Что посмотреть рядом
- Александровский сад любимое место горожан, туристы тоже с удовольствием прогуливаются по тенистым аллеям. Во время приятного променада есть возможность увидеть основные достопримечательности, такие как Зимний дворец, Исаакиевский собор. Парк занимает площадь 10 га. Кроме старых деревьев в парке есть фонтаны, памятники, клумбы.
- Музей шоколада работает 10 лет, находится в Строгановском дворце. В двух уютных залах огромное количество искусно выполненных скульптурных композиций и отдельных фигур из шоколада. В старинных шкафах размещены фигуры зверей, кукол, людей. Есть даже шоколадные достопримечательности Петербурга. В отличие от других музеев, где можно только смотреть, здесь любой понравившийся экспонат можно купить. По отзывам туристов, шоколадная фигура Исаакиевского собора или Александровской колонны – прекрасный сувенир для друзей.
- Музей купечества знакомит с экспонатами, связанными с купеческими семьями, которые сыграли видную роль в развитии экономики России. Среди экспонатов – семейные фотографии, образцы товаров, предметы быта.
Сегодня сложно представить Санкт-Петербург без Дворцовой площади – величественной и строгой. Карл Росси создал, без преувеличения, шедевр градостроительства, который две сотни лет восхищает петербуржцев и гостей города.
Архитектурный ансамбль
?сновой застройки Дворцовой площади стал существующий пятый
Зимний дворец (1754—1762, архитектор
Б. Ф. Растрелли). Фасады Зимнего дворца обращены к Неве,
Адмиралтейству и на Дворцовую площадь. Южный, замыкающий
площадь, прорезан аркой.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
В 1770—1780 годах вдоль южной границы площади возвели несколько
зданий по проекту Ю. М. Фельтена. На их месте в 1819—1829
было воздвигнуто грандиозное дугообразное здание Главного штаба
(архитектор К. И. Росси) с триумфальной аркой. Два
корпуса, соединённые аркой, охватывают пространство площади,
придают ее облику торжественность и монументальность. Росси
блестяще решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках
сложного плана участка, заданной Фельтеном дугообразной линии
границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.
Екатерина Борисова @ WikiCommons
С восточной стороны Дворцовой площади расположено большое здание
штаба Гвардейского корпуса, (1837—1843 годы, архитектор
А. П. Брюллов), в центре —
Александровская колонна (1830—1834, архитектор Огюст Монферран,
фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским). Как
и Триумфальная арка Главного штаба, памятник посвящён победам
русского оружия в войне с Наполеоном. Различные по стилям здания
великолепно организуют пространство, согласованы в масштабе.
С юго-западной стороны до 1840-х годов на углу Дворцовой площади
и Невского проспекта находилось здание Вольного экономического
общества. В 1845-1846 годах на этом месте построено здание (арх. И.
Д. Черник), фасад которого гармонично сочетается с фасадом Главного
штаба. С северо-западной стороны, между
Адмиралтейством и Зимним дворцом до конца XIX века существовала
Разводная площадь. В 1896-1901 годах на её месте перед дворцом был
разбит сквер с фонтаном (архитектор Н. И. Крамской,
Р. Шмеллинг, садовод Р. Ф. Катцер). 1920-х годах
ограда сквера была демонтирована и использована при украшении парка
на проспекте Стачек. Сам фонтан был реконструирован в 2007—2008
годах с восстановлением исторического вида.
Ulyana a @ WikiCommons
В ходе реставрации Дворцовой площади в 2001 году производились
археологические исследования. В результате раскопок был найден
фундамент флигеля Анны Иоановны. В своё время он представлял из
себя трёхэтажный дворец, возведённый по проекту Растрелли в 1746
году. В соответствии с планом реставрации площади фундамент был
изучен, сфотографирован и вновь зарыт землёй. В качестве одного из
вариантов рассматривалась идея оставить фрагмент фундамента для
обозрения, закрыв его толстым прочным стеклом.
InvictaHOG~commonswiki @ WikiCommons
1828—1834.
Александровская колонна
?олонна (нередко её называют Александрийский столп, по
стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — менгир, один из
известнейших памятников
Петербурга.
Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре
Дворцовой площади французским архитектором Огюстом Монферраном
по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата
Александра I над Наполеоном.
Panoramio upload bot @ WikiCommons
Проект был высочайше утверждён в 1829 году, монумент был открыт
в 1834 году. Над украшением пьедестала работал большой авторский
коллектив: эскизные рисунки выполнил О. Монферран, по ним на
картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьев, Тверской,
Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину.
Скульпторы П. В. Свинцов и И. Леппе лепили барельефы
для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор
И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений —
лепщик-орнаменталист Е. Балин.
W. Bulach @ WikiCommons
Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме
прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу
российской армии; отливка была выполнена на заводе Ч. Берда.
Монолит розового гранита был изготовлен под руководством мастеров
С. В. Колодкина и В. А. Яковлев по методу
С. К. Суханова в Пютерлакской каменоломне под
Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями он был
перевезён из Пютерлакской каменоломни в 1832 году на специально
сконструированной для этой цели барже в
Санкт-Петербург и установлен инженером
А. А. Бетанкуром. Памятник венчает фигура ангела работы
Бориса Орловского.
Позже (в 1876 году) архитектором К. К. Рахау были
добавлены декоративные фонари у колонны.
Saint Petersburg — Nata-Vika @ Flickr
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Татьяна Лискер
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Зимний дворец
Зимний дворец протянулся вдоль реки Невы. Главный фасад выходит на Дворцовую площадь, задний на Дворцовую набережную. Напротив Зимнего через Неву расположены Заячий остров и Петропавловская крепость на нем.
Парадная Посольская или Иорданская лестница Зимнего дворца
Существующий сейчас Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в стиле пышного барокко. Дворец строился по указанию Елизаветы, но пожить в нем она не успела, умерла за год до окончания строительства. Племянник Елизаветы Петр III принимал построенный дворец, но не жил в нем: в результате дворцового переворота он был отстранен от правления, на трон взошла его супруга — Екатерина II.
Большой Тронный (Георгиевский) зал
Екатерине, тяготевшей к классицизму, Зимний дворец не понравился, она отстранила Растрелли от строительства и привлекла новых архитекторов, чтобы те перестроили внутренние интерьеры.
Военная галерея
Имя Зимнего дворца неразрывно связано с Эрмитажем — самым большим и самым посещаемым музеем России и одним из самых больших музеев мира.
Гербовый зал
Создание Эрмитажа произошло сразу после строительства Зимнего дворца. Екатерине II в 1764 была передана коллекция ценных картин из Берлина, которая послужила основанием для создания музея. Сначала картины разместились в уединенных залах дворца, их называли на французский лад — эрмитаж (уединенное место).
Петровский (Малый Тронный) зал
Потом для размещения стремительно разрастающейся коллекции были построены здания Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Сначала императорские музейные коллекции были доступны только избранным, по пропускам. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был открыт Публичный музей.
Зимний дворец после Октябрьской революции 1917 года был объявлен музеем. В настоящее время музей в музей Государственный Эрмитаж включены здания: Зимний дворец — главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Главный штаб (восточное крыло), Меньшиковский дворец, Музей Императорского фарфорового завода и другие объекты. В Эрмитаже более 3 миллионов экспонатов.
Интересные факты
Во время массовых городских праздничных мероприятий Дворцовая площадь способна вместить до 35 тысяч человек.
«Алые паруса»
Праздник петербургских выпускников «Алые паруса», единственный в своём роде и неповторимый, основанный на Невских берегах, проводится на Дворцовой площади – здесь происходят самые главные концерты и мероприятия.
В 2021 году знаменитый фестиваль «Алые паруса» собрал на Дворцовой площади более 30 000 участников этого грандиозного торжества мечты и надежды молодёжи.
Звёзды на Дворцовой
На Дворцовой площади давали концерты звёзды не только отечественной, но и мировой эстрады:
- Группа «ДДТ» (27 мая 1993 года);
- Джо Кокер (15 сентября 2005 года);
- Оперный тенор Пласидо Доминго (16 июня 2001 года);
- Пол Маккартни (20 июня 2004 года);
- Элтон Джон (6 июля 2007 года);
- Группа «The Rolling Stones» (28 июня 2007 года);
- Группа «Scorpions» (13 июня 2007 года);
- Эдита Пьеха (4 августа 2007 года);
- Группа «Машина Времени» (23 сентября 2007 года);
- Роджер Уотерс (6 июня 2008 года);
- Группа «Duran Duran» (4 июня 2009 года);
- Анастейша (4 июня 2009 года);
- Мадонна (2 августа 2009 года).
Фундамент флигеля Анны Иоанновны
В 2001 году во время реставрации Дворцовой площади были проведены археологические исследования. В результате раскопок реставраторы обнаружили фундамент флигеля Анны Иоанновны. В период её царствования – это был трёхэтажный дворец, построенный в 1746 году по проекту Растрелли.
По плану реставрации Дворцовой площади специалисты изучили и сфотографировали фундамент, а также заново засыпали землёй. Существовала такая задумка – оставить фрагмент фундамента для просмотра, покрыв его толстым, прочным стеклом. Но эта идея не была реализована.
Каток с искусственным льдом
На Дворцовой площади в 2007 году решили соорудить платный каток с искусственным льдом. Против его строительства сразу же выступили многочисленные общественные организации города. Несмотря на это, уличная ледовая арена появилась в ноябре.
Каток ограничивал доступ к части Дворцовой площади и подход к Александровской колонне. А к этим великим достопримечательностям доступ должен быть постоянно свободным. Каток закрыли в марте 2008 года.
Зеркальный куб
На Дворцовой площади в сентябре 2015 года установили Зеркальный куб — павильон кубической формы, в фасадах которого отражались все здания ансамбля Дворцовой площади: Зимний дворец, Александровская колонна и арка Главного штаба.
В зеркальном павильоне была организована и прошла частная презентация новой модели BMW. Спустя некоторое время Зеркальный куб обрушился под натиском сильного ветра и его демонтировали.
История с конкой
Рядом с Дворцовой площадью начиналась история общественного транспорта Санкт-Петербурга: 27 августа 1863 года здесь открыли 1-й маршрут конно-железной дороги (конки) — от Николаевского (сейчас Московского) вокзала — вдоль Дворцовой площади и — до Стрелки Васильевского острова.
Потом конки стали ходить — от Дворцовой площади — до 6-й линии Васильевского острова, — через Николаевский (Благовещенский) мост.
Первый трамвай
Первый рейс Санкт-Петербургского сухопутного трамвая начал свой путь 29 сентября 1907 года. Первая линия прошла — от Главного штаба — до 8-й линии Васильевского острова. К 1914 году электрический трамвай ходил уже практически по всем основным улицам города. Но начинал он свой маршрут здесь — на Дворцовой площади.
По площади ездили автобусы
При советской власти 24 декабря 1926 года от площади возобновили движение автобусов по маршруту площадь Урицкого (Дворцовая площадь) — Загородный проспект — площадь Восстания.
Сейчас никакой общественный транспорт через Дворцовую площадь не проходит.
История Александровской колонны
Разработать внешний вид памятника поручили архитектору Огюсту Монферрану. Он решил создать монумент в стиле ампир с бронзовым ангелом мира на его вершине. Этот ангел мира был поставлен на гранитный постамент и напоминал царя Александра I по чертам своего лица. Крест в его левой руке направлен против змеи. Александровская колонна не поддерживается опорой или как-нибудь закреплена иначе, она держится за счет собственного веса и силы тяжести. Ангел мира высокий, его длина составляет 4,2 метра. Высота креста гораздо выше, чем фигура ангела — 6,3 метра. Пьедестал украшен рельефами. Чтобы людям было понятно, что памятник посвящен царю Александру, там нанесена благодарственная надпись к нему.
Ангел на Александровской колонне
Символы Мира, Победы, Милости, Милосердии, Изобилия изображены под надписью. Молодая девушка и старец украшают стороны постамента. Пьедестал украшен двуглавыми орлами, несущие в своих лапах лавровые веточки. Середина отмечена словами «Всевидяще Око», которое находится в центре венка из дубовых листьев.
Строительство
Колонна изготовлена из уникального гранитного камня, который добыли в каменоломне в Финляндии. Вес этой глыбы составляет 600 тонн и она является уникальной, так как довольно трудно найти такой объемный камень. Во времена возведения памятника было трудно привезти скалу в Петербург, но это все-таки удалось ценой неимоверных усилий.
Колонна была сформирована и высечена прямо на месте и это процесс занял почти два года. Для переправы ее из Финляндии был снаряжен целый пароход, которые был построен специально для этой цели.
Установка колонны
Фундамент под памятник был подготовлен заранее. Сначала была вырыта глубокая яма в 36 метров, куда вбили множество высоких сосновых свай. Чтобы сделать поверхность максимально ровной, на них положили гранитные плиты. Из самой большой глыбы сформировали пьедестал. Работа была крайне тяжелой. Чтобы сделать это нужно было использовать различные механические приспособления. Памятник возводился в суровую русскую зиму и цемент никак не хотел сцепляться. Но с помощью водки его удалось сцепить. В фундаменте оставили шкатулку с монетами, выпущенными в честь победы над Наполеоном.
Постамент Александровской колонны
Колонна не стоит в самом центре дворцовой площади как думают многие. От Главного штаба ее отделяет 140 метров, а от Зимнего дворца 100 метров. Для того, чтобы установить колонну, также потребовалось много усилий. Она была установлена с помощью строительных лесов около пьедестала. Сначала колонну поместили на специальную платформу и подняли с помощью канатных колец с блоками.
Высокую колонну подняли в торжественной обстановке.
Сам царь Николай первый 30 августа 1832 года и его семья прибыли туда, чтобы наблюдать за этим процессом. Площадь была заполнена простым народом, чтобы смотреть возведение памятника. Народ разместился даже на крыше Главного штаба. Колонну поднимали около 2000 солдат и 400 рабочих: они взяли канаты и с их помощью подняли колонну и опустили ее на пьедестал. Подъёмка колонны заняла 1 час 45 минут. Все люди стоящие на площади после этого громко закричали «Ура!». Император также был в восторге, он похвалил архитектора за такой великолепный памятник и сказал, что архитектор Огюст Монферран прославил себя на века:
Торжественное открытие колонны состоялось в день святого Александра Невского — 30 августа 1834 года.
Отделочные работы после этого длились еще два года. После этого Александровскую колонну освятили по православному обычаю, при этом присутствовал император вместе со своим войском.
Реставрация памятника в наши дни с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300 летию Санкт-Петербурга с 2001 по 2003 годы.
С чего все начиналось…
В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.
Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.
Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.
В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.
В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.
Названия до появления, при основании, после революции
Адмиралтейский луг
Первоначально это место, где сейчас находится Дворцовая площадь, называли Адмиралтейским лугом, в который также входила территория современного Александровского сада. Имя дали по Адмиралтейской верфи, оно было известно с 1736 года и просуществовало до 1772 года.
Дворцовая площадь
Современное название Дворцовая площадь получила в 1766 году по расположенному неподалёку Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь.
Площадь Урицкого
В октябре 1918 года площадь переименовали в площадь Урицкого, в честь Моисея Соломоновича Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК. Его убили 30 августа 1918 года у входа в здание Главного штаба.
Историческое и современное имя
Историческое название вернули согласно указу от 13 января 1944 году о возвращении 20 исторических названий, в том числе Дворцовой площади.
Архитектура
Границы Дворцовой площади определяют:
- Зимний дворец, главный фасад которого обращен к площади, задний – к Дворцовой набережной вдоль Невы
- Главный штаб с Триумфальной аркой — напротив дворца
- в восточной части — здание Гвардейского корпуса. Архитектурный стиль — классицизм, автор проекта – Александр Брюллов
- в западной части, свободной от архитектурных строений, открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство
Зимний дворец
Зимний дворец, который в 1766 году и дал название площади – главный императорский дворец России, официальная зимняя резиденция российских императоров до 1904 года.
Краткое описание:
- автор архитектурного проекта: Франческо Бартоломео Растрелли
- стиль: елизаветинское барокко
- высота: 23,5 метра
- общая площадь: около 60 тыс. кв. метров
В октябре 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж Государственными музеями.
Главный штаб
Здание соответствует размерам Зимнего дворца шириной дуги, высотой, положением центра, но при этом является его полной противоположностью по архитектурному стилю. Главный штаб – это комплекс с двумя крыльями, соединенными аркой.
Краткое описание:
- автор архитектурного проекта: Карл Иванович Росси
- стиль: классицизм
- общая длина: 580 метров
Триумфальная арка
Парадный вход на Дворцовую площадь – величественная арка Главного штаба. Сооружена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года и именуется Триумфальной. Она является самостоятельным архитектурным объектом и состоит из трех арочных конструкций, соединенных между собой.
Со стороны площади стены арки украшают горельефы, изображающие воинские трофеи и венки. На уровне 2-го яруса окон здания штаба – фигуры часовых в античных доспехах. Они будто протягивают входящим на площадь лавровые венки победителей.
Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, правит которой богиня победы Ника. В руках у нее – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Сдерживают коней два воина в античных доспехах, с копьями.
Краткое описание сооружения:
- высота свода 28 метров
- величина коней 3 метра
- богиня Ника возвышается на 10 метров
- авторы скульптурных групп в оформлении арки: архитекторы Василий Иванович Демут — Малиновский и Степан Степанович Пименов
Александровская колонна
Известное архитектурное творение Огюста Монферрана в центре Дворцовой площади. Установлена по указу императора Николая I в честь победы его брата, Александра I, в войне с Наполеоном.
Краткое описание сооружения:
- архитектурный стиль: ампир
- материал изготовления: розовый гранит
- вес 600 тонн
- общая высота 47,5 метров
- создатель скульптуры ангела, венчающей колонну: Борис Орловский
История создания и существования Александровской колонны окутана множеством легенд. Одна из них связана с сомнениями в ее устойчивости – монолитное гранитное сооружение удерживается на постаменте только за счет собственной массы. После установки колонны многие боялись, что она может упасть. Ее создатель, Огюст Монферран, пообещал каждый день прогуливаться вокруг нее, чтобы развеять страхи. Такие ежедневные прогулки он совершал до самой своей смерти.
После стихотворения Александра Пушкина «Памятник» за колонной закрепилось название «Александрийский столп»
«Зимних было целых 6…»
Впервые приезжая в Санкт-Петербург, туристы непременно ставят перед собой задачу посетить Эрмитаж. Главный корпус великолепным фасадом обращен на Дворцовую площадь. Зимний дворец, который мы видим сейчас, – это уже шестые по счету зимние палаты с момента основания города. Итальянский архитектор Франческо Растрелли возводит их для дочери Петра, императрицы Елизаветы. Первые 5 дворцов сохранились лишь в детском стихотворении:
- «Первый Зимний строил Трезини,
- Второй – Маттарнови, еще модерновей.
А прочие воздвиг Растрелли:
- Четвертый с пятым устарели
- И растворились, как мираж.
- В шестом сегодня Эрмитаж».
Под Дворцовой площадью скрыт фундамент флигеля дворца Анны Иоанновны. Его обнаружили во время археологических раскопок, изучили и вновь надежно спрятали под толщей земли.