строительства Дворцового моста, ведь за его претворение в жизнь компания запросила около 5 млн рублей.

Правительство города не стало заключать столь дорогостоящий для бюджета договор, и конкурс продолжился и закончилось в 1909 г.. Его победителем стал Пшеницкий А.П. со своим проектом, работы по архитектурному оформлению моста были возложены на зодчего Мельцера Р.Ф.

Начало февраля 1911 г. ознаменовалось заключением договора на постройку моста между властями Санкт-Петербурга и Обществом Коломенских заводов, которое в те годы считалось самым крупнейшим объединением. Окончание строительства планировалось на середину октября 1913 г., но с началом войны 1914 г. работы по возведению моста пришлось приостановить. По этой причине мост был открыт намного позже – 23 декабря 1916 г. Спустя 20 лет конструкция чугунного Дворцового моста претерпела некоторые изменения – на смену его деревянным перилам пришли литые чугунные поручни с простым рисунком. Автором этих работ был Крестовский И.В.

В свое время менялось и название Дворцового моста. Так, с 1917 и до 1944 года он именовался как Республиканский, а затем строение вновь получило свое первоначальное название. За весь период своего существования сооружение лишь единожды подвергалось капитальному ремонту (1967 г.). А спустя десятилетие оно претерпело и некоторую реконструкцию, в процессе проведения которой на мосту появились новые фонари, настил и разводная конструкция также обновились. В 1994 г. с моста убрали трамвайные пути. Последние работы по улучшению моста проводились в 1997 г. под руководством Петрова Юрия.

О том, насколько гармоничным получился облик Дворцового моста, можно сказать следующее. При возведении столь масштабного сооружения необходимо было учитывать выдающиеся шедевры архитектуры Санкт-Петербурга находящиеся вокруг моста. Однако добиться полной гармонии мастерам так и не удалось. Причина их неудачи состояла в том, что в строительстве моста было задействовано большое количество лиц, имеющих разное мнение относительно вида возводимой переправы. Поэтому его конструкция наполовину закрывала вид на здания Биржи, Адмиралтейства и башни Кунсткамеры. Но, несмотря на эти недочеты, только опытному архитектору под силу заметить некоторый диссонанс в планировке моста и окружающих его зданий. Как бы там ни было, а расходящиеся в обе стороны крылья почти 8-тонной конструкции выглядят весьма эффектно, создавая подобие огромной арки. Дополнительную привлекательность Дворцовому мосту создает и художественная, люминесцентная подсветка (оснастили осенью 1997 года), благодаря которой мост выглядит очень помпезно.

На тот момент Дворцовый мост считался третьим по счету мостом, получившим подобное освещение. Примечательно и то, что при проведении праздничных массовых гуляний городские власти находят разведенным крыльям моста и другое применение – они превращают их в экраны для показа кинофильмов.

История названий набережной

За свою историю набережная несколько раз меняла наименования. В начале XVIII века, после обустройства набережной, она называлась — «Почтовой». С 1737 года набережную именовали — «Наличной линией», с 1738 года — «Верхней Набережной улицей» по аналогии с — «Нижней», а в 1740 — 1790-х годах — «Миллионной».

Лишь в 1778 году её официально наименовали — «Дворцовой набережной». Это имя она носит сегодня, но не всегда в истории было так. При СССР, в 1923 году, набережную переименовали в набережную Девятого Января (1905 года).

Название Дворцовая набережная получила в память о расстреле мирной демонстрации рабочих 9-го января 1905 года, которые шли к Зимнему дворцу. Они хотели вручить императору Николаю II коллективную петицию о своих нуждах и требованиях.

Интересный факт состоит в том, что набережной вернули прежнее имя — «Дворцовая набережная, тоже при Советском Союзе, но во время Великой Отечественной войны, в 1944 году. С тех пор Дворцовая набережная постоянно носит это имя.

Пристань и стенки в XVIII веке

В том же 1762 году напротив Зимнего дворца возвели каменную пристань, вверх и вниз от которой в 1763-м начали строить каменную стенку набережной по проекту И. Л. Росси с оригинальными полукруглыми спусками.

Во второй половине XVIII века построили участок набережной — от Зимней канавки до реки Фонтанки. Напротив Летнего сада в 1760-1770 годах забили деревянные сваи основания стенки и засыпали грунтом, отодвинув тем самым линию берега на 70 метров.

Стенка у Зимнего дворца уже к 1770 году начала разрушаться, что заставило зодчих её перестроить. Участок восстановили в 1772-1784 годах, стенка была вынесена в сторону реки.

История

История набережной начинается с 1704 г., когда было построено главное здание на этом участке — Адмиралтейский дворец. Часть берега рядом с Адмиралтейством была своего рода речными воротами: сюда доставлялись сырьё и материалы для строительства, здесь корабли спускались на воду. В 1818 г. были построены пристани у западного и восточного павильонов дворца. А в 1832 свой пост у Адмиралтейства заняли знаменитые сторожевые львы. Тогда же были установлены декоративные вазы.

Собственно, набережная здесь была организована в 1844 г., когда строительство судов перенесли в Галерную гавань. Название ей дало здание Адмиралтейства, но с 1918 по 1944 годы она называлась Набережная Рошаля — по имени революционера.

За время существования на улице появлялись новые памятники и скульптуры. Некоторые сохранились по сей день, другие были безвозвратно утрачены.

Natalia Semenova

История и архитектура

Свое название площадь получила по названию старейшего здания — Зимнего дворца по проекту Ф. Б. Растрелли. Возведение огромного елизаветинского дворца началось в 1754 году и завершилось в 1762 году. По окончанию работ Зимний дворец стал высотной доминантой среди зданий в центре Петербурга. В нем находилось около 1500 комнат.

Несмотря на простую прямоугольную форму дворца, его богато украшенный барочный фасад в бледно-зеленых и белых тонах придает этому архитектурному памятнику торжественность, делает его узнаваемым.

В настоящее время в Зимнем дворце работает крупнейший петербургский музей — Эрмитаж. Рядом с дворцом расположен Эрмитажный театр, в который входит и часть здания петровского Зимнего дворца — в помещениях размещается тематическая экспозиция.

Единый архитектурный ансамбль Дворцовой площади разработал к 1819 году выдающийся архитектор К. И. Росси, ему же удалось органично объединить новые постройки с имеющимися к тому времени.

Вход на площадь через арку Главного штаба,

С 1819 по 1828 год велось строительство дугообразного здания Главного штаба, состоящего из двух корпусов, соединенных аркой. Общая протяженность здания составила 580 метров. Высота арки — 28 метров, ширина — 17 метров. В штабе расположилось командование Западного военного округа. Отдельного упоминания заслуживает скульптурное оформление здания — в первую очередь это Колесница Славы. Высота скульптурной группы, с шестеркой вздыбленных лошадей в колеснице крылатой богини Победы — Ники, составляет 10 метров (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Гениальному архитектору Росси удалось сочетать в единой композиции Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Связующим звеном для архитектурного ансамбля площади стало завершенное в 1843 году здание Штаба гвардейского корпуса по проекту А. П. Брюллова. Его фасад украшен портиком из 20 ионических колонн.

Скульптурная композиция Колесница Славы, Игорь Алькин

Александровская колонна на Дворцовой площади

Высота монумента вместе с пьедесталом и скульптурой — 47,5 метра. Вес — 600 тонн.

Александровская колонна установлена на Дворцовой площади в честь императора Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Выдающийся монумент воздвигнут по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Памятник создавался в период с 1829 года по 1834 год. Для колонны использовался монолитный кусок розового гранита, добытый в Пютерлахти — местечке в Финляндии близ Выборга.

Колонна (она же Александрийский столп в стихотворении «Памятник» Пушкина) завершается скульптурой, созданной Б. И. Орловским. Это фигура ангела, который крестом попирает змею. Символика скульптуры — «Сим победиши!», восходит к истории животворящего креста.

Барельефы скульпторов И. Липце, П. Свинцова на постаменте колонны прославляют победы русского оружия.

Панорама — вид с высоты Александровской колонны

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: