История создания
Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.
marmarisik
t_e_m
t_e_m
В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.
Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.
Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.
Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:
- очистили подвалы храма от воды
- заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
- купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
- в стенах проложили трубы печей
- колонны облицевали белым искусственным мрамором
- установили мраморные ступени и площадки для алтарей
- на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли
Построиться в каре
Говорить именно о воссоздании инициаторам проекта дает основание обнаруженное в ходе раскопок 2010 года пятно фундамента. Оно находится между жилыми каре по оси главного входа в собор. Так как место это расположено в пределах объекта культурного наследия федерального значения «Сад в монастырском дворе» (входит в ансамбль Смольного монастыря), на него не распространяются требования городского закона № 820–7 «О границах объединенных зон охраны…».
Федеральный закон № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия…» запрещает строительство в границах памятников, но есть несколько оговорок. Во–первых, «в исключительных случаях» допускается «воссоздание утраченного объекта культурного наследия» при его особой значимости. Правда, колокольня была построена только до второго этажа, а затем разобрана, и воссоздавать ее, соответственно, можно только в таких габаритах. Во–вторых, разрешены работы «по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов», а также по «сохранению историко–градостроительной или природной среды». Но строительство колокольни высотой до 170 м сложно представить как работы по сохранению сада или его среды. Ранее КГИОП пытался инициировать поправки к этому закону, чтобы разрешить регенерацию среды (в том числе восстановление объемов) методом реконструкции и строительства, но не добился успеха, писал ДП
За границу
Вероятно, чтобы строить колокольню, придется скорректировать границы сада, для чего потребуется провести историко–культурную экспертизу и, так как речь идет о федеральном памятнике, заручиться визой Минкульта.
Далее фундамент может быть выделен как отдельный объект культурного наследия — колокольня — и уже достроен до 170 м под видом сохранения (примерно по такому пути пошли с Рождественской церковью) либо оставлен вне территории памятника. Но в этом случае на него будет распространяться действие городского закона о зонах охраны, который придется менять. Впрочем, за этим дело вряд ли станет: недавно, например, губернатор задумал изменить его ради установки памятника Блоку на ул. Декабристов (соответствующая поправка сейчас находится на стадии первого чтения). Впрочем, юрист Павел Щапчиц в комментарии «ДП» высказал мнение, что закон изменить сложнее, чем границы территории объекта культурного наследия.
В любом случае может потребоваться уточнение предмета охраны Смольного монастыря, ведь в числе прочего охраняется «композиционно–планировочная структура монастыря с центральным храмом Воскресения Словущего (Смольным собором. — Ред.), являющимся высотной доминантой в городской застройке».
Наконец, в ЮНЕСКО могут счесть, что такое строительство оказывает влияние на исторический центр Петербурга как объекта всемирного наследия, и потребуют его согласовать.
По идее, с ЮНЕСКО должны согласовываться все работы в границах объекта всемирного наследия. Но Россия даже не уведомляет организацию о таких проектах, говорится в отчете ее консультативной миссии, о чем писал ДП. Российские власти традиционно ссылаются на отсутствие механизма таких согласований. Сейчас правительство готовит соответствующие поправки в законодательство. Но пока нет ясности, какая организация выступит экспертным органом при ЮНЕСКО, уполномоченным на согласование этих работ, сообщал ДП
Иными словами, отсутствие механизма согласования строек с ЮНЕСКО делает это требование факультативным.
Любители Растрелли
Идея построить колокольню впервые возникла как часть пиар–кампании «Газпрома» по строительству небоскреба на Охте и умерла вместе с ней. В 2013 году инициативу подхватила компания «Арсенал–Недвижимость», которая в то время как раз занималась воспроизведением другого проекта Растрелли — Воронцовского дворца на Мебельной ул. Дворец отстроили в железобетоне. Но с колокольней дело не двинулось.
Можно заметить, что вновь проект активизировался на фоне планов строительства на Охтинском мысу офиса «Газпром нефти».
Краткое описание Смольного собора и несозданная колокольня
В своем первоначальном проекте Смольный собор планировался одноглавым, высотой около 140-ка метров. Однако, из-за пожеланий Елизаветы и урезанного финансирования храм так и не получил звания самого высокого сооружения Европы 18-ого века. Собор получил форму греческого креста и еще четыре колокольни, а высота центральной составила «всего лишь» 93 метра. Согласно городским легендам, иногда, в утреннем тумане, можно увидеть смутные очертания высокой колокольни, которая не нашла своего места в проекте.
Храм побил все рекорды долгостроя, поэтому неудивительно, что в процессе его создания вкусы, пристрастия в высшем свете менялись. В момент начала строительства в моде была пышность и красочность барокко, а под конец — сдержанность и строгость классицизма. Смешение стилей придало храму уникальные и присущие только ему черты:
- Несмотря на пятиглавость, центральная колокольня доминирует над остальными. Это дань европейскому стилю, которого придерживался первый архитектор храма.
- Благодаря мастерству строителей была воплощена необычная оптическая иллюзия. Чем ближе наблюдатель подходит к храму, тем меньше он кажется!
- Собор оформлен в ярком и броском стиле барокко, однако приверженцы классицизма не могут не отметить плавность и необычайную правильность линий сооружения.
Творцы и архитекторы Божьего храма
Рождение Смольного собора — заслуга многих. 87 лет над ним работали, его меняли, забрасывали, реставрировали и строили вновь.
- Бартоломео Растрелли, обер-архитектор Елизаветы Петровны, был первым, кому выпала честь положить начало строительства великой святыни. Архитектор желал сделать храм поистине роскошным и равным по своему убранству некоторым дворцам. Однако, после смерти императрицы, вкусы знати резко поменялись. Курс был взят на строгость и простоту классицизма, а Растрелли был отстранен от проекта 10 августа 1762 года. Окончательно звезда великого зодчего угасла спустя три года.
- Ю.М. Фельтен. Под его кураторством были закончены штукатурные работы над фасадом здания, установлены скульптуры. Но все же, из-за недостаточного финансирования, строительство шло медленно, храм ветшал и покрывался трещинами.
- В.П. Стасов. Архитектор возродил храм: были восстановлены разрушенные участки, добавлено печное отопление (Растрелли планировал собор «холодным»), завершена внешняя и внутренняя отделка. Таким образом, Смольный собор принял свой окончательный вид в 1835 году.
Внутреннее убранство
Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.
Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.
Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.
В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.
Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.
Сложная судьба и неясное будущее
Жизнь Смольного собора яркая, но, в то же время, трагична и имеет мрачные оттенки. Сложный и долгий этап создания породил множество слухов. Упоминали о тяготеющем над храмом проклятии, самоубийствах строителей и просто мрачной атмосфере храма. После завершения строительства последовала «светлая» полоса. Собор посещали прихожане, им восхищались, проводились постоянные богослужения. Однако, лишь 87 лет было отведено святыне. Дальше ее ждало разорение и упадок.
В 2009 году храм получил новую жизнь. Был проведен молебен, спустя год собор стал открыт для посещения прихожанами. Часть же комплекса до сих пор принадлежит государству. Она служит местом для таких культурных мероприятий как выставки, концерты. Здесь же располагаются учебные заведения СПбГУ.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.
Информация для посещения
Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга на площади Растелли.
Метро и наземный транспорт
Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро Чернышевская собор находится примерно на расстоянии 2 км.
Но вообще можно усложнить себе жизнь и ждать автобус или маршрутку.
Непосредственно на площади расположены остановки:
- маршрутное такси № К 46, К 76
- автобус № 136
Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке Площадь Пролетарской Диктатуры останавливаются автобусы № 46, 54, 74.
Экскурсии
- По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.
- Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.
Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.
Концертно-выставочный комплекс
Благодаря удивительной акустике концертный зал Смольного собора всегда полон. Здесь проходят концерты органной музыки, концерт Антонио Вивальди «Времена года», концерт Сергея Прокофьева, звучит танцевально-фольклорная музыка. По воскресеньям проходят концерты для семейного посещения. На сцене собора регулярно выступает камерный хор. Обязательно стоит посетить выставочный зал Смольного собора. Здесь проходят выставки, представляющие культуру и быт народов, населяющих Ленинградскую область, историю ее городов и великих людей. На фоне выставок проходят конференции, семинары, круглые столы.
Впечатления от посещения Смольного
Смольный монастырь — один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко. В проекте собора, архитектор Растрелли соединил традиционную для русских храмов тему пятиглавия и европейский стиль.
Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты более 50 метров можно увидеть панораму города и реки Невы. Высота самого собора почти 100 метров.
Знакомство с ансамблем Смольного монастыря можно начать с правого берега Невы, на Большеохтинском мосту (мост Петра Великого). Оттуда открывается панорама со стройным, «парящим в воздухе» силуэтом Смольного собора. Вид на собор со стороны Невы не раз был запечатлен на акварелях и литографиях.
Пройдя по мосту и Тульской улице до Суворовского проспекта (одного из крупнейших проспектов Санкт-Петербурга) можно увидеть, как гармонично собор завершает перспективу улицы. Внутри самого архитектурного ансамбля сохранилась великолепная брусчатая мостовая.
В 2013 году из Воронежа был доставлен и освящён 10-ти тонный колокол. Некоторое время он стоял перед собором, на который можно было полюбоваться. Удивительный факт состоит в том, что 7 октября 1922 года собор был закрыт. Верующие в течение очень долгого времени просили властей вернуть храм, но просьбы не были удовлетворены.
Впервые за постсоветское время 24 мая 2009 года в храме был совершен молебен, 7 апреля 2010 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была совершена первая Божественная литургия, и лишь 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.
Благоустройство территории монастыря
Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.
Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.
Колоннада
Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.
Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.
Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.
Сад
После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:
- проложили дорожки, устланные дерном
- подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
- установили деревянную изгородь
За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.
Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.
Вот это храм!
Ухожу в монастырь!
Смольный собор — любимое детище Елизаветы Петровны, которой так и не удалось увидеть его законченным. К 35 годам императрица впала в тоску и заявила, что уходит в монахини. Но царской особе обычные монастыри были не по вкусу — она захотела построить собственный, куда поместила бы 120 девиц из благородных семей, а сама бы стала настоятельницей.
Елизавета Петровна хотела быть настоятельницей Смольного монастыря
Расположение императрица выбрала не случайно. На месте будущего Смольного собора раньше находился Смольный дворец, где жила юная Елизавета. Название он получил из-за Смоляного двора, который там когда-то располагался. На нем хранили смолу и варили деготь для работ на Адмиралтейской верфи.
Проект монастыря, а вместе с ним и собора поручили знаменитому архитектору Бартоломео Растрелли. Он подошел к делу со свойственным итальянцам (пусть и русского происхождения) свежим взглядом — вместо привычных каменных стен и аскетичных келий архитектор предложил построить небольшие изящные здания в светлых тонах, украшенные лепниной. В 1748 заложили первый камень в основание монастыря. По этому поводу устроили настоящий праздник — палили из пушек, и Елизавета лично принимала гостей.
Православие и барокко
Спустя год начались разногласия — Елизавета приказала переделать проект. Ей захотелось выстроить храм, похожий на Успенский собор в Москве. Архитектура в России вновь вернулась к православным канонам, о которых забыли почти на полвека.
Растрелли соединил в архитектуре Смольного православный стиль и барокко
Растрелли нашел необычное решение — четыре малых купола он вплотную придвинул к главному, так что домовые церкви оказались как бы встроенными в стены. К тому же архитектор, большой любитель барокко, отошел от традиций барочных храмов, когда здание украшалось лишь с парадной стороны. Смольный одинаково красив со всех четырех фасадов.
Макет Смольного монастыря
Строительство шло бойко, деньги выделялись регулярно, но в 1757 запасы казны оскудели. Работы пришлось остановить. Семилетняя война охладила пыл императрицы, и она почему-то раздумала идти в монастырь. В 1761 Елизавета Петровна умерла, так и не успев освятить Смольный.
Храм-призрак
Целых пять лет собор стоял с недостроенной часовней и без куполов. Он напоминал призрака. В народе ходила легенда, что один из рабочих покончил с собой внутри храма, а потому в нем нельзя будет вести службы целых сто лет.
Смольный собор строили на протяжении 87 лет
Правда это или нет — сказать трудно, но Смольный и правда еще не скоро достроили и освятили. Когда к власти пришла Екатерина II, она отстранила от дел любимца Елизаветы Петровны и поручила строительство архитектору Юрию Фельтену. В здание Смольного монастыря императрица поселила «благородных девиц», которых сразу же окрестили «смолянками». В начале XIX века они переехали в построенный неподалеку Смольный институт, а в неудавшемся монастыре расположился Вдовий дом.
Смольный монастырь, Иван Айвазовский, 1849
Величественен и щеголеват
Собор достроили лишь к 1835 году (правда, без колокольни, задуманной Растрелли), когда за дело взялся Василий Стасов. Тогда же храм освятили как «Собор всех учебных заведений». Последний архитектор Смольного писал о создателе проекта Растрелли: «Характер зданий, произведенных графом Растрелли, всегда величественен, в общности и частях часто смел, щеголеват… и вообще самобытен, не обременен по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями». По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного, снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!».
Смольный собор, начало XX века
В XX веке собор не жаловали. В 1923 приняли решение о его закрытии, но почему-то прождали еще 8 лет. Тем не менее, еще в 1922 из храма вынесли все церковное имущество, которое представляло хоть какую-то ценность. Иконостас простоял вплоть до 1972, но, конечно, службы в Смольном уже никто не вел.
Кваренги снимал перед собором шляпу и восклицал: «Вот это храм!»
Несколько десятков лет спустя храм наконец открыли для богослужений — первый молебен в нем отслужил епископ Амвросий. А в 2011 в стенах Смольного провели первую почти за сотню лет Рождественскую службу. Все это время в храме располагался концертно-выставочный зал, но в 2020 году Смольный окончательно перешел к Петербургской епархии. Уникальный орган, созданный специально для здания собора, пришлось демонтировать.
Литература[править | править код]
- Иван Пушкарёв. Путеводитель по Санкт-Петербургу и окрестностям его. — СПб.: В типографии деп-та внешней торговли, 1843. — 468 (и Приложений 34) с.
- Опатович С. И. Смоленское кладбище в Петербурге. Исторический очерк // Русская старина : журнал. — СПб.: Типогр. В. С. Балашева, Больш. Садов., № 49-2, 1873. — Т. VIII (август). — С. 168—200.
- Опатович С. И. Церковь во имя Смоленской Иконы Божией Матери на кладбище. — Историко-Статистические сведения о С.-Петербургской епархии. — СПб.: С.-Петербургский епархиальный ист.-статистич. комитет, типогр. деп-та уделов, 1875. — Т. IV, второй отдел, ч.II. — С. 76—151.
- Смоленско-кладбищенская церковь. Смоленское кладбище / Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия, вып. IV, СПб, 1908, с. 174
- Лесюис А. Р. Церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери, СПб, изд. «Нью-Кросс», б. г., 28 с. ISBN 5-88116-040-2
- И. В. Попов. Церковь Божией Матери Одигитрии Смоленской на Смоленском кладбище // (в формате PDF). — Дата обращения: 28.10.2017. (Санкт-Петербургские епархиальные ведомости, вып. 5, 26.12.1991.)
- А.П.Павлов. Храмы Санкт-Петербурга (художеств.-историч. очерк). — Научно-художеств. издание. — СПб.: Лениздат, 1995. — С. 89—90. — 336 с. — 15,000 экз. — ISBN 5-289-01769-0.
История существования
На протяжении всего времени своего существования Смольный собор выступал в разных ролях.
Учебный храм
С 1764 по 1917 годы в стенах Смольного монастыря действовал институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение. Сразу после своего основания, при императрице Екатерине II – преемнице Елизаветы Петровны, заведение именовалось «Императорское воспитательное общество благородных девиц».
В 1796 году его взяла под свое ведение императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, основав благотворительное Ведомство учреждений. В 1806 году для воспитанниц выстроили отдельное здание — Смольный институт, который стал еще одной частью монастырского комплекса.
По распоряжению Николая I возведенный Смольный собор стал храмом учебных заведений. В память о его освещении отлили медаль с изображением собора и образом Христа, благословляющего детей.
На алтарной стене указали названия учебных заведений, которые входили в Ведомство, учрежденное Марией Федоровной. Учащиеся принимали участие в ежегодных торжественных богослужениях.
Концертная площадка
На протяжении 25 лет Смольный собор был площадкой, где устраивали ежегодные концерты инструментальной музыки. В 1990 году здесь организовали концертно-выставочный зал, установили свето-музыкальное оборудование. В 2010 году появился электронный орган, и визитной карточкой собора стали органные концерты. Последний из них был дан в январе 2016 года.
В 1991 году при соборе организовался камерный хор, участниками которого являются студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории.
Концертная деятельность коллектива включает в себя:
- участие в музыкальных фестивалях России и Европы
- поездки по российским городам на юбилейные празднества
- благотворительные концерты в дни годовщин, знаменующих начало и окончание блокады Ленинграда
В его репертуаре хоровые произведения с 500-летней историей — литургические песнопения, реквиемы, мессы, написанные величайшими композиторами:
- Бахом
- Бетховеным
- Моцартом
- Чайковским
- Рахманиновым
Духовная обитель
Монастырь окончательно был упразднен в 1797 году, после смерти последней монахини. А в Смольном соборе монастырского комплекса без малого 90 лет совершали богослужения. Через несколько лет после Октябрьской революции и свержения царской власти, в 1922 году, собор закрыли, изъяв все церковные ценности.
Богослужения
- 07:00 ежедневная утренняя Литургия
- 16:00 вечернее Богослужение
Также в соборе совершают другие церковные Таинства – Крещение и Венчание, работает детская воскресная школа.
В контексте
«Безнравственной» архитектуры вроде не бывает, но в случае с идеей выстроить колокольню Смольного точнее слова нет. Безнравственно уже то, что это объявляют воссозданием. Воссоздать то, чего никогда не было, нельзя: это вранье.
Безнравственно апеллировать к авторству Растрелли и ссылаться, что колокольня есть в знаменитой модели. Даже любитель заметит, что между моделью и реальностью разница велика, макет сильно отличается от построенного. Растрелли над проектом размышлял и многое менял. Что же будут строить? Одну из мыслей Растрелли? Столь же хила аргументация, что колокольню–де начали строить. Может, и начали, а может, и нет. Ни неопровержимых доказательств, ни изображений возведенного нет. Преступно загородить подлинного Растрелли — Смольный собор — новоделом. Лучше, чем Смольный, в русской архитектуре барокко нет ничего. Это самый ажурный силуэт, просто кружева на небе.
Растрелли удалось в Смольном сложнейшее — соединить западную архитектуру с русским пятиглавием. Это было заданием Елизаветы Петровны, и он сделал это так здорово, как никогда ни до, ни после. Предлагают смотреть сбоку. И это любовь к архитектуре? Столь же постыдно пытаться выдавать новое за старое. И не надо в данном случае взывать к опыту возрожденных после войны пригородных дворцов. Их восстановили из горечи недавних потерь. А колокольни не было, просто не было. Никто же не предлагает приделать к флорентийской церкви Сан–Лоренцо фасад Микеланджело — там и окончательная модель есть.
Ценность подлинника в том, что он несет в себе время. В этом настоящая история, как подлинность камня, кирпича, детали, тех рук. Проектирующий все это Рафаэль Даянов — автор той «реконструкции» Никольского рынка, что ни одного старого камня не оставила. Ему и поручают выстроить лже–Растрелли. Не буду взывать к Венецианской хартии, гарантирующей первенство подлинности и не допускающей новоделов.
Достаточно здравого смысла
А в отношении архитектуры и культивированного глаза — он для нее вообще–то самое важное. Не случайно двое наших самых культурных архитекторов, Никита Явейн и Максим Атаянц, честно сказали, что колокольня — самый вымученный проект Растрелли
От него добивались колокольни, и он ее сделал, но шедевром ее назвать никто не может. Нет, те, кто над архитектурой никогда не думал и потребляет ее как товар из бутика, те смогут, им все золото, что с лейблом. Понятно, что колокольня втемяшилась в газпромовскую голову и стала прихотью.
Фонд стратегических инициатив продвигает ее без устали. И ко мне обращались, перепутав высказывания об этом бредовом предложении. Честно признаюсь, пытался разъяснить, что и как по этому поводу думаю. Без толку. Хотят — и все тут. Безнравственно и потому, что сейчас все ждали бы от «Газпрома» человечности и вклада в больницы нашего города и области. Но нет, сердце не работает, и совесть тоже.
Есть только блажь, и ею все сказано. В том–то и разница с диктатурой пролетариата, что у той были культурные ценности и люди, оттого наш город так хорошо годы советской власти и пережил. Пришла сугубо люмпенская диктатура. Кто Петербург гуляет, тот его и пляшет.
Алексей Лепорк, обозреватель
Вадим Кузьмицкий
Все статьи автора
29 июля 2020, 08:22
11189