Смольный собор: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Жемчужина Петербурга

В 1764 году императрица Екатерина II при Смольном монастыре учредила Императорское воспитательное общество благородных девиц. В 1806 году для удобства обучения воспитанниц были построены дополнительные здания. В соответствии с изначальной стилистикой они были возведены по проекту архитектора Д. Кваренги. А, монастырский собор все еще не был достроен…

Лишь через несколько десятков лет возведение собора продолжилось, и закончил строительство в 1835 году русский архитектор В. П. Стасов. Это были времена правления императора Николая I. Возобновление строительства началось в 1820-х годах по личному указанию императора. Сначала, пришлось произвести ревизию качества всего здания и исправить конструктивные недостатки.

В результате, получился цельный художественный ансамбль Смольного монастыря, поражающий своей архитектурной композицией, выразительным внешним обликом и богатством интерьеров.

Многообразие форм и деталей, интересная игра света и тени определяют возвышенный характер помещений и, вместе с тем, они выглядят нарядными и жизнерадостными.

Невероятную художественную ценность представляют собой лепные рельефы сводов и стен угловых церквей-башен. Сочетание тонкого и изящного плоскостного рельефа с объемной и выразительной лепниной делают эти помещения культурным достоянием мирового значения.

Смольный собор был освящен в знаменательный день 20 июля 1835 года в честь Воскресения Христова. Этот архитектурный ансамбль в целом по своей выразительности и совершенству пропорций явился одной из вершин мирового зодчества.

История Смольного собора

Но в 1774 году во время пожара было полностью уничтожено одно крыло дворца. Взойдя на престол, императрица Елизавета приказала построить на территории Летнего дворца и Смольного двора Воскресенский Новодевичий Монастырь. В то время императрице хотелось завершить свои дни в покое и тишине, посвятив остаток дней служению Богу. Монастырь должен был быть рассчитан на сто двадцать девиц благородного происхождения. Для каждой планировались свои апартаменты, которые бы включали комнату для прислуги, отдельную кухню и кладовую. Для себя же она планировала отдельный домик. Строительство было поручено известному итальянскому зодчему Растрелли. Елизавете Петровне хотелось, чтобы собор Смольного монастыря походил на Успенский собор в Московском Кремле. Потому императрицей было поручено выстроить Смольный собор по всем канонам православия – собор должен был венчаться пятиглавием. Нужно отметить, что во времена Петра I так не строили. По задумке Растрелли монастырский комплекс должен был быть в виде креста, образованного жилыми корпусами, в которых располагались кельи монахинь. Смольный собор должен был стать центром монастырского комплекса. Собор рассчитан на шесть тысяч прихожан. Это поистине величественное строение – купол поднят на высоту в 92 метра. Его подхватывают четыре купола малых звонниц. Весь монастырский комплекс по своему убранству больше походил на дворец: позолота, яркая краска в два цвета, множество декоративных элементов создают праздничное мажорное настроение. Но не все из задуманного удалось воплотить в жизнь известному архитектору эпохи барокко. Растрелли также планировал построить 140-метровую колокольню, которая должна была стать самым высоким строением в Европе. Но желание императрицы принять постриг быстро прошло, да и к тому же началась война с Пруссией, возведение собора было свернуто. Строительство Смольного собора стало одним из самых больших долгостроев – планировалось завершить его за десять лет, а на деле оно затянулось на долгих 87 лет. После окончания войны вкусы двора переменились, на смену пышного стиля барокко пришел более сдержанный классицизм. Завершал строительство архитектор Стасов. После революции собор был разграблен и закрыт. Его стали использовать как склад, а присоборная площадь получила название Растрелли.

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

Изюминка Смольного собора

С этим утверждением туристов трудно не согласиться. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей, посетивших собор, считают главной достопримечательностью Смольного собора — его чарующе великолепный вид, создающий ощущение некоторого парения в небесах. Скорее всего, подобное ощущение складывается из-за цвета стен строения и формы его архитектуры, которая просто «тянется в безоблачную высь».

Второй момент — это его смотровые площадки. Оттуда открывается удивительный вид на город, при чем, с разных площадок — свой.

Совет. Постарайтесь попасть в собор в первые часы после его открытия. Так вы сможете насладиться его красотой без обычной туристической суеты и толкотни.

Если вам выпало счастье попасть в музей, но с экскурсоводом получилась накладка — не беда! Смотровые площадки оборудованы внешними динамиками, которые транслируют аудиозапись, описывающую все ключевые моменты. Также, на смотровой площадке есть бесплатный бинокль, через который посетители могут любоваться Северной столицей с прекрасной обзорной точки.

Совет. При начале восхождения к смотровым площадкам трезво оцените свои силы! Подъём вас ожидает достаточно трудоёмкий, а лифтов или эскалаторов там нет. Примерная высота восхождения — уровень 17-го(!) этажа. Во время подъёма вас будет сопровождать классическая музыка, льющаяся из динамиков. Примерное время потраченное на подъём составит 50 минут.

Внутреннее убранство ничем особенным не выделяется. Но, несомненно, истинные любители древностей найдут и там нечто для себя интересное. Взобравшись на смотровую площадку и вдоволь насладившись видами Санкт-Петербурга, вы сможете отдохнуть в парке, находящемся рядом. В вечернее время суток Собор подсвечивается, его прекрасно видно с другого берега Невы.

Смотрите Останкино

В проекте воссоздания будут использоваться как материалы, «близкие к аутентичным», так и современные технологии (например, для укрепления фундаментов). Это может быть нетривиальной задачей. Напомним, что при воссоздании Смоленской церкви в Пулково храм построили не на историческом месте, а неподалеку — как объясняли, из–за того, что исторические фундаменты повреждены. И это было гораздо более низкое здание.

Впрочем, руководитель правления Гильдии храмоздателей (работает с тем же фондом над проектом воссоздания церкви в Амурской области) Андрей Анисимов в комментарии «ДП» предположил, что при применении современных технологий укрепить и задействовать исторические фундаменты возможно. По оценке храмоздателя, стоимость строительства такой колокольни превысит 1 млрд рублей.

Одним из спикеров в пиар–кампании проекта выступает архитектор Рафаэль Даянов, который занимался Смоленской церковью, недавно завершил проект воссоздания Рождественского храма на Песках, а первые фор–эскизы по колокольне Смольного подготовил более 10 лет назад. Он готов представлять проект на Совете по наследию, если ему это доверят, а также спроектировать объект.

Даянов говорит, что конструкциями будущей колокольни пока не занимался, от Растрелли же остались только архитектурные чертежи. То есть конструктив придется придумывать заново. Он предлагает изучить устройство других колоколен, в частности проектируемой для Новодевичьего монастыря на Московском пр. «Если взять, например, Останкинскую телебашню — она из чего сделана? Она точно так же, как башня “Газпрома” (“Лахта Центр”. — Ред.), частично в бетоне, частично в металле», — говорит Даянов. Так же и в Смольном будет «сочетание материалов». Верхняя часть «наверняка будет в облегченных конструкциях».

Выдавать за воссоздание никогда не существовавшие памятники с методической точки зрения дико. А с точки зрения практической — странно. За прошедшие более чем два столетия в этом месте сложилась совершенно другая и градостроительная, и архитектурная ситуация. Совершенно непонятно, зачем ее сейчас взламывать таким объектом. Это может нанести только огромный вред и самому памятнику — Смольному собору, и в целом всей городской исторической ткани в этом районе. Поэтому я, конечно, категорически против. Есть много объектов, которые действительно заслуживают того, чтобы быть воссозданными. А люди занимаются такой ерундой. Я не вижу здесь никаких рациональных причин. Кроме, может быть, каких–то амбиций заинтересованных лиц. Насколько реализация таких проектов возможна? При определенной доле административной поддержки у нас возможно все что угодно. Вон уродуют памятники федерального значения под видом работ по сохранению объектов культурного наследия. Разбирают целые здания под видом тех же работ. Но я очень надеюсь, что и администрация Петербурга, и комитет по охране памятников никогда не поддержат такую странную инициативу.

Александр Кононов

заместитель председателя петербургского ВООПИиК

Я считаю, что это благородное дело по отношению к великому архитектору. Надо завершить ансамбль так, как он его видел. Мы привыкли, что произведение архитектуры реализовывается автором при жизни. Тут другой случай: строительство было начато, а потом прекращено. Вопрос в том, можем ли мы его продолжить. Я предложил эту идею, когда было утрачено лидирующее значение собора из–за того, что построили чудовищный дом «Иви–93» на оси Шпалерной на другой стороне реки. И если его не снести, то только так можно восстановить ансамбль Шпалерной.

Филипп Никандров

главный архитектор бюро «Горпроект»

В соответствии с конвенцией всемирного наследия должна быть проведена оценка воздействия планируемого строительства на сохранность объекта всемирного наследия. Она проводится по методике ИКОМОС и направляется в ЮНЕСКО. Саму оценку может проводить любое лицо, имеющее соответствующие познания. Соответственно, возможна война экспертиз. Поскольку документ в Париж направляют министерство по культуре и МИД, они могут выбрать положительную оценку. Если ЮНЕСКО будет против строительства, оно уведомит об этом Россию.

Николай Лаврентьев

член ИКОМОС Россия

По Шпалерной улице

Шпалерная улица связывает исторический и нынешний центры власти, Большой дом и Смольный, Таврический дворец и казармы. Когда большевики захватывали власть в городе, они, прежде всего, заняли несколько стратегически важных объектов. Один из них – восьмиэтажная водонапорная башня возле Невы. Башня была построена в 1861 году и являлась важнейшей частью системы городского водоснабжения и канализации. Воду стали фильтровать, чтобы предотвращать эпидемии холеры. Тем не менее, распространение инфекции не всегда удавалось предотвратить.

После эпидемии 1908 года Городская дума заказала фирме «Сименс» большую водоочистительную станцию. Станция была построена перед Первой мировой войной, но водонапорная башня по-прежнему оставалась центром водоснабжения города. Там была собственная лаборатория. В наши дни башня по-прежнему принадлежит Водоканалу. Городская вода сильно загрязнена лямблиями (одноклеточные паразитические организмы) и тяжёлыми металлами, поэтому Водоканалу вряд ли стоит хвастаться своими достижениями.

Музей «Вселенная Воды»

Тем не менее, интересно заглянуть в музей «Вселенная воды». Детям нравится каскад огоньков во внутреннем дворике и старинные туалеты, представленные в экспозиции наверху. Там есть и деревянные водопроводные трубы петровского времени, и древние противопожарные приспособления, и фотографии роскошных бань, в частности Егоровских, с мостом над бассейном. В музее имеется реконструкция жилой комнаты блокадного Ленинграда с дающей жизнь печкой и непременным портретом Сталина. В 2015 году Водоканал начал поставлять в город пригодную для питья водопроводную воду и прекратил сброс в Финский залив неочищенных сточных вод.

Со смотровой площадки на водонапорной башне открывается великолепный вид, а в саду возле здания стоит симпатичная статуя старинного водоноса с собакой. Примерно через квартал от водонапорной башни находится памятник Феликсу Дзержинскому. Этот человек со стальным взглядом и бородой-клинышком в своё время основал советский аналог тайной полиции – ЧК. Памятник установлен в 1981 году. Непосредственно за Дзержинским, который стоит на углу Шпалерной улицы, вы увидите оранжевое здание – Кикины палаты. Этот скромный загородный дом в стиле барокко – один из старейших, сохранившихся в городе.

Здание Кикины палаты было построено в 1714 году по заказу Александра Кикина, главы Адмиралтейства и одного из спутников Петра Великого во время путешествия по Европе. Несмотря на дружбу с Петром, Кикин позже возглавил заговор против царя. В этот заговор был вовлечён и царевич Алексей. В конце концов, оба – и Алексей, и Кикин погибли в застенках. Пётр использовал особняк для размещения своей коллекции уродцев, которая позже была перенесена в Кунсткамеру. Во время Великой Отечественной войны в дом попал фашистский снаряд. После реставрации в особняке разместилась детская музыкальная школа.

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

  • выполнена облицовка белоснежным искусственным мрамором
  • множественный лепной декор оформлен в виде ангельских ликов, цветочных гирлянд, пальмовых и оливковых ветвей, морских раковин
  • установлены три иконостаса
  • церковная кафедра обрамлена изысканной резьбой
  • ограждение перед алтарями – балюстрада, изготовлено из граненого хрусталя

masteryonok_ermak

umbram_catiline

streamersx

ivan___parhomenko

lina_popova_life

tanais7788

gavrilova3429

До упразднения собора в годы советской власти он владел ценными иконами:

  • Черниговской Божией Матери, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями
  • Мощевой иконой Спаса Нерукотворного
  • образами киево-печерских чудотворцев

Все иконы и ценные предметы внутреннего убранства были разграблены после закрытия собора в 20-х годах прошлого века. Сейчас из реликвий в Смольном соборе хранятся иконы, написанные русским живописцем Алексеем Венециановым:

  • Воскресение Христово
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы

↑ Убранство Смольного собора

В противовес жизнерадостному внешнему облику, здание собора внутри отличает неожиданная сдержанность и холодноватая торжественность. Во внутреннем убранстве отсутствует барочная роскошная золочёная резьба, яркие росписи, причудливые орнаменты. Стасов, в своём простом и строгом проекте со сдержанным лепным декором, добился подчёркивания совершенства архитектурной пропорциональности Растрелли.

Смольный собор в Санкт-Петербурге фото

В украшении собора использованы элементы воздушной и водной стихии. Спиралевидные завитки, огибая карнизы и наддверные композиции, сбегают книзу мелкими струйками. Совершенно нет огненных мотивов и символов силы. Холодом блестят белые громадные колонны, пол выложен полированным ревельским камнем. Мерцают позолоченные архитектурные детали и три огромных резных иконостаса с иконами в золочёных ризах и драгоценных окладах.

Кафедру украшает тончайшая резьба. Оригинально выполнена ограда монастыря. Решётка сверху завершается пальмовыми листами. Верхний горизонтальный край образован густыми веночками, сплетёнными из ветвей и цветов.

История создания

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.


marmarisik


t_e_m


t_e_m

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Правила посещений собора

Собор является действующим, вход в него бесплатный. Билет на экскурсию стоит 250 рублей. При этом пенсионеры и студенты могут посетить экскурсию по памятнику архитектуры всего за 50 рублей, дети младше 18 за 150 рублей. Купить билет можно в кассе или на сайте с 7:00 до 18:00.

Желательно при входе в храм соблюдать культуру посещения собора, одеваться по канонам, не краситься, снять все вычурные украшения, вести себя скромно и тихо, не мешая остальным. Девушки входят в храм с покрытой головой и в длинной юбке, молодые люди снимают головной убор и надевают строгий костюм или неяркую одежду.

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

За границу

Вероятно, чтобы строить колокольню, придется скорректировать границы сада, для чего потребуется провести историко–культурную экспертизу и, так как речь идет о федеральном памятнике, заручиться визой Минкульта.

Далее фундамент может быть выделен как отдельный объект культурного наследия — колокольня — и уже достроен до 170 м под видом сохранения (примерно по такому пути пошли с Рождественской церковью) либо оставлен вне территории памятника. Но в этом случае на него будет распространяться действие городского закона о зонах охраны, который придется менять. Впрочем, за этим дело вряд ли станет: недавно, например, губернатор задумал изменить его ради установки памятника Блоку на ул. Декабристов (соответствующая поправка сейчас находится на стадии первого чтения). Впрочем, юрист Павел Щапчиц в комментарии «ДП» высказал мнение, что закон изменить сложнее, чем границы территории объекта культурного наследия.

В любом случае может потребоваться уточнение предмета охраны Смольного монастыря, ведь в числе прочего охраняется «композиционно–планировочная структура монастыря с центральным храмом Воскресения Словущего (Смольным собором. — Ред.), являющимся высотной доминантой в городской застройке».

Наконец, в ЮНЕСКО могут счесть, что такое строительство оказывает влияние на исторический центр Петербурга как объекта всемирного наследия, и потребуют его согласовать.

По идее, с ЮНЕСКО должны согласовываться все работы в границах объекта всемирного наследия. Но Россия даже не уведомляет организацию о таких проектах, говорится в отчете ее консультативной миссии, о чем писал ДП. Российские власти традиционно ссылаются на отсутствие механизма таких согласований. Сейчас правительство готовит соответствующие поправки в законодательство. Но пока нет ясности, какая организация выступит экспертным органом при ЮНЕСКО, уполномоченным на согласование этих работ, сообщал ДП

Иными словами, отсутствие механизма согласования строек с ЮНЕСКО делает это требование факультативным.

Перемены XX века

Не обошли собор стороной и перипетии революции 1917 года. Из зданий вынесено все, что только можно отделить от стен и пола. Службы прекратились, а под куполом организовали склад. Монастырский двор получил название по имени архитектора — Растрелли. Кельи и иные постройки тихо разрушались, но в 2009 году здание монастыря возвращено церкви. В мае состоялся первый молебен. Прихожане вновь смогли преклонить колени в одном из красивейших православных храмов мира

Важно подчеркнуть, что монастырь передан РПЦ не полностью. Одно из зданий все еще принадлежит городу Санкт-Петербург, его администрации

В зале с уникальной акустикой проходят концерты классической и органной музыки, музыкальные фестивали и выставки картин.

Смотрите Останкино

В проекте воссоздания будут использоваться как материалы, «близкие к аутентичным», так и современные технологии (например, для укрепления фундаментов). Это может быть нетривиальной задачей. Напомним, что при воссоздании Смоленской церкви в Пулково храм построили не на историческом месте, а неподалеку — как объясняли, из–за того, что исторические фундаменты повреждены. И это было гораздо более низкое здание.

Впрочем, руководитель правления Гильдии храмоздателей (работает с тем же фондом над проектом воссоздания церкви в Амурской области) Андрей Анисимов в комментарии «ДП» предположил, что при применении современных технологий укрепить и задействовать исторические фундаменты возможно. По оценке храмоздателя, стоимость строительства такой колокольни превысит 1 млрд рублей.

Одним из спикеров в пиар–кампании проекта выступает архитектор Рафаэль Даянов, который занимался Смоленской церковью, недавно завершил проект воссоздания Рождественского храма на Песках, а первые фор–эскизы по колокольне Смольного подготовил более 10 лет назад. Он готов представлять проект на Совете по наследию, если ему это доверят, а также спроектировать объект.

Даянов говорит, что конструкциями будущей колокольни пока не занимался, от Растрелли же остались только архитектурные чертежи. То есть конструктив придется придумывать заново. Он предлагает изучить устройство других колоколен, в частности проектируемой для Новодевичьего монастыря на Московском пр. «Если взять, например, Останкинскую телебашню — она из чего сделана? Она точно так же, как башня “Газпрома” (“Лахта Центр”. — Ред.), частично в бетоне, частично в металле», — говорит Даянов. Так же и в Смольном будет «сочетание материалов». Верхняя часть «наверняка будет в облегченных конструкциях».

Выдавать за воссоздание никогда не существовавшие памятники с методической точки зрения дико. А с точки зрения практической — странно. За прошедшие более чем два столетия в этом месте сложилась совершенно другая и градостроительная, и архитектурная ситуация. Совершенно непонятно, зачем ее сейчас взламывать таким объектом. Это может нанести только огромный вред и самому памятнику — Смольному собору, и в целом всей городской исторической ткани в этом районе. Поэтому я, конечно, категорически против. Есть много объектов, которые действительно заслуживают того, чтобы быть воссозданными. А люди занимаются такой ерундой. Я не вижу здесь никаких рациональных причин. Кроме, может быть, каких–то амбиций заинтересованных лиц. Насколько реализация таких проектов возможна? При определенной доле административной поддержки у нас возможно все что угодно. Вон уродуют памятники федерального значения под видом работ по сохранению объектов культурного наследия. Разбирают целые здания под видом тех же работ. Но я очень надеюсь, что и администрация Петербурга, и комитет по охране памятников никогда не поддержат такую странную инициативу.

Александр Кононов

заместитель председателя петербургского ВООПИиК

Я считаю, что это благородное дело по отношению к великому архитектору. Надо завершить ансамбль так, как он его видел. Мы привыкли, что произведение архитектуры реализовывается автором при жизни. Тут другой случай: строительство было начато, а потом прекращено. Вопрос в том, можем ли мы его продолжить. Я предложил эту идею, когда было утрачено лидирующее значение собора из–за того, что построили чудовищный дом «Иви–93» на оси Шпалерной на другой стороне реки. И если его не снести, то только так можно восстановить ансамбль Шпалерной.

Филипп Никандров

главный архитектор бюро «Горпроект»

В соответствии с конвенцией всемирного наследия должна быть проведена оценка воздействия планируемого строительства на сохранность объекта всемирного наследия. Она проводится по методике ИКОМОС и направляется в ЮНЕСКО. Саму оценку может проводить любое лицо, имеющее соответствующие познания. Соответственно, возможна война экспертиз. Поскольку документ в Париж направляют министерство по культуре и МИД, они могут выбрать положительную оценку. Если ЮНЕСКО будет против строительства, оно уведомит об этом Россию.

Николай Лаврентьев

член ИКОМОС Россия

Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Архитекторы и стиль

Целая плеяда архитекторов работала над возведением собора. Первоначальный замысел и проект принадлежат Растрелли, который задал основное архитектурное направление при строительстве – барокко. Отсюда присущие архитектурному стилю легкость, строгая симметричность, характерная для здания. Величественный внешне собор поражает обилием украшений, лепнины, лучковыми фронтонами, которые делают его нарядным, даже по-светски роскошным.

Автор проектов Зимнего дворца и Екатерининского удивительно чувствовал место, где строился собор, модные тенденции времени, запросы Елизаветы Петровны. Именно этим вызвано изменение проекта, использование русских зодческих традиций, благодаря чему комплекс получил форму креста в честь Иисуса Христа и 4 евангелистов. С 1849 года работы проводились под руководством помощника итальянского зодчего – Христиана Кнобеля.

Сменивший Растрелли сподвижник архитектор Ю.М. Фельтен продолжил стиль пышного елизаветинского барокко и следовал проектам великого мастера. В 1768 году голубые фасады получили лепнину, изготовленную по рисункам Растрелли. Еще один итальянец и сподвижник Растрелли Эрколе Казасопра обогатил собор башнями, куполом и барабаном.

В 19 веке русский архитектор Василий Стасов предложил не только заменить обветшавшую кирпичную кладку и кровлю, но и проложить трубы печей. Купол был покрыт для защиты оцинкованным железом и окрашен. Колонны облицевали белоснежным мрамором, сделали такие же ступени, площадки. Перед зданием сделали площадь с ажурной металлической оградой.

Смольный институт благородных девиц

По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина ІІ распорядилась собрать информацию о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравился. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появилась совершенно новая модель учебного заведения.

Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий, состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.

Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы. По окончани института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.

После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна. С ее приходом в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп стало три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.

Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».

С 1764 года институт занимал здание, которое строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги, и торжественное открытие института состоялось в 1808 году.

Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.

Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: