Таврический дворец
В северо-восточном углу парка расположен Таврический дворец, построенный по приказу Екатерины II для её фаворита князя Потёмкина в честь присоединения к России Крыма (который тогда назывался «Таврида»). Дворец построен по проекту архитектора Стасова в 1789 году и представляет собой самый ранний образчик классицизма в городе. Со Шпалерной улицы вы можете полюбоваться на жёлтый главный фасад здания, шестиколонный портик которого практически лишён украшений.
Башня Иванова
Первоначально фасад дворца просматривался с Невы. Сейчас он заслонён фабриками. Роскошные интерьеры были намеренно уничтожены сыном Екатерины Павлом, который разместил в здании казармы Конного полка. Потёмкин занимал дворец всего лишь в течение одного года до своей смерти в 1891 году. Зато он закатил в этом здании самый роскошный новогодний бал из всех, которые когда-либо видел Санкт-Петербург. Это, вероятно, была последняя попытка князя вернуть любовь императрицы.
На балу присутствовало более трёх тысяч гостей. Залы были освещены четырнадцатью тысячами цветных масляных светильников. У входа гостей встречал украшенный драгоценными камнями слон, которого водил персиянин. Поднялся театральный занавес, и за ним оказалась сцена, на которой выступали артисты балета и пел хор. В 1905 году во дворце разместилась Государственная дума, которая после первых в стране парламентских выборов начала свою работу в 1906 году.
Таврический дворец
27 февраля 1917 года тридцать тысяч мятежных солдат и офицеров и бесчисленное множество добровольцев захватили дворец. Здесь был сформирован Временный комитет, позже преобразованный во Временное правительство. В другом крыле того же здания был учреждён Петроградский совет. Таким образом, установилось двоевластие, которое просуществовало до Октябрьской революции.
5 января 1918 года в Таврическом дворце в первый и последний раз собралась Конституционная ассамблея. Это был первый российский парламент, сформированный на основе всеобщих выборов, жемчужина российской демократии. Однако Ленин в частных беседах говорил, что это старая сказочка, которую нет смысла продолжать. Получив всего лишь четверть голосов, большевики на следующий день окружили дворец и не давали депутатам туда заходить.
Панорама Таврического дворца
Гостиницы в Петербурге
Отели по доступным ценам
большой выбор жилья
Авиабилеты в Петербург
Дешёвые билеты на самолёт
крайне выгодная цена
В конце концов, красные гвардейцы распустили депутатов, находившихся в здании. В 1930-е годы во дворце находился Всесоюзный коммунистический университет, а после войны – Ленинградская высшая партийная школа. Она просуществовал вплоть до 1990 года. Сейчас дворец принадлежит местным властям и закрыт для публики, здесь проходят важные конференции и съезды. Однако здание остаётся важным историческим памятником.
Шпалерная улица
Таврический сад и его окрестности
Улица Фурштатская ведёт к Таврическому саду. Парк предназначен главным образом для отдыха детей, но туда часто приходят и взрослые. К саду примыкает ярмарочная площадь. Подходя к парку по Шпалерной улице, вы пройдёте мимо Выставочного зала «Цветы». Здесь в теплицах выращивают и продают разные экзотические цветы и комнатные растения. Заодно в выставочном зале вы можете погреться, если гуляете зимой.
Возле юго-восточного угла парка, на сильно загруженном перекрёстке Кирочной и Таврической улиц находится Музей A. B. Суворова. Там выставлены личные вещи полководца, вооружение двухсотлетней давности и старинные оловянные солдатики. Многие изречения Суворова знает каждый русский человек со школьной скамьи. В частности, полководец любил говаривать: «Тяжело в учении – легко в бою».
Таврический сад
Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения
Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия
Снаружи здание украшено красочной мозаикой, изображающей начало Итальянского похода 1799 года и переход русской армии через Альпы. Во второй композиции есть маленькое пихтовое дерево, которое сделал М. Зощенко будучи ребёнком (автором композиции был отец писателя). Сразу за парком проходит Таврическая улица, на которой много больших жилых домов XX века. Полюбуйтесь на Таврический сад с высоты Башни на углу Тверской улицы (дом № 1 – Башня Иванова). В этой Башне находился литературный салон, куда часто приходили Ахматова, Блок, Мандельштам, Рерих и другие.
Музей Суворова
Обширные апартаменты принадлежали поэту-мистику Всеволоду Иванову, который, подобно верховному жрецу, руководил знаменитыми «литературными средами». Эти действа были открыты для всех и часто длились сутками. Салон закрылся, когда Иванов в 1912 году эмигрировал, однако городская легенда гласит, что в Башне по-прежнему живёт группа мистиков, которые наблюдают за городом.
Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге
В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.
Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница.
Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.
Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге
Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.
История
С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.
Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.
Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.
В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.
Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.
Неоднократные изменения в проекте
1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.
Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».
Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.
Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.
Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.
Строительство с перерывами
Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.
Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.
Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.
Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.
Интерьер собора
Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.
Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»
Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.
Интересные факты, легенды и мифы
- Цифра 87 стала мистической для Смольного собора. 87 лет он строился, 87 лет там проводились службы до закрытия, 87 лет, до 2009 года, он не использовался по назначению.
- В 1972 году иконостас и всё имущество собора было передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда.
- В 1990 году здесь был открыт концертно-выставочный комплекс, который проработал до 2015 года.
- Только в 2016 году собор отошел к Русской православной церкви.
- На сегодняшний день в здании Смольного института находится резиденция губернатора Петербурга и размещается городская администрация.
- Долгое время ходили самые разнообразные слухи и легенды о подземных ходах под Смольным. И действительно, как утверждают журналисты, в Смольном существуют прочно замурованные двери, которые ведут «неизвестно куда». Правда оказалась прозаичнее – оказывается, под зданием Смольного монастыря находится бомбоубежище, оборудованное по всем нормам противоатомной защиты. А во время блокады Ленинграда в годы войны в этом убежище работал Андрей Александрович Жданов – первый секретарь обкома партии.
Смольный институт благородных девиц
По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.
Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.
Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.
После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.
Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».
С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.
Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.
Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.
Интерьер собора
Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.
Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»
Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.
Смольный институт благородных девиц
По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.
Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.
Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.
После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.
Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».
С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.
Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.
Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.
По Шпалерной улице
Шпалерная улица связывает исторический и нынешний центры власти, Большой дом и Смольный, Таврический дворец и казармы. Когда большевики захватывали власть в городе, они, прежде всего, заняли несколько стратегически важных объектов. Один из них – восьмиэтажная водонапорная башня возле Невы. Башня была построена в 1861 году и являлась важнейшей частью системы городского водоснабжения и канализации. Воду стали фильтровать, чтобы предотвращать эпидемии холеры. Тем не менее, распространение инфекции не всегда удавалось предотвратить.
После эпидемии 1908 года Городская дума заказала фирме «Сименс» большую водоочистительную станцию. Станция была построена перед Первой мировой войной, но водонапорная башня по-прежнему оставалась центром водоснабжения города. Там была собственная лаборатория. В наши дни башня по-прежнему принадлежит Водоканалу. Городская вода сильно загрязнена лямблиями (одноклеточные паразитические организмы) и тяжёлыми металлами, поэтому Водоканалу вряд ли стоит хвастаться своими достижениями.
Музей «Вселенная Воды»
Тем не менее, интересно заглянуть в музей «Вселенная воды». Детям нравится каскад огоньков во внутреннем дворике и старинные туалеты, представленные в экспозиции наверху. Там есть и деревянные водопроводные трубы петровского времени, и древние противопожарные приспособления, и фотографии роскошных бань, в частности Егоровских, с мостом над бассейном. В музее имеется реконструкция жилой комнаты блокадного Ленинграда с дающей жизнь печкой и непременным портретом Сталина. В 2015 году Водоканал начал поставлять в город пригодную для питья водопроводную воду и прекратил сброс в Финский залив неочищенных сточных вод.
Со смотровой площадки на водонапорной башне открывается великолепный вид, а в саду возле здания стоит симпатичная статуя старинного водоноса с собакой. Примерно через квартал от водонапорной башни находится памятник Феликсу Дзержинскому. Этот человек со стальным взглядом и бородой-клинышком в своё время основал советский аналог тайной полиции – ЧК. Памятник установлен в 1981 году. Непосредственно за Дзержинским, который стоит на углу Шпалерной улицы, вы увидите оранжевое здание – Кикины палаты. Этот скромный загородный дом в стиле барокко – один из старейших, сохранившихся в городе.
Здание Кикины палаты было построено в 1714 году по заказу Александра Кикина, главы Адмиралтейства и одного из спутников Петра Великого во время путешествия по Европе. Несмотря на дружбу с Петром, Кикин позже возглавил заговор против царя. В этот заговор был вовлечён и царевич Алексей. В конце концов, оба – и Алексей, и Кикин погибли в застенках. Пётр использовал особняк для размещения своей коллекции уродцев, которая позже была перенесена в Кунсткамеру. Во время Великой Отечественной войны в дом попал фашистский снаряд. После реставрации в особняке разместилась детская музыкальная школа.
Архитекторы и стиль
Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.
Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.
Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.
В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.
По Фурштатской улице
Если вы всё-таки хотите прогуляться, идите от станции метро «Чернышевская» по Фурштатской улице. Там много зелени и красивых особняков. Это была одна из самых фешенебельных улиц в дореволюционном Санкт-Петербурге. Ведущие политики Государственной думы Родзянко и Гучков жили именно здесь (первый – в доме № 20, а второй – в доме № 36).
Вид Питера со Смольного собора
Известный популист-аграрий XIX века Пётр Лавров жил в доме № 12. А адвокат Дмитрий Стасов, который защищал революционеров и прятал Ленина в 1917-м году, – в том же здании, что и Родзянко. Сейчас здесь находятся консульства США, Австрии и Германии. Если вы попытаетесь сфотографировать американское консульство, то у вас могут конфисковать плёнку. Главное украшение улицы – розовый Дворец бракосочетаний в стиле барокко. Там проходят роскошные свадьбы.
Особняк Спиридонова
Архитекторы и стиль
Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.
Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.
Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.
В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.