Александровская колонна в санкт-петербурге: обзор, история, описание и интересные факты

Оформление колонны и пьедестала

Наверху слегка суженной к вершине гранитной колонны была установлена римско-дорическая капитель и прямоугольная плита, выполненная из кирпичей и покрытая бронзой. На цилиндре-пьедестале с закругленным возвышением, установленном на плите, появилась более чем шестиметровая скульптура «Ангела с крестом» (автор Б.Орловский) – «Сим победиши!»  Кстати, скульптура ангела также выточена из целого гранитного куска и держится собственным весом.

Ангел с крестом на вершине Александровской колонны

Четырехконечный латинский крест зажат левой рукой ангела, а правая его рука вознесена к небу. Взгляд ангела направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Говорят, что черты лица ангела Монферанн заимствовал с Александра Первого.

Четыре стороны пьедестала выполнялись довольно большим коллективом авторов – эскизы готовил Монферран, группа художников изготовляла барельефные картоны,  группа скульпторов лепила барельефные заливочные заготовки, а уже затем барельефы из бронзы отливались в заводских цехах.

Барельефы пьедестала

Рассматривать барельефные сюжеты пьедестала можно очень долго, находя в них все новые и новые элементы. Все изображения относятся к военной тематике – это и щиты, и кольчуги, и шлемы эпохи А.Невского, вооружение эпохи Алексея Михайловича, аллегорично изображенные символы Победы и Славы. Кроме того, повсюду присутствуют гирлянды из дубовых листьев  и двуглавые орлы. Двумя женскими крылатыми фигурками удерживается табличка с лаконичной эпитафией.

Табличка на пьедестале Александровской колонны

По всему периметру Александровский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой полутораметровой высоты, украшенной двенадцатью трофейными пушками  и более чем сотней двуглавых орлов. Проект ограды также был разработан Монферраном. На каждой стороне ограды присутствовали ворота, увенчанные трехглавыми орлами.

Фото и описание

Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.

Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».

Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».

Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.

Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями

Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны

Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.

В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.

Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.

30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».

Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Установка основания и пьедестала колонны

В 1832 году, после прибытия всех комплектующих в Санкт-Петербург, началась поэтапная установка их на фундамент. Первым делом предстояло установить громадный четырехсоттонный монолит, предназначенный для основания.

Для этого построили специальную платформу с наклонным помостом, по которому его, с помощью катков, закатили на поверхность платформы. Рядом, вровень с ней, было насыпано песчаное плато, куда монолит с платформы благополучно и переместили.

Но это была только «первая часть марлезонского балета». Дальше, под монолит забили подпорки и расчистили весь песок. В пустое пространство закатили деревянные катки и завели снизу мощнейшие корабельные канаты.

И, после того, как подпорки выбили, исполинский камень, на катках расположили над фундаментом. Сотни работников натянули канаты, и… колосс застыл в воздухе…

Фундамент залили особым скользким раствором и постепенно, вынимая канаты, опустили на него исполинскую глыбу. В описании раствора ключевым является слово «особый». Ибо, одним из компонентов его состава был ингредиент, всегда выручающий русского человека.

Благодаря водке раствор не засыхал сразу, а благодаря мылу он становился настолько скользким, что исполинское основание можно было легко «отцентровать» на фундаменте. И эта оригинальная идея принадлежала французу Монферрану, воспитанному на вине…

Пьедестал установили по такому же принципу и дополнительно закрепили к основанию металлическими скобами, ведь и его вес был около 400 тонн.

История памятника

Александровская колонна появилась на Дворцовой площади в 1834 году, но этому предшествовала долгая и сложная история ее строительства. Сама идея принадлежит Карлу Росси — автору многих достопримечательностей Северной столицы. Он предположил, что для оформления Дворцовой площади не хватает одной детали — центрального монумента, а также отметил, что он должен быть достаточно высоким, иначе потеряется на фоне здания Главного штаба.

Император Николай I поддержал эту идею и объявил конкурс на лучший проект памятника для Дворцовой площади, добавив, что он должен символизировать победу Александра I над Наполеоном

Среди всех проектов, присланных на конкурс, внимание императора привлекла работа Огюста Монферрана

Однако его первый эскиз так и не был воплощен в жизнь. Архитектор предлагал возвести на площади гранитный обелиск с барельефами на военную тематику, но Николаю I больше нравилась идея колонны, похожей на ту, что установлена Наполеоном в Париже. Вот так и появился проект Александрийского столпа.

Взяв за образцы колонны Помпея в Египте и Траяна в Риме, а также уже упомянутый памятник в Париже, Огюст Монферран разработал проект высочайшего (на то время) монумента в мире. В 1829 году этот эскиз был одобрен императором, и архитектору поручили руководить строительным процессом.

Строительство монумента

Реализовать идею Александровской колонны оказалось делом непростым. Кусок скалы, из которой было вытесано гранитное основание монумента, везли из Финляндии, а обрабатывали в Выборгской губернии. Специально для ее поднятия и транспортировки была разработана система рычагов, а для отправки каменной глыбы в Санкт-Петербург понадобилось сконструировать особую барку и пристань для нее.

В том же 1829 году на Дворцовой площади начали закладывать фундамент будущего памятника. Интересно, что для его строительства применяли практически ту же самую технологию, что и при возведении Исаакиевского собора. Для ровного среза деревянных свай, забитых в качестве основы фундамента, использовалась вода — залив ею котлован, рабочие срезали сваи по уровню водной поверхности. Этот инновационный на тот момент способ предложил Августин Бетанкур — известный российский инженер и архитектор.

Самой же сложной задачей оказалась установка столба Александровской колонны. Для этого был создан оригинальный подъемник из кабестанов, блоков и беспрецедентно высоких строительных лесов, выросших на 47 метров вверх. За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и сам император со всей семьей. Когда же гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Ура!». И, как отметил император, этим памятником Монферран приобрел себе бессмертие.

Заключительный этап строительства уже не представлял особой сложности. С 1832 по 1834 года монумент оформляли барельефами и другими элементами декора. Автором капители в римско-дорическом стиле стал скульптор Евгений Балин, он же разработал модели гирлянд и профилей для Александровской колонны.

Разногласия вызвала лишь статуя, которая должна была увенчать памятник — Монферран предлагал установить крест, обвитый змеей, но в итоге император утвердил совсем другой проект. На вершину колонны была установлена работа Б. Орловского — шестиметровый ангел с крестом, в лице которого можно узнать черты Александра I.

Открытие Александрийского столпа

Работа над Александровской колонной была полностью завершена летом 1834 года, а на 30 августа, или 11 сентября по старому стилю, назначено торжественное открытие. К этому событию готовились заранее — Монферран даже создал особые трибуны для важных гостей, которые были выполнены в одном стиле с Зимним дворцом.

У подножья памятника состоялось богослужение в присутствии императора, зарубежных дипломатов и многотысячного русского войска, а после перед трибунами прошел военный парад. Всего в праздновании было задействовано более 100 000 человек, и это не считая многочисленных зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетным двором даже был выпущен памятный рубль с портретом Александра I.

История Александровской колонны

Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.

Проект Монферрана

Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.

Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов

Строительство

Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.

Установка колонны

Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника

И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.

Татьяна Лискер

Реставрация

Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.

600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке

Для ее транспортировки было задействовано 600 солдат,  впоследствии  после удачной перевозки драгоценного груза,   граф Юлий ЛИтта был представлен к ордену святого Владимира.

Подъем 600-тонного монолита стал настолько уникальным явлением в мировой инженерии, что Монферрану пришлось разработать специальную инструкцию. Строительные леса  занимали почти всю Дворцовую площадь, а в работах задействовали множество технических приспособлений  и порядка 2 тысяч людей. Эта инструкция была настолько детальной, а механизм – продуманным, что вся операция по подъему Александровской колонны осуществилась в рекордные сроки – за 100 минут.

В наши дни установка Александровской колонны однозначно заняла бы страницы Книги рекордов Гиннеса, да и 30 августа 1834 года на сие чудо пришло посмотреть до 10 тысяч человек, среди которых были и иностранные гости. На специальном помосте были выделены 4 тысячи мест для VIP-персон: императорской семьи, представителей Высочайшего двора, дипломатического корпуса, Государственного совета и Сената, свиты, а также гвардейских генералов и кадетов.

600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке

Для ее транспортировки было задействовано 600 солдат,  впоследствии  после удачной перевозки драгоценного груза,   граф Юлий ЛИтта был представлен к ордену святого Владимира.

Подъем 600-тонного монолита стал настолько уникальным явлением в мировой инженерии, что Монферрану пришлось разработать специальную инструкцию. Строительные леса  занимали почти всю Дворцовую площадь, а в работах задействовали множество технических приспособлений  и порядка 2 тысяч людей. Эта инструкция была настолько детальной, а механизм – продуманным, что вся операция по подъему Александровской колонны осуществилась в рекордные сроки – за 100 минут.

В наши дни установка Александровской колонны однозначно заняла бы страницы Книги рекордов Гиннеса, да и 30 августа 1834 года на сие чудо пришло посмотреть до 10 тысяч человек, среди которых были и иностранные гости. На специальном помосте были выделены 4 тысячи мест для VIP-персон: императорской семьи, представителей Высочайшего двора, дипломатического корпуса, Государственного совета и Сената, свиты, а также гвардейских генералов и кадетов.

Как устанавливали Александровскую колонну?

Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.

Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.

12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.

Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.

Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.

Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса  (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»

День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.

Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.

Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”

Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.

В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание

По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.

Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.

Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге

Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.

Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.

Общая информация

Александровская колонна на Дворцовой площади — великий и известнейший памятник Санкт-Петербурга. Он привлекает туристов со всего мира, так как имеет поистине впечатляющий и величественный вид. Еще А. С. Пушкин писал:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа».

Александровский обелиск создавался по проекту архитектора Огюста Монферрана, который выиграл конкурс эскизов памятника в честь победы Александра I в войне. Изначально Монферран предложил иной вариант, в котором высота обелиска должна была составлять 25 метров, но Николай I сделал выбор в пользу столпа, похожего по своему величию на другие достопримечательности:

  • римскую колонну Траяна;
  • Вандомскую колонну в Париже.

Этот проект впоследствии и реализовали. В процессе строительства колонны использовался настоящий финский гранит, который добывался из скал нереальными усилиями. Два года труда потребовалось для того, чтобы заготовить материал на величественную постройку. Место добычи гранита для Александровской колонны называлось Пютерлакской каменоломней, на ней трудились 250 человек.

Отделка монумента.

Отделка монумента продолжалась 2 года, торжественное открытие состоялось в день святого Александра Невского 30 августа 1834 года. На церемонии открытия присутствовала царственная семья, дипломатический корпус, представители русской армии и стотысячное войско. Для прохода войск на Дворцовую площадь по проекту О. Монферрана был построен Желтый (Певческий) мост через мойку. Так же по проекту О. Монферрана была создана декоративная бронзовая полутораметровая ограда, окружавшая Александровскую колонну. Ограда была декорирована двуглавыми и трехглавыми орлами, трофейными пушками, копьями и древками знамен. Полностью работы по оформлению ограды завершились в 1837 году. В углу ограды размещалась караульная будка, где нес круглосуточную вахту одетый в парадную гвардейскую форму инвалид.

Монумент прекрасно вписался в ансамбль Дворцовой площади, благодаря своим абсолютным пропорциям и размерам. Из окон Зимнего дворца Александровская колонна и арка Главного Штаба предстают торжественным «дуэтом». В годы Великой Отечественной войны монумент был укрыт лишь на две трети и на одном из крыльев ангела остался осколочный след. Более 110 следов от осколков снарядов было обнаружено на рельефах постамента. Полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году и к 300-т летнему юбилею Санкт-Петербурга в период с 2001 по 2003 годы.

Сегодняшний день

Сегодня Александрийский столп остается одним из известнейших памятников Санкт-Петербурга. Располагается он в самом посещаемом туристами месте — в центре города возле Зимнего дворца. О нем рассказывают в школах и университетах, памятник включают в список достопримечательных мест при организации экскурсий по городу. Даже издали можно увидеть шпиль адмиралтейства, а уже от этого здания видна и сама колонна.

Сооружение напоминает о победе в войне с Францией 1812 года. Все, кто побывал в Питере, среди прочих достопримечательностей обязательно выделяют Александровскую колонну. Ее величественный вид и удивительная красота еще никого не оставили равнодушным. Фотографии на Дворцовой площади получаются просто необыкновенными, что и объясняет любовь многих туристов к этому месту в Петербурге.

Чудо инженерной мысли

Александровская колонна была поднята с помощью деревянных портальных кранов. В то время этот метод уже был известен. Аналогичная система шкивов была применена в 1586 году для установки 325-тонного Ватиканского обелиска, высота которого составляла 26,5 метра. Длина Александровской колонны составляет 25,58 метра, а ее вес — 650 тонн (или, согласно альтернативным источникам, 704 тонны). Начиная со стадии приземления колонна каталась на санях вдоль деревянных катков наклонного деревянного эстакады до платформы высотой 10,5 метра и площадью 37 квадратных метров. Посередине платформы был установлен одноарочный деревянный кран.

Отверстие под краном было спроектировано так, чтобы колонна спускалась до установки на постамент. Яма глубиной 5,1 метра (или 5,25 метра, как указано в других источниках) была вырыта для основания колонны. В его дно нужно было вбить 1 250 деревянных свай диаметром 26 см и длиной 6,4 метра. Для него была построена деревянная башня с тараном, который весил 830 кг (или, по другим данным, 1 200 кг). Баран поднимался верхом на коне. Потребовалось три месяца, чтобы загнать все сваи в землю на площади 23 квадратных метра. На этом основании был заложен фундамент, состоящий из 12 рядов гранитных блоков толщиной от 40 до 60 см.

Фундамент Александровской колонны был укреплен гранитом и мрамором, засыпанным раствором. На фундамент был положен гранитный монолит размером шесть квадратных метров и весом 410 тонн; это должен был быть постамент колонны

Его тянули к краю платформы и осторожно опускали на песок. Затем его нужно было поднять на 90 см, чтобы поместить цементный раствор между монолитом и фундаментом

Камень не попал в нужное положение и должен был быть перемещен с помощью двух кабестанов. Еще два монолита весом 203 и 215 килограммов вместе с более мелкими блоками были затем помещены на базовый камень.

Строительство архитектурного шедевра

Важность и государственное значение объекта требовали соответствующей организации и слаженности действий. С самого начала сооружения монумента созидательные работы велись параллельно по трем направлениям:

  • строительные работы на Дворцовой площади по подготовке фундамента;
  • работа каменотесов в Пютерлакской каменоломне по подготовке каменных блоков для всех составляющих колонны;
  • работа скульпторов по созданию ангела и барельефов пьедестала.

Закладка фундамента

В 1829 году работы по строительству фундамента начались с геологической разведки. В результате бурения многочисленных глубоких шурфов рядом с центром площади был обнаружен песчаный пласт, который мог стать надежной «подушкой» для будущего фундамента.

В декабре этого же года был вырыт котлован, и в его дно было решено забить 1102 сосновых свай в качестве опоры для каменной кладки. Каково же было удивление строителей, когда они обнаружили на этом пространстве 99 забитых свай, совершенно пригодных к использованию.

В результате подготовки площадки было забито около 1250 сосновых свай на глубину свыше 5 метров. Для создания идеально ровной поверхности основания каменной кладки было использовано изобретение инженера Августина Бетанкура.

На сваи положили гигантские каменные блоки высотой свыше полуметра и сравняли их тесовой кладкой с поверхностью брусчатки. В основание фундамента заложили шкатулку с монетами. Все монеты были отлиты в честь победы русских войск в войне 1812 года. Александровская колонна получила свой фундамент в октябре 1830 года.

Заготовка каменных блоков

В 1830 году приступили к работам в Пютерлакских каменоломнях, в Выборгской области. Здесь производилась добыча каменных глыб и их предварительная обработка.

Монферран присмотрел подходящую скалу и после того, как каменотесы исследовали ее на пригодность, началась активная фаза процесса. Из одной скалы были выделены монолиты и для колонны, и для пьедестала, и для основания.

Бригада камнерезов из 250 человек под руководством знаменитого мастера Самсона Суханова два года, день за днем долбила каменные глыбы, придавая им предварительную форму изделий.

Используя огромные рычаги и вороты, они передвигали исполинские камни к морскому побережью. Было решено переправить их в Петербург морским путем и для этого, под руководством корабельного инженера-полковника К. А. Глазырина, была построенная невиданная доселе баржа водоизмещением 1100 тонн.

Свыше 600 солдат закатывали заготовку колонны на баржу, названную «Святой Николай», со специально сооруженной пристани. До Петербурга ее буксировали два неутомимых парохода, и в 1832 году колонна была уже в городе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Корона Севера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: