Мемориальный музей-лицей в здании бывшего императорского царскосельского лицея в пушкине (царское село): в гости к пушкину на 200 лет назад

Из истории Императорского Царскосельского лицея

В 1811 году, чтобы обучать талантливых детей из дворянских семей, в Царское Село выписали лучших педагогов и специалистов по разным дисциплинам. Программа обучения была рассчитана сначала на 6 лет, позже, с 1836 года, — на 4 года. За это время воспитанники изучали:

  • языки — российскую, латинскую, немецкую, французскую словесность и риторику;
  • точные науки — математику, физику и космографию;
  • отечественную и мировую историю, физическую географию;
  • нравственные дисциплины — Закон Божий, этику и логику;
  • политическую экономию, правоведение, математическую географию и статистику.

Кроме того, уделялось внимание творческому и физическому развитию детей. Ученики занимались рисованием и танцами, тренировались в чистописании, получали навыки фехтования, плавания, езды верхом

С первого дня работы Императорский лицей расположился в дворцовом флигеле Екатерининского дворца. Само здание — творение великих зодчих. Его строили по чертежам Ильи Неелова и Джакомо Кваренги, а под нужды лицея флигель реконструировал Василий Стасов. По его проекту в четырёхэтажном здании появились учебные классы, залы для занятий и жилые комнаты лицеистов.

Интересные факты

  • В советские времена огромная библиотека Лицея была расформирована по разным учебным заведениям страны. На сегодняшний день более 700 экземпляров из подлинной библиотеки Лицея удалось вернуть в Alma-Mater великого русского поэта.
  • Великолепный фехтовальщик А.С. Пушкин имел по этому предмету оценку «1». Вопреки современной системе оценок, единица означала высшую успеваемость, «0» ставился за полное незнание предмета, а между ними шли баллы от 2 до 7.
  • Лицеисты пушкинского выпуска не имели постоянных мест за партой. Ученики пересаживались по мере проявления успехов в учёбе. Наиболее успевавшие по конкретному предмету садились в первые ряды, отстающим приходилось пересаживаться назад.
  • День лицеистов начинался с ежедневного подъёма в 6 утра, занятия науками занимали до 7 часов в сутки, а отдыхом считались прогулки, гимнастика, музицирование и рисование.
  • Друг и секундант Пушкина на роковой дуэли, Константин Карлович Данзас, так же был лицеистом первого выпуска.
  • Пушкин мог бы и не учиться в Царском селе, однако, благодаря дяде, поэту Василию Львовичу Пушкину, лично знакомому со Сперанским, ему позволено было сдать экзамены. Вторым помощником будущего лицеиста стало прекрасное знание французского языка, благодаря которому он блестяще прошёл вступительные испытания.
  • Из 30 первых выпускников лицея юный Пушкин был всего лишь 26 по успеваемости с превосходными оценками в области словесности и фехтования.
  • Последний факт имеет весьма скромное отношение к Царскосельскому лицею. В городе Эфиопии, Адис-Абеба, 17 лет назад установлен памятник Александру Сергеевичу с надписью «Нашему поэту».

Предметы

Обучение состояло из двух курсов: начального и окончательного. Каждый занимал по три года. При переходе на следующий курс и выпуске проводился публичный экзамен, на котором почти всегда присутствовали министр просвещения, члены Академии наук, родители и родственники воспитанников.

В правах и преимуществах Царскосельский лицей приравнивался к российским университетам. Но юный возраст воспитанников не позволял требовать от них того же, чего ждали от взрослых студентов: дойти до совершенства в своей области. Задачей лицеистов было усвоить «главные основания» многих наук. Поэтому учебная программа была обширной и пестрой.

В почете было изучение латинского, французского, немецкого. Во время соревнований по иностранным языкам штрафовали тех, кто случайно заговорит по-русски. Лицеисты осваивали риторику, словесность, русскую и мировую историю, «нравственные науки», географию, науки математические и физические. Под определением «изящные искусства и гимнастические упражнения» скрывались чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховая езда и плавание.

На литературных собраниях у гувернера Сергея Гавриловича Чирикова лицеисты сочиняли повести: один придумывает начало, второй завязку, третий подхватывает. Двадцать лет спустя эти сюжеты лягут в основу «Метели» и «Выстрела» Пушкина.

Но еще раньше, чем они будут опубликованы, Александр Сергеевич подаст Николаю I записку «О народном воспитании», в которой изложит свои взгляды на образование. Домашнее воспитание, по мнению выпускника Лицея, «недостаточное» и «безнравственное». Частное образование нужно не колеблясь «подавить». Юношество должно иметь время на то, чтобы «перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ». По мнению поэта, не так уж необходимо тратить 6 лет на изучение французского, греческого и латыни. Зато история и политические науки в старших классах должны стать основными предметами.

Становление поэтической личности

За годы обучения А. С. Пушкин смог глубоко изучить мифологию. История, русская словесность и французский язык стали для писателя основными предметами. А. С. Пушкин не проявлял огромного усердия в учебе, он отличался отсутствием прилежания. Точные науки подростку давались тяжело, а вот в словесных науках А. С. Пушкин преуспевал. Он был участником поэтического кружка, был автором различных эпиграмм и памфлетов, которые издавались редколлегией лицея. Учеба в лицее стала для начинающего писателя огромным жизненным и творческим опытом.

После Отечественной войны 1812 года, которую лицеисты встретили в учебном заведении, А. С. Пушкин пишет стихотворения, посвященные народу и Родине.

В 1815 году Александр Сергеевич сдает переходный экзамен, заключавшийся в прочтении своего стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» Г. Р. Державину. Знаменитый поэт высоко оценил произведение А. С. Пушкина и назвал начинающего поэта своим преемником. Это становится началом его блестящей карьеры. Уже через год после экзамена, еще находясь в лицее, А. С. Пушкин работает над стихотворениями и пьесами для императорской семьи. Такие знаменитые лица, как В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков положительно оценивали творчество А. С. Пушкина.

Стоимость билетов 2021

Стоимость входного билета и экскурсионного обслуживания на одного посетителя в группе (не более 15 человек)

Полная стоимость входного билета

  • Для взрослых — 150 руб.
  • экскурсионное обслуживание — 180 руб.
  • экскурсия с аудиогидом — 300 руб.
  • общая стоимость билета — 330 руб.

Стоимость входного билета для льготников

  • Для пенсионеров, школьников до 18 лет и студентов от 16 лет — 60 руб.
  • экскурсионное обслуживание — 180 руб.
  • экскурсия с аудиогидом — 210 руб.
  • общая стоимость билета — 240 руб.

Бесплатные дни

Мемориальный Музей-Лицей принимает посетителей бесплатно (кроме заказных групп):

  • В Международный день музеев 18 мая;
  • В Пушкинский день России 6 июня;
  • В День лицейской годовщины 19 октября.

Третье воскресенье месяца

Лица, не достигшие 18 лет, а также обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, имеют право на бесплатное посещение 1 раз в месяц Музея-Лицея в Пушкине.

Бесплатно для граждан

  • Право на получение бесплатного входного билета имеют:
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные Кавалеры Орденов Славы;
  • Граждане РФ, удостоенные звания Герой Социалистического Труда и граждане РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней.
  • Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла.
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
  • Ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР.
  • Реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий.
  • Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
  • Инвалиды I группы (граждане РФ) и сопровождающий посетителя с ограниченными физическими возможностями.
  • Инвалиды II группы (граждане РФ).
  • Дети в возрасте до 7 лет.
  • Дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, а также находящиеся в детских домах РФ и Республики Беларусь (для группы по предварительной договоренности).
  • Дети-инвалиды и сопровождающий ребенка-инвалида.
  • Лица, проживающие в домах-интернатах РФ и Республики Беларусь (по предварительной договоренности).
  • Многодетные семьи (все члены семьи).
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России.
  • Кадеты военных училищ (группа более 5 человек принимается как заказная группа).
  • Студенты очной формы обучения высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
  • Сотрудники музеев, находящихся   в подчинение Министерства культуры Российской Федерации.
  • Сотрудники центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и члены ИКОМ, члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и ЛО».

Дружеские связи

Рассказ о годах учебы невозможен без упоминания той дружеской атмосферы, которая царила в лицее. У А. С. Пушкина были хорошие отношения как с воспитанниками лицея, так и с лицейными преподавателями, которые отмечали природный ум писателя.

Несмотря на то что А. С. Пушкин часто ссорился с другими лицеистами и вступал с ними в конфликты, писателю удалось найти в лицее настоящих друзей, о которых А. С. Пушкин будет всю жизнь вспоминать с теплотой. Именно в Царскосельском лицее поэт познакомился и подружился с И. И. Пущиным, А. А, Дельвигом, В. К. Кюхельбекером, И. В. Малиновским. С А. С. Пушкиным их объединяло не только то, что они находились в одном литературном кружке, где читали друг другу написанные произведения, но и то, что они проводили друг с другом все свое свободное время и делились самыми сокровенными мыслями.

Годы, проведенные А. С. Пушкиным в лицее, навсегда стали ассоциироваться с темой дружбы, которая занимает особое место в творчестве великого поэта и писателя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лицейские годы Пушкина», рассмотрит период становления творческой личности А. С. Пушкина, который уже в это время становится известным поэтом.

Самые популярные материалы сентября для 5 класса:

Краткое содержание «Повесть временных лет»

Краткое содержание «Журавль и цапля»

Краткое содержание «Бородино»

«Царевна-лягушка» главные герои

Краткое содержание «Илиада»

Моя любимая сказка

Краткое содержание «Святогор и Микула Селянинович»

Краткое содержание «Деревня»

«Илиада» очень краткое содержание

Краткое содержание «Черная курица или подземные жители»

Лицеисты

19 октября 1811 года первый курс Царскосельского лицея садится за парты. Ребятам предстоит быть одновременно и школьниками (по возрасту), и студентами (полученное образование приравнивается к высшему). Любопытно, что одноклассники не были ровесниками. Так, например, Данзасу, будущему офицеру и секунданту Пушкина, на момент поступления было около 11 лет, самому Пушкину – 12, а сыну первого директора Лицея Ивану Малиновскому — 15.

Слух о Лицее, в котором, как предполагалось, будут обучаться и великие князья, братья императора Александра I, взволновал аристократические круги. На места для 30 воспитанников быстро образовался конкурс. Экзаменовали поступающих влиятельные люди: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Что представляли из себя лицеисты? Об этом можно судить по сохранившимся рукописям Кюхельбекера: объемная тетрадь вмещает в себя 254 страницы с философскими, моральными, литературными и политическими вопросами, волновавшими мальчиков. Здесь и «Образ правления», и «Обязанности гражданина-писателя», и «Естественная религия», и «Рабство». Суждения на такие сложные темы сочетаются у воспитанников с юношеской горячностью: тот же Кюхля вызовет Пушкина на дуэль, соберется топиться в пруду, первым из воспитанников опубликует свои произведения.

Как до музея добраться, есть ли парковка

Добираться сюда можно электричкой до остановки «Царское Село — г. Пушкин». Потом автобусом или маршруткой до «Средней улицы». Номер транспорта любой. От остановки около половины километра придется идти пешком.

Совет. Можно также до «Средней улицы» добраться на метро от «Московской», «Звездной» или «Купчино». Оттуда ходят автобусы и маршрутки до этой же остановки в Пушкино.

Что касается парковки, непосредственно возле музея ее нет. Некоторое время назад возле заповедника «Царское Село» началось строительство парковки для приезжающих посетить Александровский и Баболовский парки. Расположена она на перекрестке Волхонской и Кузьминской трасс. Работа там близится к завершению.

«Под сенью дружных муз»

Учеба строилась не совсем так, как принято теперь: вместо отдельных предметов были направления, в рамках которых изучались смежные дисциплины. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств включал живопись, театр, танцы и музыку, а отдельный военный цикл состоял как из собственно профессиональных навыков, так и из необходимых дворянину прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. Поскольку все курсы были авторскими, преподаватели стали главной ценностью заведения. Их было немного, кандидатура каждого подбиралась индивидуально и утверждалась на самом высоком уровне. Настоящими звездами были профессора права и словесности Александр Куницын и Николай Кошанский, а французскую грамматику преподавал Давид де Будри — родной брат знаменитого революционера Марата. Много времени ученики проводили во внеклассных занятиях, и здесь особая роль принадлежала преподавателю изящных искусств Сергею Чирикову, который покровительствовал множеству начинаний лицеистов — литературному кружку, рукописному карикатурному журналу и т.д. В целом, атмосфера в лицее была весьма свободная и творческая, что и дало возможность ученикам раскрыть художественные способности. Даже не самые одаренные воспитанники старались проявить себя в рисовании, стихосложении, музыке, переводах. Многие, еще будучи учениками, печатались во вполне взрослых литературных журналах, причем первыми в московском «Вестнике Европы» за 1814 год были опубликованы стихи не Пушкина (что логично было бы предположить), а его товарища Антона Дельвига. Для самостоятельных занятий в лицее была создана великолепная библиотека, одна из лучших в то время.

общество

В одном из залов лицея

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

Интерес императора к первому лицейскому набору сохранялся вплоть до его выпуска в 1817 году. Переводные и выпускные экзамены и вовсе стали событием государственного масштаба — на них присутствовали члены императорской фамилии, высшие чиновники, знаменитые ученые и литераторы (только Карамзин и Жуковский чего стоят!), конечно, родственники. Направление карьеры ученики выбрали разные, благо, такая возможность была — каждый по желанию мог определить вид службы (военный, дипломатический, гражданский), а стартовый ранг давался по показанным результатам. Лучшие 17 человек получили чин титулярного советника (IX класс), соответствующий чину прапорщика гвардии. Остальные получили X ранг (коллежский секретарь или армейский прапорщик), в том числе Пушкин, который в рейтинге стоял третьим с конца

Кстати, распределение всех выпускников лицея было напечатано в газетах, что подчеркивает внимание к этому учебному заведению

Первый выпуск 1817-ого обычно называют «золотым» — и не только из-за Пушкина. Секундант поэта на его последней дуэли Константин Данзас и лучший ученик курса Владимир Вольховский выйдут в отставку генералами. Федор Матюшкин станет адмиралом, знаменитым полярным исследователем. Трагическими строками войдут в русскую историю судьбы декабристов Ивана Пущина и Вильгельма Кюхельбекера. Кстати, сразу после восстания Горчаков рискуя карьерой, а то и свободой, принес другу Пущину заполненный паспорт и умолял его бежать за границу, но тот счел это бесчестием и остался ждать ареста. Князь Александр Горчаков позже станет канцлером Российской империи. Он переживет всех однокашников, и последним будет справлять ежегодный день лицея.

уцацф

Фото: Depositphotos

«Золотым» первый выпуск остался еще и потому, что после него Императорский лицей стал меняться. Послевоенный относительно либеральный период правления Александра в очередной раз сменился реакцией. Министерство народного просвещения было объединено с главным управлением духовных дел, а лицей в 1822 году подчинен военному ведомству. Естественно, ни о каком творческом духе и свободолюбии речь уже не шла. Кроме того, были учреждены еще несколько аналогичных и одноименных заведений в других городах, что дискредитировало идею элитарности лицейского образования. В 1843 году Императорский лицей переехал из Царского села в столицу и был переименован в Александровский. Просуществовал он до 1918 года. Новую жизнь лицеи получили уже в конце XX века, но ничего общего ни с традициями эпохи Аристотеля, ни с временами «золотого» пушкинского выпуска эти учебные заведения не имеют. Кроме, разве что, праздника 19 октября.

Переезд в Петербург

1 ноября 2011 года Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 25 рублей с изображением Царскосельского лицея в память его 200-летия. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 1000 экземпляров и весом 169 граммов

6 сентября 1843 года[] учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию учебного заведения (1861) к главному зданию со стороны сада пристроили двухэтажный корпус. В 1878 году по проекту Р. Я. Оссолануса над зданием надстроили четвёртый этаж. В 1881 году в новом флигеле по Большой Монетной улице разместился подготовительный класс. В —1905 годах со стороны Лицейской улицы был построен угловой четырёхэтажный флигель для воспитателей, главное здание было расширено, к нему были пристроены крылья.

К 100-ю Александровского(Царскосельского) лицея. Возложение венка на памятник лицеисту А. С. Пушкину в Царском Селе. Янв.1912 г.

С 1843 по 1917 г. здесь жили лица высочайшего двора. Среди них — первый попечитель Лицея принц Петр Георгиевич Ольденбургский; фрейлина графиня Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен, внучка М. И. Кутузова; фрейлина Александра Васильевна Жуковская, дочь знаменитого поэта В. А. Жуковского; фрейлина М. Э. Мещерская, великий князь Николай Николаевич (старший), сын Николая I, женатый на принцессе Александре Петровне Ольденбургской.

Пушкинский музей

Памятник А. С. Пушкину в Лицейском саду.

Несмотря на то что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные лицейские дни, такие как 19 октября — день открытия Лицея, и дни рождения и смерти Пушкина, обязательно отмечались. 19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы П. П. Забелло, а в саду — гипсовый памятник А. С. Пушкину, в 1899 году заменённый двухметровым бронзовым бюстом работы И. Н. Шредера (бюст работы Шредера в настоящее время выставлен перед Пушкинским Домом).
В 1900 году в Царском Селе был открыт бронзовый памятник А. С. Пушкину-лицеисту в Лицейском саду.

Программа обучения

Александр I приравнял Императорский Царскосельский лицей к российским университетам. По окончании выпускники получали гражданские чины 14-9 классов. Если в дальнейшем планировалась военная карьера, проводились дополнительные занятия, после которых лицеисты получали права окончивших престижный Пажеский Его Величества корпус.

Образовательная программа хоть и менялась несколько раз, сохраняла гуманитарно-юридический характер. Учебный план разрабатывал Михаил Сперанский. Длительность обучения составляла 6 лет, которые поровну делились на начальный и окончательный курс. Набор воспитанников проходил 1 раз в 3 года, лицеистами могли стать мальчики 10-14 лет, имеющие дворянское происхождение.

Воспитанники Царскосельского лицея изучали порядка 22 дисциплин, которые делились на 5 групп:

К нравственным предметам относились Закон Божий, логика, этика, политическая экономия, правоведение.
Словесные включали русский, латинский, французский и немецкий языки, а также риторику.
Исторические дисциплины были представлены российской и всемирной историей, физической географией.
Физико-математические науки изучались в рамках математики, начальной физики, космографии, статистики, математической географии.
Из изящных искусств лицеисты практиковались в чистописании, рисовании и танцах

Особое внимание уделялось физической подготовке: воспитанники обучались верховой езде, плаванию, гребле, фехтованию.

Интересно, что за отлично усвоенный материал ученики получали оценку «1», и далее по нисходящей до «4». За абсолютное незнание темы можно было заработать позорный «0». Каждый предмет оценивался по трем критериям, один из которых оставался неизменным на протяжении всего срока обучения – за талант и способности.

В Царскосельском лицее дворянских детей готовили к государственной службе на самом высоком уровне, поэтому образование было как можно более разносторонним. Педагоги старались сформировать самостоятельную и творческую личность, которая будет стремиться покорять, казалось бы, неприступные высоты и найдет свое призвание в жизни. Преподаватели не требовали бездумного зазубривания истин, а подталкивали на поиск собственных, учили мыслить свободно, независимо и самостоятельно. Обращались к мальчикам на «Вы», добавляя перед фамилией «господин». Это позволяло сохранять некоторую дистанцию и привыкать к уважительному обращению.

Такой прогрессивный подход к обучению, вопреки ожиданиям, не способствовал взращиванию высококвалифицированных чиновничьих кадров. Процент выпускников, посвятивших себя государственной службе, достаточно низкий по сравнению с задуманным. Однако среди них действительно попадались алмазы, которые в процессе обучения становились чистейшей воды бриллиантами. Достаточно вспомнить дипломата Александра Горчакова или полярного исследователя адмирала Федора Матюшкина.

Как ни парадоксально, поощряемое в лицее свободомыслие породило целый ряд оппозиционеров. Многие выпускники Царскосельского лицея впоследствии состояли в различных тайных обществах и кружках, некоторые из них примкнули к декабристам и в 1825 году вышли на Сенатскую площадь.

Педагоги

Поначалу в Лицее было 30 учащихся, 11 наставников: директор, учителя, гувернеры. Кроме этого, в штате числился надзиратель, шпионящий как за подопечными, так и за педагогами. Один из таких блюстителей порядка Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович до того разозлил воспитанников, что они поставили ему ультиматум: либо он удаляется из Лицея, либо они. Надзирателю пришлось уехать в тот же день.

Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский подчеркивал: надо сделать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие». Лицеисты должны были видеть в педагогах не начальников, а друзей. Так, мальчики были вхожи в дом директора, где знакомились с обычаями света. Выезжали с его семейством на прогулки, катались с горок и на коньках.

Профессора, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми до 30 лет. Еще одним новшеством было то, что «главные науки» преподавали русские педагоги, а не иностранцы. Хотя у некоторых из них и был опыт зарубежного обучения. Так, любимый преподаватель Пушкина Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов и Яков Иванович Карцев, окончив Петербургский педагогический институт, были отправлены для продолжения образования в Геттинген, Йену и Париж. И по прибытии назначены профессорами в Лицей.

Сегодня ценится, когда педагоги, работающие с детьми, сами создают программы, учебники и пособия. Этот принцип соблюдался и в Лицее. Например, Николай Федорович Кошанский, имевший степень доктора философии и свободных искусств, не только издал несколько учебников, но и перевел огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота, по которым учились лицеисты.

Преподавателей объединяло не только желание распознать характер и наклонности своих воспитанников, но и старание воплотить в жизнь их высокие юношеские замыслы. Так, директор Энгельгардт добился для Федора Матюшкина места в кругосветном путешествии. Теперь мы знаем его как адмирала, исследователя Восточной Сибири, чьим именем назван мыс в Северном Ледовитом океане. Неудивительно, что многие выпускники сохранили дружеские и доверительные отношения со своими лицейскими наставниками.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: