Борисоглебский монастырь, ярославская область: описание

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Южная стена монастыря

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Великий строитель владыка Иона Сысоевич

Изначально монастырь был возведен из дерева, до нашего времени эти постройки ни при каких условиях не смогли бы дожить. О том, сколько живут деревянные постройки, можно прочитать здесь.

Первый каменный храм во имя святых Бориса и Глеба заложили на месте обветшавшего деревянного в 1522 году. То, что предстает перед нами сейчас – стены и постройки — сделаны стараниями создателя Ростовского кремля, неутомимого созидателя митрополита Ионы. Он не был ни выдающимся проповедником, ни знаменитым богословом, но был строителем, которому ни разу не изменило чувство гармонии и вкус.

Иона Сысоевич украсил митрополию великолепными храмами и зданиями. Он провел в Борисоглебском монастыре масштабные работы, перестроил существующие и построил новые здания, создал тот дошедший до наших дней монастырский ансамбль, что может поспорить с лучшими образцами мировой архитектуры.

Однако первое впечатление от монастыря – недоумение.

Зачем нужна была столь мощная крепость среди дремучих лесов? Что-то не верится, что умный и практичный Иона Сысоевич возводил мощные стены такой толщины и высоты исключительно ради красоты. Неет, что-то тут определенно кроется.

А может, быть и в самом деле была задумка у патриарха Никона, поставить церковную власть выше светской?

И для этого и понадобилось окружить Москву кольцом монастырей, по сути бывших сверхмощными военными крепостями? А митрополит ростовский Иона действовал в рамках патриаршего генерального плана и только неожиданная смерть главного организатора все изменила? Лишь спустя время после нее митрополит осмелился нарушить установки прежнего кумира…

Возникновение монастыря


Монастырь основан во времена Дмитрия Донского в 1363 году новгородскими иноками Федором и Павлом. Благословение на его возведение дал сам Сергий Радонежский. Небольшую деревянную обитель построили на холме, вблизи небольшой реки Устье. Святыми покровителями для будущего храма были выбраны благоверные князья Борис и Глеб, широко почитавшиеся на Руси в то время. Территория его была обнесена укрепленными стенами, а внутри построены церковные здания. Новый Борисоглебский монастырь в Ярославской области быстро обрел добрую славу, в него потянулись паломники. Василий II Темный, великий московский князь, нашел здесь убежище, а позже крестил здесь своего сына, будущего наследника русского престола, Ивана III. А легендарный Пересвет в этих стенах принял свой постриг. Самая яркая страница обители – это житие преподобного Иринарха. Родился он в 1547 году в соседнем селе Кондаково. До 30 лет жил в миру, носил имя Илия, а затем пришел в Ростовскую Борисоглебскую обитель.

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.

Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.

Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия  Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.

Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Примечания

  1. Ростов Великий. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 марта 2008. Архивировано 23 января 2008 года.
  2. Здравомыслов К. Я. Феодор (преподобный, основатель и игумен ростовского Борисоглебского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  3. Жития святых Ростовского, 1903—1916.
  4. Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть ему начало (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2012. Архивировано 4 марта 2021 года.
  5. В посёлке Борисоглебский открыли котельную и памятник Дмитрию Пожарскому
  6. Ансамбль Борисоглебского монастыря

Спасо — Яковлевский монастырь

Рекомендовать место

20

2

Спасо — Яковлевский монастырь представляет собой несколько православных зданий. В состав обители входят настоятельский корпус, колокольня, Зачатьевский собор, Яковлевская церковь, братские кельи, Димитриевский собор. Все это окружает каменная ограда.

Монастырь появился в 1389 году благодаря ростовскому епископу Иакову, которого изгнали за помилование приговоренной к казни девушки. И он отправился на юг от Ростова. Рядом с источником сделал себе деревянную церковь и остался. Через некоторое время к нему примкнули единомышленники. После смерти его причислили к святым. Мощи Иакова до сих пор хранятся в одной из московских церквей.

Со временем деревянный монастырь превратился в кирпичный и оброс другими православными зданиями. В советские времена многое было разрушено, но вовремя реконструировано. Сегодня монастырь работает, и каждый день привлекает туристов и паломников.

Прогулка за стенами монастыря

Стены Борисоглебского монастыря скрывают красивейшие памятники древнерусского зодчества. Но и за их пределами, в одноименном поселке, есть интересные примечательные места, а точнее, памятники:

  • В 2005 году установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому, скульптор Михаил Переяславец. Высота бронзового бюста, установленного на мраморный постамент, более 4 м. В далеком 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение.
  • Тогда же, в 2005 году, Зураб Церетели установил скульптуру иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету. Высота бронзового воина 3 м. Его смертельный поединок с Челубеем укрепил русский дух перед Куликовской битвой.
  • В 2006 году открыт еще один памятник Церетели. На свои собственные средства скульптор изготовил 3-метровую бронзовую статую Иринарху Затворнику и подарил ее Борисоглебскому поселку.
  • В 2007 году здесь появился единственный в РФ памятник «Боярину. Князю. Воеводе» Михаилу Скопнику-Шуйскому. Композиция Владимира Суровцева изображает полководца, не проигравшего ни одно сражение, верхом на коне. Перед всеми походами получал он благословение от Иринарха.

Литература

  • // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 22. — С. 508.
  • Мельник А. Г. Интерьер Предтеченской церкви Ростовского Борисоглебского монастыря // Монастыри в жизни России. — Калуга; Боровск, 1997. — С. 145—149, 277—278.
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — С. 215—226.,
  • Мельник А. Г. // От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь Ольги Андреевны Белобровой. — М., 2006. — С. 360—364. — ISBN 5-85759-390-5.
  • Мельник А. Г. // XV Золотаревские чтения. Материалы научной конференции. — Рыбинск, 2014. — С. 74—81. — ISBN 978-5-905293-03-0.
  • Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — С. 227—238.
  • Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. — Ростов, 1991. — С. 120—131.

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии. Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных

Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба

Важно! Посещение обители требует соответствующего внешнего вида: для женщин это покрытая голова и юбка или платье, закрывающие колени; для мужчин – скромный внешний вид, брюки, а не шорты, непокрытая голова. На территории обители естьВодосвятная часовня, где все желающие могут набрать освященной воды

Трапезная работает до 18.00

На территории обители естьВодосвятная часовня, где все желающие могут набрать освященной воды. Трапезная работает до 18.00.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части

Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Литература[править | править код]

  • // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М.: Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 22. — С. 508.
  • Мельник А. Г. Интерьер Предтеченской церкви Ростовского Борисоглебского монастыря // Монастыри в жизни России. — Калуга; Боровск, 1997. — С. 145—149, 277—278.
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — С. 215—226.,
  • Мельник А. Г. // От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь Ольги Андреевны Белобровой. — М., 2006. — С. 360—364. — ISBN 5-85759-390-5.
  • Мельник А. Г. // XV Золотаревские чтения. Материалы научной конференции. — Рыбинск, 2014. — С. 74—81. — ISBN 978-5-905293-03-0.
  • Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 7. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Ярославль, 1995. — С. 227—238.
  • Мельник Л. Ю. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 1. — Ростов, 1991. — С. 120—131.

Архитектурные памятники Ростовского Борисоглебского монастыря

Самые первые каменные постройки на территории обители появились в XVI веке. Сделанный из камня Борисоглебский собор был заложен в 1522 году по указу царя Василия III там, где до него стоял одноименный деревянный храм. Заслуги в возведении красивого собора приписывают известному в те времена зодчему Григорию Борисову, который двумя годами позже участвовал в строительстве на монастырской территории Благовещенского храма. У стены Борисоглебского храма расположена гробница, в которой покоятся основавшие обитель Павел и Федор.

Этот собор много раз перестраивали. Как и во многих православных храмах, со временем его подзакомарную кровлю заменили на современную четырехскатную. Такое покрытие было более дешевым и практичным, но не в лучшую сторону меняло внешний облик церковного здания. Во время проведенной в 1925 году реконструкции Борисоглебского собора были найдены свидетельства того, что когда-то его даже делали пятиглавым.

Каменную Благовещенскую церковь также построили в XVI веке, как трапезный храм на месте, где до нее стояла деревянная церковь. Век спустя ее также подвергли большим переделкам.

Кроме того, на территории сохранился каменный двухэтажный настоятельский корпус, возведенный в XVI веке, Это было большой редкостью и говорило о богатстве обители. Так как в других местах в те времена монастырские постройки делали только из дерева. С севера от настоятельских покоев стоит одноэтажный корпус для братии, в котором жили монахи и послушники.

Внутренний двор Ростовского Борисоглебского монастыря

Кирпичной стеной обитель обнесли во времена правления царя Ивана Грозного. В начале XVII века, в Смутные времена, именно эта оборонительная линия встречала подошедшее польско-литовское войско. А вот об исходе противостояния у историков существуют различные версии. Одни считают, что монастырь покорили и разграбили, другие – что поляки вынуждены были отступить. Существует также предание, что преподобному Иринарху удалось убедить поляков, возглавляемых гетманом Сапегой, не трогать обитель. Достоверно известно лишь то, что после нашествия монастырские укрепления перестраивали.

Очень выразительной делают обитель не только оборонительные стены с мощными башнями, но и величественные надвратные храмы – Сергиевский (1679 г.) и Сретенский. Поднявшись на монастырские укрепления, получаешь прекрасный обзор всей территории и окружающей обитель местности.

Чудеса или благодать Божия

Местные жители и по сей день уверены в святости этого удивительного места. Рассказывают, что святой Иринарх своими молитвами изгнал всех гадов на 7 верст от монастыря, и змей здесь никогда не видели. Другая история повествует о таинственном исчезновении поклонного креста и святого источника в начале революции. А когда бригада реставраторов в 1990-х годов проводила здесь уникальную работу по выправлению практически разрушенной стены, она не только отрывалась в нужных местах точно по швам, но и самостоятельно возвращалась на место с большой скоростью. Чудеса ли это, остается только гадать. Но то, что Борисоглебское сердце бьется именно здесь, в стенах его монастыря, остается совершенно очевидным фактом.

Сохранился источник, выкопанный, по преданию, еще прп. Иринархом

Возле села Кондаково, в сорока километрах от Борисоглебского монастыря, действует источник, выкопанный, по преданию, юным Иринархом еще до того, как он стал святым затворником. 

Источник прп Иринарха в с. Кондаково. Фото: zavanvla.livejournal.com

Источник не замерзает даже зимой. Каждый год перед празднованием дня Ильи Пророка из стен обители к источнику выходит многолюдный крестный ход. Паломники следуют за крестом, хоругвями и иконой преподобного Иринарха четыре дня, при этом по очереди надевают на себя вериги ростовского затворника.

Как добраться: От Ростова Великого по шоссе Ростов — Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский. Адрес: Ярославская область, п. Борисоглебский.

Приложение

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Южная стена монастыря

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр . В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Каменное строительство


После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году — это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла. Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Иринарх Затворник


В Борисоглебском монастыре Ярославской области он принял постриг и стал зваться Иринарх. Здесь в горячей молитве он озарился знамением жить для Бога, а через некоторое время получил благословение на свой подвиг – добровольный затвор. В тесной келье, скованный цепями и оковами, обвешанный крестами и укрощающий плоть железной палкой, он усердно трудился во славу Господа. Иринарх провел в «заточении», непрерывно молясь о спасении, 38 лет. Обладал он даром предвидения и особенным бесстрашием: царю Василию Шуйскому он предсказал нападение поляков на Русь, а Сапеге, польскому гетману, скорую погибель, коли тот не уберется с земли русской. Предводителям народного ополчения, Минину и Пожарскому, он послал благословение на сражение и один из своих крестов. Духовный подвиг Иринарха был оценен современниками, его терпению «дивились ангелы», а страдания изумляли всю Русь. К нему отовсюду шли за благословением, исцелением, чудом. Посмертно Иринарх Затворник был канонизирован и возведен в ранг почитаемых святых.

Современное состояние и режим посещения Ростовского Борисоглебского монастыря

Территория монастыря открыта для свободного посещения с 7.00 до 20.00. Фотографирование братии и внутреннего убранства храмов во время богослужений возможно только с разрешения настоятеля обители.

Сейчас в монастыре проживает игумен и десять насельников. У них есть свой небольшой огород и пасека. Здесь также работают церковная лавка и музей, знакомящий с многовековой историей обители. Для групп паломников или туристов можно заказать экскурсию.

Звонница

Сегодня туристы и паломники стремятся побывать возле встроенной в монастырскую стену кельи, где жил Иринарх Затворник, а также возле гробницы с его мощами. Почитаемые вериги, шапочка и плеть преподобного Иринарха, к сожалению, были утрачены во времена советской власти.

В обители ежегодно проходят Иринарховские чтения и проводимый с 1997 года и очень почитаемый верующими Иринарховский крестный ход, который начинается от стен монастыря и проходит к источнику, расположенному в 40 км.

Богослужения начинаются в будни в 7.30, в воскресные и праздничные дни – в 8.00. Окончание вечерней службы в будни – 19.00, в воскресные и праздничные дни – 21.00-21.30.

Это интересно: Саввино-Сторожевский мужской монастырь в Москве

Фото и описание

Борисоглебский монастырь расположен в поселке Борисоглебский Ростовского района. Доподлинно неизвестно, когда именно он был основан. Известно, что он близ Ростова появился где-то после 1340 г., скорее всего, в конце 14 в. основали монастырь монахи – братья Павел и Федор. Первым на Устье появился пустынник Федор. Он поселился на берегу реки, в лесу, в рубленой келье. Через три года к нему присоединился его брат Павел.

В 1363 г. в Ростов пришел Сергий Радонежский для примирения князей. В то время по окраинам Московского княжества возводились монастыри-крепости. Пустынники Павел и Федор пришли к нему, чтобы попросить помочь им основать монастырь. Сергий попросил ростовского князя Константина разрешить пустынникам создать монастырь.

В обитель, посвященную Борису и Глебу, постепенно начали стекаться мирские мастера и монахи. Через некоторое время уже был возведеен храм, кельи, оборонительная стена. Крепостная стена монастырю была необходима, ведь он стоял на северо-восточной окраине Московского княжества, выступая препятствием сначала на пути татар, а затем – польско-литовских войск.

Борисоглебский монастырь за короткий период стал прославленным местом, сюда постоянно стекались паломники. Был здесь и Сергий Радонежский, и Василий Темный, который скрывался здесь от Юрия Звенигородского, и Иван Грозный. По легенде, именно в Борисоглебском монастыре был пострижен в монахи Пересвет. Сюда приезжали возглавившие в Смутное время русские войска Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Особое почтение монастырю оказывали великие князья и цари (Рюриковичи и первые Романовы). Благодаря высокому покровительства обитель за короткое время стала одним из крупных землевладельцев и обладала крупными богатствами. Об обеспеченности и богатстве монастыря свидетельствует восхитительные каменные постройки, которые дошли до наших дней с 16 в.

Первый каменный храм на территории обители был заложен в 1522 г. на месте старой Борисоглебской церкви по велению Василия III. Строитель этого храма – мастер Григорий Борисов, который примерно в то же время строил трапезную Благовещенскую церковь в обители.

Борисоглебский собор не дошел до нас в первоначальном виде, он много раз перестраивался. В 1780 г. исчезло позакомарное покрытие, его заменили на обычную четырехскатную кровлю. В 1810 г. к нему пристроили придел Илии Пророка, древние лопатки на стенах собора были стесаны, старая паперть заменена.

Во время реставрации в 1925 г. было обнаружено, что храм был сделан с пятью главами – под кровлей сохранились основания более поздних угловых барабанов. Рядом с северной стеной собора располагается гробница Федора и Павла.

Трапезная Благовещенская церковь вместе с настоятельскими покоями составляет один комплекс. Мастер Григорий Борисов строил и братский корпус.

Кирпичные стены вокруг монастыря были построены во времена Ивана Грозного. Они выдерживали осаду подходивших к монастырю в Смутное время польско-литовских войск. Точно неизвестно взят ли был монастырь или нет. В первой половине 17 в. стены монастыря перестроили. Высокие мощные стены с двумя надвратными храмами (Сергиевским и Сретенским) делают ансамбль монастыря поистине уникальным. Поднявшись на стены, можно осмотреть монастырь сверху.

За Борисоглебским собором расположена келья прп. Затворника Иринарха, который жил в 16 в. и провел в монастыре большую часть своей жизни – 38 лет. Прп. Иринарх славен своими многочисленными подвигами, предсказанием о нашествии на Москву литовцев. Его мощи после смерти стали чудотворными: на гробнице его происходили разные чудесные исцеления. До революции в обители сохранялись вериги, шапочка и плеть Иринарха.

В конце 17 в. было завершено строительство монастырского ансамбля. В конце 18 в. по указу Екатерины II у монастыря в пользу графа Орлова изъяли Борисоглебские слободы; монастырь существенно утратил свое благосостояние. Многие драгоценные царские вклады и утварь были растащены и распроданы, к 19 в. здесь остались только лишь не особенно ценные вещи.

В 1924 г. монастырь упразднили. С 1923 г. в части его зданий размещалось отделение Ростовского музея. Местными властями были уничтожены многие ценные памятники иконописи и колокола, предполагалось даже разобрать звонницу.

С 1930 г. монастырские здания занимали различные учреждения: отделение милиции, сберкасса… В ведении государственного музея оказалась лишь Благовещенская трапезная церковь и покои настоятеля. Часть ценностей вывезли в Москву и в Ярославль. То, что оставалось в монастыре, практически полностью было утрачено.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: