Фото и описание
После периода Смутного времени обозначилась необходимость перестройки монастырских укреплений, которые довольно сильно пострадали во время осады. Спасо-Преображенская обитель расширила свою площадь, были возведены новые стены и башни. Вновь возведенные оборонительные сооружения 17 века были выше и крепче.
Сначала приступили к перекладке западной и южной сторон монастырской стены, поскольку это были наиболее уязвимые места для атаки врага. Заново построенные стены имели высоту 7,5-10,7 м, а толщину 3 м. Завершались они зубцами и машикулями. Общая длина стен составила 820 метров.
С внутренней стороны стены за зубцами имелся отступ, который представлял собой боевой ход, перекрытый деревянной крышей и поддерживаемый аркадами. Во время атаки отсюда защитники монастыря стреляли через бойницы и наступавших врагов поливали варом и кипятком. Между арками внизу проходил третий ряд бойниц так называемого «подошвенного боя». Пред стенами с внешней стороны пролегал глубокий ров. На башнях и стенах размещалось хорошее вооружение: 14 бочек с порохом, 97 карабинов, 17 малых и 15 крупных пищалей.
Также были построены 6 башен в изломах стен и по углам. До наших дней сохранились 2 башни: Угличская и Богородицкая. Они ограничивают кремлевскую стену, выходящую на Богоявленскую площадь.
Богородицкую башню построили в 1623 году на северо-западном углу монастырской стены на месте башни 16 века. Она представляет собой квадратную в плане башню с размерами 6,4 х 6,4 м. Она имеет сводчатое перекрытие и снабжена дозорной вышкой. Выше зубцов она покрыта тесовым шатром. В этом месте башня имеет в своем составе фрагмент старой стены 16 века. В Богородицкой башне есть глубокий подвал, из которого прорыт потайной ход.
В 1622 году были возведены две башни со стороны реки Которосли – «новая» и угловая. В 1635 году на северной стороне поставили четвертую башню – Глухую. Предположительно, она была возведена на месте северо-восточной угловой башни 16 века, которая обозначала восточную границу территории обители.
За восточной старой стеной 16 века располагался не застроенный проулок, эта земля принадлежала посаду. Параллельно старой стене за проулком проходил городской земляной вал, который в описях называется «Большой осыпью». На валу находились проездные Михайловская и Угличская башни, через них можно было оказаться на территории посада. От Угличской башни шла дорога в сторону Углича.
В 1635 году монастырем было подано прошении о присоединении этой территории обители. Монастырь взамен существовавших обещал построить новые башни из камня. Этот земельный участок был невелик, но, тем не менее, посад никак не желал его отдавать монастырю.
В Ярославле обители принадлежали Спасская, Крохина, Богоявленская, Меленки слободы (более 300 дворов). Он являлся крупным феодалом. Свою власть монастырь пытался распространить и на город, постоянно вмешиваясь в его жизнь. На протяжении 17 века происходило столкновение интересов посада и монастыря, они конфликтовали и соперничали. Это и явилось причиной борьбы за маленький клочок земли. Дело даже доходило до схваток со служителями монастыря. Но царем просьба монастыря была удовлетворена. Были возведены Угличская, а потом Михайловская башни. Угличская дошла до наших дней. Михайловская же сильно была изменена поздними перестройками.
Въезд в монастырь осуществлялся через Святые и Водяные ворота, которые располагались в южной стене, проходившей параллельно реке. В 17 веке во время перекладки южной стены возвели новые Водяные ворота, служившие для повседневного использования, за водой на Которосль ездили именно через них.
Водяные ворота были сооружены таким образом, чтобы как можно меньше привлекать внимания при штурме – они даже не выступают снаружи за линию стен. Через арку можно попасть в узкий проход, который простреливался в любой точке. Из каменной будки над проездом, имеющей окна-бойницы, за ним наблюдал специально выделенный привратник. Над воротами на боевой площадке можно было поставить пищаль или небольшую пушку. Сегодня этот проезд перекрыт цилиндрическим арочным сводом. На пересекающихся арках раньше располагалось четверо железных ворот.
В 17 веке Святые ворота оставались парадным въездом в обитель. Их также коснулись перестройки: кроме дозорной вышки поставили Введенскую надвратную церковь, окруженную галереей, которая частично сохранилась со стороны двора монастыря.
Архитектурные памятники на территории Спасо-Преображенского монастыря
Главным архитектурным памятником обители по праву считается Спасо-Преображенский собор. Самый первый собор из камня был возведен в мужской обители еще в 1216-1224 годах. Этим строительством ярославцы отметили образование своего княжества. Однако, в самом начале XVI века произошел большой пожар, храм был сильно поврежден, и его пришлось возводить заново. Красивый храм, похожий на главные соборы Кремля в Москве, освятили в 1516 году. Считается, что этим строением были заложены основы традиций ярославской архитектурной школы.
Часовня Трифона
Спустя полвека собор расписали фресками. К счастью, они частично сохранились и сегодня являются древнейшими фресками Ярославля. Настенная живопись со времен Иоанна Грозного сохранилась всего только в двух храмах России. Кроме Ярославля, подобные фрески можно увидеть в Богородицко-Успенском монастыре, который находится в городе Свияжск в Татарстане. В Спасо-Преображенском соборе чудом сохранилось также 16 икон, написанных для храмового иконостаса московскими и ярославскими изографами.
Архитектурный облик собора за несколько веков сильно изменился. Первоначальный вид имеет только восточная (алтарная) часть фасада с характерными полукруглыми абсидами. Трехглавый храм увенчан низкими шлемовидными куполами.
В 60-е годы XVI века на монастырской стене возвели первую сделанную из камня башню — красивые Святые ворота. В это же время деревянные стены заменили на каменные и построили Трапезную палату и храм Рождества Христова (или Крестовую церковь). Позже, в начале XIX века, этот храм переосвятили в Воскресенский.
Богоявленская башня
За годы, когда монастырь отстраивался и восстанавливался после польско-литовской интервенции, было возведено несколько каменных башен, из которых Угличскую и Богородицкую мы можем увидеть и сегодня. Две другие башни – Михайловскую и Богоявленскую построили в обители в самом начале XIX века.
В конце XVII века в монастыре возвели Келейный корпус. Сейчас в этом двухэтажном здании размещены музейные коллекции, в которых можно увидеть драгоценные царские вклады и сокровища из православных храмов Ярославской области.
Бок о бок со Спасо-Преображенским собором стоит храм Ярославских Чудотворцев, построенный в 30-е годы XIX века. Он узнаваем издалека по портику с белыми колонами. Церковь эту заложили на фундаменте более древнего храма — Входоиерусалимской церкви, которая существовала здесь с начала XVII века.
Звонница – самое высокое здание на монастырской территории. Эту колокольню построили в XVI в. и дополнительно надстроили в XIX в. С ее высокой смотровой площадки открываются чудесные вида на устье Коротосли, Волгу и сам город.
Михайловская башня
Несколько лет назад на территории монастыря установили памятную стелу «Клятва князя Пожарского», декоративные ульи для пчел, сделанные в виде архитектурных памятников – храма, терема и деревянной избы, а также памятник «Копейке 1612 года».
Строительство и обзаведение
Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы.
Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506 – 1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».
По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары.
О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.
В 1563 – 1564 годах собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле.
Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).
В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде.
Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.
Житие и время
Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.
Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621 – 1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом.
В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.
В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.
В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.
При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918 – 1923 годах, вторая — в 1957—1958.
Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII века, постройки XVII – XIX веков Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.
Карта расположения:
← Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
Святые Ворота Спасо-Преображенского монастыря → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Поделиться ссылкой:
Современное состояние и режим посещения Спасо-Преображенского монастыря
Сегодня в стенах древнего монастыря расположены основные коллекции Ярославского музея-заповедника. В этом культурном центре города экспонируются ярославские иконы, написанные с XVI по XIX век, а также уникальные художественные изделия из драгоценных металлов. В музее существуют также экспозиции, рассказывающее о природе Ярославского края, о «Слове о полку Игореве» и истории монастыря. А для групп взрослых посетителей и старшеклассников проходит несколько интерактивных программ и мастер-классы на офортном станке. Вход на территорию и посещение музейных экспозиций – платные.
Угличская башня, вид с территории монастыря
С октября по апрель территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00 (кассы закрываются на полчаса раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.30 (кассы закрываются на час раньше). С мая по сентябрь территория открыта ежедневно с 8.00 до 20.00 (кассы закрываются на час раньше). Музейные экспозиции работают с 10.00 до 17.45 (кассы работают до 17.00). Выходной день – понедельник.
В Спасо-Преображенский собор можно попасть в теплое время года — с мая по сентябрь с 10.00 до 18.00. Его закрывают по средам и по рекомендации реставраторов — в дождливые дни.
Спасо-Преображенский монастырь XVII век.
После событий Смутного времени прежде всего необходимо было перестроить монастырские укрепления, сильно пострадавшие во время осады. Монастырь расширяет свою территорию, строятся новые стены с башнями. Новые оборонительные сооружения XVII в. были «старые стены толще и выше гораздо». Вначале стали перекладывать западную и южную стороны монастырской ограды, «где понужнее приступные места», так как там враг мог свободно атаковать стены, не боясь огня и ответных атак с городского вала. Новые стены имели значительную высоту — от 7,5 до 10,7 метров при толщине около 3-х метров и завершались машикулями и зубцами. Длина стен около 820 метров. Стена и Богородицкая башня Вид с территории монастыря
За зубцами с внутренней стороны стены был отступ – боевой ход, поддерживаемый аркадами и перекрытый деревянной крышей. Отсюда во время боев защитники обители стреляли через щели бойниц и поливали наступавших врагов кипятком и варом. Внизу между арками шел третий ряд бойниц «подошвенного боя». Снаружи пред стенами проходил глубокий ров. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.
Большое строительство велось в XVII веке и на территории монастыря.
В 1617-1619 века был возведен новый храм Входа Господня в Иерусалим на месте старой церкви XIII, ровеснице Спасо-Преображенского собора. Во время пожара 1501 года церковь тоже пострадала, но не так сильно, как собор, и простояла еще более ста лет. Храм Входа Господня в Иерусалим XVII века был намного меньше по размерам, чем стоящая сейчас на его месте церковь Ярославских Чудотворцев, и не закрывал собой собор.
«Исток, затерянный во времени…»
Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники — Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216 – 1224 годы. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.
Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь — князя Константина.
По его указу в 1216 – 1224 годах в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, — хранителем знания и культуры.
О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья — Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.
Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.
История храма
Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.
Ростовский князь Константин Всеволодович
Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.
Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.
Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.
Строительство Спасского храма. Миниатюра 16 века
В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий.
Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.
История
Из летописи известно, что еще в XIII веке на месте каменной постройки находилась деревянная церковь. Как Вы знаете, многие русские города часто страдали от пожаров. В 1658 году огонь уничтожил почти весь город, сгорел и деревянный храм Спаса на Городу.
Только через 14 лет, в 1672 году, на средства горожан и ярославского купца Игнатия Кислова был возведен новый каменный храм.
Спустя 21 год, в 1693 году, артель из 22 иконописцев под руководством прославленных мастеров Лаврентия Севастьянова, Федора Федорова и Дмитрия Иванова всего за полтора летних месяца выполнила роспись огромного внутреннего пространства здания. Другой меценат, богатый купец Иван Иванович Кемский пожертвовал деньги на строительство теплого южного придела храма.
Значительно позже, в 1831 году, южный придел был перестроен в классическом стиле и храм потерял облик, присущий ярославским храмам XVII века.
Во время Гражданской войны церковное здание попало под обстрел, в результате строение сильно пострадало. Однако, в 20-х годах XX века была выполнена его реставрация. Отголоски тех событий дали о себе знать в 1972 году, когда один из реставраторов обнаружил в колокольне неразорвавшийся снаряд.
Усилиями жителей города в течение нескольких лет проходило восстановление здания. Однако, в 1929 году храм был закрыт, его помещения стали сдаваться в аренду самым разным организациям, а вскоре превратились в склады.
В 2003 году церковь Спаса на Городу передана Православной церкви, с этого времени ведется его реставрация. В этом же году после восстановления южного придела и в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского, престол был освящен в честь этого Святого.
Главные архитектурные и исторические памятники
Спасо-Преображенский собор
Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.
Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.
Трапезная с церковью Рождества Христова
Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.
Церковь Ярославских Чудотворцев
Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.
Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей
Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников
Звонница с церковью иконы Печерской богоматери
Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.
Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.
Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место — на звоннице.
Монастырские стены, башни и ворота
Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.
На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.
По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.
Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.
Архитектурные особенности храма
Согласно традиции храмового строительства 16 века Спасо-Преображенский собор является четырехстолпным крестово-купольным сооружением, воздвигнутом на мощном подклете. Этот подклет долгое время служил местом захоронения княжеских правителей Ярославля. По трем сторонам основного четверика шла частично открытая, частично закрытая двухъярусная галерея.
Открытая западная галерея
Общий декор закомарных фасадов был решен в простом, строгом и, в то же время, изящном виде, что соответствовало архитектурному стилю древнерусского периода. Поражает профессиональный уровень мастеров, создавших удивительно ровную кирпичную кладку и гармоничную соразмерность отдельных частей и общекомпозиционных пропорций.
Особо выразителен и строг соборный фасад с восточной его части с тремя высокими апсидами и узкими бойницами.
Восточный фасад
Западный фасад построен в более сложном варианте. У него на первый план выходит выразительная и монументальная открытая аркада двухэтажной галереи, которая в 17 веке имела роскошное крыльцо. Таким же был ранее и северный фасад храма, но его арочные проемы со временем были заложены кирпичом, и эта галерея стала закрытой.
Закрытая северная и часть открытой западной галереи
С южной стороны храм имеет общую стену с Церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 19 веке взамен Храма входа Господня в Иерусалим.
Кровля собора как у всех ярославских храмов первоначально имела позакомарное покрытие, а венчался храм тремя шлемовидными куполами, первоначально покрытыми белым железом. Купола покоятся на удлиненных световых барабанах, чьи основания украшают замкнутые цепи небольших кокошников, ближе к куполам расположен аркатурно-колончатый декор.
Трехглавье Спасо-Преображенского собора
Звонница
В XVI веке с восточной стороны на монастырской площади была возведена большая звонница. В нижнем ярусе размещалась церковь, апсида которой и поныне видна с восточной стороны. Она имела своеобразный иконостас, написанный прямо на стене. К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря. Верх звонницы, там, где у современной звонницы висят колокола, увенчали двумя огромными каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас. Тогда звонница была значительно ниже.
История Спасо-Преображенского монастыря в XVIII-XX веках
В середине XVIII века, по решению ростовского митрополита Арсения (Мацеевича), в монастыре начались занятия в духовной славяно-латинской семинарии — одной из первых российских семинарий. Спустя три десятка лет в ней обучалось около трех сотен студентов. В монастыре эта семинария размещалась вплоть до 1875 года.
В 1787 году, согласно решению российской императрицы Екатерины II, кафедра ростовского митрополита переехала в Ярославль, и монастырь преобразовали в архиерейский дом. Спустя несколько лет, в 90-е годы XVIII века, среди большой библиотеки, где хранилось очень много старинных книг и рукописей, А. И. Мусин-Пушкин сделал выдающееся в истории русской литературы открытие. В Трепезной палате монастыря, среди древних манускриптов им была обнаружена уникальная рукопись «Слова о полку Игореве», датированная XII веком. Это историческая находка и в особенности публикация текста «Слова…» принесли российскому историографу и коллекционеру известность во всем мире.
В XIX веке на территории бывшего монастыря появилось несколько новых каменных построек – корпус для семинаристов, Смоленская часовня и храм, посвященный Ярославским Чудотворцам. Кроме того, в это время произошла реставрация Святых ворот и монастырских стен.
Церковь Воскресения Христова (крестовая)
В годы советской власти в монастырских строениях размещались различные учреждения и ведомства – военкомат, тюрьма, керосиновая лавка и учебные заведения. В XX веке дважды проводили реставрацию этого архитектурного комплекса. В 1918 году стены и храмы пострадали в результате белогвардейского восстания в Ярославле. Последствия разрушений ликвидировали в течение пяти лет – до 1923 года. Вторая реставрация прошла в монастыре в 1957-1958 годах. После нее территория бывшей обители была отдана городскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику, который размещается здесь и поныне.
Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре
Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:
- храмы;
- звонницу;
- часовню;
- ризницу и дом ризничего;
- трапезную;
- настоятельские покои;
- келейные корпуса;
- здание семинарии;
- хозяйственные строения.
На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:
- Постоянные экспозиции;
- Временные выставки;
- Актуальные мероприятия.
Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря
До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:
- автобусами — № 4, 4а, 5, 14, 41б, 72, 97с;
- троллейбусом № 5.
На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:
- с автобусов — № 2, 5, 8, 14, 19к, 21б, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
- с троллейбуса № 9;
- с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.
Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.
Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера
Описание
Церковь Спаса на Городу была построена по образцу храма Иоанна Златоуста в Коровниках. В то время большинство церковных зданий Ярославля, в том числе и этот храм, было сооружено без подклетов (нижнего хозяйственного этажа). Однако, благодаря высоким барабанам и массивным куполам строение выглядит мощным и в тоже время, словно плывущим в небо к облакам.
В отличие от церкви Златоуста в Коровниках, церковное здание ассиметрично и смотрится со всех сторон по-разному. Особенно красиво оно оформлено с северной стороны, там, где в те года находилась Торговая площадь и всегда было многолюдно, это был «праздничный» фасад. С северо-восточной стороны Вы увидите изящный придел с высоким шатром, украшенный нарядными кокошниками и небольшой главкой.
Церковь Спаса на Городу действующая, в ней ежедневно проходят богослужения, работает Воскресная школа для взрослых и для детей.
Современное состояние
Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.
Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.
На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.
В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.
Спасо-Преображенский монастырь в Смутное время
К началу XVII века монастырь был самой укрепленной частью города. Он имел каменные стены, а кремль тогда был деревянным. Со строительством каменных стен монастырь стал одной из сильнейших крепостей на Волге. Здесь стоял стрелецкий гарнизон, хранилась «государева казна». Конец XVI — начало XVII века называют Смутным временем. В это время мощные каменные стены монастыря были очень кстати. В мае 1609 года Ярославль был осажден польско-литовскими войсками. Враг захватил Слободы и Земляной город. Но Рубленый город и монастырь им взять не удалось. «Тушинцы» оказались «между двух огней» и вынуждены были отступить. В 1612 году в Спасском монастыре на четыре месяца разместились командующие русским ополчением князь Дмитрий Пожарский и мещанин Козьма Минин. В период пребывания ополчения в Ярославле было создано временное правительство Русского государства – «Совет всея земли». Многие исследователи считают, что совет этот мог находиться в Спасском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря народное ополчение начало освободительный поход к Москве.