Медный всадник в театре и в кино
В 1982 году был снят телеспектакль «Медный всадник», в котором Сергей Герасимов читает поэму Александра Пушкина. Режиссер Наталья Бондарчук вспоминает: «Когда я сняла «Медного всадника», мне был 21 год, я второй раз заканчивала Институт кинематографии – уже режиссерский факультет. Играл Герасимов, из-за него я, в общем-то, эту вещь задумала. Потому что так, как он читал Пушкина, вот эта адекватность пушкинской мысли меня тогда заботила более всего. <…> Дело в том, что я слышала, как Смоктуновский читал, как Юрский, но так, как читал Герасимов «Медного всадника» с этой внутренней страстью, со слезами, в то же время с осмыслением того, что происходило тогда – Петр, царь, Пушкин. Там все было – и бедный Евгений (народ), который всегда и не гений, и не царь, но на нем судьба этого города, судьба медного всадника. Все слилось».
Постер к к/ф «Медный всадник России»
В 2019 году вышел на экраны фильм Василия Ливанова «Медный всадник России». Что интересно, значительная часть съемок прошла в Москве – в Царицыно. Также снимали в Петербурге, Выборге и Гатчине.
Фильм посвящен истории создания памятника и тому, как, благодаря кропотливой работе и мучительным творческим поискам мастера Фальконе, монумент стал не просто произведением искусства, но одним из символов России.
На театральной сцене образ Медного всадника также обыгран неоднократно.
Сцена из балета «Медный всадник», Мариинский театр. Источник фото
В современном репертуаре Мариинского театра особое место занимает балет «Медный всадник» – постановка Юрия Смекалова, потрясающие декорации, дополненные компьютерные графикой. Премьера состоялась в марте 2016 года.
Это не первое обращение Мариинки к знаменитому сюжету. В 1949 году на сцене Ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова первый балет «Медный всадник» поставил хореограф Ростислав Захаров. В послевоенные годы премьеру ждали с нетерпением, а на сам сюжет о зарождении Петербурга смотрели сквозь призму мечтаний о возвращении города-героя Ленинграда к мирной жизни.
Балет «Медный всадник» на музыку Рейнгольда Глиэра ставили и другие театры: Большой театр в Москве, театры оперы и балета во Львове, Саратове, Новосибирске, Казани.
Малый фестивальный симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Гимн Великому городу, Р. Глиэр
Сегодня «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» – официальный гимн Петербурга. Так же, как и сам памятник – один из самых узнаваемых силуэтов и настоящий символ великого города.
Поделиться статьей:
Медный всадник – памятник Петру I
«Медный всадник» – одна из визитных карточек Петербурга. Памятник царю-преобразователю Петру I находится в центре города на Сенатской площади, выходящей на Адмиралтейскую набережную. С двух сторон площадь окружают здания Сената и Синода и Адмиралтейство, с третьей за Александровским садом сверкает купол Исаакиевского собора.
Воспетый Пушкиным, а следом за ним чередой поэтов и прозаиков, «Медный всадник» занимает особое место среди достопримечательностей города на Неве. Вопреки названию скульптура отлита отнюдь не из меди, а из бронзы, она возвышается на гранитном постаменте высотой в 11 м, вес ее восемь тонн, высота 5 м.
Идея воздвигнуть памятник царю-реформатору в основанном им городе принадлежит Екатерине II. По совету парижских академиков Вольтера и Дидро в 1766 г. в Россию был приглашен главный скульптор фарфорового завода Этьен-Морис Фальконе. Перед ним была поставлена задача, создать памятник «с конской статуей колоссального размера».
Фальконе создал свой образ царя, разительно отличный от того, что хотели увидеть императрица и вельможи. Монумент поражает мощью и скрытой энергией. На краю скалы застыл вздыбленный конь с всадником в простом плаще и на звериной шкуре вместо роскошного седла. О славе победителя и полководца напоминает только лавровый венок и меч. Под копытом лошади змея, как символ преодоленных трудностей и злых сил.
Над моделью скульптор работал три года. Зарисовки конной статуи он делал с орловских рысаков из императорских конюшен. Голову всадника выполнила юная ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Модель из гипса была готова только через 12 лет в 1778 г.
За отливку никто из иностранных и русских литейщиков не хотел браться. В итоге Фальконе нашел Емельяна Хайлова, пушечных дел мастера. Вместе в течение трех лет они разрабатывали состав сплава для уникальной скульптуры, имеющей только три точки опоры.
Под постамент в Лахте был найден гранитный монолит весом около 1400 тонн. По преданию это было древнее капище, на котором совершался обряд жертвоприношения. Местные жители называли его «Гром-камень», так как считалось, что трещина в скале появилась от молнии.
Установили памятник в 1782 г., Фальконе к тому времени из-за разногласий с императрицей покинул страну.
Другие памятники Петру 1
В Петербурге насчитывается почти десяток изображений Петра I, в том числе памятник К. Растрелли у Инженерного замка, выполненный при жизни царя. Всех гостей города встречает на Московском вокзале бюст Петра, установленный на высоком постаменте.
А в аэропорту Пулково запечатлен самый необычный образ царя в виде нашего современника с чемоданом и смартфоном.
Над изображением российского реформатора трудились известные скульпторы: П. Клодт (Петровский парк Кронштадта), М. Антокольский (у Сампсониевского собора и в Петергофе), З. Церетели (у гостиницы «Прибалтийская»), М. Шемякин (в Петропавловской крепости).
Санкт-Петербург. Памятник Петру I (на Сенатской площади)
Фото 19.07.2011:
Фото 15.05.2015:
Памятник российскому императору Петру Великому «Медный всадник» был открыт в городе Санкт-Петербурге в 1782 году. Расположен в центре Сенатской площади. Автором памятника является скульптор Э.М. Фальконе.
Знаменитый памятник Петру I — «Медный всадник» (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
7 августа 1782 г. под гром оркестра и пушечную пальбу, при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади. Когда упали полотняные щиты окружавшей его ширмы, взорам открылся «бронзовый кумир», вознесшийся на коне на пьедестал-скалу. Голова императора, увенчанная венком из лавра, застыла в энергичном повороте. Сдвинутые брови придают облику реформатора некоторую суровость, пристальный взгляд как будто устремлен в будущее. Копыта царского скакуна попирают змею — побежденного неприятеля. С двух сторон на пьедестале — лаконичная надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Идея возведения памятника принадлежала императрице Екатерине II. Создавался громадный монумент в течение 16 лет. Для его исполнения в 1766 г. в Россию приехал известный французский скульптор Этьен Фальконе. Ваятель задумал создать образ не столько самодержавного властителя, сколько преобразователя, способствовавшего своими деяниями процветанию великой страны.
Фальконе изобразил восседающего на коне Петра в просторной рубахе, ниспадающем с плеч плаще. Это позволило эффектно передать движение, мощную энергию и силу всадника, остановившего на скаку разгоряченного коня.
Трудно давалась одна из основных частей скульптуры — голова Петра. Фальконе отверг несколько собственных вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с ваятелем. Используя гипсовый слепок лица первого российского императора, Колло добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремленность, волю Петра.
Фальконе глубоко проработал и скульптурное изображение царского скакуна.
Пьедестал памятника создавался по проекту архитектора Ю.М. Фельтена из гигантского монолита. В двенадцати верстах от Петербурга у деревни Лахты нашли гранитный валун, называвшийся Гром-камень. По преданию, в него попала молния и он дал трещину. Современник писал: «Взирание на оной камень возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Действительно, передвинуть монолит размерами 12,8 м в длину, 8,2 м в ширину и 6,4 м в высоту казалось невозможным. Однако в сентябре 1768 г. начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Способ ее предложил военный инженер Ласкари. Землекопы отрыли котлованы вокруг углубившегося на 5 м в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Двенадцатью 30-метровыми рычагами Гром-камень подняли и установили на деревянную раму. Под раму с камнем подложили обитые медью деревянные желоба с бронзовыми шарами, на которых она и перемещалась. Тянули глыбу весом 1600 тонн с помощью канатов и двух вофотов, которые приводили в движение 32 человека. Во время движения на камне находились люди: два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах, 40 каменотесов продолжали обрабатывать скалу, несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном. Расстояние от Лахты до Финского залива (8 верст) преодолели за 4 месяца. 27 марта 1770 г. камень доставили к пристани. Здесь его погрузили на специально построенную баржу и отбуксировали ее в Петербург. Камень выгрузили на берег Невы у Сенатской площади и передвинули к месту, указанному Фальконе.
Решение небывалой по сложности задачи по доставке Гром-камня в столицу, смекалка, трудолюбие и изобретательность людей, осуществивших ее, вызвали восторг современников. В честь перевозки камня выбили памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно».
После обработки монолита приступили к установке скульптуры. Совершенный и мастерски исполненный памятник Петру I является одним из высших достижений монументальной скульптуры XVIII в. Фальконе удалось создать его своеобразным, не повторяющим образцы античности и Возрождения. Воспетый А. Пушкиным «Медный всадник» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ансамбля Сенатской площади.
|
|
История создания «Медного всадника»
«Медный всадник» создан по инициативе Екатерины II. А. М. Голицын доверился мастерам Дидро и Вольтеру, а они рекомендовали Этьена-Мориса Фальконе. Скульптор давно мечтал создать грандиозный памятник. Вначале он сделал восковой эскиз. После того как Екатерина II одобрила модель, в 1766 году он принялся за работу над гипсовым монументом. Над созданием головы трудилась ученица Фальконе Мари Ан Колло. Но скульптор посчитал ее работу несовершенной и внес небольшие изменения. Он сделал взгляд Петра более осмысленным и сильным. В результате императрице понравилась работа, и она назначила ученице пожизненную пенсию. Екатерина II хотела установить монумент в самом центре Сенатской площади. Но Фальконе поставил его ближе к Неве. «Медный всадник» был готов в 1782 году, и 18 августа по новому стилю состоялось его открытие. Оно было приурочено к 20-летию царствования Екатерины II и 100-летнему юбилею вступления на престол Петра.
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»
Именно это произведение «солнца русской поэзии» дало памятнику то название, к которому мы привыкли – Медный всадник. Несмотря на то, что скульптура Петра выполнена из бронзы, Пушкин использовал другой эпитет. Более мрачный, тяжеловесный, он лучше соответствовал главной проблеме произведения – противопоставлению мощной государственной машины и человека внутри государства.
Эскиз одной из иллюстраций к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Акварель, карандаш, 1928 г.
Через образ Медного всадника А. С. Пушкин в поэме раскрывает свое отношение к Петру I как к человеку и как к правителю, рассуждает о пути России, о том, каким средствами и жертвами правитель идет к своей цели, стремясь превратить страну в мощную успешную державу.
…Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Описание Медного всадника – чрезвычайно эмоционально, порой даже пафосно, идеально гармонирует с образом самого императора и величественного города.
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
А. Н. Бенуа. Графика, 1905 г.
Главный герой поэмы – Евгений, потерявший свою возлюбленную во время наводнения. Вне себя от горя герой бродит по Петербургу, «встречается» с памятником Петру Великому и вдруг понимает, что именно он – государь – виноват во всех бедах города, основав Петербург в месте мрачном, чуждом для человека. Евгений грозит памятнику, и Медный всадник соскакивает со своего постамента и мчится за безумцем.
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.
История памятника
Монумент поставили по приказу Екатерины II. Императрица хотела обозначить себя как продолжательница реформ Петра I.
Автором первого памятника был Франческо Растрелли. К сожалению, статуя императрице не понравилась и её поставили в амбаре города. Потом в течение 12 лет над созданием памятника трудился Морис Фальконе. Однако и ему пришлось покинуть Россию, не найдя одобрения императрицы, до завершения своего создания.
Императрица и её ближайшее окружение видели монумент другим. Государыня мечтала о статуе императора со скипетром в руке и в римской тунике. Но скульптор видел образ Петра другим.
Завершал работу над объектом Ю.М. Фельтен. Он же выполнял роль профессионала-архитектора, который был нужен, чтобы следить за установкой монумента.
«Гром-камень»
Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. В настоящее время на этом месте находится Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после извлечения камня.
Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «гром-камень» значительно потерял в объеме.
Галина Еремина
Памятники-символы Санкт-Петербурга
Памятники-символы Санкт-Петербурга однозначно можно назвать великими памятниками Северной столицы.
Александровская колонна
Одним из таких служит Александровская колонна на Дворцовой площади, опять-таки воспетый Пушкиным как Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник». Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.
Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан «Памятник» в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли «Александровским столбом», скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.
Александровская колонна была воздвигнута в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана, автора и создателя Исаакиевского собора на одноимённой площади. Монумент ознаменовал собой победу России над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Александровская колонна является великим памятником, поскольку помимо победоносной концепции, по сей день это сооружение остаётся самой высокой колонной, выполненной из цельного камня.
Предлагаем всю информацию в аудиогиде об Александровской колонне и в публикации касательно Александрийского столпа в Санкт-Петербурге.
Другие великие памятники-символы Санкт-Петербурга — Зимний дворец, Арка Главного штаба и сама Дворцовая площадь, Исаакиевский собор и Невский проспект, Петропавловская крепость и шпиль Петропавловского собора, Атланты у входа в Новый Эрмитаж, Спас на Крови и канал Грибоедова, Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова, Дом компании Зингер, Здание Главного Адмиралтейства и кораблик-флюгер на его шпиле.
Современный великий памятник в Петербурге
Самый современный великий памятник и, к тому же, символ Санкт-Петербурга — это Лахта Центр, расположенный в Лахте, одном из исторических пригородных посёлков на западе Приморского района Санкт-Петербурга. Башня Лахта-центра, высотой 462 метра, — самый северный небоскрёб в мире и самый высокий в России и Европе.
В Европе по высоте уступает только сооружению — Останкинской телебашне, высота которой 540 метров. Лахта-центр в Санкт-Петербурге входит в Топ-5 самых экологичных небоскрёбов мира. В целом, сооружение представляет собой комплекс, состоящий из 5 объектов: башни, МФЗ (многофункционального здания), здание арки главного входа, здания КЗС (комплекс зданий и сооружений) и стилобата. Общая площадь объектов — 570 тысяч м².