Смольный собор в санкт-петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Современное состояние и деятельность прихода

На сегодняшний день храм Смоленской Божией Матери располагает тремя престолами:

  • Первый и главный освящён в честь Смоленской иконы Богородицы.
  • Второй — в честь иконы Богоматери «Милующая».
  • Третий — в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

Отдельного престола не имеет только Рождественский придел храма.


Интерьер церкви Смоленской иконы Божией Матери (северный престол)

Священнослужители стараются помогать не только прихожанам в церкви. Они выезжают к тяжелобольным, к заключенным в тюрьмы и совершают там Таинства Причастия и Исповеди.

При храме функционирует приходская школа для детей, где им преподают Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. Взрослые люди могут посещать катехизисные беседы, знакомиться с историей церкви. В свою очередь, верующие добровольно помогают храму, кто, чем может.

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитектурные особенности здания

Здание храма с его лучковыми фронтонами и люкарнами — один из ярких образцов елизаветинского барокко

Осматривая храм, обратите внимание на следующие архитектурные особенности

— Как и многие православные храмы, собор является пятиглавым, но здесь есть одно существенное отличие от большинства российских храмов. Дело в том, что архитектор собирался возводить однокупольное здание (по европейским образцам), но в последний момент императрица настояла на изменении проекта. Поэтому четыре небольших купола, окружающие большой (пятый), на самом деле — купола колоколен; лишь пятый купол венчает непосредственно здание храма. Такое архитектурное решение нехарактерно для российских соборов. Колокольни являются двухъярусными, над ними высятся луковичные купола. Форма пятого, центрального купола — иная: он напоминает шлем, увенчанный луковичной главкой.

— Интересно, что нижняя часть здания вызывает ассоциации с дворцовой архитектурой: она более «тяжелая», чем верхняя часть, более «приземленная». Это сделано для того, чтобы храм органично вписался в архитектурный ансамбль монастыря, гармонировал с другими зданиями.

— Обратите внимание на своеобразную оптическую иллюзию: издали собор кажется более высоким, чем вблизи. Но несмотря на то, что при приближении к зданию оно как бы уменьшается, храм производит все такое же сильное впечатление

Скажем несколько слов и о территории монастыря. Ее форма напоминает очертания греческого креста, в центре которого находится собор. По углам расположены четыре небольшие церкви.

Внутреннее убранство

Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.

Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.

Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.

В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.

Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.

Правила посещений собора

Собор является действующим, вход в него бесплатный. Билет на экскурсию стоит 250 рублей. При этом пенсионеры и студенты могут посетить экскурсию по памятнику архитектуры всего за 50 рублей, дети младше 18 за 150 рублей. Купить билет можно в кассе или на сайте с 7:00 до 18:00.

Желательно при входе в храм соблюдать культуру посещения собора, одеваться по канонам, не краситься, снять все вычурные украшения, вести себя скромно и тихо, не мешая остальным. Девушки входят в храм с покрытой головой и в длинной юбке, молодые люди снимают головной убор и надевают строгий костюм или неяркую одежду.

Жемчужина Петербурга

В 1764 году императрица Екатерина II при Смольном монастыре учредила Императорское воспитательное общество благородных девиц. В 1806 году для удобства обучения воспитанниц были построены дополнительные здания. В соответствии с изначальной стилистикой они были возведены по проекту архитектора Д. Кваренги. А, монастырский собор все еще не был достроен…

Лишь через несколько десятков лет возведение собора продолжилось, и закончил строительство в 1835 году русский архитектор В. П. Стасов. Это были времена правления императора Николая I. Возобновление строительства началось в 1820-х годах по личному указанию императора. Сначала, пришлось произвести ревизию качества всего здания и исправить конструктивные недостатки.

В результате, получился цельный художественный ансамбль Смольного монастыря, поражающий своей архитектурной композицией, выразительным внешним обликом и богатством интерьеров.

Многообразие форм и деталей, интересная игра света и тени определяют возвышенный характер помещений и, вместе с тем, они выглядят нарядными и жизнерадостными.

Невероятную художественную ценность представляют собой лепные рельефы сводов и стен угловых церквей-башен. Сочетание тонкого и изящного плоскостного рельефа с объемной и выразительной лепниной делают эти помещения культурным достоянием мирового значения.

Смольный собор был освящен в знаменательный день 20 июля 1835 года в честь Воскресения Христова. Этот архитектурный ансамбль в целом по своей выразительности и совершенству пропорций явился одной из вершин мирового зодчества.

Воскресенский Смольный собор

Прошедшие события, Смольный собор, Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор, Храм всех учебных заведений

12 июня 2021 12:00Подъём на звонницу Смольного собора

31 декабря 2021 14:00Новогодний молебен в Смольном соборе

27 декабря 2021 12:00Детская благотворительная ярмарка

26 декабря 2021 12:30Экскурсия «Рождественские традиции в Смольном соборе»

16 августа 2021 17:00Опера — всем: «Капулети и Монтекки»
25 января 2021 9:00День российского студенчества в Смольном соборе 2020

19 февраля 2021 19:00Концерт абонемента «Соборное кольцо. Музыка четырех соборов» В. А. Моцарт. Реквием

31 декабря 2015 16:00Концерт Терем-квартета

27 декабря 2015 17:00Воскресный концерт семейного посещения «Новогоднее настроение»
26 декабря 2015 19:00Концерт «И.С. Бах. Месса си минор»

25 декабря 2015 19:00Органный вечер

24 декабря 2015 19:00Концерт камерного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга»

23 декабря 2015 19:00Концерт-закрытие Фестиваля вокально-хоровой музыки, посвященного 100-летию Г.В. Свиридова
20 декабря 2015 17:00Воскресный концерт семейного посещения «Три великих оперы: Травиата, Кармен, Пиковая дама»

19 декабря 2015 19:00Концерт «Фантазия для фортепиано, хора и оркестра до минор»

18 декабря 2015 19:00Концерт Argishti

17 декабря 2015 19:00Концерт «Прощальный сувенир»
13 декабря 2015 14:00Концерт хора студентов Санкт-Петербургской консерватории

12 декабря 2015 19:00Концерт «А. Вивальди. Времена года»

11 декабря 2015 19:00Концерт «Музыка для органа и флейты»

10 декабря 2015 19:00Концерт «Посвящения Кларе Шуман»
6 декабря 2015 19:00Концерт-выставка «Vivavivaldi!»

5 декабря 2015 19:00Концерт-выставка «Русский романс»

4 декабря 2015 19:00Концерт-выставка «Бах и Дюрер»

3 декабря 2015 19:00Концерт-выставка «Музыка эпохи Шекспира»
29 ноября 2015 17:00Воскресный концерт семейного посещения

28 ноября 2015 19:00Вокально-органный вечер

27 ноября 2015 19:00Концерт «В.-А. Моцарт. Реквием»

26 ноября 2015 19:00Органный вечер: Заслуженная артистка России, профессор Татьяна Чаусова и ее ученики
22 ноября 2015 19:00Концерт «И.-С. Бах, С. Франк, Ф. Лист, В. Волошинов»

20 ноября 2015 19:00Органный вечер: Регина Каменщикова

19 ноября 2015 19:00Концерт инструментального ансамбля «Remolino»

17 ноября 2015 19:00V Международный музыкальный фестиваль «Петербургские набережные»
15 ноября 2015 17:00Воскресный концерт семейного посещения

14 ноября 2015 19:00Концерт «Времена года» (фрагменты)

13 ноября 2015 19:00Органный вечер: Ольга Котлярова (орган, клавесин)

7 ноября 2015 19:00Концерт «Л. ван Бетховен. Симфония № 9»
6 ноября 2015 19:00Органный вечер

31 октября 2015 19:00Концерт «Посвящение Людмиле Зыкиной»

28 октября 2015 19:00Концерт пианиста Вадима Пальмова

Показать все

Вехи истории

Создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы. Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли. Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:

  • молебен;
  • красиво оформленный помост;
  • более 100 залпов из двух десятков пушек.

Завершилось торжество праздничным угощением на 56 персон. В общем, начали по русскому обычаю, за здравие.

Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль Петропавловской крепости. Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.

Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия. Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги. Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!

При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

Сад

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Внутреннее убранство

Убранством интерьеров руководил уже В. Стасов. Он выиграл архитектурный конкурс. Он предложил сделать интерьер без излишеств в стиле ампир, но украсить его лепниной. Сейчас собор украшают ангелы, пышные барельефные композиции и масса изумительных деталей, каждая из которых имеет свой смысл.

Интерьер отличается своей простотой и величием. Растрелли планировал создание множества барочных убранств, статуй, украшений, но они либо не были выполнены, либо не сохранились. Стасов решил выдвинуть на переднюю план планировку Растрелли, и не затмить ее своими убранствами. За основу интерьера была взята церковь Александра Невского, над убранством которой работал Дж. Кваренги.

Были использованы такие материалы как мрамор, хрусталь. Зал церкви имеет большой размах как по площади, так и по высоте. Кафедра украшена резьбой.

В убранстве собора можно разглядеть элементы воздуха и воды, они представлены в виде ангелов, облаков и рокайль. В интерьере присутствуют элементы земли и воздуха, землю представляют различные цветы.

Барокко характеризуется выражением в символах силы или огня, в виде львов и воюющих ангелов. Но во всем соборе они отсутствуют по задумке Растрелли.

Перемены XX века

Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира

Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации

В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.

Интерьер собора

Внутри собор поражает величием и чистотой. Окончательным видом интерьера занимался Василий Стасов. Белый искусственный мрамор расширяет пространство, наполняет его светом. Изготовленные из граненного хрусталя предалтарные балюстрады усиливают это впечатление, так как в них отражаются и рассыпаются миллионами искр солнечные лучи.

Установленные три иконастаса привлекают всеобщее внимание, как и искусная резьба церковной кафедры. Из икон особо почитаемы работы Алексея Венецианова «Воскресение Христово», «Введение во храм Пресвятой богородицы»

Дополняют роскошный интерьер разнообразные лепные украшения на церковную тематику и имеющие символическое значение.

Режим работы Смольного собора

В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.

Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.

При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.


Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы, кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

Немного об экскурсиях по Смольному собору

Дабы узнать интересную информацию о соборе, рекомендуется посещать его в составе экскурсии с гидом.

Наиболее популярной является обзорная экскурсия по собору. Её время, как правило, составляет всего 1 час, за который можно ознакомиться с историей строительства, возникновением женского образования в России, послушать детальное описание архитектуры собора. Кроме рассказов гида, посетителям будет представлен увлекательный видеоматериал, который наглядно расскажет об истории Воскресного петербургского собора.

Пользуются спросом экскурсии на колокольню собора с аудиогидом. Находится она на высоте пятидесяти метров. Чтобы дойти до неё, придётся преодолеть расстояние в 277 ступеней, ведущих на самый верх храма. Попав в чердачное помещение, посетители могут увидеть уникальнейшие конструкции, которые были разработаны ещё во времена Растрелли. Аудиоэкскурсия на самой смотровой площадке длится на протяжении 18-ти минут. Для туристов с детьми смотровая площадка Смольного обязательна к посещению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: