Зимний дворец
Главной достопримечательностью Дворцовой площади является Зимний дворец.
- Метро: Невский Проспект, Адмиралтейская
- Стиль архитектуры: Елизаветинское барокко
- Главный архитектор: Франческо Растрелли
- Дата основания: 1754 год
По страницам Зимнего дворца
За всю историю Санкт-Петербурга было построено пять зимних дворцов. Изначально Петр Первый жил в одноэтажной избе, выполненной из дерева. По легенде она была построена за три дня. Спустя пять лет царь приказал построить зимнюю резиденцию. Корабельных дел мастер Петр Алексеев соорудил для императора деревянный дом в два этажа.
В 1712 году А. Д. Меньшиков в качестве свадебного подарка преподносит Петру Первому загородный дом, выполненный из камня. В нем император прожил пять лет. После того как на престол взошла Анна Иоанновна, новоиспеченной императрице потребовались новые царские покои. Главным архитектором был назначен Франческо Растрелли, и в 1735 комплекс был достроен.
Дворец состоял из 70 парадных залов, спален, большой капеллы, театра, галерей.
В 1741 году на престол взошла Елизавета Первая. По ее приказу к Зимнему были пристроены служебные помещения, а через несколько лет добавлены корпуса. Однако и этого было мало, и императрица подписала указ о создании нового дворцового комплекса. Строительные работы были закончены в 1755 году, однако дворец не понравился императрице. Русская царица мечтала о создании величественного дворца, который бы олицетворял царскую роскошь.
Воплотить мечту императрицы вновь посчастливилось архитектору Ф. Растрелли. Дворец получился роскошным и помпезным, общая площадь составляла 60 000 кв. м. Елизавете не суждено было жить во дворце своей мечты, его принял император Петр Третий. Но и он недолго прожил здесь, после свержения царские хоромы перешли к Екатерине Второй.
Эрмитаж
Коллекционер живописи Й. Э. Гоцковский задолжал князю В. С. Долгорукову большую сумму денег. В счет долга в 1764 году он переправил Екатерине Второй большую коллекцию редчайших картин. Для их хранения было построен Малый Эрмитаж. Далее были пристроены здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра. В начале XIX столетия было построено здание Нового Эрмитажа.
Настоящее Зимнего дворца
Дворец выглядит величественно, крылья здания обращены к Адмиралтейству, фасадная часть выходит на Неву. Масштабы всего комплекса впечатляют и удивляют:
- Протяженность со стороны Невы – 210 метров;
- Протяженность со стороны Адмиралтейства – 175 метров;
- Количество залов – 1050
- Количество окон – 1945
- Количество лестниц – 117
- Количество дымовых труб – 329
- Высота – 23.5 метра
На крыше установлены 176 скульптурные композиции.
Трагические страницы
В декабре 1837 года из-за ошибки в печном отделении произошел сильный пожар. Часть ценностей удалось сохранить, здание почти полностью было уничтожено.
На Александра Первого было совершено покушение, император не пострадал, погибли солдаты караула.
В Зимнем дворце после февральской революции разместилось временное правительство. Во время Октябрьской Революции большевики арестовали министров. Сам комплекс стал именоваться Дворец искусств, однако спустя две недели после переворота Зимний дворец обрел статус музея, а его сокровища были национализированы.
Интересные факты
Николай Первый издал указ, о запрете строительства здания высотою больше чем 11 саженей. Император не желал, чтобы в городе появилось строение, по высоте превышающие его резиденцию.
Официальными жители Эрмитажа являются коты и кошки. Здесь можно встретить потомков голландских котов, привезенных Петром Первым, а также казанских котов, которых выписала Елизавета.
ЖЕМЧУЖИНА БАЛТИКИ
Пётр I начал строить свою столицу буквально на ровном месте. Петербург воздвигался каторжным трудом пригнанных сюда сотен тысяч подневольных людей по плану, составленному лучшими инженерами и
архитекторами тогдашней Европы. За пару десятков лет на берегах Невы вырос город с просторными площадями, зелёными парками и широкими проспектами. В архитектурном ансамбле Петербурга господствует барокко и неоклассика, окрашенные в пастельные тона фасады, резные золочёные башенки и купола.
Центр города доныне сохранил свой неповторимый облик — в отличие от Москвы, которая при Сталине подверглась коренной перестройке. Динамично растущий Санкт-Петербург не может обойтись без надёжной транспортной системы, состоящей из сети метрополитена, автобусных, трамвайных и троллейбусных маршрутов. Однако подвижной состав общественного транспорта сильно изношен и перегружен, а новые жилые районы еще ждут прокладки новых линий метро.
Театральная площадь Санкт Петербурга
Свою историю Театральная площадь начинает с времён правления Екатерины Второй. Первый театр по указу Великой Императрицы был построен на этом месте в далёком 1783-м году. В настоящее время гости города могут созерцать знаменитую Петербургскую Консерваторию, которая хорошо известна за рубежом. Так исторически сложилось, что по обеим сторонам от Консерватории расположились памятники Н.А. Римскому-Корсакову и М.И. Глинке.
Большой (Каменный) театр в |
Театральная площадь. |
Мариинский театр. |
Особенно прекрасно в вечернюю пору смотрится расположенное неподалёку здание Мариинского театра, построенного в позапрошлом веке. Ближайшая к Театральной площади станция метро – «Садовая», от которой придётся прогуляться пешком в течение получаса.
«Театральная площадь.Памятник М. И. Глинке» на Яндекс.Фотках
Стили архитектуры
Многие знают, что город полон различных гармонично сочетающихся архитектурных стилей. Мы расскажем вам о самых популярных из них.
Во-первых, многие здания построены в стиле петровского барокко. Этот стиль был привезен иностранными архитекторами, и наибольший вклад в это внес Доменико Трезини. Именно он построил Петропавловский собор, а также здание двенадцати коллегий.
Во-вторых, в городе достаточно много элементов «высокого» барокко. Ему присущи размах, динамичность, а также вычурность. Главным архитектором, трудившимся в это время, был Варфоломей Растрелли. По его проекту был построен Зимний дворец, Смольный собор, а также многие другие здания. По большей части именно эти памятники архитектуру Санкт-Петербурга 18 века и формируют.
Позже на смену барокко пришел строгий классицизм. Этому стилю присущи гармония, а также строгость и простота. Во время данного периода был построен Манеж и дворец Юсуповых.
Затем появился стиль ампир, прославляющий величие государства после победы в войне с Наполеоном. Среди архитекторов того периода можно упомянуть Карла Росси. По его проектам был построен Александринский театр.
В последующие годы архитекторы стали смешивать различные стили и стремились к романтизму. Стили архитектуры в Санкт-Петербурге очень разнообразны.
Архитектура
Границы Дворцовой площади определяют:
- Зимний дворец, главный фасад которого обращен к площади, задний – к Дворцовой набережной вдоль Невы
- Главный штаб с Триумфальной аркой — напротив дворца
- в восточной части — здание Гвардейского корпуса. Архитектурный стиль — классицизм, автор проекта – Александр Брюллов
- в западной части, свободной от архитектурных строений, открывается вид на Александровский сад и Адмиралтейство
Зимний дворец
Зимний дворец, который в 1766 году и дал название площади – главный императорский дворец России, официальная зимняя резиденция российских императоров до 1904 года.
Краткое описание:
- автор архитектурного проекта: Франческо Бартоломео Растрелли
- стиль: елизаветинское барокко
- высота: 23,5 метра
- общая площадь: около 60 тыс. кв. метров
В октябре 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж Государственными музеями.
Главный штаб
Здание соответствует размерам Зимнего дворца шириной дуги, высотой, положением центра, но при этом является его полной противоположностью по архитектурному стилю. Главный штаб – это комплекс с двумя крыльями, соединенными аркой.
Краткое описание:
- автор архитектурного проекта: Карл Иванович Росси
- стиль: классицизм
- общая длина: 580 метров
Триумфальная арка
Парадный вход на Дворцовую площадь – величественная арка Главного штаба. Сооружена в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 года и именуется Триумфальной. Она является самостоятельным архитектурным объектом и состоит из трех арочных конструкций, соединенных между собой.
Со стороны площади стены арки украшают горельефы, изображающие воинские трофеи и венки. На уровне 2-го яруса окон здания штаба – фигуры часовых в античных доспехах. Они будто протягивают входящим на площадь лавровые венки победителей.
Венчает арку колесница, запряженная шестеркой лошадей, правит которой богиня победы Ника. В руках у нее – лавровый венок и воинский штандарт, которые она простирает над площадью. Сдерживают коней два воина в античных доспехах, с копьями.
Краткое описание сооружения:
- высота свода 28 метров
- величина коней 3 метра
- богиня Ника возвышается на 10 метров
- авторы скульптурных групп в оформлении арки: архитекторы Василий Иванович Демут — Малиновский и Степан Степанович Пименов
Александровская колонна
Известное архитектурное творение Огюста Монферрана в центре Дворцовой площади. Установлена по указу императора Николая I в честь победы его брата, Александра I, в войне с Наполеоном.
Краткое описание сооружения:
- архитектурный стиль: ампир
- материал изготовления: розовый гранит
- вес 600 тонн
- общая высота 47,5 метров
- создатель скульптуры ангела, венчающей колонну: Борис Орловский
История создания и существования Александровской колонны окутана множеством легенд. Одна из них связана с сомнениями в ее устойчивости – монолитное гранитное сооружение удерживается на постаменте только за счет собственной массы. После установки колонны многие боялись, что она может упасть. Ее создатель, Огюст Монферран, пообещал каждый день прогуливаться вокруг нее, чтобы развеять страхи. Такие ежедневные прогулки он совершал до самой своей смерти.
После стихотворения Александра Пушкина «Памятник» за колонной закрепилось название «Александрийский столп»
Сенатская площадь
Формирование Сенатской площади началось вместе с историей городом, во времена, когда была заложена Адмиралтейская верфь (начало 18-го века) — тогда на месте сегодняшней площади находился гласис Адмиралтейства, которое представляло собой малое крепостное сооружение.
В современном облике просторная и широкая Сенатская площадь сочетает в себе парковую зону и некоторые из главных достопримечательностей Петербурга. Подробнее о Сенатской площади…
Главные достопримечательности Сенатской площади:
— «Медный всадник» — конная статуя Петру I, которая украшает центр площади и была создана по инициативе Екатерины II французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе.
Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа по новому стилю) 1782 года.
Памятник установлен на большом пьедестале — монолите — «Гром-камне» и выполнен из бронзы. Представляет собой скульптурную композицию, в которой изображен Петр I, восседающий на вздыбленном коне. Подробнее о Медном всаднике…
— здание Адмиралтейства, с истории создания которого и берёт начало всё окружающее его пространство, в том числе и Сенатская площадь.
Сегодня здание адмиралтейства представляет собой комплекс, состоящий из двух П-образных в плане корпусов — внешнего и внутреннего.
На Исаакиевскую площадь выходит боковой (восточный) фасад Адмиралтейства. Тогда как главным является южный фасад, выходящий на Александровский сад. Подробнее о здании Адмиралтейства…
— здания Сената и Синода, которые сегодня представляют собой архитектурный ансамбль исторических зданий в стиле позднего классицизма.
Изначально на месте нынешних зданий стояли дома купчихи Кусовниковой и светлейшего князя Меншикова. В 1744 году дом Меншикова был пожалован Елизаветой I канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого здание было перестроено в стиле барокко.
В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну и в здание переехал Сенат.
В честь данного здания, в 1763 году, площадь и получила своё название — «Сенатская».
Новые здания Сената и Синода были возведены в период с 1829 по 1834 годы под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.
В облике комплекса зданий особенно выделяется триумфальная арка, которая служит соединением двух строений и перекинута над Галерной улицей. Арка имеет богатого украшенный лепной декор, а также арочные окна, колонны и скульптуры.
В одном крыле здания размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. В другом (бывшее здание Синода) — Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Подробнее о зданиях Сената и Синода…
Площадь Ленина
Рекомендовать место
3
4
В XVIII веке пространство современной площади Ленина называлось в народе «Волчьим полем». Это поле служило местом для выгона скота, затем использовалось как городская свалка. Позже часть свалки отвели артиллерийскому ведомству. Здесь разместился полигон и военный лагерь. На севере от полигона располагался пустырь, называвшийся «Куликовым полем». В начале XIX века в юго-западной части пространства современной площади Ленина появились первые постройки Михайловского артиллерийского училища.
В 1870 году по проекту П. С. Купинского севернее Симбирской улицы (ныне Комсомола) было построено здание Финляндского вокзала. Главный вход в него был со стороны западного фасада, перед которым возникла небольшая привокзальная площадь. В 1882-1887 годах построен дом №35 по улице Комсомола — бывший дом служащих Финляндской железной дороги. В 1907-1908 годах по проекту Ф. Ф. Миритца и И. И. Герасимова в северной части этой площади для служащих железной дороги был построен новый жилой комплекс (ул. Боткинская, 1).
3 апреля 1917 года в Россию из эмиграции прибыл В. И. Ленин. Поезд довёз его до Финляндского вокзала, у которого на броневике перед встречающими он произнёс одну из своих самых известных речей. В 1924 году площадь южнее вокзала в память об этом событии была названа аллеей Ленина.
Краткое описание и экскурс в прошлое
Сегодня Дворцовая занимает площадь размером около 5,4 гектара. Наименование «Дворцовая площадь» известно с 1766 года, хотя её история берёт начало в 1704 году, когда в городе заложили Адмиралтейскую верфь.
Внешний вид и формирование площади напрямую связаны с историей строительства Адмиралтейства, которое возводилось по законам военного времени как крепость-верфь.
Но Адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную значимость, и часть пространства стала использоваться для складирования адмиралтейского снаряжения, в то время как другая часть постепенно заросла травой, превратившись в Адмиралтейский луг.
Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда устраивались праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывали распитие вина и кормление людей жареными быками.
Во время строительства 3-го и 5-го Зимних дворцов, пространство луга использовалось для хранения стройматериалов. Здесь также проводились военные учения и пасли царский скот.
Дворцовая площадь за всё время своего существования неоднократно выступала свидетельницей эпохальных событий, которые имели место и продолжает его занимать в истории страны.
В ансамбль площади входят Зимний дворец – главный корпус Государственного Эрмитажа, здание штаба Гвардейского корпуса, Главный штаб с триумфальной аркой, в котором восточное крыло также занимает музей Эрмитаж, Александровская колонна и Адмиралтейство.
Границей Дворцовый площади является Дворцовый проезд, где находятся остановки наземного транспорта. Проезд соединяет Дворцовый мост через Неву с главной магистралью Санкт-Петербурга – Невским проспектом.
График разводки мостов в Санкт-Петербурге в 2021 году
Какие здания находятся на Дворцовой площади?
- Зимний дворец,
- Здание штаба Гвардейского корпуса
- Александровская колонна
- Здание Главного штаба
- Триумфальная арка Главного штаба
- Адмиралтейство
Расположение и как добраться
- Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект»
- Карта-схема метро Санкт-Петербурга 2021
Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская»
Расположена между станциями «Садовая» и «Спортивная», с выходом на угол Малой Морской улицы и Кирпичного переулка. Расстояние от выхода из вестибюля метро до центра Дворцовой площади по прямой составляет не более 300 метров, но с учётом особенностей расположения выхода из метро путь от одной точки до другой составляет 500 метров.
От станции метро — «Невский проспект»
От станции метро «Невский проспект» нужно идти собственно по Невскому проспекту до его пересечения с Большой Морской улицей; далее свернуть направо, на Большую Морскую, нужно следовать по этой улице, пройти под знаменитой Триумфальной аркой, после чего предстанет Дворцовая площадь.
Где расположена остановка наземного транспорта?
Остановка наземного общественного транспорта «Дворцовая площадь» находится на Дворцовом проезде.
Памятники и монументы Санкт-Петербурга
Самые известные исторические и современные памятники и монументы города.
Памятник «Медный всадник»
Памятник Петру I установлен на Сенатской площади в 1782 году. Отлит из бронзы, а название «медный» появилось из-за стихотворения Пушкина. Высота – более 10 метров. Автор проекта – Этьен Фальконе. Он не мог присутствовать на открытии из-за дворцовых интриг. По приказу Екатерины II на памятнике появилась надпись «Петру I Екатерина II». Так императрица хотела подчеркнуть, что «второй» она является непосредственно после последнего царя всея Руси.
Рекомендуем: 35 знаменитых памятников Санкт-Петербурга.
Памятник Екатерине II
Находится на площади Островского с 1873 года. Автор проекта – Михаил Микешина. Высота бронзового изваяния вместе с гранитным постаментом – около 10 метров. В памятнике много символизма. Например, фигура Екатерины II намного выше фигур окружающих её видных деятелей эпохи, что подчёркивает место каждого из них в истории страны. Вандалы периодически воруют или повреждают «аксессуары» знати: чаще всего страдает шпага Суворова.
Ростральные колонны
Возведены на Васильевском острове в начале XIX столетия. Первоначально служили портовыми фонарями и использовались до 1885 года во время тумана или по ночам. Автор проекта – Жан-Франсуа Тома де Томон. Высота каждой колонны – 32 метра. Внутри у них винтовые лестницы, сохранившиеся в хорошем состоянии. В середине прошлого века в колонны провели газ и включают их только по торжественным случаям.
Нарвские триумфальные ворота
Первоначально на этом месте была сооружена арка из дерева и алебастра. Она стала последним проектом Джакомо Кваренги. Триумфальные ворота предназначались для встречи войск, победивших в Отечественной войне 1812 года. Конструкция быстро пришла в негодность и была заменена капитальной каменной аркой. Высота сооружения – 23 метра, ширина прохода – 15 метров. Верхний зал внутренних помещений превращён в музей.
Памятник Николаю I
Установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. У проекта два автора. Конную статую императора создал Пётр Клодт, а пьедесталом занимался Огюст Монферран. Памятник стоит на одной оси с монументом Петру I. Их разделяет Исаакиевский собор. В советское время поднимался вопрос о демонтаже достопримечательности, но Скульптура Николая I так и осталась на своём месте. Памятник обветшал, поэтому в ближайшее будет отреставрирован.
Скульптура «Чижик-Пыжик»
Шуточная песенка про приключение маленькой птички на Фонтанке привела к появлению этого памятника. Его высота – 11 сантиметров, а масса вместе с постаментом – 5 килограмм. Небольшие размер и знаковость скульптуры привели к тому, что её несколько раз похищали. Есть примета: надо бросить в сторону «чижика» монету, и, если она не упадёт с постамента, то человека ждёт удача.
Памятник А. С. Пушкину
Установлен на Площади искусств напротив Русского музея в 1957 году. Отлит из бронзы. Высота с гранитным пьедесталом – более 7 метров. Скульптору Михаилу Аникушину пришлось перебрать много вариантов. Он создал десятки графически и скульптурных портретов писателя, прежде чем сделал окончательный выбор. Столь щепетильный подход был связан с необходимостью вписать памятник в уже сложившийся архитектурный стиль округи.
Сфинксы на Университетской набережной
В 1825 году в Египте на раскопках были обнаружены сфинксы из розового асуанского гранита. Они датированы XIV веком до нашей эры. История покупки скульптур растянулась на несколько лет, но в 1832 году они всё же прибыли в Санкт-Петербург. Сфинксов установили на Университетской набережной. Учёные изначально были против, так как считали местный климат разрушительным для столь хрупких памятников.
Памятный знак кораблю «Полтава»
Посвящен первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю 4 ранга. Уменьшенная копия «Полтавы» помещена на пьедестал и установлена на Воскресенской набережной в 2015 году. Высота – около 10 метров. Памятник выполнен с высокой степенью детализации. Барельефы на боковинах постамента описывают сцены морских сражений русского флота при правлении Петра I.
Архитектурный ансамбль Дворцовой площади
На формирование архитектурного ансамбля ушло много лет. Отдельные здания не только определяют границы Дворцовой площади в СПб, но и служат свидетельствами определенных событий, происходивших в стране.
Зимний дворец
Зимний дворец — одно из главных украшений Дворцовой площади и всего Санкт-Петербурга. Входит в состав музейного комплекса «Эрмитаж», является одним из крупнейших дворцов на территории Европы. Много лет служил резиденцией российских императоров.
Зимний дворец поражает масштабами и красотой:
- в здании 1084 комнаты и 117 лестниц;
- долгое время он носил статус самого высокого строения в городе;
- территорию окружают скверы, каналы, парки, сад с фонтанами;
- многие стены сохранились с XVIII века;
- для отделки и украшения интерьеров использованы самые дорогостоящие и ценные материалы — позолота, каррарский мрамор, бархат, серебро, массив древесины.
Почти все комнаты дворца открыты для посещений туристами. Маршрут по ним лучше выбрать заранее, так как за один раз невозможно посмотреть все.
Штаб Гвардейского корпуса
Здание штаба Гвардейского корпуса определяет восточную границу Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Его строительство заняло 6 лет – с 1837 по 1843 год. Проект был разработан А. П. Брюлловым.
Строение вытянуто в виде буквы «Г», выдержано в стиле классицизм. Выглядит довольно простым, а украшениями служат лишь пилястры, колонны ионического ордена и немногочисленные барельефы. Об этом в своей книге говорит М. Н. Микишатьев, отмечая, что штаб Гвардейского корпуса не стал новым акцентом на Дворцовой площади. Он растворяется в уже имеющемся архитектурном ансамбле.
Здание Главного штаба с Триумфальной аркой
Если Зимний дворец поражает воображение архитектурой и интерьерами, то здание Главного штаба — длиной. Протяженность фасадов составляет 580 метров! На строительство Главного штаба ушло 10 лет. Когда-то его помещения занимала милиция, сейчас же одна часть здания принадлежит Эрмитажу, а другая — Западному военному округу.
Триумфальная арка соединяет два крыла Главного штаба и являет собой самостоятельный памятник архитектуры. Возведена в память о событиях 1812 года. верхнюю часть арки украшает колесница с богиней Никой. В руках она держит штандарт и лавровый венок. Последний часто встречается на фасадных барельефах.
Александровская колонна
С легкой руки А. С. Пушкина Александровскую колонну Дворцовой площади нередко называют Александрийским столпом (стихотворение «Памятник»). Воздвигнут в честь победы над Наполеоном Бонапартом, выдержан в стиле ампир.
Материалом для колонны послужил финский гранит
Фундаментные камни из этой породы обрабатывали на каменоломне около двух лет! Транспортировка заготовок из Финляндии в Петербург требовала особой осторожности и грамотного выбора плавучего средства. Последнего в наличии не нашлось, поэтому борт грузоподъемностью в 1 000 тонн построили специально для Александровской колонны
Установка гранитного памятника потребовала особых инженерных решений и больших усилий со стороны рабочих. Так, только для закладки фундамента понадобилось вбить в грунт 1250 свай.
На сегодняшний день Александровская колонна гордо носит статус самого высокого в мире монумента, изготовленного из цельного гранита. Ее вес составляет 600 тонн, а высота — 47,5 метров.
Достопримечательности Сенатской площади
Сенатская площадь расположена в исторической части Санкт-Петербурга. С одной стороны имеет широкий выход к Неве, с трех других ограничена историческими постройками. Завершающий штрих этого архитектурного ансамбля — памятник Петру I, или «Медный всадник».
Здание Адмиралтейства
Адмиралтейство — первая кораблестроительная верфь Российской империи на Балтике. Это строгое здание в стиле классицизм, фасады которого обильно украшены барельефами на морскую тематику.
Вертикальной доминантой строения выступает шпиль, увенчанный фигурой корабля. Уже много лет он считается символом Санкт-Петербурга наравне со скульптурой «Медный всадник» на Сенатской площади.
За годы существования здание Адмиралтейства неоднократно перестраивалось и меняло свое назначение.
Сначала это была верфь со множеством мастерских, кузницей, складом корабельных моделей и чертежей. В начале XIX века здание реконструировали и поделили на два корпуса — административный и ремесленный, с мастерскими. В 30-е годы XX века в Адмиралтействе временно располагалась лаборатория по разработке ракетных двигателей.
С 2012 года историческое здание занимает Главное командование ВМФ РФ.
Здания Сената и Синода
Здания Сената и Синода ограничивают Сенатскую площадь с восточной стороны. Соединены массивной триумфальной аркой, поэтому часто воспринимаются как единое целое.
Выдержаны в стиле позднего классицизма фасады украшают ряды белоснежных колонн, скульптуры, многочисленные барельефы и горельефы.
Одно здание с 2008 года занимает Конституционный суд РФ, который «переехал» туда из Москвы, второе — Президентская библиотека им. Ельцина Б. Н.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор ограничивает Сенатскую площадь с южной стороны. Монументальный и конструктивно сложный он является одной из вертикальных доминант города. Входит в число самых крупных купольных строений в мире, его высота — 101,5 м, ширина — около 98 м, длина — 111,2 м.
Первый Исаакиевский собор освятили в 1707 году. Это была скромная деревянная постройка, которую раньше занимал чертежный амбар Адмиралтейства. Через 10 лет был заложен каменный собор, который затем два раза перестраивался и кардинально менял свой облик. На реализацию последнего проекта понадобилось 40 лет!
Современный Исаакиевский собор — симбиоз классицизма, античности и эклектики. В плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Центральная часть имеет форму квадрата, который слегка выдается за пределы основного контура.
Внимание притягивает массивный цилиндрический барабан, оформленный колоннадой и увенчанный золоченым куполом. По углам собора расположены 4 колокольни
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами, каждая из которых весит 114 т.
«Медный всадник»
Скульптура, называемая в народе «Медный всадник», — главное украшение Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
На массивном гранитном постаменте установлена конная фигура Петра I. Композиция очень динамичная — конь вздыблен, а у императора в покровительственном жесте вытянута рука и слегка повернута голова. Поза Петра I расслаблена. Он выступает не завоевателем и полководцем, а созидателем и благодетелем.
Автором статуи стал скульптор Э. Фальконе, вот только над эскизом головы работала его ученица Мари-Анн Колло. Именно ее вариант утвердила Екатерина II.
Сооружение памятника заняло два года. Много времени понадобилось на доставку и обработку гранитной глыбы для постамента, чуть не закончилась трагедией отливка статуи. Но несмотря на все трудности «Медный всадник» занял свое место.
Также на Сенатскую площадь выходит Александровский сад, который занимает площадь 9 га. Это прекрасное место для прогулок после осмотра архитектурных достопримечательностей. Здесь установлено много памятников и скамей для отдыха, в теплое время года работает фонтан, а глаз радуют яркие клумбы и пышные кроны деревьев.
Восстание на Сенатской площади
Самое громкое историческое событие на Сенатской площади произошло 14 декабря 1825 года. В этот день случилось восстание декабристов.
В те годы в стране сложилась сложная политическая ситуация. На престол готовился взойти император Николай I. Группа дворян пыталась помешать этому, они выступали за отмену крепостного права и самодержавия. Согласно плану, войска, которые должны были присягнуть новому царю, заняли бы Зимний дворец и Петропавловскую крепость. Императора и его семью планировалась арестовать, выслать из страны или даже убить. А после заставить Сенат сформировать новое временное правительство из революционеров, которые бы внесли новые законы, основанные на демократических ценностях и равноправии для всех слоев общества.
Однако, государственный переворот не состоялся. Причины поражения историки видят в том, что декабристы не могли выбрать, кто из них будет главным и возьмет на себя роль диктатора. Кроме того, некоторые дворяне изменили свои намерения накануне восстания. Императора Николая I предупредили о заговоре за несколько дней. Утром 14 декабря 1825 года декабристы вывели на Сенатскую площадь группу солдат, которую поддерживала толпа жителей города. Из-за долгих споров между декабристами, император выиграл время и успел взять ситуацию в свои руки. Восставших окружили правительственные войска, превосходящие их по численности, и к ночи после кровопролитных боев восстание было подавлено.
Выживших участников восстания сразу же арестовали, по результатам следствия были объявлены виновными более 250 человек. Декабристам Рылееву К.Ф., Бестужеву-Рюмину М.П., Муравьеву-Апостолу С.И., Каховскому П.Г. и Пестелю П.И. внесли наказание — смертный приговор. Более 100 человек были отправлены в Сибирь.
Спустя 100 лет после восстания Сенатская площадь получила новое название в честь этого события — площадь Декабристов. В последующие годы площадь не перестраивали. Территорию облагораживали клумбами и газонами. В конце июля 2008 года площади вернули название Сенатская.
lex67 25
МУЗЕИ
В Санкт-Петербурге работают свыше 200 музеев и их филиалов. Среди самых известных из них нельзя не отметить:
- Государственный Эрмитаж, собравший около трёх миллионов произведений различных видов искусства и памятников мировой культуры
- Русский музей
- Центральный военно-морской музей, рассказывающий об истории российского флота
- музей антропологии и этнографии имени Петра Великого или Кунсткамера
- музей Академии художеств России
- музей городской скульптуры
- Всероссийский музей А. С. Пушкина
- музей истории Санкт-Петербурга
- музей обороны и блокады Ленинграда и другие.
фото с сайта www.ruscable.ru