Спасо-Преображенский собор
Собор в СПб был возведён по указанию императрицы Елизаветы на месте, где располагался штаб Преображенского полка. Этим царица отдавала почести его офицерам и солдатам, с помощью которых взошла на престол. Это одна из немногих питерских церквей, в которой не прекращались службы даже в 1920—1930-е годы, когда по всему СССР храмы массово закрывались и взрывались, а священников и прихожан расстреливали и ссылали. В наше время здесь можно регулярно послушать выступление вокалистов Академической капеллы. Основные церковные святыни — это:
- образ Спаса Нерукотворного;
- икона «Всех Скорбящих Радость».
До революции 1917 года в здании собора хранились трофеи, захваченные во время войны против Османской империи. Сегодня всё это находится в Эрмитаже. Этот храм также считался очень важным для болгарской диаспоры Питера, её представители отмечали здесь свои праздники.
Летом 1825 года в церкви произошёл сильный пожар, из-за которого здание пришлось почти полностью отстраивать заново. Обновлённый храм был освящён спустя 4 года. Архитектор Стасов, который завершил эту работу, получил в подарок от императора шикарный бриллиантовый перстень. В годы ВОВ в подвале было организовано бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали медицинскую помощь раненым.
Экспозиционное пространство
В 2013 году в часовне-ризнице открыли Музей камня, 1-ая и главная часть которого посвящена одноименному герою-материалу, определившему его название и принимавшему активнейшее участие в строительстве и обустройстве Спаса и Исаакия.
Для всеобщего обозрения выставлен мрамор отечественного и итальянского происхождения, имеются тут наши яшмы и порфиры, серпентинит и малахит, а также прочие цветные поделочные камни. Вызывают неподдельный восторг у гостей выставки декоративно-прикладные изделия, выполненные из этих ценнейших ископаемых.
Следующая часть — янтарная. Никого не оставляют равнодушным 6 янтарных икон, а особенно модель Исаакиевского собора, выполненная в масштабе 1:200 из янтаря, дело золотых рук современного большого мастера Александра Крылова. Немалую ценность представляют изделия из Исаакия — печати с резьбой, плакетки и пресс-папье техники флорентийской мозаики.
Центр занимает реставрационный материал. Ценный декор Царских врат был подвергнут разрушению в советские 20-е. Для восстановления художником-экспертом Ларисой Соломниковой была разработана уникальнейшая методика. На выставке представлены исторические фрагменты и фотоматериалы, сделанные во время проведения этих работ.
В экспозиции имеются творения мозаичиста Игоря Лаврененко. Он провел огромнейшую работу по возрождению на фланкирующих столбиках Царских врат — изображений афонских святых. Здесь можно также увидеть возрожденные интерьеры наружных дверных полотен. Восстановлением входа с юго-запада занимался реставратор высшей категории Сергей Смирнов.
В целом, музей самобытен, и интересен и взрослым, и детям. К тому же, тут можно почерпнуть много информации из славной истории Храма Воскресения Христова и родного города.
Архитектура и внутреннее убранство[править | править код]
Спас на Крови
Куполаправить | править код
Купола Спаса на Крови
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Внешний вид собораправить | править код
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Внутреннее убранство собораправить | править код
Внутреннее убранство храма
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Буддийский храм Дацан
Рекомендовать место
5
1
Расположенный в Санкт-Петербурге буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» является самым северным буддийским храмом в мире. С тибетского «Гунзэчойнэй» переводится как «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника». Слово «дацан» в переводе означает «монастырская школа». Петербургский дацан «Гунзэчойнэй» был освященный 21 февраля 1913 года и стал первым буддийским храмом на северо-западе России. Спустя всего три года после открытия регулярные богослужения прекратились. Это было время Первой мировой войны и революций, которых монахи не смогли пережить и покинули Петроград. В 1919 году храм был разграблен.
Восстановление святыни началось уже в 20-е годы и вплоть до начала 30-х годов монастырь играл роль культурного и духовного центра петербургской буддийской общины. Вскоре, на волне всеобщей антирелигиозной агитации, в СССР начались притеснения религиозных деятелей, в том числе и лам. Многие из них были подверглись расстрелам и ссылкам, а имущество храма снова было разграблено. Вплоть до конца 80-х в помещении буддийского храма располагалась физкультурная база, военная радиостанция и даже лаборатории Зоологического института. И только в 1990 году Городской совет принял решение передать храм Ленинградскому обществу буддистов.
Сейчас в общине ведут прием астрологи, а также врач-тибетолог, регулярно проводятся публичные лекции, посвященные вопросам буддийской философии, а в маленьком подвальчике расположено уютное кафе.
Владимирский храм
Знаменитый архитектурный памятник, относящийся к барочному стилю. Изначально проект храма был разработан Трезини, но строительство слишком затянулось, и к его возведению приложили свою руку:
- Мельников;
- Гольмом;
- Кварнеги;
- Руска.
У церкви имеется пять куполов, рядом с ней возведена высокая колокольня. Собор заложен летом 1761 года, а полностью построение было завершено только в 1769-м. Основная святыня храма — Владимирская икона Божьей матери, написанная в XVIII веке и давшая название собору. Также тут имеется ценная икона Серафима Саровского с кусочком ризы великого русского святого. Здесь же есть другие важные иконы и их списки.
https://youtube.com/watch?v=moeJ3KFqHEc
Внутреннее убранство и святыни собора
Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.
Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.
Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство
Суббота7:20 – Проводится литургия и часы;18:00 – Проходит всенощное бдение.Воскресение7:20 — Проводится литургия и часы;Также богослужения проводятся по особым случаях, например в день гибели Александра II, а также по великим и двунадесятым праздникам.
Все мозаичные картины были сделаны сотрудникам В.А Фролова в его мастерской по эскизам, выпоенным более чем 32 художниками, в том числе такими мастерами, как:
- В. В. Беляев.
- В. М. Васнецов.
- В. И. Отмар.
- Ф. С. Журавлев.
- Н. Н. Харламов.
- А. П. Рябушкин.
- М. В. Нестеров.
Внутреннюю отделку собора оформляли из итальянского мрамора, порфира, уникальной уральской и алтайской яшмы, орлеца. Внешний вид интерьера уникален по богатству и разнообразию фактур и пород различных минералов, используемых в работе. Это признанный шедевр камнерезного искусства мирового значения.
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) внутри
Внутреннюю композицию гармонично дополняет пол собора, сделанный из мраморных орнаментов, которые изыскано и красочно украшены. Резной иконостас также выполнен из итальянского мрамора.
Основной мемориал храма состоит из части мостовой, выполненной булыжными камнями, и решетки, которые были изъяты на месте гибели государя Александра II. Они выделены яшмой в виде шатра, вырезанного российскими мастерами. Это место окружено иконами с ликами святых, на месте покушения на императора стоит распятие, сделанное из мрамора и гранита.
Нельзя посещать храм Спаса на Крови гражданам, одетым в спортивную и пляжную одежду. Женщинам при входе в собор необходимо быть с покрытой головой. Не рекомендуется женщинам входить в храм, одетыми в мини юбки и брюки.
При нахождении в храме посетители должны соблюдать классические правила поведения в общественных местах:
- Не курить.
- Громко не разговаривать и не бегать.
- Не использовать ненормативную лексику.
- Быть трезвым.
Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.
Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.
Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.
Храм Спаса на Крови |
Храм Спаса на Крови |
Аэросъемка Храма |
Храм Спаса на Крови |
Стоимость посещения Спаса на Крови:
- 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
- 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
- 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
- бесплатно — дети до 7 лет.
Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.
Архитектура и описание строения
По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.
Архитектурные особенности
Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).
Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.
Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.
Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.
С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.
На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.
Каменное убранство
При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.
Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.
В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.
Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.
В облике собора – богатая палитра:
- цветные кирпичи, гранит;
- позолоченная медь, цветная эмаль;
- ажурные арки и изразцы;
- резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
- мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
- фронтоны-кокошники.
Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.
Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.
20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.
Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.
Соборная мечеть
Соборная мечеть в Санкт-Петербурге по праву считается самым большим культовым местом мусульман в России, ведь во время религиозных праздников в нее приходит более 5 тысяч верующих.
Удивительно, но в городе, где всегда проживало достаточно много мусульман, мечеть была построена только в начале 20 века, хотя еще в конца 18 века верующие регулярно подавали прошения о разрешении на строительство молитвенного дома.
Соборная мечеть
Возведение храма прошло в очень короткие сроки – всего за 3 года. Хотя внутренняя отделка продолжалась еще 7 лет, в мечети уже начались регулярные богослужения.
Построенная в восточном стиле, мечеть поражает изяществом своей отделки: тонкий орнамент, интересные решения, сочетания цветов делают его уникальным памятником архитектуры, контрастирующим с европейскими постройками города. На стенах мечети, люстре высечены надписи из Корана. Высота минаретов мечети – 39 метров, а вместе со шпилями – 48 метров.
В советское время мечеть была закрыта и долго находилась в аварийном состоянии, но мусульманская община города добилась не только ее возвращения верующим, но и изыскала средства на реставрацию храма.
Как и положено, в мечети существуют отдельные залы для мужчин и женщин, а также особое помещение, где проводятся занятия в воскресной школе медресе по изучению языков, традиций ислама.
Станция метро: «Горьковская».Адрес: Кронверкский проспект, дом 7. Телефон 8-812-293-95-58.
Вход свободный. Действующий храм.Время работы: ежедневно с 10.00. до 17.00. Особый режим работы в праздничные дни.
Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Согласно правилам посещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры, «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»», к которому относится храм Спас на крови, в 2021 г. приняты некоторые правила посещения архитектурного комплекса.
Они следующие:
- Вход возможен при наличии входного билета, который дает право на разовое посещение музея.
- Тематические экскурсии можно заказать для группы не менее 15 человек. Для меньшего количества посетителей необходимо доплатить за экскурсионное обслуживание.
- Запрещено посещение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Во время посещения не разрешается иметь больших сумок, рюкзаков или чемоданов.
- Во время посещения экспозиции строго запрещается иметь при себе еду в открытом виде, распивать алкогольные или другие напитки.
- Запрещен вход на самокатах, роликах и других средствах передвижения.
- Строго запрещается вход за имеющиеся ограждения на территории экспозиций.
- Не разрешено делать надписи или расклеивать объявления.
- Посетители должны соблюдать порядок.
- Нельзя прикасаться к экспонатам или кидать в них любые предметы.
Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе)
Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петерскирхе) является крупнейшей в России евангельско-лютеранской церковью.
В церкви святых Петра и Павла проходят богослужения, проводят экскурсии, в том числе по катакомбам Петерскирхе, выставки и культурные мероприятия. В церкви есть органы.
Нынешнее здание церкви является вторым, и было возведено в период с 1833 по 1838 годы по проекту архитектора и художника Александра Павловича Брюллова. В последующем фасады и интерьеры церкви подвергались реставрациям и художественным дополнениям.
Сегодня Петерскирхе является действующей лютеранской церковью. Имеет классические черты с двумя симметричными квадратными башнями, арочными порталом (входом) и окнами. На уровне второго яруса фасада церкви расположена открытая аркада с горельефами евангелистов.
Верхнюю часть главного фасада (парапет), выходящего на Невский проспект (на юг), украшает скульптурная композиция ангела с крестом.
На аттике выделяется бронзовый литер надписи «St. Petri» с позолотой.
Внутренний интерьер Петерскирхи прост в исполнении.
На первом этаже расположена небольшая экспозиция, рассказывающая об истории храма, и о лютеранской общине Санкт-Петербурга.
В церкви находятся «Катакомбы» — подвалы церкви, которые появились при реконструкции 1990-х годов, когда новый пол церкви был поднят на 4 метра выше прежнего и под ним всё ещё находятся помещения, в том числе сохранившаяся чаша бывшего бассейна, который был обустроен в стенах церкви после революции 1917 года. Подробнее о Петерскирхи…
Посетить церковь святых Петра и Павла можно каждый день с 9:00 до 21:00.
Адрес Петерскирхи: Невский проспект, 22-24.
Координаты Петерскирхи: 59°56′12″ с.ш. 30°19′26″ в.д. (59.936667, 30.323889).
Ближайшие станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект» и «Адмиралтейская».
Воскресения Христова на Крови
Решение о возведении собора принято после того, как царь Александр Второй был убит. Здание возведено прямо на месте покушения. Ценная реликвия собора — камни, на которые рухнул император после смертельного ранения. Строительство длилось долгих 24 года, с 1883 по 1907-й. Средства на его возведение собирались по всей Российской империи. Этот храм с девятью куполами — известный памятник мозаичного искусства. Внешнее убранство церкви имеет ряд отсылок к храмам Москвы и зодчеству Древней Руси. Именно поэтому она выглядит нетипично для Северной столицы.
При возведении мозаичная техника впервые была применена при украшении внешнего вида. Отдельные купола находятся под покрытием декоративной эмали. В соборе внутреннее оформление выделяется тем, что почти всё там покрыто красивыми узорами и сценами из Евангелия, выложенными мозаикой. Это создавалось на лучших гранильных предприятиях России по эскизам Беляева, Васнецова, Харламова и пр. В церкви можно полюбоваться колоннами из яшмы фиолетового цвета и топазным крестом. При декорировании потолка, иконостаса и пола применялись полудрагоценные камни.
Всепобеждающая красота
Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.
Исаакиевский собор (Cобор преподобного Исаакия Далматского)
Исаакиевский собор – четвертый по счету храм, возведенный на этом месте. Его строительство началось в середине 19 века и длилось около 40 лет. На строительство собора ушло из казны 23 миллиона рублей, что по тем меркам было баснословной суммой. Но результат превзошел все ожидания! Величественное сооружение, выполненное из дорогостоящих материалов с применением уникальных технологий, богатое внутреннее убранство, продуманность композиции до сих пор поражают каждого, кто побывал в Исаакиевском соборе.
Cобор преподобного Исаакия Далматского
Освящение храма произошло перед самой революцией, но даже в советское время в нем продолжались службы и церемонии. Только в начале 30-х здание было отдано под музей, где и сейчас можно увидеть произведения русской живописи, скульптуру, мозаику и рельефы известных русских и зарубежных мастеров. Плафон собора расписывал Карл Брюллов, и именно по его настоянию в лицах многих героев картин и мозаик можно разглядеть особ императорской семьи и двора.
Если вы хотите посмотреть на Санкт-Петербург с высоты, обязательно поднимитесь на колоннаду Исаакиевского собора. Преодолев подъем по крутым ступеням, вы увидите скульптуры ангелов, охраняющих покой города.
Стоимость посещения колоннады одинаковая для всех категорий граждан.
Если вы планируете посещение Исаакиевского собора, лучше это сделать в составе экскурсионной группы: вы узнаете много интересных легенд и предсказаний, связанных с этим местом.
В Исаакиевском соборе регулярно проходят концерты, творческие вечера. Узнать о них можно из афиши, выложенной на сайте музея (http://www.cathedral.ru/koncerti1).
Станция метро: «Адмиралтейская» (рядом с Медным всадником, Дворцовой площадью).Адрес: Исаакиевская площадь, дом 4. Телефон 8-812-315-97-32.
Стоимость билетов: взрослый- 250 рублей, дети (от 7 до 18 лет), студенты, пенсионеры – 50 рублей, дети до 7 лет – бесплатно, льготные категории граждан – бесплатно. Ночные экскурсии — 400 рублей. Посещение колоннады с аудиогидом – 150 рублей.
Стоимость автобусных экскурсий и экскурсий на водном транспорте – от 400 рублей (оформляются в кассах музея).Время работы: чт- вт. с 10.30. до 18.00. В летнее время проходят ночные экскурсии. Выходной день – среда.
Казанский собор
Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.
Собор является кафедральным.
Казанский собор был построен по задумке императора Павла I, на месте, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы, в которой хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери.
Закладка храма произошла 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 год в присутствии императора Александра I — сына Павла I. Возведение собора велось по 1811 год по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как кафедрального собора города для хранения иконы Божией Матери Казанской.
Сегодня Казанский кафедральный собор является выдающимся памятником российской истории, архитектуры и изобразительного искусства.
Центр собора венчает большой и стройный купол с крестом. Главным фасадом с колоннадой, двумя радом стоящими памятниками и раскинувшимся одноименным сквером с фонтаном, собор выходит на Невский проспект.
Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн на три нефа (коридора).
Неотъемлемой частью интерьера собора является живопись. Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков.
Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной. Подробнее о Казанском соборе…
Адрес Казанского собора: Невский проспект, 25х / Казанская площадь, 2.
Координаты Казанского собора: 59°56′03″ с.ш. 30°19′28″ в.д. (59.934167, 30.324444).
Ближайшие станции метро: «Невский проспект» и «Гостиный двор».
Посетить Казанский собор можно как самостоятельно, так и с одной из экскурсий
Интересные факты
С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.
Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.
Памятный крест уничтоженного Храма Св. мученицы Параскевы
Рекомендовать место
3
2
Памятный крест, в честь уничтоженного в 1936 году на месте слияния рек Лубьи и Охты Храма Св. мученицы Параскевы.
Из истории:В 1832 году на месте старого храма пророка Илии была сооружена каменная часовня мученицы Параскевы. На этом месте еще долгое время после разборки деревянного храма Илии пророка сохранялся придел Дмитрия Ростовского, ставший самостоятельной теплой церковью. Он был разобран за ветхостью не ранее 1816 года. В 1824 году здесь появилась первая деревянная часовня мученицы Параскевы, через восемь лет она была заменена каменной (арх. А.Е. Штауберт).
В 1936 году храм был закрыт и уничтожен
Что посмотреть рядом
- Русский музей расположен в Михайловском дворце, в 300 м от Спаса. Музей работает с конца XIX столетия. Здесь собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры русских мастеров с XII по XX век. По отзывам туристов, музей интересен как коллекцией, так и зданием, в котором расположен.
- Музей художественного камня находится на расстоянии 100 м от храма. Музей занимает помещение часовни 1907 года. Экспозиция знакомит с камнями, изделиями из этого материала, мастерами, которые создавали произведения искусств из этого непростого материала.
- Музей-квартира Пушкина, расположенный в 500 м от Спаса на крови, хранит подлинные вещи поэта. В этой квартире Семья Александра Сергеевича жила с 1836 года. Среди экспонатов личные вещи и мебель, портреты. Экскурсовод расскажет о последних месяцах жизни великого поэта.
Храм Спаса на крови – уникальный памятник в лучших традициях русского зодчества. Сегодня его ежегодно посещают миллионы туристов. Путешествие в Санкт-Петербург обязательно должно включать в программу экскурсию в этот удивительно красивый храм.
Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Центр Санкт-Петербурга украшает Казанский кафедральный собор. 56 колонн, сделанных из розового финского гранита, расположенные полукругом, как бы обрамляют прекрасный сквер, ставший любимым местом отдыха петербуржцев и гостей северной столицы.
Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)
Строительство собора началось в 1801 году. Среди предложенных проектов предпочтение было отдано работе крепостного архитектора А.Н. Воронихина.
На строительство собора было потрачено более 4,5 миллионов из казны. Но возведен в достаточно короткие сроки – всего за 10 лет.
Главной святыней Казанского собора является икона Казанской Божией Матери, поклониться которой приходили даже члены императорской семьи. Эта святыня до сих пор хранится в храме, и, как и два века назад, верующие со всего мира приходят к ней со своими молитвами.
Построенный накануне Отечественной войны 1812 года, собор по праву стал местом поклонения мужеству и воинской славе защитников. Именно здесь захоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. Его могилу можно увидеть внутри собора.
В честь годовщины победы русских войск над французской армией в сквере перед собором поставлены памятники полководцам – М.И. Кутузову и М.Б. Барклай-де-Толли.
В соборе можно увидеть не только богатое убранство и произведения великих иконописцев, но и поистине бесценные святыни: священные сосуды, кресты с частицами мощей, венцы, которыми венчались императорские особы, иконы, кадила. Здесь же хранятся документы, рассказывающие об убийстве Александра II и манифест о Священном Союзе.
Собор Казанской Божией Матери – действующий храм, поэтому каждый желающий может посетить службу, которые проходят здесь ежедневно, или в определенные даты принять участие в Крестном ходе.
Станция метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
Адрес: Казанская площадь, дом 2. Телефон 8-812-314-46-63
Вход с Казанский кафедральный собор свободный (действующий храм).
Время работы: пн-пт с 7. 00. до 20.00., сб-вс, праздничные дни с 6.30 до 20.00.
Гибель царя-освободителя
Покушение на Александра II 1 апреля 1881 года.
Когда император возвращается к карете, еще один террорист Игнатий Гриневицкий примерно в 14.25 бросает бомбу в ноги императору и смертельно ранит его. Около двадцати человек погибли либо ранены от второго взрыва. Сам Гриневицкий скончается в этот же вечер в Конюшенном госпитале от полученных ран при взрыве.
Руководитель терактов Софья Перовская наблюдала за происходящим с противоположной стороны Екатерининского канала. Палач и жертва, смертельно раненные, лежали на мостовой, утопая в крови. Третий метальщик Иван Емельянов с бомбой в портфеле бросился к Гриневицкому, чтобы попытаться его спасти, но было поздно. Он помогает уложить раненого царя в сани и скрывается от полиции, но ненадолго. После ареста будет приговорен к смерти, с заменой на пожизненную каторгу.
Последние слова императора: «Скорее, домой. Там хочу умереть». Приехавший брат великий князь Михаил Николаевич отправляется с раненным в Зимний дворец. Почему-то никто не пытается остановить кровотечение у несчастного императора и отвезти в ближайший госпиталь.
Когда придворные медики приходят к Александру, принесенного в личный кабинет Зимнего дворца, уже поздно оказывать медицинскую помощь. В 15.33 он скончался от кровопотери не приходя в себя, его обе ноги были сильно раздроблены, все лицо в мелких ранках. Штандарт императора на флагштоке Зимнего дворца был опущен, что известило народ о смерти Александра II. Охота на царя закончилась.
Любимый художник Александра II — Константин Маковский, в этот же день прибыл в Зимний дворец, чтобы написать последний портрет императора «Александр II на смертном одре».
Картина Константина Маковского «Александр II на смертном одре» 1881 г. (Государственная Третьяковская галерея)
Александр II был торжественно похоронен в Петропавловском соборе — усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости.
Храм Спас-на-крови
Рекомендовать место
12
Храм Спас-на-Крови был возведён в память о том, что на этом месте в 1881 году был смертельно ранен российский император Александр II. Он расположен в историческом центре Санкт-Петербурга. Храм был сооружён в 1883 — 1907 г.г. по указу императора Александра III. Он создавался по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), впоследствии отошедшего от строительства.
Храм, выполненный в «русском стиле», напоминает московский собор Василия Блаженного. При строительстве храма применялись новые технологии, здание было электрифицировано. Храм Спас-на-Крови создавался как мемориальный храм, храм-памятник, поэтому он никогда не был оплотом одной лишь церковной жизни.
В 1970 году в здании храма решено было создать филиал музея «Исаакиевский собор». 19 августа 1997 года музей-памятник «Спас-на-Крови» был открыт для посещения.