Свято-васильевский мужской монастырь в суздале

Архитектура и убранство сооружения

Своим внешним видом святыня отличается от традиционных белокаменных сооружений.

Внешний вид

Постройка выполнена в нетипичном для Суздаля стиле нарышкинского барокко. Для него характерны скромность, изящность, элементы европейского барокко и готики. На фоне красных стен собора выделяются белые наличники и пилястры.

Внутреннее оформление

Многие посетители отмечают теплую, даже волшебную атмосферу внутри храма. В нем находится пятиярусный иконостас, росписи сделаны уже в наше время в современной манере. В свободное от богослужений время в церкви можно послушать аудиозаписи церковных песнопений.

Святыни храма: мощи святителя Арсения Элассонского

22 февраля 2015 года из церкви Рождества Богородицы в Успенскую были перенесены мощи святителя Арсения Элассонского. Арсений Элассонский, возглавлявший Суздальскую епархию во времена Смуты, благословил народное ополчение на борьбу с поляками. Несмотря на свое греческое происхождение, Арсений Элассонский является почитаемым в России святым. Сейчас любой желающий может поклониться святым мощам. Считается, что мощи помогают больным детям выздороветь.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

Архитектурный ансамбль

Монастырский ансамбль представлен несколькими строениями, имеющими особую историческую ценность. В составе святыни на текущий день 4 функционирующие единицы:

  • Ризоположенский собор;
  • Святые ворота;
  • Преподобенская колокольня;
  • Трапезная Сретенская церковь.

Первоначально обитель была деревянная и до наших дней в первозданном виде не сохранилась. Первое каменное сооружение появилось лишь в начале XVI века.

Konstantin Burykhin

Ризположенский собор

Трехглавый собор, построенный в середине XVI века боярином Иваном Шигоней-Поджогиным, представляет собой бесстолпный храм с тремя куполообразными выступами над алтарем. Крещатый свод перекрывает четверик, увенчанный изящными главками. Стены собора украшают условные колонны — пилястры.

Tatiana Dudarenko

В 1688 году с западной стороны собора появилась паперть, возведенная зодчими. Пристройку отличало богатое убранство, несвойственное тому времени. Купола храма до XIX века имели луковичную форму, но в период гонения на Православную Церковь были разрушены. Только после реставрации в 1969 году вернулись первоначальные шлемовидные маковки.

Святые ворота

В 1688 году суздальские архитекторы: Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов — возвели на южном фасаде ограды монастыря проездные ворота, признанные одним из красивейших зданий Суздаля за счет уникальной каменной резьбы.

Двухшатровая постройка имеет две арки разного размера, опирающиеся на восьмерики и украшенные маленькими оконцами и декоративными слуховыми окнами.

Konstantin Burykhin

Темные времена в истории Церкви затронули и Святые ворота. В 1930 году в здании держали кроликов, а после организовали склад горючего. Реставрация святыни была завершена лишь в 1964 году.

Преподобенская колокольня Ризоположенского монастыря

Колокольня высотой 72 метра была возведена в Суздале в 1813 году после исторической победы над Наполеоном. Автором архитектурного произведения в стиле классицизм стал каменщик Кузьмин.

Konstantin Burykhin

Здание представляет собой многоуровневую постройку из ярусов разного размера с двенадцатью колоколами наверху. С 2014 года гости монастыря могут любоваться видами города со смотровой площадки самой высокой точки Суздаля.

Трапезная Сретенская церковь

Трапезная церковь в псевдорусском стиле была построена в 1882 году из кирпича красного цвета. В период гонения Православия в здании базировался клуб для сотрудников Особого государственного политического управления, а после — кинотеатр. К сожалению, в настоящий момент здание практически разрушено и требует реставрации.

Tatiana Dudarenko

Архитектурный ансамбль Ризоположенского монастыря

1.Ризоположенский собор

Ризоположенский собор

Ни одна из первоначальных деревянных построек монастыря не уцелела до наших дней. Старейший каменный храм обители — Ризоположенский собор — предположительно был заложен в 1520 году одним из ближайших к Василию III бояр Иваном Шигоня–Поджогиным. Четырёхгранный объём собора перекрыт пересекающимися крест-накрест сводами, на пересечении которых установлены три тонких высоких барабана, увенчанных куполами из осинового лемеха — «деревянной чешуи».

Боковые фасады, разделённые пилястрами на три части, декорированы ложными закомарами и лопатками. Центральная часть имеет перспективные порталы, украшенные резными вставками с полуколонками. В 1688 году зодчие И. Грязнов, И. Мамин и А. Шмаков пристроили к западной части собора узорчатую паперть. В её гладких стенах порезаны оконные наличники, обрамлённые «дыньками» и «косицами». Композиционным центром паперти является портал, обильно украшенный резьбой по камню.

2. Святые ворота

Святые ворота

Святые ворота построили в 1688 году уже известные нам талантливые суздальские архитекторы — И. Грязнов, И. Мамин и А. Шмаков. и перспективу главной в то время улицы, ведущей из кремля берегом реки Каменки к Ризположенскому монастырю.

Сегодня от неё сохранилась только часть — Старая улица. Основой Святых ворот служит вытянутый четверик с двумя пролётами, декорированными каменной резьбой и ширинками с поливными изразцами. Над пролётами установлены два восьмигранных шатра, окрашенных в красно-белые цвета. В плоскостях шатров вырезаны декоративные оконца.

3. Преподобенская колокольня

Преподобенская колокольня

С монастырской колокольней связано предание: когда в 1812 году армия Наполеона вторглась в Москву, суздальцы поклялись в случае изгнания врага за пределы России возвести в Суздале самую высокую звонницу. И хотя наполеоновская армия троекратно превосходила российскую по численности, русский народ одержал победу. Так и появилась Преподобенская колокольня, возведенная в 1813 — 1819 годах на личные пожертвования суздальцев. Строительством сооружения, олицетворяющего патриотические чувства горожан, руководил каменщик Кузьмин. Композиция Преподобенской колокольни проста: на массивный классический портал с аркой опираются уменьшающиеся кверху ярусы, завершённые стройным шпилем. Фасады звонницы выкрашены в цвет жёлтой охры и декорированы белыми колоннами с фронтонами.

4. Сретенская трапезная церковь

Сретенская трапезная церковь

Последней на территории монастыря была построена Сретенская краснокирпичная церковь (1882 г.). Остатки отделки указывают на принадлежность храма к русско-византийскому стилю. В годы советской власти главы церкви разобрали, чтобы приспособить её под кинотеатр. Сейчас здание находится в плачевном состоянии и требует ремонта.

Рейтинг достопримечательности:

← СУЗДАЛЬ РОССИЯ →

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.

История монастыря

Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.

Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.

В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.

Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.

Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.

Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»

Регистрационный номер: 331520003960006

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря

, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка

. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи

иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь

. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения

иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества

, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь

и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви

иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Паломнику

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем, в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли.

Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Режим работы музея — с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме понедельника и последнего четверга каждого месяца.

Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.

Источники

  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/suzdal/temples/11976
  • https://my-best-travel.ru/spaso-evfimiev-monastyr-suzdal/
  • https://wikiway.com/russia/suzdal/spaso-evfimiev-monastyr/
  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%95%D0%B2%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%B5%D0%B2_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
  • https://putidorogi-nn.ru/evropa/319-spaso-evfimiev-muzhskoy-monastir
  • https://anashina.com/suzdal-spaso-evfimiev-monastyr/

Покровский монастырь


Покровский монастырь.
1

На низком берегу Каменки вот уже шесть с половиной веков стоит женский Покровский монастырь. Он до сих пор хранит в себе множество загадок и тайн. Дело в том, что многие столетия этот монастырь служил местом ссылки неугодных представительниц аристократических фамилий и знатных родов. Через Покровский монастырь прошли дочь Бориса Годунова и первая жена Петра I. В расположенном на территории монастыря соборе до наших дней сохранились гробницы жены Василия III, дочери Ивана III, пятой жены Ивана IV и прочих «венценосных» монахинь.

В 1920-х годах монастырь был закрыт. В течение XX века здесь располагались то военная биологическая лаборатория, то музей, то гостиничный комплекс, и лишь в 1992 году возродилась монашеская жизнь.

Сегодня Покровский монастырь – действующая женская обитель. Тем не менее большинство объектов, в том числе знаменитый Покровский собор, остаются открытыми для туристов. И раз уж такая возможность есть, обязательно съездите туда – поверьте, вы не пожалеете.

Адрес: Покровская улица, 43, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Краткая история

Уже в XIV веке монастырь пользовался милостью московских князей; Иван Калита и его сын Иван жаловали ему земельные угодья. С тех пор женская Александровская обитель (ныне — мужская) стала именоваться «Великой лаврой». Вероятно, в те времена монастырь был усыпальницей суздальских княгинь, о чём свидетельствуют два сохранившихся надгробия с надписями — Мария (1362) и Агриппина (1393).

Общий вид на Александровский монастырь

Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. В 1608 — 1610 годах польско-литовские захватчики испепелили Суздаль и сожгли Александровский монастырь. В 1695 году началось возрождение обители.

Суздальский митрополит Илларион получил от царицы Натальи Кирилловны — матери Петра I — средства на строительство новой церкви с колокольней, освящённой во имя Вознесения Господня.

Вид на территорию Александровского монастыря

В первой половине XVIII века талантливый суздальский мастер И. Грязнов обнёс монастырь каменной оградой с башенками, стилизованными под оборонительные сооружения, и воздвиг Святые ворота. В 1764 году, когда Екатерина II провела секуляризационную реформу, предусматривающую закрытие части монастырей, Александровская обитель была упразднена, а её главная церковь — Вознесенская — обращена в приходскую. В 2006 году обитель, переданная в ведение Владимиро-Суздальской епархии, возобновила свою деятельность в качестве мужского монастыря.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.

Вид на Васильевский монастырь в Суздале

По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Врата Васильевского монастыря в Суздале

Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Сретенская трапезная церковь

В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.

Мемориал Д.М. Пожарского

Князь Пожарский, мемориал которому установлен на территории бывшей обители – это знаковая фигура в русской истории. Благодаря его руководству в 1612 году Москва была освобождена от иностранных интервентов. 20 апреля 1642 года он был погребен по завещанию в Спасо-Евфимиевской обители. Род Пожарских был известным в среде знати, но впоследствии обедневшим. К концу XVII века поколения Пожарских по мужской линии иссякло, усыпальница пришла в запустение и фактически была уничтожена «за ветхостью». Только в 1850 году по распоряжению князей Николаевичей захоронение восстановили, а по распоряжению царя Александра II в 1858 году был объявлен конкурс на проект новой усыпальницы. Потребовалось почти четверть века, пока мраморный мемориал обрел свой облик.

Спасо-Евфимиевский монастырь в своей истории пережил как период расцвета, так и времена упадка, повторяя опыт трагических страниц истории России и стадии ее расцвета. То, что его бережно хранят из поколения в поколение – уже показатель духовной культуры общества. Приобщиться к ней можно через погружение в прошлое и наслаждение настоящим архитектурного комплекса

Важно, что одна из страниц русской истории входит в богатства наследия, признанного мировым сообществом. Это обязательно нужно говорить своим детям во время посещения музея, развивая их духовную культуру

После прогулки по территории монастыря, на это потребуется отвести целый день, можно насладиться живописной панорамой, открывающейся со смотровой площадки, обустроенной на берегу Каменки. Вид на старинный город станет логичным завершением путешествия в историческое прошлое, точкой соприкосновения прошлого в виде музейного комплекса и будущего, открывающегося в городской панораме.

Монастыри (12)

по алфавиту
   по популярности  

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря40

Успенская трапезная церковь располагается на территории суздальского
Спасо-Евфимиевского монастыря. Она стоит перед Спасо-Преображенским храмом
напротив звонницы. Церковь представляет собой один из самых ранних архитектурных
памятников шатрового типа в истории древнерусской архитектуры.

Александровский монастырь34

В городе Суздаль, на одном из берегов речки Каменка стоит старинный
Александровский монастырь. Согласно древним легендам, он был выстроен при
поддержке Александра Невского, ведь в 1240 году он решил возвести монастырь в
честь победы над шведскими войсками и освятить его во имя своего
ангела-хранителя.

Ризоположенский монастырь30

Ризоположенский монастырь является одним из самых древних русских монастырей.
Он расположен на севере Суздаля у реки Каменка, неподалеку от древнего кремля.

Монастырь был основан в 1207 г. епископом Суздальским Иоанном.

Покровский монастырь24

Женский Покровский монастырь, основанный в 1364 году, расположен на низком
берегу Каменки. Монастырь известен как место ссылки неугодных представительниц
знатных родов и царских фамилий. В подклете собора Покрова Богородицы находится
усыпальница, где в числе других «венценосных» монахинь похоронены жена Великого
московского князя Василия III Соломония Сабурова, дочь Ивана III Александра,
пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря20

Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева
монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня
собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря18

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря является уникальным памятником
древнерусской архитектуры. Здание сочетает в себе несколько разновременных
построек, датируемых XVI–XVII веками.
Столпообразный храм Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» был построен
в первой четверти XVI столетия как «моленная» церковь во время приездов в город
Суздаль бездетного великокняжеского семейства Василия III и Соломонии Сабуровой.

Приказная палата Покровского монастыря15

Приказная палата расположена в юго-западном углу Покровского монастыря.
Здание является памятником гражданской архитектуры города Суздаль. Дата его
постройки точно неизвестна, вероятно, это начало XVIII столетия.

Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря13

Благовещенская надвратная церковь относится к наиболее ранним сооружениям
Покровского монастыря вместе с колокольней и собором (не позднее 1515 года).
Надвратная церковь — замечательное произведение древнерусской архитектуры.

Спасо-Евфимиевский монастырь12

Спасо-Евфимиевский монастырь был основан в Суздале в 1350 году при
Суздальско-Нижегородским князе Константине Васильевиче. Монастырь располагается
на крутом берегу реки Каменки. Его могучие стены XVI века с бойницами и
разнотипными высокими башнями эффектно выделяются своей розоватой окраской среди
берегов, отражаясь в глади реки.

Васильевский монастырь10

Васильевский монастырь стоит на Васильевской улице к востоку от Торговой
площади. По легенде, основание обители связано с именем князя Владимира Красное
Солнышко, а также крещением жителей Владимиро-Суздальской земли.

Покровский собор Покровского монастыря10

Одним из наиболее примечательных православных построек Суздаля является
Покровский собор, действующий при Покровском монастыре.
В середине 1364 года благоверный святой князь Андрей Константинович, правящий
в Суздале, принял решение выстроить на берегу Каменки девичий Покровский
монастырь.

Ризоположенский собор Ризоположенского монастыря10

Ризоположенский собор находится на территории Ризоположенского женского
монастыря, располагающегося в городе Суздаль. Храм был построен в середине XVI
столетия (1520-1560 годы), вероятно, по инициативе Ивана Шигоней-Поджогина,
одного из приближенных к Василию III бояр, имеющему отношение к заточению в
Покровскую обитель супруги последнего, Соломонии Сабуровой.

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.

Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.

У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.

На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.

Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.

В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.

Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.

Рекомендуем прочитать:

  • Достопримечательности Суздаля
  • Музеи Суздаля
  • Что посмотреть в Суздале за 1 день
  • ТОП-15 экскурсий в Суздале
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: