Транспортная доступность
Сегодня Мраморный дворец считается одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, тут проводятся организованные экскурсии. Опытные гиды расскажут обо всех интересных фактах, связанных с этим роскошным особняком, принадлежавшим многим царским особам. Стоимость организованных туров составляет от одной до полутора тысяч рублей с человека.
Добраться самостоятельно во дворец не составит труда. Поблизости располагается станция метро «Невский проспект», от нее потребуется перейти мост через Мойку и далее пройти около 400 метров по Миллионной улице. Недалеко от дворца находятся туристические указатели и информационные стенды, поэтому какой-либо сложности с тем, чтобы найти эту достопримечательность в старом квартале Петербурга, не возникнет.
Интерьеры Мраморного дворца
Парадная лестница Мраморного дворца облицована мрамором голубовато-серебристых оттенков. Она перекрыта цилиндрическими сводами и высокими падугами, украшенными тонко прорисованными венками и гирляндами, и с круглыми люкарнами. Скульптурный декор лестницы и других помещений, выполненнный Ф. И. Шубиным, одним из лучших скульпторов русского классицизма, в аллегорической форме рассказывал о подвигах графа Г. Г. Орлова: орлы, держащие в клювах венки, орлы на капителях колонн и пилястр, ветви пальмы и дуба в главном «мраморном зале» второго этажа. На стене парадного вестибюля установлен барельеф с профильным портретом архитектора Ринальди работы Ф. И. Шубина — своеобразная «скульптурная подпись» автора здания. В нишах парадной лестницы размещены аллегорические статуи: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее» и «Весеннее равноденствие». Качество барельефов и скульптур и их размещение свидетельствуют о том, что Ринальди обсуждал все вопросы со скульпторами, осматривал модели в гипсе перед их воплощением в мраморе.
Шедевром архитектуры русского классицизма является двусветный парадный Мраморный (Орловский) зал, расположенный на втором этаже северо-восточного ризалита. От этого зала (15,65 Х 10,70 м и 11,5 м высотой) начиналась анфилада парадных комнат дворца. Стены зала облицованы мраморами семи пород более тридцати оттенков: уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором, а также прибайкальским лазуритом. Пилястры из розового мрамора с белыми прожилками, коринфские капители и базы — золочёные. Аллегорические барельефы на темы древнеримской истории, недвусмысленно напоминающих о военных подвигах Орлова, выполнены скульпторами М. И. Козловским и Ф. И. Шубиным. В композицию 14 барельефов и десюдепортов (1780—1782) вплетены изображения орлов с гирляндами и венками и знаменитый «цветок Ринальди» — «визитная карточка» архитектора из переплетённых ветвей дуба и пальмы.
Живописный плафон зала «Свадьба Купидона и Психеи» в 1775 году написал итальянец Стефано Торелли (в документах плафон называется «Торжество Венеры»). В оформлении интерьеров принимали участие лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер.
В 1843—1851 годах архитектор А. П. Брюллов значительно перестроил Мраморный зал, надстроив ещё один ярус и превратив его в двусветный (с высотой стен и окнами в два этажа). Верхний ярус был отделан искусственным мрамором (стукко). Изначальную отделку сохранили лишь парадная лестница и первый ярус стен Мраморного зала. В 1803—1811 годах жилые помещения дворца были переделаны под руководством архитектора А. Н. Воронихина.В 1952—1955, 1963—1965 и 2009—2010 годах производилась научная реставрация фасадов и части интерьеров дворца.
Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на столбах розового гранита с мраморными вазонами. Ограда соединяет дворец со служебным корпусом, построенным архитектором П. Е. Егоровым в 1780—1787 годах. Корпус перестраивал архитектор А. П. Брюллов в 1844—1847 годах. Брюллов надстроил над зданием третий этаж и обработал его фасады пилястрами, придав, таким образом, служебному корпусу черты сходства с Мраморным дворцом. Фасад, обращённый в сторону сада, украшен в верхней части сплошной лентой фриза высотой около двух метров, состоящей из четырёх барельефов на тему «Служение лошади человеку» работы П. К. Клодта. Он же создал барельефные композиции для двух боковых фронтонов.
В бывшем служебном корпусе до 2011 года размещался Северо-Западный государственный заочный технический университет.
В 2015 году Банком России в серии «Архитектурные шедевры России» выпущена памятная монета, посвященная дворцу
Практическая информация
Адрес Мраморного дворца: Миллионная улица, 5/1.
Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская» и «Невский проспект».
Помимо постоянных, в стенах Мраморного дворца также проводят временные (сменяющиеся) выставки.
В кассовом зале Мраморного дворца можно уточнить расписание временных выставок Русского музея и его филиалов.
Посетить музей в Мраморном дворце можно, приобретя отдельный билет (только во дворец) или комплексный билет и посетить по нему Мраморный дворец + прочие объекты Русского музея.
Всю необходимую информацию, в том числе о режиме работы музея, стоимости билетов, проводимых выставках и мероприятиях, рекомендуем уточнять перед посещением на официальном сайте музея.
Как добраться до Мраморного дворца
Уникальный памятник архитектуры 18-го века находится в самом сердце исторического квартала Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной Невы (ул. Миллионная, 5/1). Самостоятельно добраться до местной достопримечательности можно несколькими способами. Благодаря удобной транспортной развязке и хорошо налаженной работе муниципального транспорта туристы не заблудятся по пути в Мраморный дворец.
Точный адрес: Миллионная ул., 5/1, Санкт-Петербург, Россия, 191186.
От аэропорта Пулково:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутом №39Э ехать одну остановку до ст. м. Московская. Время в пути — 30 мин.
Метро:по 2 линии «Парнас» ехать 7 остановок до ст.м. Невский проспект. Время в пути — 13 мин.
Пешком:1,5 км.
-
Вариант 2
Автомобиль:на северо-запад по Пулковскому шоссе, затем по КАД и ЗДС. Расстояние — 28 км.
От Московского ж/д вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:от остановки Площадь Восстания маршрутом №11 ехать 2 остановки до ст.м. «Гостиный двор», время в пути — 6 мин.
Автобус:пересесть на остановке пр. Невский на маршрут №49, ехать 3 остановки до пл. Суворова. Время в пути — 6 мин.
Пешком:350 м.
-
Вариант 2
Автомобиль:направляться на запад по пр.Невский. Расстояние — 4,9 км.
Фото и описание
Когда-то, еще в самом начале существования города, на том месте, где сейчас располагается Мраморный (Константиновский) дворец, был Питейный двор, в 1714 году переделанный в Почтовый двор с пристанью. История дворца началась в 1768 году, когда по заказу императрицы Екатерины II началось его строительство для её фаворита графа Григория Орлова. Автором проекта был итальянский архитектор Антонио Ринальди. Строительство дворца продолжалось 17 лет, вплоть до 1785 года, поэтому потенциальный его хозяин, умерший в 1783 году, так и не смог стать его реальным владельцем. Императрица выкупила это великолепное сооружение у наследников графа, а в 1796 году преподнесла его в дар своему внуку — великому князю Константину Павловичу ко дню его бракосочетания.
Мраморным дворец называется потому, что в отделке его фасада впервые в истории градостроительства Петербурга была использована облицовка естественным камнем. Гранит и более тридцати сортов мрамора различных цветов и оттенков украсили не только внешние стены дворца, но были применены для отделки внутренних его интерьеров. К примеру, стены одного из самых красивых залов — Мраморного, который в мае 2010 года был открыт после реставрации, облицованы прибайкальским лазуритом, карельским, уральским, итальянским, греческим мрамором.
А парадная лестница выполнена по задумке Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Лестницу украшают мраморные скульптуры «Осеннее равноденствие» и «Весеннее равноденствие», «Вечер», «Ночь», «Утро», «День», исполненные скульптором Федором Шубиным. Он же выполнил из белого греческого мрамора и остальное убранство лестницы, в том числе барельеф с портретом Антонио Ринальди.
В строительстве дворца Ринальди успешно реализовал два его назначения: городского дома и дворянской загородной усадьбы — северный, западный и южный фасады прекрасно вписались в городскую застройку, а со стороны двора перед нами предстаёт дворянская усадьба с парадным двором, садом и оградой, представляющей собой кованую решетку на гранитных столбах с мраморными вазами.
Над украшением интерьеров дворца трудились живописец Торелли, скульпторы Козловский и Шубин, художник-миниатюрист Данилов , столяр Мейер. А с 1803-1811 гг. интерьеры дворца оформлялись под руководством знаменитого архитектора Воронихина.
В главном помещении дворца — Мраморном зале расположены барельефы «Жертвоприношение», выполненные Антонио Ринальди для Исаакиевского собора. Рядом находятся Орловский и Екатерининский залы, призванные прославлять деятельность императрицы Екатерины II и братьев Орловых, далее были покои Григория Орлова. В юго-восточной части здания находилась картинная галерея, в которой насчитывалось более двухсот шедевров живописи, в том числе Рафаэля, Рембрандта, Тициана и т.д. В противоположной, юго-западной части размещались Греческая и Турецкая бани. Одним из последних владельцев дворца был великий князь Константин Константинович Романов, президент Академии наук и известный поэт, писавший под псевдонимом «К.Р.» Сейчас в бывших покоях великого князя в сохранившихся интерьерах того времени действует мемориальная экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века».
В 1919-1936 годах в здании располагалась Российская Академия истории материальной культуры, позднее — филиал Центрального музея Ленина. С 1997 года перед дворцом на постаменте, освобожденном от ранее стоявшего тут бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» — аналога того, с которого выступал Ленин в Петрограде апреля 1917 года, занял памятник – конная статуя императора Александру III работы Паоло ТрубецкогоВ залах Мраморного дворца размещены постоянные экспозиции музея — «Иностранные художники в России XVIII-XIX веков», «Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских», «Музей Людвига в Русском музее», единственная в России постоянная экспозиция русского искусства XX века, благодаря которой у нас есть возможность изучить развитие русского искусства и её место в мировой художественной культуры. Во дворце регулярно проводятся выставки работ современных зарубежных и российских художников.
Достопримечательности рядом
Мраморный дворец располагается в центре города, так что он окружён множеством интересных достопримечательностей:
- Совсем рядом находиться Марсово поле, на котором произошло немало исторических событий;
- Неподалёку располагается Летний сад, в котором собрано множество скульптур, а также симпатичный Чайный Домик. Особенно красиво весной и летом;
- Рядом — Михайловский сад, а по другую сторону – Русский музей;
- Неподалеку расположился Всероссийский музей А. С. Пушкина.
Мраморный дворецпережил длинную и интересную историю, чудом сохранив в себе исторические интерьеры и некоторые части фасадов. Удивительное и во многом уникальное архитектурное строение поражает своей изысканностью и разнообразием материалов и фасадов.
Туристы со всего света съезжаются взглянуть на роскошь залов и богатство убранства. И не зря: исторических объектов остаётся всё меньше, ведь время берёт своё: необходимо стремиться застать эту первозданную красоту.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 863 times, 1 visits today)
История создания Мраморного дворца в Петербурге
Не секрет, что у Екатерины Второй была бурная и насыщенная личная жизнь. Главным фаворитом монаршей особы всегда был Григорий Орлов. Именно для него царица приказала строить Мраморный дворец. Целый дворец должен был быть презентован, как подарок любимому.
До начала строительство дворца на данном месте возвышался Почтовый двор, архитектором которого был Трезини. Позже до 1737 года на месте двора действовал манеж. Уже в 1769 году императрица отдала приказ убрать остатки манежа, от которого осталось одно пепелище, чтобы заложить там фундамент прекрасного подарка фавориту.
Антонио Ринальди был выбран зодчим этого строительства. Поскольку Орлов трепетно относился к Екатерине, он решил сделать ей ответный презент. Он подарил императрице особый бриллиант за 460 тысяч рублей (в те времена огромные деньги). Говорят, что на возведение Мраморного здания ушло немного больше.
Мраморные плиты и куски мрамора везли к этой стройке из Италии, Греции, а также из каменоломен России. В строительстве были задействованы примерно 300 человек.
Некоторые историки считают, что эскиз дворца набросала сама Екатерина. Она следила за ходом работ очень скрупулезно. Проверяла все этапы от фундамента до крыши здания.
Турецкая баня, часовня, кабинеты, залы, библиотека, гостевые и гостиные, спальни и бальная комната – все это входило в инфраструктуру дворца изначально.
По иронии судьбы граф Орлов скончался, не увидев окончания стройки. Перед смертью он уже не являлся фаворитом императрицы. Поэтому вопрос о том, кому бы достался дворец, останься Орлов в живых, является спорным.
Далее дворцом владел Константин Романов. После переворота ценности здания были отданы Эрмитажу. Время от времени дворец менял владельцев. Там работал Наркомат просвещения, были бюро Краеведения и управление музеями. В 1992 году дворцовые площади были отданы для нужд Русского музея.
Этапы реставрации
Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.
В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.