Государственный Русский музей
Идея создания музея русского национального искусства принадлежала Александру Третьему с целью поддержания в народе патриотических чувств. Музейный комплекс включает в себя 5 зданий на улицах Санкт-Петербурга. Каждое из них является памятником архитектуры.
Главное здание – Михайловский или Инженерный замок. На его месте когда-то располагался храм Михаила Архангела, замок принадлежал Павлу Первому, а в конце 19-го века там размещался корпус инженерного училища. Название замка уникально по многим причинам. Во-первых, в истории русской архитектуры редким случаем является то, что название светскому сооружению дано не по имени собственника и не по территориальной принадлежности, а в честь святого. Во-вторых, среди множества дворцов это сооружение было названо замком. Связано это с тем, что император Павел Первый принадлежал Мальтийскому ордену. На сегодняшний день в этом художественном музее России содержится более 411 тысяч экспонатов, посвященных русской культуре.
Формирование художественных музеев в России
Первые коллекции предметов, имеющие культурную ценность, начали появляться в России в монастырях (собрания икон) и в домах бояр в 17-м веке. Знать собирала коллекции живописи, украшений, оружия. Естественно, такие коллекции были частными и не предназначались для демонстрации публике.
Также в 17-м веке начинают формироваться самые известные художественные музеи России: Оружейная палата, Эрмитаж, Третьяковская галерея. Наибольший вклад в развитие музейного дела в России внес реформатор Петр Первый. Именно он повелел «явственно за стеклы» поместить регалии царской семьи. Долгое время художественные музеи России носили «дворцовый характер». Коллекции размещались в имениях знатных семей в качестве части дворцового интерьера. Для широкой публики эти собрания ценностей стали доступными во второй половине 19-го века. С этого времени список художественных музеев России стал расширяться. Кроме столичных музеев, стали открываться публичные собрания ценностей в провинциальных городах. Основную их часть составляют художественные музеи, организованные при учебных заведениях. Всего в начале 20-го века, на закате Российской империи, насчитывалось около 20 художественных коллекций, доступных к просмотру.
В эпоху Советского Союза развитию музейного дела уделялось достаточно много и времени, и сил. Причиной тому стала национализация частных собраний знатных родов. И уже к концу 20-го столетия в России насчитывалось более 350 художественных музеев.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Первоначально этот музей создавался для студентов, интересующихся скульптурой. Особый интерес представляет стиль, в котором выполнено здание. Увидев античные колонны, можно предположить, что это классицизм. Однако это мнение меняется при входе в здание, в котором обнаруживается стеклянный потолок. Дело в том, что в музее не планировалось искусственное освещение, он должен был работать только в светлое время суток, так как экспозиции сначала составляли только скульптуры, которые лучше осматривались при дневном свете.
С 1949 года коллекция музея не демонстрировалась, так как под сводами здания размещалась выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных государств. Эта экспозиция была закрыта только после смерти лидера.
Одним из самых ценных экспонатов музея считается клад Приама, найденный во время раскопок древней Трои. Этот клад долгое время считался утерянным. На самом деле во время Великой Отечественной войны он был вывезен в Советский Союз из Германии и до 1993 года хранился в запасниках пушкинского музея.
Цены
Стоимость входных билетов зависит от категории посетителей:
- Для взрослых — 250 руб.
- Для пенсионеров и студентов очной формы обучения — 150 руб.
- Детям до 16 лет предоставляется право бесплатного посещения.
Бесплатно посетить Тульский музей изобразительных искусств могут жители города по средам, а жители области — по субботам.
Экскурсии проводятся для больших и малых групп. Для 1–5 участников стоимость будет от 1500 руб. за группу.
Стоимость экскурсионного обслуживания для групп от 6 до 25 человек различается в зависимости от продолжительности — 1 час /1,5 часа:
- Взрослые — 350 /400 руб.
- Пенсионеры и студенты очной формы обучения — 250 /300 руб.
- Школьники — 100 /150 руб.
- Дети дошкольного возраста — 100 /150 руб.
Почитать подробнее об экскурсиях можно на сайте Тульского художественного музея. За любительскую фотосъемку плата не взимается. В Тульском государственном художественном музее проводятся также различные мастер-классы, квесты, лекции, музейно-педагогические занятия за дополнительную плату.
Тульский музей изобразительных искусств
Общая информация
Художественный музей – это одно из направлений искусствоведческой деятельности. Коллекции таких учреждений представляют, прежде всего, культурную ценность. Это предметы изобразительного и прикладного искусства. Художественный музей направлен на удовлетворение эстетической и познавательной потребности человека.
Интересной особенностью такого типа музея является то, что часто он создается для хранения и демонстрации предметов современного искусства, представляя только культурную ценность. Позже они начинают приобретать ценность историческую.
Художественные музеи могут быть разных форм и направлений. Они могут занимать небольшие площади или охватывать огромные территории, располагаться в зданиях или под открытым небом, хранить как подлинники, так и копии предметов искусства.
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из старейших и известнейших художественных музеев в России и мире. Он обладает самой крупной коллекцией, сосредоточенной в одном здании. Это более 3 миллионов экземпляров. Чтобы пройти все залы Эрмитажа посетителю потребуется около 12 с половиной часов. Причем все это время следует идти, не делая остановок. А чтобы увидеть и изучить каждый экспонат, потребуется пройти 24 км. И займет такая «прогулка» 11 лет! Эрмитаж входит в тройку самых известных и ценных музеев мира.
Особый интерес представляют необычные сотрудники музея. Дело в том, что в Эрмитаже проживает около 70 котов. Впервые они были впущены во дворец по повелению императрицы Елизаветы с целью избавления от крыс, портящих стены здания.
Самый именитый художественный музей России название свое получил от французского слова ermitage, что означает «келья». Это связано с тем, что изначально экспонаты хранились в отдельных уединенных местах.
Музей для детей
В Пушкинском музее открыто несколько кружков для детей разного возраста, в том числе, изостудия для дошкольников и художественные мастерские керамики и эстампа. Дети, интересующиеся историй искусств, посещают занятия Клуба юных искусствоведов.
Зал № 26. Европейское искусство Средних веков
Для школьников по музею проходят обзорные и тематические экскурсии, которые длятся от 45 до 90 минут. Во время занятий детей начальной школы знакомят с музеем, показывают Египетский зал, рассказывают о мифах Древней Греции, дворце Ассирийского царя, Пантикапее и зарождении христианства. Старшеклассники узнают об истории о европейского искусства XIX века, импрессионизме, постимпрессионизме и искусстве XX столетия.
Музей проводит несколько познавательных и игровых программ для семей с детьми. Это увлекательные тематические квесты, клубы, лекции, детские фестивали и семейные экскурсии.
Зал № 16. Выставка «Искусство Древнего Кипра»
Как создавался музей
На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.
Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.
Зал № 15. Греческий двори. По центру — слепок портала собора Либфрауенкирхе
Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.
Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии. Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.
Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима
Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.
Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета. Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.
Зал № 28. Итальянская скульптура XV века
Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.
Краткий список художественных музеев России
Россия – это огромная страна, богатая своей историей, культурой и ценностями. Естественно, ведущие художественные музеи России сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Однако не следует забывать и о других городах, в которых хранятся экспонаты, пользующиеся огромной популярностью у посетителей:
Уникальные памятники русского зодчества в Суздале и Архангельске. Глядя на впечатляющие деревянные сооружения, сложно представить, что при их строительстве не использовалось ни единого гвоздя.
Областной музей изобразительных искусств в Ростове-на-Дону располагает работами не только русских мастеров. Среди шести тысяч экспонатов содержатся творения художников и скульпторов европейских государств, а также Японии и Китая
Этот художественный музей России – пример того, как важно приобщать к искусству подрастающее поколение. В нем уже более 25 лет существует Детская художественная галерея.
Воронцовский дворец в Крыму – место уникальное и незабываемое
На посещение этого дворцово-паркового ансамбля следует выделить не меньше двух дней. Кажется, каждый сантиметр великолепного пейзажного парка, каждая ступенька диабазовой лестницы, каждый элемент английского интерьера, сохраненного в первозданном виде, завораживает и является прекрасным творением рук великих мастеров.
Областной музей янтаря в Калининграде представляет коллекцию из 15 тысяч украшений. Здесь собраны янтарные предметы от эпохи неолита до современности. А расположен музей в старинной крепостной башне 19-го века.
Музеи ивановского ситца и вологодского кружева наглядно демонстрируют публике текстильные произведения искусства, которые стали символами этих городов.
Это лишь малая толика художественных музеев России, которые играют важнейшую роль в сохранении и развитии культурного облика страны.
Государственная Третьяковская галерея
В середине 19-го века посещение Эрмитажа вдохновило 20-летнего Павла Третьякова создать собственную коллекцию живописи. Так началась история Третьяковки. Коллекция, носившая первоначально частный характер, была подарена в конце 19-го столетия Москве и ее жителям.
Сегодня самая обширная картинная галерея России занимает 8 зданий, в коллекции ее более 100 тысяч полотен.
Среди экспонатов – две версии «Черного квадрата» Малевича, картина «Богатыри» Васнецова, которую автор рисовал целых 27 лет. Чтобы заполучить портрет А.П. Чехова, Третьяков направил художника Браза в Ниццу, где тогда находился писатель. Антону Павловичу этот портрет, кстати, не понравился. По его мнению, выражение лица у него на портрете «такое, точно я нанюхался хрену».
Фото и описание
Тульский областной музей изобразительных искусств открылся в мае 1919 г. Основу его собрания составляет фонд Палаты Древностей, которая была создана в 1884 г., коллекции, собранные Н.И. Троицким, тульским краеведом, экспонаты, поступившие из дворянских поместий Бобринских, Олсуфьевых, Оболенских, Урусовых, Гагариных и других, из Ефремовского музея им. М.Ю. Лермонтова. Музейная коллекция постоянно пополняется за счет поступлений экспонатов из Союза художников, Министерства культуры, частных собраний и мастерских художников. Много работ передано в дар музею.
Кроме предметов искусства, в музее представлены материалы по этнографии и археологии. С 1927 г. музей носил название краеведческого, объединяя в себе историко-краеведческий и художественный отделы.
Значительное пополнение коллекций музея произошло в 1920-1930-х гг. Тогда большое число ценных предметов искусства поступило из музея Академии художеств, Государственного музейного фонда, из Третьяковской галереи и бывшего Румянцевского музея.
В 1939 г. художественный отдел реорганизовался в самостоятельный музей. В наши дни собрание русского и советского, западного, а также прикладного искусства располагается в новом здании, построенном специально для музея в 1964 г.
Отдел русского искусства по праву гордится своей коллекцией произведений таких выдающихся мастеров, как В. Боровиковского, А. Антропова, В. Тропинина, И. Шишкина, И. Айвазовского, В. Поленова, В. Сурикова, В. Серова, Б. Кустодиева, К. Коровина. Здесь можно увидеть и произведения художников-авангардистов: П. Кончаловского, А. Куприна, В. Кандинского, Д. Штеренберга, К. Малевича. Произведения, представленные в этом отделе, дают представление о главных вехах в развитии русского искусства 18-20 вв.
Из картин И.К. Айвазовского особый интерес представляет произведение «Сигнал бури», на которой изображена зимняя буря – достаточно необычный сюжет для художника-мариниста.
Порядка 20 разнообразных видов Венеции было создано А.П. Боголюбовым. Его пейзаж «Венеция ночью» выставлялся в 1881 г. на IX выставке передвижников.
Довольно своеобразно искусство Л.И. Соломаткина. Он работал в гротескной манере, которая усиливала выразительность и остроту изображения, им создан ряд изобличающих человеческие пороки полотен, представленных в музее (например, «Пирушка дельцов»).
Творчество В.Е. Маковского представлено в художественном музее несколькими работами, в том числе и картиной «В сельской школе».
В тульском музее изобразительных искусств можно увидеть великолепный этюд Репина «Женщина с кинжалом», который был написан им в Париже в 1870-х гг. для картины «Садко».
В Тульском музее хранится один из вариантов-повторений картины «Красавица», написанной Б. Кустодиевым в 1915 г., картина А.А. Рылова «Глубокая река», которая в 1902 г. экспонировалась в Академии художеств на весенней выставке, «Последние астры» С.Ю. Жуковского, экспонировавшаяся в 1912 г. на выставке передвижников.
В музее также представлено изобразительное искусство советского периода, особенно богат раздел советской графики.
Большую художественную ценность имеет коллекция западноевропейского искусства. Здесь представлены работы итальянских мастеров (Л. Бассано, О. Саммаккини, Л. Джордано, Д. Фетти), голландских ( К. Моленар, Ф. Воуверман, Я. Вонк, Г. Флинк, Я. Гейсум), фламандских (Д. Сегерс, Ф. Снейдерс, Д. Тенирс (младший)), французских (К. Берне, Э. Лесюэр, Ю. Робер).
Интерес представляет картина голландского живописца Моленара под названием «Катание на льду», «Шествие Вакха» Франса Франкена, «Благовещение» Эсташа Лесюера, «Гугенот» Мейссонье.
Довольно многообразно представлено прикладное искусство – изделия из цветного стекла и хрусталя, фарфор отечественных и зарубежных заводов, шелковое, бисерное и шерстяное шитье, художественная мебель.
Картины Тульского музея изобразительных искусств
В выставочных залах размещены три основных отдела с коллекциями:
- русского искусства;
- западноевропейского искусства;
- современного искусства.
Отечественное искусство представлено весьма богатым собранием экспозиций, оно включает в себя уникальные работы прославленных творцов XVI—XX вв. Здесь собраны работы Коровина, Репина, Шишкина, Сурикова, Поленова, Айвазовского, Тропинина, Серова, Кончаловского, Левитана и многих других известнейших русских художников. Среди признанных шедевров в музее: «Сигнал бури» И. Айвазовского, «Лес в Мордвинове» И. Шишкина, «Феб Лучезарный» В. Серова. В Тульском художественном музее выставляются также редкие иконописные работы XVI–XIX столетий.
Есть, на что посмотреть и в отделе западных мастеров. Выставляется довольно солидная коллекция живописцев западной Европы XVI–XIX веков. Здесь есть работы признанных художников-итальянцев Фетти и Джордано, Саммаккини и Бассано; французов Лесеюра, Верне и Робера; «малых голландцев» и фландрийцев: Ясона, Гиллеманса, Вонка и Моленара. В европейском отделе также присутствует графика и шедевры прикладного искусства.
Достойно представлено и творчество современного искусства XX века. В этой коллекции собраны работы известных русских мастеров-авангардистов 1910—1930 гг. (таких, как Малевич, Гончарова, Кандинский, Родченко). Например, в художественном музее Тулы можно увидеть следующие произведения: «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» В. Кандинского, «Супрематическая композиция» К. Малевича, «Красавица» Б. Кустодиева, заслуженным успехом пользуются работы: триптих «Воскресение Христа» и «Портрет сына А. М. Нестерова в испанском костюме» М. Нестерова, «Семья командира» К. Петрова-Водкина.
Можно посетить также временные экспозиции. Узнать, какая сейчас экспонируется выставка в Тульском художественном музее, можно в разделе «Афиша» на официальном сайте.
Тульский музей изобразительных искусств
Самые знаменитые выставки
Основная коллекция музея состоит из произведений искусства разных времен. Каждый год в Пушкинском музее проходит около 30 выставок, самые крупные из которых готовят несколько лет. Они привлекают так много зрителей, что в кассы музея выстраиваются длинные очереди.
Зал № 6. Эллинистический и римский Египет, коптское искусство
В 1955 году 1,2 миллиона человек пришли на выставку картин из Дрезденской галереи. Зрители смогли увидеть полотна, спасенные в годы Второй мировой войны. После тщательной реставрации и выставки их вернули на родину – в немецкий город Дрезден.
В 1974 году из парижского Лувра в Москву привезли Джоконду. Картина, написанная Леонардо да Винчи, привлекла такое количество народа, что москвичи и туристы вынуждены были стоять в очередях по несколько часов. За время выставки на знаменитый портрет пришли полюбоваться около 311 тысяч любителей живописи. Из-за большого наплыва людей, каждый мог смотреть на знаменитое полотно в течение всего 9 секунд. Примечательно, что это был последний раз, когда картина «Мона Лиза» покидала Париж.
Зал № 7. Византийское искусство. Искусство Италии XIII — XVI веков
Через восемь лет музей принимал выставку работ Пикассо, Кандинского, Матисса и Малевича, и на нее пришло еще больше зрителей — 655 тысяч человек. Это был феноменальный успех! Несколько лет назад, в 2016 году, музей выставлял полотна гениального итальянского художника Рафаэля Санти. Картины знаменитого мастера эпохи Возрождения сумели посмотреть 200 тысяч москвичей и гостей столицы.
История музея
После революции по всей стране прошла национализация собственности дворян и купцов. Изъятые из частных коллекций картины передавали музейным сотрудникам, и они сформировали основной фонд живописи. Именно так в собрание Пушкинского музея попала картина «Девочка на Шаре», написанная известным художником Пабло Пикассо. В 1937 году музею присвоили имя русского поэта А. С. Пушкина.
Зал № 14. Греческий двори
В самом начале войны возникла угроза, что уникальные картины и скульптуры могут пострадать от немецких бомбежек. Все коллекции аккуратно упаковали и по железной дороге вывезли подальше от столицы – в Соликамск и Новосибирск.
Здание, как и весь центр города, было тщательно замаскировано, но это не спасло его от бомбардировщиков. От взрывов бомб сильнее всего пострадала крыша. Часть ее была просто уничтожена. Выбоины получили и фасады музея. Их можно увидеть и в наши дни, если посмотреть на верхнюю часть стены, которая обращена на Малый Знаменский переулок.
Зал № 24
В 1944 году, когда ход Второй мировой войны был предрешен, экспонаты вернули в столицу и разместили на прежних местах. Картины и скульпторы нисколько не пострадали и после трех лет эвакуации стали вновь доступны для зрителей.
В 1949 году, к юбилею Сталина в музее устроили выставку подарков вождю. Так как экспонатов было много, их разместили в нескольких залах. В это время художественные выставки в музее временно прекратились. Необычная экспозиция подарков просуществовала до смерти Сталина и была закрыта в 1953 году.
Зал № 24. Греческое искусство поздней классики и эллинизма
В середине 1980-х годов при музее создали Отдел личных коллекций. А через 20 лет первых посетителей приняли залы Галереи искусства, в которой были размещены работы художников XIX-XX веков из стран Европы и Америки.
Полезная информация для посетителей
В наши дни в одном из самых известных музеев Москвы хранится более 700 тысяч уникальных экспонатов. Комплекс музея включает 27 строений, и ежегодно сюда приходит более миллиона человек.
Главное здание имеет статус памятника архитектуры. Оно открыто для посетителей с 11:00 до 20:00. Билеты для входа в музей продают в любой день, кроме понедельника. Они стоят от 400 до 600 рублей. Следует иметь в виду, что вход в музей и продажу билетов прекращают за час до закрытия.
Зал № 16. Искусство Древней Греции
Посетителей просят соблюдать музейные правила. В музее нельзя делать фотографии и снимать видео со вспышкой, штативом и палкой для селфи. Запрещается проносить в здание цветы, прикасаться к картинам и скульптурам, а также разговаривать в залах по телефону. Рюкзаки, зонты, большие сумки и пакеты гости музея могут оставить в музейной камере хранения.