Царское село. музей-лицей а. с. пушкина

История музея

История данного учебного заведения не богата большими событиями. Если говорить кратко, лицей просуществовал всего 57 лет. Но он оставил ощутимый след. Принимали в это заведение детей дворян от 12 до 14 лет и обучали 6 лет, а потом курс сократили до четырех. Инициировал открытие заведения М. М. Сперанский, служивший тогда статским советником. Он же составил программу, по которой обучались дети. Открыто было три факультета: физико-математический, словесный и политический.

Обучение была строгим, оценки выставлялись по евросистеме. Однако, если лицеист не тянул какой-то предмет, ему просто ставили отметку 0, а потом не заставляли насильно его изучать. Среди лицеистов были А. С. Пушкин, А. М. Горчаков, ставший впоследствии канцлером, и многие другие. Программа и форма обучения не соответствовала школе, скорее пансиону и училищу вместе. Но уровень обучения позволял приравнивать его к университету гуманитарно-юридического типа. Создано было заведение изначально для великих князей. Мальчикам преподавали историю, языки, литературу.

Программа обучения

Лицеисты жили здесь 6 лет безвыездно. Даже на каникулы их не выпускали домой, а учебный год длился с 1 августа по 1 июля, без промежуточных каникулярных дней. Комнаты лицеистов были обставлены просто, подобно кельям монахов. Теперь в лицее находится Пушкинский музей, самый первый в  России. Открыт он был летом 1879 года.

Черновик Пушкина-лицеиста

Оценки

До 1816 года учителя подробно излагали свое мнение о каждом ученике, ежегодно составлялись развернутые характеристики: описывались сильные и слабые стороны воспитанника, причины его проступков или отставания в учебе. Это позволяло на деле осуществлять принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. Позднее была принята более краткая форма оценивания. Характеристика составлялась педагогами не в индивидуальном порядке, а совместно на итоговых заседаниях. А учеба и поведение оценивались цифрами:

  • 1 — отлично,
  • 2 — очень хорошо,
  • 3 — хорошо,
  • 4 — посредственно,
  • 0 — худо.

Оценивались не только учебные успехи, но и способности лицеистов. Так, Пушкин находился ближе к «неспособным и ленивым» в этом списке. «Ранжирование» учеников в зависимости от их успехов — спорный момент. Современные педагоги считают, что это негативно влияет на процесс формирования Я-концепции ребенка. Но для лицейских преподавателей оно было важным средством воспитания. Не только в классах, но и за обеденным столом лучшие места занимали лицеисты, отличившиеся успехами в учебе и поведении.

А вот стремление научить юношей думать самостоятельно, свободно и независимо вполне соответствует современным представлениям о содержании образования. В Постановлении о Лицее подчеркивается правило «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать его собственное действие».

Ведомость. Источник фото

Интересные факты о пушкинском лицее

Первым директором этого учебного заведения был Василий Фёдорович Малиновский, известный в то время дипломат и публицист. Он занимал эту должность с 1811 по 1814 гг. Малиновский начал собой список директоров Царскосельского лицея.

После него на протяжении 9 лет эту должность занимал Егор Антонович Энгельгарт (1814-1823). Впоследствии на эту должность был назначен Фёдор Григорьевич Гольгоер. Он руководил Царскосельским лицеем до 1840 года.

О лицеистах хорошо заботились — прекрасно кормили, для них шил мундиры придворный портной Мальгин. Во время Отечественной войны 1812 г. казна была разорена. Это отразилось на содержании питомцев лицея. Они стали ходить в сером, а вместо портера теперь им был положен квас. Лицеисты были недовольны тем, что теперь их форма стала такой же, как у штатских.

В конце 1811 г. в этом учебном заведении уже выпускалось два журнала. Они выходили на газетной бумаге, и издавались Кюхельбекером и Илличевским. На следующий год количество авторов расширилось. Теперь издавались:

  1. «Неопытное перо», которым занимались Пушкин, Дельвиг и Корсаков.

  2. «Для удовольствия и пользы», где авторами были Яковлев, Кюхельбекер и Вольховский.

В следующем, 1813 г., оба коллектива объединились. Они издавали журнал «Юные пловцы». Затем в течение трёх лет выпускался «Лицейский мудрец».

Наивысшей оценкой была единица. Чем выше была оценка, тем считалось хуже. Самой плохой из них была четвёрка. Однако также существовала дополнительная оценка. Лицеист мог получить ноль, если он демонстрировал полное отсутствие знаний.

По итогам обучения по каждому предмету ставились не одна, а три оценки. Две из них можно было улучшить на экзамене, а одна оставалась постоянной — её ставили за талант.

Пушкин жил во время учёбы в лицее в келье № 14. Он помнил об этом в течение всей своей жизни. Будучи уже взрослым человеком, он иногда любил подписываться «№ 14» в память об этом.

Во время выпуска Пушкина директором был Энгельгарт. Он подарил всем по чугунному кольцу, которое символизировало крепкую дружбу. Поэтому весь первый выпуск называл себя «чугунным».

История строительства здания

Царскосельский лицей

В году, когда было принято решение о создании Царскосельского лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На первом этаже расположили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором — столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже разместились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали дортуары — комнаты воспитанников.

В году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.

Наличие полезных услуг для туристов

На входе в Лицей работает гардероб. И надо быть готовым к тому, что даже сумочки нужно сдавать туда.

На территории Лицея нет никаких кафе, магазинов, киосков с сувенирами и других услуг. Нет даже туалета. Это все это есть на первом этаже здания Екатерининского дворца. Так что туристы, посещающие Лицей, особых неудобств не испытывают из-за отсутствия «удобств».

На заметку. Внутри здания лицея и рядом с парком почти нет никакой торговли, зато порядок и чистота окружают здания.

Территория возле здания

Есть в Пушкино отели. Но на территории Царскосельского музейного комплекса их нет. Гостиница «Царскосельский кампус» находится неподалеку от паркового комплекса. Она подойдёт тем, кто хочет поселиться ближе к паркам Царского Села, но в недорогом отеле. Стоимость за сутки проживания здесь от 650 руб.*

«Дача Кочубея» рядом с Екатерининским парком предлагает номера классического стиля для одного или двух человек. Территория охраняется, есть парковка Wi-FI, спутниковое ТВ, банкетный зал в ресторане, кафе, но стоимость за сутки пребывания от 3500 рублей.* Не менее комфортабельны и другие отели вокруг паркового комплекса, дворцов и лицейского здания.

* Цены указаны на 2018 год.

Руководители и педагоги

Первым директором элитного лицея стал Василий Федорович Малиновский, просветитель, публицист и дипломат. Именно он старался установить дружественные отношения между учениками и наставниками. Воспитанники Царского села любили проводить досуг в семье директора, подолгу беседуя на любые волнующие лицеистов темы.

Период директорства Малиновского стал тяжелым как для страны, так и для него самого. Сначала грянула война с Наполеоном, вслед за этим умерла жена Василия Федоровича, оставив ему на попечение малолетних детей. 4 апреля 1814 года после непродолжительной болезни Василий Малиновский скончался, не дожив до 50 лет. В последующие два года пост директора лицея занимал учитель немецкого языка и словесности, профессор Федор Матвеевич Гауеншильд, затем – Егор Антонович Энгельгардт.

В числе преподавателей Царскосельского лицея было много блистательных педагогов:

  • Александр Иванович Галич;
  • Александр Петрович Куницын;
  • Николай Федорович Кошанский;
  • Яков Иванович Карцев;
  • Сергей Гаврилович Чириков;
  • Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон;
  • Федор Богданович фон Эльснер;
  • Давид Иванович де Будри.

Годы учебы

В 1810 году недалеко от Санкт-Петербурга основывается новое учебное заведение для дворянских детей – Императорский Царскосельский лицей, в 1811 году он уже принимал своих первых учеников. Данное учреждение и учеба А. С. Пушкина в нем занимает особое место в биографии знаменитого русского писателя и поэта.

А. С. Пушкин в лицее оказывается благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину, известному в те времена писателю. Двенадцатилетнему мальчику удалось продемонстрировать на вступительных испытаниях свои блестящие знания. 19 октября 1811 года – дата, которую писатель запомнил до конца своей жизни. Эта дата связана с особыми воспоминаниями о лицее и о тех людях, с которыми он сблизился там.

Период обучения в лицее занимал 6 лет: с 1811 по 1817 годы. За это время происходило становление А. С. Пушкина как личности и как поэта.

«В октябре багрянолистном девятнадцатого дня…»

Подобное непостоянство и противоречивость были свойственны Александру, проявились они и в его детище — лицее. Получилось, что принципы его деятельности разрабатывал реформатор Сперанский, программу составлял республиканец Лагарп (бывший воспитатель императора), а вот писал устав и курировал подготовку к открытию министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, апологет охранительства. Лицей был задуман как элитарное учебное заведение, готовящее высших государственных чиновников, но программа была в основном гуманитарная, даже творческая

Кстати, представители самых родовитых фамилий обошли заведение своим вниманием, князь Александр Горчаков — пожалуй, единственное исключение. Великие князья тоже в лицее не обучались

Но внимание царской семьи к новому учебному заведению было значительным, достаточно вспомнить, что под него был выделен флигель Екатерининского дворца в Царском селе, где часто жила августейшая чета. Здание было специально перестроено архитектором Василием Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.

общество

Вид на Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Пушкине

Фото: ТАСС/Александр Демьянчук

Торжественное открытие состоялось 19 (310 октября 1811 года. Помимо учеников и преподавателей, присутствовал сам Александр, обе императрицы — мать Мария Федоровна и супруга Елизавета Алексеевна, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович, придворные, министры, члены Государственного Совета и «многие другие знаменитые особы», как писали газеты. Приглашения получили и родственники лицеистов. Была зачитана дарованная лицею Высочайшая Грамота, профессора и директор лицея Малиновский произнесли приветственные речи. Потом все лицеисты были поочередно представлены государю. Кстати, форму для них придумал и пошил Мальгин — личный портной Александра. Ближе к вечеру взрослым был подан обед, а детям десерт, после которого они побежали в парк играть в снежки — накануне как раз выпал первый снег.

Из Высочайшей Грамоты Императорскому лицею, зачитанной на его открытии 19 октября 1811 года:

общество

Фото: TASS/DPA/Peter Zimmermann

Дворцовый парк с его тенистыми аллеями, прудами и памятниками русскому оружию стал главным развлечением учеников. В остальном же режим жизни лицеистов был довольно строгим.

Иван Пущин. «Записки о Пушкине»

общество

Вид на Императорский Царскосельский Лицей в городе Пушкин

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

В первый набор зачислили 30 человек. Дело каждого рассматривали персонально, необходимо было ходатайство от уважаемых людей и документальное подтверждение дворянского происхождения. За Сашу Пушкина, например, радел директор департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Александр Иванович Тургенев. Помимо этого министр Разумовский лично проводил «вступительные испытания» — что-то вроде собеседования, целью которого было выявить уровень знаний будущего лицеиста. Зачисляли мальчиков 10-12 лет. Учеба была рассчитана на шесть лет — два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними. Лицеистам запрещено было покидать учебное заведение, кроме как по каким-то особым случаям — например, Пушкину лишь дважды разрешили отлучиться за все время, да и то по весьма трагическим поводам. Каникулы существовали, но проводить их должно было в лицее. Выход в город в гости разрешался за заслуги в учебе, как поощрение. Посещение родителями не приветствовалось. Кстати, полный отрыв от семьи в годы обучения был тогда общепринятой нормой — во всех кадетских и пажеских корпусах были даже более строгие правила. Зато в лицее были запрещены телесные наказания и, кстати, за обучение и полный пансион не брали плату. И, что было уж совсем немыслимо в те времена, каждый воспитанник имел отдельную комнату.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Мемориальный музей-лицей

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты I выпуска.

На основе архивных материалов были восстановлены Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, некоторые спальни воспитанников, а также квартира гувернера и учителя рисования С.Г. Чирикова.

В Большом зале воспитанники проводили часы досуга, занимались танцами, фехтованием, ставили спектакли. По торжественным случаям в зал вносили, покрытый красным сукном с золотой бахромой, стол, на который помещали — «Грамоту, жалованную Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I». Сегодня грамота также занимает своё место в центре стола. Документ с вензелем самодержца скреплён государственной печатью, заключённой в ковчег золоченой бронзы. Содержит Устав и Манифест о создании Лицея.

У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А.С. Пушкин.

Спальни размещались на четвертом этаже лицея. По обе стороны находилось пятьдесят комнат воспитанников и две дежурных гувернеров.

Над каждой комнате, как и прежде, табличка с её номером, именем и фамилией воспитанника (Пушкин занимал комнату № 14). Восемь комнат воссозданы и открыты для осмотра.

Спальни отделялись одна от другой и от коридора перегородками, не доходящими до потолка.

В комнате размещались железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул и стол для умывания.

В учебном классе стоит кафедра преподавателя, учебная доска, на стене висит «Генеральная карта Российской империи с разделением на новоучреждённые губернии и уезды» 1785 года.

Полуциркульные парты расположены амфитеатром. Лицейские занимали места в зависимости от успехов по тому или иному предмету. Первые — занимали лучшие ученики. Последние — кто не имел знаний по предмету. На уроках русской словесности Пушкин сидел впереди; вероятно, в числе последних, — на математике.

В галерее, соединяющей Лицейский флигель с Екатерининским дворцом, размещалась библиотека.

Сегодня здесь в шести шкафах из красного дерева находится более 700 книг с экслибрисами и печатью Лицея. На постаментах размещены бюсты античных философов: первый — Сократа, в центре — Софокла, далее — Гомера.

Рядом с библиотекой располагалась небольшая Газетная комната. Справа на стене находится карта европейской части России. В центре комнаты на круглом столе номера газеты «Северная почта» с реляциями — сообщениями о военных действиях с июля по октябрь 1812 года.

Проходная и Длинная комнаты предназначались для внеклассных занятий. Свои стихи, эпиграммы и рисунки лицеисты помещали в рукописные журналы. В Длинной комнате находятся учебные фехтовальные принадлежности пушкинского времени — рапиры и маски.

В бывшем Физическом кабинете, который был одним из лучших в своё время, представлены инструменты и механизмы конца 18 — начала 18 веков. В витрине находится коллекция минералов, состоящая из сорока предметов включая морские раковины и окаменелости. В центре комнаты на столе находятся характеристики воспитанников и табель успеваемости 1816 года. Система оценок была такова: единица означала «превосходно», двойка — «очень хорошо», тройка — «хорошо», четвёрка — «посредственно», ноль — «худо».

В классе рисования представлены копии рисунков лицеистов первого выпуска: «Голова библейского старца» Ивана Малиновского, «Птичка» Константина Данзаса, «Цветок» Павла Мясоедова, «Лев» Александра Бакунина и «Голова воина» Сергея Ломоносова.

В классе пения на старинном фортепьяно, украшенном изысканной резьбой с изображением лиры помещена «Прощальная песнь воспитанников Императорского Лицея в Царском Селе». Слова Антона Дельвига. Музыка Вильгельма Теппера, который с 1816 года исполнял должность учителя пения в лицее.

В квартире учителя рисования и гувернёра Сергея Гавриловича Чирикова на мольберте представлен единственный сохранившийся портрет Пушкина-лицеиста. Предположительно, автором портрета является С.Г. Чириков.

На 2-м этаже лицейского здания открыта постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», представляющая 200-летнюю историю этого замечательного учебного заведения и рассказывающая о судьбах выдающихся выпускников Лицея разных лет.

Экспозиции музея

Сразу на входе внутрь посетители знакомятся с экспозицией «Живем мы памятью Лицея», которая посвящена истории этой Царскосельской специальной школы. Ко дню основания Лицея для учащихся готовится презентация по данной теме. Она ознакомит с историей учебного заведения, его значением в отечественной литературе, рассказывает о в лицее.

На каждом этаже здания представлены тематические экспозиции: показаны кабинеты для занятий, библиотека и другие. Есть даже кабинет физики, хотя в Лицее, в основном, учили гуманитарным наука. Каждый зал посвящен той обстановке, которая царила во время работы учебного заведения. Представлены и помещения, где жили лицеисты. Есть здесь и экспозиция, посвященная А. С. Пушкину. На экспозиции представлены дневники юного Саши, его оценки, черновики первых «проб пера».

Так выглядела комната лицеиста

Лицейские друзья Пушкина

  1. С. Ф. Броглио (1799 — неизвестно) — по окончании Лицея уехал в Пьемонт, где участвовал в революции, погиб при освобождении Греции от Османского ига
  2. А. М. Горчаков (1798-1883) — после окончания Лицея — служил в министерстве иностранных дел, с 1856 — министр Иностранных дел
  3. П. Ф. Гравениц (1798-1847) — по окончании Лицея служил в министерстве иностранных дел
  4. С. С. Есаков (1798-1831) по окончании Лицея офицер
  5. К. К. Данзас (1800-1870) — по окончании Лицея офицер
  6. А. А. Дельвиг (1798-1831) — поэт, издатель «Литературной газеты»
  7. А. Д. Илличевский (1798-1837) по окончании Лицея чиновник, литератор
  8. С. Д. Комовский (1798-1880) — по окончании лицея чиновник, помощник статс-секретаря Государственного совета
  9. К. Д. Костенский (1797-1830) — по окончании Лицея служил в министерстве финансов
  10. Н. А. Корсаков (1800-1820) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  11. М. А. Корф (1800-1876) — по окончании Лицея служил в министерстве юстиции
  12. В. К. Кюхельбекер (1797—1846) — поэт, декабрист
  13. В. П. Лангер (1802- после 1865) — чиновник Особых Поручений при Министерстве Народного Просвещения, художник
  14. С. Г. Ломоносов (1799-1857) — по окончании лицея чиновник министерства иностранных дел
  15. И. В. Малиновский (1796-1873) — по окончании лицея служил в гвардии
  16. Ф. Ф. Матюшкин (1799-1872) — по окончании лицея моряк, ученый, с 1867 года — адмирал
  17. П. Н. Мясоедов (1799-1869) — по окончании Лицея офицер, затем чиновник министерства юстиции
  18. В. Д. Ольховский (1798-1841) — по окончании Лицея офицер, декабрист
  19. И. И. Пущин (1798-1859) — по окончании Лицея гвардейский офицер
  20. П. Ф. Саврасов (1799-1830) — по окончании Лицея — офицер Гвардии
  21. Ф. Х. Стевен (1797-851) — по окончании Лицея чиновник, губернатор Выборга
  22. А. Д. Тырков (1799-1843) — по окончании Лицея офицер
  23. П. М. Юдин (1798-1852) — по окончании лицея служил в министерстве иностранных дел
  24. М. Л. Яковлев (1798-1868) — по окончании лицея чиновник, тайный советник, сенатор, композитор

Торжественное открытие

Уже на следующий год Царскосельский лицей распахнул свои двери для новых учащихся. Требования на вступительных экзаменах предъявляли не особо жесткие, абитуриентов спрашивали по основным дисциплинам, надо было только заручиться протекцией со стороны влиятельных чиновников.

19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовали члены императорской семьи, министры, придворные, представители Государственного совета, обслуживающий персонал лицея, преподавательский состав, а также лицеисты и их ближайшие родственники.

Совершив Божественную литургию в дворцовой церкви, которая впоследствии стала лицейским храмом, процессия, возглавляемая духовенством, прошла по длинным коридорам в конференц-зал лицейского флигеля. Александр I занял кресло председателя за длинным столом, покрытым алым сукном с золотой бахромой, рядом с ним – министр народного просвещения граф Разумовский. По его левую руку выстроились служащие и профессора, по правую – взволнованные торжественной обстановкой 30 первокурсников в только что пошитой синей с золотом форме.

После прочтения Высочайшей Царской грамоты, дарованной лицею императором, последовали выступления преподавателей. Затем профессор Кошанский вызывал педагогов и воспитанников согласно списку, и каждый кланялся императору.

Вечером был торжественный банкет, который обошелся министру народного просвещения в целых 11 тысяч рублей. Вместо казенного ужина, воспитанников угощали изысканными десертами. Скинув парадные мундиры, мальчики бросились в парк перед лицеем и дотемна играли в снежки. Мало, кто мог узнать в них тогда будущих великих поэтов, государственных мужей, дипломатов и военачальников.

Ссылки

Печатные источники

  • Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. СПб. : тип. В. Безобразова, 1861.
  • Кобеко Д. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811—1843. — Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. — 554 стр.
  • Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПБ, 1911.
  • Гастфрейнд Н.Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811—1817 гг., тт. I—III. СПб., 1912—1913.
  • Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. Л., Лениздат,1976.
  • Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. Лениздат, 1986.
  • Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 стр. — ISBN 5-289-00820-9 — Тираж: 25000 экз.
  • Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 стр. — ISBN 5-289-01891-3 — Тираж: 7000 экз.
  • И в просвещении стать с веком наравне… Сборник научных трудов Всероссийского музея А. С. Пушкина. СПб. 1992.
  • Эйдельман, Натан. Прекрасен наш союз…М.1991.
  • Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811—1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.1999.
  • Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. — Паритет, 2002. — 256 стр. — ISBN 5-93437-123-1 — Тираж: 5000 экз.
  • Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского лицея в эмиграции. — Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. — 200 стр. — ISBN 978-5-98854-004-5, 978-5-85887-266-5 — Тираж: 2000 экз.

Литература о Царскосельском лицее

— «Пушкин в воспоминаниях современников», том 1 и 2, Изд «Художественная литература», 1974 год— П. Аненков «А. С. Пушкин: Материалы для его биографии и оценки произведений». Изд «Общественная польза», 1873 год— Д. Благой «Творческий путь Пушкина (1813-1826)». Изд. АН СССР, 1950 год— В. Вересаев «Спутники Пушкина», Изд. «Советский писатель», 1937 год— А. Гессен «Всё волновало нежный ум»: Пушкин среди книг и друзей», Изд. «Наука», 1965 год— Л. Гроссман «Пушкин», Изд. «Молодая гвардия», 1965 год— Б. Мейлах «Жизнь Александра Пушкина», Изд. «Художественная литература», 1974 год— Л. Черейский «Пушкин и его окружение». Изд. «Наука», 1975 год— К. Грот «Пушкинский лицей», Типография Министерства путей сообщения, 1911 год— Я. Грот «Пушкин и его лицейские товарищи и наставники», Типография Императорской АН, 1887 год— Д. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей; Наставники и питомцы, 1811-1843», Типография Киршбаума, 1911 год— Н. Эйдельман «Прекрасен наш союз…», Изд. «Молодая гвардия», 1979 год— М. Руденская «Они учились с Пушкиным», «Лениздат», 1976 год

Ещё статьи

Болонская система образования
Герой нашего времени
Евгений Онегин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: