Царское село: режим работы 2021, стоимость билетов, история, аудиогид и официальный сайт

Марта Скавронская

Вскоре после разрыва с Анной Монс Петр увлекся Мартой Скавронской – своей будущей второй женой, известной как Екатерина I. Происхождение Скавронская имела то ли латышское, то ли литовское, то ли польское, причем самое простое. В 17 лет ее выдали замуж за шведского драгуна Иоганна Крузе, который через несколько дней после свадьбы отбыл на войну и пропал без вести. Шла Северная война, и в августе 1702 года генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев занял Мариенбург (современный Алуксне). В числе пленных жителей оказалась служанка Марта Крузе, которую Шереметев сделал своей любовницей, а в 1703 году ее покровителем стал князь Александр Меншиков. Именно в доме у Меншикова Марту встретил царь Петр Алексеевич.

В 1705 году Петр отправил Марту в дом к своей любимой сестре царевне Наталье Алексеевне в селе Преображенское. Там она выучилась русской грамоте и крестилась в православие, приняв имя Екатерины Алексеевны Михайловой.

Екатерина могла быть настоящей «боевой подругой», что она доказала во время неудачного Прутского похода, отличалась умом и легким характером, прощала Петру его многочисленные интрижки и производила на импульсивного монарха удивительно умиротворяющее действие. Граф Геннинг-Фридрих Бассевич, оставивший интересные воспоминания о петровской эпохе, писал, что Петра успокаивал сам звук голоса Екатерины:

19 февраля 1712 года в церкви Исаакия Далматского в Петербурге состоялось официальное венчание Петра Великого и Екатерины Алексеевны. Она родила одиннадцать детей, из которых выжили только Анна и Елизавета, рожденные от Петра еще до замужества. Царь относился ко своей второй жене с нежностью и уважением, но в 1724 году их отношения разрушила интрижка Екатерины I с ее камергером – красавцем и щеголем Виллимом Монсом, братом Анны Монс. 8 ноября Монс был арестован, обвинен во взяточничестве и других противозаконных действиях и приговорен к отсечению головы. 26 ноября его казнили в Петербурге, голову Виллима Монса Петр принес неверной жене на подносе, затем ее заспиртовали и хранили в Кунсткамере.

С тех пор Петр больше не допускал к себе жену и примирился с ней только к концу жизни. После смерти Петра Великого в 1725 году Екатерина I взошла на престол, но ее правление было недолгим – в 1727 году первая российская императрица умерла от осложнений абсцесса легкого.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.

Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.

А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».

В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.

В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.

Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Тайны Янтарной комнаты

История Янтарной комнаты началась еще в 1699 году, когда Андреас Шлюгер, придворный архитектор прусского королевства решил использовать при реставрации дворца в Берлине отделку из янтаря. В качестве исходного «материала» решено было использовать царскую коллекцию янтаря, но оригинальный замысел не был воплощен до конца. Король Пруссии Фридрих I разжаловал архитектора, а янтарный кабинет, будучи единственным готовым предметом из предполагавшегося проекта, был преподнесен в подарок Петру I в 1716 году.

Большой любитель оригинальных вещей, Петр с удовольствием принял дар, который не одну неделю перевозился в Петербург на 18 телегах. Поскольку многие детали конструкции были утеряны в дороге, кабинет так и не был собран, и янтарные панно долгие годы валялись буквально под ногами на задворках Летнего дворца.

Вспомнила о подарке прусского короля уже дочь Петра, императрица Елизавета, решив украсить янтарными картинами один из кабинетов Зимнего Дворца. К делу были подключен Франческо Растрелли, под руководством которого и была создана знаменитая янтарная комната, около 9 лет служившая впоследствии местом для проведения официальных приемов.

Последние правки в дизайн янтарной комнаты внесла Екатерина II уже после переноса ее в Екатерининский дворец. Датой окончательной «доработки» знаменитого шедевра принято считать 1770 год.

Из-за частых сквозняков, влажности и печного отопления янтарь портился, чем доставлял немало хлопот тогдашним реставраторам и художникам. Комната неоднократно проходила «косметический» ремонт, и в 1941 году планировалось провести глобальные реставраторские работы. Помешала война.

Царское село было оккупировано немцами уже в сентябре 1941 года, поэтому вывезти культурные ценности удалось лишь частично. Янтарной комнате повезло меньше всего. Из-за громоздкости и сложности демонтажа ее просто оклеили бумагой и законсервировали. Скрыть сокровища от оккупантов не получилось, и в 1942 году все элементы были отправлены в Восточную Пруссию, где и стали украшением Кенигсбергского замка.

После взятия Кенигсберга оказалось, что янтарная комната исчезла — фашисты снова демонтировали раритет и вывезли его в неизвестном направлении. За более чем 70 лет поисков обрабатывалось множество версий, где могла быть спрятана многострадальная янтарная реликвия: от Южной Америки до полуострова Ютландия в Северном море. Ни одна из них не получила подтверждения, и в конце 70-х годов прошлого века было принято решение о воссоздании янтарной комнаты по эскизам и другим сохранившимся историческим документам.

Грандиозный проект длился более 20 лет и по ориентировочным подсчетам стоит советской казне около 11 миллионов долларов, не считая спонсорской помощи со стороны Германии. В ходе работ вспыли некоторые оригинальные вещи — в частности, флорентийская мозаика и янтарный комод, занимавший в изначальной версии комнаты одно из центровых мест.

Официальное открытие обновленной янтарной комнаты состоялось в 2003 году и было приурочено 300-летию Петербурга. Полюбоваться на изюминку Екатерининского дворца сегодня могут все желающие, а их, судя по толпам туристов, немало.

Александровские и Екатерининские парки в Царском Селе

Садово-парковые ансамбли Царского Села наглядно иллюстрируют развитие моды и течений в садовом искусстве XVIII-XIX веков. Екатерининский парк берет свое начало с легендарного сада-огорода голландки начала 1700-х годов; так или иначе, первые садовые мастера, трудившиеся над дворцовым садом для Екатерины Алексеевны, были голландцами. В середине восемнадцатого века парк был переделан в регулярном французском стиле, а в конце века – расширен за счет бывших охотничьих угодий. Новая часть парка была распланирована английскими садовниками в пейзажном стиле. В Александровском парке Екатерина Вторая решила отдать дань моде на все экзотическое, восточное: там появилась Китайская деревня. В правление Николая Первого, поклонника творчества Вальтера Скотта, в Александровском парке появились Арсенал, Шапель и Белая башня – павильоны, словно сошедшие со страниц рыцарских романов.

История Царского Села (Пушкина): основные сведения о достопримечательностях

История появления замечательного памятника в г. Пушкин —  Екатерининский дворец в Царском селе, связана с красивой легендой. Существовала финская мыза Саари Мойс (в переводе это означает «мыза на возвышенности»), куда часто наведывался Петр Первый. На царя большое впечатление произвело гостеприимство хозяйки фермы голландки Саары, и молочные продукты, которыми она потчевала высокого гостя. В 1710 году Петр подарил эту мызу своей супруге Екатерине Алексеевне. В ее честь построенный позднее дворец стал носить название Екатерининский. Одна из версий истории названия «Царское Село» следующая: «Саари Мойс» переделали в более привычное русскому уху «Сарская мыза», «Сарское Село», а во времена правления Елизаветы Петровны местность получила название «Царское Село». Это была уже не скромная мыза, а огромный загородный дворцовый комплекс, вокруг которого выросла слобода дворцовых служителей, давшая начало городу. После 1917 года, когда дворцы стали музеями,  название поменяли на «Детское Село», потому что дома придворных и  здания дворцового управления были превращены в детские сады и санатории. В 1937 году, в связи со столетием гибели А. С. Пушкина, город стал носить имя поэта. Об основных достопримечательностях и истории г. Пушкин пойдет речь ниже.

Еще немного исторических фактов

Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается.

В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами».

Начало переделки дворца

Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить.

Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии.

Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.

Растрелли — руководитель проекта

Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов.

Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря.

Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей.

Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам.

Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме.

Последующие перестройки

Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти.

Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей.

Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны.

Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.

Юные годы будущей императрицы

Будущая правительница родилась в Швеции в семье армейского квартирмейстера Иоганна Рабе, была крещена по лютеранскому обряду и названа Мартой. После смерти мужа мать Марты перебралась с девочкой в Лифляндию — тогдашнюю провинцию Швеции — и поселилась в Риге, где вскоре умерла. Девочка-сирота попала в приют, откуда ее взял пастор Глюк — личность известная в маленьком лифляндском городке Мариенбурге (ныне латышский город Алуксне). В одном из писем своей жене Петр, поздравляя ее с годовщиной взятия в 1702 году шведской крепости на Неве — Нотебурга, в шутку писал, что с занятием этой первой шведской крепости «русская нога в ваших землях фут взяла». В 1725 году в разговоре с французским посланником в Петербурге Жаном Кампредоном Екатерина, не желая, чтобы окружающие ее поняли, вдруг перешла на шведский язык, которым французский дипломат владел свободно.

Многое в биографии Марты Скавронской нам до сих пор неизвестно. В грамотности Екатерины можно сомневаться — по-русски она выучилась только говорить, но не писать, и даже самые ее интимные письма к Петру написаны рукой придворного писца. Ясно лишь одно — девочка-сирота в многолюдном доме пастора была прислугой, работала на кухне и в прачечной. Летом 1702 года Марта вышла замуж за шведского солдата-трубача.

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.

Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

История дворца

На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.

1. Свадебные палаты Петра Великого

В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.

2. Зимний дворец Петра I

Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.

3. Зимний дворец Анны Иоанновны

Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.

Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.

Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.

В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.

5. Пятый (существующий) Зимний дворец

Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.

В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.

Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.

В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.

Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.

Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.

Про режим работы

Адрес и часы работы музея

Екатерининский дворец находится по адресу: город Пушкин, ул. Садовая, дом 7.

График работы: с 12-00 до 18-00 ежедневно. Кассы работают до 16-30. Вторник-выходной. А последний понедельник месяца – санитарный день.

Цена билетов на различные выставки – до 500 рублей. Цена билета для взрослых: 400 рублей, школьников и пенсионеров – 200 рублей.

Как добраться?

Добраться до дворца из Санкт-Петербурга можно с помощью общественного транспорта от станций метро «Купчино» и «Звездная» на автобусе №186.

От метро «Московская» ходят автобус №187, и маршрутные такси №545 и 342, которые останавливаются непосредственно рядом с музеем. Либо маршрутки № 286, 287, 347, которые останавливаются на железнодорожном вокзале Пушкина.

Также с Витебского вокзала регулярно отправляются электропоезда до станции «Детское Село», откуда можно воспользоваться автобусом №371 или маршрутными такси № 371, 377, 382.

Описание

От фасадов здания Екатерининского дворца исходит блеск и роскошь, ослепляющие взоры многочисленного количества туристов и жителей Петербурга. Екатерининский дворец является едва ли не главной достопримечательностью Пушкина или Царского Села. Здание великолепно со всех сторон. Длина фасадов равна 300 метрам, а если взглянуть на северный корпус, то любопытному взгляду представятся пять золоченых куполов Дворцовой церкви.

Дворец стали возводить в 1717 году, и сегодня дворец принято считать шедевром в стиле русского барокко. Этапы строительства были сложными, для строения привлекалось немалое количество архитекторов, первым из которых стал Браунштейн.

Новым этапом в строительстве дворца стало Время царствования Елизаветы Петровны. В 1748 году работы возглавил первый архитектор Царского Села Франческо Бартоломео Растрелли. Однако войны нанесли чудовищный разгром, и комнаты были уничтожены.

Убранство Дворца завораживает. В качестве декораций используются картуши, маскароны, атланты и кариатиды, а великолепный образ дополняют капители колонн. Центральный фронтон украшает картуш, в виде «Е» и корона Екатерины. Что касается внутреннего убранства , то можно выделить картинный зал, стены которого увешены картинами европейских художников. Не менее популярна недавно восстановленная янтарная комната.

Неотъемлемой частью дворца является парк, территория которого ухожена и декорирована клумбами и скульптурами

Особое внимание заслуживают Эрмитаж, Верхняя и Нижняя Ванна и Грот, уютно расположившись в пейзажном парке

Благодаря труду реставраторов и историков, из общего количества 58 помещений, которые были разрушены во время Второй мировой войны, удалось восстановить 32. С послевоенных времен Октябрьской революции по сегодняшний день, Дворец Екатерины действует как Музей, в котором регулярно проводятся индивидуальные экскурсии и экскурсии для туристических групп.

Второй парк Екатерины Второй

С приходом к власти Екатерины Великой меняется и Екатерининский парк. Однако императрица не стала уничтожать созданное до нее: рядом со Старым садом она повелела разбить новый — теперь уже по британской моде. Из Англии заказали десятки специальных картин-образцов с видами тамошних пейзажей, а затем садово-парковые мастера И. Буш и Т. Ильин вместе с архитектором Нееловым адаптировали европейский пейзажный парк к условиям русского севера.
Екатерина не жалела ни сил, ни средств на любимое детище: чтобы угодить требовательной императрице, пришлось высадить несколько тысяч деревьев, выкопать новые пруды, возвести десятки разнообразных павильонов и даже изменить рельеф местности — создать искусственные холмы. Именно благодаря великой императрице Екатерининский парк обрел современный облик.

Подведем итоги

Без преувеличения можно сказать, что Екатерининский дворец (арх. И. Браунштейн) блистает своим великолепием. Дворец развернут в длину более чем на 300 м. Его лазурные фасады украшают белоснежные колонны, пилястры и скульптуры, позолоченные лепные и резные украшения.

На внешнюю и внутреннюю отделку дворца пошло около 100 кг золота.
 После того как Петр I построил для жены Екатерингоф, императрица сделала ему ответный подарок: им стал «увеселительный замок с садом». Особой пышностью дворец не отличался, скорее, напоминал загородный дом. Свое великолепие он обрел после того, как Царское Село унаследовала дочь Петра I и Екатерины I Елизавета Петровна.

Над новым проектом дворца работали русские зодчие Земцов, Квасов и Чевакинский, которые наметили его планировку. Однако именно Растрелли возвел здание, о котором французский посол отозвался следующим образом: «Единственное, чего здесь не достает, так это футляра для такой драгоценности».


Проект грандиозной анфилады дворцовых залов, получившей за обилие золотых украшений название Золотой, также принадлежит Растрелли. 
В конце XVIII в. к растреллиевскому зданию пристроены Церковный и Зубовский корпуса. В Зубовском корпусе в 1790-х г. жил последний фаворит Екатерины II Платон Зубов (впоследствии ставший одним из заговорщиков, убивших её сына — императора Павла I).


Когда город был освобожден от фашистов, Екатерининский дворец представлял собой обгоревшие руины. Мы не могли бы увидеть творение великих зодчих, если бы не титаническая работа реставраторов, не имеющая аналогов в мировой практике.


Впечатляет Светлая галерея (Большой зал; площадь около 1000 м²)г занимающая всю ширину дворца. Иллюзию безграничного пространства создает чередование больших окон с зеркалами в простенках, а также плафон (эскиз Д. Валериани), на котором в аллегорической форме раскрывается тема величия России XVIII в.

По вечерам в зале по бокам от зеркал зажигались 696 свечей. Золоченая деревянная резьба с фигурками амуров, коронами и щитами выполнена 130 русскими резчиками по эскизам Растрелли — и моделям скульптора-декоратора И. Дункера.


В 70-х гг. XVIII в. дворец перестроен архитектором Ч. Камероном, согласно вкусам новой хозяйки — Екатерины II.
 В начале XIX в. архитектор В. П. Стасов по заказу императора Александра I создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат.

https://youtube.com/watch?v=RHcchS9YP_Y

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: