История прихода храма
?обор Воскресения Христова был единственным, наряду с
Исаакиевским собором, храмом С.-Петербурга, находившимся на
государственном содержании . Собор не был приходским; он находился
в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на
массовые посещения; пропуск осуществлялся по пропускам. В нем
совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и
ежедневно произносились проповеди.
6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского
и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора
был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре
рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).
SPb_12.2016_17 — ЕгорЖуравлёв @ Flickr
С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года)
настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский,
ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников
иосифлянского движения в Ленинграде.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств
на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к
жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на
крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нем
богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства,
решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением
объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить
заботу о поддержании в нем благолепного богослужения. Желающие
записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу
настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на
свечную выручку, и там получат необходимые бланки для
заявлений».
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает
распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова
«двадцатки», те есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года
протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором
возражает против такого решения городских властей, «так как храм
никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении
Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по
регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела
имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было
совершено 11 января 1920 года в 12:00.
South side of Church of the Savior on the Spilled Blood, Saint Petersburg, 20180919 — G · RTM @ Flickr
С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской
автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая
(Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был
обновленческим.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
С августа 1923 года, после перехода
Казанского и
Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал
кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской
епархии.
С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в
Ленинграде — правого оппозиционного течения в Русской Церкви,
отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита
Сергия (Страгородского).
Vkontakte User @ Vkontakte
30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть
храм.
Vkontakte User @ Vkontakte
Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
В храме запрещено:
- приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
- посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
- кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
- употреблять еду и напитки;
- заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
- делать надписи и объявления;
- оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
- шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
- курить и мусорить на территории музея;
- находиться в соборе с животными;
- оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
- производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.
В церкви допускается любительская фото- и видеосъемка (без использования штатива, дополнительного освещения, а также иных вспомогательных устройств).
Наименование категории | Цена билета, руб. |
Студенты российских ВУЗов | 50 |
Малыши до 7 лет | бесплатно |
Дети старше 7 лет | 50 |
Взрослые граждане | 250 |
Пенсионеры РФ | 50 |
Посетители вечерних экскурсий | 400 |
История Спаса на Крови
Храм Спаса на Крови был построен по указанию Александра III и решению Синода в том самом месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий совершил покушение и смертельно ранил императора Александра II.
В апреле 1881 года на этом месте возвели временную часовню, которая простояла до весны 1883 года.
В 1883 году начали строить каменный храм в псевдорусском стиле по проекту архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия, чей проект победил в конкурсе.
В строительстве церкви также принимали участие:
- помощник А. А. Парланда;
- архитекторы В. И. Фиделли и Д. А. Орехов;
- художник Н. К. Бодаревский;
- мозаичист В. А. Фролов,
- бронзовых дел мастер Фёдоров
… и многие другие.
Строительство храма велось 24 года и в 1907 году состоялось торжественное открытие и освящение храма.
При строительстве не использовались сваи из-за обводнённой местности, а использовали массивное бетонное основание. В соборе было проведено электричество для освещения.
Собор Спаса на Крови не был приходским и использовался только для служб, посвященных памяти Александра II.
После революции в 1917 году финансирование содержания собора было прекращено, а в 1938 году было принято решение о его разборке, которой помешала Великая Отечественная война.
В советское время в храме размещался морг, а позже хранились декорации Малого оперного театра.
После храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор», а после ремонта, 19 августа 1997 года музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.
Судьба храма в советское время
В советское время храм Спаса на крови в Питере рассматривался, как памятник самодержавию в целом, поэтому и художественное значение его оценивали с осторожностью, и даже негативно. Представители власти считали, что городу лучше всего избавиться от собора с таким неоднозначным толкованием: в 30-х годах его хотели не уничтожить, нет — разобрать, мозаичные фрагменты внутреннего убранства передать в музеи, а редкие минералы вновь использовать для строительства
Колокола были сброшены и в январе 1931 года все 14 колоколов отправлены в переплавку. В конце 30-х советская власть решила, что этот памятник архитектуры лишен всякой художественной и исторической ценности и было принято постановление о взрыве неугодного строения. Уже были сделаны в стенах специальные ниши для взрывчатки, как вдруг начавшаяся война стала спасением. Подрывникам пришлось заняться другой работой, и о разрушении церкви забыли. В городе бытовало поверье: разрушить этот храм невозможно.
Интересно! Во время немецких артобстрелов его не маскировали, не пытались спасти от снарядов, но он «выжил». Чудесная стойкость — характерная черта Спаса на Крови.
Действительно, даже фугас, массой около 150 кг не причинил ему особого вреда и пролежал целых 20 лет в стропилах центральной башни. Он был обнаружен только при реставрации. А в блокадную зиму храм в шутку стал называться «Спас на картошке», поскольку там было овощехранилище. За массивными стенами могли прятаться и живые, и мертвые. Сюда свозили тела ленинградцев, умерших от голода. Бомбы и снаряды каким-то волшебным образом облетали церковь, абсолютно лишенную всякой маскировки.
После войны памятное сооружение на канале Грибоедова опять мешает: его надо убрать с карты города, чтобы построить транспортную магистраль. В 1956 году власти заговорили об уничтожении здания для спрямления автомобильной дороги вдоль канала, но общественные протесты предотвратили снос. И только в 1968 году собор обретает статус памятника архитектуры. Обветшалый, находящийся в аварийном состоянии, он становится филиалом Государственного музея «Исаакиевский собор». Теперь началась новая история возрождения.
Как возводился собор Воскресения Христова на Крови
По высочайшему повелению монарха, светлейший князь Владимир Александрович принял руководство над созданной контрольной группой по строительству мемориальной святыни.
В нее вошли лучшие зодчие своей эпохи:
- Р. Б. Бернгард.
- Э. И. Жибер.
- Д. И. Гримм.
- Р. А. Гедике.
Они консультировали рабочую группу разработчиков проектной документации и делали требуемые изменения в композицию строения. Расположение живописных куполов храма при переработке рабочей документации были изменены благодаря идеям и влиянию И. В. Штрома.
В середине осени 1883 г в столице империи на окраине Михайловского сада, упирающейся в канал Грибоедова, в праздничной атмосфере при монархе Александре III и его супруге – Марии Федоровны, заложили начальный камень мемориальной церкви.
Возведение фундамента Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Возведение такого фундаментального строения около канала привело к серьезному усложнению конструкции. Вместо обычной для того времени технологии создания фундамента, когда в болотистый грунт вбивались металлические сваи, использовали под фундамент храма мощнейшую бетонную, цельную Путиловскую плиту.
Стены собора сделали из специального красно-коричневого кирпича, сделанного в Германии, а украшавшие их орнаменты из чистейшего белого мрамора. Перекрытия здания закончили сооружать в 1894 г. Металлические каркасы 9 глав храма сделали сотрудники Петербургского Металлического завода в 1896 году.
Живописное, четырехцветное покрытие луковых главок изготовили из ювелирной эмали по уникальному рецепту специалисты фабрики Постникова, такой способ нанесения эмали не имел аналогов в истории русского зодчества. Общая поверхность покрытия равна 1000 м2.
Отделка внутренних помещений и изготовление прекрасных мозаичных панно заняли 10 долгих лет. Поэтому торжественное освящение собора митрополитом Антонием произошло, только, в конце лета 1907 г. На торжестве находились родственники императора и государь Николай II.
Сооружение церкви вылилось в крупную сумму — 4 606 756 руб. Из этой стоимости государственная казна потратила 3100 000 руб, оставшиеся средства собрали в форме пожертвований граждане Российской империи и царствующая семья.
Архитектурные решения и строительная технология, применяемые во время возведения этого эпического сооружения, впитали в себя все инновации того времени. В церкви была искусно проложена электропроводка, ее залы освещались 1689 яркими электролампами.
История ===
Временная часовня
=== Временная часовня
{OldStyleDate|13|марта|1881|1}} года на набережной
Екатерининского канала (сейчас канала Грибоедова) в результате
нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был
смертельно ранен император Александр II. Уже Шаблон:OldStyleDate
на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника
престола Александра Александровича (будущего императора Александра
III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на
средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно
было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено же
поставить временную часовню. Разработать проект поручили
архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что
Шаблон:OldStyleDate
часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды.
Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии
Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал
старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента
начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего
была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и
была окончательно разобрана.
DarwIn @ WikiCommons
Архитектурный конкурс
?разу после убийства была создана комиссия по увековечиванию
памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект
храма. В установленный срок к полудню Шаблон:OldStyleDate
были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих
знаменитых архитекторов того времени, среди них были:
И. С. Китнер, И. С. Богомолова,
В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа
и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны
канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой
княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших
проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле
под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко.
Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков
И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей —
замысел архитектора Л. Н. Бенуа. Шаблон:OldStyleDate
года в
Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру
III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было
принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской
архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в
Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели
императора в храме в виде отдельного придела.
Church of the Savior on Spilled Blood, St. Petersburg, Russia — szeke @ Flickr
Вскоре последовал второй конкурс. Уже Шаблон:OldStyleDate
члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот
раз в списке номинантов появились новые громкие имена:
Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа,
А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин,
А. Л. Обер, Н. В. Султанов,
А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также
были отклонены Александром III.
После разработки новых проектов был выбран проект архитектора
Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни
архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект
был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его
последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1
мая 1887 года.
Church of Our Savior on the Spilled Blood, Russia — Ninara @ Flickr
Строительство храма
?оржественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое
митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в
присутствии Императора Николая II и иных членов императорского
Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с
храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы,
поднесённые в память о кончине Александра II.
Спас-на-крові — kharts @ Flickr
При строительстве храма были применены новые технологии
строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм
освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса
на Крови была реконструирована.
Auferstehungskirche, Sankt Petersburg — Songkran @ Flickr
Благородный фасад
Облик самого здания довольно импозантный благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «питерских» тонах.
Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.
Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несет сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.То, что храм — памятник российскому самодержавию подчеркивают такие элементы, как увенчанный короной крест и двуглавые орлы.
Каменный цветок
Спас-на-Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Он похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этой церкви вызывает восхищение и улыбку.
Этот радужный храм был возведен на месте одного из самых трагичных событий в истории России – на месте убийства императора Александра Второго. Престолонаследник Александр Третий пожелал возвести на месте убийства храм, который стал бы символом покаяния. Он пожелал, чтобы храм был выстроен в «русском стиле». Победителем архитектурного конкурса стал проект архимандрита Игнатия (Малышева) и архитектора Альфреда Парланда.
Строительство храма шло с 1883 по 1907 годы. Парланд изначально хотел придать храму присущую русскому стилю самобытность. Он изучал знаменитые церковные постройки Москвы и Ярославля, возведенные в семнадцатом веке. В итоге получился храм с обилием ярких декоративных элементов.
Возведение собора
Цареубийство потрясло всю страну, люди молились за душу императора и поддерживали идею увековечить память о мученике.
Вступивший на престол сын и преемник убитого царя Александр III повелел в память об отце возвести на месте трагедии храм-памятник, храм-покаяние.
Собор построен по проекту потомка выходцев из Шотландии родившегося в Петербурге архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Проект выполнен в «русском стиле» и вобрал в себя архитектурные особенности церквей Москвы и Ярославля XVII века.
6 октября 1883 года император Александр III лично заложил первый камень в основание храма, который строили как искупительную жертву для увековечивания памяти царя-освободителя.
Казна выделила на строительство 3 миллиона 600 тысяч серебром, шли пожертвования от учреждений и императорской фамилии, должностных лиц, средства поступали со всей России. Стоимость строительства 4 миллиона 600 тысяч рублей.
Специальную комиссию по строительству храма Спаса на Крови возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. Храм строили 24 года (1883-1907годы). Александр III лично контролировал ход строительства, высказывая пожелания и замечания.
При сооружении храма перед архитектором стояла особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, оставить нетронутым и включить в пространство храма. Поэтому здание построили прямо у кромки набережной. Великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, безвозмездно отдала под строительство храма часть Михайловского сада.
Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Михайловский сад отделяет от площади храма бронзовая кованая ограда с виртуозно выполненным растительным орнаментом в виде цветочных композиций. В саду под строительство храма вырубили деревья, посаженные при Петре I.
6 августа 1907 года, в день праздника Преображения Господня, храм освятили в честь Светлого Воскресения Христова при участии Николая II, внука убитого императора, и членов его семьи. В апреле 1908 года освятили часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором, – хранилище икон, поднесенных народом в память о трагической кончине Александра II. Содержание собора взяло на себя государство.
Так в Санкт-Петербурге появился необычный храм, построенный в неорусском стиле и вызывающий споры и пересуды. Храм получил много восторженных оценок, но были люди, считавшие собор художественным убожеством, архитектурным уродством, которое надо взорвать.
Стоимость билетов 2021
Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:
Льготные билеты
- Владельцам карт ISIC – 50 руб.
- Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 50 руб.
- Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 50 руб.
Бесплатное посещение
- Герои СССР, герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы (внеочередное обслуживание).
- Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
- Молодёжь (лица от 7 до 18 лет).
- Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.
- Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам (студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты- стажеры), в образовательных учреждениях Российской Федерации и Республики Беларусь каждый третий четверг каждого месяца.
- Участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств; воины-интернационалисты и участники боевых действий (внеочередное обслуживание).
- Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
- Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ.
- Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
- Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой военно-прикладной направленности, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов).
- Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
- Штатные работники государственных и муниципальных музеев Российской Федерации; Члены ИКОМ (Международный совет Музеев); Члены творческого союза Музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (дети-школьники членов).
- Организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях, а также сопровождающему лицу.
- Гиды-переводчики, владеющие аккредитацией на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1330 «О введении единой системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Санкт-Петербурге».
- Сопровождающий организованную группу представитель туристической фирмы (на основании договора экскурсионного обслуживания, заключенного между Музеем и туристической организацией).
- Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
- Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням.
Описание и внутреннее убранство храма
Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге увенчан девятью главами, его высота более 80 метров. Пять куполов собора покрыты разноцветной эмалью, аналогов которой в русской архитектуре нет, у остальных глав позолоченное покрытие. При возведении храма использовалась специальная техника. Чтобы избежать проникновения влаги, вместо обычных свай под фундамент применили бетонное основание. Это стало прочной основой для здания церкви. Для строительства двухъярусной колокольни, возвышающейся в западной части храма, был создан специальный выступ шириной в несколько метров. Помещение храма освещали более 1680 электрических лампочек.
Внутреннее убранство собора потрясает красотой и оригинальностью отделки. В храме не разрешено зажигать свечки, чтобы их пламя не испортило великолепные мозаичные картины, покрывающие стены, своды и купола собора, общей площадью в семь тысяч квадратных метров. Это самая большая коллекция мозаики в Европе. Храм декорирован прекраснейшими самоцветами и полудрагоценными камнями. Его отделкой занимались знаменитые русские и немецкие зодчие, которые отошли от общепринятой традиции росписи внутренней части храма живописными картинами. Выбор такого необычного оформления внутреннего пространства объяснялся влажным климатом Петербурга.
Есть в храме одно особенно значимое место, располагающееся под колокольней с золотым куполом, где и произошло покушение на Александра II. Над местом гибели царя сооружена роскошная сень (покров), поддерживаемая четырьмя колоннами из яшмы. Под ней можно увидеть фрагменты мостовой и ограждений, на которые упал смертельно раненый император.
В соборе проводятся регулярные богослужения. Для всех гостей предлагаются интереснейшие экскурсии на различные темы.
Нравится +6 Не нравится -0Вы уже голосовали
Мозаичное оформление
Спас-на-Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые при строительстве храма так широко применяли мозаику при оформлении фасадов, их площадь более 400 квадратных метров.
К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.
В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора. В небольших квадратных нишах с трех сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю…»
Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.
Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.
Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.
Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи.
Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни. Они украшены мозаичными картинами, созданным по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передает муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.
Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у последнего макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.
Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображен в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.
Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд.Все мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, давая всем живущим надежду на спасение.
Предыстория
Уже на следующий день после убийства Александра II, совершенного террористической группой, возникла идея о возведении храма или памятника на месте произошедшей трагедии.
Сначала решено было поставить там часовню. Проект здания был разработан Леонтием (Людвигом) Бенуа. Началось строительство. Темп работ был высок: спустя примерно месяц здание было завершено. Строительные работы были оплачены двумя санкт-петербургскими купцами. Часовня стояла на месте трагедии два года, затем она была перенесена в другое место. Там здание простояло еще около девяти лет, после чего была разобрано. На том месте, где был смертельно ранен император, после переноса часовни началось строительство собора.
Нужно сказать несколько слов о конкурсе проектов нового храма. В нем принимали участие выдающиеся архитекторы того времени, но все проекты подавались на конкурс анонимно, чтобы имя автора не оказало влияния на мнение конкурсной комиссии. Было выбрано восемь лучших проектов. Их продемонстрировали императору, но ни один из них не был им одобрен. Высказывая свою волю об облике будущего собора, император подчеркнул, что здание должно быть выстроено в стилистике храмов XVII столетия
Особенное внимание архитекторам следовало обратить на ярославские храмы
После того, как были оглашены эти условия, начался второй конкурс. Но все работы вновь были отклонены императором. В конце концов был все же выбран проект, разработанный Альфредом Парландом и Игнатием Малышевым (архимандритом). Впрочем, император повелел этот проект доработать; только после достаточно большой доработки он принял документ окончательно.
Архитектура и описание строения
По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.
Архитектурные особенности
Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).
Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.
Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.
Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.
С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.
На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.
Каменное убранство
При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.
Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.
В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.
Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.
В облике собора – богатая палитра:
- цветные кирпичи, гранит;
- позолоченная медь, цветная эмаль;
- ажурные арки и изразцы;
- резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
- мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
- фронтоны-кокошники.
Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.
Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.
20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.
Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.
Полезная информация
Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.
Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.
Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.